Преступление и наказание исповедь мармеладова. Правда Сони Мармеладовой

(357 слов) Характер каждого человека определяет его дальнейшую судьбу. Одни из нас, подобно тонким ветвям ивы, гнутся от порыва ветра, других, как прочные железные прутья, не так просто сломить. К числу первых можно отнести и героя знаменитого социально-психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», бывшего мелкого чиновника Семена Мармеладова.

Мармеладова можно назвать одним из важнейших персонажей в произведении. С помощью этого героя автор преподносит читателю важные жизненные уроки. И самым главным является урок под названием «самоуважение». Уважение к себе - залог уважительного отношения к вам со стороны окружающих людей. Часто об этом говорят профессиональные психологи. Ф.М. Достоевский считается умелым мастером по изучению человеческих душ. Именно поэтому на примере Мармеладова мы можем понять, как важно видеть в себе личность, любить и ценить свои старания, заслуги и жизнь в целом.

Знакомство Мармеладова с главным героем романа Родионом Раскольниковым стало для второго катализатором внутренних перемен. История пьяницы и далеко не самого примерного семьянина тронула душу разочарованного в жизни студента. Раскольников еще больше убеждается в несправедливости этого мира, он принимает для себя решение искоренять все источники алчности и зла, которые окружают людей. Конечно, в дальнейшем это приводит героя к роковым ошибкам, но начало было положено доброе: молодой человек помог семье Мармеладова, тайком оставив немного денег.

История бывшего титулярного советника - антипример человеческого поведения и отношения к происходящему вокруг. Из монолога героя стоит подчеркнуть следующие важные правила для того, чтобы предотвратить совершение таких же ошибок, как у Семена Мармеладова. Так, ни в коем случае не нужно чересчур жалеть себя. Подобное отношение к себе может стать камнем преткновения на пути к личностному росту и счастью. Именно чувство сострадания к себе самому не дает мужчине справиться со своим недугом - пьянством. Сам он объясняет Раскольникову, что пьет лишь потому, что на дне стакана видит собственное горе.

Нельзя назвать главу семейства Мармеладовых абсолютно безнадежным и слабым человеком. Герой довольно часто слышит голос собственной совести и даже прислушивается к ней. Об этом свидетельствуют его многократные, пусть и неудачные, попытки все исправить. Однако нерешительность, боязнь поражения оставляют его в тупиковом положении. Таким образом, на примере персонажа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель может усвоить для себя нравственные уроки, цель которых заключается в том, чтобы помочь личности в сохранении своего человеческого «Я».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Подойдя, Раскольников увидел под экипажем раздавленного лошадьми Мармеладова , который пьяным попал под колёса. Вскрикнув: «Я знаю его», Раскольников назвал адрес несчастного и упросил отнести его домой, заплатив за это из собственных денег. Мармеладов был ещё жив.

Дома у Мармеладова как всегда возбуждённая Катерина Ивановна с чахоточными пятнами на щеках, раздевала детей на ночь, рассказывая старшей дочери, 10-летней Поленьке, как в молодости танцевала на балах и каким важным человеком был её отец.

Внесли раздавленного отца семейства. Раскольников рассказал о том, что произошло, и послал за доктором, заплатив и за это. Катерина Ивановна велела Поленьке немедленно бежать за Соней .

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На шум сбежались жильцы из соседних комнат, поднялся гам. Катерина Ивановна кричала: «Дайте хоть умереть спокойно!» Хозяйка квартиры, Амалия Ивановна, требовала, чтобы Мармеладова сейчас же увезли из её комнат в больницу. Катерина Ивановна сцепилась с ней в словесной перепалке.

Приведённый доктор шепнул Раскольникову, что Мармеладов сейчас умрёт. Пришёл священник для исповеди. Умирающий Мармеладов издавал лишь невнятные звуки. Катерина Ивановна поставила детей на колени, они вместе крестились.

Сквозь людей протеснилась приведённая Поленькой Соня , в дешёвом цветном платье. Раскольников видел её в первый раз. Соня выглядела ещё почти девочкой. У неё были замечательные добрые глаза. (См. Внешность Сони Мармеладовой .)

Священник советовал Катерине Ивановне не отчаиваться, а уповать на Бога. В ответ она махнула рукой. Священник корил её за греховное пренебрежение к Всевышнему, но женщина в ответ показала на умирающего: «А это не грех! Куда я детей дену!» Она сильно закашлялась в платок и показала его священнику: он был весь в крови.

Мармеладов, заметив дочь, из последних сил приподнялся и крикнул: «Соня, прости!» Она подбежала к нему. Через мгновение отец умер у неё на руках.

Вызванный квартальный Никодим Фомич узнал Раскольникова: «А, это вы! Вы кровью перепачкались». «Я весь в крови!» – вырвалось у того в ответ.

Раскольников с удивлением почувствовал, что бескорыстная забота о несчастном вызвала в нём ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Оно было особенно ярким после его недавнего глубокого отчаяния – как будто приговорённому к смерти внезапно объявили прощение. Когда Раскольников вышел из квартиры, его догнала маленькая Поленька: сестрица Соня просила узнать его имя и адрес.

– Любите вы сестрицу Соню? – спросил девочку Раскольников.

– Я ее больше всех люблю!

– А меня любить будете? Помолитесь когда-нибудь и обо мне: «и раба Родиона»…

Он вышел на улицу ободрённым. «Довольно! – думалось ему. – Прочь напускные страхи!.. Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой ! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства! Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь».

Проходя мимо дома Разумихина, Раскольников в возбуждении зашёл к нему. Разумихин выбежал со своей вечеринки пьяный. Раскольников не захотел оставаться с гостями, и Разумихин пошёл его провожать.

– Знаешь, мысль о том, что ты – убийца, действительно у них наклевывалась… Но ты Заметову сегодня хороший урок преподал. Он теперь убеждён в твоей невинности. И следователь Порфирий очень хочет с тобой познакомиться.

– Я сейчас у мертвого был, – сбивчиво объяснял другу Раскольников. – Я там все мои деньги отдал… и, кроме того, меня целовало сейчас одно маленькое существо… я там видел еще другое одно существо… а впрочем, я завираюсь; я очень слаб.

…В окне у Раскольникова почему-то горел свет. Они с Разумихиным поднялись наверх, открыли дверь – и увидели в комнате приехавших к Раскольникову мать и сестру Дуню. Те пребывали в страшном беспокойстве, уже зная от кухарки Настасьи, что он проболел три дня, а потом ушёл неведомо куда.

Увидев входящих, они бросились обнимать Родиона. От внезапного осознания, что впервые явился перед родными людьми осквернённый убийством, тот вначале стал, как вкопанный, а потом упал в обморок. Разумихин принялся бурно успокаивать перепуганных женщин.

Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Преступления и наказания» пользуйтесь расположенными ниже кнопками Вперёд / Назад.

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время было во многом переломным. Передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, нагляднее стала несправедливость общественного устройства. Достоевский сумел укрупнить трагедию героя и в ней, как в капле воды, отразить целый мир нового общественного строя — капитализма. Главного героя романа волновали близкие всем и вместе с тем трудно разрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои? Не могущий ничего или все могущий, презревший людские законы и творящий свои — так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Достоевский изображает российскую столицу в пору стремительного развития капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий. Город в романе — не просто фон, он своеобразное «действующее лицо» — он душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Достоевский ведет нас туда, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие Дворы-колодцы, лестницы здесь узенькие, крутые, в помоях. Комнаты рисуются в полутьме. Говоря о социальном положении Раскольникова, автор показывает его «каморку». Достоевский пишет, что Раскольников «задавлен бедностью». Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Или: «изуродован нищетой», «удрученный бедностью». К сожалению, многие люди и сегодня знают, что стоит за этими словами.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня вынуждена продавать себя. Свою исповедь Мармеладов произносит торжественными словами: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!». Таким, как семья Мармеладовых, некуда идти, неоткуда ждать помощи. Подобные потрясения ждут Раскольникова на каждом шагу. И, подобно Мармеладову, он сознает, что виноват перед матерью и сестрой неискупимо. Ведь мать шлет ему последние копейки, а сестра идет ради него на жертву: решается стать женой омерзительного Лужина...

Как грустно, что такие безвыходные периоды и жизненные тупики повторяются в нашей жизни! О положении бедных людей начала XXI столетия, по-моему, следует и должно говорить с такой же болью, как это делал Ф. М. Достоевский. То ли Ф. М. Достоевский один на всех, то ли удобнее не видеть, не замечать, как у людей уходит надежда на нормальную человеческую жизнь?..

Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу который охотится за ней. И вдруг осознает, что все это бесполезно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, исковерканных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Раскольников понимает: страдальцы и страдающие бессильны, а мерзавцы хищники добиваются своего, весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.

Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот мир так бесчеловечно устроен, что кажется иногда бредом безумца. Не случайно последнее испытанное им перед преступлением потрясение — это сон. Герой видит себя ребенком лет семи и его глазами смотрит, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает насмерть маленькую, тощую крестьянскую клячонку. Мы встречались с похожей сценой в стихотворении Н. А. Некрасова «О погоде» (1859). Достоевский идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и безропотного страдания.

Раскольников — человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовым, но изменить такими мерами ничего нельзя. Именно в эту пору Некрасов писал: Материал с сайта

Надрывается сердце от муки, Плохо верится в силу добра, Слыша в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора...

Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов и к обнищанию масс населения. Все это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. Раскольников пытается найти неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Чудовищная по своей сути теория, но поймет это Раскольников не скоро и ценой больших страданий. Какие омерзительные типы появляются в обществе вседозволенности — Лужин и Свидригайлов! Получается чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от лужиных и свидригайловых, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками.

Великий писатель предостерегает нас: если верить, что человечество навсегда разделено на властелинов и покорных власти, то для угнетенных и страждущих выхода поистине нет. На их покорности, на их здоровье, крови, костях, к сожалению, всегда будут утверждать свою власть «наполеоны» всех мастей и масштабов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • где живут герои достоевского?
  • преступление и наказание исповедь мармеладова
  • где живут герои в романе преступление и наказание

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение о душевных терзаниях молодого человека до и после страшного поступка - убийства старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы. Важную роль в сюжете играет знакомство главного героя Родиона Раскольникова с чиновником Семёном Мармеладовым за стаканом пива в трактире.

О чем?

Мармеладов выглядел неподобающим образом. Он был неопрятно одет, но при этом выбрит по-чиновничьи, хотя и давно. В ходе разговора выяснилось, что Мармеладов ночевал на улице в течение нескольких дней. Он рассказал Раскольникову о своей жизни: том, как пропил всё, что было; про жену Катерину Ивановну, заболевшую чахоткой от голода, холода и нервного напряжения; о трёх её детях от первого брака, о его родной дочери Соне, вынужденной пойти на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Мужчина валялся пьяным, поэтому не смог защитить супругу, когда Лебезятников её избивал, и это при том, что женился скорее не по любви, а из жалости, посчитав, что без него она с ребятами пропадёт. Думаю, от этого решения им всем стало только хуже.

Мармеладов понимал, что поступал дурно, но был слаб духом и не мог избавиться от алкогольной зависимости. Он сказал Раскольникову, что боится не побоев жены (они ему даже приятны), а её осуждающего взгляда, красных от болезни щёк, чахоточного дыхания. Однажды Семён решил начать новую жизнь. Устроился на работу, но продержался там только два дня, а после этого был уволен за пьянство. Родион внимательно слушал Семёна, а позднее отвёл его домой, чтобы тот не свалился где-нибудь по пути. Увидев мужа, жена начала бить Мармеладова, утверждая, что он пропил последние деньги. Несчастные дети находились в углу. Мальчик плакал, девочка его успокаивала, а их младшая сестричка спала. Было ясно, что семья дошла до предела нравственного падения. В этот момент автор показал хорошую черту Раскольникова - готовность бескорыстно помочь. Уходя, молодой человек незаметно оставил нищей семье немного монет. Позже он задумался, правильно ли сделал, ведь ему самому нужны были деньги, но пришёл к утвердительному ответу. На этом эпизод закончился.

Смысл эпизода

В контексте произведения семью Мармеладовых можно охарактеризовать, как типичную для Петербурга середины XIX века. Эти люди, сами того не зная, стали частью теории Раскольникова о тварях дрожащих и право имеющих. При этом они были аргументом в пользу того, что от таких зажиточных людей, как старуха-процентщица, надо избавляться, а деньги поделить между теми, кто нуждается в них. По мнению Родиона, убийство «вредных людей» может облегчить жизнь обществу, но на такой поступок способен не каждый. В связи с теорией, Раскольников хочет проверить, к какой категории относится он. Для того чтобы сделать это, молодой человек убивает старуху и случайно зашедшую Лизавету. Родион не является резко отрицательным или исключительно положительным героем. Он, как и многие жители Петербурга, загнан в тупик, но в отличие от большинства, не мирится с этим, а пытается совершить зло во благо.

(11 )

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением. Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему. Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда. Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене. Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад. А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко. Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен. Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени. Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Что еще почитать