Тема урока «Правописание приставок раз-, рас- .»
Цель урока : - повторить написание словарных слов;
Вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;
Вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
числам и падежам;
Воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
языкового материала.
Составил учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Горячий Ключ Черных Виктория Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования
город Горячий Ключ
Разработка урока
по русскому языку
тема «Правописание приставок раз -, рас -»
4 класс
Учитель МОУ СОШ №3
Черных Виктория Владимировна
МО г. Горячий Ключ -2010
Тема урока «Правописание приставок раз-, рас- .»
Цель урока : - повторить написание словарных слов;
Вывести с учащимися правило написания приставок раз-, рас- ;
Вспомнить три лица личных местоимений, их изменеие по
Числам и падежам;
Воспитывать коммуникативные навыки на этапах анализа
Языкового материала.
Ход урока
I. Организационный момент .
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)
А сейчас откройте тетради и запишите число.
II. Словарная работа.
Вспомним правописание некоторых словарных слов, которые нам продиктует Яна (ученик заранее готовит дома слова для диктовки) , а к доске выйдет Саша. (Вызванный к доске ученик записывает под диктовку другого ученика изученные ранее словарные слова).
III. Определение темы урока и постановка цели.
На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках
РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)ОГНАТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ
Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правилино вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разогнать, раздвинуть»).
В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.)
А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)
Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)
Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».
IY. Работа над темой.
Заседание клуба «Ключ и заря»
Откройте учебники на стр. 17 и прочитаем о чём спорили Миша и Костя на заседании клуба «Ключ и заря».
Выполнение упражнения 10 на стр. 18.
Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы все глаголы на –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные с
приставками раз- , рас -, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?
раз л омать рас п исать
раз б росать рас х ватать
раз б олтать рас к атать
раз м ешать рас п ечатать
Рас ш атать
Рас т оптать
Рас с лышать
С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).
С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз- ; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
3. Выполнение упражнения 11 на стр.18.
Задание: Запиши слова. Выдели в них приставка. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.
ра зо бидеть ра зо ружить
ра зу бедить ра зо деться
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласного.
4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.
Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих ?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и подчеркивают его.)
Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученик вызванный к доске вписывает нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)
РА с ШИРИТЬ РА з О Г НАТь РА з ДВИНУТЬ
Y. Закрепление.
1. Самостоятельная работа. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 упражнение 12 стр. 11.
Задание: Впиши приставку РАС- или РАЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.
Найди выделенные местоимения. Маша считает, что это формы одного и того же местоимения. Миша говорит, что это разные местоимения. Подчеркни правильный ответ. Над местоимениями укажи лицо, число, падеж.
Я ____сердился, да как заору:
Нет! Это чужая квартира.
Вяжите, отпустите
Этих маленьких детей.
Тут Федорины коты
Фуфырили хвосты.
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы ____болелись.
А завтра ____скажет он сам
Про все свои подвиги нам .
Кто из лютых когтей
Разъярённых зверей
Нашу бедную Лялечку вызволит?
(К.Чуковский)
Всем очень нужен, знаю я,
Умный
Порядок дня.
(М.Дружинина)
2. Работа в паре. После выполнения работы, соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполнения упражнения.
YI. Итог урока.
Творческое задание: заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС-.
На интерактивной доске отображено задание.
Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…) разглядеть. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.
Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.
YIII. Итог урока.
Правописание какие приставок мы сегодня изучали?
В каких случаях пишется приставка раз-?
Когда мы пишем приставку рас-?
YII. Домашнее задание.
Учебник ч. 2 стр.19 упр.12
1. Приставки без-, воз- (вс-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р ): бе з водный, во з буждение, и з ранить, ни з ложить, ра з делаться, чре з вычайный и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ): бе с классовый, во с питание, в с помнить, и с пугать, ни с ходить, ра с ходиться, чере с чур. Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить.
здание, здесь, здоровье, ни зги приставка не выделяется и согласная з входит в корень.
Примечания: 1. В словах низкий, низший согласная з входит в состав корня, поэтому на письме перед глухой согласной не требуется замена на с . Ср. сложное слово близсидящий.
2. Написания ра с чёт, ра с честь — ра сс читать, ра сс читывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одна буква с (кроме слова бессчётный ), перед корнем чит- пишутся две буквы с.
3. В словах ра з евать, ра з инуть, ра з ор, ра з орить и производных от них пишется одна буква з .
4. В слове ра сс ориться пишутся две буквы с (хотя рас-ссориться ), так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.
2. В приставках раз-//рас- — роз-//рос- в неударяемом положении пишется буква а: р а звали́ть, ра з ли́в, р а списа́ние, р а ссы́пать, в ударяемом положении пишется буква о: р о́ звальни, р о́ злив, р о́ спись, р о́ ссыпь. Но: р о зыскно́й — от р о́ зыск.
Примечание. Перед именем собственным приставка раз- пишется через дефис: Будь ты хоть раз -Ваня — мне всё равно.
3. Приставка с- остается неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной; ср.: сп илить — сб ить, ск рестить — сг рести, ст есать — сд елать, сш ить — сж ить.
1. Приставка пре- придает словам:
1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами очень, весьма ): пр е интересный, пр е неприятный, пр е увеличивать, пр е успевать;
2) значение ‘через’, ‘по-иному’ (близкое к значению приставки пере- ): пр е вращать, пр е ображать, пр е ступать.
3апомните: в современном русском языке в словах презирать, прельщать, пренебрегать приставка пре- не выделяется. В словах президиум, прелюдия и др. приставки нет.
2. Приставка при- придает словам:
1) значение пространственной близости, смежности: пр и брежный, пр и школьный;
2) значение прибавления, приближения, присоединения: пр и делать, пр и бавить, пр и мыкать;
3) значение совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: пр и открыть, пр и остановиться;
4) значение доведения действия до конца: пр и думать, пр и стукнуть;
5) значение совершения действия в чьих-либо интересах: пр и беречь, пр и прятать.
Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др. приставка при- не выделяется.
Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:
пребывать — прибывать
предать — придать
предел — придел
преемник — приёмник, восприемник ← июльский.
Запомните: в слове взимать пишется буква и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, Профиздат, спортинвентарь и т. д.
2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется буква и (так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных буква ы не пишется): межинститутский, межимпериалистический, сверхизысканный, сверхиндустриализация. Так же: двухимпульсный, трёхионный, четырехигольный и т. п.
3. После иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- буква и в начале корня сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм. Ср.: предынфарктный’ (русская приставка) — постинфарктный (иноязычная приставка).
Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.
Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.
Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.
План урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащегося к уроку.
Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на работу.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.
И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.
3. Словарная работа.
Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).
Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )
Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )
Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )
Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).
Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)
приставка | корень | суффикс | окончание |
Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?
Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.
Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.
Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.
Отчизна - (высокое) Отечество, родина.
Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.
4. Объяснение новой темы.
Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.
Безделье до добра не доводит.
У сильного всегда бессильный виноват.
Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?
От безделья собака лает.
Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.
Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.
Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?
Подчеркни первую согласную в корне.
З-?
Повторим буквы, обозначающие согласный звук.
Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.
В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)
Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.
Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?
Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки?
Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?
Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?
Вывод. (с. 33)
5. Творческий диктант.
Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.
6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.
И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.
7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.
Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?
Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.
9. Составление суждения о письме Л. Леонова.
Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.
10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.
11. Проверка выполненного задания.
Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.
Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.
Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?
12. Задание на дом.
Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.
13. Итог урока.
Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.
Какие моменты урока вам лучше запомнились?
В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?
С какими словами из словаря вы познакомились?
Какие слова вы скажете человеку XXI века?
Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?
Оценка за работу на уроке.
Литература
Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С
1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.
2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.
3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».
Упражнение
1. Посреди леса, на ра_
чищенной и ра_
работанной поляне, во_
вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе_
шумно ра_
пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра_
горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _
хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _
хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_
каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в_
глянуть на молнию, когда, ра_
кроивши черные, как уголь, тучи, не_
терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во_
вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_
помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_
мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_
надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_
умным лицом, и_
царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во_
торжествует и последние волны согретого тумана то _
катываются и ра_
стилаются скатертями, то и_
виваются и и_
чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре_
вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе_
престанно, и мы со всево_
можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе_
смысленно-вопрошающей улыбкой, ра_
двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра_
рушающегося двора, вид сильно и_
менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои_
вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе_
покоить, и я надеялся, что пунш ра_
решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра_
ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и_
возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра_
ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _
держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _
веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _
дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и_
вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _
делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в_
ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра_
облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе_
ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _
дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _
делаются для вас бе_
ценны, когда вы в_
помните, что _
десь ра_
вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _
рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _
дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра_
творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.
Методы обучения.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Таблица 1
Тема урока: |
Правописание приставок раз-, рас- |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
|
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Цель: Организация направленного внимания на начало урока |
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок. Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! (слайд № 2) Уточнить, как готовы дети к уроку. |
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку. |
Личностные результаты: Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
Актуализация знаний Мотивировать учащихся на изучение темы |
Учитель сообщает: На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, и мы являемся участниками заседания клуба «Ключ и Заря» (слайд № 3)
Я хочу вам РАСсказать Об Иван Иваныче, Он однажды РАЗболелся Лёжа на диванчике.
|
Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой. Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке. Учащиеся высказывают свои ответы: На уроке мы сегодня будем говорить о приставках рас -, раз-.. |
Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём. Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
Постановка учебной задачи Познакомить учащихся с учебной задачей. |
Учитель спрашивает: Кто сможет назвать тему заседания?
Какие цели вы бы себе поставили, чему хотели бы научиться? (слайд № 6) Объяснить задание: Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на ЭКРАНЕ) (слайд № 7) Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, ф..врал, расстояние
Выделите в этом слове приставку рас-
«Правописание приставок раз- и рас-» И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему? Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние). Откройте учебники на с.17. Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок. Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 9) |
Высказывают свои ответы: Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-. Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-» Прослушиваем высказывания учащихся. Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.
Ответы учащихся:
Взаимопроверка написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд №7) Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги. Чтение учащимися упр.10. Коллективное составление плана работы с заданием. Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика. (В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз- разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас- растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать (слайд № 10) (уточняем перед какой буквой написана приставка) Самопроверка. (слайд № 10) Самооценка (слайд № 11) |
Метапредметные: Анализируют учебную задачу и принимают её, сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли. Познавательные: различать приставки и предлоги. Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю) |
|
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-. |
Отделить все части слова! Разложить по кармашкам!
После написания: учитель спрашивает:
Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных). А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике). |
Разрезают слова, раскладывают по кармашкам (уточняем перед какой буквой написана приставка) Самопроверка. (слайд № 13) Самооценка
Проговаривают алгоритм:
Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши. После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы. |
Метапредметные: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-. Предметные результаты: знать, как пишутся приставки раз-, рас- |
|
Динамическая пауза Цель: Дать возможность уч-ся отдохнуть |
Проведём музыкальную физминутку |
Учащиеся выполняют движения под музыку (слайд № 17) |
||
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач Цель: Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Тром (над)..осквой ра..дался ра.. катистый гром (слайд № 20) Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.
|
Самостоятельное выполнение задания в тетради. Начертить луч самооценки. Учащиеся называют орфограммы и отмечают их на луче. Самоконтроль и самооценка. |
Метапредметные: Самоопределяются в УД. |
|
Рефлексия деятельности Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда. |
Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе. Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 22). |
Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок (уточняем перед какой буквой пишутся приставки) |
Личностные: Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. |
|
Домашнее задание Цель: Дать инструктаж выполнения домашнего задания. |
Домашнее задание: (слайд № 23) т. упр.12, с. 11 в учебнике. стр. 18 правило. На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».
|
Учащиеся читают задание про себя. Задают вопросы по выполнению задания. Понимают, как надо выполнить домашнее задание. |
Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. |
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня