Подольские святые. Подольские новомученики

Одним из старейших достопримечательностей является Троицкий собор Подольска, построенный в 1819-1832 гг. Его возвели в честь победы в Отечественной войне 1812 года, с которой связаны воспоминания о проходившем

Архитектура

Троицкий собор Подольска - единственный среди который имеет пятиглавное завершение. Само здание выполнено из кирпича и оштукатурено. На нем имеются белокаменные элементы. С западной стороны располагаются трапезная и колокольня. Последняя имеет три уровня. В архитектуре собора отражается облик города. Возвышаясь над окрестностями, строение издалека привлекает к себе внимание и оживляет городскую панораму.

История

Троицкий собор в Подольске долгие годы давал людям веру и надежду.

В 1860 году Московский митрополит назначил священником собора выпускника Московской духовной семинарии Николая Косминкова. Более тридцати лет он служил в Троицком соборе Подольска. Во время его работы в храме здание привели в надлежащий порядок. Вокруг посадили деревья, заменили ограду из дерева на каменную.

В 1886 году был выбран староста - купец Н. Каноныкин. Он занялся утеплением церкви. Он же соорудил новый иконостас с драгоценными ризами. Спустя несколько лет обновили трапезную. Ее стены были расписаны священными изображениями, появились иконостасы, закуплена

Троицкий собор города Подольска стерпел все испытания во времена богоборчества и устоял.

Настоящее чудо

В 1866 году в Подольске свирепствовала эпидемия холеры. Отец Николай не побоялся подхватить заразу, первым пошел по домам больных и начал причащать их. Это действие показало людям, что он настоящий пастырь, ревностный и истинный. В те тяжелый дни из Бронницы привезли икону Иерусалимской Божией матери. Ее образ обнесли крестным ходом вокруг города и эпидемия прекратилась. За избавление от болезни для собора приобрели копию иконы. Перед ней совершались молебны в память о заступничестве во время болезни.

С 1991 года при Свято-Троицком соборе Подольска открыта воскресная школа. Это одна из самых больших школ Московской епархии, которую посещают более двухсот воспитанников. В ней каждый христианин может укрепить веру, а также развить приходскую жизнь.

Святые собора

В Троицком соборе имеются свои святыни. К ним относят икону Иерусалимской Божией Матери, которую стали почитать с 1866 года. Есть два мощевика, в которых хранятся частицы 140 святых. В дни их памяти совершаются полиелейные службы. Здесь есть иконы Петра и новомучеников Подольских.

В 2004 году в золотые киоты были установлены вновь отрисованные иконы Неупиваемая Чаша и Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

У храма

Возле собора располагается памятник генералу М. Милорадовичу и его гренадерам, погибшим в сражении с наполеоновским войском в 1812 году. Установленный обелиск при советской власти был заменен на скульптуру К. Маркса. И только в 1995 году, памятник вернули на место. Его украшают Александровский герб и табличка с описанием поступка воинов.

Мощи святых

На протяжении многих столетий, тысячелетий сохраняются нетленными мощи святых. В истории церкви не раз упоминаются случаи, когда мощи святых спасали от разных несчастий. Они обладают уникальной силой, и даже самая малая частичка святого способна творить чудеса.

В Троицком соборе имеется два мощевика, где собраны мощи ста сорока святых. Их сила изливается на верующих, исцеляет от самых разных недугов. В дни святых, чьи мощи хранятся в соборе, проводятся службы.

Колокола

В соборе имеется семь колоколов. Самый большой весит шесть тысяч килограмм. Самый маленький - 135 кг. Каждый из них посвящен определенным иконам, которые на них изображены. На некоторых изображен а на каких-то - крест-распятие.

Богослужение

В Троицком соборе Подольска, расписание богослужений зависит от дня недели. В обычные дни в храме проводят утреннюю литургию в 7.00, в 17.00 - вечернюю, в 9.00 - повечерие.

По воскресеньям утренняя начинается в 6.30.

Позднюю литургию, панихиды проводят в 9.30.

Собор работает с понедельника по субботу с восьми утра и до семи часов вечера. В воскресенье - с 6.30 и до 19.00.

Священнослужители

В соборе пять священников: В. Тимченко, К. Михайлов, П. Попов, К. Семенов, В. Писарев. Настоятель храма - протоиерей Александр Ганаба.

Архимандрит - Савватий.

Протоиерей - Н. Семенюк.

Дьяконы - А. Орехов и А. Самоделкин.

Протодиакон - В. Ганаба.

На территории Подмосковья находятся более 100 святых источников. Все они, согласно поверьям, обладают необыкновенной целительной силой. Но у каждого такого родника, бьющего из земли, есть свои особенности.

1 В Чеховском районе расположена Вознесенская Давидова пустынь. Преподобный Давид основал ее в глухих лесах на берегу Лопасни в 1515 году. Там и сейчас монастырь, а в 10 километрах от него находится подворье пустыни с храмом, где и бьет источник преподобного Давида. Для удобства паломников сделаны две купальни.

Народная молва утверждает, что вода источника одна из самых "сильных" в Подмосковье, особенно помогает при заболеваниях глаз и органов пищеварения.

Как добраться:

С Курского вокзала электропоездами, следующими до станции "Чехов", "Серпухов" и "Тула", до станции "Чехов". Далее от городского автовокзала до поселка Новый Быт.

На машине надо ехать по Симферопольскому шоссе, свернуть на втором повороте на Чехов. Увидев указатель на Крюково, свернуть с шоссе и двигаться прямо до поселка Новый Быт.

2 Саввино-Сторожевская обитель (возле Звенигорода) появилась более 600 лет назад. Ее основал монах Савва, ученик Сергия Радонежского. Сохранилось множество рассказов о чудесных исцелениях больных, приложившихся к мощам Саввы Сторожевского. Источник, освященный в честь него и известный с XIV века, расположен примерно в 700 метрах от монастыря возле пещеры святого. Там возведена часовня с мужской и женской купелями.

С собой паломники обычно увозят не только целебную воду, помогающую, как считается, при глазных и многих других болезнях, но и необыкновенно вкусные монастырские хлеб и квас.

Как добраться:

Электропоездом от Белорусского вокзала до станции Звенигород, далее автобусом N 23 или N 51 до остановки "Монастырь", а также автобусом от ст. метро "Кунцевская" до города Звенигорода.

На машине лучше всего ехать по Новорижскому шоссе. От Звенигорода - до указателя "Саввино-Сторожевский монастырь".

3 Святой источник "Гремячий" находится в четырнадцати километрах к юго-востоку от Сергиева Посада, неподалеку от деревни Взгляднево. Его иногда называют Гремячим водопадом, потому что мощные родники на крутом известняковом склоне реки Вондиги бьют из расщелины с высоты 25 метров. Шум струй слышен издалека.

Народная молва каждому из потоков ключа дала свои названия - Вера, Надежда, Любовь. Считается, что у каждого из них свои целебные свойства: правый - "от сердца", средний - "от головы", левый - "от женских болезней". Ученые утверждают, что вода напоминает по составу знаменитые источники Кисловодска. В ней содержится целебный радон. Поэтому врачи советуют пить ее в ограниченных количествах.

Как добраться:

Электричкой с Ярославского вокзала до Сергиева Посада. Затем пересесть на автобусы, следующие до поселков Воронино или Малинники. Далее пешком. (Сбиться с дороги трудно - паломников всегда много.)

На машине надо ехать по Ярославскому шоссе. На 65-м километре от МКАД перед постом ДПС по указателю "Нижний Новгород" повернуть направо на трассу А-108, проехать 10 километров до щита с надписью "Государственное заповедное лесоохотничье хозяйство "ЗАГОРСКОЕ". Там, не доезжая километрового столба с отметкой "16", cвернуть направо на дорогу с щебеночным покрытием. Перед деревней Ботово повернуть направо на "грунтовку" и мимо деревни Взгляднево проехать 3,3 километра к источникам.

4 "Барский колодец" в деревне Мураново находится в Пушкинском районе. Там стоит усадьба, связанная с именами Пушкина, Тютчева, Аксакова, Гоголя... На ее территории и бьет ключ "Барский колодец". В народе верили, что омывшимся этой водой даруется исцеление. Когда владельцами усадьбы стали Тютчевы (семья была очень набожной), они построили на ее территории храм Спаса Нерукотворного, и к источнику стали совершаться крестные ходы и водосвятные молебны. Ученые исследовали ее состав. Выяснилось, что вода обладает высокой биологической активностью. Даже цветы, политые ей, лучше растут.

Как добраться:

Электричкой с Ярославского вокзала до станции "Ашукинская", затем автобусом N 34 или "автолайном" до Музея-усадьбы Ф. И.Тютчева.

На своем транспорте - двигаться по Ярославскому шоссе, на 44-м километре будет указатель "Музей-усадьба Ф.И. Тютчева", от него до усадьбы - рукой подать.

5 В Щелковском районе в деревне Костыши находятся два целебных родника. Местные жители утверждают, что вода из источника, освященного в честь Параскевы Пятницы (ее называют целительницей), помогает лечить глазные болезни. Рядом расположен другой ключ, названный в честь "Страстной иконы Божией Матери".

Как добраться:

Автобусом N 335 от станции метро "Щелковская" до деревни Костыши.

На машине - ехать по Ярославскому шоссе до Пушкино, затем повернуть на Красноармейск. Там, где дорога делает круг, повернуть на Ногинск. Через 10 километров еще один круг. Повернуть на Фряново. Перед мостом сделать поворот налево, к деревне Костыши.

Внимание

Где еще можно набрать святой воды

  • В Сергиево-Посадском районе, на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры, - святой источник преподобного Сергия Радонежского. Рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы бьет родник, названный в честь Иоанна Крестителя.
  • В Можайском районе - святой источник Чудотворной иконы Божьей Матери Колоцкой. Находится рядом с Успенским монастырем у села Колоцкое.
  • В Дмитровском районе - святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери. Часовня над родником с купелью находится в селе Ильинское.
  • В Пушкинском районе - святой источник "Грибаново". Часовня Петра и Павла над родником расположена у деревни Грибаново.
  • В Подольском районе есть освещенный источник "Еринский". Часовня Параскевы Пятницы над родником построена у санатория "Ерино", где минеральной водой лечат от заболеваний пищеварительной системы.
  • В Ленинском районе - святой источник новомучеников и исповедников Российских. Располагается в селе Десна-Буревестник.

Десницу (правую руку) святителя Спиридона Тримифунтского 24 августа доставят с греческого острова Корфу в Россию. В московском регионе к мощам можно будет приложиться не только в столице, но и в Подольске , Коломне, а также селе Шкинь. Об этом рассказали в пресс-службе патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

С 24 августа по 15 октября в России пребудут мощи одного из самых почитаемых православных святых – святителя Спиридона Тримифунтского. Десница чудотворца побывает в 12 регионах России. В Московском регионе мощи святого пробудут с 7 по 9 сентября, – заявила пресс-служба.

Святыня будет находиться в Подольске в Кирилло-Мефодиевском храме 7 сентября, затем ее перевезут в село Шкинь Коломенского района. Прикоснуться к мощам будет возможно в Свято-Духовском храме 8 сентября, а также с 8 по 9 сентября в Успенском кафедральном соборе Коломны.

По словам пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова , в Москве мощи будут находиться в храме Христа Спасителя с 22 октября. Поклониться святыне можно будет также в Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске, Чебоксарах, Ярославле, Кемерово, Санкт-Петербурге, Туле, Твери, Саратове.

Спиридон Тримифунтский - христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец. Он родился на острове Кипр в деревне Ассия около 270 года. Своей жизнью Спиридон стремился подражать ветхозаветным праведникам. Доброжелательност ь и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых. За добрые дела Бог наделил будущего святителя дарами прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. Спиридон Тримифунтский — участник Первого Вселенского Собора, созванного в городе Никее в 325 году по приказу императора Константина Великого . Целью Собора было определение основных истин православной веры и осуждение ереси священника Ария. Благодаря чудесным доказательствам святителя Спиридона, арианство было осуждено и отвергнуто иерархами Церкви. Скончался святитель около 348 года во время молитвы. С 1984 года и по данный момент десница святителя хранится на Корфу в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами.

Где можно будет поклониться мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Подмосковье:

7 сентября - г. Подольск, Кирилло-Мефодиевский храм :
Московская область, город Подольск, Тепличная улица, д. 1, с 9.00 до 24.00.

8 сентября - село Шкинь Коломенского района, Свято-Духовский храм :
Московская область, Коломенский район, с. Шкинь, ул. Центральная, д. 48, с 8.00 до 19.00.

8 и 9 сентября - г. Коломна, Успенский кафедральный собор :
Московская область, г. Коломна, ул. Казакова, д. 5. Режим доступа к святыне уточняется.

Пресс-служба администрации Городского округа Подольск по информации сайтов «Москва 24» и «Патриархия.ру»

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

Свя-щен-но-му-че-ник Сер-гий ро-дил-ся 18 фев-ра-ля 1883 го-да в се-ле Во-ро-но-во По-доль-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Ва-си-лия Фе-ли-цы-на. Сер-гей Ва-си-лье-вич окон-чил Пе-ре-р-вин-ское учи-ли-ще и три клас-са Мос-ков-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии и в 1904 го-ду был опре-де-лен пса-лом-щи-ком в Пре-об-ра-жен-скую цер-ковь в се-ло Бу-жа-ро-во Зве-ни-го-род-ско-го уез-да.
В 1907 го-ду он был пе-ре-ве-ден в Вос-кре-сен-скую цер-ковь в се-ло Сер-тя-ки-но По-доль-ско-го уез-да. Здесь он же-нил-ся на уро-жен-ке это-го се-ла Ве-ре Сер-ге-евне Осет-ро-вой. Впо-след-ствии у них ро-ди-лось во-семь де-тей.
В 1918 го-ду Сер-гей Ва-си-лье-вич был ру-ко-по-ло-жен в сан диа-ко-на, в 1921 го-ду - в сан свя-щен-ни-ка к Вос-кре-сен-ско-му хра-му се-ла Сер-тя-ки-но, в ко-то-ром про-слу-жил до дня сво-е-го аре-ста. Был на-граж-ден на-бед-рен-ни-ком и ка-ми-лав-кой.
При-ход со-сто-ял из жи-те-лей се-ла Сер-тя-ки-но и де-ре-вень Ма-лое и Боль-шое Тол-би-но и Ни-ку-ли-но, на-хо-див-ших-ся в пя-ти ки-ло-мет-рах от хра-ма. Отец Сер-гий боль-ше все-го за-пом-нил-ся при-хо-жа-нам хри-сти-ан-ской доб-ро-той.
27 но-яб-ря 1937 го-да в два ча-са но-чи отец Сер-гий был аре-сто-ван и за-клю-чен в тюрь-му го-ро-да Сер-пу-хо-ва. Арест от-ца Сер-гия по-тряс его су-пру-гу так, что у нее про-пал го-лос, и она зна-ка-ми от-ве-ча-ла на тре-бо-ва-ния со-труд-ни-ков НКВД по-ка-зать все ме-ста, ко-то-рые они хо-те-ли обыс-ки-вать. Свя-щен-ни-ка об-ви-ни-ли в том, что он «враж-деб-но на-стро-ен к со-вет-ской вла-сти и имел тес-ную связь с контр-ре-во-лю-ци-он-но на-стро-ен-ным ку-ла-ком За-рен-ко-вым, аре-сто-ван-ным за контр-ре-во-лю-ци-он-ную де-я-тель-ность». Свя-щен-ник был до-про-шен сра-зу же по-сле аре-ста.
- Ко-го из свя-щен-ни-ков По-доль-ско-го рай-о-на вы зна-е-те? - спро-сил сле-до-ва-тель.
Отец Сер-гий от-ве-тил, что зна-ет свя-щен-ни-ка бли-жай-ше-го к нему при-хо-да, а так-же свя-щен-ни-ка, ко-то-рый ра-нее был бла-го-чин-ным, и бла-го-чин-но-го в на-сто-я-щее вре-мя.
- След-ствию из-вест-но, что вы сре-ди на-се-ле-ния рас-пус-ка-ли про-во-ка-ци-он-ные слу-хи о том, что со-вет-ская власть и ком-му-ни-сты идут по пу-ти, из-ло-жен-но-му в Свя-щен-ном Пи-са-нии. Рас-ска-жи-те об этом.
- Я про-тив со-вет-ской вла-сти и пар-тии сре-ди на-се-ле-ния ни-че-го не го-во-рил, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы при-зна-е-те се-бя ви-нов-ным в том, что сре-ди на-се-ле-ния про-во-ди-ли ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию, на-прав-лен-ную на дис-кре-ди-та-цию со-вет-ской вла-сти и пар-тии?
- Ви-нов-ным се-бя в предъ-яв-лен-ном мне об-ви-не-нии я не при-знаю, по-то-му что сре-ди на-се-ле-ния се-ла Сер-тя-ки-но я ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции не вел, - от-ве-тил свя-щен-ник.
На этом до-прос был за-кон-чен. 1 де-каб-ря 1937 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла от-ца Сер-гия к рас-стре-лу. Свя-щен-ник Сер-гий Фе-ли-цын был рас-стре-лян 15 де-каб-ря 1937 го-да и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Де-кабрь». Тверь, 2004 год, стр. 43-45.

Что еще почитать