Описание сечи в повести тарас бульба кратко. Образ Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Гоголя

Из различных мест повести можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, быте запорожцев в мирное и военное время. Сечь находилась в нижнем течении Днепра, на одном из многочисленных островов ниже порогов, которыми в этом месте усеяно русло реки.

Остров этот назывался Хортица; впрочем, запорожцы несколько раз переносили местопребывание Сечи с одного острова на другой; она состояла из двух частей: собственно Сечи и предместья, находившегося на расстоянии полуверсты от последней.

Сечь состояла из обширной площади, по краям которой были разбросаны крытые дерном курени. В куренях жили, т.е. ели и спали запорожцы; на площади они собирались для совещаний разного рода. За куренями находился небольшой земляной вал и засека, которые никем не охранялись. Вот и все внешнее устройство Сечи.

Ничего грозного, воинственного она, по-видимому, не представляла, если не считать, что на крышах некоторых куреней, а всего их было около шестидесяти, стояли пушки, а посреди площади находился высокий столб с привязанными к нему литаврами, палки от которых хранились всегда у довбиша.

Никаких укреплений и строений на Сечи больше не было. Перед Сечью лежало в полуверсте предместье, попасть в которое можно было прямо с парома, плававшего по толстому канату между островом Хортицей и правым берегом Днепра. При въезде в предместье было расположено штук двадцать пять кузниц, из которых оглушительно раздавались удары тяжелых молотов.

Само предместье имело вид длинной и широкой улицы, вдоль которой были расположены лавки кожевников, оружейников, шинкарей. Встречались также переносные лотки мелких торговцев, у которых можно было получить положительно все, что угодно: кремни, огнива, порах, платки и даже готовое съестное. Предместье было необходимо для Сечи, так как запорожцы сами почти ничего не делали, а только умели «пить да палить из ружей».

Предместье одевало, поило и кормило Сечь; без него она ни в коем случае не могла обойтись. Естественно, что в предместье Сечи должны были жить и работать люди других национальностей, коль скоро сами казаки ничем почти не занимались.

Так оно и было. Там можно было найти людей почти всех национальностей: татар, армян, турок, евреев и т.п. Не было там только женщин, им под страхом смерти было запрещено показываться в предместье Сечи. Вообще Сечь имела характер и производила впечатление военной суровой организации, или братства со строгими правилами, при помощи которых и можно было поддерживать относительный порядок и лад среди запорожцев.

Все члены этого многолюдного братства были в мирное время абсолютно свободны и равны между собой. Власть кошевого и старшин была чисто номинальной; в любую минуту запорожская рада могла сменить их всех разом.

Пример этого мы имеем в самой повести. «Подговоренные Бульбой запорожцы в один миг собрали раду и с ругательствами приказали ему положить палицу, знак его достоинства, а прочиевласти оставили на местах». Составляя род военного братства, целью которого была защита православной религии и народной самобытности от чьих бы то ни было посягательств, запорожцы ничем и не занимались, кроме войн, которые были почти беспрерывны.

Естественно, что и организация строго соответствовала цели этого братства. Все запорожцы делились на курени, Т. е. на более мелкие военные единицы, во главе которых стоял куренный атаман, заведовавший всеми делами куреня.

Члены куреня обыкновенно у себя ничего не держали; ели из одного котла все, для чего и держали кашевара; казаки одевались из общего запаса платья и оружия; только оно одно ценилось казаками и составляло их гордость и предмет алчных исканий.

Состав этого военного братства был до чрезвычайности разнообразен. Здесь были те люди, которые от притеснения евреев — арендаторов бросили свой дом, свое хозяйство и убежали на Сечь искать воли, здесь были и бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы, но были и такие, которые хорошо знали произведения Цицерона, Горация и других классиков, было также много офицеров, которые потом отличались в королевских войсках, были и просто записные вояки, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы не воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы.

Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари. Кого тут только не было! Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатой парчи, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Условиями поступления в число членов Сечи были следующие требования: нужно было верить во Христа, в Святую Троицу и уметь креститься; удовлетворивший этим требованиям мог поступать в какой ему угодно курень.

Власти на Сечи все были выборные; они были следующие: кошевой, знаком достоинства которого была палица; судья, У которого хранилась войсковая печать; писарь с необходимыми принадлежностями своей должности — чернильницей и пером, и есаул с жезлом; за ними следовали куренные атаманы.

Самого ничтожного повода иногда было достаточно, чтобы сменить все власти, и в мирное время обыкновенно старшины низко кланялись пред «радою казацкою» и заискивали у нее.

Все важнейшие дела решались на «раде», причем часто доходило до рукопашной и даже до убийств. Ввиду этого казакам запрещено было являться на «раду» вооруженными, но и это не помогало. Своевольная толпа очень часто убивала кошевого, вздумавшего ей противоречить и не заслужившего ее доверия.

Сечь была очень похожа на демократическую республику, не управляемую никакими законами. Законов, действительно, никаких не было, но были обычаи, имеющие, однако, силу закона.

Обычаи эти были суровы до чрезвычайности, но только такими мерами можно было удержать эту своевольную и разношерстную толпу. За воровство, например, у своего товарища по обычаю назначалась медленная смертная казнь, состоявшая в том, что провинившегося привязывали к столбу на площади и клали возле него дубину.

Всякий проходящий мимо должен был нанести привязанному удар по мере сил своих, и таким образом несчастного заколачивали до смерти. Казака, не отдавшего долга своему товарищу, обыкновенно приковывали к пушке и в таком положении он оставался до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не выкупал его.

Казака, убившего своего товарища, присуждали быть закопанным живым вместе с гробом убитого. В военное время все преображалось. Власть кошевого и старшин становилась неограниченной, а сам он становился как бы на аршин выше.

Казаки в поход брали с собой очень немного. Все нужное находилось в обозе. Обыкновенно брали по два коня на человека и оружие. Обоз, состоящий из многочисленных крытых телег, тащили волы.

В случае неожиданного нападения казаки составляли возы в два или три замкнутых круга так, что получался род крепости, взять которую почти не было никакой возможности, так как казаки с возов и из-за них открывали беспрерывный огонь из самопалов; в промежутках между возами ставились пушки, которые заставляли держаться неприятеля на почтительном расстоянии от казацкого табора.

Точно таким же образом поступали казаки с осажденными ими городами — с той только разницей, что в середине казацких возов оказывались городские стены. Следует заметить, что запорожцы вообще не любили осаждать городов.

Если не удавалось взять город с первого же приступа, то казаки бросали его и появлялись в той местности, где их меньше всего ожидали. Быстрота их передвижений, несмотря на многочисленный и тяжелый обоз, была поразительна и приводила в изумление иностранных офицеров.

Казаки были почти неуловимы. Путь их похода обоз начался пожарами и трупами. Над ними чинили зверства, и казаки платили своим поработителям той же монетой и не знали пощады.

Женщины, старики и даже дети были безжалостно избиваемы. Особенно жестокая расправа была всегда с евреями. В жестокостях с ними казаки доходили до виртуозности.

Если поход был морской, то казаки готовили челны, смолили их, конопатили, стягивали крепкими канатами, привязывали к бортам их пучки тростника для большей устойчивости и в таком виде совершали набеги на самые отдаленные берега Черного моря, путь к которым был уже давно проложен морскими походами первых киевских князей, о чем казаки отлично знали.

Само собой разумеется, что военная тактика казаков в этом случае была совершенно иная, чем в сухопутном походе. В повести, впрочем, о морских набегах казаков упоминается слегка, и трудно по ней создать себе ясное представление об их действиях на море.

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.

Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.

Цели:

1. Образовательная:

  • создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»;
  • учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.

2. Развивающая:

  • создать условия для развития речи учащихся путем пересказа, словесного рисования для развития аналитического мышления.

3. Воспитательная:

  • создать условия для воспитания гражданских качеств у учащихся: патриотизма, братства, воинского долга, отношения к законам, преодоления жизненных трудностей.

Во время урока дети зачитывают и пересказывают эпизоды по порядку. Учитель должен комментировать каждый ответ, обращать внимание на важные детали, без которых невозможно понять текст. Нужно «проложить путь» к следующему уроку, который будет посвящён сравнению образов Остапа и Андрия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

Образ Сечи. (глава 2)

Напротив каждого пункта напишите страницу соответствующую содержанию того или иного эпизода.

1.Предместье Сечи.

2.Основные занятия запорожцев.

3.Устройсво быта казаков на Сечи.

4. Нравы казаков:

Если украл

Если задолжал

Казнь за убийство

Отношение Андрия к казни

5.Жители Сечи:

Жиды, армяне, татары

Казак, спящий на площади

Танцующий казак

Казак, зашивающий рубаху

6.Обряд принятия казака в войско на Сечи

7.Разговор Бульбы с кошевым о войне

8.Выборы кошевого

9.Разговор казаков с Кирдягой

10.Обряд принятия в кошевые*

* Кошевой атаман или просто кошевой - глава войскового управления (коша ) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"(по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Вот откуда разливается воля

и казачество на всю Украину!

Н. Гоголь. Тарас Бульба

Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнета-ли крестьян, преследовали все национальное, пытались на-садить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жиз-ни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольно-сти, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запо-рожская Сечь.

Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами развора-чивается яркий и живой образ «колыбели» вольного каза-чества. Много страниц в повести посвящено описанию За-порожской Сечи и борьбе запорожских казаков против за-хватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «...все, что могло спасаться, спасалось. Все подыма-лось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под име-нем запорожского войска...»

Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как во-площение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прослав-ляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и креп-кие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»

Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь».

Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь цари-ли строгие (и даже жестокие порой), но справедливые за-коны. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чув-ство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смерто-убийство. Материал с сайта

В остальном же «Сечь представляла необыкновенное явление». Она состояла из отдельных независимых куре-ней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли «батьком» за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топли-во. Из казаков «никто ничем не заводился и не держал у себя», даже личные деньги отдавались «под сохран» курен-ному атаману.

Во главе казацкого войска стоял выборный старши-на — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.

Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любо-вью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кратко о запорожской сечи
  • образ запорожской сечи в повести тарас бульба
  • запорожские казаки и мандельштам
  • законы жизни запорожской сечи
  • что из себя представляла запорожская сечь?

Тема : Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

Боевое товарищество казаков.

Цели :

    обучающие:
    - познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;
    - раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;
    - дать представление о народном творчестве украинских казаков.

    развивающие:
    - способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, сетью
    Internet ;
    - формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;
    - развивать умение давать оценку литературным явлениям;
    - развивать творческие способности;

    воспитательные:
    - воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

    объяснительно-иллюстративный,

    эвристический,

    частично-поисковый.

Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…», презентации учащихся «Этимология слова Сечь», «Историческая справка», отрывок из фильма А.Красько «Тарас Бульба», презентация учителя «Образ запорожской Сечи в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», видео с народным танцем гопак.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель:

На прошлом уроке мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.

(Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, думы, песни).


Я напомню вам слова В.В.Вересаева: «Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный…»

Слайд 2. Звучит отрывок из народной песни «Ах ты, степь, широкая…»

А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба» назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?

Анализ отрывка текста.


Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь.

Слайд 3. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков. Запишите тему нашего урока: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков».

Дома вы выполняли групповые компетентностно – ориентированные задания (КОЗы). Приглашаю первую группу, девочки должны рассказать нам о таком историческом явлении как Запорожская Сечь. Остальные слушают и попытаются потом ответите на вопрос «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?

Выступление первой группы.

Выступление второй группы: «Происхождение слова сечь».

Наша задача выяснить, какой предстаёт сечь в повести Гоголя «Тарас Бульба». Снова обратимся к тексту.

1) Какая картина предстала перед глазами путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?

2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание?

3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?

Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». Его анализ.

1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный).

2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

(Вольный, воля).

Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

Просмотр отрывка из фильма «Тарас Бульба» (Запорожская сечь и её нравы).


- Что особенно поразило вас в этом отрывке? (нравы).

Слайд 5. Работа с карточками.

Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Так ли это?

Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

Почему казаки подержали Тараса?

Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?

Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими? Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Слайд 6. Посмотрите, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. (Показать картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» пауза) Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся? (ответ).

1) В чем сходство героев изображённых Репиным и героев, которых создал Н.В.Гоголь?

2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?

Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, не чему не подчинилось…»

Рефлексия.

А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь.

Конечно, в Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть страх наказания.

По мнению Н.В.Гоголя, именно в Запорожской Сече, независимой, гордой, справедливой, основанной на равноправии и братстве, могут рождаться героические характеры.

Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.

Обращался великий прозаик и к далекому прошлому украинского народа. Таким произведением стала повесть «Тарас Бульба».

Главное внимание в повести приковывает к себе Запорожская Сечь.

Знакомясь с главными героями произведения Тарасом Бульбою, его сыновьями Остапом и Андрием, образ Сечи нарисован только схематически. Только в рассказах главного героя идет о ней речь.

Что читатель узнает о ней? Это школа для настоящих Казаков. Именно там Остап и Андрий будут усовершенствовать свое боевое искусство. О смелости и силе говорит уже тот эпизод, когда Остап поборол даже родного отца.

После непродолжительного пребывания дома, Тарас решительно настроился определить своих сыновей в Сечь. Еще с вечера он выбрал для них самых лучших коней. Выбрал слуг. НА следующий день Андрий и Остап уже были одеты как настоящие казаки. От их убранства семинарии не осталось и следа.

И вот тут писатель детально изображает ее. Какие были традиции на Запорожье, как принимали в казаки, каким был образ жизни этих отчаянных людей.

Что первым бросилось в глаза Остапа и Андрия – это праздность и веселие. Бывалые и молодые, смелые казаки-мужчины в повседневных посиделках оставались побратимами и товарищами. Все проступки наказывались: и драка, и обида, и кража, и убийство. Проворовавшегося привязывали к столбу. Тот, кто проходил мимо, обязательно должен был ударить виновного дубиной. И тот стоял там до тех пор, пока его не забивали насмерть.

Должник стоял, прикован к пушке. И он стоял там до тех пор, пока кто-либо из казаков не погасит его долг.

Но не могли казаки забыть убийство своего боевого друга. Андрий с содроганием вспоминал, как похоронили живьем убийцу и убиенного. Это было из самых строгих наказаний.

Каждый казак был прикреплен к куреню. Куренной атаман был главным, и называли все его батьком. Он распоряжался деньгами, одеждой и едой. Ему отдавали казаки свои деньги на сохранение.

Все эти законы строго соблюдались. Но если кошевой атаман не устраивал казаков, то всеобщим собранием и голосованием его переизбирали.

Вот такой была Запорожская Сечь – кузница отваги и мужества. Сколько сильных и смелых людей она воспитала. Читаешь повесть и поистине восторгаешься мастерством великого прозаика Н.В Гоголя.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Пушкина О золотом петушке

    А.С. Пушкин в 1834 году написал произведение «Сказка о золотом петушке». В этот период автор много размышлял о судьбе Родины. Сказка немного напоминает «Легенды об арабском астрологе»

  • Быт и нравы города Калинова сочинение по рассказу Островского Гроза

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове

  • Двоекуров в романе История одного города характеристика образ сочинение

    Глупов - именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

  • История создания повести Гранатовый браслет Куприна (прототипы героев, история написания)

    Произведение, ключевой темой которого является извечный любовный вопрос, представляется собой повесть, написанную на основе реальных событий, пережитых матерью приятеля писателя Любимова.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

Что еще почитать