Описание комнаты раскольникова. Интерьер комнат героев романа преступление и наказание

Г. Чулков писал про Достоевского: «Бытие – по Достоевскому – трагический театр. И эти его верования определяли его поэтику, его повествовательный жанр, его романы-трагедии».

До этого Чулков указывает, что Достоевский мало интересуется обстановкой действия, что «описательная часть его не интересует».

Попробуем проверить.

Утверждения Чулкова основаны, по-нашему, на четко замеченных, но неправильно оцененных чертах поэтики Достоевского.

Вряд ли правильно сближать произведения Достоевского по жанру с произведениями драматическими.

Достоевский в своих письмах точно указывал, что его произведения – трудный материал для драмы; он считал, что форма романа им органически присуща и, так сказать, неизбежна.

Посмотрим же, как построены описания у Достоевского, чем они отличаются от «обычных» описаний.

Ремарка драмы рассказывает об обстановке, причем обстановка дается сразу, целиком. Драма может повторить эпизод, но не может по-разному показать одну и ту же обстановку или один и тот же пейзаж, у драмы и нет этой необходимости.

В стремительных романах Достоевского, в тот момент, когда происходит действие, описывать уже поздно. К этому времени обстановка должна быть подготовлена, причем подготовлена таким образом, чтобы читатель не заметил подготовки. У него должно быть ощущение свободы восприятия, представление, что он видит вещи и рассматривает их так, как сам хочет.

Проследим несколько описаний у Достоевского в «Преступлении и наказании».

Книга начинается так:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу, и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру».

В этом коротком описании дано время действия, указан возраст героя, местожительство героя и только упомянута его квартира. Все это для ремарки было бы слишком коротко. Описание нарочно не развернуто.

Только через двадцать страниц текста, в начале третьей главы первой части романа комната описывается подробнее, причем она дается не сама по себе, а проводится через восприятие только что проснувшегося героя, который осматривает ее с ненавистью: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и наконец неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».

Работу выполнили: Печенкин Георгий,
Мугинова Регина, Ширяев Егор,
Богатенкова Елизавета, Угарин Артем,
Цыганкова Анастасия, Бобожонов Саша.

В романе «Преступление и наказание» важную
роль играет описание интерьеров.
С помощью описания интерьеров автор передает
атмосферу произведения и помогает еще лучше
понять характер героя. То, что окружает человека
влияет не только на его взгляды и мировоззрение, но
и на его душевное состояние.

Описание каморки Раскольникова

Жилище Раскольникова играет
важнейшую роль в формировании его
душевного состояния. Каморка,
морская каюта, шкаф, сундук, гроб и
т.д. - все эти эпитеты относятся к
крошечному жилищу Раскольникова.
...там-то, в углу, в этом-то ужасном
шкафу и созревало все это вот уже
более месяца…
...дурная квартира...точно гроб...я
уверена, что ты наполовину от
квартиры стал такой меланхолик…
...ему стало душно и тесно в этой
желтой каморке, похожей на шкаф
или на сундук. Взор и мысль просили
простору...

Крошечная комната, в
которой жил студент
Раскольников, не могла
не повлиять на его
психологическое
состояние. Жизнь в
крошечной комнате,
безусловно, "сужала" его
сознание. Очевидно, что
жизнь в комнате-шкафе
не могла дать
Раскольникову простора
для мыслей и идей. Как
правильно подметила
мать Раскольникова,
такая комната только
может усилить
меланхолию.

Описание кабака

Раскольников забрел в распивочную, бродя
"как пьяный" по тротуарам от "чувства
бесконечного отвращения" сразу после
посещения Алены Ивановны. Но в этом месте
Родион, конечно, не смог развеять свои мысли.
Кабак с первых минут вызывает отвращение «из
дверей выходили двое пьяных и, друг друга
поддерживая и ругая, взбирались на улицу».
Распивочная находилась в подвальном этаже,
из-за этого там "было душно, и все до того было
пропитано винным запахом, что от одного этого
воздуха можно было в пять минут опьянеть".
Раскольников уселся "в темный и грязный угол за
липкий столик". Интерьер заведения
напоминает внешний вид хозяина, который был
"в страшно засаленном атласном жилете" с
лицом "будто смазанным маслом". Из-за давно
протухших закусок, которые предлагались
гостям "крошеные огурцы, черные сухари и
резанная кусочками рыба" в заведении очень
дурно пахнет.

«Проходной угол» Мармеладовых

Жилище семьи Мармеладовых типичное жилище бедных людей,
которые едва сводят концы с концами.
"...а живем мы в холодном угле, и она в
эту зиму простудилась и кашлять пошла,
уже кровью..."
Характерно, что комнату Мармеладова
освещает маленький огарок свечи.
Деталь эта символизирует собой
постепенное угасание жизни в этой
семье.
"...Огарок освещал беднейшую комнату
шагов в десять длиной; всю ее было
видно из сеней.
Посещение уголка Мармеладовых
оставляет неприятный осадок,
ощущение тоски и грусти, особенно на
фоне происходящих в ней событий.
После того, как Раскольников все это
увидел, он даже решил невольно
оставить несколько монет семье.

Описание комнаты Сони

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще
лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять
ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову.
Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и
одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было
мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой».
Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека.
Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву,
угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще
больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна.
Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня
несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже
давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой
нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за
чтением вечной книги».

Описание трактира

В сцене Раскольников гуляет по Санкт Петербургу и ищет встречи с
Свидригайловым. Поворачивая на проспект, по которому еще не ходил, он
натыкается на трактир, в котором совершенно случайно видит
Свидригайлова.
Достоевский в этой главе уделяет внимание описанию интерьера
трактира. То, что в трактире отворены все окна, показывает, что в нем душно
из-за большого количества людей. И, действительно, Раскольников видит
много фигур в окне. Шум из трактира слышен даже на улице, и, чтобы мы
лучше поняли всю обстановку, автор использует слова: «набит битком»,
«звенели», «гремел». Внутри же самого трактира не протолкнуться. Из-за
большого количества гостей, трактир был грязным, как говорит автор,
«трактир был даже не средней руки».
Обстановка трактира нисколько не смущала Свидригайлова, наоборот,
он находился здесь каждый день.
Раскольникову же было крайне неуютно
в этом помещении. Неприятный разговор
с Свидригайловым еще больше давил
на него. Раскольникову хотелось покинуть
это ужасное место.

У Достоевского интерьер играет важную роль в
характеристике героев. Хотя он не дает полного
описания, а лишь дополняет его. Иногда именно
интерьер помогает полностью понять героя, его
внутренний мир.

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это
герои, их действия и место действия.
Место действия это та обстановка, где развиваются основные события
романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор
создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и
помогает нам понять суть книги и характеры героев. Описание интерьера в
произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет
собой одно из основных средств характеристики героев.
Об этом ярко свидетельствует роман Ф. М. Достоевского Преступление и
наказание, основные действия которого происходят в Петербурге. С самого начала
книги автор знакомит нас с ее героями, представителями петербургской бедноты.
А комната Родиона-это крошечная клетушка, шагов в шесть длиной,
имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными обоями, и до того
низкая что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось,
что вот-вот стукнешься головой о потолок. Отставшие, желтого цвета обои
вызывают такое же расслоение и в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб
видится нам кровать Раскольникова- неуклюжая большая софа, которую сплошь
покрывают лохмотья.
Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику,
созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников
вынашивал и обдумывал свою пробу. Конечно, нельзя утверждать, что на Родиона
действовала только его комната, были и другие причины преступления.
Комната Сони немного отличается от других, описанных в романе. Это
была большая комната, но чрезвычайно низкая+, имела вид весьма неправильного
четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Как мы видим, несмотря
на большие размеры комната не дает простора, а наоборот угнетает и душит. Соне,
как и другим героям, пришлось пройти через физические страдания, но ее душа не
заледенела. Она сумела пройти через унижения и при этом сохранить живую душу и
ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершив самый
страшный грех- убийство.
Действительно, замкнутость свойственна Раскольникову и она ещё в большей
степени проявляется после преступления. Он забился в своей клетушке как паук,
стал чуждаться людей, ни с кем не хотел разговаривать. После совершенного им
греха, Раскольников хочет спрятаться от людей и поразмыслить над своей теорией,
в которой он разочаровывается. Комната становится для него шкафом, местом,
где можно скрыться и куда редко кто заглядывает.
Но вернемся к Соне. Почему она не пошла по пути Раскольникова? Почему
устояла? Одна из причин - это вера в Бога. В ее комнате мы видим Новый Завет,
который она читает Раскольникову. Соня верит, что за страдания ей воздастся.
Она отказывается судить кого-либо и приемлет мир таким, какой он есть. Свою
веру она передаст потом Раскольникову, и он сможет выйти из тупика.
Достоевский в своем произведении уделяет особое внимание цветовой гамме
романа. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также
используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была
с желтыми обоями, с мебелью из желтого дерева, картинами в желтых рамках.
Дом, в котором жила Соня, был зеленого цвета. Раскольников оборотился к
стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий
белый цветок, с какими-то коричневыми черточками. Желтый цвет является хорошим
дополнением к драматическим переживаниям героев.
Мы убедились, что интерьер играет не последнюю роль в характеристике
героев. Конечно, он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда
только с помощью уточнений можно полностью понять суть героя, его внутренний
мир, стремления.

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.

Кроме того, как отмечает Н. М. Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку. Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку. Каморка его похожа более на шкаф, нежели на комнату. Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», «с желтенькими, пыльными, отставшими от стены обоями». Мебель в ней старая и уродливая — три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик.

В описании комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности. Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб.

И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке». Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами. Оставив учебу в университете, Раскольников бездействует, он целыми днями лежит неподвижно, уединившись в своей каморке. Так, уже в описаниях обстановки прослеживается мотив смерти, который затем многократно реализуется в сюжете.

Описания обстановки у Достоевского отмечены тонким налетом психологизма. Так, в комнате старухи-процентщицы «было очень чисто», «и мебель, и полы были оттерты под лоск». «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Раскольников замечает, что такая чистота бывает «только у злых и старых вдовиц».

Обстановка практически всех жилищ в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их обитателей, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от жизненных невзгод. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу.

Пульхерия Александровна облегченно вздыхает, выйдя из каморки Родиона. Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам», всюду — видимая нищета, В этом описании Н. М. Чирков отмечает резкий контраст: комната Сони огромна — сама же она маленькая и худенькая (Раскольников отмечает это, будучи в комнате Сони). Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие че-го-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Комната эта имеет вид неправильного четырехугольника, что само по себе символично. Цифра «четыре» в цифровой символике имеет значение основательности, прочности, незыблемости. Комната Сони в виде неправильно четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное и незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны. И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова. Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга — жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.

Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова. В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели — лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом — Катерина Ивановна. Соня уезжает с Раскольниковым, поместив детей в сиротские заведения.

Из комнат персонажей мы попадаем на темные, грязные, узкие лестницы. Как писал М. М. Бахтин, вся жизнь героев фактически проходит на лестнице, на виду у окружающих.

На пороге, у дверей, происходит разговор Раскольникова с Соней, который подслушивает Свидригайлов. Соседи Мармеладова, собравшись на лестнице, с любопытством наблюдают за его предсмертной исповедью. Приезд доктора и священника, муки умирающего Мармеладова, отчаяние Катерины Ивановны — для окружающих все это не более чем интересный спектакль. На лестнице же, по дороге от Мармеладовых, Родион встречает священника.

Последняя сцена эта глубоко символична. Раскольников привозит домой умирающего Мармеладова и помогает его несчастному семейству, оставив Катерине Ивановне деньги на похороны мужа. В первый раз после убийства Раскольникова заполняет «новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». В этот момент, спускаясь по лестнице, он встречается со священником. Священник в этой сцене — символ добра, милосердия, того лучшего, что живет в душе героя. На лестнице Раскольникова догоняет Поленька, младшая сестра Сони, чистое, невинное дитя. В порыве благодарности и детского восторга, Поленька горячо обнимает Родиона. Этой сценой Достоевский как будто открывает для своего героя возможность раскаяния, обретения единства с людьми.

Символична в романе и обстановка гостиницы Свидригайлова, где он проводит последнюю ночь перед самоубийством. Номер его представляет собой очень маленькую «клетушку», «даже почти не под рост» герою, стены имеют вид «как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями». Маленькая комната, сколоченные из досок стены — все это напоминает нам гроб. Таким образом, в данном случае интерьер у Достоевского предваряет будущие события — смерть Свидригайлова.

Стоит отметить, что во всех описаниях обстановки в романе преобладает желтый тон. Желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в квартире Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов. Кроме того, в доме старухи-процентщицы мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках.

Сам по себе желтый цвет — цвет солнца, жизни, общения и открытости. Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность. Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета. В интерьерах у Достоевского всегда присутствует грязно-желтый, уныло-желтый. Тем самым жизненный тонус персонажей в романе как бы автоматически снижается.

Таким образом, описания обстановки в романе — это не только фон, на котором происходит действие, не только элемент композиции. Это и символ жизненной, человеческой бесприютности героев. Это и символ Петербурга, города «неправильных четырехугольников». Кроме того, детали интерьера нередко предваряют будущие события в романе.

Интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ Бондарской СОШ Плетухина Валерия

В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это "модель" нашего внутреннего "я".

Гипотеза: Если бы интерьер в романе «Преступление и наказание» был бы не так жалок и убог, то царила бы не такая страшная атмосфера.

Цель: Изучить интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Задачи: 1. Описать комнаты героев. 2. Выявить основную роль интерьера в романе. 3. Подвести итоги и сделать выводы.

Родион Романович Раскольников Где он живет? Коморка, гроб, шкаф: «Это была клетушка шагав в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Семья Мармеладовых Где они живут? Проходной угол: « Беднейшая комната шагов в десять в длину … Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике»

Софья Семеновна Мармеладова Где она живет? «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкозь, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда- то вглубь…другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…»

Алена Ивановна Где она живет? Небольшая комната, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах.. Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

Интересный факт: Достоевский постоянно обращает внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; Лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; Лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; С лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; Узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.

Вывод: Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения и переживания. В этих комнатах страшно жить. В них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова. Во всем интерьере присутствует желтый цвет, он усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Что еще почитать