Образование и расцвет боспорского государства. Отблеск сияния античной цивилизиации

Боспор

1) государство, возникшее около 480 г. до P. X. в Восточном Крыму и на Таманском полуострове, по берегам Боспора Киммерийского. Объединяло полисы греческих колонистов и земли местных варварских племен, в том числе синдов, меотов, дандариев. Центром этого объединения был г. Пантикапей. Правящая династия Археанактидов, происходивших из Милета, в 438 г. до P. X. сменилась династией Спартокидов, фракийского происхождения. В боспорских городах вместе с увеличением местного населения (скифов, тавров, синдов и сарматов) постепенно изжили себя демократические формы самоуправления, и государство превратилось в монархию. Боспорские цари опирались на скифскую и синдомеотскую знать, оберегая безопасность транзитной торговли в Северном Причерноморье - главного источника своих богатств. В V-IV вв. до P. X. важнейшей статьей дохода Боспора был вывоз зерна (пшеницы, проса, ячменя) в полисы античной Греции, прежде всего в Афины. В середине II в. до P. X. у Боспора и его союзника Херсонеса Таврического возник конфликт со скифским государством, и военную помощь ему оказало Понтийское царство в Южном Причерноморье. В 109 г. до P. X. боспорский царь Перисад V уступил власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору и был за это убит проскифской группой знати во главе со скифским царевичем Савмаком, воспитанником Перисада. Под властью Митридата экономическое положение Боспора резко ухудшилось вследствие затяжных войн понтийцев с римлянами. Это вызвало восстание городов: Фанагории, Нимфея, Феодосии и Херсонеса против Митридата Евпатора, а после его смерти римский полководец Гай Юлий Цезарь разбил войска Фарнака, сына Митридата VI, и Боспорское царство получило формальную самостоятельность под римским протекторатом. В первые века от P. X. наступил экономический и культурный расцвет городов Боспора, но этот период длился недолго. С середины III в. начались нашествия кочевых племен. Сначала Боспор попал в зависимость от готов и был вынужден предоставлять им свой флот для грабительских набегов на земли Римской империи и города Кавказа. К концу III в. активность готов ослабла и боспорская торговля начала понемногу оживать, но начавшиеся набеги азиатских кочевников подорвали его экономические основы окончательно. В 40-х гг. IV в. Боспор прекратил выпуск собственной монеты, а в 363 г. просил защиты у римского императора Юлиана Отступника (360-363). В 70-х гг. IV в. прокатившаяся по Северному Причерноморью лавина гуннов окончательно сокрушила Боспорское царство;

2) город на побережье Восточного Крыма, возникший на месте Пантикапея, разрушенной гуннами столицы Боспорского царства. В V - начале VI вв. зависел от гуннов, среди его жителей преобладали сарматы и аланы. В 20-х гг. VI в. был присоединен к Византии и стал одним из важных пограничных пунктов империи. В конце VII в. Боспор и лежащая от него через пролив Фанагория были захвачены хазарами. Боспор стал столицей хазарского наместника Восточного Крыма. В середине IX в. ослабшие хазары отошли на Дон, и Боспор вновь стал играть роль крупного торгового порта, центра транзитной торговли. В конце IX - начале X вв. в Северное Причерноморье вторглись печенеги и разрушили большинство городов Восточного Крыма, однако они пощадили Боспор, нужный им для обмена захваченной добычи на заморские товары. В конце X в. Боспор вошел в возникшее на Таманском полуострове древнерусское Тьму- тараканское княжество и получил новое имя - Корчев. После ухода русских из Причерноморья в первой половине XII в. некоторое время город вновь находился в зоне византийского влияния, но с начала XIII в. Византия перестала контролировать бассейн Черного моря, и Корчев попал под власть генуэзцев. Город был переименован итальянцами в Черкио, в нем появилась большая генуэзская торговая фактория и крепость. С середины XIII в. хозяевами Северного Причерноморья стали татары, но генуэзцы мирно сосуществовали с ними и сохраняли за собой ряд городов, в том числе и Черкио. Приход турок в 1475 г. положил конец их пребыванию в этих краях. Во власти турок Керчь (бывш. Корчев) оставалась до 1771 г., когда ее захватили войска Российской империи. В городе чудом уцелел заложенный в X в. храм Иоанна Предтечи, единственный византийский храм, сохранившийся в Северном Причерноморье.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 166-168.

Боспорское царство

Династия Архонактидов, 480-438 гг. до н. э.

Об этой династии конкретных сведений не сохранилось. Возможно даже, что никакой династии Архонактидов не существовало, а ранние боспорские правители были выборными и носили титул архонта.

Династия Спартокидов, 438-109 гг. До н. э.

Судя по именам царей, эта династия была фракийского происхождения. Она сменила на престоле Архонактидов.

Спарток I 438/7-433/2

Селевк и Сатир I 433/2-393/2

Сатир I (один) 393/2-389/8

Левкон I и Горгипп 389/8-349/8

Спарток II и Перисад I 349/8-344/3

Перисад I (один) 344/2-311/10

Сатир II и Пританий 311/10-310/9

Пританий (один) 310/9

Эвмел 310/9-304/3

Спарток III 304/3-284/3

Перисад II 284/3 - ок. 245

Спарток IV ок. 245-240

Левкон II ок. 240-220

Гигиен ок. 220-200

Спарток V ок. 200-180

Перисад III ок. 180-150

Перисад IV ок. 150-125

Перисад V ок. 125-109

Убит скифами в результате заговора. 

Династия Евпатридов, 107-8/7 гг. до н. э.

Основателем династии был царь Понта Митридат Эвпатор, который по материнской линии являлся племянником Перисада V. Вероятно, бездетный Перисад V завещал ему власть в Боспорском царстве.

Митридат Евпатор послал войска, которые подавили выступление скифов.

Митридат I Эвпатор 107-63

Фарнак 63-47

Асандр 46/5-17/6

Динамия 17-16

Скрибоний 15-14

Полемон 14-8/7

Династия Аспургидов, 8/7 г. до н. э. - втор. пол. IV в. н. э.

Аспург (Рескуропий I), сын Асандра и Динамии, в 14 г. получил от Рима титул царя. 8/7 г. до н. э. - 37/8 г. н. э.

Гепэпирия 37/8-39

Митридат III (некоторое время совместно с Гепэпирией) 39-44/5

Котий I (возможно, свергнут в 62 году) 44/5-67

Рескуропий II 68/9-90

Савромат I 93/4-123/4

Котий II 123/4-132/3

Реметалк 131/2-153/4

Тит Юлий Эвпатор 153/3-173(7)

Савромат II 173/4-210/11

Рескуропий III 210/11-226/7

Котий III 227/8-233/4

Савромат III 229/30-231/2

Рескуропий IV 233/4

Интимэй 236

Рескуропий V сер. III в.

Фарсанз сер. III в.

Савромат IV ?

Тит Юлий Тиран 275/6-278/9

Хедосбий (Хедобий) ок. 280

Фофорс (узурпатор) ок. 286/7-308/9

Радамсад (Радамсэд) 308/9-318(7)

Рескуропий VI 318/19-335/или позднее

Считается, что царство погибло в 370 году в результате нашествия гуннов. Но по последним данным, боспорские города от гуннов практически не пострадали. Вероятно, и при гуннской власти, и позднее, и при византийской - Боспор управлялся местной династией правителей. Во всяком случае, около 522 года там известен царь по имени Диптун.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 76-78.

Далее читайте:

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Боспор Фракийский - пролив между Европой и Азией (совр. Босфор), соединяющий Мраморное море (Пропонтиду) с Черным морем (Понтом Эвксинским).


Боспо́рское ца́рство , Боспо́р - античное рабовладельческое государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей . Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства , затем вассал Рима . Уничтожено гуннами .

История

С VI в. до н. э. Боспор платил дань сначала скифам, а затем сарматам. Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 77 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами , Делосом , Милетом , Египтом . Ещё более тесными стали контакты с Южным Понтом.

Римляне вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались: Фарнак объявляет себя «царём царей» и желает расширить свои владения за счёт самого Рима. В качестве наместника yа Боспоре он с 48 г. до н. э. оставляет Асандра. Но тот успешно отвоевал престол, разгромив в 47 г. до н. э. сначала Фарнака, а затем Митридата II, после чего женился на дочери Фарнака Динамии и с 46 г. до н. э. единолично стал править на Боспоре. С его деятельностью до 20 г. до н.э. связывают постройку оборонительных укреплений (так называемый Асандров вал, видимо, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма) для защиты от соседних племён, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, но особенно при сыне его Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. При Аспурге возросла территория государства за счёт временного присоединения Херсонеса . Царь вёл успешные войны со скифами и таврами. В г. он получил звание «друга римлян» и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах были портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И все же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вёл войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I ( - гг.) окрепла связь с Римом. С конца I в. Рим все больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде I и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II ( - гг.) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Чёрного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

Экономика

Ведущая роль на Боспоре принадлежала товарному производству злаков - пшеницы, ячменя, проса.

Основу Боспорской торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба - около 16 тысяч тонн в год.

Помимо хлеба, Боспор вывозил в Грецию солёную и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов.

В обмен на все эти товары государства Греции отправляли на Боспор вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства - статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в боспорских городах, другая часть переправлялась боспорскими торговцами в степь для знати окружающих племён.

Гермонасса, Фанагория, Горгипия становятся крупными торговыми центрами. В Горгипии строится крупный морской порт, через который вывозится хлеб из Прикубанья.

При Спартокидах в городах Боспора расцветает и ремесленное производство. В Фанагории, Горгиппии и других городах существуют небольшое мастерские и крупные эргастерии, где применяется труд рабов.

Смотри также

Литература

  • Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984
  • Сапрыкин С. Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002 (ISBN 5-02-008806-4).
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М. - Л., 1949
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981
  • Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925
  • Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. Реконструкция реликтов языка. Этимологический словарь. М., 1999

Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива. Остальные более или менее крупные поселения греческих колонистов находились на восточном («азиатском») берегу Боспора Киммерийского.
Первоначально греческие города-полисы, заключившие между собой союз, сохраняли самостоятельность во внутренних делах. Затем во главе союза стала династия Археанактидов. Предполагают, что это были представители знатного греческого рода из Милета. С течением времени их власть приобрела наследственный характер.
С 438 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к династии Спартокидов. Ее родоначальник Спарток I был выходцем из «варварской» племенной знати, связанной с греческими купцами и рабовладельцами.

Основу хозяйства Боспора составляло развитое земледелие. На плодородных прикубанских приазовских черноземных землях трудолюбивые греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Успешно возделывали они огороды и сады.

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), - около 16 тысяч тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.

В свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их - архитектура, устройство жилища, мебель, предметы быта, украшения, - «было родом» из Греции.

Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон - покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков - Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений.

В I - IV вв. н. э. в культуре Боспора нашли отражение тесные связи не только с Грецией, но и с Римом. В городской архитектуре появились новые типы сооружений: ипподромы и термы (бани). Об этом свидетельствуют раскопки Пантикапея. В строительстве общественных сооружений широко применялись известковый раствор и обожженный кирпич.

О развитии живописи в боспорских городах можно судить только по археологическим находкам. Среди них обнаруженные при раскопках склепов росписи акварельными красками по камню и фрески. Художники изображали сцены из мифов и реальной жизни, воинов, растительные и геометрические орнаменты.

Спартокиды вели активную внешнюю политику. Они стремились к расширению территории своего государства. Один из представителей этой династии Левкон I (389-349 гг. до н. э.) вел завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского. Он присоединил к своему государству Синдику - область расселения синдских племен.

Затем Левкон покорил коренные меотские племена Прикубанья и Восточного Приазовья. В его правление в состав Боспорского царства были включены территории, расположенные по нижнему течению Кубани и ее нижним притокам, по восточному берегу Азовского моря вплоть до устья Дона и в Восточном Крыму. На востоке граница Боспорского царства проходила по линии расположения современных населенных пунктов Старонижестеблиевская, Крымск, Раевская.
Обнаружены посвятительные надписи боспорских правителей. В одной из них Левкон I именуется «архонтом Боспора и Феодосии, царем синдов, торетов, дандариев и псессов». Его преемник Перисад I (349-309 гг. до н. э.), уже называвшийся «царем» всех меотов, включил в состав Боспора и земли фатеев.

Однако присоединение прикубанских и приазовских племен к Боспорскому царству не было прочным. Они имели определенную самостоятельность и самоуправление, время от времени «отпадали» от центральной власти. В период ослабления Боспорского царства эти племена даже потребовали от его правителей выплаты дани.
Подробное описание борьбы за власть между представителями боспорской знати оставил греческий историк Диодор Сицилийский.

Ослабление Боспорского царства

Династия Спартокидов правила до 106 г. до н. э. Позже Боспор вошел в состав Понтийского царства, созданного Митридатом VI Евпатором. После гибели Митридата VI боспорское государство попадает под власть Рима. В 14 г. н. э. царем Боспора стал Аспург, основавший династию, правившую около четырехсот лет.
В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье появился сильный союз племен во главе с готами. Он успешно воевал с Римом на берегах Дуная, а затем устремился на восток. В середине III в. н. э. готы обрушились на ослабленное боспорское государство, полностью уничтожив город Танаис. Боспорские правители, не имея сил и средств для отражения агрессии со стороны воинственных племен, видимо, пошли на переговоры с ними, разрешив свободный проезд через пролив. Более того, они предоставили в распоряжение готов свой флот, который те использовали в пиратских целях в Причерноморье и Средиземноморье.
Господство готов на море прервало торговые связи Боспорского царства с внешним миром. Это ухудшило и без того тяжелое экономическое положение. Под ударами северных пришельцев погибли многие мелкие боспорские поселения, а крупные города пришли в упадок.
Мощный удар по Боспору нанесли гунны. Их массовое продвижение на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок Великому переселению народов.

В последней четверти IV в. гунны вторглись на территорию Боспорского царства и подвергли ее опустошению. Значительная часть населения боспорских городов и других поселений была угнана в рабство, жилища разрушены и сожжены.

К. Шнейдер

Фреска c Деметрой

Эта прекрасная фреска, изображающая древнегреческую богиню земли Деметру, написана в 1-м веке до нашей эры.

Случалось ли вам видеть старинные ларцы с двойным дном? В доме на столе стоит расписной ларчик. В нём лежит обыкновенное мамино рукоделие... Ящик как ящик на первый взгляд. Но стоит нажать потайную пружинку – верхнее дно сдвигается, и под ним обнаруживаются удивительные предметы: бабушкин школьный аттестат, орден, полученный прадедушкой за храбрость ещё в Первую мировую войну. Целая история семьи.
Есть на восточной оконечности Крыма город, похожий на такой же ларец, только очень большой и очень древний. Это Керчь.
Сверху Керчь – город как город, как все южные портовые города, оживленный и деловитый. Корабли в порту, улицы, бегущие вверх и вниз по крутой горе, неожиданно синие полотнища моря в просветах между домами, нарядные набережные, бульвары. Но всё это наверху, над первым дном секретного ларца. А под ним?
Пройдите по одной из керченских улиц. Дома... дома... Но загляните за одну из оград. Вы увидите узкий коридор, ведущий под землю, и там, в глубине, дверь. Что за этой дверью? На прибитой дощечке вы прочтёте: "Склеп Деметры". Деметра? Это же божество древнегреческих мифов!


Внутреннее помещение модели античного каменного склепа Деметры (сам склеп закрыт для посещений)

Если спуститься в подземелье, то на поверхности его свода мы увидим лицо с сурово сжатыми губами и огромными скорбными глазами. Это и есть Деметра! Дивная фреска, написанная две тысячи лет тому назад! Бережно хранят её учёные. Берегут от сырости, от движения воздуха, от случайного, небрежного прикосновения.
Теперь вы захотите узнать, как попала сюда эта фреска? Как узнали, сколько ей лет? Что ещё есть в земле Керчи? Многое может рассказать вам археолог. Многое вы можете увидеть и услышать в Керченском археологическом музее. Но ещё больше расскажет вам сама Керчь. Город откроет вам свои тайны, как открывает их учёным, неутомимо роющимся в керченской земле.
Итак, нажмём кнопку секретного ларца и, приоткрыв его второе дно, обнаружим город, название которому – Пантикапей, столица Боспорского царства.

"Счастливчики"

В 1816 году русские учёные впервые начали раскапывать древнюю землю Керчи. О том, что здесь, на берегах Боспора Киммерийского, теперешнего Керченского пролива, когда-то находилось Боспорское царство, было известно из книг древних историков. Но сведения были противоречивые, а, может быть, во многом и неверные. Надо было изучить, понять, а главное, что возможно, увидеть собственными глазами. За это взялась археология.


Руины города Пантикапей

Всё вокруг говорило о далёком прошлом: земля, усыпанная битыми черепками: древние каменные плиты с таинственными надписями, вделанные в стены современных домов; старинные монеты, ценные украшения, статуэтки, посуда... Всё это находили прямо на земле, сверху. А там, в земле? Какие тайны ждут учёных в подземном музее древности?
Однажды, роясь в своём огороде, один керчанин открыл расписной склеп. На стене была написана целая картина: кочевая юрта, изображённая с удивительной точностью. Рядом с юртой женщина, сидящая в кресле. Около неё прислужники. Справа к юрте подъезжает вооружённый всадник с нагайкой в руке. За ним другой, с пикой наперевес. И над всем этим надпись по-гречески: "Анфистерий, сын Гегесиппа, он же Ктесамен".
Всё было замечательно в этой фреске: и яркие краски и не совсем понятное содержание. Кто такой Анфистерий? Почему он изображён рядом с юртой?
Судя но имени и по всему облику, он греческий воин, а греки никогда не жили в юртах. К кому же он приехал? Кто эта женщина?
Необходимо было сохранить склеп Анфистерия. Он должен принадлежать науке. Но пока учёные хлопотали, владелец огорода решил поступить по-хозяйски. Он взял лопату и... соскрёб со стены всю роспись. Фреска исчезла. Теперь в склепе можно было спокойно держать картошку и солить огурцы.
Остался только рисунок, который успел сделать археолог.
С самых первых веков человеческая жадность бродила по старым кладбищам, врывалась в тишину погребённых в земле храмов, пробивала своды гробниц, гоняясь только за одним – за золотом. Аланы и сарматы, готы и гунны – все приложили руку к осквернению древних гробниц. В поисках золота разрушали утварь прошлых времён, безжалостно разбивали плиты с ценнейшими надписями. Вот почему, когда археологи в начале XIX века начали тут свою работу, подземный музей достался им полуразрушенным.
Однажды разнёсся слух, что в хмуром кургане Куль-Оба учёные нашли целый клад – сотни драгоценных предметов из чистого золота. И тут золотая лихорадка охватила Крым. Новые варвары кинулись, словно внезапно лишившись рассудка, рыться в земле. Докапывались до древних стен, пробивали своды склепов, сокрушали изумительные творения Эллады, драгоценные амфоры, дивные статуэтки, отбрасывали в сторону кости воинов, черепа вождей и рабов... Искали одно – золото.

Керамика Пантикапея.

Это делали невежественные люди. Но не меньший вред приносили и культурные грабители. Эти понимали ценность произведений античного искусства. Они не ленились рыться в земле, чтобы отыскать расписной сосуд или печатку с головой Аполлона. Ведь не только золото, но и бронза или керамика – была бы только вещь "античная" – ценятся дорого. Находили, выкапывали и продавали: нередко продавали за границу. Так ушло от нас множество драгоценных вещей.
Всех этих искателей народ насмешливо прозвал "счастливчиками". Нельзя даже примерно подсчитать, какой вред нанесли они науке.
Но и наука в то время не всегда шла правильными путями. Долгое время ценными находками считались если не золотые вещи, то, во всяком случае, произведения искусства. Их хранили в музеях, их описывали в книгах. А простые вещи, битые черепки, куски камня и дерева, обуглившиеся клочки ткани – всё это отбрасывалось как ненужное.
А теперь? Вот перед нами дневник археолога. Заглянем в него:
"...на глубине 67 сантиметров обнаружены: венчик тарелочки – 1, бронзовый гвоздик без шляпки – 1".
Да, так и написано: "гвоздик без шляпки". И он вынут из земли, записан в дневник, заботливо спрятан в коробочку. Он расскажет нам о многом.

Вождь угнетённых Савмак

Всё изменилось. Сегодня раскопки не могут проводиться без ведома и руководства учёных.
Сейчас даже очень далёкие от науки люди знают, что те, кто ведёт раскопки добывают вещи не для себя, а для науки. Но всё же "странные люди учёные", думают многие. Бывает так: найдут в земле старинную монету прекрасной чеканки, к тому же золотую. Находка ценная. Монету регистрируют, заводят на неё особый паспорт, бережно прячут в специальное хранилище. Всё это делается спокойно, по-деловому: ничего особенного не произошло. Но нот нашли маленькую позеленевшую монетку, и по всей экспедиции ликование, праздник. Нашедший чувствует себя героем. Почему? А вот почему: точно такая же золотая монета уже имеется в музеях. Она уже изучена. Та, которую нашли, – третья. А вот маленькая медная, с полустёртой надписью – единственная. Она обещает многое. Что-то она откроет? Чью смелую догадку подтвердит? Чью разрушит?
До сих пор идут споры об одной такой монетке. На ней четыре греческие буквы: сигма, альфа, ипсилон, мю. По-русски это читается так: "Савм". Что это за слово? Может быть, имя? Или часть имени? Не упоминается ли оно у древних историков? Учёные ищут, думают, и вот что им приходит в голову.
Во втором веке до нашей эры на Боспоре вспыхнуло восстание. Вождём восстания был царский раб скиф Савмак. Может быть, это его имя стоит на монетке? Но как же мог он, царский раб, печатать монеты? Ведь восстание было подавлено, как все восстания в те времена! Ведь Савмак был казнён. Мало, очень мало писали об этом древние историки. Всё же кое-что они писали. Известно, что восставшие овладели Пантикапеем и Феодосией, что против них был послан прославленный полководец Диофант. Тот самый Диофант, которому за его "великие деяния" была воздвигнута бронзовая статуя возле алтарей наиболее чтимых богов. Полгода шла длительная подготовка к военной экспедиции против Савмака. Понадобилась целая регулярная армия я военный флот, чтобы наконец подавить восстание. Савмак был взят в плен и казнён. Если надпись на нашей монетке можно прочитать как Савмак, то, значит, было время, когда вождь восставшего народа мог даже чеканить монеты. Какая же сила была у этого Савмака! Какое множество людей – и рабов и "свободных", но угнетённых людей – пошло за ним! Да, но достаточно ли этих четырёх букв, чтобы сделать такое заключение? Нет ли там ещё чего-нибудь, на этой монетке? Есть. На лицевой стороне изображён бог солнца Гелиос с лучами вокруг головы. Не говорит ли это историкам что-нибудь?


Монеты Пантикапея.

Известно, что незадолго до того в другом месте Малой Азии, в Пергаме, тоже происходило восстание. Восставшие называли себя гелиополитами, то есть гражданами солнца. Мог об этом знать Савмак? Конечно, мог. Мечтавший о стране счастливых, о "солнечном государстве", он, став правителем Пантикапея, приказал чеканить монеты с изображением бога солнца.
Так думает большинство учёных. Но, чтобы это стало бесспорным, нужно найти такую монетку, на которой имя Савмак было бы написано полностью.
И поиски не прекращаются.

Города мёртвых

Не удивительно ли, что о жизни живых нам рассказывают города мёртвых, по-гречески – некрополи?
Наши далёкие предки рассуждали так: "Кто знает, что делают души уперших после похорон? Не понадобится ли там воину его острый меч? Не захочет ли покойный выпить вина или поесть мяса?" И на всякий случай укладывали в могилу множество вещей. И мы теперь находим в этих древних захоронениях и оружие, в посуду, и женские украшения... На щитах, на рукоятках мечей, на чашах и вазах мы видим изображения людей то в сражении, то за работой, видим танцовщиц, спортсменов, охотников и рыбаков... Мы узнаём прекрасные и грозные облики античных богов. Нам знакомы стройные девушки и юноши Эллады, струящиеся складки их одежд, их красиво убранные волосы...

Серебряная амфора из скифского кургана Чертомлык.

Вот перед нами серебряная амфора, найденная в Чертомлыцком кургане. Это сосуд для вина. В нижней его части, среди кованых львиных масок, есть отверстия, заткнутые серебряными пробочками. Покойный мог при желании выпить вина из этого сосуда. Но для нас самое интересное то, что изображено на "плечах" амфоры. Мастер выковал из серебра целую картину: люди ловят пасущихся в степи коней. Двое ловят арканами, один стреноживает, ещё один пытается схватить коня за хвост. Ни одеждой своей, ни фигурой, ни бородатыми лицами эти люди не похожи на греков. Вот другая ваза из драгоценного сплава, который назывался электроном. Посмотрим, что изображено на ней. По-видимому, это два друга. Один перевязывает другому челюсть. У больного, а может быть, раненого страдание на лице; одной рукой он вцепился в руку товарища, совсем так же, как вы хватаете руку зубного врача, мешая ему лечить вас. Всмотритесь в этих людей. Узнаёте? Те же бороды, те же длинные, нестриженые волосы, что и на амфоре, та же одежда, туго перетянутая поясом. Это скифы. Теперь мы с вами везде узнаём их. В картинах сражений мы легко отличим скифских воинов от греческих.


Картина на амфоре, рассказывающая о жизни наших далёких предков – скифов.

Многое удивило бы вас среди находок в древних захоронениях. В одной из могил нашли крошечные золотые украшения: браслетик, серёжки, колечко, золотые кончики пояска... От скелета осталось лишь несколько косточек. Но и по косточкам и по этим маленьким вещам можно узнать, что здесь был похоронен совсем крошечный ребенок; ему не могло быть и года. На колечке написано женское имя – Хара, по-гречески – Радость. Наверное, сильно любили родители эту маленькую Радость, если так украшали её! Но вообразите себе нашего младенца, увешанного серьгами и пряжками, с браслетами и кольцами на ручках. Невозможное зрелище!
Были вещи и более дикие. В могиле знатного скифа около богатого саркофага с останками умершего был найден другой костяк. Этот не положен в гроб, не увешан богатым оружием. Это раб, убитый в честь своего господина. В углу склепа кости коня. А прямо против входа, в саркофаге из драгоценного дерева, отделанного слоновой костью, скелет женщины, жены покойного, тоже умерщвлённой в день погребения. Голова женщины украшена золотой повязкой, изумительной работы серьги с изображением богини Афины, сотни золотых бляшек, нашитых на одежду... Богато же нарядили эту женщину родные и наследники в последний день её жизни! Разукрасили, чтобы умертвить! Так же, как раб, она принадлежала хозяину – мужу – и должна была безропотно идти за ним в царство теней.
Вот какую страшную картину увидели мы с вами, заглянув в тайны древнего мира. Займёмся же теперь более радостными вещами, которые творятся всё в той же пахнущей морем, деловой, шумной Керчи.

Боспорское царство

В маленьких городках и поселениях возле Керчи, учёные добывали самый ценный и нужный им материал – летопись жизни простых людей.


Руины Илурата – укреплённого поселения (I–III вв. н.э.) на территории Боспорского государства.

О войнах, о подвигах героев, о могущественных правителях много и подробно писали древние историки. О простом народе писали мало.
Раскапывая курганы и склепы, учёные тоже узнают больше о боспорской знати. А нужно знать, как жили обыкновенные люди. Нужно побольше узнать об их труде, о простой домашней жизни... О том, какие были у них дома, как одевались люди, что ели, во что играли их дети.
Если нам удастся попасть в Керченский археологический музей, или в Эрмитаж, или в музеи Москвы, мы увидим и ту самую посуду, в которой боспорская женщина готовила пищу для своей семьи, и тот самый штамп, которым мастер чеканил золотые бляшки для одежды знатной госпожи, и глиняную куколку, которой играла какая-нибудь девчушка на пороге своего дома много, много столетий назад. В Эрмитаже мы увидим повозку – маленький Фургончик на четырех колёсах. Это игрушка. В целости и сохранности пролежал в земле этот Фургончик больше двух тысяч лет. Теперь мы смотрим на него и думаем: интересно, что это был за мальчик, который возил хрупкую глиняную повозочку, и почему он не сломал её? Мы можем даже сочинить об этом рассказ. А учёный, глядя на игрушку, думает другое. "Очевидно, – думает он, – такими же были и настоящие повозки кочевников: ведь все ребята любят, чтобы игрушечные вещи делались, как настоящие!"

Этими глиняными игрушками играли дети почти две тысячи лет назад. Повозка – скифская игрушка, а кукла найдена при раскопках города Илурата.

А что это за смешная чашечка с ручками в виде зверюшек? Тоже игрушка? Нет, это дело серьёзное: это сарматский сосуд. Археологи зовут такие ручки "оберегами", от слова "оберегать". Известно, что эти ручки-зверьки должны были оберегать содержимое сосудов от злых духов.
Так понемногу из земли встаёт целый забытый мир, целая сложная жизнь рабовладельческого государства, где рядом с высокой культурой уживались дикие верования, где в двухэтажных домах с застеклёнными окнами жили господа, которые имели право рубить головы своим рабам.
Кто же всё-таки были хозяева Боспорского царства: "цивилизованные" греки или "варвары" скифы? Удалось ли это узнать учёным? Да, удалось. С помощью древних историков, на материале археологических раскопок стала известна история Боспорского царства.
За семь веков до нашей эры греческие смельчаки-мореходы стали проникать в воды Чёрного моря. Они везли с собой разные товары, чтобы выгодно обменять их у местного населения и вернуться на родину богатыми людьми. Суровым показалось им Чёрное море после своего привычного, тёплого Эгейского. Были и другие опасности: дикие тавры нападали на греческие корабли, грабили их, а людей приносили в жертву – попросту сбрасывали ударом дубины в море. Но отважные мореходы снова и снова приплывали к чужим берегам. Только называли они на первых порах это море Аксинским, что значит Негостеприимное. Однако люди, жившие на территории теперешнего Крыма и дальше на север, вглубь материка, таинственные полукочевые скифы охотно несли хлеб, шкуры, шерсть, рыбу в обмен на расписные вазы и красивое оружие, на виноградное вино и оливковое масло.
Скоро греки сделали ещё одно самое важное открытие. Оказалось, что "холодная" земля скифов необычайно плодородна. Да не так уж и климат суров. Стоило попробовать обосноваться здесь. Не всем грекам одинаково хорошо жилось у себя на родине, в Элладе. Одним не хватало земли, других теснили богатые и знатные, мешая им заниматься торговлей и ремёслами.
Не поселиться ли по соседству со скифами, которые, видимо, даже согласны были потесниться и уступить полезным гостям облюбованные ими берега моря? Теперь греки уже не называли море Негостеприимным. Наоборот, оно стало называться Евксинским, то есть Гостеприимным.
Так образовались колонии на берегах северного Причерноморья – колонии, о которых Цицерон сказал, что они представляют собой как бы кайму, подшитую к обширной ткани варварских полей.
Из этих колоний, расположившихся у Боспора Киммерийского, выросло со временем сильное и цветущее Боспорское царство.

Мировое сокровище


Надгробие Майи, жены Каллия. Греческая работа. 4–3 вв. до н. э. Керченский историко-археологический музей.

Есть в Керченском музее сокровище мирового значения. Это коллекция надгробных плит – стел. Заглянем в лапидарий (хранилище камней), где стоят и лежат сотни таких надгробии. Немногие из них привезены из Греции. Большинство сделано местными древними художниками и мастерами из ракушечника. На камне высечены портреты, надписи, целые группы. Вот муж и жена пожимают друг другу руки: они умерли в один день, и художник изобразил неразлучность, верность. Вот шестеро детей выстроились по росту. Может быть, умерли от какой-нибудь эпидемии. Вот прекрасная стела, на которой изображена женщина в длинном, падающем складками покрывале, сидящая в кресле. Рядом юноша-подросток стоит, опершись на большой щит. За креслом женщины крошечная фигурка; на многих стелах вы заметите такие фигурки – мужские и женские. Это рабы; их изображали маленькими, меньше чем в половину роста господина.
Попросите сотрудника музея, знающего греческий язык, прочесть и перевести вам несколько надписей. Он сделает это охотно.
Одно надгробие скажет вам, что покойный "убит бурным Аресом номадов", то есть скифским богом войны. А проще говоря, самими скифами. Другое, – что погибший "наткнулся на страшное варварское копьё"... Вы услышите имена греческие: Аристип, Диофант, Гераклит; скифские: Силур, Полак; римское Квинт; персидское Ахеймен. Вы узнаете профессии тех времён: купец, судостроитель, флейтистка, учитель гимназии (спортивной школы) и даже "любитель словесности" – мы назвали бы его филологом или историком литературы. Если вы будете разглядывать эти надгробья очень внимательно, то заметите, что в конце большинства надписей стоит одно и то же слово, которое вы, не умеющие читать по-гречески, всё же сможете прочесть: буквы очень похожи на наши. Это слово X А I Р Е (ХАЙРЕ). Вы прочли его, но что оно значит? Вам читают: "Жена моя, Калия, прощай!", "Феотия, жена Бакхия, и сын Майрипп, прощайте!", "Филатта, сын Мирмака, прощай!" Вот как просто и грустно звучат эти надписи. "Хайре" – слово последнего привета. Оно и значит прощай. Простимся же и мы с этим миром мёртвых. Выйдем наружу. Пройдём вдоль моря и, свернув налево, поднимемся на гору Митридат. Встанем лицом к морю тут, у высокого обелиска, который поставлен в честь наших героев, павших за освобождение Крыма в Великую Отечественную войну. Отсюда, с самой высокой точки Керчи, далеко вокруг видна земля, на которой родилось, цвело и умерло Боспорское царство. А теперь посмотрим на юг. Там, за цепью курганов Юз-Оба (сто могил), Тиритака – город рыбаков, охотников, гончаров... Дальше, у самого моря, на берегу прекраснейшей бухты, то, что осталось от Нимфея, города, из-за которого Афины спорили с Боспором. Это был очень богатый город, с лучшей на всём побережье гаванью, с плодороднейшими землями вокруг. Здесь, на берегу, у подножия скал, находился храм Деметры, покровительницы земледельцев, богини, которую изнеженные эллины считали слишком грубой, мужицкой и которую так любили и почитали боспорцы. Войны и землетрясения много раз разрушали храм Деметры, но люди снова и снова восстанавливали его.
Прочтите миф о Деметре, и вы узнаете, как объясняли себе древние, почему лето сменяется зимой, почему весной земля покрывается травами и цветами, а зимой, скованная холодом, погружается в сон. Мы с вами стоим на вершине холма, который назван именем могущественного боспорского царя Митридата Евпатора. В долгой и упорной борьбе с Римом он был предан собственным сыном и покончил с собой на вершине холма в Пантикапее. Так говорит предание. "Здесь закололся Митридат", – читаем мы и у Пушкина.
Римляне завладели Боспором. Их владычество тянулось несколько веков, пока на Европу не обрушился "бич божий", царь гуннов Атилла, пока "трава не перестала расти повсюду, где ступали ноги его коня". Кончилось тысячелетнее существование Боспорского царства.

Краткая история Боспорского царства

Если бы мы перенеслись в VIII век до н. э. на берега современного Керченского пролива или, как называли его древние греки – Боспора Киммерийского, прежде всего, наше внимание привлек бы непривычный ландшафт. На месте Азовского моря… никакого моря нет, только – большая система водоемов и заболоченных участков, которые античные авторы называют «меотийское озеро»
(или даже «болото») или «скифские пруды». Дело в том, что уровень воды в то время был гораздо ниже. Так что греки считали Азовское море продолжением Танаиса (Дона), его обширной дельтой, а Керченский пролив – устьем Танаиса, местом его впадения в Эвксинский Понт (Черное море).

Таманского полуострова в те времена тоже не существовало. На его месте – три острова, образующих Таманский архипелаг, – Синдика, Фанагория и Киммерида (возможно островов было больше). Гипанис (Кубань) впадает в Черное море, а не в Азовское, как сегодня и, видимо, у реки несколько рукавов.

Гипотетическая карта Таманского архипелага

В Крыму и на Кубани живут полулегендарные киммерийцы, с которыми сталкивается во время своего бесконечного плавания гомеровский Одиссей. Для греков – это практически Крайний Север, и представления о климате и живущем здесь народе крайне мрачные:

Судно дошло до пределов глубокой реки Океана;
Там находится город народа мужей киммерийских,
Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце
Там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом...

Впрочем, киммерийцев уже совсем скоро вытеснят новые хозяева – скифы. Движение народов в степной зоне непрерывное: кочевые племена постоянно проходят здесь в поисках лучших пастбищ или военной добычи.

Начало великой колонизации

В середине VIII века до н.э. начинается гигантское по географическим масштабам движение, повлиявшее на судьбы многих стран Европы и Азии – Великая греческая колонизация. Дело в том, что население материковой Эллады растет быстро, и скудные каменистые земли уже не могут его прокормить. К тому же закон запрещает дробить земельные участки между наследниками. Поэтому подавляющее большинство колонистов – обедневшие и малоземельные граждане, младшие сыновья семейств или политические неудачники.

У потомков Ясона и Одиссея есть только один путь – найти себе землю и славу в чужом краю, или добыть их оружием. Впрочем, до оружия доходит редко. Эллины заселяют только морское побережье, не углубляясь в заселенные материковые районы. Платон сравнивает колонистов с лягушками, которые расположились вокруг болота. И местное население чаще всего не против создания колоний. У многих полисов в начале колонизации даже не было оборонительных стен. На Кубани, где первые колонии появляются в VII веке до н.э., греки соседствуют с племенами меотов. Основой их отношений является торговля.

Из материковой Эллады колонии получают оливковое масло, железные орудия, изделия греческих ремесленников, драгоценные металлы, предметы искусства, дорогие ткани. Значительная часть этого импорта оседает в домах и казне политических лидеров местных племен. По сути, это самая важная часть греческой «мягкой силы», которая позволяет бескровно развивать торговую и политическую экспансию на гигантской территории от Пиренеев и Северной Африки до берегов Кубани и Дона.

В метрополию отправляется, прежде всего, пшеница, которую на каменистых почвах Греции вырастить сложно. По свидетельству Демосфена, Афины получали из Боспорского царства половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год. Немалая по тем временам цифра. Помимо хлеба, из Боспора вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов.

Античная Горгиппия (современная Анапа) в эпоху архаики

Царство на проливе

Боспор в переводе с греческого значит «пролив». И Боспорское царство возникает около 480 года до н. э. именно на берегах пролива – Боспора Киммерийского. Это ось государства, его главный торговый путь.

По свидетельству Диодора Сицилийского, первая династия Боспора – Археанактиды. Изначально они управляют военно-политический союзом, в состав которого вошли только несколько небольших поселений вокруг Пантикапея (современной Керчи).

В 438 году до н.э. к власти на Боспоре пришел архонт Спарток I, сменивший последнего из Археанактидов и основавший новую династию. Его потомки – Спартокиды – будут править Боспорским царством больше трех веков и значительно расширят его границы.

Таманский архипелаг вошел в состав Боспора где-то в начале IV века. В это время на одном из островов существует союз одного из меотских племен – синдов. Греческий историк Страбон утверждает, что главным городом Синдики была Горгиппия (Анапа). Боспорский царь Левкон I только что завершил драматическую борьбу за власть над Феодосией и сразу после победоносной компании стремительным броском разгромил Октамасада, сына синдского царя Гекатея. В результате этой победы Боспор стал обладателем новых обширных земель на Кубани и торговым монополистом в регионе.

Карта Боспорского царства


«Враг номер один»

Последний из Спартокидов Перисад V был вынужден был отречься от престола. В 108 году до н.э. он передал власть правителю Понтийского царства (на территории современной Турции) – Митридату VI Евпатору, который позднее стал одним из самых опасных врагом Рима за всю его историю.

В трех войнах, которые историки называют Митридатовыми, он столкнулся на полях сражений с выдающимися римскими полководцами той эпохи: Суллой, Лукуллом и Гнеем Помпеем. После серии поражений Митридат был вынужден отступить в свою самую северную провинцию – Боспор. Здесь он вынашивает амбициозный план – вторжение в Италию через земли сарматов, даков и галлов.

Но жители Боспора и ветераны армии Митридата не хотят продолжения войны и похода в далекую Италию. Против царя зреет заговор. Первой восстала Фанагория. Здесь народ осадил и поджег городскую крепость, где находились дети царя – Артаферн, Дарий, Ксеркс, Оксатр, Евпатра и Клеопатра. Все они сдались, лишь Клеопатра оказала сопротивление и смогла с помощью кораблей, присланных отцом из Пантикапея (Керчи) покинуть город.

В ходе раскопок, проведенных российскими археологами в Фанагории, на акрополе были найдены следы пожара в резиденции Митридата. Во время подводных исследований около фанагорийского побережья был найден мраморный постамент надгробной статуи наложницы царя Гипсикратии, ставшей одной из его жен; она видимо погибла во время восстания в Фанагории. Следом за Фанагорией отказались подчиниться Митридату и другие боспорские города.

Вскоре восстание в Пантикапее против отца поднимает сын Митридата – Фарнак. Осажденный в крепости на горе, которая сейчас носит его имя, царь принимает яд, но тот не действует из-за выработанного с детства иммунитета. Тогда Митридат попросил своего телохранителя и друга галла Битоита убить его мечом.

Митридат VI Евпатор

«Друг Рима»

Римляне в благодарность за свержение «врага номер один» отдали Фарнаку власть над Боспором. Но он пошел по пути отца: объявил себя «царем царей» и бросил вызов Риму, попытавшись вернуть власть и над Понтийским царством. В Пантикапее Фарнак оставил наместника – Асандра. Но тот оказался изменником и в 47 году до н. э. отвоевал власть у разбитого Юлием Цезарем Фарнака и еще одного претендента – Митридата Пергамского. Асандр женился на дочери своего бывшего владыки Фарнака, внучке Митридата Евпатора – Динамии.

После длительных войн и экономического кризиса положение на Боспоре стабилизируется в правление Аспурга, сына Асандра и Динамии. Начался период нового расцвета, который продлится около двух столетий (I – начало III веков н.э.). Отношения с новыми хозяевами античного мира – римлянами складываются у боспорцев по-разному. Аспург в 14 году получил звание «друга римлян», на его монетах мы видим портреты римских императоров. С берегов Керченского пролива в Италию идут суда, груженые зерном. Но уже сын Аспурга Митридат опять воюет с Римом. В 45–68 гг. Боспором правит его брат Котис I и вновь политика поворачивается: опять дружба.

Во времена Котиса I Боспор достигает своих максимальных размеров. Власть царя распространяется почти на всю территорию Крыма, на севере – доходит до устья Дона, где находится город Танаис (район современного Ростова-на-Дону), на юге – граница доходит до городов Бата и Торик (современные Новороссийск и Геленджик), на востоке греческие торговые поселения находят по берегам Гипаниса (в районе современного города Славянск-на-Кубани).

С конца I века Рим все больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. Здесь строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Цари Савромат I и Котис I одерживают победы над сарматами.

Горгиппия (современная Анапа) в эпоху Рима

Вторжение

Но в начале III века в Северном Причерноморье появляется новый сильный противник – племена готов. Они принадлежали к германской группе племен и пришли с Балтики. В своем движении они увлекли многие народы Восточной Европы и возглавили большое племенное объединение. В 230-х годах племена готского союза разрушили Горгиппию (Анапу), в 240-х годах полному разгрому подвергся Танаис (город в устье Дона).

В середине III века Боспорское царство становится одним из театров так называемой Готской войны, которая продлилась 30 лет. Варвары совершали морские походы, опираясь на Боспор, как на свою военную базу, и использовали боспорский флот.

В 267 году после смерти боспорского правителя Рескупорида IV началась смута. Археологи утверждают, что в эти годы прекращается жизнь в двух городах царства – Нимфее и Мирмекии (район современной Керчи).

В IV веке Боспор обращается к римлянам, чтобы те за уплату ежегодной дани помогли обеспечить спокойную жизнь в государстве. Однако Рим сам с трудом отбивается от варваров и не может оказать помощь ослабевшему союзнику.

Готский вождь

Первые христиане

Недалеко от станицы Тамань, есть мыс с необычным названием – Панагия (греч. «всесвятая»). Так называли изначально изображения Богоматери. Археологи обнаружили здесь следы и символы самого раннего христианства: изображения рыбы и ягненка, алтарики. Это артефакты периода современников Иисуса. Ученые сходятся во мнении, что Панагия – самое древнее место на территории современной России, где упоминался Христос.

Существует легенда, рассказанная Оригеном, что апостолы бросили жребий для определения места своей миссионерской деятельности. Андрею Первозванному досталась Скифия и Фракия. Последующие церковные писатели прямо указывают, что Андрей посетил Боспор, Феодосию и Херсонес. Может быть, он проповедовал именно на мысе Панагия? На этот вопрос, к сожалению, точный ответ дать невозможно.

До христианства на Боспоре существовали традиционные греческие культы. Известно, что в Фанагории располагалось святилище Афродиты Апатуры (т.е. Обманчивой). В Горгиппии (Анапе) в разное время строились храмы в честь Артемиды Эфесской, Афродиты, Диониса, Посейдона. В III веке до н.э. в городе проводились праздники в честь Гермеса.

Есть свидетельства античных историков, что в самом узком месте Керченского пролива (видимо, в районе современного порта Кавказ) существовал храм Аполлона. Его колонны якобы видели под водой еще в начале прошлого века и даже пытались поднять на поверхность, но неудачно.

В первой половине I тысячелетия в Боспорском царстве постепенно распространяется христианство. В V–VI вв. в боспорских городах были построены христианские храмы – базилики. В это время продолжают существовать города в Крыму (Пантикапей, Тиритака, Китей, Киммерик), на островах Таманского архипелага (Фанагория, Кепы, Гермонасса), а также ряд крепостей (например, Ильичевское городище).

Часть городов Боспора к тому времени уже погибает в борьбе с варварами. Среди них: Горгиппия (Анапа), Торик (Геленджик), Бата (Новороссийск). Большая часть из них была уничтожена гуннами.

Что еще почитать