О чем говорит архитектурная символика масонов. Символика в архитектуре Масоны в Вашингтоне

Ученый так говорит об особом феномене петербургской русской культуры: «Выделение петербургской русской культуры в самостоятельное явление имеет под собой основание, обусловленное, в первую очередь, концентрацией здесь во второй половине XVIII, в XIX и в начале XX века интеллектуальных сил страны. Поэтому здесь, в Петербурге, посуществу, сконцентрировались именно все лучшие стороны русской культуры.

Петербург характеризует не просто близость и схожесть с Европой, как это часто трактуют, а именно концентрация особенностей русской культуры. Эта концентрация сделала наш город одним из самых русских среди русских городов. Он самый русский среди русских, и самый европейский среди европейских городов!».

Санкт-Петербург - самый мистический и самый масонский город. Город традиций и консерватизма, которые он поразительным образом соединяет с реформами и революциями. Город возрождения античной культуры, в которой зрели и зреют восстания и заговоры.

Искусство XVIII века пронизано идеями масонства. Зодчий не может не быть масоном. В переводе с греческого языка архитектор - главный строитель. Действительно, из всех художественных профессий это единственная как бы стопроцентно «масонская», ибо призвана воплотить в зримых формах идеи «вольных каменщиков». Их планы постройки символического Храма истины и любви становятся конкретными архитектурными замыслами. Возводимые ими соборы были не просто памятниками архитектуры. Это были символы Бога, Истины, Мироздания, открывающие для посвященных глубинные тайны бытия. И чтобы возводить их, эти масоны должны были обладать знаниями, позволяющими проникнуть в тайну Божественного замысла и надмирной гармонии. Наука о строительстве, архитектуре, геометрии виделась им как совокупность сакральных, эзотерических знаний, черпаемых сначала из Библии, а позже - из проникающих в Европу учений Востока, античности, Древнего Египта и прочих таинственных источников. На свою деятельность в человеческих пределах эти каменщики смотрели как на отражение того, что сам Бог, Творец, Великий Архитектор Вселенной осуществлял в космических масштабах - они создавали порядок из хаоса. Но между таким практическим, как его называют, масонством и его современными формами существует как прямая связь, так и кардинальные различия.. Другими словами, архитекторы понимали масонство в прямом смысле - не как отвлеченную нравственную цель, но как каждодневный труд «и для души, и для денег». Красноречивый пример - английский архитектор Кристофер Рен. Он был известным английским зодчим, перестроившим Лондон после Великого пожара 1666 года. Им же возведён собор святого Павла - главнейший протестантский (англиканский) собор в те годы.

Среди русских архитекторов, чьи работы являются частью Санкт-Петербурга, возможно, тоже были последователи масонского учения, которое впоследствии и было отражено в их творениях.

Табл. 1. Масонские символы в архитектуре Санкт-Петербурга второй половины XVII-начала XIX вв

Архитектурное

сооружение

Масонский символ

Возможная расшифровка

1. Казанский собор

Лучезарная дельта на фронтоне

Это масонский символ, так как архитектор собора - А. Воронихин - состоял в масонской ложе «Трех добродетелей», а потом вступил в ложу «Скромность». Значение: ниспослание божественного благодарения на Россию, хранительницу истинной церкви.

2. Академия Художеств

Циркуль с угольником на фризе здания

«Засилье» масонской философии, проникавшей в умы молодых художников, архитекторов, скульпторов, способствовало использованию их символике при оформлении экстерьера здания. Баженов, будущий масон, был воспитан в её стенах двумя создателями проекта этого здания - А.Ф. Кокориновым и Ж.Б. Валлен-Деламотом. Может быть, они тоже были подвержены влиянию масонской символики, поэтому и знаки «вольных каменщиков» до сих пор тянутся по фризу Академии Художеств.

3. Новая Голландия

Форма острова по периметру напоминает Лучезарную дельту

Масонский знак - символ благодати, так как изначально остров был задуман, как место отдыха Петра I от государственных дел.

4. Финская церковь Святой Марии, церковь, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Церковь Святой Екатерины

Чесменская Лучезарная Дельта на фронтоне

Знак является частью общехристианской символики. Трактуется как Всевидящее Око - символ триединства Бога.

5. Церковь Макария Египетского при Горном институте

Лучезарная Дельта на фасаде здания

Масонский символ, так как архитектор А.Воронихин принадлежал к масонам, а также Горный институт являлся оплотом масонства в годы екатерининского правления (изучение горных пород связано с первоначальным смыслом масонской организации - вольные каменщики).

С точки зрения классификации Ч. Пирса масонскую символику надо отнести к условным знакам. Рассмотрев несколько символов, чаще всего встречающихся на фасадах петербургских зданий, можно убедиться в том, что их внешнее содержание не соотносится с идеологической целью: циркуль не похож на человеческую природу, как и треугольник не являет собой Бога.

С точки зрения системы знаков В.Н. Агеева, масонские символы представляют собой образные знаки. Это понятие связано с понятием символа. В науке это слово является полным синонимом слова «знак», но в искусстве, в религии символ понимается как некий образ, представленный знаком, и одновременно, как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства знака.

Масонство - это многогранный пласт символики и представлений о развитии Вселенной, заимствованный у разных народов и цивилизаций. Масонский Петербург стал сосредоточием русского типа масонства, которое в значительной мере повлияло на развитие искусства в России второй половины восемнадцатого века и начала девятнадцатого. «Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности,- это высшая безнравственность» - говорил Д.С. Лихачев. Именно это высказывание ученого, подтверждающее стойкость идей человека, верного каким-либо принципам и нравственно-этическим, позволяет сказать о том, что влияние масонов на петербургскую архитектуру велико. Все здания, на которых были найдены возможные масонские знаки, являются главнейшими достопримечательностями Петербурга.

Рассмотрев несколько архитектурных сооружений города через призму символики «вольных каменщиков», можно убедиться в том, насколько сегодняшние представления людей разительно отличаются от мировоззрения архитекторов той эпохи. Для них (последних) важнейшим из отображений философии масонства было вкрапление ее символов в декор здания так, чтобы лишь самый внимательный глаз смог их заметить. Такая деликатность художников достойна уважения, ведь только избранный (тот, кто является адептом этих идей) сможет разглядеть их через целостность и единство фасада того или иного сооружения.

Понять мировую культуру от Средневековья до наших дней невозможно, не учитывая огромного вклада в нее масонов.
Проф. Деймс Стевенс Керл

Вопрос о влиянии масонских идей на область художественной культуры остается малоисследованным в современной научной литературе. То ли по причине полного пренебрежения ученых к этой "неортодоксальной" теме, то ли в силу недостаточности фактического материала, что во многом связано с принятым в масонских ложах правилом секретности некоторых их обрядов, а также принадлежности их членов к Тайному братству вольных каменщиков. Тем не менее известно, что масонами были архитекторы Кристофер Рен, Джон Соун, Буле, Леду, Уильям Хогарт, писатели Гете, Джонатан Свифт, Александр Поп, Конан Дойл, Киплинг, великие актеры шекспировского театра Гаррик и Ирвинг, композиторы Моцарт, Гайдн, а также Уинстон Черчилль, четырнадцать американских президентов, начиная с Джорджа Вашингтона, и многие крупнейшие деятели культуры и политики, чьи имена, согласно правилам масонства, были скрыты от современников и не дошли до потомков.

Вокруг происхождения масонства существует множество теорий и мифов. Его возникновение в Европе относят обычно к временам Средневековья, когда искусство еще не обрело самостоятельного статуса, а входило в универсальный контекст духовной культуры. Его связывают со строительством здесь огромных соборов, таких как Шартр или Контербери, воздвижение которых затягивалось на сотни лет. На их постройку съезжались тысячи строителей из разных стран, и здесь возникали объединения людей, связанных профессиональными интересами. У этих каменщиков (масонов) были свои обычаи, производственные секреты, своя иерархия, свои обряды посвящения - от ученика к подмастерью и от подмастерья к мастеру.

Возводимые ими соборы были не просто памятниками архитектуры. Это были символы Бога, Истины, Мироздания, открывающие для посвященных глубинные тайны бытия. И чтобы возводить их, эти масоны должны были обладать знаниями, позволяющими проникнуть в тайну Божественного замысла и надмирной гармонии. Наука о строительстве, архитектуре, геометрии виделась им как совокупность сакральных, эзотерических знаний, черпаемых сначала из Библии, а позже - из проникающих в Европу учений Востока, античности, Древнего Египта, Каббалы и прочих таинственных источников. На свою деятельность в пределах человеческих эти каменщики смотрели как на отражение того, что сам Бог, Творец, Великий Архитектор Вселенной осуществлял в масштабах космических, - они создавали порядок из хаоса. Но между таким практическим, как его называют, масонством и его современными формами существует как прямая связь, так и кардинальные различия.

Родиной нового масонства была Англия. Толчком для возникновения постоянных масонских лож послужил великий пожар Лондона 1666 года, уничтоживший четыре пятых деревянного города. Гигантский размах строительства по восстановлению столицы привлек сюда десятки тысяч каменщиков, объединенных в гильдии и братства и придерживающихся своих обычаев. Их организацию, символику, обряды заимствовали и положили в фундамент нового, так называемого умозрительного масонства его основатели.

Это новое масонство ориентировалось не столько на мистические учения Средневековья, сколько было связано с новым научным мировоззрением: с открытиями Галилея, Джордано Бруно, Ньютона, а говоря шире - с общим рациональным и либеральным духом эпохи Просвещения. Обычно эти первые масоны встречались в лондонских кабачках и на частных квартирах, где обсуждали масонские дела, отрабатывали ритуалы и принимали новых членов. Это были прообразы будущих масонских лож.

После основания в 1717 году Объединенной Великой Ложи Англии масонство начинает пользоваться королевским покровительством. Считается, что все английские монархи, начиная с Георга I (1714-1723) и за единственным исключением Георга V, были членами Тайного братства. В Конституции 1723 года были выработаны основные принципы, цели и ритуалы, обязательные для всех масонских лож. В 1691 году в одну из ранних лож был принят Кристофер Рен. И вполне естественно, что идеи масонства прежде всего проявили себя в архитектуре.

Строитель лондонского собора св. Павла не был архитектором по образованию. В Оксфорде, где учился Кристофер Рен, главным предметом изучения у него была медицина, но область его интересов выходила далеко за пределы анатомии и врачевания. Она включала в себя астрономию, математику, фортификацию, шлифовку линз, теологические проблемы, которые Рен надеялся решить с помощью математических расчетов. В 1681 году он становится президентом Королевского научного общества (на этом посту его сменит Исаак Ньютон). Своей славой великого архитектора Рен обязан великому лондонскому пожару.

2 сентября 1666 года загорелась булочная около Лондонского моста, ветер разнес искры на соседние деревянные постройки, и в результате более 13 тысяч домов сгорело и 200 тысяч лондонцев остались без крова. Из 109 действующих церквей 86 было разрушено или сильно повреждено, в том числе и старый кафедральный собор св. Павла. Еще не успели остыть угли на его руинах, как Рен прибыл сюда для обследования останков и приступил к созданию плана нового собора. В 1668 году началось строительство собора св. Павла по плану Рена. Рен спроектировал его в строгом, идущем от итальянского Ренессанса стиле палладианской архитектуры. Шесть сдвоенных колонн поддерживали антабемент первого этажа, над которым поднимался портик с фронтоном второго; две башни фланкировали здание по бокам, и надо всем этим на высоте 360 футов возвышался огромный купол 515 футов в диаметре. Строительство продолжалось почти сорок лет, и 20 октября 1708 года в присутствии, как говорится в семейных бумагах Рена, "посвященных масонов", то есть членов Братства вольных каменщиков, его сын, тоже Кристофер, вложил последний камень в купол собора св. Павла. Сам престарелый архитектор уже не мог подняться на такую высоту.

О творчестве Кристофера Рена существует огромная литература, однако о влиянии на него, как и на архитектуру в целом, идей масонства не говорится почти ничего. Известно, что Рен стал членом одной из масонских лож, когда ему было уже семьдесят лет. В 1710 году он занял высокий пост Мастера этой ложи и сохранял его до 1716 года. Имена его друзей и коллег по науке, составляющих вместе с Реном ядро Королевского научного общества, встречаются в списках членов масонских лож в начале XVIII века. Как архитектор и руководитель всех строительных работ, Рен не мог не быть прекрасно осведомленным об организации, ритуалах, идеях старого, "практического" масонства. В архитектурном наследии Кристофера Рена эти влияния на стиль его построек прослеживаются довольно трудно. Они проявляют себя разве что в частом употреблении им парных или сдвоенных колонн, составляющих важный элемент конструкции и декора собора св. Павла и многих других его сооружений. В сложной символике масонов парная колонна занимала едва ли не центральное место. Две колонны - Воаз и Яхин - стояли перед входом в храм Соломона, который считался ими прообразом всякой архитектуры, и символизировали активное и пассивное, мужское и женское начала. Но, может быть, эти влияния ярче всего проявили себя в самом рациональном духе реновского классицизма, порвавшем с готикой прошлого и устремленном в будущее.

Островное положение Англии, ее оторванность от общеевропейского художественного процесса сильно тормозили развитие архитектуры этой страны. Во времена Рена здесь еще превалировал дух средневековой готики, в стиле которой строились главные храмы, королевские резиденции и жилые массивы. Однако для нового поколения этот стиль представлялся варварским пережитком прошлого. "Готы и вандалы, - писал близкий друг Рена, архитектор Джон Ивлин, - разрушив греческую и римскую архитектуру, учредили на ее месте фантастическую, бессистемную манеру строительства, которую мы называем современной и готической". И новую архитектуру, считал он, следует освободить от "готического варварства".

Кристофер Рен умер через четыре года после учреждения в Лондоне Великой объединенной ложи Англии и за два до принятия Конституции, обязательной для всех масонских лож. Зафиксированная в ней идеология нового умозрительного масонства воплотилась в творчестве крупнейшего архитектора XIX века сэра Джона Соана.

Этот сын простого каменщика и сам в юности подносчик кирпичей на стройке был принят в Великую ложу уже в зрелом возрасте, но его связи с масонством начались еще в ранние годы. В молодости он вступил в респектабельный клуб архитекторов, члены которого регулярно встречались за обедом в масонской таверне, где обсуждали свои дела. Его окружение так или иначе было связано с тайным Братством вольных каменщиков. В 1828 году он спроектировал большой зал масонской ложи, который, к сожалению, не сохранился. Существует и заказанный им собственный портрет в костюме со всеми регалиями Великого мастера ложи; в нем же он был похоронен.

Для творчества архитектора принадлежность к масонству может не значить ничего, а может значить многое. В постройках Соана мы сталкиваемся с целым рядом странностей, которые трудно понять иначе как отражение идей масонства. Может быть, наиболее наглядным примером этого служит одно из главных его творений - музей в районе Далич на юге Лондона.

Снаружи здание представляет собой глухой кирпичный блок, лишенный окон и типичных для классицизма колоннад. Только две парные колонны - Боаз и Яхин - фланкируют один из его входов. Но когда оказываешься в его внутреннем пространстве, окунаешься в потоки льющегося из плафонов рассеянного света. С одной стороны, отсутствие окон здесь диктовалось самим функциональным назначением здания, специально предназначенного для хранения и показа произведений искусства. Но с другой, такая функциональная идея совпадала с основной идеей масонства: за нашим сумеречным материальным миром находится царство света, отделенное от нас непреодолимой преградой, и задача всего человечества - найти путь к этому царству. Смерть - лишь промежуточная станция на этом пути, ее не надо бояться, и она занимает большое место в масонских ритуалах и символике. И прямо в соответствии с этой идеей Соан помещает в центре интерьеров музея усыпальницу трех его основателей, увенчанную куполом, - уникальный случай в истории музейного строительства. В этот купол вставлены желтые стекла, и когда попадаешь в пространство крипты, возникает ощущение, что снаружи - раннее утро и восходит солнце или, наоборот, время идет к закату. Искусственное и природное сливаются здесь не через вид из окна или растительную бутафорию, а благодаря естественному свету. "Чары масонской символики, - пишет о Соане Хью Перман, - одушевляют его архитектуру так же, как они пропитывают музыку "Волшебной флейты" Моцарта, написанную в тот же период". Соана часто называют самым тонким и лиричным архитектором своего времени.

Соан создал собственный вариант классицизма в архитектуре. Это классицизм без колонн, портиков и внешнего декора, очень отличный от распространенного тогда в Европе.

Европейский классицизм (вернее, неоклассицизм) во многом был порожден бунтарским духом Французской революции. Его лидерами были в живописи Луи Давид, в архитектуре - Леду и Булле. И опять: идеи масонства четко прослеживаются если не у Давида, то в проектах французских архитекторов.

Уже первыми представителями нового, "умозрительного" масонства были люди, противостоящие церковному и государственному догматизму. Они не стремились создать новую религию, они просто отстаивали веротерпимость и хотели объединить представителей разных политических взглядов и вероисповеданий с общей целью: способствовать социальному прогрессу. Предреволюционная атмосфера XVIII века в Европе была благоприятной почвой для распространения масонских идей, и до сих пор неизвестно, то ли Французская революция позаимствовала у масонства лозунг "Свобода, Равенство и Братство", то ли масонство переняло его у революции.

Во Франции и Германии масонские ложи возникают как грибы после дождя.

Согласно мифологии вольных каменщиков, первым архитектором на земле и, следовательно, их прямым предшественником был строитель Ковчега библейский Ной, в которого сам Великий Архитектор Вселенной вложил знания геометрии и математики, а одним из главных символов их профессии был циркуль. Сам Исаак Ньютон посвятил целый трактат расшифровке "божественной геометрии" храма Соломона в Иерусалиме, как он описан в первой книге Царств Ветхого Завета. Симметрия, строгость, простота форм - это еще со времен Кристофера Рена стало символом веры многих архитекторов нового поколения. Крайние формы таких идей воплотились в творчестве двух архитекторов времени Французской революции - Леду и Булле. О Леду известно, что он был членом масонской ложи; о Булле таких сведений не сохранилось, но влияние на его работы масонства не вызывает сомнений. Так, его проекты памятника Ньютону представляют собой гигантский шар, окаймленный тремя рядами вечнозеленых деревьев и встроенный в строгий квадрат глухих стен (в другом проекте - в их полукружие). Ясность и простота форм неоклассицизма сочетается у Булле с мегаломанией мавзолеев императорского Рима. Проект сталелитейного завода Леду - это целый город с пирамидами литейных цехов (пирамида - один из основных масонских символов) и строгой геометрией в расположении подсобных помещений. Проекты эти так и остались на бумаге, как и многие утопические идеи всяких революций. Но от них идет прямая дорога к социальным фантазиям Ле Корбюзье и других авангардистов ХХ века.

В следующие два столетия масонство в Англии из архитектуры, где девять из десяти профессионалов были масонами, перекочевало в такие профессии, как полиция, юриспруденция, медицина, в которых преобладание масонов было очевидно. Сложнее обстояло дело с художниками. Уже в Конституции 1723 года были сформулированы основные принципы, определяющие поведение масона внутри Ложи и в личной жизни. Это: "1.Братская Любовь, что означает в том числе уважение и терпимость к мнениям других; 2. Помощь, причем не только масонам, но и другим людям; (Не отсюда ли Англия по праву часто именуется страной филантропии? - И.Г.) 3. Правда, что означает стремление самому достичь высоких моральных стандартов и тем самым влиять на других". На последнем, то есть на стремлении к личному самосовершенствованию, и основаны философия и мораль масонства, "закутанные в аллегорию и иллюстрируемые символами". При необычайно широком распространении масонства среди самых разных кругов английского общества его принципы и идеи не могли не влиять на характер искусства и на творчество конкретных мастеров. Но кто были эти мастера - члены Тайного братства вольных каменщиков?

Известно, что масоном был Уильям Хогарт (1697-1764), которого по праву называют отцом английского искусства. Почти все творчество этого мастера было посвящено обличению нравов и пороков общества с целью повышения морального уровня населения, дабы тем самым способствовать социальному прогрессу. Он обличал разврат (серии "Карьера мота" и "Карьера проститутки"), жестокость (серия "Три степени жестокости"), пьянство (гравюры "Улица джина" и "Улица пива"), жадность, своекорыстие, лживость... В своей автобиографии Хогарт писал, что "сюжеты, которые в той же степени развлекают, что и развивают ум, должны рассматриваться как наиболее общественно полезные и ставиться выше всего остального". И в личной жизни, следуя масонскому принципу помощи людям, он много энергии и денег тратил на благотворительность.

Имен других английских художников-масонов мы не знаем. Но не масонские ли идеи придавали острый привкус "викторианской" морали эстетическим теориям и политическим идеям Джона Рескина и заставили его растратить все свое немалое состояние на социальную благотворительность? Не они ли побудили Джошуа Рейнольдса приписывать хороший вкус только добродетельным людям? И еще один важный момент. Членом масонской ложи в Англии мог был мужчина (женщины сюда не допускались) любой концессии - христианства, магометанства, иудаизма, буддизма - и любых политических взглядов, но на заседаниях ложи строго запрещалось обсуждение политических вопросов. Масонство здесь четко отделяло себя от политики. И не это ли на протяжении двух веков удерживало английскую живопись от решения животрепещущих социальных проблем и сосредоточивало внимание художников на проблемах морали, повседневной жизни и загадках мироздания? За неимением фактов здесь приходится только строить догадки.

Так верили вольные каменщики, и их представления прямо совпадали с мировоззрением председателя Королевского научного общества.

Со временем места этих встреч превращались в ложи, их руководители - в Мастеров или Хранителей, а традиционные орудия каменщиков - циркуль, мастерок, молоток, фартук и пр. - стали использоваться как символы точности, мастерства, совершенства. В конце XVII века в Лондоне действовали по крайней мере четыре такие масонские ложи.

Масоны в Англии преобладали в таких профессиональных сферах, как строительство, адвокатура, полиция. Всех масонов, также и за пределами Великобритании, объединила созданная в 1717 году Великая Ложа Англии.

Англия по праву считается родиной масонства. С начала XVIII века масонство широко распространяется на Британских островах. Как пишет исследователь этого вопроса профессор Джеймс Керл: "Англичане того времени считали собор восьмым чудом света не только по его грандиозности, но и из-за сроков его воздвижения. Если строительство знаменитого собора св. Павла в Риме длилось сто двадцать лет и после Микеланджело в качестве ведущих архитекторов сменилось тринадцать человек, то св. Павел в Лондоне был построен в три раза быстрее и под руководством только одного человека".

Во время строительства собора и после его завершения Реном был построен в Лондоне целый ряд выдающихся зданий: госпиталь для ветеранов войны в Челси, Королевский приют для престарелых моряков в Гриниче и там же - здание обсерватории, новые интерьеры и постройки в комплексах королевских дворцов и т.д. Много лет он занимал важный пост королевского генерального инспектора строительства, и под его надзором проходила реконструкция Лондона. Им и его учениками была построена большая часть церквей на месте разрушенных пожаром. Он пользовался славой первого архитектора Англии. И все же на старости лет Рен горько сетовал на Карла II, который отвлек его от научных исследований и вынудил "все свое время отдавать мусорной работе". Он предпочел бы остаться врачом.

Во всем этом уже ощущалось дыхание грядущей эпохи - эпохи Просвещения с ее веротерпимостью, рационализмом, стремлением к социальным преобразованиям.

Сэр Джон Соан (1753-1837)

Как мог этот убежденный масон, одержимый идеей смерти, так повлиять на архитектуру городов нашего времени? Что за странная энергия превратила этого подносчика кирпичей на стройках в сэра Джона Соана - академика и мастера архитектуры XIX столетия, которого сейчас широко копируют и цитируют современные архитекторы, не будучи ни классицистами, ни масонами?
Хью Перман

Ответ на этот вопрос дает биография Соана. Его отец был простым каменщиком, и юный Джон начал свою карьеру как подносчик кирпичей на стройках, где работали его отец и старший брат. Он так и мог бы идти по стопам отца, если бы не талант и удача. Когда ему было пятнадцать лет, его заметил и взял в свою контору известный тогда архитектор Джордж Денс. Соан был у него чем-то вроде мальчика на побегушках, зато он получил доступ к богатой библиотеке хозяина и возможность проникнуть в секреты архитектурного ремесла. В 1771 году он становится студентом архитектуры Королевской академии, за свои проекты получает золотую медаль и стипендию, которая дает ему возможность принять участие в длительном Большом туре по Италии.

В Италии Соан не только изучает классические памятники, но и завязывает знакомство с некоторыми участниками тура - своими будущими заказчиками и покровителями, в том числе с директором Банка Англии Ричардом Бознквистом. Через него он получает заказ на строительство зданий Английского банка, в 1788 году приступает к работе и создает огромный архитектурный комплекс - этот, как его называли, "город внутри города". В ХХ веке комплекс был перестроен, и от первоначального замысла сохранился только зал банковских операций с прилегающими к нему помещениями. Это целый лабиринт комнат и коридоров без окон, освещенных искусственным светом; главный зал, как в храме, увенчан куполом, сквозь который сюда проникает дневной свет, и все это похоже на торжественную церковную архитектуру.

Постройка комплекса Банка Англии принесла Соану известность. Сам русский царь Александр I, когда он в 1814 году со своей сестрой герцогиней Ольденбургской посетил Лондон, пожелал познакомиться с этой постройкой, был проведен по всем помещениям и попросил Соана показать ему предварительные рисунки. Соан принес рисунки и подарил их императору. В профессиональном отношении Соан идет от успеха к успеху. Его избирают в члены Королевской академии, где он становится профессором архитектуры, назначают на высокие посты в английской строительной администрации.

Казалось бы, сын простого каменщика, поднявшийся к самым вершинам общества, должен был только радоваться жизни. В конце своей карьеры он был возведен в рыцарское достоинство, он - отец двух сыновей, из которых мечтал сделать продолжателей своего дела. Но младший сын умер, а старший оказался лоботрясом, вымогал у семьи деньги, отказался от профессии архитектора и, став мелким журналистом, в одной из первых статей подверг критике архитектуру своего отца. Разрыв с сыном лежал тяжким бременем на душе Соана, и большую часть жизни он находился в состоянии меланхолии. Он был нетерпим к своим оппонентам, в лекциях позволял себе нападать на постройки коллег, что было не принято в академической практике и за что он был на время отстранен от преподавательской деятельности. Кажется, единственным близким ему существом была любимая собачка, после смерти которой он соорудил гробницу в своем доме с надписью: "Увы, бедная Фанни". Но меланхолия странным образом сочеталась в характере Соана с невероятной энергией, которая позволяла ему наряду с интенсивной творческой активностью составлять еще и свои коллекции произведений искусства всех времен и народов. Из своих зарубежных поездок он привозил античные статуи, египетские саркофаги, архитектурные фрагменты разных эпох.

В 1807 году Соан приобрел большой дом в центре Лондона и переделал его на свой лад. Этот типичный английский дом (сейчас в нем расположен музей Джона Соана) он разделил на две части: на жилую в верхних этажах, где расположены гостиная, столовая, спальни, и музейную - для своих коллекций. В планировке этого дома, как и в его коллекциях, как бы воплотилась масонская душа архитектора. Масонство учило, что человечество должно открыть то, что было утрачено, проникнуть в мудрость и знания ушедших цивилизаций и с их помощью найти секрет совершенства. Для этого все люди должны постараться построить Храм Человечества, где будет храниться все ценное из человеческих знаний и где возродится память об утерянном прошлом. И создается впечатление, что сам Соан построил такой храм в нижних этажах собственного дома.

Когда попадаешь сюда, оказываешься в каком-то призрачном пространстве лабиринта или катакомб. Пробираешься по узким переходам и попадаешь в помещения, где висят картины его друга Тернера и Хогарта, рисунки Пиранези, стоит подлинный саркофаг фараона Сети I; спускаешься по лесенкам - и в нижних помещениях наталкиваешься то на гробницу собачки, то еще на одну гробницу некого монаха, то на макеты античных храмов, то вдруг перед глазами открываются внутренние дворики, своего рода световые колодцы, забитые до отказа архитектурными фрагментами разных культур. Все это плюс отсутствие окон и верхний или искусственный свет создают атмосферу какой-то таинственной мистерии.

Лабиринтная усложненность пространственного решения здесь не просто плод меланхолической фантазии Соана. Лабиринт как путь человека от жизни через смерть к высшему существованию - одна из древнейших идей масонства: лабиринты были начертаны на полу таких соборов, как Реймс и Шартр, еще старыми каменщиками. Путь этот сложен, сумрачен и извилист, и человека на нем ждет множество опасностей, он должен преодолеть зло и пройти через несколько стадий добра, подобно тому как в "Волшебной флейте" Тамино, оказавшись в царстве Заратустра, проходит через три замка: Природы, Разума и Мудрости.

Масонский культ смерти как промежуточного этапа на пути человека к царству света, столь наглядно проявивший себя в планировке и оформлении его собственного дома, откладывает отпечаток на все творчество Соана. Он - автор многочисленных надгробий и памятников, прямо связанных с этим культом. Обычная христианская символика вытесняется в них масонской эмблематикой: змея, кусающая свой хвост - символ вечности, циркуль и мастерок - атрибуты Великого Архитектора Вселенной, парные колонны, да и сами геометрические формы этих надгробий - кубы, конусы, пирамиды - тоже несут в себе символические значения, придаваемое такой геометрии масонами.

От творчества Соана сохранилось немного. Его главные постройки - комплекс Английского банка, главный зал масонской ложи, интерьера английского парламента, жилые дома английской аристократии др. - были разрушены или подверглись кардинальной реконструкции. Скудость сохранившегося и необычность для его времени самого подхода к проблемам архитектуры на долгое время отодвинули творчество Соана в тень, несмотря на то, что многие его новации еще при его жизни вошли в практику архитектурного строительства: верхнее освещение Даличской галереи стало образцом при строительстве музейных зданий, ее купол копировался многими архитекторами, парные колонны перешли на фасады домов... и вплоть до курьезов: красная телефонная будка, ставшая вместе с двухэтажными автобусами неизменным атрибутом английского городского ландшафта, спроектированная в 1924 году Гилбертом Скоттом, точно повторяет одно из соановских надгробий.

Второе открытие Соана произошло только во второй половине ХХ века. Крупнейшие архитекторы эпохи постмодернизма и хайтек (архитектуры высокой технологии) - японец Арато Исаджаки, американец Луи Кан и др. - увидели в нем своего прямого предшественника. Очевидно, в силу многих специфических особенностей его стиля. Если до него архитекторы-классицисты, Кристофер Рен в том числе, облекали свои постройки в одежды греко-римских колоннад, то Соан отказался от ордерных декораций, от имитации классических форм, оставляя чистую архитектонику здания. В истории архитектуры его постройки представляют собой редкий случай - классицизм без ордера, без имитации, без декора. Конструктивная строгость экстерьеров, свободная организация внутреннего пространства - все это оказалось созвучным духу современной архитектуры. И, может быть, главное - это поэтическая одухотворенность его видения, объединяющего конструкцию, пластику, форму, свет в единое целое, это ориентация его архитектуры не только на практически-функциональноеназначение здания, но и на его вписанность в некий космический порядок мироздания и человеческой жизни. Несколько огрубляя, можно сказать, что современная архитектура пошла не по ренскому, а по соанскому пути.

Кристофер Рен

Главными принципами Кристофера Рена были внецерковность (при обязательном условии веры в Высшее Существо) и аполитичность. Конечно, любой член Ложи в своей частной и профессиональной жизни мог быть и политиком любых убеждений, и проповедником своей религии, но на масонских собраниях обсуждение вопросов веры и политики было строго запрещено. И когда французская Великая Ложа Востока в 1870-х годах отбросила в своих ритуалах всякие ссылки на Высшее Существо и начала втягиваться в политику, она была немедленно информирована, что, пока эти изменения не будут отменены, английское масонство не признает ее законной.

Уже 11 сентября он вручил его королю Карлу II. Это был план не только нового собора, но и новой столицы. Рен предлагал снести все как поврежденные, так и сохранившиеся постройки большей части средневекового Лондона и на их месте возвести новый город. Вместо стихийно сложившейся запутанной схемы узких улочек план Рена предполагал прямолинейную разбивку новых районов на четкие кварталы, отделяемые друг от друга широкими проспектами. Этот новаторский план в Англии не был осуществлен. Но через 130 лет и в пяти тысячах километров от Лондона в Америке план Рена был положен в основу планировки Вашингтона и других американских городов.

Математика, считал Рен, есть ключ ко всем проблемам - все сотворенное может быть выражено в числах и, по его словам, "архитектура своим существованием целиком обязана математике". И не только Рен признает бытие Великого Архитектора Вселенной. Своей задачей масоны считали работу по усовершенствованию общества, чего можно достигнуть прежде всего путем личного морального самосовершенствования. Человек, считали они, вступивший на этот путь, представляет собой дикий необработанный камень. И как прежние каменщики, шлифуя каменные глыбы, возводили из них дворцы и соборы, так масонство из обработанных человеческих блоков должно построить единый Храм Человечества или Храм Духа. А что могло служить более точной аллегорией для создания лучшего общества, чем строительство реального здания? И естественно, что влияние масонских идей прежде всего проявило себя в архитектуре. Считается, что в XVIII-XIX веках девять из десяти английских архитекторов принадлежали к Тайному братству.

Но когда он познакомился с масонством и вступил в контакт с членами братства? И тут мы вступаем в область предположений и гипотез, часто не подтверждаемых фактами.

С этого момента почти все Великие мастера ложи были герцоги, графы, принцы - будущие английские короли, и это, естественно, привлекало к масонству высшую английскую аристократию и деловые круги. Идущие отсюда пожертвования составили финансовую базу масонства, и это позволило им осуществить одну из своих главных функций - благотворительность. Масоны построили широкую сеть больниц, школ, домов для престарелых и помощи нуждающимся.

Примечания:

1. Сейчас в нем помещается музей Английского банка.

2. Известный теоретик архитектуры Александр Раппопорт считает, что реновский план перестройки Лондона - первый в Европе план постройки города на пустом месте - повлиял на планировку строящегося Санкт-Петербурга. Когда в 1698 году Петр I посетил Лондон, у него уже созревал план строительства новой северной столицы. Царь очень интересовался архитектурой. Для себя и своей свиты он снимал имение близкого друга Рена, архитектора Джона Ивлина, внимательно осматривал новые постройки, в том числе и Кристофера Рена. Возможно (хотя данных об этом не сохранилось), он встречался и с самим Реном и наверняка видел его план перестройки Лондона - первый в Европе план постройки огромного города на пустом месте.



По всему миру часто встречаются масонские символы. Что означают масонские знаки? Для чего и зачем распространяется масонская символика?

Глаз в треугольнике (пирамиде) или всевидящее око – самый известный масонский символ, который окружает нас отовсюду. В 2003 году в Украине в обращение вошла новая банкнота номиналом в 500 гривен. На купюре много разной символики, но больше всего привлекает внимание не портрет Григория Сковороды, а вписанный в треугольник глаз на обратной стороне купюры. Точно такой же символ можно увидеть на одном долларе США, на внутренних частях дверей у многих православных храмов, на монументах, достопримечательностях архитектуры, стенах домов, в кино и мультфильмах.

Время от времени с этим символом сталкивается каждый человек, однако не все знают, что всевидящее око – это главный знак всемирной тайной организации масонов.

Цель масонов


Масонство – это тайное общество людей, которые занимают высокое социальное положение и стремятся внедрить в мире свои правила и изменить общество в соответствии с собственными представлениями. Масоны возникли в 16 веке из ордена Тамплиеров, после того, как их за неповиновение отлучили от церкви. Начиная с 1870 года, когда стал во главе масонства Адольф Кремьё, они начали вести новую политику за свое господство. Была разработана специальная программа. В один из пунктов этой программы входила Первая мировая война и ликвидация империи, потом Вторая мировая война и Третья мировая, которую ожидаем в ближайшем будущем.

Исследователь масонства, профессор истории Николай Сенченко, утверждает, что почти в каждой стране мира существует масонская ложа, в которую могут войти лишь наилучшие, самые богатые и самые влиятельные представители нации. Объединившись, они пытаются влиять на события в своей стране и во всем мире.

Главная цель деятельности масонов – изменить мир к лучшему, то есть сделать его совершеннее, чтобы каждый, кто живет на планете, мог чувствовать себя счастливым. Для этого должно измениться все общество вообще и каждый отдельный человек.

Масоны долго пытались понять, как именно могут повлиять на мир, пока не пришли к выводу, что силой изменить общество или заставить людей вести себя иначе можно лишь повлияв на сознание каждого отдельного индивида, то есть заставить людей мыслить иначе, руководствуясь другими ценностями. По мнению многих психологов, полностью изменить общественные ориентиры можно лишь с помощью постепенного перевоспитания. Однако этот способ слишком растянут во времени, ведь должно смениться несколько поколений людей, пока заложенные в первое поколение ценности не станут абсолютной нормой общественной жизни. Так, например, было во время перехода от родового к первобытно-общинному строю в конце каменного века. Масоны якобы выдумали более быстрый способ и стали влиять на мысли и желания людей через символы.

Фотографии масонских символов на памятниках архитектуры


Вот эти символы, которые остались с тех времен, когда первые масоны занимались строительством храмов: молот, кельма, наугольник и циркуль, и самый распространенный – глаз в треугольнике (пирамиде) или всевидящее око.


Все фотографии кликабельны


Схема, по которой существуют все масонские организации – это порядок и постоянный контроль. Глаз в треугольнике есть на фронтоне Казанского собора в Санкт-Петербурге. Глаз в пирамиде есть и над иконой Божьей Матери Исаакиевского собора. Точно такой же знак прямо посреди обелиска погибшим во время Первой мировой войны в Москве.


На эмблемах американских правоохранителей, независимо от штата и чина, вот этот знак – угольник и циркуль – символ перепланировки мира.


В латвийской столице Риге на зданиях 17 века целый ряд масонских символов.

А это уже Украина. Один из домов на улице Княжеской в Одессе. На фасаде знак угольник и циркуль, а под ним другой масонский символ – молот.


Молот – масонский символ, который означает мощь и силу ордена. На памятнике погибшим казакам в Полтаве, сверху на кресте всевидящий глаз. Над центральным входом храма Преображения Господня в Киеве изображен глаз в треугольнике (см. Фото ниже). Все эти объекты не имеют между собой практически ничего общего, кроме масонских символов.


Этот перечень, представленный в статье – капля в море, притом, что останавливаться на архитектуре масоны не собираются.

Современный кинематограф переполнен масонскими символами. Вот лишь некоторые фильмы, где они встречаются: «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Банды Нью-Йорка», «Помутнение», «Лига выдающихся джентльменов». Даже в мультфильмах встречаются масонские символы: «Корпорация монстров», «Утиные истории», «Симпсоны» и много других.

Как утверждают исследователи, масоны стремятся вселить в людей мысль, что они неотъемлемый атрибут жизни во всех его проявлениях. Якобы когда эта мысль крепко укоренится в сознании всех землян, то их будут воспринимать как воздух или воду, и масоны могут взять руководство планетой в свои руки.

Влияние масонских символов на человека


В 1957 году американский исследователь Джеймс Вайкери выдвинул теорию, по которой человеческое подсознание вбирает в себя не только то, что мы хотим, но и ту информацию, которая каким-то образом прошла мимо нашего внимания. Она крепко закрепляется в подкорке головного мозга и корректирует желание и поведение человека. Наше бессознательное оперирует языком символов. Существуют символы, которые вызывают у человека положительные или отрицательные эмоции, мысли и чувства, а есть символы, которые действуют просто разрушительно. Когда мы повторяем какую-нибудь информацию несколько раз, то первая единица сознания “скатывается” в наше бессознательное и там становится нашим чувством. Якобы именно с этой целью масоны наполняют мир своей символикой.

По мнениям магов и экстрасенсов, кроме психологического эффекта масонские символы также влияют и на энергетику человека. Некоторые из колдунов используют в магических ритуалах масонскую символику и утверждают, что энергетика, которую эти знаки излучают, скрывает некоторую опасность. Энергия символа влияет на биоинформационное поле каждого человека, закладывая в него программу, которая должна включиться в определен определенный момент и побуждать человека к определенным поступкам. Однако определить эту программу, также как и время, когда она включится, маги не могут, потому просто советуют относиться осторожнее к тому, о чем мы, обычные люди, ничего не знаем.

Во множестве исторических документов, которые дошли до наших дней, сохранились свидетельства того, что масонский Орден является своего рода преемником тайной организации тамплиеров, практически полностью уничтоженной в 1312 году французским королем Филиппом IV Красивым.

Кто же они?

Орден масонов, или Свободных Каменщиков, не является публичной организацией с каким-либо религиозным уклоном. Некоторые исследователи полагают, что они тайно влияют на деятельность экономических и политических элит, а значит, негласно управляют нашей планетой. Кроме того, считается, что члены Ордена есть в высших кругах власти всех ведущих стран мира, так как им удается иногда согласовывать и находить общий язык даже по самым неразрешимым вопросам. Также масонов часто отождествляют с крупной финансовой элитой, которая держит в своих руках все сферы инвестиционного банкинга.

Орден, как и многие другие организации, имеет собственную иерархию. Высшей ступенью являются Великие ложи, которые имеют филиалы низшего уровня, а они, в свою очередь, делятся согласно географическим признакам. Что касается роли масонов в управлении планетой, то скептики склонны считать их влияние сильно преувеличенным, а многие утверждения - голословными.

Их цели

Исследователи склоняются к версии, что изначально смысл деятельности масонов заключался в изменении мира в лучшую сторону, т. е. они хотели сделать его более совершенным для того, чтобы каждый из живущих на земле чувствовал себя счастливым. Для достижения этой цели требовалось изменить все общество и каждого человека в отдельности. Но когда во главе масонства в 1870 году стал Адольф Кремьё, политика Ордена кардинально изменилась. Была разработана некая программа, направленная на установление господства членов этого тайного общества над всем миром. Некоторые исследователи уверены, что Первая и Вторая мировые войны были спланированы именно масонами. Но как видно из истории, ни мирным, ни военным путем конечная цель пока не достигнута.

С самого начала члены масонского Ордена пытались понять, как же повлиять на мир, и наконец, пришли к выводу, что насильно изменить общество и заставить каждого человека вести себя по-другому, руководствуясь иными ценностями, сразу невозможно. Для этого придется воздействовать на сознание каждого отдельно взятого индивида, а, по мнению психологов, это может стать возможным лишь в случае постепенного перевоспитания.

Данный способ требует немало времени, так как должно смениться не одно поколение людей, пока необходимые ценности станут нормой общественной жизни. Считается, что члены Ордена придумали наиболее быстрый метод влияния на желания и мысли людей через специально разработанные тайные символы масонов.

Основные знаки и их значение

Сегодня существует большое количество символов, которые ассоциируются с Орденом масонов. В одной статье сделать описание всех просто невозможно. Поэтому рассмотрим лишь главные символы масонов и их значение.

Лучезарная дельта, или Всевидящее око, - один из самых знаменитых знаков Ордена. Большинство экспертов считают, что данный символ не имеет ничего общего с тотальным контролем. Наоборот, он является олицетворением мудрости и истины, которыми овладевает ученик, а также победы добра над злом. Причиной, которая способствовала тому, что Всевидящее око стали воспринимать как символ тотального контроля, стало его размещение на монетах и банкнотах многих стран мира.

Дело в том, что практически с самого начала масонов окружала некая аура таинственности, поэтому многие люди хотели стать членами их Ордена. Некоторые из них были очень богаты, а как известно, ни одна организация не отказывается от хорошего финансирования. Поэтому в ряды масонов стали принимать не только архитекторов и каменщиков, но и тех, кто обладал немалыми денежными средствами и большой властью. Таким образом, в Ордене появились монархи, лорды, дворяне, владельцы банков и крупные предприниматели. Чуть позже они начали размещать символы масонов (фото есть в обзоре) - Всевидящее око и другие - прямо на денежных знаках, зданиях, которые они построили, и на большом количестве других предметов, показывая тем самым свою власть и могущество.

Наугольник и циркуль - знак, который трактуется по-разному в зависимости от ложи. Чаще всего его ассоциируют с небом и землей. Иногда его дополняют буквой G, обозначающей Бога или геометрию (от английского слова Geometry). Взаимное расположение наугольника и циркуля имеет важное значение во всевозможных обрядах и церемониях.

В зависимости от лож, символы масонов могут иметь некоторые отличия друг от друга. Например, вместо буквы G изображают крест и розу. Это значит, что данный символ принадлежит Ордену розенкрейцеров - одной из масонских ветвей, которые в отличие от иллюминатов не стали объектом гонения со стороны общества и церкви.

Книга священного закона - символ, изображающий открытый фолиант с наложенным на нем наугольником и циркулем. Это не обязательно библия, как могут подумать многие, а основное писание тех верований, которые исповедуют члены конкретной ложи. Предположительно он был введен с той целью, чтобы поддерживать хорошие отношения со всеми религиозными конфессиями, которые имеют достаточно большое влияние в мире.

Различные символы масонов и их значение

● Две колонны, называемые Яхин и Боаз, представляют собой пару латунных или медных столбов, которые некогда стояли в городе Иерусалиме, в храме Соломона. Они символизируют созидание и разрушение, или Землю и Космос.

● Ступени, расположенные между колоннами - это испытания и очищение некими стихиями во время получения посвящения в масоны.

● Мозаичный пол с чередующимися в шахматном порядке черными и белыми клетками. Так данный символ обозначает область человеческих чувств, которые уравновешены с поразительной точностью: добро и зло, горе и радость и т. д.

● Три кольца - знак триединства религий - античности, иудаизма и христианства.

● Жемчужины и раковина - это символы саморазвития. Масоны считали, что человек в этом мире - всего лишь песчинка, которая должна самостоятельно превратиться в перл.

● Химеры являются олицетворением несбыточной мечты, к которой необходимо стремиться всем сердцем.

● Ветвь акации символизирует бессмертие.

Крестообразные знаки

Очень важными являлись символы масонов, которые были выполнены в виде крестов. К ним относятся каббалистический, или трилистниковый, равносторонний, римский, или греческий, свастика, или гаммированный (все варианты), шестиконечный, Тау-крест и другие в комбинации с треугольником, пятиконечной или шестиконечной звездами и змеей.

Весьма необычно выглядит знак, принадлежащий Ордену розенкрейцеров. Он представляет собой Тау-крест с пригвожденной к нему змеей. Этот символ означает темную сторону человека, которой суждено умереть в том случае, если дух сможет выполнить свое предназначение. Другой знак Ордена - крест и роза - олицетворяют собой соответственно огонь земных страданий и божественный свет Вселенной, а также мужскую и женскую основы.

Масоны в России

Согласно преданию, первым представителем этой организации на русской земле был царь Петр I Великий, который отправился в Англию с Великим Посольством в 1699 году. Считается, что именно там он принял посвящение от Кристофера Рена, однако ни в одном из документов таких сведений нет. Но тем не менее это похоже на правду, если учесть, что основатель Петербурга был неравнодушен ко всем новомодным западным веяниям, а масонство, как известно, базировалось на гуманистических принципах и просвещении.

Согласно документам, первые представители и символы масонов в России появились в 30-х годах XVIII века. Сначала организации возглавлялись иностранцами, но уже в 1750-м в Санкт-Петербурге работала ложа, которой руководил граф Воронцов. К концу столетия в столице Российского государства существовало уже несколько масонских обществ, состоящих в основном из гвардейских офицеров. В то время были известны ложи «Счастливое согласие», «Молчаливость» и «Постоянство». Нужно отметить, что правительство все время чувствовало некую угрозу, и поэтому старалось тем или иным способом контролировать масонов.

Расцвет российского тайного общества приходится на 1770 годы, когда мастером Великой ложи в Петербурге стал историк, поэт и государственный деятель И. П. Елагин. До него масоны занимались традиционными для таких организаций обрядами, незначительной благотворительностью, проводили время в пустых спорах, а сами собрания часто заканчивались пирами. Елагин же ввел более строгий порядок работы лож, так как являлся к тому времени достаточно опытным франкмасоном, приверженцем шведской системы и страстным поклонником Калиостро. Под его началом действовало 14 лож, в которых состояло около 400 посвященных. Чуть позже он стал владельцем целого острова, где сейчас расположен ЦПКиО им. Кирова.

Тайные знаки в Северной столице

Символы масонов в Санкт-Петербурге можно обнаружить даже просто гуляя по городу. Пожалуй, самым известным зданием с явным знаком тайного общества является Казанский собор. Многим гостям и жителям города сразу же бросается в глаза явное несоответствие внушительных размеров мистического символа, который расположен на фронтоне здания, с православным собором. Над входом расположен знак, известный под названием "Всевидящее око". Его можно обнаружить на всех портиках: на двух оно высечено из пудостского камня, а на одном - золоченое.

Казанский собор строился как раз в период расцвета масонства в России (1801-1811). О связи храма и тайного общества говорит и тот факт, что у его истоков стояли небезызвестный граф Александр Строганов со своим бывшим крепостным Андреем Воронихиным, также разделявшим взгляды масонов. Кстати, при императоре Александре I символ Всевидящее око как элемент оформления был использован при изготовлении орденов и медалей, которыми награждали героев Отечественной войны 1812 года.

Как видим, символы масонов в архитектуре Санкт-Петербурга присутствуют во многих местах. Фронтон Троицкого собора (Александро-Невская лавра) также украшен мистическим знаком с расходящимися во все стороны лучами. Кроме того, Сампсониевская церковь в своем внешнем убранстве тоже имеет знаки тайного общества.

Немало легенд ходит и о Строгановском дворце - поистине роскошном здании, относящемся к русскому барокко. Его автором был знаменитый архитектор Растрелли. Это строение в виде буквы «Г», расположенное на углу Невского проспекта и Мойки, было возведено в 1753 году. После пожара, который практически полностью уничтожил изначальное убранство, его восстановлением занимался строгановский архитектор Андрей Воронихин.

Согласно легенде, символы масонов украшали всю внутреннюю отделку дворца. Даже последовательность расположения парадных залов, а также личных покоев представляли собой ритуальный путь тайных масонских посвящений. Что касается узоров на шпалерах, то они сплошь состояли из эмблем, олицетворяющих духовное восхождение. Считается, что в этом доме масон А. С. Строганов, сын хозяина дворца, проводил множественные заседания своей ложи. Предполагается, что эти мероприятия проходили в Египетском (Физическом) кабинете, из окон которого открывается красивый вид на Казанский собор. Даже в наше время средь настенных росписей Строгановского дворца можно найти символы масонов - скрещенные ключи и цветок граната.

Тайные знаки в сердце страны

Некоторые символы масонов в архитектуре Москвы довольно хорошо сохранились и дошли до наших дней. Стоит отметить, что и сейчас в столице есть действующая ложа. В число одних из самых распространенных символов входит и рог изобилия. Именно в такой форме архитектор Баженов и спланировал свое последнее здание - дом Юшкова, в котором в данный момент находится Российская академия ваяния, живописи и зодчества. Одно время здесь часто собирались масоны для того, чтобы совершать свои тайные обряды. Позже в этом доме издатель Новиков, также бывший членом Ордена, организовал читальню, куда могли прийти люди, независимо от их происхождения.

Символы масонов в Москве встречаются довольно часто. Например, дом Пашкова. Это, пожалуй, самое известное масонское здание в городе. Считается, что именно с крыши этого дома герои некогда запрещенного произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Азазелло и Воланд любовались Москвой. В прошлом веке в стенах этого здания проводились масонские собрания. На нем сравнительно легко можно обнаружить тайные символы: саламандры и химеры, отвес и циркуль, ветви акации и жемчуг.

На зданиях, где проходили масонские собрания, осталось множество символов, которые оставили Свободные Каменщики. К таким постройкам относятся Меншикова башня, храм иконы «Всех Скорбящих Радость», музей, посвященный творчеству А. С. Пушкина, институт Склифосовского и другие.

Тайные знаки в Сочи

Были они или нет на Олимпийских играх, но некоторые не только зарубежные, но и российские СМИ все же углядели в некоторых событиях связь с Орденом масонов. Прежде всего это касается нераскрывшегося кольца, символизирующего Америку. Никто не ожидал, что данное событие вызовет такой грандиозный скандал.

Одни утверждали, что это было сделано намеренно и в угоду компании, которая спонсировала этот спортивный праздник. Другие же усмотрели сходство с некоей ритуальной процедурой, где использовались символы масонов. На Олимпиаде в Сочи был еще один удививший многих людей инцидент. Дело в том, что во время церемонии закрытия игр дирижировавший детским хором Валерий Гергиев довольно отчетливо и ясно показал рукой на один из масонских знаков - так называемый «козел», выглядевший как поднятые вверх указательный палец с мизинцем при сжатом кулаке.

Знаки на деньгах

Если рассмотреть внимательно оборотную сторону американской купюры, то на ней можно найти символы масонов. На долларе их несколько, но нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что данные знаки относятся именно к этому Ордену.

● Всевидящее око. Бесспорно, что этот символ имеет прямое отношение к масонству. Но нельзя не отметить тот факт, что очень похожий знак был и у христиан, буддистов и индуистов.

● Пирамида. Ее изображение используют не только члены тайного общества, о котором идет речь, но и другие организации.

● Постоянное присутствие цифры 13, которое издавна считается масонским. Например, ей соответствует число ступеней пирамиды, изображенной на купюре, количество оливок и листьев, а также стрел в когтях у орла. Кроме того, если посчитать полосы на щите и звезды над птицей, то их тоже окажется 13. Мало того, фразы Annuit coeptis и E pluribus Unum имеют такое же количество букв. Но этому есть разумное объяснение - вначале Америка насчитывала всего 13 штатов, поэтому этот факт может быть всего лишь простым совпадением.

● У основания пирамиды есть зашифрованная надпись MDCCLXXVI, обозначающая цифру 1976. Эта дата является годом возникновения тайного Ордена иллюминатов, но в это же время состоялось и подписание декларации о независимости Соединенных Штатов.

● Если вокруг пирамиды взять и начертить звезду Давида, то образуется слово Mason. Это совпадение, которое довольно сложно поддается какому-либо объяснению.

Существуют и другие то ли закономерности, то ли совпадения с иными тайными знаками. Но они имеются не только на долларовых банкнотах. Символы масонов на деньгах можно обнаружить повсеместно. Их можно было видеть как на российских царских монетах, так и на современных украинских банкнотах - Всевидящее око изображено на купюре в 500 гривен.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что символы масонов (фото мы представили в статье), которые были разработаны очень давно и имели выражение в определенных ритуалах, не только не были утеряны за прошедшие века, но их роль до сих пор сохраняется и имеет огромное влияние на современный мир.

Символы на фасадах домов не только украшают здание, но и превращают его в открытую книгу. Они могут многое рассказать об истории дома и его владельцах. Одни символы используют как обереги, другие - для привлечения удачи, третьи - открывают свои тайны посвященным. Нужно только уметь читать язык знаков.

Амур (Купидон) предстает очаровательным крылатым малышом. Он символизирует любовь. Его традиционные атрибуты - лук, стрелы и колчан. Но нередко Амур безоружен (тогда его называют «Путти»). Это значит, что любовь может поразить любого. Часто у Амура завязаны глаза, потому что любовь слепа. А еще это намек на мрак, с которым ассоциируется любовный грех.

Ангел (архангел) - посланник, «приносящий вести». Это духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле его веления. Традиционно ангелов изображают в виде антропоморфных существ с крыльями за спиной. Они символизируют божественные деяния и связь Бога с его творениями.

Андреевский крест называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей. Он символизирует совершенство, а также присутствует на флаге Российского флота. По легенде, Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси, поэтому является святым покровителем России.

Атлант - могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия зданий, балконы, карнизы. Атлант символизирует выносливость и терпение.

Бык - символ плодородия, сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость.

Венок - кольцеобразное сплетение из листьев и цветов. Венок олицетворяет жизнь, успех, изобилие, благополучие, торжество, празднество, славу, награду, победу, совершенство. Но поминальные венки служат напоминанием о смертности и, одновременно, вечности. Дополнительное значение венку придают растения, из которых он сплетен.

Виноград - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Активно этот знак используют в христианстве, так как виноградная лоза - один из символов Христа, а виноградный сок - олицетворение человеческой крови.

Всевидящее око (Лучезарная дельта) - сложная аллегория, обозначающая Всевидящего Бога. Часто Всевидящим Оком называют глаз, вписанный в треугольник - символ Троицы. Масоны заимствовали этот символ, дополнив его расходящимися лучами. Он стал известен как Лучезарная Дельта. Это знак просвещенности и внимания, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков (треугольник - знак огня и просвещения, открытый глаз - знак истины и совести). Также Лучезарная Дельта напоминает посвященным, что у каждого есть его собственная звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках.


Голубь - мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Также это традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. При этом голубиное воркование связывают с сексом и с рождением детей. Именно поэтому голубка стала олицетворением нежной жены.

Грифон - мифологическое существо с туловищем льва и головой орла. Эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифоны символизируют силу и бдительность. По легенде, грифоны охраняли золото Индии и скифов, поэтому и сейчас они выступают в качестве стражей.

Держава является одним из атрибутов верховной власти. Круглая форма державы ассоциируется с земным шаром.

Единорог - мистическое существо с телом лошади или оленя и длинным острым рогом. По легенде, он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Поэтому единорог символизирует непорочность, чистоту и целомудрие.

Звезда пятиконечная (пентаграмма) толкуется по-разному. Она символизирует радость и счастье, победу духовного над материальным, безопасность. Это и символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. А у масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Зерно - основная пища для многих народов, именно поэтому оно символизирует плодородие и изобилие. Еще одно значение - обновление жизни, воскрешение. Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и дает богатый урожай.

Змея, обвившая чашу , - распространенный символ медицины. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни. Змей считали обладателями магической целебной силы. Они жили в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. А лекарства при этом изготавливали в ритуальном сосуде - чаше. Также в засушливых странах в чаши собирали живительную влагу. Кроме того, чаша - древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства. Именно поэтому сейчас образ змеи, обвившей чашу, используют аптеки и медицинские учреждения.

Кадуцей часто называют жезлом Меркурия, бога торговли и воров. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи. Они символизируют слияние двух полярностей: добра и зла, правого и левого, света и тьмы. Изображение кадуцея, как атрибута бога торговли, традиционно используют в символике Торгово-промышленных палат. Но кадуцей это еще и знак защиты от хитрости и обмана, которые нередко сопровождали торговые сделки.

Кариатиды - женские скульптуры, поддерживающие перекрытия или карнизы. Они названы так от девушек города Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Кариатиды символизируют женское начало и, нередко, деву Марию.

Квадрат , благодаря своей устойчивости, стал символизировать землю и материю, а его четыре угла - четыре стороны света, четыре стихии и четыре времени года.


Книга - знание. Открытая книга символизирует книгу жизни, учение, откровение и мудрость писаний. Также книга может означать поход и поиск.

Колесо - символ солнечной энергии (центр - солнечный диск, спицы - лучи). Оно олицетворяет также жизненный цикл, перерождение, обновление, изменчивость. Нередко используют и колесо фортуны - символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница - символ власти, могущества и быстроты передвижения. Также колесница олицетворяет человеческую сущность: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Конь (лошадь) у некоторых народов был священным животным. По древним поверьям, солнце передвигалось по небосклону в колеснице, запряженной огненными скакунами. На конях передвигались и другие боги и герои. Этим и объясняется общепринятое символическое значение лошади - верность, скорость, энергия, движение, трудолюбие, выносливость, рыцарство, свобода, героизм.

Корабль (ладья, лодка, судно) , по легендам, был средством передвижения небесных тел и богов, а также служил для переправы умерших в потусторонний мир. Изображения кораблей можно трактовать как символы путешествия, переправы, бессмертия и жизненного пути. При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка становится символом безопасности: она противостоит морю страстей. Отсюда в христианстве Церковь уподобляется кораблю. Также корабль и ковчег - суда сокровенного знания.

Корона - один из древних символов и воплощений верховной власти (сходные с короной головные украшения из рогов, перьев, ветвей и трав встречаются у народов еще дописьменных культур). Корона возвышается над своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими. Таким образом корона становится знаком высших, сверхчеловеческих сил и полномочий. Также замкнутый круг обода короны является символом бессмертия и вечности применительно к власти.

Крест - древний универсальный символ связи духа и материи. В христианстве крест символизирует Христа. Но если вписать крест в круг, то мы получим масонский крест. Он означает святое место и космический центр.

Круг - совершенство, единство, вечность. Круг олицетворяет космос и земной шар.

Кукуруза , как и почти все зерновые, - общепринятый семенной образ, олицетворяющий изобилие, питание, мир.

Лавр символизирует бессмертие, триумф, победу и успех. Согласно древнегреческому мифу, бог поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст. Ветвями его Аполлон украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов и танцоров награждали лавровыми венками. А римляне распространили эту традицию на военных победителей.


Лев - один из самых используемых символов силы, царственной власти, справедливости, покровительства.

Летучая мышь - ночное млекопитающее двойственной природы (мышь и птица). На Западе летучих мышей считают зловещими существами, питающимися кровью. Символизируют ночную жизнь, черную магию, странствие душ, хищность.

Лотос - символ плодовитости, рождения и возрождения (считают, что он олицетворяет идеальную форму вульвы). Также этот совершенный по красоте цветок стал символом богов, создавших мир. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Это эмблема рыцарей Мальтийского ордена (ордена госпитальеров), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту в 1529 году - отсюда это название. Восемь концов мальтийского креста обозначают восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств. А еще его считают негласным символом России.

Меч - один из наиболее распространенных символов. С одной стороны, это грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой - символ власти, правосудия, высшей справедливости.

Молоток и угольник , наряду с другими масонскими символами, служили напоминанием посвященному о его обязанностях и качествах. Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий. Угломер является символом справедливости. Циркуль служит символом общественности, а угольник означает совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, а кубический камень - нравственность «обработанная», приближенная к идеалу. Молоток служит для обработки дикого камня и является символом молчания и повиновения, а также символом власти, так как он принадлежит Мастеру. Лопаточка символизирует снисхождение к человеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации означает бессмертие, а гроб, череп и кости - презрение к смерти. Вообще масоны стремились не оставлять письменных и ясных следов своей деятельности, прибегая к символам и знакам, понятным лишь членам ордена. Отсюда и большое разнообразие предметов, которым масоны придали символическое значение.

Музы - в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и наук. Каждая из девяти муз олицетворяла свое направление в искусстве и изображалась с характерными для него атрибутами: Каллиопа - эпическая поэзия, Эвтерпа - лирическая поэзия и музыка, Мельпомена - трагедия, Талия - комедия, Эрато - любовная поэзия, Полигимния - пантомима и гимны, Терпсихора - танцы, Клио - история, Урания - астрономия.


Олимпийских богов могут изображать как в виде скульптур, так и в виде маскаронов. В древнегреческой мифологии это верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских богов входили:
Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний;
Гера - жена Зевса, покровительница брака, семейной любви;
Посейдон - бог морской стихии;
Аид - владыка царства мертвых;
Деметра - богиня плодородия и земледелия;
Гестия - богиня домашнего очага;
Афина - богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел;
Арес - бог войны и кровопролития;
Персефона - богиня весны, королева Царства Мертвых;
Афродита - богиня любви и красоты;
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла;
Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства;
Аполлон - бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов;
Артемида - богиня охоты, покровительница всего живого на Земле;
Дионис - бог виноделия и веселья.

Орел - властелин воздуха, воплощение мощи и скорости, символ правителей и воинов. Орел ассоциируется с величием, властью, господством и отвагой. Поэтому двуглавые орлы означают всезнание и двойную власть - небесную и земную.

Оружие олицетворяет силу, власть над миром, справедливость, решимость, оборону, военную добычу. В легендах и мифах многих народов можно найти указание на то, что оружие давали героям Боги, и оно наделяло своего обладателя необычайными способностями. В этом смысле оружие становится символом борьбы и победы над самим собой.

Знак «Осоавиахим» до сих пор можно увидеть на многих зданиях. Это знак ставили там, где большая часть жильцов входили в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно ОСОАВИАХИМ) - в советскую общественно-политическую оборонную организацию, существовавшую в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФ.

Павлиний хвост - символ вечных космических циклов, звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.

Пегас - это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову. Он символизирует превосходство духовного над материальным, красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание. Сейчас пегаса используют как эмблему воздушного транспорта.

Пирамида - символ иерархии и единства. Считается, что посвященные выбрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии напоминали человечеству о единстве.

Перо символизирует истину, легкость, небеса, простор, душу.

Раковина - символ, связанный с процветанием, рождением, жизнью и браком. Так, рождающуюся Венеру уже на помпейских фресках изображали стоящей на раковине.


Рог изобилия - символ изобилия и богатства. Обычно его изображают изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным.

Рога , будучи острыми и колющими, являются символом фаллическим и мужественным, при этом, будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Поэтому рога олицетворяют воинов и плодовитость.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, божественной, романтической и чувственной любви. Роза - красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Рысь , благодаря своему острому зрению, символизирует бдительность.

Рыцарь - всадник, принадлежащий военному сословию, ордену или дворянской ступени. Рыцарь олицетворяет мужество, верность, великодушие, благоразумие, честь, а также является стражем.

Саламандра - мифическое существо, которое обычно изображают в виде маленькой ящерицы среди языков пламени. Считается, что саламандра может жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами. Также саламандру используют страховые компании.

Свастика (коловрат) прямая - это крест с концами, загнутыми влево (вращение считается происходящим по часовой стрелке). Это символ движения жизни, солнца, света, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ долгожительства и здоровья. Обратная свастика - это крест с концами, загнутыми вправо (вращение считается происходящим против часовой стрелки). Она ассоциируется с негативной энергией. Вообще у свастики много значений, и у большинства народов они были положительными, пока свастику не скомпрометировали нацисты.

Серп и молот - символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Он стал главной государственной эмблемой Советского Союза и одним из основных символов коммунистического движения. Вообще молот активно использовали как эмблему для разных ремесел, а серп был наиболее массовым общекрестьянским орудием труда, символизировавшим жатву и урожай.

Скипетр (жезл, посох) - древний символ сверхъестественной силы. Посох был также атрибутом паломников и святых, что может означать знание, как единственную опору человека.

Сова (филин) - традиционный символ мудрости. Но из-за бесшумного ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову иногда связывают со смертью и оккультными силами. Тем не менее совам всегда приписывают дар пророчества, поэтому она олицетворяет проницательность и книжную эрудицию.

Сокол (буревестник) - знак превосходства, сильного духа, света, свободы, силы, мужества.

Тирс - жезл греческого бога вина Диониса. Он представляет собой копьеобразный шест, увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда. Тирс символизирует плодородную силу - как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу - считали, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор - символ власти, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает единство противоположностей, верховную власть и силу.


Травный, растительный орнамент активно использовали для защиты жилища. Росток - символ пробуждения жизни.

Фемида (весы) олицетворяет справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Поэтому Фемиду чаще всего изображают с завязанными глазами.

Хлеб - важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры. Он символизирует жизнь, тело божества, плодородие, средства существования, труд, а в сочетании с солью - гостеприимство.

Химера - это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Она символизирует опасность и заблуждение, так как может порождать иллюзии.

Чаша (котел, кубок) - символ изобилия, поддержания жизни, возрождения. Также чаша может олицетворять святой Грааль - кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считают, что он дарует испившему из него вечную жизнь, и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.

Шишка - фаллический знак. Шишка была атрибутом Диониса (Вакха) и олицетворяла мужественность, плодородие, здоровье, семейную жизнь, богатство.

Щит символизирует защиту, щит и меч - эмблема отваги.

Якорь олицетворяет надежду, спасение, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, надежность, верность, преданность, опору, осторожность, веру. Символизм идет как от формы, так и от функции якоря.

Не меньшее символическое значение имеет и количество архитектурных элементов:
1 - единство, мудрость, начало;
2 - двойственность, чередование, равновесие, иногда - различие и конфликт;
3 - Троица, созидание, обновление, рост, удача;
4 - целостность, земля, устойчивость, порядок;
5 - пять чувств, индивидуальность, активность;
6 - союз, равновесие, совершенство;
7 - уверенность, обилие;
8 - гармония, правосудие;
9 - сила, энергия, исполнение, достижение.

Что еще почитать