Лечение фобий методами психотерапии и медикаментозно. Техника: Быстрое лечение фобий

Образ можно "разбить", если лишить его большей части логичных связей. Например, мы легко узнаем знакомую мелодию, даже если человек будет фальшивить и извращать слова, менять тональности. Но если прокрутить ее - даже в оригинале - задом наперед, узнают мелодию единицы: образ разбит, разрушены важные связи.

Как это можно использовать? Если окажется, что тот страх, который испытывает сейчас человек, связан, например, с картинкой, образом, злого отца (из детства), который топает, кричит и буянит - ее можно разбить, просто предложив ее рассматривать детально. "А красные ли были глаза? А нос раздувался? А брызги летели? А руками махал? Вот так? Покажи - как. " - таким образом лишая связей образ, разбивая его на кусочки, которые можно потом сложить по-другому. Поразительно, но накал страха спадает на глазах. Образ страшный рушится, и все - чудо, - он его не боится, начинает смеяться. Удивляется - чего вообще он так пугался? И уже на следующей встрече говорит: "Это чудо. Я не боюсь крика".

Типовая методика

1. Вспомните, когда в последний раз вы перепугались или о том, что случилось, когда у вас появилась .

2. Закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране. Мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране. Потренируйтесь в своем воображении оказываться в каждом из этих трех мест.

3. Организуйте для себя просмотр черно-белого "фильма". Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите и слушаете черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму - так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.

4. Создайте просмотр фильма в обратном порядке. Теперь войдите ("впрыгните") в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 3 и 4 несколько раз.

5. Проверка и подстройка к будущему. Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока ничего не останется от фобической реакции.

Страх порождается картинкой страшного, но разум не различает представляемых событий от реальных. После того, как вы в воображении преодолеете страх много раз, вам будет уже значительно легче справиться с этой ситуацией в действительности, ведь на подсознательном уровне уже закрепилась модель событий, когда вы выполняете это действие. Метод самовнушения очень силен. Чтобы ни случилось, вы всегда можете его применить и будете иметь успех. Можно использовать и другие методы самовнушения, но они менее эффективны против страха. Самый лучший - это визуализация. Вы заметите, что даже после однократной пятиминутной визуализации, вам будет уже значительно проще справиться со страхом.

Александр Любимов


В нашей жизни довольно много якорей на сильные состояния: страх, обида, любовь, ненависть, злость. И не все эти якоря нам нужны. Многие совсем наоборот. Так что хотелось бы иметь способ, как от этих сильных якорей избавляться. Вот техника «Быстрое лечение фобий» как раз эти самые сильные якоря и разрушает. Естественно, если это вам нужно.

Не смотря на название, эта техника

может разрушать якоря на любые сильные переживания: страх, злость, восторг, влюблённость, ненависть,

а не только фобии и страхи.

Ричард Бендлер как-то описывал, как придумал эту технику. В классической психотерапии если у вас есть психическое заболевание, вам нужно найти еще десяток - сотню таких же и изучить. Но Бендлер учился у Милтона Эриксона, а тот предлагал действовать наоборот - найти тех, кто с таким заболеванием справился самостоятельно и выяснить, как они это сделали. Вот Бендлер как раз и нашёл пару таких умельцев, справившихся с собственной фобией, смоделировал их и оп-па - у нас есть техника «Быстрое лечение фобий».

Немного о фобиях

Фобия: труднопреодолимый навязчивый страх.

Страх и фобия

Фобическая реакция - пример "мгновенного" научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря: укусила собака - напугался - теперь пугаюсь постоянно.

То есть за фобией обычно стоит конкретное переживание.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а "предположение" о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): "Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть". Потом он начал представлять себе, как это может произойти (В К + А К). И с каждым разом, когда он проходил по тёмной улице, страх становился сильнее. В какой-то момент человек начал бояться тёмных улиц и ходил только по освещённым. Потом вообще тёмных мест. Потом начал бояться спать в темноте. И т.д.

А началось всё с вполне вроде бы безобидной мысли. Но люди существа творческие и могут испортить себе жизнь очень большим количеством способов.

Названия для фобий

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:

агорафобия - страх открытого пространства;

акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;

апейрофобия - страх перед бесконечностью;

арахнофобия - страх перед пауками;

бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;

винофобия - навязчивый страх употреблять вино;

гидрофобия - боязнь воды;

гленофобия - боязнь взгляда куклы;

интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;

канцерофобия - страх заболеть раком;

кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;

клаустрофобия - страх закрытых помещений;

ксенофобия - страх незнакомого;

мизофобия - боязнь загрязнения;

микрофобия - страх маленьких предметов;

никтофобия - страх темноты;

тениофобия - боязнь заразиться глистами;

теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;

харпаксофобия - боязнь разбойников;

хипенгиофобия - боязнь ответственности;

фотофобия - страх света;

эрейтофобия - страх покраснеть;

эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Если вы немного знаете латыни или древнегреческий, вы тоже можете потренироваться.

Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: многомерная диссоциация . Я его уже описывал, но могу ещё раз повторить. Мы можем наблюдать за собой - видеть себя в ситуации со стороны - это одномерная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой - это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой - это уже тройная диссоциация.

Это всё конечно кажется извращением ума,

но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённость в ситуацию уменьшается.

Так что если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём - двух-трёхмерная диссоциация может быть весьма полезной.

Анекдот в тему. Объявление в публичном доме:
«Женщина - 100$. Подглядывание - 200$. Подглядывание за подглядывающим - 400$.”

По шагам

Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом-наперёд. То есть нужны навыки:

  • умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
  • ассоциированное проживание события в обратном порядке;
  • быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

А теперь подробнее.

0. С чем работаем

Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить - я его буду обозначать Я - .

При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются - то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.

С собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. А вот если у вас что-нибудь «парализующее» - фобия, сильный страх, ужас - то тут уже потребуется оператор.

1. Создание мощного ресурсного якоря

Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие… Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства». Главное условие: якорь должен быть кинестетический - сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я + .

2. Диссоциация

На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние. Напоминаю, что диссоциированный - это такой, в котором вы видите себя со стороны.

а) 1-я ступень

Вспомните два события - одно до «включения» Я - , когда ещё всё хорошо, - и другое - после «выключения» Я - , когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие - когда вы ещё не злитесь , второе - когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий - чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.

б) 2-я ступень

Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад - и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации - и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.

Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма - вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и т.д.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

Запустите положительный ресурсный якорь Я +

Теперь можно собрать и весь фильм - начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,

потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я - ,

последний кадр - цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.

Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 - он цветной!

Находясь во 2-й ступени диссоциации просмотрите черно-белый фильм, удерживая якорь Я + , начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать его очень быстро.

1. Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм , от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.

3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 - то есть «войдите» в него.

4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1 .

5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно во 2-ю ступень диссоциации .

6. После этого погасите экран .

Порядок просмотра:

Диссоциация

Быстрая диссоциация
Экран гасится

Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.

5. Проверка работоспособности

Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало - вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:

  • Проверьте Я + - якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
  • Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
  • Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации - видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
  • Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.

6. Подстройка к будущему

Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о "критериях осторожности" : как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Демонстрация работы с негативными эмоциями

При работе с собой просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и т.д.

Тренер: - С чем будем работать?

Клиент: - Злюсь.

Т: - На кого или что ты злишься?

К: - На себя я злюсь.

Т: - На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?

К: - Была ситуации, где я мог бы поступить по другому. Но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.

Т: - Давно это было?

К: - Несколько лет назад.

Т: - И до сих пор злишься?

К: - Да.

Т: - А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.

К: - Когда попадаю в похожую ситуацию - вспоминаю, вот я как-то облажался.

Т: - Как ты думаешь - зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?

К: - Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.

Т: - А если злиться перестанешь - это тебе никак не повредит?

К: - Я уже думал - нет, не повредит.

Т: - Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?

К: - Да. Готов.

Т: - Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?

К: - Спокойствие, уверенность, радость.

Т: - Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?

К: - Якорь должен быть кинестетическим?

Т: - Да, только кинестетическим.

К: - Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.

Т: - Замечательно. Теперь сделай следующее - вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь. Аналогично с радостью и уверенностью. потом проверь насколько хорошо это всё работает.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации - одна, до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая - после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.

К: - Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?

Т: - Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.

К: - Да, вспомнил.

Т: - Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй - цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их слайд один - это фотография первой ситуации, - и слайд два. И - важно - на этих ситуациях ты видишь себя со стороны.

К: - Да. Сделал.

Т: - Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.

К: - Представил.

Т: - А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной - то есть видишь себя сидящим перед телевизором - и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить - то есть полностью ею управляешь. Попробуй.

К: - Да, я представил.

Т: - Запускай свой ресурсный якорь - сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.

К: - Сделал.

Т: - Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.

К: - Фильм со звуком?

Т: - Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку - знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.

К: - Да, сделал.

Т: - Следующий шаг - ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один - выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.

К: - Звук там есть?

Т: - Если только музыка от итальянской комедии.

К: - Сделал.

Т: - Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало - вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.

К: - Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.

Т: - То есть злости больше нет?

К: - По крайней мере я её не чувствую.

Т: - Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось.

К: - Что-то я её там больше не вспоминаю - просто действую нормально и всё.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Да, вполне.

Т: - Спасибо

Демонстрация работы с фобиями и страхами

Тренер : - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент : - Я боюсь машин.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К : - Я стараюсь на них не ездить.

Т : - А как же ты сюда добралась?

К : - На метро.

Т : - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К : - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.

Т : - А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К : - С ними всё нормально.

Т : - Грузовики?

К : - Тоже всё нормально.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию - ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К : - Да, я хочу это изменить.

Т : - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К : - Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я - ]. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т : - Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я - ]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я + ] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я + ]. Что это было?

К : - Я бы назвала это комфортом.

Т : - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать - что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К : - Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т : - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К : - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т : - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К : - Первое, что приходит в голову - я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т : - И что это такое для тебя - когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К : - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т : - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К : - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т : - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К : - Это понятно - безопасность.

Т : - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К : - Нет, это наверно всё.

Т : - А может тогда всё так и оставим - столько пользы?

К : - А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т : - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К : - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков - это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят - это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т : - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К : - Когда сюда шла - я боялась переходить улицу.

Т : - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К : - Да, я иду от метро.

Т : - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К : - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т : - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К : - Да. Вхожу в здание.

Т : - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К : - Да, есть.

Т : - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К : - Да, представила.

Т : - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К : - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т : - Да, именно так.

К : - Да, представила.

Т : - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К : - Попробовала.

Т : - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К : - Да.

Т : - Запускай.

К : - Да, просмотрела.

Т : - [Снимает Я + ] Насколько комфортно тебе было смотреть?

К : - Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т : - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я + ]

К : - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т : - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я + ]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я + ]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я + ]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я + ]. Как тебе это теперь?

К : - Ух. Хорошо.

Т : - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик - и ты входишь в здание.

К : - Да, просмотрела.

Т : - [Снимает Я + ] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К : - Да, сейчас вполне нормально.

Т : - Скорость просмотра было большой?

К : - Да, очень.

Т : - [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К : - Хм, забавно.

Т : - [Снимает Я + ] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я + ].

К : - Да, я сделала это.

Т : - Это было быстро?

К : - Не очень.

Т : - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

К : - Теперь очень быстро.

Т : - [Снимает Я + ] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К : - Ну, машины как машины.

Т : - [Воспроизводит Я - - реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К : - Да ничего особо.

Т : - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К : - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине - стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т : - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К : - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину - оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем - нет.

Т : - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К : - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т : - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К : - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т : - Что происходит в этот момент внутри тебя?

К : - То же чувство, что и при переходе улицы - только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!", или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т : - И что ты делаешь?

К : - Если нет - машу, мол, проезжай. А если "Да" - то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".

Т : - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К : - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня - к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т : - Тебя устраивает то, что получилось?

К : - Да, вполне.

Т : - Спасибо.

Вопросы и ответы

- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т : - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т : - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена - разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т : - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т : - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

- С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т : - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

- Но ведь восторг - положительное переживание?

Т : - И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.

- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т : - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

Как рождаются страхи? Чем страх отличается от фобии? В чем заключается талант людей, страдающих фобией? Можно ли вылечить фобии и страхи?

«Предпочитаю пять минут быть трусом, чем всю жизнь - трупом» Лев Ландау, физик

Боязнь темноты, мышей, микробов, замкнутых пространств, высоты, одиночества... Сколько людей, столько и страхов. Каждый человек в своей жизни испытывал это чувство. Страх считается негативной эмоцией. Как правило, это чувство сопровождается усиленным сердцебиением, повышением кровяного давления, дрожью, расширением зрачков. От страха все ощущается сильнее, слышится громче и кажется большим, чем есть. Вот почему «у страха «глаза велики». Но, несмотря на неприятные ощущения, страх - наш спаситель. Один из спусковых крючков инстинкта самосохранения. Благодаря этому чувству, в кровь поступает адреналин, она мгновенно приливает к мышцам и человек готов защищаться, нападать или убегать.

"Страх глубоко укоренен в каждом из нас, и чтобы обнаружить это,

достаточно только глубоко заглянуть в самого себя".

Андре Мальро

Страх может быть вызван не только физической опасностью, конкретными предметами, но и абстрактными понятиями. Например, слово «зло», знакомое нам с детства из сказок и мифов символизирует человеческие страхи с незапамятных времен. Все религии и философские учения описывают, как человек слаб, сколько опасностей ему угрожает и чего он должен бояться. Самой распространенной угрозой является «конец света». Эту тему особенно любят представители различных сект и киношники, разжигая ажиотаж вокруг «близкого армагеддона».

Культурологи объясняют, что в основе «катастрофического сознания» лежит страх перед Будущим. Этот страх связан с нашей генетической памятью, в которой запечатлилась боязнь неизвестного. Эта боязнь, по мнению ученых, появилась у человека, когда летописцы разделили время на «прошлое», «настоящее» и «будущее».
Интересно, что «страх будущего» не был известен первобытным людям. Они не знали о линии времени. Точно так же он неведом детям. Они живут в состоянии «здесь и сейчас»: смена обстановки, новые впечатления моментально влияют на их состояние, быстро «стирают» предыдущую эмоцию.


В древнем мире информацию о Страхах несли члены рода, семьи и передаваемые из уст в уста мифы, сказки, легенды. В мифах отражалась память поколений, это была символическая, красочная инструкция к выживанию и процветанию.

Сейчас опыт предыдущих поколений, в том числе их страхи, молодежь не интересуют. Более того, страхи отцов и детей часто находятся на разных полюсах. Например, предыдущие поколения боялись голода, современные - боятся ожирения.

Сегодня источников информации становится все больше и больше. Изощренная подача новостей приводит к тому, что страхи создают специально и заражают ими массы. Вспомните хотя бы сфабрикованные СМИ «эпидемии» гриппа в момент, когда до нее (пугали пандемиями и какое тут главное слово: грипп или эпидемия?) еще слишком далеко или «дефицита» валюты, порождающего ажиотаж возле обменных пунктов и в банках.

«Я ничего не боюсь так, как испуганных людей» Роберт Фрост, поэт

Страх помогает нам «вживаться» в общество. По мнению Э.Фромма, это чувство вытесняет характеристики личности, которые входят в конфликт с общественными нормами. Каждый человек проходит своеобразную «стерилизацию» инстинктов, чувств, желаний, что «облегчает» ему взаимопонимание и общение с другими членами общества. Но за это приходится дорого платить: человек теряет индивидуальность, становится частью массы, поглощается стереотипами. И страдает от страха быть непонятым и отвергнутым.
Эту мысль развивала в своих исследованиях психолог Карен Хорни. Она доказала, что страх - реакция человека на культурные ограничения и традиции (страх перед потусторонним, страх нарушения табу) и социальные отношения (конфликты, угнетение, зависимость и т.д.). Человек принимает эти требования и... надевает на себя маску согласия, а конфликт между внутренними побуждениями и требованиями общества приводит к усилению чувств, к нарастанию страхов.


Упомянутые страхи «конца света», «эпидемий» специалисты относят к социальным страхам. Еще один пример, во второй половине 60-х гг. XX века ученые описали новую форму страхов человечества перед самим собой и собственными разрушительными возможностями - инвайронментализм. Этот страх породил целый комплекс моральных требований, идеологию отношения человека к природе, веяния в искусстве и политике, появление общественных организаций типа «зеленых», «экологов».

Есть социальные страхи меньшего масштаба. Например, «страх школы», когда ребенок боится выходить к доске, отвечать на уроке. Или «страх заболеть», который приводит к зацикливанию на «здоровом образе жизни»: увлечение диетами, ненормированным занятиям в спортзале.

«Страх - твой лучший друг и твой злейший враг. Это как огонь.
Ты контролируешь огонь - и можешь готовить на нем еду.
Ты теряешь над ним контроль - и он спалит все вокруг и убьет тебя»

Майк Тайсон, боксер

Страхи также делят на реальные и невротические. Реальный страх необходим в случае опасности, он служит сигналом, чтобы спасти жизнь и здоровье.
Невротический страх получил название «фобия». Это болезненный страх, который возникает непроизвольно, заставляя человека избегать каких-то ситуаций, действий, объектов. Фобии ограничивают свободу передвижения. Например, подниматься на лифте, ездить в метро или летать на самолете. Препятствуют общению, например, боязнь заразиться. Заставляют нас опаздывать из-за того, что не выключили утюг или оставили незапертой дверь.
По статистике каждый десятый житель Земли страдает от какой-то фобии. Почему развиваются фобии? Одна из версий, наш организм создает условный рефлекс. Например, увидев паука и сильно испугавшись, человек начинает бояться насекомого постоянно. Другое мнение, - однажды испытанный сильный страх вытесняется в подсознание: человек может не помнить причину своей боязни. Но, отныне, все, что связано с этой причиной - темнотой, замкнутым пространством, неприятным живым или неживым предметом - вызовет непонятный страх.
Страхи и фобии имеют свои названия: агорафобия - страх открытого пространства; арахнофобия - страх перед пауками; акрофобия - страх перед высотой, зоофобия - страх перед определенными животными, гидрофобия - боязнь воды; канцерофобия - страх заболеть раком; клаустрофобия - страх закрытых помещений; ксенофобия - страх незнакомого; фотофобия - страх света; эрейтофобия - страх покраснеть; эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания. В сети можно найти сайт, на котором перечислены все зарегистрированные и признанные психиатрами фобии...

«Если ты движешься в том направлении,

в котором растет твой страх, значит ты на правильном пути»

Милорад Павич, писатель

Страхи и фобии - отдельная тема в НЛП. Точнее, тема «лечения страхов и фобий», связанная, конечно же с позитивным намерением. Как? Во-первых, как утверждают мастера НЛП, люди, страдающие фобиями чрезвычайно талантливы! Один из основателей НЛП Ричард Бэндлер отмечает, что, как правило, фобии развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своем семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.


Во-вторых, страхи и фобии, по мнению нлперов, - отличные учителя. Фобия - пример молниеносного обучения, выработки условного рефлекса, якоря. Застрял в лифте, испугался, теперь в лифте испытываю те же ощущения, когда это произошло впервые. Страх - постепенное обучение. Например, когда человек предполагает что с ним может что-то случиться, затем в мыслях он «накручивает» себя сильнее и создает сильное переживание. Например, жена поздно вечером ожидает мужа и пока он задерживается, она представляет себе картины: «попал в аварию», «напали грабители», «задержали милиционеры» и т.п. При этом она спрашивает себя: «что могло случиться?», «вчера по телевизору показали, как избили человека на улице..». Чем больше внутренних вопросов и ответов, тем сильнее переживания: стеснение в груди, головокружение, холодный пот и т.д.

«Человек с фобиями хорош тем, что он уже доказал свою способность к быстрому обучению. Страдающие от страхов и фобий, способны быстро научиться чему-то абсолютно нелепому. Большинство склонны рассматривать фобию как проблему, а не как достижение. Они никогда не остановятся и не подумают: «Если я смогла научиться делать это - значит, я должна быть способна научиться делать что угодно», - говорит Ричард Бэндлер и предлагает гениальную в своей простоте идею: раз человек в результате неприятного опыта обучается стабильно и надежно бояться, значит он способен научиться приятные реакции сделать такими же сильными и надежными, как фобия. Это значит, что благодаря технике лечения фобий, человек устраняет неприятные ощущения.

«Когда мы чего-то боимся, я думаю, на самом деле мы хотим этого.
Каждый страх таит желание»
Дэвид Мэмет, кинорежиссер


Возможно ли вылечить фобии? В НЛП этот вопрос звучит по-другому: «Возможно ли вылечить фобии быстро»? Ответ кажется невероятным: фобию можно вылечить за две минуты! И нельзя вылечить, если работать с ней в течении долгих месяцев.


Секрет быстрого лечения в уникальной особенности нашего мозга - очень быстро прокручивать воспоминания и конструировать новые впечатления, эмоции и следующие за ними реакции.

Ключ к лечению - диссоциация. Умение смотреть со стороны. Как утверждают классики НЛП - ассоциация и диссоциация - глубокие и качественные приемы изменения человеческого опыта. Принцип использования диссоциации прост: человеку неприятно смотреть на то, что вызывает у него страх, но посмотреть на себя, смотрящего на предмет, вызывающий неприятные эмоции, возможно. Более того, этому необходимо научиться для проведения техники быстрого лечения фобий. Научиться этому легко и интересно!

Осталось только попробовать!

  1. Прежде всего усвойте и объясните самому себе два момента:
    • Большинство людей приобретает фобию в результате одной-единственной ситуации, которая была очень опасной или казалась таковой. То, что для проявления страха (боязни) потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что ваш мозг действительно способен быстро научиться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции.
    • Та часть вас, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, - это важная и ценная часть, и вы хотите сохранить ее способность защищать вас в опасных ситуациях - однако отшлифовав и усилив эту ее способность путем обновления информации.
  2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), вспомнив, например, когда в последний раз вы перепугались или о том, что случилось, когда у вас появилась фобия.
  3. Диссоциируйте самого себя, как бы "разнесясь" в три места.
    • Закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра (первая диссоциация) и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране (вторая диссоциация)
    • А сейчас мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране (третья диссоциация). И четко разведите для себя эти три места.
  4. Организуйте для себя просмотр черно-белого "фильма" .
    Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите и слушаете черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму - так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.
  5. Создайте просмотр фильма в обратном порядке.
    Теперь войдите ("впрыгните") в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 4 и 5 несколько раз.
  6. Проверка и подстройка к будущему.
    Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока ничего не останется от фобической реакции.
  7. Заключение.
Подумайте о том, что хотя у вас была и фобия, и психотравма, вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда все это было. Так что у вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определенную степень осторожности, пока вы не изучите их в достаточной для безопасности степени.

Не смотря на название, данная техника разрушает якоря на любые сильные переживания (в том числе и положительные): страх, ненависть, любовь, восторг, счастье, удивление и т.д.

По шагам.

1. Создание мощного ресурсного якоря.

Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию (переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим . В процессе выполнения техники Оператор удерживает положительный якорь. Клиент должен при просмотре фильма чувствовать себя достаточно комфортно. Если нет - добавьте ресурсных состояний на тот же якорь.

2. Диссоциация.

а) 1-я ступень.

Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе (черно-белый слайд ) и после, когда он пришел в себя и уже был в ресурсе (цветной слайд ).

а) 2-я ступень.

Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки киномеханика.

    Если вы замечаете, что Клиенту трудно диссоциироваться, то вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.

3. Быстрый просмотр черно-белого фильма.

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент просматривает черно-белый фильм, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2.

    Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 - он цветной!

Клиент просматривает фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. После этого эта процедура повторяется, до тех пор, пока Клиент не научится делать все очень быстро.

4. Просмотр задом на перед.

Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент очень быстро просматривает черно-белый фильм, от слайда № 1 до слайда №2 (рис п.3)

после чего ассоциируется с цветным слайдом №2. После ассоциации со слайдом №2, Клиент быстро проживает (ассоциированно) все события задом на перед от слайда №2 до черно-белого слайда №1 . Дойдя до слайда №1 Клиент сразу переходит во 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится.

Порядок просмотра:

Клиент проходит этот процесс несколько раз, пока у него не получится достаточно быстро.

5. Проверка.

Предложите Клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.

6. Подстройка к будущему.

Предложите Клиенту представить возможную встречу в будущем с источником бывшей фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от Клиента точной сенсорной информации о “критериях осторожности” : как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

Комментарии.

ФОБИЯ: Непреодолимый навязчивый страх; состояние, характеризующееся таким немотивированным страхом.

Страх и фобия.

Фобическая реакция - пример "мгновенного" научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря (условного рефлекса). Увидел паука - напугался - теперь пугаюсь постоянно.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а "предположение" о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): "Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть". Потом он мог начать представлять себе, как это может произойти (В К + А К). В течении времени он мог обращать внимание на сообщения новостей и статьи в газетах. Возвращаясь в другой раз он мог подумать

Учтите, что техника "Быстрое лечение фобий" может работать как с фобиями, так и со страхами.

Названия для фобий.

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:агорафобия - страх открытого пространства;акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;апейрофобия - страх перед бесконечностью;арахнофобия - страх перед пауками;бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;винофобия - навязчивый страх употреблять вино;гидрофобия - боязнь воды;гленофобия - боязнь взгляда куклы;интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;канцерофобия - страх заболеть раком;кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;клаустрофобия - страх закрытых помещений;ксенофобия - страх незнакомого;мизофобия - боязнь загрязнения;микрофобия - страх маленьких предметов;никтофобия - страх темноты;тениофобия - боязнь заразиться глистами;теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;харпаксофобия - боязнь разбойников;хипенгиофобия - боязнь ответственности;фотофобия - страх света;эрейтофобия - страх покраснеть;эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Экологическая проверка и вторичные выгоды.

Здесь описано только паттерн изменения. Как и для любой техники нужно выяснить намерение и вторичные выгоды поведения и помочь найти Клиенту другие способы их реализации.

Обучение.

Для выполнения данной техники требуется несколько навыков:

Первый навык - умение многомерной диссоциации.

Второй навык - ассоциированное проживание события в обратном порядке.

Третий навык - быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.

Для второго навыка требуется ещё умение диссоциированного просмотр событий задом на перёд.

    Хотя, возможно, ассоциированному перепроживанию событий можно научиться и другим способом.

Многоступенчатая диссоциация.

Сначала Клиент обучается диссоциироваться от неприятных переживаний. В принципе, это не обязательно должна быть двухступенчатая диссоциация - этих ступеней может быть и одна, и три, и шесть. Оператор калибрует состояние Клиента и выбирает такое количество ступеней диссоциации, чтобы Клиент был в достаточно (насколько это возможно в данной ситуации) комфортном состоянии.

Иногда полезно добавить "метафоры управления": например, на последнем этапе Клиент становится киномехаником, который управляет показом фильма и может выключить его в любой момент. Как вариант, можно сначала посадить Клиента перед телевизором, потом он мысленно встаёт у него за спиной с пультом от видеомагнитофона или DVD -проигрывателя, а по телевизору показывается фильм о "проблемной" ситуации. В любом случае, у Клиента в последней ступени диссоциации будет "символ управления" (пульт видеомагнитофона, кнопки управления кинопроектором), причём управлять он должен именно показом фильма о проблемной ситуации.

По видимому, многомерная диссоциация нужна для сильных негативных переживаний. В том случае, если вы работаете с не слишком интенсивными негативными или положительными переживаниями может быть достаточно одномерной диссоциации. В любом случае, это в первую очередь определяется по калибровке Клиента.

Паттерн разрушения сильного якоря.

Задача данного паттерна - разрушить сильный якорь. Другие паттерны разрушения якорей (коллапс, переякорение) по видимому, плохо работают с "сильными" якорями. При этом данный паттерн можно применять не только для разрушения фобических реакций, но и якорей на любые другие интенсивные переживания: страх, влюблённость, ярость и т.д.

Собственно, сам паттерн описан на 4 шаге техники: клиент "впрыгивает" в кадр, когда он уже не испытывает проблемного переживания, быстро перепроживает проблемную ситуацию задом на перёд, до момента до её начала , потом диссоциируется.

Демонстрация.

Тренер : - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

Клиент : - Я боюсь машин.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Оля, а насколько сильно ты их боишься?

К : - Я стараюсь на них не ездить.

Т : - А как же ты сюда добралась?

К : - На метро.

Т : - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

К : - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.

Т : - А автобусы, троллейбусы, трамваи?

К : - С ними всё нормально.

Т : - Грузовики?

К : - Тоже всё нормально.

Т : - И давно это у тебя?

К : - Около года.

Т : - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию - ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

К : - Да, я хочу это изменить.

Т : - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

К : - Я боюсь именно подойти к ним. (Тренер устанавливает К якорь Я - ). Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

Т : - Хорошо. Посмотри вокруг. (Проверяет якорь Я - ). Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … (Ставит К якорь Я + ) Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. (Проверяет якорь Я + ). Что это было?

К : - Я бы назвала это комфортом.

Т : - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать - что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

К : - Ну. Я … Они могут тебя сбить.

Т : - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

К : - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

Т : - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

К : - Первое, что приходит в голову - я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

Т : - И что это такое для тебя - когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

К : - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

Т : - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

К : - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

Т : - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

К : - Это понятно - безопасность.

Т : - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

К : - Нет, это наверно всё.

Т : - А может тогда всё так и оставим - столько пользы?

К : - А можно пользу оставить, а страх убрать?

Т : - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

К : - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков - это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят - это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

Т : - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

К : - Когда сюда шла - я боялась переходить улицу.

Т : - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

К : - Да, я иду от метро.

Т : - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

К : - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

Т : - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

К : - Да. Вхожу в здание.

Т : - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

К : - Да, есть.

Т : - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

К : - Да, представила.

Т : - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

К : - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

Т : - Да, именно так.

К : - Да, представила.

Т : - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

К : - Попробовала.

Т : - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. (Воспроизводит и удерживает Я + ). Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

К : - Да.

Т : - Запускай.

К : - Да, просмотрела.

Т : - (Снимает Я + )Насколько комфортно тебе было смотреть?

К : - Достаточно. Но немного чувствовался страх.

Т : - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию (воспроизводит Я + )

К : - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

Т : - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. (Устанавливает Я + ). Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. (Устанавливает Я + ). Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. (Устанавливает Я + ). Отлично. Давай посмотрим, что получилось. (Воспроизводит Я + ). Как тебе это теперь?

К : - Ух. Хорошо.

Т : - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик - и ты входишь в здание.

К : - Да, просмотрела.

Т : - (Снимает Я + )Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

К : - Да, сейчас вполне нормально.

Т : - Скорость просмотра было большой?

К : - Да, очень.

Т : - (Воспроизводит и удерживает Я + ). Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

К : - Хм, забавно.

Т : - (Снимает Я + )Сначала я расскажу, а потомты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? (Воспроизводит и удерживает Я + ).

К: - Да, я сделала это.Т: - Это было быстро?К: - Не очень.Т: - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро....К: - Теперь очень быстро.

Т : - (Снимает Я + )Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

К : - Ну, машины как машины.

Т : - (Воспроизводит Я - - реакции нет). Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

К : - Да ничего особо.

Т : - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

К : - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине - стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

Т : - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

К : - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину - оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем - нет.

Т : - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

К : - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

Т : - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

К : - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

Т : - Что происходит в этот момент внутри тебя?

К : - То же чувство, что и при переходе улицы - только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!", или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

Т : - И что ты делаешь?

К : - Если нет - машу, мол, проезжай. А если "Да" - то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".

Т : - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

К : - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня - к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

Т : - Тебя устраивает то, что получилось?

К : - Да, вполне.

Т : - Спасибо.

Ответы на вопросы.

- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

Т : - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

Т : - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена - разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

Т : - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

Т : - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

- С какими ещё переживаниями работает эта техника?

Т : - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

- Но ведь восторг - положительное переживание?

Т : - И что с того, что это переживание человеку нравится? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе женщину лет сорока, восторгающуюся любым ребёнком, попавшимся на дороге. Это может сильно напрягать её родственников и соседей. Да и её саму тоже.

- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

Т : - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

- Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?

Т : - Практически не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия - это история. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий практически не будет.

Что еще почитать