Кто такие "пассионарные личности"? Значение слова "пассионарный". Пассионарная теория Гумилева

Значение слово «пассионарный» неизвестно широкому кругу людей. Тем не менее, оно нередко мелькает в телевизионных передачах и некоторых средствах массовой информации, когда речь идет об известных личностях или истории государств. Поэтому неудивительно желание любознательного человека разобраться в том, что означает слово «пассионарный». В этом поможет информация, изложенная в данном обзоре.

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства. Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности.

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания - как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Смерть не пугает

Чтобы разобраться в том, что значит «пассионарный», нужно усвоить, что идеи, о которых идет речь, всегда направлены на изменение окружающего мира. Хотя при этом стремление к деятельности не всегда осознанно, а цели зачастую иллюзорны.

Но для одержимых ими людей они кажутся важнее, чем сама их жизнь. Ради своих целей они готовы жертвовать ею. Жертвенность является наивысшим проявлением пассионарности. Такое отсутствие боязни собственного смертельного исхода ради достижения цели можно назвать антиинстинктом.

Происхождение термина

Мысль о том, что существует биохимическая энергия живого существа, которая влияет на человеческую психику, была высказана еще философом и естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Однако сам термин «пассионарность» был введен в науку советским и российским ученым Львом Гумилевым в середине прошлого века.

Он является одним из ключевых в его трудах и заимствован у Долорес Ибаррури, которая была одним из ярчайших лидеров и ораторов в компартии Испании в 20-м веке. Ее называли Пассионарией, что значит «страстная».

Важным свойством пассионарных людей является их заразительность. Выступая перед слушателями, они способны зажечь их волей к победе, идеями, мыслями. Как, например, военные лидеры, которые выступают перед боем. Согласно пассионарной теории Гумилева, от количества таких людей зависит мировоззрение, образ жизни, направление развития тех групп, в которые они входят.

Личность пассионария

Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

Вот наглядные примеры пассионариев:

  • Колумб.
  • Ньютон.
  • Жанна Д"Арк.
  • Александр Македонский.
  • Михаил Ломоносов.
  • Петр I.
  • Гитлер.
  • Наполеон.

Шкала Гумилева

Для лучшего понимания значения слова «пассионарный» целесообразно рассмотреть представленную Гумилевым шкалу. На ней он размещал три типа людей. На одном конце находились пассионарии, а на другом - субпассионарии.

Посередине, между двумя крайностями, находятся гармонические личности (гармоники). У них инстинкт самосохранения и пассионарность уравновешены.

Причины появления

В заключение изучения вопроса о значении слова «пассионарный» поговорим о причинах появления таких людей. Согласно воззрениям уровень пассионарности личности задан с самого рождения.

По его мнению, появление в одном ареале большого числа пассионариев обусловлено активацией космического излучения. Многие его коллеги критиковали такую позицию, упрекая предположения ученого в излишнем мистицизме.

Согласно теории могут быть и отдельные личности, и целые народы. Больше того, то, каким образом и в каком направлении развиваются общественные группы, по его мнению, находится в прямой зависимости от числа входящих в них пассионариев. А, значит, и от общего уровня пассионарности, характеризующего данный этнос.

Главный труд Льва Николаевича Гумилева - «Пассионарная теория этногенеза». В нем он объяснял формы взаимодействия народов друг с другом, их достижения, упадок и смерть сменой фаз этногенеза. Под последним понимается процесс формирования этнической общности на базе различных компонентов.

Пассионарность - означает сверхэнергичность.

Пассионарий - это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.

«Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».

Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше , чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.

Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система

«Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.

Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?

Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.

Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.

«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…

Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть

  • гордость,
  • тщеславие,
  • алчность,
  • жажда власти,
  • ревность.

«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.

То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.

Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…

Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.

Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»

Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия .

Ярко выраженные пассионарии:

  • Жанна д’Арк,
  • Коперник,
  • Сергий Радонежский,
  • патриарх Никон,
  • Ермак,
  • Пугачёв,
  • Суворов,
  • Сталин…

Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.

Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».

В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.

Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)

С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем . Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.

Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.

Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков . Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.

Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».

Актуальность исследования. Современные социальные преобразования глобально охватили не только научно-технический прогресс, но и вызвали создание ряда научно-технических школ. Некоторые из них уже ни одно десятилетие вызывают жаркие споры, но, тем не менее, они проявляют себя во многих сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. И данный факт не позволяет их просто игнорировать: требуется глубокое их изучение с целью максимального использования во благо человека и человечества в целом. К числу таких теорий относят теорию этногенеза, фундаментальные основы которой были заложены выдающимся русским мыслителем Львом Николаевичем Гумилевым и ее ключевым понятием выступает «пассионарность».

Цель исследования: выявить особенности развития пассионарных качеств и их влияние на мотивацию достижения успеха, динамику спортивных достижений студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся профессионально спортом.

Объект исследования: пассионарность как формально-динамическое свойство психики.

Методы исследования на данном этапе работы: анализ теоретических источников по изучаемой проблеме; беседа; психодиагностика; объективное наблюдение; психокоррекционная программа; методы математической статистики.

Результаты: Суть понятия «пассионарность» исходит от латинского слова «passio» – это претерпевание, страдание, и даже страдательность, но также страсть, аффект. Однокоренные слова в европейских языках различаются смысловыми оттенками. «Passionant» по-румынски – это человек, способный увлечь, привести в восторг. Англичане привнесли в понимание пассионарности новый смысл: для них «passion» – это вспышка гнева, взрыв чувств. У поляков это – ярость, бешенство. А для северян – голландцев, немцев, шведов, датчан, «passion» – просто увлечение. Что касается русского, то латинскому «passio» лучше всего соответствует слово «страсть». Сейчас в обыденном словоупотреблении так стали называть любое сильное желание и даже слабое влечение. Поэтому и пришлось Л.Н. Гумелеву придумывать новый термин – «пассионарность», а в связи с ним и понятие «пассионарии». Последних сам Лев Николаевич считал людьми энергичными, активными, эмоциональными. Другими словами, пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Как видно из вышесказанного, этимология данного термина, который имеет многозначное и разноплановое содержание, на сегодняшний день продолжает уточняться. Тем не менее, существуют некоторые общие позиции по данному вопросу. Кратко представим их в следующем виде:

1. Пассионарность является формально-динамическим свойством психики.
2. Пассионарность – признак, возникающий вследствие пассионарного толчка (резкие изменения стереотипа поведения вызываются массовыми мутациями) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих тягой к действию. Их называют «пассионариями».
3. Уровень пассионарности оказывает влияние на направленность личности.
4. Пассионарии характеризуются высокой общей психической активностью и эмоциональностью. Это социально активные люди, обладающие врожденной способностью организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы.
5. Пассионарность – это потребность в самоактуализации, способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении. Именно поэтому для таких людей характерно обладание повышенной способностью к напряжениям. Всем известно, что любые усилия живого организма связаны с затратой некоторого вида энергии. Этот вид энергии был в свое время открыт и подробно описан нашим великим соотечественником академиком В.И. Вернадским и назван биохимической энергией живого вещества биосферы.

Суть механизма связи пассионарности и поведения индивида проста. Люди, как и все живые организмы, чаще всего, обладают тем количеством энергии, сколько им необходимо для поддержания собственной жизни. В той ситуации, когда организм способен «вобрать» из окружающей среды энергии больше, чем необходимо, то человек формирует новые отношения и связи с другими людьми, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных им направлений. Таким образом, пассионарная личность «энергоизбыточного» типа, рисковая, активная, увлеченная до степени одержимости, которая способна идти на жертвы ради достижения того, что она считает ценным. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление другими людьми на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории. Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности». Об этом говорится и в теории Л.Н. Гумилева: пассионарии нужны истории человечества для отслеживания процессов развития этносов. Чем большее количество пассионарных личностей появляется в этносе, тем он становится более жизнеспособным.

Существует предположение, что пассионарность передается по наследству, но по данному аспекту еще много что не ясно, но то, что она заразительна, известно и наукой доказано. Так, например, обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдаляется на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется, например, во время спортивных соревнований, военных действий и др. В связи с этим можно предположить, что пассионарность – это не только биологический феномен, но и социально-педагогический, следовательно, пассионарность личности можно развивать, создавая для этого специальные условия среды и воспитания. Так, например, в современных условиях такие личности будут особо востребованы на стратегически важных объектах, в спорте и т.д. Т.е., там, где человеку нужно в максимально короткий срок мобилизовать все свои внутренние резервы, а также своих соратников, подчиненных и др., и добиться поставленной цели. Кроме того, развивать пассионарные качества возможно при поддержке личностной активности человека, но при этом необходимо учитывать его индивидуальный потенциал.

Имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований в области психологии и педагогики дают возможность специалистам образовательных учреждений разработать программы развития пассионарных качеств их воспитанников, определить пути и способы данной работы, которые позволят добиться существенной позитивной динамики, а также раскрыть потенциал каждого ребенка, направить его энергию активности в деятельность полезную как для общества, так и для него самого лично, т.е. в социально значимую деятельность. Таким образом, мы можем предполагать, что психолого-педагогическое воздействие, специально разработанное, организованное и осуществленное с субъектами определенной возрастной группы, уровнем образования и т.д. может быть неким аналогом пассионарного толчка в развитии общества или отдельного человека, ибо мы не можем ждать, пока произойдет пассионарный толчок, который, по мнению автора теории этногенеза происходит один раз в полторы тысячи лет и соответствует периоду развития общества, когда этнос угасает, регрессирует, погибает. Тем более, что пассионарный толчок, по его мнению, зависит от энергии солнца, от космической энергии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в современных экономических условиях пассионарность становится неотъемлемой частью конкурентоспособности личности, ее необходимо развивать как компетенцию, начиная с младшего школьного возраста, а подготовку к данной работе осуществлять уже в дошкольном возрасте. И работа в этом направлении уже ведется не только теоретиками, но и практиками. Мы можем остановиться хотя бы только на некоторых психологических исследованиях, а именно: М.И.Коваленко изучил взаимосвязь пассионарности с темпераментом и мотивацией личности; В.Я.Богданов осуществил сопоставительный анализ между личностной типологией Л.Н.Гумилева и психологической типологией акцентуаций характера по Леонгарду; К.И.Фрумкин в ряде своих работ предположил объяснять пассионарность через теорию сексуальности З.Фрейда (пассионарность есть проявление сублимированных бессознательных влечений) и т.д.

Но психологами и педагогами образовательных учреждений правомерно будет поставлен вопрос, а какие качества личности необходимо формировать для развития пассионарности? Учитывая тот факт, что пассионарность есть интегративная характеристика личности, качества которой направлены на совершенствование себя и общества, при этом они базируются на личностной активности человека и имеют социальную значимость, к числу наиболее важных пассионарных качеств относят следующее:

1. Потребность в активной деятельности – это физическая, интеллектуальная активность, любопытство, любознательность, интерес ко всему новому, а также стремление к созданию нового, полезного не столько для себя, сколько для общества.

2. Целеустремленность – это деятельность имеет цель, не всегда осознаваемую, но всегда социально значимую (в игровой, трудовой, учебной деятельности). Ребенок должен использовать собственный потенциала для достижения цели и стремится к лидерству с целью использования потенциала других людей на основе их мотивации для получения каждым положительного результата.

3. Яркая эмоциональность, страстность – это постепенное становление зрелой эмоциональности, как в проявлении нравственности, эстетических чувств, гражданственности, патриотизма и др. Кроме того, важно как можно раньше научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать нежелательные эмоции, а если это будет необходимо, то и проявить страстность в деятельности в процессе достижения цели.

4. Конструктивная агрессивность может проявляться как оборонительная или игровая. В игре она будет проявляться как стремление к достижению победы в соревновании, как тренировка навыков ловкости, преодоление своих слабостей, в виде настойчивости и целеустремленности. Но конструктивная агрессивность правомерно может рассматриваться и как способность к самозащите (защита чести и достоинства себя, других). В дальнейшем это перерастет в стремление к защите собственного дома, государства и др.

5. Комплиментарность есть умение различать «своих» и «чужих». Ребенка учат созданию окружения из «своих», симпатии к «своим» и толерантности к «чужим». Кроме того, указанное выше качество способствует развитию адаптивности к новой среде и проявляется как успешная адаптация в коллективе сверстников.

6. Способность к сверхнапряжениям – этовысокий уровень работоспособности, малая потребность в отдыхе, быстрая восстанавливаемость организма, проявление волевых качеств по мере необходимости.

7. Пассионарная индукция проявляется взаражение своими идеями, эмоциями, настроением, деловитостью.

Ранее указанные качества пассионарной личности становятся социально-значимыми только при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии со стороны педагогов, психологов, родителей. В противном случае, активная деятельность может проявляться как деструктивность , т.е.стремление к разрушению неживых (вандализм, терроризм) и живых объектов (насилие, драки, нападения и др.), получение удовольствия от разрушения, нападения, а также это может проявляться в виде повышенной конфликтности, достижения цели деятельности с помощью агрессии, запугивания. Целеустремленность может приобретать черты эгоистических намерений, а в дополнении к этому она может быть еще и асоциальна. Для достижения цели используются любые средства, в том числе и другие люди, которые часто даже не догадываются об этом. Эмоциональность сопровождается импульсивностью, стремлением к переживанию острых эмоциональных состояний на грани со стрессовыми. При этом эмоции трудно поддаются управлению: они очень «яркие», страстные, легко передаются другим людям (заразительность). Отрицательные эмоции доминируют (ревность, агрессивность, зависть, обидчивость и др.). Комплиментарность приобретает отрицательные черты: ребенок ищет в окружении «чужих», что проявляется в сложностях проживания адаптационного периода. Способность к сверхнапряжению сохраняется, но проявляется при эгоистической мотивации цели (например, учеба на хорошие оценки только за получение материального поощрения).

Вывод. Становление пассионарных качеств и направление их в социально значимую деятельность происходит на протяжении всех периодов детства, подросткового возраста и периода ранней юности. Они помогут преодолеть современным детям столь ярко проявляющиеся в последние году пассивность, застенчивость, замкнутость, апатию, лень, раннюю компьютерную зависимость и даже депрессии. Личностная активность – основная составляющая в развитии человека. Именно поэтому каждый педагог, психолог, родитель мечтает, чтобы ребенок легко усваивал учебный материал, был любопытен и любознателен, быстро реагировал на воспитательное воздействие. Для этого необходимо, чтобы у него с раннего детства сохранялась личностная активность, которая выражается не только через физическую деятельность, но и представлена различными позитивными пассионарными качествами личности.

Пассионарность как качество личности – непреодолимая склонность к какой-либо деятельности на осуществление великих в понимании человека целей; склонность рисковать, увлекаться до одержимости, идти на жертвы ради достижения того, что считается человеком ценным; быть страстным в половом отношении.

Политрук во время небольшого марша ведет беседу с солдатами. Тема разговора кирпичи, которые кучей лежат у места отдыха. Политрук спрашивает у солдат: «Какие желания у Вас возникают, когда смотрите на груду кирпичей?» Один солдат говорит: У меня возникает желания построить дома всем бездомным». Другой говорит: « Я хочу построить стену вдоль границы». Солдат Ваня молчит. К нему обращается политрук: «Ну а у тебя Иванов, какое возникает желание?» Ваня смотри в землю и говорит: «Женщину хочется». Политрук: «Ну почему, когда смотришь на кирпичи, женщину хочешь». Ваня отвечает: «А мне всегда женщину хочется, на что бы я не смотрел».

О сексуальности известных пассионариев ходят легенды. Например, монголы утверждают, зная о сексуальности Чингисхана, что каждый десятый монгол его кровный потомок. О Наполеоне рассказывают, что во время завоевательных походов к нему приводили женщин, он отрывался от совещания выходил в соседнюю комнату, вступал в интимные отношения с приведенной ему знатной дамой, не отстегивая шпаги, и снова возвращался на совещание,… женщины обижались.

Лимарев В.Н. пишет: «Пассионарии неудержимы в своем стремлении к активным действиям во имя каких-либо целей. Они — движущая сила при обновлении человеческого рода. Благодаря их энергии происходят, в соответствии с теорией этногенеза, преобразования в обществе. Один из аспектов проявления их жизненной энергии это повышенная сексуальность».

Историк Гумилев в своих работах пишет (цитирую близко к тексту). Я (Гумилев) задумался, как незначительные числом гунны, ворвавшись в Европу, и покорив её огромное пространство, превращаются, неожиданно, в многочисленный народ. А потом, подумал, а мужиков, собственно говоря, много и не надо. Много мужиков не надо было арабам, когда они завоевывали мир. У арабов были преимущества над другими окружающими их народами — повышенная пассионарность и наставления пророка Мухаммеда.

Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» — страсть. Пассионарный (от английского passion — страсть) — страстный, эмоциональный.

Психологи отмечают, что пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную. Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями. Пасионарий инициативен, деятелен, смел, и решителен. Он всегда готов к переменам, к изменению реальности вокруг себя.

Великие пассионарии: Эрнесто Че Гевара, Наполеон, Александр Македонский, Сальвадор Дали, Колумб.

Журналист Александр Зубарев задумывается, можно ли завидовать пассионариям. Сама пассионарность, как явление, вызывает только тихую зависть. Вот, повезло же человеку. «Энергии биосферы у него много. Он просто не может не действовать! Вот мне бы так!». Есть такие мысли? Не торопитесь завидовать. Пассионарность не так хороша для большинства людей, как это может показаться.

Наполеон, начал свое восхождение бедным поручиком в артиллерии. Во время итальянской компании он стал богачом, поэтому остальную часть жизни мог прожить не трудясь, а купаясь в роскоши, но его потянуло в Египет, затем на Испанию, на Москву …

Для современников стимул деятельности Наполеона оставался загадкой. Ведь все его деяния не были нужны стране и французской буржуазии, но он не останавливался. Да, Наполеон всякий раз по-разному объяснял мотивы своих поступков, но действительным источником их была неуемная жажда деятельности. Даже на острове Святой Елены он писал мемуары, потому что не мог не действовать.

Александр Македонский имел по праву происхождения все, что нужно человеку: пищу, дом, развлечения и даже беседы с Аристотелем. И тем не менее он вел столько войн одна за другой, что бессмысленность их возмутила даже самих македонян. И кто знает, от чего на самом деле умер Александр в Индии?

Сальвадор Дали, хоть и был очень богат, считался лицом нежелательным для многих стран. Лев Толстой, хоть и граф, а подвергся отлучению от церкви, что в то время означало для большинства людей пометку «опасен и заразен. Держаться как можно дальше».

Посмотрим на наших современников. Бил Гейтс, например, имеет столько денег, что может жить много жизней без всяких забот, но он по-прежнему «на посту». Да и вообще, большинство бизнесменов, по их же словам, делают дело не потому, что им деньги нужны, а потому что «чем еще заниматься? Просто так жить скучно…».

Цитата из книги Льва Гумилева «Конец и вновь начало», позволяющая шире понять суть такого качества личности как пассионарность.

Обратимся к более поздним временам — периоду завоевания Испанией Америки. Кто шел в конкистадоры, кто ехал после Колумба за море с Кортесом, Писарро, Кесадой, Карвахалем, Вальдивией в страшные американские джунгли Юкатана, в нагорье Мехико, в перуанские оснеженные Анды, в благословенное Чили, где арауканы победили испанцев и сохранили свою независимость до освобождения Америки и до создания Чилийской республики? Самое опасное место было в Чили. Туда женщин не брали, поэтому все чилийцы сплошь метисы. Индейские женщины очень красивы, и поэтому испанцы, которые воевали против арауканов — насельников Южного Чили, женились на местных женщинах.

Но зачем они туда шли? Я посмотрел статистику. Статистика эта, правда, касается не Америки, а Филиппин — другой испанской колонии. Так вот: 85% приезжавших испанцев умирало в первый же год — от болезней, от недоедания, некоторых убивали в стычках с туземцами, некоторых — в скандалах с начальством, потому что в этих отдаленных местах произвол был невероятный, и любой неугодный человек мог быть осужден за что угодно и казнен.

В общем, 85% шли на смерть, а из тех 15%, которые возвращались, вероятно, 14% были безнадежно больны, потому что они не выдерживали такого переутомления, когда уже любой грипп может человека свалить и дать хроническую болезнь.

Да, золото они привозили, но это золото им было не на что тратить, потому что золота стало столько, что в Испании подскочили цены и на вино, и на оливки, и на хлеб, и на ткани… Всех их точила алчность, стремление получить золото, которое само по себе и не нужно, но важно как знак твоих подвигов, как знак свершения.

Петр Ковалев

Пассионарий

Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) - в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.

В контексте определение используется как предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти .

Источники

  • Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  • Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пассионарий" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 лидер (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пассионарий - пассион арий, я … Русский орфографический словарь

    Я; м. и ж. Книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Энциклопедический словарь

    пассионарий - я; м. и ж.; книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Словарь многих выражений

    СФИНКС, или ПАССИОНАРИЙ - в Посвящениях малых в Каббале наименование пятой ступени космического посвящения. Этот человек еще не до конца понял и увидел свою космическую программу, но он уже явственно ощутил ее космическое происхождение и внутренне принял ее этику,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Араб. صدام حسين عبد المجيد التكريتي‎‎ … Википедия

    Пассионарии в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде… … Википедия

Книги

  • Лев Гумилев: Судьба и идеи , Сергей Лавров. Книга посвящена драматичной судьбе и научному творчеству выдающегося отечественного историка, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилева. Центральную часть ее занимает работа президента…
  • Команданте Чавес. Его боялась Америка , Виктор Чернов. Смерть Чавеса вспыхнула над миром радугой его бессмертия. Он появился из магмы латиноамериканского континента. Он - слиток, родившийся из огненного вулкана. Он - индеец, в чьих жилах бушует…

Что еще почитать