Кротость что значит быть кротким. Кроткий значение слова

Безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость голубиная... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

КРОТОСТЬ, кротости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что нибудь с кротостью в голосе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КРОТКИЙ, ая, ое; ток, тка, тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер. Кроткая душа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

кротость - голубиная (Блок); лучистая (Коринфский); небесная (Козлов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

кротость - КРОТОСТЬ1, безответность, безропотность, смирение КРОТКИЙ, ангельский, безобидный, безответный, безотказный, безропотный, беспрекословный, бессловесный, непрекословный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, уступчивый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму. Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие… … Русская история

кротость - мягкость духа, незлобивость А. Человеческая скромность 1. Кротость требуется от нас как христианское качество: Кол 3:12; 1Тим 6:11 один из плодов Духа: Гал 5:22,23 доброжелательность: Еф 4:2; Флп 4:5; 1Пет 3:15 2. Кротость великая сила мягкий… … Библия: Тематический словарь

Кротость - – незлобливость, смиренность, покорность, снисходительность. Возможные проявления – спокойный тон, негромкий голос, скромная поза. Не ищи мудрости, ищи кротости (пословица). Кротость чаще всего оценивается как робость, боязнь, душевная слабость,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Голубиная кротость. Книжн. О кротком, тихом, терпеливом человеке. БМС 1998, 318 … Большой словарь русских поговорок

Кротость - (др.рус. – укрощенный) – нравственно этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость – все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Ж. отвлеч. сущ. по прил. кроткий Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Как воспитать свою душу. Смирение и кротость в нашей повседневной жизни , . Эта книга посвящена двум величайшим христианским добродетелям - смирению и кротости, и состоит из избранных изречений великих старцев, которые своими словами как бы отвечают на наши вопросы о…
  • Как стяжать кротость души? Святые отцы о кротости , Молотников Михаил Давидович. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) - таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую "землю" наследуют кроткие и почему они…
  • КРОТОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    кро"тость, кро"тости, кро"тости, кро"тостей, кро"тости, кро"тостям, кро"тость, кро"тости, кро"тостью, кро"тостями, кро"тости, …
  • КРОТОСТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость …
  • КРОТОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    беззлобие, беззлобность, безответность, безропотность, всепрощение, кроткость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, незлобивость, незлобие, незлобность, покорность, послушание, послушливость, смирение, смиренность, смиренство, …
  • КРОТОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: …
  • КРОТОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    кр`отость, …
  • КРОТОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    кротость, …
  • КРОТОСТЬ в Орфографическом словаре:
    кр`отость, …
  • КРОТОСТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    кротости, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что-н. с кротостью в …
  • КРОТОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • КРОТОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. отвлеч. сущ. по прил. …
  • КРОТОСТЬ, КРОТКИЙ
    (Мф 5:5) - есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особенные действия …
  • РАЗБОЙНИКИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 04:51:53 Цитаты из трагедии «Разбойники», 1781 (автор Фридрих Шиллер) *- Ты хочешь, чтобы я проклял моего …
  • О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-06 Time: 23:04:41 «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир») (англ. Brave New World) — антиутопический роман английского писателя …
  • ИЛЬЯ МАСОДОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:27:05 Илья Масодов (р. 1966) — современный русский писатель. = Тепло твоих рук = * У Антонины …
  • ГИЛБЕРТ ЧЕСТЕРТОН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-28 Time: 15:09:24 Б * Безумными могут быть приключения; герой же должен быть разумным. * Большинство современных философов готовы …
  • АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-02 Time: 15:49:47 Антоний Великий (ок. 251—356) — преподобный, отшельник египетской пустыни, основатель монашества. = Б = * Будем …
  • ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА в Новейшем философском словаре.
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО в Словаре постмодернизма:
    ("Jenseits von Gut und Bцse", 1886) - работа Ницше, занимающая особое место в его творчестве. "По туС.Д.иЗ." находится на пороге …
  • ТИФЕРЕТ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Красота; шестой из десяти Сефиротов, мужская активная сила, отвечающая вау, V, из Тетраграмматона IHVH; также называется Мелек или Царь; …
  • Г’ОЛУБЬ в Библейском словаре:
    — чистая по закону птица. Писание отличает ее кротость, незлобивость. Господь и верующим говорит: «будьте... просты, как голуби» (Мат.10:16). …
  • ФИЛИПП в Библейской энциклопедии Никифора:
    (любящий коней) - имя следующих лиц: 1Мак 1:1, 6:2 - известный царь Македонский, отец Александра Великого, царствовавший 359-336 гг. до …
  • ФЛП 4
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Филиппийцам. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ТИТ 3 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Титу. Глава 3 Главы: 1 2 3 1 …
  • СИР 36 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 36 Главы: 1 2 …
  • СИР 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 1 Главы: 1 2 …
Мастерская в Полтаве начала шить "пасторские рубашки"

Мастерская «Dior di Eva» в украинском городе Полтава при церкви «Великое поручение» занялась пошивом рубашек с колораткой, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org.

«Мы увидели необходимость пасторам подчеркивать свой духовный сан во время различных светских мероприятий – круглых столов, пресс-конференций, интервью представителя СМИ, во время публичных выступлений, проведения свадебных церемоний и даже похорон», - говорят в мастерской.

«В современном обществе принято встречать по одежке. По ней же мы узнаем врача, полицейского, пожарного. Так и священнослужитель должен быть узнаваем. Пасторская рубашка с колораткой - символ принадлежности к духовенству, а также возможность для священника, одетого в обычную повседневную одежду, позиционировать себя как такового, - объясняют в мастерской. - К сожалению, «форменная одежда» священника отвергается в пользу обычных строгих костюмов, которые всегда были неотъемлемым атрибутом бизнесменов или чиновников. Почему человек, совершающий служение Богу и людям, в наше время избирает для себя выглядеть как обычный менеджер, предприниматель или госслужащий? Ведь правило «встречать по одежке» никто не отменял».

На сегодняшний мастерская предлагает индивидуальный пошив таких рубашек по любым размерам. «Выбор цвета не ограничиваем только черным и имеем возможность доставить заказ в любую точку стран СНГ за короткий срок», - отмечают в «Dior di Eva».

Колоратка том виде, в котором мы привыкли видеть ее в наши дни, не всегда была такой. Первоначально она представляла собой белый воротник вокруг шеи и была похожа на ошейник. Цвет одежды избирался черный. Таким образом, белый воротник и черный цвет одежды стали символом послушания Богу и посвящения своей жизни служению Ему. Также существует утверждение, что колоратка символизирует собой святость и чистоту священнослужителя и, что человек с таким воротником - раб Божий.

Услугами «Dior di Eva» уже воспользовались пасторы из России и Украины. Ознакомиться с образцами цветов, условиями заказа можно на сайте мастерской.

В Испании выходят в свет книги Папы Римского Франциска

В Испании опубликована первая книга Папы Римского Франциска под названием «Реальная власть – это Служение» («El verdadero poder es el Servicio»). Книга впервые вышла в свет еще в будущность Папы архиепископом Буэнос-Айреса, в 2007 г. Ее цель – продемонстрировать основополагающие принципы идеи христианского служения людям.

Следуя примеру Иисуса Христа, Который пришел послужить людям и отдал Свою Жизнь за людей, автор описывает служение как один из важнейших жизненных принципов. Священническое служение как разновидность служения людям является важным свидетельством веры. Священник должен представлять из себя пример христианского воспитания, поскольку, кроме исполнителя церковных Таинств, он является еще и миссионером. Пишет Седмица.

Часть книги посвящена размышлениям о Деве Марии, проповедям Страстной Недели и Пасхи, а также темам диалога культур.

Вскоре после выхода в свет первой папской книги издательство Publicaciones Claretianas объявило о публикации в середине апреля следующего труда Папы Франциска под названием «Открытый ум, верующее сердце» («Mente abierta, corazn creyente»). Книга состоит из 4 частей. Первая представляет встречу со Христом посредством диалогов из Евангелия. Вторая посвящена современной жизни Католической Церкви и теме новой евангелизации. Третья рассказывает о современной Церкви – ее сильных и слабых сторонах. Последняя, четвертая, часть посвящена молитве с т. зр. конкретных вызовов и нужд современной жизни.

Обе книги содержат анализ пасторского служения и представляют жизнь христианина как реальность, направленную на совершенствование отношений человека с Богом, миром и человеком.

Книги переводятся на английский, немецкий, французский, хорватский, каталанский и китайский языки.

Книга доктора-христианина стала бестселлером

Книга доктора-христианина Бена Карсона «Америка прекрасная: пересмотр того, что сделало эту страну великой» заняла высокие строчки в трех категориях списка бестселлеров «Нью-Йорк таймс».

Вышедшая в январе 2012 года книга стала №1 в категории «нехудожественная книга в бумажной обложке» и №3 в категории «нехудожественная книга в твердой обложке». Со времени выхода книга 23 раза появлялась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс».

В книге «Америка прекрасная» Карсон, высококвалифицированный нейрохирург, размышляет, как США изменили мир и то, как страна использовала свое положение свободной и процветающей страны.

«Какая честь знать, что книга удостоилась внимания такого большого количества читателей», - сказал Карсон.

«Это говорит мне, что состояние нашей страны не проходит незамеченным, и граждане хотят, чтобы наши политические лидеры действительно опирались на Божье Слово, а не на себя. Я действительно верю, что лучшие дни Америки еще впереди, и мы должны использовать данные Богом таланты, чтобы улучшить нашу жизнь, общество и мир».

Вице-президент издательства «Зондерван» Трейси Данц также сказала: «Мы радуемся успеху этой книги. Желание Бена жить жизнью, к которой призывает его Бог, вдохновляет меня, и я действительно верю, что эта книга может изменить жизнь».

Карсон в прошлом месяце снискал одобрение на Национальном молитвенном завтраке в Вашингтоне, когда он критиковал Обаму за налоговую политику и реформу здравоохранения при обзоре его президентской деятельности. Карсон также был главным спикером на Конференции консервативных политических действий 2013, проходившей 14-16 марта в Оксон-Хилле, где он намекнул на политические стремления, которые могут даже привести его к участию в следующих президентских выборах.

В США снимут фильм о мальчике, который побывал на небесах

Актер Грег Киннер, возможно, сыграет в фильме по книге пастора церкви в американском штате Небраска, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Сharisma News.

Книга «Небеса действительно существуют» (Heaven Is for Real) написана в 2010 году. Она основана на реальных событиях - истории о четырехлетнем мальчике, который во время операции пережил клиническую смерть, попал на небеса и вернулся обратно. Киннер сыграет роль отца мальчика - пастора Тодда Бруно из небольшого города в штате Небраска.

Грег Киннер номинирован на премию «Оскар» 1998-го года за лучшую мужскую роль второго плана в филмье «Лучше не бывает». Также он известен по участию в фильмах «Матадор», «Маленькая мисс Счастье» и мини-сериалу «Клан Кеннеди».

Режиссером фильма «Небеса действительно существуют» будет Рэндалл Уоллас, который является автором сценария к фильму «Храброе сердце». Продюсерами фильма станут Джо Рот (Оз великий и могучий) (Oz the Great and Powerful) и пастор церкви «Дом горшечника» в Далласе Ти Ди Джейкс.

В Киеве рассказали как совмещать веру и публичную профессию

В понедельник 18 марта 2013 года на профи-клубе «Новомедиа» побывал журналист Александр Иваницкий (телеканал 1+1, программа «Гроші». Он же – редактор христианской газеты «Прямая речь»), - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на пресс-центр Ассоциации «Новомедиа».

Общение прошло в формате «вопрос-ответ». На протяжении часа с лишним Александр рассказывал о своем пути на телевидение, создании проекта «Гроші» (Деньги), критериях успеха на ТВ; своей христианской газете, и о вере в журналистской профессии.

Журналист «1+1» рассказал, что не смотрит телевизор, а программу «Гроші» смотрит в интернете.

По его мнению, на областном ТВ (Александр начинал с ТРК "Акцент" в Лисичанске) есть творческое ограничение (цензура), поэтому все едут в столицу: «В Киеве легче себя реализовать, однако конкуренция в больших городах значительно выше, чем на региональном уровне», - отметил он.

Также гость поделился особенностями создания сюжетов для программы «Гроші». Он рассказал, что в сюжете должно быть раскрытие, расследование какой-то проблемы, к примеру - злоупотребление служебным положением и так далее.

По его словам, украинская пресса – сильна: когда нарушитель закона понимает, что он "в свете", то в нем просыпается либо совесть, либо страх. Также Александр видит своей основной задачей на ТВ делать что-то полезное и принципиально не берет материалы, противоречащие его личной вере.

Вместе с тем, гостю профи-клуба неоднократно приходилось для подготовки сюжетов выступать в разных ролях. Так, во время «Евро-2012» Александр два дня работал уборщиком в фан-зоне.

Журналист совмещает свою работу на ТВ с редакторской деятельностью в газете «Прямая речь». Часто Александр сам пишет статьи и берет интервью у интересных на его взгляд людей. Как правило, это мужественные или милосердные люди. «Самая главная задача нашей газеты – это, чтобы каждый, прочитав что-то в ней, мог вдохновиться на доброе дело», - сказал спикер.

«В жизни нужно вести себя так, чтобы тебя спросили: кто ты, в чем секрет твоего счастья? Это хорошее начало для разговора с человеком о Боге», - подытожил встречу Александр Иваницкий.

Напомним, встречи профи-клуба проходят каждый третий понедельник месяца.

На этом всё. До новых встреч!
Пусть Бог обильно благословит Вас в стремлении познать Его!

Безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость голубиная... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

КРОТОСТЬ, кротости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что нибудь с кротостью в голосе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

кротость - голубиная (Блок); лучистая (Коринфский); небесная (Козлов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

кротость - КРОТОСТЬ1, безответность, безропотность, смирение КРОТКИЙ, ангельский, безобидный, безответный, безотказный, безропотный, беспрекословный, бессловесный, непрекословный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, уступчивый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму. Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие… … Русская история

кротость - мягкость духа, незлобивость А. Человеческая скромность 1. Кротость требуется от нас как христианское качество: Кол 3:12; 1Тим 6:11 один из плодов Духа: Гал 5:22,23 доброжелательность: Еф 4:2; Флп 4:5; 1Пет 3:15 2. Кротость великая сила мягкий… … Библия: Тематический словарь

Кротость - – незлобливость, смиренность, покорность, снисходительность. Возможные проявления – спокойный тон, негромкий голос, скромная поза. Не ищи мудрости, ищи кротости (пословица). Кротость чаще всего оценивается как робость, боязнь, душевная слабость,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Голубиная кротость. Книжн. О кротком, тихом, терпеливом человеке. БМС 1998, 318 … Большой словарь русских поговорок

Кротость - (др.рус. – укрощенный) – нравственно этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость – все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Ж. отвлеч. сущ. по прил. кроткий Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Как воспитать свою душу. Смирение и кротость в нашей повседневной жизни , . Эта книга посвящена двум величайшим христианским добродетелям - смирению и кротости, и состоит из избранных изречений великих старцев, которые своими словами как бы отвечают на наши вопросы о…
  • Как стяжать кротость души? Святые отцы о кротости , Молотников Михаил Давидович. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) - таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую "землю" наследуют кроткие и почему они…

Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?

Молчать и терпеть?..

Если обратиться к греческому тексту Евангелия, то можно увидеть, что словом кроткие переведено греческое слово «праос». Кроме значения «кроткий» это слово также переводится как тихий, ласковый, спокойный, сдержанный, ручной, прирученный. Все эти значения можно передать одним словом - беззлобный. Великий учитель монашеской жизни - преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.) писал о кротких так: «Кроткий, если и обижен - радуется; если и оскорблен - благодарит; гневных - укрощает любовью; принимая удары - не метётся; когда с ним ссорятся - спокоен; когда (его) подчиняют - веселится…, в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен…, чужд лукавства, не знает зависти».

У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий - это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему - готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять - да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи - но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость - качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно - именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.

Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких - прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 - это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые - преуспевают в пути своем, в их руках - мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь - есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого - иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).

Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах - призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Уподобиться Христу

Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кроткие - уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким - наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной жизни - у него не было даже места, где Он мог быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед нами парадокс - Христос, как Бог - Владыка мира, но одновременно - он беднее всех - лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда (Мф. 8, 20), а Он - ничего. Ничего из земных благ, ничего из того, что порой превращается в идола, в жертву которому приносится все. Господь же обещает кротким землю, где живут и не умирают - землю живых (Пс. 26, 13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам Христос. И принять это дар могут только те, кто был кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть свою любовь другим. По-настоящему обладать может только искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому, что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому, что Он Сам - Любовь. Поэтому признаками кротости можно назвать искренность и бескорыстие - стремление отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда от Бога - превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше всех выразил апостол Павел, когда написал христианской общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 7-10).

В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.) «Письма Баламута», где старый опытный бес - Баламут - дает советы своему молодому племяннику - бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень глубокая мысль о том, что когда человек искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость открывает путь Богу в сердце человека.

В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале наших рассуждений - как можно быть кротким в этом мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека? Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что Христос - вечный Бог. Но каждый из нас - и все мы вместе в Церкви, Теле Христовом - может стать богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова явилась именно в кажущемся поражении - отвержении народом, распятии и смерти. Распятие и смерть - стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом. Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире. Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих - являть Себя через то, чего никто не ожидает. И одно из самых ярких явлений силы Божией - это явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра… (3 Цар. 19, 11-12). Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога, а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение Бога…

Продолжение следует

Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)

Что еще почитать