Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).
Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.
Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.
Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.
Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.
Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.
Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.
При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.
При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта
К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.
Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.
При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.
Успехи процесса централизации
К началу XIV века во Франции подходил к концу процесс централизации. В её основе лежит формирование в государстве сословного представительства при сохранении монархической формы правления. Форма монархии могла быть сословной или феодальной.
К этому времени происходит увеличение территориальных владений королевского домена.
Определение 1
Королевский домен – наследственное владение французского короля. Основа королевского домена – личные владения Гуго Капета в Иль-де-Франсе и Орлеане. В XIV в королевский домен входят земли присягнувших королю мелких рыцарей. При образовании централизованного государства доменом считается вся территория страны.
Многолетняя борьба за территории английского и французского королей закончилась победой последнего. Французский двор расширил своё право:
За англичанами осталось лишь побережье Бискайского моря.
В 1284 году к Франции отошло графство Шампань. Причина: жениться короля Филиппа IV на единственной дочери и наследнице Шампанского графа графине Жанне I. В 1307 году королевским доменом стал богатый торговый и ремесленный город Лион, расположенный в центре страны. Таким образом, к началу XIV века под властью французского короля находилось уже три четверти земель королевства.
Владения большинством территорий в государстве, король стремиться превратить в своих подданных население всей страны. Он желает стать верховным сувереном в королевстве. Филипп IV начинает укрепление своих позиций с уничтожения сложившейся иерархии феодальных отношений. Феодальная лестница препятствовала усилению королевской власти. Поэтому король устанавливает связи с арьер-вассалами напрямую, миную промежуточные ступени.
Следующее направление по пути к цели: усиление королевского суда и введение единого налога на весь французский народ. Таким образом, в сфере политической деятельности королевского двора оказывается крестьянство, находящееся в земельной или личной зависимости от светских и церковных феодалов.
Замечание 1
Филипп IV заложил основы сильной королевской власти во Франции. При нём происходит изменение роли королевского суда и парижского парламента. Суд короля становится высшей судебной инстанцией. Судебные полномочия светских и церковных феодалов были сокращены. Такая же участь постигла городские суды.
К середине XIV века парламент превращается в постоянно-действующий орган. Число леном парижского парламента строго фиксировано – 100 человек. Это советники, прокуроры и адвокаты. Главная цель его деятельности заключалась в сглаживание местных обычаев, их подчинение выработанному общегосударственному праву.
Налоговая система подвергается изменениям для получения больших поступлений в королевскую казну. Филипп IV ввёл косвенный налог, который народ назвал дурным. Им облагались все товары, продаваемые в стране. Король мог применить и прямые грабежи. Например, он сократил долю драгоценного металла в монетах. За это получил прозвище фальшивомонетчика. Король несколько раз обрушил гнев на евреев-ростовщиков. Он изгонял их из государства, а имущество конфисковал в пользу казны. Затем король разрешал им вернуться во Францию после уплаты значительного взноса. Филипп IV требовал у вольных городов займы на государственные нужды. Но долги не возвращал. Так он разорял городскую казну и подчинял управление города собственному чиновнику. Лишая города коммунальных вольностей, король усиливал свою власть.
Вопросы в начале параграфа
Вопрос. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? Какие причины способствовали их созданию? Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств, на положение сословий?
Сословно-представительские учреждения сформировались в Англии во второй половине XIII в. (в 1265 г. Симон де Монфор созвал первый однопалатный парламент, а c 1295 Эдуард I начал регулярно созывать парламент), а во Франции в начале XIV в. (в 1302 г. созваны Генеральные штаты). Причиной в Англии стала борьба короля и баронов, последние боролись за сохранение своих вольностей, а королю требовался орган, который бы одобрял введение новых налогов. Во Франции королю также требовались дополнительные деньги, на сбор которых королю требовалось согласие сословий. Эти органы в определенной степени ограничивали власть короля, заставляли его прислушиваться к мнению сословий, прежде всего высших.
Вопросы в параграфе
Вопрос. Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.
Корона, скипетр, держава, меч
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти.
А) Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху. Меркантилизм – экономическая политика
Б) Парламент, генеральные штаты, Кортесы - представительные органы власти; Совет Севера, Совет Уэльса – территориальные органы государственной власти, управлявшие отдельными территориями; Тайный совет – центральный административный и исполнительный орган власти, определявший внутреннюю и внешнюю политику; Звездная палата - судебный орган
Вопрос 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти.
Крупные феодалы потеряли самостоятельность (распущены рыцарские отряды, срыты замки аристократии);
Ограничены вольности крупных городов;
Отдельные территории королевства лишились самостоятельности (например: герцогства Нормандия и Бургундия во Франции, северные графства в Англии);
Король управляет всей территорией страны с помощью чиновников и назначением территориальных органов власти (Например Совет Севера в Англии);
Снизилась роль представительных органов (Парламента, Ген.штатов собираются реже, например Елизавет I лишь 13 раз собирала парламент за 45 лет своего правления);
Распространялась идея, что власть короля идет от Бога, поэтому она ничем не может быть ограничена: монарх считался наместником Христа на земле;
Судебная власть была сосредоточена в королевских судах.
Вопрос 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?
Армия. Короли, стремившиеся к неограниченной власти, распускали феодальные отряды рыцарей и создавали регулярную наемную армию.
Налоги. Налоги делились на два вида: прямые (налог на землю и имущество и подушная подать) и косвенные (на соль). Налоги платили все, кроме высших сословий.
Экономика. В новое время в экономике господствовало учение меркантилизма, которое исходило из того, что основой богатства является обилие ценных металлов, поэтому государство всячески старалось поддержать торговлю по принципу: вывозить товаров больше, чем ввозить
Задания к параграфу
Вопрос 1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
Парламенты возникли еще в эпоху Высокого средневековья. Парламенты выражали мнение всех сословий по самым важным вопросам королевства, прежде всего по вопросам налогов. Например, в Англии король не мог вводить новых налогов без ободрения парламента. Короли гарантировали права и привилегии парламентов. Но по мере усиления королевской власти монархи стали тяготиться сословными представительствами. Короли, которые все больше сосредотачивали власть в своих руках, стремились избавиться от парламентов или снизить их роль в жизни королевства. Но короли не могли сразу прекратить многовековую традицию. Поэтому в Англии Тюдоры в XVI проявляли дипломатию и продолжали созывать Парламент, но все реже и реже. В XVII в. новая династия Стюартов попыталась в значительной мере освободиться от влияния Парламента: короли даже не скрывали своего мнения относительно прав парламента, которые не могли ограничивать божественное право короля в управлении страной. Во Франции королям удалось прекратить регулярный созыв Генеральных штатов с 1614 по 1789 г.
Вопрос 2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.
Контроль за местной и судебной властями осуществлялся за счет передачи функций королевским судам и чиновникам. Это подрывало и ослабляло власть местных феодалов. Для борьбы с мятежной знатью создавались центральные органы, как например Звездная палата в Англии, которая следила за осуществлением правосудия.
Вопрос 3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?
Религия позволяла обосновать божественное происхождение власти монарха, внушить идею, что король – помазанник божий. Церковь играла важную роль в жизни человека того времени, поэтому монархи использовали церковный авторитет для укрепления своей власти. К примеру, во время церковных служб священники молились за здоровье и благополучие монарха.
Вопрос 4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.
Можно взять изображение льва, который символизирует силу и величие. Не случайно лев считается царем среди зверей.
Разделы: История и обществознание
Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.
Тип урока: изучение нового материала.
Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.
(рассказ учителя).
VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:
I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.
Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.
Записываем тему урока.
II. Определение понятия “ абсолютизм”.
Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)
Задание: 1) “О чём идёт речь?”
“Что такое абсолютизм?”
2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.
Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.
Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)
Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.
Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.
III. Последствия абсолютизма.
Вопросы для беседы:
1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?
2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?
3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?
Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.
Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.
Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.
В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.
Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.
Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.
Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.
“Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:
IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)
Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.
– работа с текстом учебника;
– составление схемы;
– запись в тетрадь.
“французы” - работают по страницам 28-29.
Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.
Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.
Сравнить и сделать вывод.
Вывод: ФРАНЦИЯ.
СРАВНЕНИЕ:
а) полномочия;
б) когда созывались и как созывались;
2) Тайный совет – Совет (правительство).
3) Судебные органы Англии и Франции;
4) Местная власть:
а) как выбиралась;
б) полномочия.
Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.
В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.
V. Монарх – помазанник Божий.
В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.
Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.
В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).
VI. Абсолютизм и личность.
Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.
Работа с текстом учебника, страница 27.
Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?
VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:
VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.
Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .
Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в данном отношении также возродились на новой базе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.
При первых нормандских королях возродились феодальные собрания
(сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор
(curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер.
Размещено на реф.рф
Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (к примеру, Палата ʼʼшахматной доскиʼʼ в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранᴦ. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.
Усиление королевской власти. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Усиление королевской власти." 2017, 2018.
Социальная жизнь в городе в XIV в. Социальная жизнь в городе в XIV в.Неспособность цеховых уравнительных постановлений сдержать процесс имущественного и социального расслоения стала очевидной уже в XIII в. Этот процесс становится еще заметнее в XIV в., вызвав существенные... [читать подробнее] .
1. Завершение объединения Франции. Война причинила огромный вред хозяйству страны. Были сожжены сотни деревень, опустели многие города, погибло множество людей. Но постепенно жизнь восстановилась. Вновь были распаханы земли, заброшенные во время войны; в урожайные... .
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня