Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ. Национальная политика в российской федерации Конституционные основы национальной политики в российской федерации

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Конституция РФ 1993 г.: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским; запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.

Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Основные принципы национальной политики

* равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

* запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

* сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

* равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

* гарантия прав коренных малочисленных народов;

* право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

* содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

* своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

* запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

* защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.

Тенденции общественного развития, оказывающие влияние на межнациональные отношения: а) стремление народов к самоопределению и процесс интеграции российского общества; б) возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; в) потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов; г) стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

Основные задачи государственной национальной политики

1) в политической и государственно-правовой сфере :

– формирование Федерации путем развития и углубления федеративных отношений;

– создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

– объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

– выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

– разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации;

– обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

– решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма и пр.;

2) в социально-экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

– выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

– рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

– развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации и т. д.;

3) в духовной сфере:

– формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

– сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

– обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

– учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности и др.;

4) в области внешней политики:

– содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

– реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

– заключение договоров и соглашений с государствами – бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

– выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

– сотрудничество государств – бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов и др.

Механизм реализации государственной национальной политики – обеспечение эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнение государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское

Из книги автора

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном

Национальная политика в РФ - система мер, направленных на об­новление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формиро­вание демократических механизмов разрешения межнациональных кон­фликтов.

Принципы национальной политики (см. глава 2 Конституции РФ):

    равенство прав человека вне зависимости от его расы, нации, язы­ка, религии;

    запрет любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

    сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;

    равноправие всех субъектов РФ;

    гарантии прав коренных малочисленных народов;

    право каждого самостоятельно определять и указывать национальную принадлежность;

    мирное разрешение конфликтов;

    запрет деятельности, направленной на подрыв безопасности госу­дарства, на разжигание национальной или религиозной вражды.

3.7. Социальный конфликт

Конфликт - особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов.

Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные.

К основным социологи относят те, ко­торые непосредственно направлены на предмет конфликта.

Вспомога­тельные действия обеспечивают выполнение основных.

Разрастание конфликта, вовлечение в него новых участников, углу­бление конфликта, нарастание непримиримости и остроты - это эскалация.

Урегулирование конфликта - снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления конфликтом избе­жать наиболее негативных последствий конфликта; оно может быть полным или частичным. В случае урегулирования достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохра­няя тем самым возможность нового обострения.

Разрешение конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое поро­дило бы бесконфликтные отношения сторон.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус - это согласие значимого большин­ства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности : долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяж­ные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения : объективные, субъективные и лож­ные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам : насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества : прогрессивные и регрес­сивные;

з) по сферам общественной жизни : экономические (или производ­ственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

Отрицательные последствия социальных конфликтов:

    дезорганизация социальной жизни;

    разрушение социальной системы;

    создание стрессовой ситуации;

    возможность распада общества и разрушения социальных структур.

Положительные последствия социальных конфликтов:

    снятие социальной напряжённости;

    нахождение и принятие новых решений;

    стимулирование социальных изменений;

    приобретение опыта мирного разрешения конфликтных ситуаций;

    дальнейшее улучшение отношений между примирившимися сто­ронами.

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забота о сохранении исторически сложившегося государственного единства народов, объединенных общей судьбой на своей земле;
политико-правовая направленность на утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, равноправия народов, на обеспечение суверенной государственности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

конституционное право, политология

План

1. Понятие национальной политики

2. Документы, определяющие национальную политику

2.1. Конституция РФ(1993)

2.2. Концепция национальной политики Российской Федерации (1996)

3. Конституционные основы национальной политики

3.1. Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19).

3.2. Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (68)..

3.3. На всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68).

3.4. Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

3.5. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14, п.1) Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

3.6. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5, п.1)

3.7. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. (ст.4)

4. Основные принципы национальной политики в России:

4.1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

4.2. Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

4.3. Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

4.4. Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

4.5. Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

4.6. Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

4.7. Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

4.8. Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

4.9. Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

4.10. Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

5. Основные направления национальной политики в России:

5.1. Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

5.2. Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

5.3. Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

5.4. Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

5.5. Поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Понятия

Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, призванная регулировать межнациональные отношения в обществе в различных сферах общественной жизни

Национальность - это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству

Нация - это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Национальный вопрос - это вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Схема

Практикум

1. Какое положение раскрывает одно из проявлений демократической национальной политики?

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых __________ (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах __________ (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» __________ (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи.

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные __________ (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу __________ (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного __________ (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

А) демократия

Б) политический

В) национализм

Г) сознание

Д) обучение

Е) причина

Ж) общение

З) последствия

И) этнический

3. Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) Государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

2) Государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими.

4) Государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

5. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе.

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена.

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3) Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности
обязательно.

6. Какое положение раскрывает одно из проявлений демократической национальной политики?

1) представители только одной нации обладают полнотой прав и свобод

2) образование доступно только для граждан, представляющих национальное большинство

4) национальная принадлежность человека определяется государственными органами

7. Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?

А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.

Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманистическая национальная политика».: 1) сближение наций; 2) пропаганда этнической исключительности; 3) культурная самобытность; 4) сохранение родного языка; 5) привилегии отдельным этническим группам;6) толерантность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) унитарное

2) федерация

3) форма правления

4) демократическое

5) конституция

6) политические партии

7) форма государственно-территориального устройства

8) республика

10. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любые межнациональные отношения законодательно регламентированы.

2) Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации.

3) Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, противостоянием племён, народов и наций друг другу.

4) Одной из причин этносоциальных конфликтов является существующее между этносами неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

5) Толерантность представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

Эссе


Социальный конфликт

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология…

План

1. Понятие конфликта

2. Основные причины возникновения конфликтов:

2.1. неблагоприятные условия работы;

2.2. неудовлетворенность оплатой труда;

2.3. психологическая несовместимость людей;

2.4. различие существенных интересов и принципов;

2.5. перераспределение влияния в группе или между группами;

2.6. идеологические разногласия (политические и религиозные),

2.7. несправедливое распределение ценностей

3. Этапы (стадии) конфликта

3.1. Возникновение конфликтной ситуации

3.2. Осознание конфликтной ситуации

3.3. Конфликт

3.4. Разрешение конфликта

4. Виды социальных конфликтов

4.1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:

4.1.1. внутриличностные

4.1.2. межличностные

4.1.3. межгрупповые

4.2. по степени остроты противоречий

4.2.1. скандал,

4.2.2. вражда,

4.2.3. война,

4.2.4. разногласие,

4.2.5. недовольство

4.3. по проблемно-деятельностному типу

4.3.1. экономические,

4.3.2. творческие,

4.3.3. управленческие,

4.3.4. педагогические

4.4. по сферам общественной жизни:

4.4.1. политический конфликт

4.4.2. национально-этнический конфликт

4.4.3. социально-экономический конфликт

4.4.4. культурный конфликт

5. Функции социальных конфликтов

5.1. Позитивные:

5.1.1. Информирование о наличии социальной напряженности

5.1.2. Стимулирование социальных изменений

5.1.3. Снятие социальной напряженности

5.2. Негативные:

5.2.1. Создание стрессовых ситуаций

5.2.2. Дезорганизация социальной жизни

5.2.3. Разрушение социальной системы

6. Пути разрешения конфликта

6.1. Уклонение

6.2. Приспособление

6.3. Конкуренция, соперничество

6.4. Сотрудничество

6.5. Компромисс

7. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

Схема

Понятия

Конфликтной ситуация - это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – столкновение интересов личностей и групп.

Предмет конфликта – существующая проблема, которая является причиной разногласия между оппонентами

Практикум

1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­флик­те?

А. Кон­фликт­ное вза­и­мо­дей­ствие воз­мож­но в любом об­ще­стве.

Б. При­чи­ны со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут быть свя­за­ны с про­ти­во­ре­чи­ем ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных групп.

1) верно толь­ко А,

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. При­чи­ны со­ци­аль­ных кон­флик­тов кро­ют­ся в про­ти­во­ре­чии ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты все­гда ока­зы­ва­ют не­га­тив­ное вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. Участ­ни­ка­ми со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут быть зна­чи­тель­ные по чис­лен­но­сти груп­пы и общ­но­сти.

Б. Любой со­ци­аль­ный кон­фликт при­во­дит к раз­ру­ши­тель­ным для об­ще­ства по­след­стви­ям.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. Ссора между при­я­те­ля­ми слу­жит про­яв­ле­ни­ем со­ци­аль­но­го кон­флик­та.

Б. Про­ти­во­ре­чия ин­те­ре­сов ра­бо­чих и пред­при­ни­ма­те­лей могут вы­звать со­ци­аль­ный кон­фликт.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты в об­ще­стве не­из­беж­ны.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты могут воз­ни­кать как между от­дель­ны­ми лю­дь­ми, так и между со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

8. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это всегда конфликт индивидуальных интересов.

2) В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы и стараются их защитить.

3) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

4) Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

5) Последствия социального конфликта нельзя оценить однозначно.

9. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях стороны.

4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи.

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

Конец формы

Виды социальных норм

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

План

1. Понятие о социальных нормах.

2. Основные признаки социальных норм

2.1. рассчитаны на многократное применение

2.2. действуют непрерывно во времени

2.3. не имеют конкретного адресата

3. Функции социальных норм:

3.1. координация деятельности людей;

3.2. освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

3.3. выступают в качестве характерных признаков групп.

4. Виды социальных норм:

4.1. моральные нормы;

4.2. правовые нормы;

4.3. обычаи и традиции;

4.4. ритуалы, церемонии;

4.5. нормы этикета.

5. Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

5.1. по предъявлению (формальные и неформальные);

5.2. по отношению к личности (позитивные, негативные).

6. Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

Понятия

Нормативное регулирование - регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Социальные нормы - общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Нормы морали - правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

Религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством.

Ритуал - правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.

Процедурность социальных норм - наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации.

Санкционированность означает, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. В узком понимании - такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями.

Деликвентное (буквально - преступное) поведение - совокупность преступных действий индивида.

Конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный) поведение - социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям.

Схема

Практикум

1. Как моральные, так и правовые социальные нормы

1) обеспечены силами государственного принуждения

2) представлены в письменной форме

3) выражают представления государства о справедливости

4) регулируют общественные отношения

2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

4. Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?

1) моральные

2) эстетические

3) экономические

4) политические

5. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.

Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример

1) норм морали

2) эстетических норм

3) этических норм

4) правил этикета

7. Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…> Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

8. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

9. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

10. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Эссе


Социальный контроль

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

План

1. Понятие социального контроля

2. Элементы социального контроля

2.1. социальные нормы

2.2. социальные санкции

3. Функции социального контроля

3.1. регулирующая

3.2. охрана правопорядка

3.3. предупредительная

3.4. стабильность общества

4. Формы социальных норм

4.2. мораль

4.3. религиозная норма

4.4. традиции и обычаи

5. Виды социальных санкций

5.1. формальные позитивные

5.2. формальные негативные

5.3. неформальные позитивные

5.4. неформальные негативные

6. Виды социального контроля

6.1. внутренний

6.2. внешний

6.2.1. формальный (институциональный)

6.2.2. неформальный (внутригрупповой)

7. Методы социального контроля

7.1. изоляция

7.2. обособление

7.3. реабилитация

8. Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

9. Роль социального контроля в жизни общества

10. Социальный контроль и его виды.

11. Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

12. Признаки социального контроля:

13. а) упорядоченность, категоричность и формализованность;

14. б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

15. в) коллективное осуществление контроля.

Схема:

Понятия

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты.

Но́рма пра́ва - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. и модели правильного поведения.

Нормы морали - это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.).

Практикум

1. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

2. К формальным позитивным санкциям относят

1) ученую степень

2) аплодисменты

3. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций

1) неформальных позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

4. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, – это социальные

1) санкции

2) правила

3) ценности

4) традиции

8. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) ответственность

2) общество

3) контроль

4) добровольность

5) производство

6) механизм

7) инициатива

8) самоконтроль

9) нормативный акт

Эссе

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

«Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». (Ф. Бэкон)

«Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)

«Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице,
а счастье, распределённое между различными лицами». (Л. Фейербах)


Семья и брак

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология, этнография, социальная психология, педагогика, демография, экономика, семейное право.

1. Понятие «семья»

2. Типы семьи

2.1. по составу

2.1.1. нуклеарная семья

2.1.2. сложная (поколенная, расширенная) семья

2.1.3. полная семья

2.1.4. неполная семья

2.2. по наличию детей

2.2.1. малодетная семья

2.2.2. многодетная семья

2.2.3. бездетная семья

2.3. по характеру взаимоотношений между членами семьи

2.3.1. традиционная (патриархальная семья)

2.3.2. партнёрская (эгалитарная, демократческая) семья

3. Признаки семьи

3.1. союз мужчины и женщины

3.2. добровольность вступления в брак

3.3. члены семьи связаны общностью быта

3.4. вступление в брачные отношения

Что еще почитать