Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Образовательные.
Развивающие:
Воспитательные
Оборудование : компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.
План занятия
1. Организационный момент. (2 слайд.)
Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.
Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)
2. Сообщение темы. (3 слайд.)
– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.
– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)
Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).
Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.
Звук Х - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.
Звук Хь - согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.
– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?
– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)
4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.
С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)
– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.
5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)
– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щёки руками)
лапки трёт (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)
– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.
(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)
Хижина, ходить, тахта, художник;
Хитрый, хек, хвост , химия;
Кухня, хлопушка, стихи , холодно.
– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!
7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)
– Отгадайте загадку.
Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)
Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)
Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!
8. Итог занятия. (10 слайд.)
Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.
МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»
Объединение «Клуб молодой семьи».
Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».
Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».
Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)
«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».
Цели:
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
Методы и приёмы.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
III. Методы контроля и самоконтроля
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».
II. Основная часть.
Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)
Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.
Фронтальный опрос.
Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)
Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)
Педагог на доску вывешивает «звуковичков».
Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.
Педагог просит обосновать детей свой выбор.
Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Мы веселые ребята, (шаги на месте)
Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)
Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)
Можем прыгать весь урок ! (прыжки на месте)
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.
Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?
Дети: Буквы!
Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)
Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.
Фронтальный опрос.
Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).
Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».
Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)
Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)
Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.
(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)
Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)
Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.
(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).
Педагог : Замечательно поработали!
Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.
Перемена.
Знакомство с буквой «Х».
Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)
Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)
Педагог : Это правда или нет? (Нет )
Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)
Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
Педагог : А это правда или нет? (Нет)
Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)
Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)
Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)
Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)
Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».
Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.
Педагог : Ха на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)
Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)
Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)
Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)
Педагог : Время отдохнуть!
Физкультминутка.
Хомка-хомка, хомячок,
Полосательный бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».
Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».
(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)
Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.
(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)
Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».
Педагог : Слушайте первую загадку:
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра...
Дети: Хоккей!
Педагог: Правильно!
Х-хоккей. Есть знакомый звук?
Дети : Да!
Педагог : Как звучит?
Дети: «Х»!
Педагог : Где стоит?
Дети : В начале слова.
Педагог : Он гласный или согласный?
Дети: Согласный!
Педагог : Твёрдый или мягкий?
Дети: Твердый!
Педагог: А бывает мягким?
Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:
Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется..... (ХЛОПУШКА).
Дети: Хлопушка!
Педагог: Правильно!
Х-хлопушка. Есть знакомый звук?
Дети : Да!
Педагог : Как звучит?
Дети: «Х»!
Педагог : Где стоит?
Дети : В начале слова.
Педагог : Он гласный или согласный?
Дети: Согласный!
Педагог : Твёрдый или мягкий?
Дети: Твердый!
Педагог: А бывает мягким?
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)
Встали пальчики! Ура!
В «Парус» нам идти пора!
Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)
Педагог: Как звучит?
Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»
Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.
Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!
(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)
Цели урока:
Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.
У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …
*Закончите предложения
«Мы пишем и видим …» (Буквы )
«Мы слышим и произносим …» (Звуки )
У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.
*Смысловая группировка
У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.
– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков )
На доске:
У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их
У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й )
–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).
У.: Распределите оставшиеся буквы.
Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.
Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков [ш], [щ`], [ч`], а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.
У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.
*Моделирование буквы
У.: Соберите букву из элементов
Ученик у доски, остальные на парте.
У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)
У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?
Д.: Из двух полуовалов.
*Показ написания буквы на доске.
*Письмо в воздухе.
* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.
У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.
У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д. )
* Звуковая характеристика
Д.: [х] – согласный, глухой, твёрдый, [х`] – cогласный, глухой, мягкий.
*Письмо слов в тетрадь
*Физкультминутка
У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук [Х] – приседаете, если произнесу звук [Х`] - встаёте и тянетесь на носочках.
Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.
(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)
Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.
(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)
У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ )
Д.: Произносим мягко.
У.: Почитаем слоги.
У.: На какие группы можно разделить слова?
Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.
*Работа над загадкой
Мешено,
Квашено,
Валено,
На стол поставлено. (Хлеб )
– Какой звук слышим на конце?
Д.: Мы слышим звук [п].
У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.
– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».
*Скрытая подсказка
У.: Ласково назовём … (хлебушек )
– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница )
– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д. )
– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.
8. Соотнесение звуковой схемы со словом
На доске:
У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?
Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как [Х] - согласный, твёрдый; [Л`] - согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук [Э] – гласный. Последний звук [П] - согласный, твёрдый.
У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:
Д.: Свежий хлеб лежит на столе.
– Мама положила хлеб в хлебницу.
*Письмо с комментированием
У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.
У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:
ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ
– Придумайте свои рассказы, работая в парах.
*Подбор пословицы к тексту
(заслушиваются рассказы детей )
У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?
Д.: «Хлеб всему голова».
*Игра «Верите ли вы»
У.: Верите ли вы, что буква «Х» - буква гласного звука?
Д.: Это буква согласных звуков.
У.: Докажите.
У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?
Д.: Это буква глухих звуков [х] и [х`].
У.: Почему?
Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.
*Обратная связь
У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?
*Оценка деятельности учащихся.
«Звуки [х], [х′]. Буква Х».Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
Выделять звуки [х], [х′] начале, в середине и в конце слова.
Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
Развивать внимание, память, мышление, моторику.
Организационный момент
Психогимнастика
- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным цветом(на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
- Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Произнесение «Х» в словах.
- Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
- В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
- Какая картинка здесь лишняя? (утка)
- Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
- А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).
- У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Физминутка.
Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Знакомство с буквой «Х».
- На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её палочками на столе, на спине соседа.
Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».
Составим слова из букв.
(Звуковое сопровождение – вой ветра). - Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.
1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.
Игра «Живые буквы» (на доске магнитные буквы)
Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.
Упражнение «Подарки для Хрюши».
(С опорой на картинки).
- Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: - Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)
Итог занятия.
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .
Примечания:
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Например, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], белье - бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].
Памятка:
Конспект урока ««. Следующая тема:
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня