Конспект индивидуальной коррекционной деятельности «Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука л Индивидуальное логопед занятие по автоматизации звука л

Конспект индивидуальной коррекционной деятельности.

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить и закрепить артикуляцию звука [Л].
3. Развивать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Закрепить правильное звукопроизношение в словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух и восприятие.
4. Развивать зрительное внимание и восприятие.
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

1. Формировать нравственные качества.
2. Воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: картинки-символы для характеристики звука, су-джок, набор предметных картинок, презентация.

Ход игровой деятельности.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришёл гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её (Пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Мила. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л].

2.Артикуляционная гимнастика с использовани биоэнергопластики.

Давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Чупа и чупс»

(Выполнение артикуляционной гимнастики)

3. Характеристика и артикуляция звука [л].

Возьми зеркало и произнеси звук [л]. Посмотри, что помогает нам произносить звук [л]? (Губы, зубы, язык).

Когда мы произносим звук [л], что делают губы? (Губы в улыбке).

(Выставляется картинка: губы «улыбка»).

Когда мы произносим звук [л], что делают зубы? (Зубы видны, они разомкнуты).

Когда мы произносим звук [л], где находится язык? (Кончик языка плотно поднят и упирается за верхние зубы).

(Выставляются картинка: «стрелка вверх»).

А какой воздух дует изо рта? (Тёплый воздух).

(Выставляется картинка: «солнце»).

Скажи характеристику звука [л]. Какой он? (Звук [л] – согласный).

Почему? (Во рту есть преграда – зубы, язык).

Еще какой звук [л]? (Твердый).

Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом).

(Выставляется картинка: синий кружок).

Каким еще бывает звук [л]? (Звонкий).

(Выставляется картинка: колокольчик).

Теперь расскажи все о звуке [л] по «волшебной дорожке»

4. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней. (Проговаривание ряд слогов с использованием су-джока)

Ла-ло-лу Ал-ол-ул Ала-оло-улу
Ла-лы-лэ Ол-ал-ул Ала-элэ-ылы
Ло-ла-лы Ол-ул-эл Оло-ала-ылы

5. Автоматизация звука [Л] в словах.

Мила принесла с собой конверт с картинками. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [л] и назови их.

Назови ласково.

Назови «живые» предметы.

Назови «неживые» предметы.

Назови картинку, которая находится в правом нижнем углу, между…

6. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

7. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Подвижная игра «Кочки»

Чтобы попасть к Миле в гости, нам предстоит пройти препятствие. Наш путь проходит через болото. Нужно прыгать по кочкам и называть картинки. (Ребенок, наступает на картинку: «Я увидела на лодку»…)

Игра «Где спрятался звук».

Посмотри, вот мы и пришли на лужайку. Как тут красиво. Мила летает от одного цветка к другому и собирает цветочную пыльцу. Чем больше она соберет картинок, тем больше пыльцы у нее окажется. Мы должны помочь Миле собрать картинки, в названии которых спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. (Слайд)

Игра «Было – стало»

У Милы было день рождение и пчелке подарили много подарков. Давай посчитаем сколько игрушек было и сколько стало у Милы.

У Милы было две куклы, а стало пять кукол.

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях с использованием мнемотехники.

Мила принесла забавные картинки. Посмотри, что нарисовано и по картинкам составь предложение.

9. Собери цветок для Милы.

Что больше всего любит делать пчелка?

Правильно, она летает от одного цветка к другому. Давай подарим цветок Миле. (Выкладывание цветка из цветных камешков).

9. Итог занятия.

Наше приключение подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою лужайку. Что тебе понравилась больше всего?

Молодец! Мила очень довольна.

Дедловская Т.Н.,
учитель-логопед

Статьи по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

Оздоровительные задачи:

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика .

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»

Выполнила: учитель – логопед

МАДОУ «ЦРР – детский сад №10

«Солнышко»

Давлятянова Г. А.

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах и словах.

Задачи обучающие:

    Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].

    Продолжать учить правильно, произносить звук [Л] в слогах и словах.

    Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.

    Продолжать учить правильно, употреблять предлог ПО.

    Учить согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе (летали, плыли)

    Дифференциация произношения звуков [Л] и [Р] в связной речи.

Задачи коррекционные:

    Развивать артикуляторную моторику, внимание, координированность движений с речью, зрительную память; мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Задачи воспитательные:

    Воспитывать чувство уверенности в себе, чувство сопереживания, усидчивость, работоспособность.

Оборудование:

Предметные картинки: лужи, лампа, лошадь; схемы упражнений артикуляционной гимнастики, «Лошадка», «Качели», «Ступени»; «паутинка» из бумажной салфетки, серия сюжетных картинок про путь Айболита, «слоговые дорожки лягушек», рисунок гор на листе в клеточку для графического диктанта, игрушки резиновые: 4 лягушки, технические средства обучения: презентация на ПК.

Ход занятия:

    Организационный момент. Развитие фонематического слуха

    Артикуляционная гимнастика.

    Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»

    Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.(использование ПК).

    Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

    Гимнастика для глаз.

    Графический диктант.

    Физминутка.

    Итог занятия.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. А помогать нам будет звук, который слышится в словах лужи, лампа, лошадь . Какой это звук? Чья это песенка? Правильно. Это песня самолёта.

Сюрпризный момент. Посмотри к нам пришёл Айболит. Ему надо срочно добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей. Айболит просит нас помочь ему, он уже старый, и не уверен, что справиться со всеми препятствиями в пути. Ты согласен, помочь?

Ребенок: Да.

    Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Посмотри, Айболит принёс нам карту-схему пути. По ней мы видим, что путь нам предстоит начать с дороги. Сядем на лошадь и поскакали.

Артикуляционное упражнение: «Лошадка»

Логопед: Ехали мы, ехали по дороге, к завалу приехали. Чтобы разобрать этот завал придётся потрудиться: поднимаем и убираем с дороги стволы деревьев;

Артикуляционное упражнение : «Качели»

Логопед: Переносим эти брёвна подальше в лес, чтобы людям и животным не пришлось, как нам перешагивать по ним, как по ступенькам.

Артикуляционное упражнение: «Ступени»

Ребенок: выполняет упражнения для язычка.

    Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»

Логопед : Вот пошли мы по дороге и дошли до леса, пробираемся через лес, смотри, везде висит тонкая паутина, которая прилипает нам к лицу. Сдуем её с нашего лица? Набрали плавно глубокий вдох, приподняли язычок чашечкой и выдохнули, так чтобы «паутинка» слетела с носа.

Ребенок выполняет упражнение «Фокус»

    Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Логопед : Шли, мы шли по лесу, и до болота дошли. А в болоте живут лягушки, поют они свои песенки и не слушают нас. Вот эта лягушка поёт – ЛА-ЛА-ЛА, повтори за ней, вторая поёт – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ, третья - ЛО-ЛО-ЛО, а четвёртая – ЛУ – ЛУ – ЛУ. Попробуем спеть их песенки вместе, что получится? Сможешь ли ты повторить? И не забудь, лягушки у нас весёлые и улыбка у нас должна быть широкая! (уточнение артикуляции звука)

Ребенокповторяет за логопедом:

ЛА-ЛЫ-ЛО-ЛУ ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА

ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЫ ЛУ-ЛА-ЛЫ-ЛО

    Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Логопед : Ну, вот лягушки спрашивают нас, что же привело нас в такую глушь леса. Они могут нам помочь обойти болото, если шагать мы будем точно по следу и повторять волшебные слоговые дорожки.

Ребенок выполняет задание по планшету слоговых дорожек (№1) лягушек, (презентация на ПК) переводя с одной кочки палец на другую, произнося одновременно обратный слог, если произносит неправильно, то возвращается на прежнюю кочку (лист кувшинки – при произношении обратных слогов с йотированными гласными звуками) – планшет №2(презентация на ПК)

АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ..

ЯЛ-ЕЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЁЛ…

    Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.

Логопед: Впереди нас ждёт река, ох она и глубока! Переплыть поможет плот, только где же он, кто поймёт? Разлетались комары, ну не видно уж ни зги! Помогите нам лягушки очистить берег от комаров! А мы тоже вам поможем – повторяй вслед за ними слоговые дорожки.

Ребенок повторяет слоговые дорожки со стечением согласных звуков. Планшет №3

СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ

ШЛА-ШЛЫ-ШЛО-ШЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ, и т.д.

    Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

Логопед: Смотри, что это стоит вдали? Это он, наш плот! Сядем на плот и поплывём по реке.

Ты что делаешь? /плыву/,

На чём? /на плоту/.

Как сказать правильно, одним предложением? /Я плыву на плоту.

Скажи так же только ещё про меня, Айболита, наших гостей и про всех вместе. /я плыву на плоту, ты плывёшь на плоту, он плывёт на плоту, она плывёт на плоту, мы плывём на плоту, они плывут на плоту./

    Гимнастика для глаз.

Логопед: Проплыли мы мимо валунов по реке. Приплыли к берегу. А перед нами гора. Посмотри вверх, ты видишь её вершину? А теперь посмотри вниз под ноги, где же тропинка? Посмотри вправо, а затем влево: нет ли надёжней тропинки?

Ребеноквыполняет гимнастику для глаз.

    Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке.

Логопед: Думаю, будет надёжней, если путь между гор будет зарисован у каждого из нас, мало ли что может с каждым случиться. Доставай блокнотик, запиши «тропинку».

Ребенок выполняет узор графического диктанта под диктовку.

    Физминутка.

Логопед: Вот и добрались до вершины горы, а что делать дальше? Орёл предложил проводить до берегов Африки по воздуху. Мы с орлом полетели.

Ребенок выполняет физминутку «Мы летаем высоко, мы летаем низко…» Логопед: Пока мы летим, поиграем?

    Угадай, про что я говорю: про бабочку, про самолёты, или про жука? Доскажи фразу:

Летали …;

Летал….;

Летала…;

    Угадай, про что я говорю: про акулу, пароход или рыбы? Доскажи фразу:

Плыл…;

Плыли…;

Плыла….

    Итог.

Молодец, вот мы и добрались до берегов Африки, здесь мы с Айболитом попрощаемся и повторим для него наш путь , чтобы он не забыл, как вернуться домой.

Сначала он ехал по дороге, пробирался по лесу, плыл по волнам, лез по горам, летел на орле и добрался до Африки. С каким звуком мы сегодня путешествовали? Молодец, на этом наше занятие заканчивается.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация звука [Л]» Подготовила и провела: учитель логопед Денисова А. В. Уфа 2011 г.

2 Программное содержание: I. Образовательные задачи: 1. Автоматизация звука [Л] изолированно, в прямых слогах, словах, фразах и предложениях. 2. Развитие функции словоизменения. II. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 2.. Совершенствование координации артикуляционных движений и движений пальцев рук. 3. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. 4. Формирование умения ориентироваться в направлениях пространства. III. Воспитательные задачи: 1. Формирование положительной мотивации на занятиях; 2. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься. Словарь: - существительных: лапа, палатка, кулак, лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки, Мила, Балун, стол, пол, клубок, кот. - прилагательных: согласный, твердый, звонкий, синий. - глаголов: купила, стал катать, положила, упало, подняла, дала Оборудование: - схема арт. уклада - большое зеркало; - картинки артикуляционных упражнений: пароход гудит, вкусное варенье, качели, лошадка;

3 - звуковая дорожка «теплоход»; - звуковая лесенка, киндер сюрприз; - игра «Угадай-ка есть ли в слове звук [Л]». Картинки: лапа, палатка, кулак. - игра «Один много». Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки. - схема для составления рассказа.

4 Ход занятия. I. Организационный момент. Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Обрати внимание, какой звук я буду произносить чаще. (Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Л], обращая внимание своим произношением на звук). Лось лосенку покупал Лодку, лыжи и пенал. А лосиха - мама Ласты и панаму. 2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим упражняться в правильном произношении звука [Л]. Давай разомнём язычок и выполним упражнения. 3. Артикуляционная гимнастика (Карточки) «Пароход гудит» Губы в улыбке, рот открыт. С напряжением произносим долго «ы-ы-ы-ы» «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз. На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). «Лошадка» Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).

5 4. Уточнение правильной артикуляции звука. - Ты учишься говорить звук [Л] в слогах словах, (схема арт. уклада) предложениях. Скажи, как нужно произносить этот звук. А ответить тебе поможет вот эта схема. Губы находятся в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, горлышко дрожит. 5. Характеристика звука. - Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да). - Расскажи, какой он? (согласный звук, твёрдый, звонкий). - Каким цветом мы обозначаем этот звук? (синим цветом, с колокольчиком). 6. Изолированное произношение звука (Карточка теплоход) Булат, давай вспомним, как гудит теплоход. Веди пальчиком и говори: л-л-л. 7. Произношение звука в слогах. Речевая зарядка. Работа со слоговой цепочкой. (Ступеньки)

6 Булат, сейчас я произнесу слоги, а ты повторишь за мной. Логопед произносит слоговые ряды, меняя ударение: на первый слог, на второй слог, на третий слог (хлопками). ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА 8. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове Игра «Угадай, есть ли в слове звук [Л] Посмотри внимательно на картинку и определи, есть ли звук [Л] и в какой части слова он находится. Выложи фишкой на схеме. Картинки: лапа, палатка, кулак. (схема, картинки) Физ. минутка: Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули

7 Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, Крылья сложили назад. 9. Произношение звука в словах. (картинки) Игра «Один много». Булат, разложи картинки столбиком, сверху вниз. А теперь подбери к каждой картинке пару и назови обе картинки. Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки.

8 9.Развитие навыков звукового анализа. Звуковой анализ слова - ЛАК. - Булат, выложи фишками слово ЛАК. - Скажи, сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук? [Л] - Какой это звук? (он согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синей цветом с колокольчиком) - Какой последний звук в этом слове, произнеси его? [К] - Какой это звук? (он согласный, глухой, твердый. Обозначаем синей фишкой без колокольчика). - А теперь покажи гласный звук в этом слове. - Какой это звук? (это гласный звук, его можно петь, тянуть, нет никакой преграды для голоса. Обозначаем красной фишкой). (Звуковая касса)

9 - А теперь прохлопаем и определим количество слогов в этом слове. 10. Автоматизация в предложениях. (схема рассказа) Булат, послушай внимательно этот рассказ, потом я задам тебе вопросы и тебе нужно на них ответить. Логопед зачитывает рассказ: Это Мила. Мила купила яблоки. Она положила яблоки на стол. Одно яблоко упало на пол. Кот Балун стал катать яблоко по полу. Мила подняла яблоко и положила на стол. А коту дала клубок. Логопед задает вопросы ребенку: - Как звали девочку? - Что Мила купила? - Куда Мила положила яблоки? - Сколько яблок упало на пол? - Что делал кот Балун? - Что сделала Мила? - Что Мила дала коту? Логопед зачитывает рассказ. Ребенок составляет рассказ самостоятельно. 11. Итог занятия. - Какой звук мы сегодня учились произносить правильно? - Скажи, а что тебе показалось самым сложным? - Со всеми заданиями ты справился. МОЛОДЕЦ! И я дарю тебе этот киндер сюрприз. Может тебе

10 попадется теплоход. И ты сможешь помогать теплоходу сильно гудеть.


Приложение 5 Этап формирование новых произносительных умений и навыков. Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Приключения Лунтика» Цель: закрепление

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 84 Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием мяча «Утенок, который не умел играть в футбол» Автор-составитель: Захарова

Артикуляционная гимнастика при постановке звуков Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ» г. ПОДОЛЬСКА КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»» (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 14 «Радуга» КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р Л» В гостях у Лады с Ромой Подготовила: учитель-логопед

Артикуляционная Гимнастика Учитель-логопед Н.В. Савинская ГБОУ СОШ 89 им. А.П. Маресьева Значение Даже если ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Менщиковский детский сад» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОД учителя-логопеда Надымовой Людмилы Ивановны по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Мурманска Логопедическое индивидуальное занятие Колобок спешит на помощь (автоматизация звука Л) Составила:

*ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика

Консультация учителя- логопеда Е.И Вовчук Артикуляционная гимнастика с картинками Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими,

Общая артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, один из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают

Филиал 3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Конспект логопедической сказки по развитию речи у детей с ОНР

ИКБ им. Куваевых Детская поликлиника 8 Отделение медицинской реабилитации Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Требования к артикуляционной гимнастике 1. Последовательность проведения: рассказ

МКДОУ «ЦРР д/с 6» Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В. Цель: научить ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

Артикуляционная гимнастика один из основных приемов коррекционного процесса Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными,

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чѐткие

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-6 лет Учитель-логопед Грищенко Ольга Владиславовна Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного

Конспект урока «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах». Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся первого класса. Цель: автоматизация звука [Ш. в слогах. Словах, закрепление зрительного образа

Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения

Комплексы гимнастики для язычка Подготовила учитель-логопед Ю.В. Плахотник Первый комплекс (для свистящих звуков С, З, Ц) Загнать мяч в ворота. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий

Развитие подвижности речевых органов Артикуляционная или логопедическая гимнастика это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, языка, челюстей, неба. Мы правильно произносим

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Логопедические профили звуков >>>

Логопедические профили звуков >>> Логопедические профили звуков Логопедические профили звуков Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит нет голоса. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Формирование звуковой

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект непосредственной - образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114» КОНСПЕКТ образовательной деятельности по «Речевому развитию» (формирование фонетико-фонематических средств языка) на тему: «Звук [л]

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

Артикуляционная гимнастика в стихах http://logomamik.ru/ При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно,

Артикуляционная гимнастика Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

Автор: Шурыгина Анастасия Васильевна Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

Звук «Р» При произнесении звука «Р»: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) верхних зубов он напряжен и вибрирует,

«Применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста» Материал для практикума подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории: Куляк Светлана Сергеевна Компоненты речи

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

«Школа родителей» Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика» Подготовила: учитель-логопед Локтионова Ж.А. Артикуляционная гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Тема: Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения. Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению

Конспект занятия по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития по теме «Звук [с]. Буква «С». Колтунова Ксения Валерьевна учитель

Педагогический практикум по теме: «Алгоритм звукового анализа слова» составил учитель-логопед высшей квалификационной категории Кузнецова Г.Л. Цели: - уточнить понятия «физиологический слух» и «фонематический».

Подготовила учитель-логопед М. М. Федяшкина *Язык - это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытый слизистой оболочкой. *Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении,

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

Мастер класс для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Учитель-логопед высшей категории МАДОУ д/с «Росинка» Мусинова Л.Ю. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление

Консультация для педагогов «Артикуляционная гимнастика» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ЗИМИНА В.В. Звук С При произнесении звука С: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2

Конспект логопедического (индивидуального) занятия

Продолжительность занятия: 20 минут

Тема: «Автоматизация [Л]»

Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Формирование навыка согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания, фонематического слуха;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности, интереса к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?... (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

« Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Пароход гудит»

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Улыбка»

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите на меня -

Я, теперь - лягушка!

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала

лу-лу-лу улу-улу-улу

лы-лы-лы ылы-ылы-ылы

ло-ло-ло оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

7. Физминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Что еще почитать