Как валерий брюсов поспорил с владимиром лениным о литературе и свободе слова. Стихи поэтов ХIХ–ХХI веков

22 октября 1870 года родился один из великих русских писателей — Иван Бунин. Последний классик русской литературы и первый русский Нобелевский лауреат по литературе, по своему мироощущению он принадлежал скорее девятнадцатому веку, чем двадцатому. Бунин отличался независимостью суждений. Много колких, но метких высказываний касаются современных ему писателей, поэтов и целых литературных течений. Кстати, не только современных — о классиках Бунин также имел собственное мнение. Буквально уничтожающей критике подверг он русскую революцию и революционеров. И вообще весьма критично глядел на русский народ. С Буниным можно соглашаться или спорить, но сложно не оценить меткость и силу его языка.

О счастье

— Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать…

— Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив. Это и есть счастье.

— Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала.

— Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

— Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только — видеть и дышать. Ничто не даёт такого наслаждения, как краски…

О любви

— Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает.

— Когда кого-то любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что тебя может не любить тот, кого любишь ты.

— Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни.

О женщинах

— Женщина очень похожа на человека и живёт рядом с ним.

— Есть… женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят.

— Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчёт сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…

— Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью.

О жизни и смерти

— Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному.

— Мы вообще, должно быть, очень виноваты все друг перед другом. Но только при разлуке чувствуешь это. Потом — сколько еще осталось нам этих лет вместе? Если и будут эти лета еще, то все равно остается их все меньше и меньше. А дальше? Разойдемся по могилам! Так больно, так обострены чувства, так остры все мысли и воспоминания! А как тупы мы обычно! Как спокойны! И неужели нужна эта боль, чтобы мы ценили жизнь?

— Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет.

— Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника.

— Почему с детства тянет человека даль, ширь, глубина, высота, неизвестное, опасное, то, где можно размахнуться жизнью, даже потерять её за что-нибудь или за кого-нибудь? Разве это было бы возможно, будь нашей долей только то, что есть, «что Бог дал», — только земля, только одна эта жизнь? Бог, очевидно, дал нам намного больше.

О России и русских

— Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность — вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко.

— Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость».

— Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона», — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв.

— Ах, эта вечная русская потребность праздника!.. как тянет нас к непрестанному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд!

— Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...

— Есть нечто совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие!

О Революции

— ...Сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство.

— «Революции не делаются в белых перчатках...» Что ж возмущаться, что контрреволюции делаются в ежовых рукавицах?

— «Святейшее из званий», звание «человек», опозорено, как никогда. Опозорен и русский человек — и что бы это было бы, куда бы мы глаза девали, если бы не оказалось «ледяных походов»!

Подготовил Борис Серов

Первоначально для обозначения общности поэтов, входивших в пушкинский круг (Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Языков), пользовались поэтичным и романтичным понятием «пушкинская плеяда». Однако первое, с чем сталкивался исследователь, приступавший к изучению творчества Баратынского, Вяземского, Дельвига и Языкова, это вопрос о том, существовала ли «плеяда» реально или это мифическое понятие, некая терминологическая фикция.

Термин «пушкинская плеяда», по мере изучения поэзии Пушкина, романтической эпохи и конкретных поэтов, стал считаться уязвимым, поскольку, во-первых, возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы «Плеяда» (Ронсар, Жодель, Дюбелле и др.), давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений (Пушкина с Ронсаром). Однако французов не смущает, что название их «Плеяды» тоже появилось по аналогии с группой александрийских поэтов-трагиков III в. до н. э. Другие сомнения, во-вторых, имеют более основательный характер: термин «пушкинская плеяда» предполагает общие художественно-эстетические позиции, тесно сближающие участников, а также отношения зависимости, подчинения по отношению к наиболее яркой «главной звезде».

Однако Баратынский, Вяземский, Дельвиг и Языков обладали – каждый – самобытным, резко индивидуальным, неповторимым голосом и не занимали подчиненного положения по отношению к верховному светилу русской поэзии. Известно, что некоторые из них не только не подражали Пушкину, но так или иначе отталкивались от него, спорили с ним, не соглашались, даже противопоставляли ему свое понимание природы поэзии и иных проблем. Это в первую очередь касается Баратынского и Языкова. Кроме того, поэтически приближаясь к Пушкину, каждый из поэтов ревностно оберегал свою поэтическую независимость от него. Следовательно, если принимать понятие «пушкинская плеяда», нужно отчетливо осознавать, что в этом созвездии, названном именем Пушкина, последний является самой крупной звездой, в то время как другие светила, входящие в «плеяду», хотя и не столь масштабны, но вполне самостоятельны, и каждое образует свой поэтический мир, автономный по отношению к пушкинскому. Их творчество сохраняет непреходящее художественное значение независимо от Пушкина или, как выразился Ю. Н. Тынянов, «вне Пушкина». Это мнение было поддержано другими литераторами (Вл. Орлов, Вс. Рождественский).

Дополнительным доводом для отказа от термина «плеяда» служит то, что в произведениях Пушкина это слово не употребляется ни в одном из его значений. Не зафиксировано оно и в сочинениях Н. М. Языкова. Это слово в качестве обозначения близкого Пушкину сообщества поэтов ввел Баратынский в открывающем сборник «Сумерки», но написанном в 1834 г. послании «Князю Петру Андреевичу Вяземскому»:

Звезда разрозненной плеяды!

Так из души моей стремлю

Я к вам заботливые взгляды,

Вам высшей благости молю,

От вас отвлечь судьбы суровой

Удары грозные хочу,

Хотя вам прозою почтовой

Лениво дань мою плачу.

«Звезда разрозненной плеяды» – намек на судьбу Вяземского, самого Баратынского и других поэтов сначала арзамасской, а затем пушкинско-романтической ориентации, занимавших ведущее место в литературной жизни 1810-1820-х годов.

Наконец, как было замечено В. Д. Сквозниковым , некоторое неудобство связано с числом поэтов, входящих в «плеяду»: поскольку плеяда – это семизвездие, то и поэтов должно быть ровно семь. Называют же обычно пять: Пушкина, Баратынского, Вяземского, Дельвига и Языкова.

По всем этим соображениям в настоящем учебнике авторы предпочитают понятие «поэты пушкинского круга» или «пушкинский круг поэтов» как менее романтичное и условное, но более скромное и точное. В нем не закреплена строгая зависимость каждого из поэтов от Пушкина, но и не отрицаются присущие всем поэтам общие эстетические позиции.

Пятерых «поэтов пушкинского круга» связывают литературное взаимопонимание по многим эстетическим вопросам, проблемам стратегии и тактики литературного движения. Их объединяют некоторые существенные черты мировосприятия и поэтики, а также ощущение единого пути в поэзии, единой направленности, которой они неуклонно следуют, сопровождаемые временными попутчиками. С общих позиций они вступают в полемику со своими противниками и подвергают резкой критике недоброжелателей.

«Поэты пушкинского круга» радуются успехам каждого, как своим собственным, обеспечивают взаимную поддержку друг другу. В глазах общества они предстают единомышленниками, их часто объединяют и их имена называют вместе. Они охотно обмениваются стихотворными посланиями, в которых подчас достаточно вскользь брошенного намека, чтобы внести полную ясность в какую-либо знакомую им ситуацию. Их оценки художественных произведений даровитых авторов или мнения о заметных литературных явлениях часто сходны, и это позволяет тогдашней литературной публике воспринимать этих поэтов как вполне образовавшуюся и сложившуюся общность.

«Поэты пушкинского круга» чрезвычайно высоко ценят свою среду, видят друг в друге исключительную поэтическую одаренность, ставящую их в особое положение избранников, любимцев и баловней Музы, беспечных сыновей гармонии. Для Пушкина Дельвиг – настоящий гений («Навек от нас утекший гений»). Никак не менее. На Языкова устремлены глаза всех «поэтов пушкинского круга»: он адресат многих посланий, в которых чувствуется восхищение его самобытным, искрометным талантом. К нему восторженно обращаются с приветствиями Пушкин, Дельвиг, Баратынский, Вяземский. Их заслуженно комплиментарные послания находят столь же благодарный ответный отзыв у Языкова, полный похвал их бесценным талантам. В качестве примера уместно привести сонет Дельвига, посвященный Языкову. В нем как бы присутствуют все поэты круга, кроме Вяземского: Дельвиг – в качестве автора и героя стихотворения, Языков – в качестве адресата, к которому прямо обращается друг-поэт, Пушкин и Баратынский – как «возвышенные певцы», в число которых Дельвиг включает и Языкова, и мысленно, конечно, самого себя.

Общность «поэтов пушкинского круга» простирается и на основы миросозерцания, мироотношения, на содержание и поэтику. Все «поэты пушкинского круга» исходили из идеала гармонии, который является принципом устроения мира. Поэтическое искусство – это искусство гармонии. Оно вносит в мир и в душу человека согласие. Поэзия – прибежище человека в минуты печали, скорби, несчастий, которое либо излечивает «больную» душу, либо становится знаком ее уврачевания. Поэтому гармония мыслится своего рода идеалом и принципом поэтического творчества, а поэзия – ее хранительницей. Такое убеждение свойственно всем «поэтам пушкинского круга». Что касается Пушкина, то более солнечного гения не знала русская поэзия. Читатели и знатоки-пушкинисты многократно поражались той «всеразрешающей гармонии», на которой зиждется пушкинский поэтический мир. В полной мере мысль о гармонии отстаивал и Дельвиг. В значительной мере подобные соображения применимы и к поэзии Языкова. Не случайно современники восхищались здоровьем и естественностью его вдохновения, широтой и удалью его творческой личности, радостно-мажорным звучанием стиха. Баратынский также исходил из презумпции идеала, из гармонии как первоосновы мира, из гармонически целебной мощи поэзии. К гармонии стиха, которая ему не всегда давалась, стремился и Вяземский .

Культ гармонии, влюбленность в нее вовсе не означает того, что ее жрецы – люди благополучные, удачливые, застрахованные от всякого рода неустроенности, душевного надрыва и тоски. Им ведомы все печальные состояния духа в той мере, в какой идеал гармонии оказывается достижимым по причинам социального или же личного порядка. Ни один из «поэтов пушкинского круга» не склонен, поддавшись такому настроению, навсегда остаться «певцом своей печали». У них была иная, противоположная цель: вновь обрести душевное равновесие, снова ощутить радость бытия, опять почувствовать утраченную на время гармонию прекрасного и совершенного.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме :

«Семейное право»

Дисциплина: «Обществознание»

Курс 1

Фоломкина Наталья Борисовна

преподаватель общественных дисциплин

ГАПОУ СО «Балашовский медицинский колледж»

Аркадакский филиал

2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Характеристика темы: «Семейное право» …………………………………..3

3.Распределение рабочего времени на учебном занятии…………………….5

3.Материально-техническое обеспечение занятия………………………...….5

4.План занятия…………………………………………………………..……….5

5.Содержание теоретического материала……………………………………...6

6.Контрольно-оценочный материал…………………………………..………..12

7.Заключение…………………………………………………………………….16

8.Источники………………………………………… …………………………..16

9.Приложения……………………………………………………………............17

Введение

Мы живем в XXI в., в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной отрасли знаний на другую, частая смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение - всё это очерчивает контуры того мира, в котором вам предстоит жить.

Наступающая эпоха - это время, когда в системе научного и практического знания всё большее значение будут иметь социальные науки.

Обществознание необходимо сегодня буквально всем. Оно нужно всем гражданам России, независимо от их профессии. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому - это время постановки и решения для себя кардинальных проблем о смысле жизни и жизненных ценностях. Вот почему вопросы о семье, правовых основах брака и семьи, семейных ценностях нашли отражение в предлагаемой теме.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, литературы.

Характеристика темы «Семейное право»

Цели занятия:

Обучающие: определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать объекты по указанным критериям;

объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;

решать познавательные и практические задачи, отражающих типичные социальные ситуации;

применять полученные знания для определения правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

уметь высказываться по предложенным ситуациям и применять полученные знания в новой ситуации.

Развивающие: развивать мышление, развивать у студентов память и способность к активной мыслительной деятельности, развивать навыки ролевой игры, стимулировать и укреплять мотивацию самостоятельного изучения дисциплины.

Воспитывающие: воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям; прививать студентам трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность; формировать интерес к изучению дисциплины; воспитывать положительное отношение к учёбе; формировать у студентов познавательный интерес, стремление к более качественному овладению знаниями; воспитывать чувство значимости выбранной профессии.

Студенты должны уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений;

объяснять: причинно-следственные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия родителей и детей, семьи и государства);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов

(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданной теме; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов с точки зрения социальных норм;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить творческую работу по данной теме.

Студенты должны знать:

понятие семьи и брака,

права и обязанности супругов,

правовые отношения родителей и детей, семьи и государства;

тенденции развития семьи как социального института.

Распределение рабочего времени на учебном занятии :

Содержание занятия

Время

Методические указания

1.Организационный момент

1 мин.

Мобилизовать студентов на работу

2.Формулировка темы, ее мотивация

2 мин.

Раскрыть теоретическую значимость темы

3.Определение целей занятия

2 мин.

Показать студентам конечный результат

4.Работа над изучаемым материалом

75 мин.

Углубление и расширение знаний по теме

5.Закрепление нового материала

5 мин.

Контроль уровня усвоения учебного материала

6.Подведение итогов занятия. Задание на дом

5 мин.

Анализ достижения цели, подведение итогов на занятии, ориентация на подготовку к следующему занятию

Материально-техническое обеспечение занятия: проектор , экран , компьютеры .

План занятия:

1.Понятие семейных правоотношений.

2.Порядок, условия заключения и расторжения брака.

3.Права и обязанности супругов.

3.Брачный договор.

4.Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет»? Дж. Голсуорси

1. Отношения в семье не всегда регули руются правом. Ни один закон не способен заставить людей любить, быть преданными или помогать друг другу в домашнем хозяйстве. Но при этом существует насущная потребность защитить правовой статус мужа и жены, детей и родителей, закрепив их права и обязанности.

Еще в римском праве встречалось положение о том, что семья образуется посредством брака, а брак есть «союз мужа и жены». Закон различал брак, где главенствовал мужчина, и брак, при котором жена была самостоятельна. Брачный возраст в Древнем Риме устанавливался в 12 лет для девушки и в 14 для юноши. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты.

В современном праве существует специальная отрасль, в рамках которой систематизированы нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные взаимоотношения супругов, родителей и детей, а также определяющие порядок заключения брака и его расторжения.

Вступая в брак, люди стремятся создать семью и вести общее хозяйство.

Брак - добровольный союз одного мужчины и одной женщины с целью создания семьи.

Важными источниками семейного права являются Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

Семья - группа людей, объединившихся друг с другом по принципу родства или на основе брака с целью совместного проживания и ведения совместного хозяйства.

Предложение юридического брака испокон веков на Руси называлось сватовством. К родителям невесты отправлялись сваты (друзья, родственники жениха). Обычно в этот день устраивали застолья, во время которых жених со сватами просили у родителей невесты разрешение на брак. Существовали и профессиональные свахи. Их услугами нередко пользовались богатые женихи. Свахи обладали исчерпывающей информацией о невесте, приданом и договаривались о смотринах. Такое мероприятие означало знакомство жениха с невестой. По окончании смотрин жених выходил на крыльцо для обдумывания решения. По возвращении ему подносили стаканчик мёда. Если он решил жениться на данной девушке, то он выпивал подношение целиком. После этого все договаривались о помолвке. Так называли официальное объявление девушки и молодого человека женихом и невестой. В день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. Подготовка к свадьбе могла продолжаться от нескольких недель до года. Городской девушке в день свадьбы жених присылал шкатулку с вуалью и цветами, венчальными свечами и обручальными кольцами. Считалось, что платье невесты должно быть белым, а голова обязательно покрыта вуалью (фатой). Во время свадеб боялись колдовства и порчи. На косяк двери дома вбивали крест-накрест два гвоздя. Так отгоняли нечистую силу.

В современном российском законодательстве для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста. В нашей стране брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии ряда уважительных причин он может быть снижен.

2. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак. До этого жених и невеста подают заявление в органы ЗАГС.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления. Отказ ЗАГСа в регистрации брака может быть обжалован в суде.

При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия.

Заключение брака не допускается между:

лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками;

усыновителями и усыновлёнными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным.

Расторжение брака может производиться либо в ЗАГСе, либо в суде.

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в ЗАГСе. Такой же порядок предусмотрен и в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным.

В судебном порядке брак расторгается при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а также если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в ЗАГСе.

3. Различаются имущественные и личные неимущественные права супругов,

К личным неимущественным правам относятся: свобода в выборе фамилии, места жительства, профессиональной деятельности, совместное решение вопросов о воспитании детей и их образовании и т. д. При этом при решении любых правовых вопросов признаётся равенство сторон.

Имущественные права супругов регулируются законодательными актами. В этом случае речь идёт о законном режиме имущества супругов. Брачный договор устанавливает договорной режим имущества супругов.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К общему имуществу супругов относятся: доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности; полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и др.).

Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Наряду с общей совместной собственностью у каждого из супругов также есть и личная собственность. К ней относятся: имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак; имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам; вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.

Договорной режим имущества супругов устанавливает особый документ - брачный договор.

4. Брачный договор - соглашение лиц, которые создают семью и будут регистрировать в государственных органах свои отношения путём заключения брака, или соглашение супругов, уже состоящих в браке, по которому определяются имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключён как до заключения брака, так и в любое время в период брака. Если брачный договор был заключён до оформления брака, он вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Благодаря брачному договору супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей.

В любое время по соглашению супругов брачный договор может быть изменён или расторгнут. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. Супруги могут также заключать соглашение о разделе общего имущества.

5. Права и обязанности родителей и детей защищены и закреплены семейным законодательством. С юридической точки зрения детьми являются те, кто не достиг совершеннолетия, т. е. 18 лет.

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребёнок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка. В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них.

Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Он вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей

(лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученным им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При этом родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Родительские права считаются неотчуждаемыми. Поэтому их лишение допускается лишь в крайне редких случаях, если родители:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

злоупотребляют своими родительскими правами; -

жестоко обращаются с детьми;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Мы уже знаем, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. И в то же время трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Контрольно-оценочный материал

Вопросы

1.Что такое семья?

2. Почему распространена моногамия?

3. Какие факторы влияют на форму брака?

4. Охарактеризуйте функции семьи.

5 .Что такое патриархат как тип властной структуры?

6. Матриархат

7. Эгалитарная семья.

8. Что представляет собой неолокальное местожительство?

9. Матрилокальное местожительство.

10. Патрилокальное местожительство

11. Каковы обязанности жены - матери?

12. Каковы обязанности мужа - отца?

13. Что характерно для современной семьи?

14. В чём состоят проблемы неполных семей? Возможно ли их преодолеть и какими путями?

15.Что такое неполная семья? Как увеличение числа неполных семей влияет на демографическую и социальную ситуацию в обществе?

16. Что такое «точка невозврата» в репродуктивном потенциале страны?

17.В процессе исследований неудовлетворенности семейной жизни американский социолог К. Киркпатрик выделил основные ожидания, которые один партнер направляет на другого в традиционной семье.

Обязанности жены-матери

1. Рождение и воспитание детей.

2. Создание и поддерживание дома, жилища.

3. Обслуживание семьи

4. Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

5.Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

6.Терпимость к ограниченной сфере деятельности, связанной с заботой о домашнем хозяйстве

Обязанности мужа-отца

1.Преданность матери своих детей.

2.Обеспечение экономической стабильности.

3. Обеспечение безопасности и защиты семьи.

4.Поддерживание семейной власти и контроля.

5. Принятие основных решений.

6. Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье.

7. Обеспечение алиментов в случае развода

Для какой семьи это характерно?

18. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье? Кто в вашей семье лидер-мать или отец? Проанализируйте.

19. Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы:

а) муж выполняет только свои, а жена - свои обязанности.

б) муж не выполняет свои обязанности, а жена выполняет.

в) муж выполняет свои обязанности, а жена - нет.

г) муж выполняет женские обязанности, а жена - мужские.

Что произойдёт в каждой из этих ситуаций - скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

20. Какова система норм, устанавливающих порядок заключения и расторжения брака? Какой государственный орган уполномочен на проведение этих процедур?

21. Что такое личные неимущественные и имущественные права супругов? Приведите примеры.

22. Что представляет собой брачный договор? Какие отношения между супругами он регулирует?

23. Каковы права и обязанности, которыми наделены родители в нашей стране? В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?

24. Какие права даны в России ребёнку? Как на нём может сказаться развод родителей?

25.Как вы понимаете смысл метафоры: семья - колодец, а дети - каменная плита, защищающая его?

Практикум

1.Составьте таблицу «Общие и отличительные черты традиционной и современной семей», на основании критериев, предложенных вами.

2.Беседуют двое. Первый говорит:

- В большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена.

Второй отвечает:

- Брак и бизнес - очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90% . Из каждых 100 вновь образующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Несмотря на то, что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает.

Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.

3. Продолжите перечисление совместной собственности супругов. К общему имуществу супругов относятся; _________________

4. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) Родители-алкоголики были лишены родительских прав;

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте;

3) на свою первую зарплату сын купил подарки родителям;

4) дочь устроилась на работу в семейную фирму своих родителей. Выберите правильный ответ.

5. Верны ли следующие суждения о правах родителей?

А. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Б. Права родителей прекращаются в тот момент, когда несовершеннолетние дети вступают в брак.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Выберите правильный ответ.

6. Опираясь на свои знания истории и дополнительную литературу, напишите небольшой рассказ о традициях бракосочетания в России.

7.Смоделировать ситуацию - отношения в моей семье (распределение обязанностей родителей и детей, определение роли лидера в семье) и смоделировать идеальную семью (занятость, распределение обязанностей, досуг, воспитание детей). Обе ситуации проанализировать и сравнить.

Заключение

Российское общество проходит один из самых динамичных периодов своей истории. Повороты и катаклизмы этого исторического времени постоянно создают нестандартные, критические ситуации, требующие от каждого принятия самостоятельных решений. Профессия медицинского работника предполагает постоянное общение с представителями разных социальных групп. Социальная среда, окружающая пациента, самым непосредственным образом влияет на его отношение к проблемам со здоровьем.

Приобретенные в курсе обществознания знания и умения можно использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

На данном занятии студенты знакомятся с сущностью семейных правоотношений, условиями заключения и расторжения брака, правами и обязанностями супругов, правовыми отношениями родителей и детей.

Источники

Кравченко А.И. Обществознание.-М.: Русское слово, 2011

Кравченко А.И. Основы социологии. – М.:Академия, 2010

Кравченко А.И. Основы социологии. Методическое пособие.-М.:Академия, 2010

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями.- М.: Советская Россия, 1990. - С.46

http // www . uchportal . ru

Приложение №1

МЫСЛИ МУДРЫХ

Согласитесь или поспорьте с поэтом.

Должно быть, опасаясь вдовьих слез,

Ты не связал себя ни с кем любовью.

Но если б грозный рок тебя унес,

Весь мир надел бы покрывало вдовье.

В своем ребенке скорбная вдова

Любимых черт находит отраженье.

А ты не оставляешь существа,

В котором свет нашел бы утешенье.

Богатство, что растрачивает мот,

Меняя место, в мире остается.

А красота бесследно промелькнет,

И молодость, исчезнув, не вернется.

Кто предает себя же самого -

Не любит в этом мире никого!

У. Шекспир

Приложение №2

Приложение №3

Фрагмент произведения Н. В. Гоголя «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту при нынешнем порядке вещей в России»

Советы молодой жене.

«Распределите ваше время: положите всему непременные часы. Не оставайтесь поутру с вашим мужем: гоните его на должность в его департамент, ежеминутно напоминая ему, что он весь должен принадлежать общему делу и хозяйству всего государства... что он женился именно затем, чтобы, освободя себя от мелких забот, всего отдать отчизне, и жена дана ему не на помеху службе, а в укрепление его на службе. Чтобы все утро вы работали порознь, каждый на своем поприще, и через это встретились бы весело перед обедом и обрадовались бы так друг другу, как бы несколько лет не виделись, чтобы вам было что пересказать друг другу и не попотчевал бы один другого зевотою: расскажите ему все, что вы делали в вашем доме и домашнем хозяйстве, и пусть он расскажет вам все, что производил в департаменте своем для общего хозяйства. Вы должны знать непременно существо его должности, и в чем состоит его часть, и какие дела случилось ему вершить в тот день, и в чем именно они состояли. Не пренебрегайте этим и помните, что жена должна быть помощницей мужа. Если только в течение одного года вы будете внимательно выслушивать от него все, то на другой год будете в силах подать ему даже совет, будете знать, как одобрить его при встрече с какой-нибудь неприятностью по службе, будете знать, как заставить его перенести и вытерпеть то, на что у него не достало бы духа, будете его истинный возбудитель на все прекрасное.»

О какой функции семьи пишет Н. В. Гоголь?

Какие советы писателя, жившего в 19 веке, по вашему мнению, может взять на заметку девушка 21 века?

Н. В. Гоголь употребил в названии произведения слово «чем», которое используется по отношению к неодушевленным объектам. Как вы думаете, стоит ли женщинам из-за этого обижаться на писателя? Свой ответ аргументируйте.

Сегодня было бы странно видеть партии или политиков, предлагающих отменить свободу слова. Радикальные левые и консерваторы могут призывать к «чистке» СМИ от «врагов народа» и «пятой колонны», но само положение Конституции о свободе слова является общим местом. Так было, конечно, не всегда.

Публицист, левый активист (на 1905 год) Владимир Ленин свободу слова ограничивал общественным мнением: мол, писать и говорить можно только то, что одобряет общество. А что именно оно одобряет - определит, конечно, партия. Поэт Валерий Брюсов был совершенно не согласен с такой трактовкой свободы слова и написал ответную колонку. Ирония судьбы в том, что после революции Брюсов вступил в партию большевиков.

Кричать, врать и писать что угодно

«Литературное дело, пишет г. Ленин в «Новой Жизни» (№12, 1905 г.), не может быть индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверх-человеков! Литературное дело должно стать колесиком и винтиком одного единого великого социал-демократического механизма».

И далее: «Абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная зависимость от денежного мешка. Мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом, внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу».




Валерий Брюсов (Аврелий)

Г. Ленин делает сам себе возражения от лица «какого-нибудь интеллигента, пылкого сторонника свободы» в такой форме: «Как! Вы хотите подчинения коллективности такого тонкого, индивидуального дела, как литературное творчество! Вы хотите, чтобы рабочие по большинству голосов решали вопросы науки, философии, эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсолютно индивидуального идейного творчества!»

И отвечает: «Успокойтесь, господа! Речь идет о партийной литературе и её подчинении партийному контролю… Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то… Партия есть добровольный союз, который неминуемо распался бы, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды… Свобода мысли и критики внутри партии никогда не заставит нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы, называемые партиями»

Вот по крайней мере откровенные признания! Г. Ленину нельзя отказать в смелости: он идет до крайних выводов из своей мысли; но меньше всего в его словах истинной любви к свободе. Свободная («внеклассовая») литература для него - отдаленный идеал, который может быть осуществлен только в социалистическом обществе будущего. Пока же «лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе» г. Ленин противопоставляет «открыто связанную с пролетариатом литературу». Он называет эту последнюю «действительно свободной», но совершенно произвольно…

По точному смыслу его определений обе литературы несвободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая открыто с пролетариатом. Преимущество второй можно видеть в более откровенном признании своего рабства, а не в большей свободе. Современная литература, в представлении г. Ленина, на службе у «денежного мешка»; партийная литература будет «колесиком и винтиком» общепролетарского дела.

Но если мы и согласимся, что общепролетарское дело - дело справедливое, а денежный мешок - нечто постыдное, разве это изменит степень зависимости? Раб мудрого Платона все-таки был рабом, а не свободным человеком.

Однако, возразят мне, та свобода слова (пусть еще неполная, пусть вновь урезанная), которой мы сейчас пользуемся в России, или по крайней мере пользовались некоторое время, была достигнута ничем другим, как энергией «российской социал-демократической рабочей партии». Не стану спорить, воздам все должное этой энергии. Скажу больше: в истории можно подыскать только один пример, напоминающий наши октябрьские события (речь о массовых забастовках в октябре 1905 года - прим. Grandpaper): это отход плебеев на Священную гору. Вот истинно первая «всеобщая забастовка», на тысячелетия предварившая сходные попытки Бельгии, Голландии и Швеции. Но, признав всю благодетельность пережитого нами события, неужели я должен по этому самому отказаться от критического отношения к нему? Это было бы все равно, как требовать, чтобы никто из благодарности к Гутенбергу, изобретшему книгопечатание, не смел находить недостатков в его изобретении. Мы не можем не видеть, что социал-демократы добивались свободы исключительно для себя, что париям, стоящим вне партии, крохи свобод достались случайно, на время, пока грозное «Долой!» не имеет еще значения эдикта. Слова социал-демократов о всеобщей свободе тоже «лицемерие», и мы, писатели беспартийные, тоже должны «сорвать фальшивые вывески».



В. Ленин произносит речь

Свободе слова г. Ленин противопоставляет свободу союзов и грозит писателям внепартийным исключением из партии. «Каждый вольный союз, говорит он, волен прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов». Что это значит? Странно было бы толковать это в том смысле, что писателям, пишущим против социал-демократии, не будут предоставлены страницы социал-демократических изданий. Для этого не надо создавать «партийной» литературы. Предлагая только выдержанность направления в журналах и газетах, смешно было бы восклицать, как это делает г. Ленин: «За работу же, товарищи! Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача…» Ведь и теперь, когда «новая и великая» задача еще не решена, писателю-декаденту не приходит в голову предлагать свои стихи в «Русский Вестник», а поэты «Русского Богатства» не имеют притязаний, чтобы их печатали в «Северных Цветах». Нет сомнения, что угроза г. Ленина «прогнать» имеет иной, более обширный смысл. Речь идет о гораздо большем: утверждаются основоположения социал-демократической доктрины, как заповеди, против которых не позволены (членам партии) никакие возражения.

Г. Ленин готов предоставить право «кричать, врать и писать что угодно», но за дверью. Он требует расторгать союз с людьми «говорящими то-то и то-то». Итак, есть слова, которые запрещено говорить. «Партия, есть добровольный союз, который неминуемо распался бы, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды». Итак, есть взгляды, высказывать которые запрещено. «Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставит нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы». Иначе говоря, членам социал-демократической партии дозволяется лишь критика частных случаев, отдельных сторон доктрины, но они не могут критически относиться к самым устоям доктрины. Тех, кто отваживается на это, надо «прогнать». В этом решении - фанатизм людей, не допускающих мысли, что их убеждения могут быть ложны. Отсюда один шаг до заявления халифа Омара: «Книги, содержащие то же, что Коран, - лишние; содержащие иное - вредные».

Почему однако осуществленная таким способом партийная литература именуется истинно свободной? Многим ли отличается новый цензурный устав, вводимый в социал-демократической партии, от старого, царившего у нас до последнего времени. При господстве старой цензуры дозволялась критика отдельных сторон господствующего строя, но воспрещалась критика его основоположений. В подобном же положении остается свобода слова и внутри социал-демократической партии. Разумеется, пока несогласным с такой тиранией предоставляется возможность перейти в другие партии. Но и при прежнем строе у писателей-протестантов оставалась аналогичная возможность: уехать, подобно Герцену, за рубеж. Однако, как у каждого солдата в ранце есть маршалский жезл, так каждая политическая партия мечтает стать единственной в стране, отождествить себя с народом. Более, чем другая, надеется на это партия социал-демократическая. Таким образом, угроза изгнанием из партии является в сущности угрозой извержением из народа. При господстве старого строя писатели, восстававшие на его основы, ссылались, смотря по степени «радикализма» в их писаниях, в места отдаленные и не столь отдаленные. Новый строй грозит писателям-«радикалам» гораздо большим: изгнанием за пределы общества, ссылкой на Сахалин одиночества.

Екатерина II определяла свободу так: «Свобода есть возможность делать все, что законы позволяют». Социал-демократы дают сходное определение: «Свобода слова есть возможность говорить все, согласное с принципами социал-демократии». Такая свобода не может удовлетворить нас, тех, кого г. Ленин презрительно обзывает «гг. буржуазные индивидуалисты» и «сверхчеловеки». Для нас такая свобода кажется лишь сменой одних цепей на новые. Пусть прежде писатели были закованы в кандалы, а теперь им предлагают связать руки мягкими пеньковыми веревками, но свободен лишь тот, на ком нет даже оков из роз и лилий. «Долой писателей беспартийных!» восклицает г. Ленин. Следовательно, беспартийность, т.е. свободомыслие есть уже преступление. Ты должен принадлежать к партии (к нашей или, по крайней мере, к официальной оппозиции), иначе «долой тебя!». Но в нашем представлении свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убеждению. Для нас дороже всего свобода исканий, хотя бы она и привела нас к крушению всех наших верований и идеалов. Где нет уважения к мнению другого, где ему только надменно предоставляют право «врать», не желая слушать, там свобода - фикция.

«Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии?», - спрашивает г. Ленин. Я думаю, что на этот вопрос не один кто-нибудь, а многие твердо и смело ответят: «Да, мы свободны!». Разве Артюр Рембо (французский поэт XIX века, чье творчество получило известность только после смерти - прим. Grandpaper) не писал своих стихов, когда у него не было никакого издателя, ни буржуазного, ни не буржуазного, и никакой публики, которая могла бы потребовать от него «порнографии» или чего другого. Или разве не писал Поль Гоген своих картин, которые упорно отвергались разными жюри и не находили себе, до самой смерти художника, никаких покупателей? И разве целый ряд других работников «нового искусства» не отстаивал своих идеалов вопреки полному пренебрежению со стороны всех классов общества? Заметим кстати, что работники эти были вовсе не из числа «обеспеченных буржуа», а нередко должны были, как тот же Рембо, как тот же Гоген, терпеть и голод и бесприютность.

По-видимому, г. Ленин судит по тем образчикам писателей-ремесленников, которых он, быть может, встречал в редакциях либеральных журналов. Ему должно узнать, что рядом встала целая школа, выросло новое, иное поколение писателей-художников, тех самых, кого он, не зная их, называет насмешливым именем - «сверхчеловеки». Для этих писателей - поверьте, г. Ленин, - склад буржуазного общества более ненавистен, чем вам. В своих стихах они заклеймили этот строй «позорно мелочный, неправый, некрасивый», этих «современных человечков», этих «гномов». Всю свою задачу они поставили в том, чтобы и в буржуазном обществе добиться «абсолютной» свободы творчества. И пока вы и ваши идете походом против существующего «неправого» и «некрасивого» строя, мы готовы быть с вами, мы ваши союзники. Но как только вы заносите руку на самую свободу убеждений, так тотчас мы покидаем ваши знамена. «Коран социал-демократии» столь же чужд нам, как и «коран самодержавия» (выражение Ф. Тютчева). И поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги.

«Абсолютная свобода (писателя, художника, артиста) есть буржуазная или анархическая фраза», говорит г. Ленин - и тотчас добавляет: «ибо, как мировоззрение, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность». Ему представляется, что вещь вывернутая наизнанку нисколько не меняется. Попробуйте, однако, вывернув правую перчатку, опять надеть ее на правую руку!.. Но совершенно понятно, почему г. Ленину хочется опозорить анархизм, смешав его в одно с буржуазностью. У социал-демократической доктрины нет более опасного врага, как те, кто восстают против столь любезной ей идеи «архе» (с греч. «власть» - прим. Grandpaper). Вот почему мы, искатели абсолютной свободы, считаемся у социал-демократов такими же врагами, как буржуазия. И, конечно, если бы осуществилась жизнь социального, «внеклассового», будто бы «истинно свободного» общества, мы оказались бы в ней такими же отверженцами, такими же poètes maudits (с фр. «отверженные поэты» - прим. Grandpaper), каковы мы в обществе буржуазном.


План открытого урока в 11 классе

Тема : «Подготовка к ЕГЭ: анализ текста (проблематика текста, пунктуационный анализ, художественные средства), повторение теории синтаксиса сложного и осложнённого простого предложения, а также ряда вопросов, вызвавших затруднения у учащихся в пробном ЕГЭ».

Оборудование, наглядность : ПК, диапроектор, карточки (принтер), видеозапись (вопросы 6 класса одиннадцатиклассникам).

Слово учителя : Задача урока – развить навыки формулирования проблем текста, пунктуационного анализа. Повторить вопросы синтаксиса, вызвавшие затруднения ранее.

Это очередной урок подготовки к ЕГЭ. В начале апреля 2009 года мы отмечали 200-летие великого русского писателя Н.В.Гоголя. Некоторый языковой материал сегодняшнего урока будет связан с его именем, как дань уважения Мастеру русского слова.

Ну а для начала – разминка, требующая мгновенного принятия решения.

1. На экране (диапроектор) – «Четвёртый лишний». Я утверждаю: «Во всех столбиках во всех четырёх случаях – словосочетания. Так ли это?»

Говорили о Гоголе Очень интересно Близ Диканьки

много говорили интересно и поучительно вечера на хуторе

мы говорили мне интересно хуторе близ Диканьки

2. А теперь, когда мы убрали лишнее, определите способ связи слов

в словосочетаниях.

3. Сейчас вы получите карточку с текстом - размышлением Сергея Залыгина, русского писателя 20 века, о творчестве Гоголя и вопросы .

(1) В отличие от других классиков, от классиков-романистов прежде всего, Гоголь никогда

не говорит о счастье. (2) Этого слова у него нет. (3) Этого понятия - тоже.

(4) И не в том даже дело, что его герои счастливы или несчастливы, а само понятие счастья для них слишком неопределенно, разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича

о новой шинели делает его на миг счастливым. (5) Но не более того.

(6) Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия, оно было для нее как бы внутренней движущей силой. (7) Достоевский видел счастье в очищении души. (8) Толстой - в полноте и естественности чувства. (9) Короленко - в благородстве натуры. (10) Пушкин - как бы даже и овеществлял счастье, и сам чувствовал его в своей крови.

(11) У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет, так страстно не убежден,

что оно должно быть.

(12) Но счастье и Гоголь как будто даже несовместимы, и хотя у нас ни на минуту не закрадывается сомнение в том, что все, что им сделано, - сделано ради человека, ради человечества и его судеб, тем не менее никак нельзя уловить, - что же Гоголь понимает

под словом «счастье»? (13) Как сам его чувствует?

(14) Может быть, это опять-таки объясняется его склонностью к сатире и гиперболе, которые обладают какой-то своей собственной философией и чужды этой категории?

(15) Но может быть и по-другому.

(16) Век ХIХ, самоуверенный, ощущающий приход науки как приход нового Христа-спасителя, все-таки сомневался в себе и своем будущем такими умами, как Гоголь: спаситель мог оказаться наделенным апокалипсическими чертами.

(17) А это - тот рубеж, достигнув которого, гений уже как бы лишается понятия счастья.

(18) В мировом искусстве без особого труда можно различить этот священный орден прорицателей и всех тех, кто к нему принадлежал. (С. Залыгин)

(Текст выводится для проверки через ПК и диапроектор на экран)

– Что представляет собой этот текст? (Литературно – критическая статья , публицистическая статья, художественный рассказ)

– Какова цель автора? (Обратить внимание на одну из особенностей художественного мира Н. Гоголя , высказать отрицательное отношение к некоторым произведениям писателя, сравнить творческий метод Гоголя с изобразительными особенностями других писателей.)

– Какая особенность гоголевской прозы вызвала появление этих размышлений? (Отсутствие понятия счастья в его творчестве , критическая направленность творчества, моменты сомнения в творчестве Гоголя.)

– Однозначен ли вывод С. Залыгина о причинах отсутствия понятия счастья в гоголевской прозе? (Нет, автор не нашел конкретных причин, он только высказал свои предположения по этому поводу.)

– Как и что считает автор? Какова его точка зрения? (Первое: автор считает, что гоголевские сатира и гипербола, обладающие своей собственной философией, чужды категории счастья; второе: развитие науки в России, по мнению многих, должно было стать спасением от назревших социальных, экономических и даже нравственных проблем, в чем очень сомневался

Н.В. Гоголь: он, по мнению С. Залыгина, предчувствовал будущую бездуховность нации, что, естественно, лишало его произведения такого понятия, как счастье.)

– Справедливо ли С. Залыгин называет писателя «гением», более того, относит Н. Гоголя к «священному ордену прорицателей» в мировом искусстве? Кто такой прорицатель?

– Что в статье С. Залыгина, на ваш взгляд, бесспорно? Что вызывает сомнения?

– Согласился бы ты или поспорил с автором? Какие аргументы привел бы в защиту своей точки зрения?

4. У меня к вам будет несколько вопросов по предложениям текста пунктуационного характера. (Беседа ).

1) Объясните, почему в предложениях (14) и (15), казалось бы, одинаковые слова «может быть» пунктуационно оформлены

по-разному. Почему в одном случае – запятая, а в другом её нет?

2) Дайте характеристику последнему предложению (простое – сложное, какое, если сложное, где основа (основы).

3) В предложениях с (6) по (11) найдите бессоюзное предложение.

4) (10) – простое или сложное? Докажите.

5) С (14) и до конца найдите предложение с однородными обособленными определениями. Чем они выражены?

5. А теперь вас ждёт пауза-передышка, заполненная орфоэпией . Шестиклассники приготовили вам небольшое испытание. Получите карточки и ответьте на их вопросы. Действуйте быстро! (Видеокадры ).

(Гнал а , звон и м, над о лго, избал о ванный, катал о г, б а нты, зав и дно, жалюз и , св ё кла, эксп е рт, создан а , отк у порил, щав е ль, докум е нт, н а чал, деф и с, нав е рх, гражд а нство, вруч и т, аг е нт).

Сколько же было ошибок?

6. Вы хорошо знаете, что в этом году в ЕГЭ добавилось новое задание, связанное с пониманием главной информации текста. Мы не можем ещё раз не потренировать себя в этом. Вас ждут очередные карточки. Работайте быстро! (Проверить по поднятым рукам. Кто – первый вариант? Кто – второй вариант? И т.д.)

…Все мои последние сочинения – история моей собственной души. А чтобы получше всё это объяснить, определю себя самого как писателя. Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что ещё ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот моё главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей.

(Н.В.Гоголь)

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Читатели и критики много о Гоголе толковали, но «не определили главного существа» его как писателя.

2 ) «Главное существо», отличающее Гоголя от других писателей, которое смог понять лишь Пушкин, – дар «ярко выставлять пошлость жизни».

3) Гоголевского умения «очертить в такой силе пошлость пошлого человека» нет у других писателей.

4) Последние сочинения Гоголя, историю его собственной души, не смогли понять ни критики, ни читатели.

7. А теперь побеседуем по синтаксису текста.

Есть ли в тексте вводные слова? (Да, точно)

Сколько придаточных предложений в 5 предложении? Каков способ подчинения (параллельное, последовательное, однородное)?

Сколько в тексте простых предложений?

Какие части речи «разбирая», «принадлежащее», «кое-какие»?

8. Ну и, наконец, - образные средства … (Текст выводится на экран, ПК, диапроектор)

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!

Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

(По Н. Гоголю.)

Какие художественные приёмы вы обнаруживаете в тексте? Что в синтаксисе?

(Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, инверсия, градация (обнимая и сжимая), звукопись-аллитерация (с, ш), синтаксический параллелизм (как…как, ни…ни, восклицательные предложения, однородные члены, умолчание…)

Слово учителя . Мы заканчиваем урок. Надеюсь, закреплённые сегодня знания и навыки послужат вам добрую службу на ЕГЭ.

Что еще почитать