Как своими руками построить гараж из бруса? Каркасный гараж из бруса: строительство своими руками Сделать каркас для гаража из бруса.

На сегодняшний день большинство владельцев частных домов стараются хранить свои автомобили, если у них таковые имеются, в гаражах. Это абсолютно объяснимо, ведь находясь в таком помещении, автомобиль меньше подвергается воздействию внешних природных факторов и защищен от посторонних взглядов, а потому его состояние по мере эксплуатации ухудшается не столь стремительно. Гараж также можно использовать в качестве кладовой для хранения каких-либо вещей или не слишком скоропортящихся продуктов.

Особенности

Выполненный своими руками деревянный гараж будет хорошим решением для частного дома. Территория, где он будет находиться, должна быть огорожена, так как защиты от воров такая постройка не гарантирует.

Также следует сказать и о других недостатках деревянного гаража:

  • не слишком большой срок службы;
  • высокая пожароопасность;
  • необходимость обработки стройматериалов специальными веществами.

Они имеют и множество преимуществ:

  • доступность из-за низкой цены строительных материалов;
  • возможность самостоятельного возведения;
  • простота монтажных работ;
  • экологическая безопасность;
  • относительная прочность.

Существует несколько видов гаражей, выполненных из дерева. Наиболее популярными считаются постройки из бруса, который является наиболее прочным и долговечным материалом.

Но самостоятельно возвести сруб непросто, да и цена его довольно высока.

В то же время брусовой гараж считается надежным строением, и внешне смотрится он довольно презентабельно.

Распространенными вариантами являются и гаражные постройки из оцилиндрованного бревна. Они также имеют отличный внешний вид. В этом случае можно приобрести уже готовые строительные материалы, которые собираются по принципу конструктора.

Третьей категорией являются гаражи на основе каркасной конструкции. Именно на каркас будет приходиться основная нагрузка. Но главным преимуществом является то, что можно использовать любой облицовочный материал. Если есть желание, то можно сделать гараж из профлиста, а еще – из деревянных досок или любого другого клееного деревянного материала, который есть под рукой.

Чертежи

У многих возникают проблемы со строительством гаража на этапе его проектирования. В этом нет ничего удивительно, так как этот процесс наиболее сложный. Дело в том, что его важность заключается в необходимости максимально продумать конструкцию, ведь параметры строения на 2 машины будут существенно отличаться от характеристик гаражного строения на один автомобиль.

Стандартный гараж обычно имеет параметры 6 на 4 метра.

Его высота будет составлять около трех метров. Но гараж 6х4 м – это стандартный показатель. Две машины в него вместить не получится, а места для одной будет более чем достаточно. Но все зависит от характеристик самого автомобиля.

Если необходимо рассчитать параметры самостоятельно, то при учете габаритов авто, необходимо прибавить по 50 сантиметров по бокам на открывание дверей, один метр со стороны багажника и около 60 сантиметров с другой стороны. Высоту определяют ростом владельца и дополнительно к ней прибавляют еще 1 метр.

Расчет количества материалов

После того как человек определился с размерами, делается проект гаража. В нем учитываются все мелочи и нюансы, с которыми можно столкнуться при возведении такого строения. Речь идет о таких вещах, как размещение осветительных приборов, подъездных путей, дорожек, как будут открываться ворота, к какой категории они будут относиться и о многих других немаловажных нюансах. В проекте обязательно должен быть отражен тип строения – будет ли оно пристройкой к дому или же самостоятельной постройкой. В зависимости от этого количество необходимых стройматериалов будет разным.

Еще одним фактором, который влияет на этот момент, является технология, выбранная для строительства.

Если речь идет о каркасной модели, то необходимо высчитать, сколько потребуется профилированного бруса разного сечения, утеплителя, OSB-листов, металлических углов, саморезов, дерева и других материалов.

Если гараж строится по бревенчатой технологии, то нужны оцилиндрованные бревна и утеплитель. Также необходимо подумать, какие будут использоваться материалы для крыши.

Подготовка

После того как все расчеты были выполнены и перепроверены, следует подготовить место для будущего строительства. Для этого необходимо выполнить разметку. Ее можно сделать при помощи колышков и шпагата. После этого осуществляется очистка территории от мусора. Если на участке есть уклоны или перепады высот, то их стоит поднять, чтобы земля была ровной.

После того как это сделано, начинается подготовительная работа. Сначала следует залить фундамент. Наиболее популярными являются свайные или столбчатые фундаменты. Они используются для облегченных строений и представляют собой столбы или сваи, которые монтируются по периметру будущего гаража в землю.

Сваи бывают или заливными, или уже готовыми. Если планируется второй вариант, то необходимы еще и скважины.

Строительство

Первым этапом, который определяет успешность всех дальнейших работ, является постройка каркаса.

Он состоит из трех элементов:

  • верхней обвязки;
  • стоек;
  • нижней обвязки.

Для нижней обвязки используется брус сечением 100х50 мм. Стойки делаются из бруса 150х150 мм, а перекрытия и стропила – из мини-бруса 100х50 мм.

Пол для гаража из бревен укладывается на нижнюю обвязку, под которой следует расположить слой рубероида.

Закладной брус скрепляется по углам одним из двух способов:

  • на вставном шипе;
  • в лапу.

Стоит помнить, что скрепление должно быть прочным и надежным. После этого в нижнюю обвязку вставляются так называемые лаги. Этот процесс выполняется через каждые 40-45 сантиметров.

Если длина лагов очень большая, то можно по всей длине осуществить монтаж подпорок , которые легко выполняются из кирпичных столбиков. Это необходимо сделать для того, чтобы пол не прогибался под тяжестью. Между ними расстояние должно быть не больше 60 сантиметров. Их тоже следует покрыть рубероидом. Кстати, все деревянные элементы, включая бруски и лаги, следует заранее обработать антисептиком.

После этого можно переходить к строительству стен. Здесь соединение бруса будет таким же, которое использовалось ранее.

Ряды друг к другу крепятся при помощи так называемых нагелей – ими называют клинья из твердого дерева, которые необходимо забивать в отверстия, просверленные заранее. Нагели утапливают в доски, чтобы во время сушки нигде не образовывались щели и дыры. В верхнем венце также делаются пропилы для строительных брусков.

Что касается кровли, то ее форма будет зависеть от конструкции и размеров гаражного строения. Обычно она бывает либо односкатной, либо двускатной. Если гараж примыкает к дому, то лучше всего делать односкатную крышу. Если же он представляет собой отдельную постройку, расположенную на расстоянии от дома, то лучшим выбором станет двускатный вариант.

После того как крыша будет сделана, выполняется ее обрешетка. Поперек обрешетки кладется гидроизоляционный слой рубероида, и только после этого уже укладывается кровельный материал.

Затем необходимо вернуться к работе над полом.

Лучше всего делать полы из шпунтованных досок, которые закрепляются на лагах.

Закреплять их стоит на лагах при помощи саморезов или же можно прибить их гвоздями крупных размеров, ведь полу предстоит выдерживать вес автомобиля, а это, как правило, более одной тонны.

Когда пол готов, его следует полностью покрыть специальным противопожарным составом , который существенно повысит стойкость дерева к воздействию высоких температур. А чтобы еще больше обезопасить постройку, полы можно покрыть металлическими листами. Если же нет финансовой возможности покрыть полы полностью, то это следует сделать хотя бы в местах, где существует наибольшая вероятность разлива горючих и легковоспламеняемых жидкостей.

Такая пошаговая инструкция легко позволит создать гараж быстро и относительно дешево, а главное – самостоятельно.

Если гараж примыкает к даче двухэтажного типа, то лучше всего сделать лестницу, которая из гаража позволила бы попадать в дом, а при определенных типах конструкции дома и гаража – на второй этаж. Такой подход довольно удобен, поскольку позволяет не выходить из гаража на улицу, например, в холодную погоду, а сразу попасть домой.

Еще до покупки собственного автомобиля нужно решить, где он будет храниться. Если вы живете в частном доме, то лучшим решением станет гараж из бруса, своими руками построенный. Такое строение достаточно просто в возведении, а при соблюдении всех строительных норм и правил оно обеспечит надежную защиту вашей машины.

Составление проекта и выбор места

Прежде чем приступать к строительству гаража из бруса своими руками, необходимо составить проект, определяющий очередность сбора. Также проект поможет вам рассчитать необходимое количество строительного материала и определить примерные расходы на строительство. После составления проекта и сметы нужно будет подобрать место для строительства гаража из бруса. Для этого будет достаточно площадки 10х10 м. Очистите ее от имеющегося мусора, уберите растительность, выровняйте и тщательно утрамбуйте.

Чертеж 1. Проект гаража из бруса.

Разметьте площадку в соответствии с планом строительства. После подготовки разметки можно будет переходить к устройству фундамента и выполнению дальнейших работ по строительству.

Многие люди при самостоятельном возведении гаража из бруса допускают одну ошибку – они строят гараж, ориентируясь на размеры своего автомобиля. И это неправильно. Прежде всего, гараж должен получиться просторным. Учитывайте то, что автомобиль вы через какое-то время можете поменять, а укрытие возводится на многие годы. Поэтому лучше сразу возвести большое здание с широким и высоким проемом для заезда и выезда. При строительстве гаража из бруса можете ориентироваться на представленный чертеж 1.

Для работы вам понадобится следующее:

  1. Брус 10х10. Будет использоваться для устройства основных стоек, а также балок перекрытия потолка и пола.
  2. Доски толщиной 4 см для стропил и 2 см для промежуточных стоек и обрешетки.
  3. Половые доски толщиной не менее 4 см.
  4. Бетон.
  5. Рубероид.
  6. Щебенка.
  7. Вода.
  8. Песок.
  9. Гвозди.
  10. Молоток.
  11. Пила.

Вернуться к оглавлению

Устройство фундамента и цоколя

От качества фундамента зависит, насколько прочным и надежным будет сам каркасный гараж. При выборе конкретного типа основания следует ориентироваться на тип грунта, размер и вес будущего строения, доступный бюджет.

Каркасный гараж не требует устройства мощного фундамента. Самое главное, чтобы площадка была ровной. В большинстве случаев достаточно хорошо утрамбованного гравия или асфальтированной дорожки, но лучше, если гараж будет построен на бетонной плите. Плитное основание очень удобно и тем, что оно одновременно будет являться полом и его можно отделать практически любым материалом. При устройстве фундамента можете ориентироваться на чертеж 2.

Чертеж 2. Устройство фундамента для каркасного гаража.

Строительство фундамента под каркасный гараж начинается с подготовки траншеи. Будет достаточно котлована глубиной порядка 40 см. В готовую яму установите опалубку. Она ставится с 3 сторон.

Используйте бетон хорошего качества. Заливайте его в яму равномерными слоями. Повысить прочность конструкции можно путем установки монолитных ребер жесткости с парой армированных сеток. Оставьте залитый фундамент на 20-25 дней.

В большинстве случаев 3 недель достаточно для того, чтобы фундамент набрал нужную прочность. Далее вам нужно будет обустроить цоколь. Для этого уложите по периметру фундамента бетонные блоки 40х20х20 см. Укладывайте на цементный раствор. В дальнейшем на цоколь будет устанавливаться стена из бруса, поэтому очень важно устроить качественную гидроизоляцию. Строители рекомендуют использовать гидростеклоизол.

Вернуться к оглавлению

Пошаговая инструкция по монтажу брусового каркаса

Чтобы каркас гаража был прочным и имел геометрически правильную форму, обязательно подготовьте подробный эскиз, а лучше – полноценный проект.

Вычертите несущие конструкции. Детально проработайте контактные узлы. Если вы никогда ранее не занимались составлением таких проектов, можете взять один из типовых. Для соединения элементов каркаса используются стальные скобы. Можно соединять металлическими пластинами с отверстиями для саморезов.

Старайтесь избегать врубки и прочих сложных соединений брусьев. Лучше всего остановиться на простом варианте стыковки, известном как «в полдерева» (внахлест).

Вы можете увидеть его на изображении 3.

Чертеж 3. Соединение бруса при строительстве гаража.

Каркасный гараж строится на горизонтальной опорной раме, выполненной из бруса 10х10 см. Рекомендуется делать ее из лиственницы или дуба. Такая древесина гораздо лучше переносит воздействие влаги.

Опорную раму нельзя устанавливать прямо на бетон. Между ними обязательно должен быть слой гидроизоляционного материала, который предотвратит проникновение влаги в волокна бруса. Для крепления рамы к фундаменту используются резьбовые анкерные шпильки. Их нужно предварительно заглубить в фундамент примерно на 25 см. Используйте шпильки диаметром не менее 14 мм. Оптимально – 14-16 мм.

Проверьте горизонтальность рамы при помощи уровня. Приступайте к монтажу угловых стоек. Проверьте их вертикальность и закрепите при помощи наклонных укосин из досок. Натяните поверху шнур. Выставьте по нему рядовые стойки. Расстояние между ними может составлять 0,5-1 м. Закрепите выставленные стоки постоянными укосинами. Поверху зафиксируйте обвязочным брусом.

Если в вашем гараже будет отопление, при обшивке стен нужно обязательно уложить утеплитель (эковату). Можно поступить иначе: сначала обшить каркас гаража вагонкой (также походит доска и блокхаус), а затем изнутри отделать его минеральной ватой. Утеплитель закрывается пароизоляционной пленкой, обязательно с вентилируемым зазором.

Не используйте для утепления пенопласт. Он не пропускает водяной пар. Из-за этого древесина начнет гнить.

Гараж — помещение нежилое, может быть построен из любого материала. Однако отнюдь не каждый материал является экологичным. Если ваш гараж будет возведен на даче или участке рядом с жилым домом, лучше отдать предпочтение экологичным конструкциям, например, из бруса. Строя гараж из бруса, вы выбираете современные и безопасные технологии, ведь инновационные пропитки исключают опасность пожара.

Брус обладает массой достоинств, при этом есть определенные особенности этого строительного материала. Поэтому перед тем как рассказать о том, как построить гараж из бруса самостоятельно, разберем плюсы и минусы такой постройки.

Брус имеет следующие достоинства:

  1. Стены из него дышат, пропуская пар, нейтрализуя запах.
  2. Материал создает благоприятный микроклимат, что является важным в случае использования гаража в роли мастерской.
  3. В гараже из бруса практически не бывает повышенной влажности воздуха, так как дерево впитывает лишнюю воду как губка. А это положительно скажется на сохранении металлических частей авто.
  4. Дерево красиво само по себе. Поэтому деревянный гараж в большой вероятностью впишется в дизайн участка загородного дома, сделанного в любом стиле.

У дерева есть и недостаток: горючесть. Некоторые автовладельцы считают, что в сочетании с маслами и парами бензина деревянный гараж может быть небезопасен. Однако современные технологии, инновационные пропитки для бруса помогают снизить до нуля вероятность возникновения пожара в гараже из-за воспламенения деревянных стен. Единственно, эти стены надо регулярно обрабатывать огнебиозащитным раствором даже после строительства гаража.

Также в Интернете есть разные мнения о теплоизоляционных свойствах гаража из бруса. Вообще, деревянные дома не нуждаются в дополнительном утеплении. Однако автовладельцы, уже построившие гаражи с мастерскими по такой технологии, отмечают, что стены не очень держат тепло. Их необходимо дополнительно теплоизолировать.

Выбор и приобретение бруса для гаража

При выборе бруса следует обратить внимание на следующие характеристики:

  • насколько выбранный материал сухой, нуждается ли он в дополнительной сушке;
  • нет ли мест повреждения материала: растрескивания, поражения грибком и т.д.

Если есть средства, лучше выбрать не простой, а профилированный брус. Его преимущества перед обычным прямоугольным или квадратным брусом в том, что он:

  • обладает различными выемками и шипами, обеспечивающими более плотное прилегание брусьев;
  • выпилен по заданным размерам, что также помогает в теплоизоляции, не допуская смещения швов и перепадов венцов;
  • отличается хорошими внешними характеристиками: вам не надо тратиться на обработку дерева и дополнительную отделку;
  • дает более равномерную усадку гаража по сравнению с простым брусом.

Единственный недостаток профилированного бруса — довольно высокая цена, оплатить стоимость этого вида материала может не каждый автовладелец. Цена за куб профилированного бруса естественной влажности варьируется от 7800 до 9000 рублей в зависимости от региона нашей страны и бренда компании.

Этапы постройки деревянного гаража

Несмотря на то, выбрали вы профилированный или обычный брус, этапы постройки деревянного гаража будут примерно одинаковыми.

  1. Сначала необходим фундамент для гаража. Он может быть как плитным, так и свайным или ленточным: в зависимости от целей вашего гаража. Если вы собираетесь эксплуатировать помещение часто, лучше отдать предпочтение плите. Основное требование к фундаменту иное: он должен возвышаться над поверхностью грунта хотя бы на 20-25 см. Это позволит дереву не контактировать с почвой. И не допустит гниения.
  2. Далее прокладывается слой гидроизоляции между фундаментом и брусом.
  3. Возводятся стены, они укладываются в сруб. Как это сделать, рассказано ниже. В принципе, можно заказать в вашем регионе готовый сруб, чтобы провести самостоятельную сборку гаража. Это будет немного дороже, но быстрее.
  4. Если в качестве фундамента устанавливается плита, можно пол не крыть доской. Если же фундамент выбран столбчатый, придется делать пол из дерева.
  5. Кладется стропильная система и крыша. У деревянных гаражей она может быть односкатной, имеющей уклон в сторону и назад. Нередко крышу делают двускатной.
  6. Выбираются ворота для гаража: распашные или подъемные.
  7. Далее гараж можно утеплить, если вы собираетесь отапливать зимой, организовывать мастерскую. Чаще всего автовладельцы останавливают свой выбор на утеплении с наружной стороны, которое закрывают с помощью вентилируемого фасада из профнастила или сайдинга.

Строительство гаража из бруса своими руками

Теперь разберем перечисленные этапы подробнее. Наш пример — постройка гаража из бруса на столбчатом фундаменте с деревянным полом.

Фундамент

Перед возведением фундамента необходимо определиться с площадкой, отмерить необходимые размеры и снять часть грунта. Площадку для гаража выравнить. Затем при помощи бечевки и колышков надо провести разметку мест установки всех столбов фундамента.

Столбы ставятся по углам гаража, а также вдоль каждой стены и посередине. Для стандартного гаража понадобится четыре столба по углам, а также по два столба вдоль длинных стен, по одному — вдоль коротких, два посередине.

В том месте, где будет столбчатый фундамент, насыпается песчаная подушка не менее 25 см толщиной. Если грунт пучинистый, то все 40 см. Песок поливается водой, трамбуется, на него укладывается рубероид.

Затем ставятся столбы из кирпича или блоков, они соединяются при помощи раствора цемента. Нужный размер определяется при помощи той же натянутой для разметки бечевки. По столбам проходятся битумной мастикой для гидроизоляции, укладываются два слоя рубероида.

Стены

После того, как все просохнет, фундамент окончательно застынет, на столбы укладывается нижний брус, он называется закладным. Если вы приобрели готовое для сборки строение, срубы уже подогнаны. Если же брус обычный, то придется изучить подходящие способы соединения. Например, считается, что подходит для небольшого строения соединения «в полдерева», «в лапу» и другие. Наиболее популярные соединения бруса есть на картинке.

После установки закладного бруса, нижней обвязки, необходимо врезать перекрытия пола будущего гаража. Их делают при помощи бруска или доски размером 40 мм, которая уложена на торец. Для гаража необходимо выбирать минимально возможное расстояние между лагами, то есть полметра. В процессе врезки дерево необходимо пропитать антисептической жидкостью.

Затем укладываются новые ряды бруса, используя то же соединение, что выбрано для нижней обвязки. Ряды бруса соединяют специальным клином, нагелем. Для этого оба бруса просверливаются до совпадения отверстий, в них забивается клин из твердой древесины. Требуется соблюдать правило установки нагелей — клин должен быть забит в брус глубоко, утоплен на пару сантиметров, иначе могут образоваться щели во время усыхания дерева.

Крыша

Когда стены возведены, то приступают к сооружению стопил для крыши гаража. Сначала устанавливаются потолочные балки. Затем изготавливается шаблон для стропил. Для этого брус 50 на 100 мм прикладывается к торцу каркаса, отмечаются линии запилов. Следует отложить два сантиметра от точки соприкосновения с гранью обвязки. Рисуется горизонталь, которая отмечает врубку.

Стропильные ноги врубаются в верхний венец, обычно используется соединение «в полдерева». Для надежности стропила закрепляются уголками. Затем устанавливается обрешетка из доски, ее шаг выбирается исходя из вида кровельного покрытия.

Гидроизоляцией кровли будет служить полиэтилен, который настилается на обрешетку и закрепляется степлером. Если на нормальную кровлю не хватило средств, можно какое-время летом использовать пленку гидроизоляции типа Изоспана D, тогда полиэтилен можно не закреплять.

На слой гидроизоляции кладется выбранное покрытие. Для гаража можно выбрать недорогой шифер, профнастил, но красивее смотрится деревянная постройка с кровлей из черепицы или ондулина. Кровля кладется так, как сказано в инструкции к материалу.

При установке следует обратить внимание на самые уязвимые места: конек и соединение крыши со стенами. Здесь дерево может гнить, поэтому желательно пройтись по ним пропиткой.

Полы

Какие полы в гараже из бруса на свайном фундаменте лучше? Самый практичный выбор (по цене, внешнему виду и качеству) — деревянный пол из шпунтованной доски. Его сооружают, закрепляя доски на лагах при помощи саморезов или гвоздиков. Пол необходимо покрасить, покрыть грунтовкой. Если вы занимаетесь ремонтом в гараже, и на пол могут попадать горючие вещества, лучше на месте стоянки автомобиля положить металлические листы.

Въезд и ворота

Въезд в деревянный гараж также выполняется из половых досок 60 мм, которые кладутся на опорный брус. Этот брус врубается в нижний закладной под небольшим углом (около 20-30 градусов), снизу все пропитывается битумной мастикой. Доски прибиваются поперек на брус.

Одновременно с монтажом въезда выбираются и устанавливаются гаражные ворота. Так как гараж из дерева смотрится современно, чаще всего выбираются новые подъемные автоматические. Однако если у вас нет достаточных средств для них, можно приобрести распашные. Брус — стройматериал прочный, стены выдержат любой вид ворот.

При выборе способа и материала для возведения гаража предпочтение отдают вариантам, в которых коробка здания получается с максимальным тактильным комфортом, то есть запах, цвет и прикосновение не вызывают негативной реакции. В этом смысле дерево, а еще лучше обработанное бревно или брус, находятся вне конкуренции. Кроме того, гараж из бруса обладает отличной теплоизоляцией и небольшим весом, что позволяет использовать относительно простые системы фундамента.

Как построить гараж из бруса своими руками

Из перечня различных вариантов строительства одноэтажных зданий чаще всего используются два наиболее доступных:

  • Использование бруса для строительства несущего каркаса гаража, который обшивается СИП- панелями или ОСБ- плитами с последующим «ручным» утеплением с помощью пенопласта, ЭППС или минеральных матов;
  • Сборка коробки гаража в виде массива из специально обработанного бруса. Постройка из профилированного бруса обладает на порядок более прочными и долговечными стенами, что позволяет возводить двухэтажные постройки с жилым чердачным помещением или мансардой.

К сведению! Для особо нагруженных несущих частей гаража применяют клееный брус. Благодаря глубокой переработке такой вид материала обладает высокой стабильностью характеристик и уменьшенной чувствительностью к влажному воздуху и конденсату.

Технология производства клееного бруса сводится к подбору и склейке нескольких досок в один массив древесины. Предварительно материал доски самым тщательным образом высушивают и выбраковывают по наличию дефектов волокон и геометрии поверхности. Под большим давлением клей глубоко проникает в поверхность древесины, благодаря этому обеспечивается высокая прочность и стойкость к проникновению влаги.

Как строится каркасный гараж из бруса

Больше половины каркасных построек гаражей, бань, жилых домов выполнены с использованием клееного и обычного бруса. Хорошая обрабатываемость материала и стабильность позволяет выбрать для постройки своими руками небольшого гаража из бруса проекты, которые нетребуют сложных проверок на прочность и устойчивость конструкции.

Типовая постройка такого гаража сводится к трем этапам:

  1. Обустройство ленточного или свайно-ростверкового фундамента. При этом обвязка свай выполняется из обычного или клееного бруса. К бетонной ленте или оголовкам свай деревянный ростверк крепится с помощью анкерных болтов;
  2. По проекту собирается каркас гаража из бруса. Это наиболее ответственная часть работы, требующая хороших столярных навыков соединения отдельных балок в углах и на пересечении горизонтальных и вертикальных элементов. Укладывается потолочное перекрытие, и устанавливается каркас из стропил одно или двухскатной крыши;
  3. Стены и потолок обшиваются готовыми плитами из прессованных древесных волокон или шпунтованной доской. Наружная часть стен отделывается защитными покрытиями, например, окрашивается эмалью или штукатурится акриловыми составами. Для теплых гаражей стены выкладываются матами из прессованного минерального волокна и закрываются отделкой из гипсокартона.

Зачастую вместо древесно- стружечных панелей или доски пространство ячеек, образованных пересечениями горизонтальных балок и вертикальных стоек из клееного бруса, заполняют блоками пенопласта и заделывают листами из профнастила. Внешне такой гараж из бруса своими руками практически невозможно отличить от конструкций на основе стального каркаса и металлопрофиля.

Гараж из профилированного бруса

Постройки под гараж из профилированного или клееного бруса используют значительно реже, чем каркасные варианты. Основным препятствием в использовании прекрасного материала является его высокая цена. Самым дорогим является клееный вариант, так как при его изготовлении требуется не просто станок для обрезки бревен, а целый комплекс для сушки и склейки пакетов из досок.

Сборка стен гаража из профилированного материала

Технология строительства с использованием профилированного бруса напоминает больше сборку из шпунтованной доски. На противоположных поверхностях дисковыми станковыми фрезами вырезаются шипы и пазы, что позволяет соединять пакет из брусовых балок в прочную и жесткую стену из деревянного массива. Отдельные ряды соединяются между собой стальными накладками и крепежными скобами. Для заделки швов используют пенополиуретан, герметик или самодельные составы из льняного волокна и замазки на масляной основе.

Строить здание из профилированного материала достаточно сложно даже для плотника с опытом практической работы, кроме того, дороговизна материала требует точного выполнения всех соединений в угловых стыках опор и балок потолочного перекрытия.

Устройство гаража из бруса проще, чем двухэтажный дом или дача с мансардой, но также требует не меньшего опыта и тщательности выполнения стыковок. Кроме того, профилированные балки имеют тенденцию к усыханию и осадке материала на стыках. Поэтому стены гаража могут давать усадку, что влияет на изначальное положение стропил крыши и потолочного перекрытия.

Из обычного обрезного бруса проще всего построить своими руками стандартный вариант гаража, такой, как на фото.

В качестве фундамента использована мелкозаглубленная бетонная лента, первый ряд профилированного материала укладывается на рубероид или мастичную гидроизоляцию. Обрешетка под кровельное покрытие и ворота изготовлены из шпунтованной доски. Сама кровля выполнена укладкой битумной рулонной гидроизоляции. Средняя стоимость материалов для подобного гаража составит чуть более 1600 долл., что несколько дороже каркасного варианта.

Клееный брус, схемы и проекты гаража

Брус, полученный склеиванием нескольких слоев шлифованной доски, является идеальным материалом для частного строительства. Помимо того, что клееный массив отлично режется, сверлится, фрезеруется, шлифуется, он сохраняет очень красивую естественную фактуру и цвет древесины. Дороговизна материала, это примерно 300 долл. за куб, стимулирует рационально использовать каждый килограмм древесины.

Важно! Для стен из клееного бруса редко используют специальные отделки и покрытия на основе красок и полимеров. Чаще всего это лаки и пропитки, увеличивающие стойкость древесины и подчеркивающие рисунок волокон.

Классическим вариантом можно назвать гараж из клееного бруса, приведенный на фото.

Стены гаража одновременно служат несущим каркасом здания. При сборке собирается направляющая поверхность из двух балок, по которым выполняется выравнивание плоскости стен. После укладки бруса по нижнему и верхнему краю набиваются обвязочные прогоны, с помощью которых крепятся стропила крыши, и «привязывается» каркас гаража к бетонному основанию фундамента.

Профилированные и клееные брусы выполняются с различными вариантами поверхности, это может быть профиль под бревно, скошенный ассиметричный край, вогнутая поверхность и даже мелкая гребенка. После сборки гараж смотрится очень необычно и красиво.

Внутренние стены гаражного помещения из профилированного бруса чаще всего оставляются необработанными, но могут подвергаться дополнительной шлифовке и даже полировке.

Несмотря на пропитку и защитное покрытие, дерево сохраняет способность к впитыванию диффузионной воды, конденсата и водяных паров, поэтому корпус гаража стараются поднять над грунтом минимум на 20- 30 см. Для этого чаще всего используется кирпичная кладка, лента или ростверк с частичным заглублением в грунт.

Материалов и конструкций для строительства гаража существует достаточно много.

Это кирпич, керамзитобетон, газо и пенобетонные блоки, стальной профилированный лист и древесина.

Стены гаражей часто возводят по каркасной технологии – скоростной и низкозатратной.

Мы же рассмотрим строительство гаража из бруса, чтобы определить основные преимущества такого решения, оценить конструктивные варианты и особенности производства работ.

Достоинствами деревянного гаража являются:

  • Экологичность древесины, поглощающей выхлопные газы и запах бензина;
  • Высокий уровень энергосбережения и невысокая стоимость древесины;
  • Хорошая паропроницаемость деревянных стен снижает уровень влажности, что положительно сказывается на состоянии кузова автомобиля;
  • Легкость обработки и простота сборки позволяют вести строительство без использования специального инструмента и монтажной оснастки;
  • Оптимальная сочетаемость с фасадом деревянного жилого дома и ландшафтом участка.

Выбор конструкции

Собираясь построить деревянный гараж своими руками нужно заранее определиться с типом фундамента, конструктивным решением стен и кровли. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Проще всего сделать основание под деревянный гараж в виде монолитной железобетонной плиты. Она не только станет надежной опорой для стен, но и выполнит функцию пола.

Для исключения впитывания в бетон грунтовой влаги, после отсыпки и уплотнения песчаной подушки по ней нужно уложить 2 слоя рубероидной гидроизоляции. Для отапливаемого гаража не будет лишней работа по утеплению фундаментной плиты. Перед заливкой чистовой растворной стяжки на бетон нужно уложить листы экструдированного пенопласта толщиной 1-2 сантиметра.

Толщину плиты фундамента нужно выбрать такой, чтобы уровень чистого пола в гараже был выше уровня грунта на 20-25 см. Это позволит исключить замачивание стен дождевой водой. Для защиты стен от влаги после завершения строительства по всему периметру строения нужно залить бетонную отмостку шириной не менее 70 см.

Существуют более доступные по стоимости варианты фундаментов под гараж из бруса – ленточный бутобетонный, столбчатый и свайный. Ленточный достаточно заглубить в грунт на 60-80 см. Древесина – легкий и упругий материал, который не боится деформаций, вызванных морозным пучением.

А вот столбы или сваи под такой гараж придется погрузить в землю глубже (ниже точки сезонного промерзания), чтобы замерзший грунт не вытолкнул фундамент наружу.

Закончив с фундаментом, приступают к возведению стен. Здесь можно реализовать любой из двух вариантов – каркас из бруса или деревянный сруб.

Брусовый каркас

Для того, чтобы каркас гаража из бруса был прочным и геометрически безукоризненным, перед началом сборки нужно подготовить проект или подробный эскиз.

На бумаге вычерчивают все несущие конструкции и детально прорабатывают контактные узлы. При недостатке опыта конструирования узлы соединений вертикальных стоек и горизонтальных связей каркаса можно взять из типовых проектов деревянных сооружений. Соединять элементы каркаса можно не только при помощи стальных скоб, но и посредством металлических пластин с отверстиями под саморезы.

Врубки и другие сложные соединения брусьев нужно по возможности избегать, заменяя их простым вариантом стыковки – внахлест или, как говорят плотники, «в пол дерева».

Основа, на которой строится каркасный гараж — горизонтальная опорная рама из бруса сечением 100х100 мм. Для ее изготовления лучше использовать дуб или лиственницу. Эти породы более стойко переносят увлажнение.

Опорную раму ставят не на бетон, а на рубероид, чтобы исключить попадание влаги в волокна древесины. На плитном или ленточном фундаменте ее фиксируют при помощи резьбовых анкерных шпилек диаметром 14-16 мм, предварительно заглубленных в бетон на глубину 20-25 см.

Выверив горизонтальность рамы строительным уровнем, можно приступать к установке угловых стоек каркаса. Проверив вертикальность, их фиксируют наклонными укосинами из досок, а поверху натягивают шнур. По нему выставляются рядовые стойки. Их шаг зависит от размеров поперечного сечения, толщины наружной обшивки и может составлять от 50 до 100 см.

Выставив по шнуру и закрепив постоянными укосинами стойки каркаса, их поверху фиксируют обвязочным брусом, который выполняет роль опоры для стропильной системы крыши.

Для надежного крепления стропильных ног в обвязочном брусе вырезают пазы.

Если гараж будет отапливаемым, то обшивку стен ведут одновременно с послойным утеплением пространства эковатой. Есть и другой вариант: можно сначала обшить каркас блокхаусом, деревянной вагонкой или доской, после чего изнутри облицевать его полужесткими плитами из минеральной ваты. Не забудьте закрыть утеплитель паробарьерной пленкой и сделать вентилируемый зазор!

Пенопластом каркасный гараж из бруса утеплять нельзя, поскольку этот материал не пропускает водяной пар и древесина в зоне контакта с ним будет гнить.

Гараж из сруба

Построить гараж из дерева, используя массив бруса проще, чем возводить каркасные стены. Стены из бруса не требуют обшивки. Этот материал имеет высокую степень строительной готовности, поскольку нарезается под размеры строения. Изготовитель сразу делает в нем посадочные соединения для венцов и профилирует по длине. От вас потребуется только эскизный чертеж, на котором нужно указать размеры гаража и ворот.

Главным условием долговечности гаража, построенного из массива бруса, является высокое качество древесины и ее низкая влажность. Поэтому лучше купить материал камерной сушки, чем более дешевый естественной влажности. Сырая древесина дает большую усадочную деформацию и в срубе появляются щели, требующие дополнительной конопатки.

Выбирая между оцилиндрованным бревном и профилированным брусом, лучше выбрать профилированный. У него меньшая усадка и трещинообразование. Он не так сильно трескается и легче собирается в единую конструкцию.

Хотя производители утверждают, что профилированные брусья не нуждается в межвенцовом утеплителе, лучше все-таки проложить между ними льняную или джутовую ленту.

Нижний пояс гаражного сруба должен быть изготовлен из древесины твердых пород, а для остальных венцов можно использовать сосну. Закончив сборку стен, брус изнутри покрывают антипиреном – веществом, не поддерживающей горения. Снаружи его обрабатывают антисептиком для защиты от гниения.

Говоря об оптимальном типе углового соединения бруса, отметим, что наиболее надежным и герметичным является комбинированный вариант «в полдерева». В нем стоят коренной и вставной шипы, а также достигается большая площадь контакта брусьев. Для самостоятельной рубки углов лучше использовать более простое соединение «встык на коренном шипе».

Ворота

Распашные ворота для гаража можно изготовить на основе деревянной рамы, обшив ее доской, вагонкой или стальным профилированным листом.

Если требуется более надежная защита, то нужно купить и установить в проеме стальные ролеты или автоматические секционные ворота. Их окраску можно точно подобрать под цвет брусовых стен, добившись визуальной гармонии.

Крыша

Для гаража из бруса подходит любой тип кровли – одно или двускатная, вальмовая или мансардная. Ее выбор зависит от ваших планов. Если есть необходимость в хранении хозяйственного инвентаря, то на гараже следует установить двускатную шатровую кровлю. Она дороже в строительстве, чем односкатная, но зато намного теплее и вместительнее.

Подшивку потолка в гараже по деревянным балкам можно выполнить с помощью листового гипсокартона или деревянной вагонкой, пропитанной антипиреновым составом.

Что еще почитать