Как информация влияет на человека. Информационное влияние на человека: пути обеспечения информационной безопасности в современном мире

Сегодня каждый из нас вынужден перерабатывать такие объемы информации, которые еще десять лет назад казались совершенно немыслимыми. Специалисты утверждают, что с начала двухтысячных годов количество информации на планете ежегодно удваивается.

Такая ситуация приводит к тому, что влияние информационных потоков на человека увеличивается многократно. Вне зависимости от нашего желания этот процесс происходит постоянно. Хорошо, если это воздействие оказывает положительное влияние на личность человека. Однако, чаще всего приходится сталкиваться с негативными последствиями информационного влияния.

Мы давно уже привыкли к термину “информационная война”, но далеко не всегда осознаем ее последствия для нашей жизни и не предпринимаем необходимые действия, чтобы защитить себя от ее разрушительного воздействия.

Определение информации

Существует множество всевозможных определений и формулировок, связанных с понятием информации, однако если принять во внимание, что

информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами,

то появляется некоторое представление о том, что это такое.

Виды информации

В зависимости от конкретных потребностей человека из общего информационного поля можно выделить только то, что нас интересует в данный момент времени.

У меня, как у обычного человека, вызывает интерес то, с чем приходится сталкиваться каждый день, а это информация:

    визуальная - то, что можно увидеть,

    аудиальная - то, что можно услышать,

    тактильная - то, что можно пощупать,

    обонятельная - то, что можно понюхать,

    вкусовая - то, что можно попробовать на вкус.

Честно говоря, меня всегда удивляло утверждение: “Человек - венец творения”. Ведь все перечисленные каналы получения информации у человека крайне ограничены по сравнению с представителями животного мира, существующего на планете.

Поэтому, как мне кажется, нет никакого смысла говорить о главенстве, а тем более совершенстве, человека в этом вопросе, по-крайней мере, того человека, каким он является на сегодняшний день.

Кроме способа восприятия необходимо остановиться также и на формах представления информации.

Существуют такие ее виды, как:

    текстовая - существующая в виде набора символов и букв,

    числовая - представленная посредством цифр, знаков, формул,

    графическая - в виде изображений, схем, графиков,

    звуковая - устная или в виде записи на звуковых носителях,

    медиа - пребывающая в формате видео.

Представленная классификация позволяет определить источники и пути проникания информации в личное пространство человека.

Информация и мировоззрение человека

К сожалению, а может быть и к счастью, не существует такой информационной единицы, которая была бы совершенно нейтральна для жизни среднестатистического человека.

Самое интересное, что определить окраску той или иной информации (положительная она или отрицательная) можно только на “выходе” из человека.

“Ибо не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него исходит” - примерно так, если не ошибаюсь, звучит в Библии.

Поэтому, хочу я того или нет, а чтобы противостоять проискам всевозможных “доброжелателей” мне придется многократно фильтровать как входящие, так и исходящие из меня, информационные потоки. Сделать это, в некоторых случаях, весьма затруднительно.

Помню, как осенью 2013 и зимой 2014 года во время киевского Майдана, когда практически все украинские СМИ освещали события только со стороны “мирных протестующих”, мне буквально “срывало крышу” от непонимания происходящего.

Массированная информационная кампания, проводимая в условиях отсутствия любых альтернативных источников информации, начала тихонечко отвоевывать те области моего сознания, которые были убеждены в правоте законно избранной власти. Правда, очень удивляла в то время полная недееспособность ее представителей, что позволяло усомниться в правоте всех ветвей этой власти и пойти по пути изменения своего отношения к “майданутым” из категории “они же дети”.

Слава Богу, хватило здравого смысла, чтобы остаться на своих позициях и определить для себя лично “кто есть кто”. Все последующие события только подтвердили мои оценки и выводы в этом вопросе.

Теперь, когда Крым находится в составе РФ, а “граница на замке”, мне остается лишь посочувствовать жителям Украины, продолжающим свое нелегкое существование в этом “информационном котле”.

Так, на своем личном опыте, я убедился в том, что противодействовать негативной информации можно только при помощи своего мировоззрения и внутренних убеждений.

Один мой знакомый в подобных случаях часто пользуется поговоркой: “На воротах сарая написано … (слово из трех букв), а там - дрова”.

Поэтому, прежде чем поддаваться эмоциям от увиденного или услышанного, необходимо, в первую очередь, исследовать источник этой информации. Если источник достоверный, то и информация окажется правдивой.

К тому же следует понимать, что у информационных продуктов, так же, как продуктов питания, есть свой своеобразный срок годности или хранения.

Если сегодня, к примеру, я назову афроамериканца негром, то прослыву абсолютно не толерантным человеком.

Это только во времена моего детства и юности слово “голубой” означало только “цвет”, а слово “трахнуть” ничего более, как только “сильно ударить”. Сейчас эти слова несут совершенно другую смысловую нагрузку и вызывают “клубничные” ассоциации только из-за того, что изменился нравственный уровень и мировоззрение массового сознания. Вот и получается, что срок годности слов в их нормальном значении закончился и заменен на продукт воспаленного воображения отдельных особей массовой культуры.

Надеюсь, что это не долго будет продолжаться и скоро: "и на нашей улице будет праздник”.

Можно сколько угодно долго приводить множество очень полезных цитат или высказываний по этому поводу, но суть остается одна: “свой внутренний (душевный) сосуд необходимо хранить в чистоте” и всегда помнить, что “ложка дегтя портит целую бочку меда”...

Как ни странно, но тема информационного влияния на человека затрагивает вместе с тем, вопросы положительных и отрицательных эмоций, процесса мышления человека и его отношения к окружающему миру.

Взаимосвязь информационного влияния и эмоций

Чтобы понять эту взаимосвязь достаточно вспомнить оптические опыты из курса школьной физики: когда через прозрачную призму пропускают пучок белого света, который за счет преломления внутри самой призмы распадается на спектр цветов радуги.

Точно также происходит и в жизни каждого из нас. Через наши органы чувств извне внутрь тела попадает самая разнообразная информация, которая в клетках организма распадается на мельчайшие и неделимые частички, затем синтезируется в новые информационные комбинации и выходит наружу. Происходит это по принципу вещественно-волнового обмена.

Ведь не секрет, что все наше мироздание устроено по такому же принципу.

Достаточно вспомнить, например, процесс пищеварения и все станет понятно. Наша пища, попадая в пищеварительную систему организма, проходит стадии расщепления на фракции, отбора выделяющейся энергии, считывания входящей информации и отвода отработанного материала. Полученная в этом процессе энергия и информация используется для поддержания жизнедеятельности организма за счет формирования новых энерго-информационных структур.

Необходимым и достаточным механизмом в этой системе (той самой призмой) и выступает наше мировоззрение.

Если оно становится мозаичным, а именно:

    когда мир един и целостен,

    когда все упорядочено, взаимосвязано и взаимозависимо,

    когда все процессы и явления возникают по мере развития,

то система работает стабильно и надежно.

Если же этот механизм начинает работать по калейдоскопической схеме, когда:

    все случайно,

    кругом хаос,

    отсутствуют причинно-следственные связи,

то и вся система в целом начинает сбоить и впоследствии разрушается.

Выводы

Чтобы успешно противостоять негативному влиянию информации и в итоге выйти победителем из информационной войны необходимо обладать соответствующим инструментарием, позволяющим определять наше местоположение в театре боевых действий. Лучшим инструментом подходящим для этого, как мы уже говорили ранее, являются наши эмоции, и в частности, ощущение радости.

Если мои цели находятся в области низкочастотных вибраций и излучений, то мое мировоззрение станет калейдоскопическим, а значит ущербным, так как не принесет истинной радости. Тогда, любая входящая в меня информация будет еще больше содействовать моему погружению в низкочастотные глубины, так как ее исходящий спектр будет постоянно сужаться в сторону темных тонов.

В том случае, если мне удастся разместить свои цели на уровнях высокочастотных вибраций, то у моего мировоззрения есть шанс стать мозаичным и ощутить во всей полноте состояние радости и счастья. Тогда, входящая в меня информация, будет еще больше способствовать переходу на высокочастотные уровни, так как исходящий спектр будет постепенно расширяться в сторону светлых тонов.

В любом случае, конечный результат будет зависеть только от моего выбора, представляющего собой один единственный вариант из всего множества возможных решений.

Сделаешь правильный выбор - получишь достойное воздаяние, а ошибешься - не избежишь заслуженного возмездия.

Когда-то я не мог себе даже представить, что звук, к примеру, может иметь свой определенный цвет, а насыщенность цвета можно определить с помощью звука. Однако, существующие сегодня технологии обработки и передачи информации позволяют не только соединить в единое целое несовместимые ранее явления природы, но и открыть их новые закономерности. Но об этом уже, как-нибудь, в другой раз…

А на этом, дорогой читатель, спешу откланяться, дабы не утруждать вашу утонченную натуру всякими “околонаучными” терминами и понятиями… Огромное вам спасибо за то, что осилили сей “труд” до конца.

А чтобы не пропустить выход новых заметок, вы легко можете подписаться на новостную рассылку...

Любая информация, которая поступает из СМИ, Интернет или от людей, оставляет свой след в сознании, а также подсознании человека. В этой статье мы рассмотрим научные данные о влиянии негатива на человека. И что делать, чтобы информация не разрушала Вашу жизнь.

Поток информации, который буквально обрушивается на человека ежедневно, всё больше и больше окутывает подсознание человека. Именно наше подсознание записывает каждые 3 секунды как на ленту всё, что происходит вокруг - это научный факт.

А что льется на человека ежедневно из СМИ, Интернета и от людей? В основном НЕГАТИВ: ссоры, воровство, насилие, алкоголь, стихийные бедствия, катастрофы, детективные сериалы с убийствами и обманом, болезни, войны, раздражающая реклама и др.

Потом человек удивляется, почему он какой-то раздраженный с утра и люди вокруг какие-то злые и негативные.

Этому есть научные объяснения

Юлия Кжишковска, руководитель лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины Томского государственного университета, рассказала на международном конгрессе, как негативная информация влияет на мозг человека и провоцирует развитие рака. Данный конгресс был посвящён исследованию клеточных и молекулярных механизмов взаимоотношения опухоли и микроокружения.

Учёные выделили три основных фактора: генетическая предрасположенность, влияние вирусов и бактерий и экологический аспект.

«Но существует и четвёртая причина, способная привести человека к краю пропасти, — хронический нераспознаваемый стресс. Очень часто он возникает под воздействием неконтролируемых потоков информации, в большинстве своём негативной, с которой мы сталкиваемся ежедневно. При этом люди не считают нужным защищаться от такого вида провокации, поскольку не видят в ней опасности», — говорится в сообщении вуза.

Информация атакует психику людей. И это ей хорошо удаётся, поскольку подавляющее большинство не осознает глобального вреда, наносимого их здоровью и не умеет фильтровать ненужную, опасную информацию.

«Человек, много времени проводящий у телевизора и в интернете, не думает о том, что огромное количество информации, которая для него абсолютно бесполезна, оседает в подсознании. Подкорка головного мозга пытается эти объёмы переработать, а организм не справляется. Всё это заставляет людей хаотически действовать, принося дивиденды тому, кто первый объяснил, что важно, нужно, выгодно», — считает ученый.

Даже если человек осознает, что испытывает стресс, и обратится к специалисту, его будут лечить медикаментозно, но ведь сам источник стресса никуда не денется.

Негативная информация напрямую действует на нервную систему, которая связана с иммунитетом человека. Сигналы из нервной системы принимают рецепторы иммунной системы, которые выделяют вещества, которые та тоже воспринимает своими рецепторами.

«Именно эти системы в процессе взаимодействия решают, будет у нас рак или нет. Если мы будем способствовать сотрудничеству иммунной и нервной систем, то существенно увеличим свои шансы на то, чтобы быть здоровыми и жить долго», — сказала биолог.

С детства людей важно учить находить полезную информацию, отсекая всё лишнее и негативное. В таком случае нервная система будет сохраняться, а иммунитет будет крепким и здоровым.

Есть еще исследования от ученых

Голландские ученые провели исследования и установили, что негативная информация способна медленно, но верно влиять на организм, способствуя развитию проблем различного рода.

Проведя наблюдения за статистическими данными, аналитики из Нидерландов установили, что после публикации в СМИ материалов негативного характера резко увеличивается количество людей , которые общаются за помощью к врачам .

Почему же так много деструктивной информации вокруг?

Но почему так? Потому что накал страстей вызывает интерес, переживание, всплеск гормонов , например, адреналина. Скучная, повседневная жизнь простого человека превращается в эмоциональное переживание, в предмет обсуждения с соседом, создается ощущение разнообразия в жизни .

А еще на фоне этих ужасных событий, обмана, разрушений, льющихся на зрителей, их спокойная, тихая жизнь кажется вполне еще достойной, вполне себе приемлемой. Таким образом, сам того не понимая, человек самоутверждается, тешит своё эго, создаётся иллюзия хорошей жизни . Но какой ценой?

Ценой разрушения своего здоровья, разума и души!

Более того

Как уже писалось выше, каждые 3 секунды наше подсознание записывает всё, что происходит вокруг, т.е. вся информация накапливается в подсознании. А оно любую информацию воспринимает буквально, у нее нет переносного значения, оно не отличает правду от лжи, реальность от выдумки. Так формируются негативные программы , шаблоны и установки, которые именно подсознание реализует в жизнь .

Иными словами, спустя время, наше подсознание будет создавать ситуации в жизни, которые в него заложены. Чем больше позитива, счастья, радости заложено, тем приятнее жизнь и радостней происходящие события , и наоборот, посеял, создал разрушающее негативное поле - получишь негатив и горе в полном объеме .

Подведем итог

Негативные новости и информация разрушают наше здоровье - это доказали специалисты. При этом разрушается не только нервная система, портится настроение и стимул в жизни, разрушается иммунитет, стойкостью которого определяется не только наше самочувствие, защита от неблагоприятных условий окружающей среды, но и протираковая защита.

Источник этого негатива находится у каждого в доме - телевизор, Интернет, радио, книги.

Выход только один

Избегать негативные новости, передачи, книги про убийства и статьи, т.е. убрать из жизни, из информационного поля всё разрушающее и деструктивное.

Особенно поберечь от новостей детей и объяснять им чем же вредна такая информация.

А для восстановления нервной системы, при нарушениях сна и снятия стресса нам поможет фитотерапия и рекомендации специалиста.

И, конечно, неповторимые, целебные ароматы натуральных эфирных масел , которые помогают восстанавливать здоровую энергетику, быстро вернуть спокойствие и сон и другие проблемы, связанные со стрессом и информационным перегрузом.

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была зачитана на Трезвом слёте в Таганроге в мае 2017 года.

Влияние информации на человека

Человек в своих решениях и действиях всегда исходит из своего мировоззрения. То, как он представляет себе окружающий мир, влияет на его поведение. Считаете, что мир жесток и люди в нём злые – будете соответствующим образом относиться к окружающим и получать такую же обратную реакцию. Считаете, что мир – исключительно прекрасное и светлое место, будете всегда ходить с улыбкой на лице, пока не встретите того, кто считает мир злым. Поэтому, конечно, надо сохранять положительный настрой, но обстановку оценивать максимально объективно с учётом как положительных сторон, так и отрицательных. Чем более объективны и целостны будут ваши представления об окружающем мире, тем яснее вы будете представлять последствия ваших действий, а соответственно, и прогнозировать ситуацию сможете с большей степенью достоверности.

При этом очень многие поступки в нашей жизни мы совершаем не в результате осознанных волевых действий, а, что называется, на автомате. В таких случаях нами управляет наше подсознание, которое опирается на уже сформированные стереотипы и модели поведения, и можно сказать, что в эти моменты мы действуем неосознанно, не задумываясь, а просто отрабатывая привычные поведенческие программы. Но прежде, чем мы начнём разбираться, откуда берутся эти поведенческие программы, давайте дадим определение тому, что значит «жить осознанно».

Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям»

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного. Например, если одна из целей человека – сохранять и укреплять своё физическое и психическое здоровье, то он никогда не станет употреблять алкоголь, табак и другие наркотики. То есть, чтобы жить осознанно – нужно ответить самому себе на вопрос: «Зачем ты живёшь?», а потом всегда об этом помнить.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Но вернёмся к мировоззрению, которое и определяет поведение каждого человека.

Мировоззрение – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных образов, которые отражают наши представления об окружающем мире. Если мировоззрение адекватно действительности, то есть картинка, сформированная в нашей голове, похожа на реальный мир – то и человек ведёт себя адекватно. Если в голове калейдоскоп и хаос – то и поведение будет в стиле «семь пятниц на неделе».

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы, которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека:

  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место. Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства:

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией – это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием , и, когда это уместно, лучше их так и называть.

«На меня не влияет»

Многие скажут: «Ну что вы, я посмотрел выпуск !, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра , человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением:

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.

Сегодня в посте: Вероятность проявления психологических опасностей, , может быть различной в зависимости от конкретных условий.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога , желаю всем психического здоровья.

Влияние информации на человека — классификация

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации влияния информации на человека. Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим - от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации.

В первую очередь необходимо выделить следующие основные источники влияния информации на человека , которые можно разделить по отношению к личности на две группы: внешние и внутренние.

Источники влияния информации на человека

Общим источником внешнего влияния информации является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.


Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.

Одним из них является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его.

В другую группу источников влияния можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других (см. Психология влияния на человека) без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Это деятельность различных лиц - от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию.

К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно, смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность.
(манипуляции или управление людьми)
Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.

Влияния информации на человека — отношения манипуляций

Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию.

Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения - факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара.
Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре.
(психология убеждения, или все будет по моему)
Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п.

Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.

Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического влияния на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций - различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.

В связи с этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников влияния информации на человека.

Группы влияния информации на человека

Так, для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.

Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО «МММ» (у которого не было проблем, но эти проблемы возникли у большинства его клиентов).

В качестве еще одного источника влияния информации, при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического влияния на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны.

Опасность влияния информации усугубляется также тем, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и влиять их сознание.

Основные источники влияния информации на человека

Основные источники информационно-психологического влияния на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом:
— Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.
— Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).
— Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
— Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Основные средства влияния информации на человека

В качестве основных средств влияния информации на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
— средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
— литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
— искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
— образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
— воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
— личное общение .

Внутренние источники влияния информации на личность человека заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным влияниям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д.

Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим влияниям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.

Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

Психофизиологические возможности противостояния влиянию информации на человека

Знание своих индивидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.

Желаю всем психологического благополучия!

Часто задаваемые вопросы:

Все чаще современные люди именуют телевизор «зомбоящиком». У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.

Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:

  • информация,
  • метафора,
  • личный опыт.

Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной ин формации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации , преподнесенной с помощью определенных метафор . Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь» . И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.

Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния , то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.

Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.

Средства массовой информации

Ключевое слово в средствах массовой информации - информация . Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:

  • написанным словом (газеты, журналы и т.п.),
  • произнесенным словом — звуком (радио),
  • воспроизведенным словом (телевидение).

То есть присутствует и второе условие формирования у человека «необходимых» ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.

Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации - это «четвертая» власть . В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.

К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость - это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).

Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.

А если посмотреть вглубь? Одиночество людей - это
дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды - это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).

Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.

Контролировать чувства!

Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.

Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые це нности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.

В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди .

Антон Тенсин

Что еще почитать