Хроника жизни мартина лютера и даты выхода в свет его основных трудов. Реформация и ее «апостолы

Мартин Лютер: путь к Реформации

Многие относятся к христианской вере как к чему-то очень легкому и понятному, а то и просто причисляют ее к разряду добродетелей. Происходит так потому, что сами они ее не переживали и не испытывали великой силы веры.

Мартин Лютер

За всю историю христианства мало кто становился предметом таких ожесточенных споров, как Мартин Лютер. Одни представляют его извергом, разрушившим единство церкви, "диким кабаном", растоптавшим Божью ниву, монахом-вероотступником, посвятившим жизнь разрушению самих основ монашества. В глазах других он выглядит настоящим героем, благодаря которому восстановилась проповедь истинного Евангелия, поборником библейской истины, реформатором разложившейся и отступнической церкви. Но в последние годы среди христиан различных вероисповеданий наблюдается все большее единство во взглядах по этому вопросу. Изучение жизни и деятельности Лютера с большей объективностью побудило и католиков, и протестантов пересмотреть свои позиции, отстаивая которые они в пылу полемики не принимали в расчет исторических исследований. Сейчас мало кто сомневается в искренности Лютера, и многие католические историки признают обоснованность его протеста и его правоту по многим вероучительным вопросам. С другой стороны, лишь немногие протестантские историки продолжают рассматривать Лютера как героя-исполина, который почти в одиночку реформировал христианство и чьи грехи и ошибки не имеют особого значения.

Лютер был эрудированным и ученым человеком с простыми и даже грубоватыми манерами. Возможно, именно это помогало ему выражать глубочайшие богословские мысли в такой форме, чтобы они быстро находили отклик среди народных масс. В вере он был настолько искренним, что она стала для него всепоглощающей страстью и, стремясь выразить ее, он мог вести себя как неотесанный простолюдин. Ничто другое не имело для него такого значения, как вера и послушание Богу. Получив уверенность, что Бог направляет его на определенные дела, он шел по этому пути до конца. Он явно был не из тех учеников, кто, взявшись за плуг, оборачивается назад. Лютер мастерски владел словом, одинаково хорошо зная латинский и немецкий, хотя и проявлял склонность излишне преувеличивать значение того или иного положения и тем самым искажать его смысл. Убедившись в правоте своего дела, он был готов противостоять самым могущественным властителям своего времени. Но сама глубина его убежденности, его страстная приверженность истине и склонность к преувеличениям побуждали его использовать столь сильные выражения и отстаивать столь радикальные взгляды, что позднее он сам и его последователи будут об этом сожалеть.

С другой стороны, распространению взглядов Лютера в значительной мере благоприятствовали условия, которые создал не он, на которые он никак не мог повлиять и о роли которых в процессе реформации он имел лишь смутное представление. Благодаря изобретению печатного станка его сочинения доходили до такого числа читателей, которого не знала рукописная книга. Лютер, по сути дела, первым начал использовать печать как средство пропаганды и писать в надежде на дальнейшее широкое распространение своих сочинений. Рост националистических чувств в Германии, которые он разделял, давал ему неожиданное, но весьма ценное подспорье. Многие реформаторы-гуманисты, не соглашавшиеся с целым рядом его утверждений, тем не менее заявляли, что его надо сначала выслушать, а не осуждать заведомо, как это было в случае с Яном Гусом. Незамедлительному и безоговорочному осуждению Лютера не способствовали и политические условия, сложившиеся в начале эпохи Реформации; когда же гражданские и церковные власти решили успокоить разразившуюся бурю, было уже поздно. Изучение жизни и деятельности Лютера с очевидностью доказывает одно: Реформация произошла не потому, что так решил Лютер, а потому, что для нее пришло время, потому, что этот великий реформатор, а вместе с ним и многие другие были готовы исполнить свою историческую миссию.

Долгие поиски

Лютер родился в 1483 году в немецком городе Эйслебене. Его отец, по происхождению крестьянин, сначала был рудокопом, а затем стал владельцем нескольких литейных мастерских. Детство Мартина нельзя назвать счастливым. Родители воспитывали его в строгости, и много лет спустя он с горечью рассказывал о том, каким наказаниям подвергался в то время. В течение всей жизни он не раз впадал в меланхолию и состояние тревоги, которые некоторые исследователи объясняют крайней суровостью обращения с ним в детстве и в отроческие годы. В школе поначалу дела шли не лучше, и впоследствии он вспоминал, что его секли, когда он не знал уроков. Не стоит преувеличивать значение этих ранних испытаний и считать, что они предопределили весь дальнейший ход жизни Лютера; тем не менее они, несомненно, наложили глубокий отпечаток на его характер.

Мартин Лютер . Портрет Лукаса Кранаха.

В июле 1505 года, в возрасте почти двадцати двух лет, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. К такому решению его подвели несколько причин. За две недели до этого во время грозы его охватил страх смерти и ада, и он дал обещание св. Анне стать монахом. По его собственным словам, в монастырь его привели трудные условия, в которых он рос. Отец прочил его в адвокаты и не жалел усилий, чтобы дать ему необходимое образование. Но Лютер не хотел быть юристом, и вполне возможно, что он, хотя и не сознавая полностью своих мотивов, избрал монашеское призвание как некий компромисс между планами отца и собственными наклонностями. Узнав об этом решении, старший Лютер пришел в негодование и долго не мог простить сына, считая, что тот предал благородные жизненные цели. Но в конечном счете в монастырь Лютера привела забота о собственном спасении. Мысль о спасении и осуждении буквально пронизывала атмосферу, в которой он жил. Земная жизнь – не более чем испытание и подготовка к грядущей жизни. Казалось глупым, став адвокатом, добиваться славы и богатства в настоящей жизни в ущерб жизни вечной. Поэтому Лютер как верный сын церкви поступил в монастырь с твердым намерением использовать предлагаемые церковью средства спасения, самым надежным из которых была монашеская жизнь в самоотречении.

За год послушничества Лютер пришел к убеждению, что принял мудрое решение, – он чувствовал себя счастливым и жил в мире с Богом. Настоятели быстро убедились в его необычайных способностях и решили, что он должен стать священником. Впоследствии, вспоминая о том, какие чувства переполняли его, когда он служил свою первую мессу, Лютер писал об охватившем его страхе при мысли, что он держит и предлагает само тело Христово. Затем чувство страха он начал испытывать все чаще – он считал себя недостойным Божьей любви и не был уверен, что его дел достаточно для спасения. Бог казался ему строгим судьей – подобным его отцу и школьным учителям, – Который в Судный день призовет к ответу и признает его не выдержавшим испытание. Дабы спастись от гнева такого Бога, человек должен использовать все средства благодати, предлагаемые церковью.

Но для такого глубоко религиозного, искреннего и страстного человека, каким был Лютер, этих средств оказалось мало. Считалось, что для оправдания молодого монаха перед Богом достаточно добрых дел и таинства покаяния. Лютер, однако, так не думал. Он испытывал непреодолимое чувство собственной греховности, и чем больше он стремился подавить его, тем сильнее сознавал власть греха над собой. Предположение, что он не был хорошим монахом или что он вел безнравственную жизнь, ошибочно. Наоборот, он стремился неукоснительно выполнять монашеские обеты. Он постоянно наказывал свое тело, как предписывали великие учителя монашества. Он исповедовался так часто, как только мог. Но все это не ослабляло в нем страха осуждения. Чтобы получить прощение грехов, в них надо покаяться, его же страшило, что он может забыть о каком-то грехе и тем самым лишиться награды, к которой так неустанно стремился. Поэтому он проводил долгие часы, составляя списки и анализируя свои мысли и поступки, и чем больше он этим занимался, тем больше отыскивал в себе грехов. Бывали случаи, когда, уже выйдя из исповедальни, он вспоминал о грехе, в котором не покаялся. Тогда его охватывало чувство тревоги и отчаяния, ибо грех – не просто сознательные поступки или мысли. Грех – это состояние, образ жизни, нечто гораздо большее, чем отдельные прегрешения, в которых можно покаяться священнику. Таким образом, само таинство покаяния, которое должно было приносить облегчение, на самом деле еще больше усиливало в нем ощущение своей греховности и не помогало справиться с отчаянием.

Духовный наставник посоветовал ему читать сочинения великих мистиков. Как мы уже видели, в конце средневекового периода (отчасти как реакция на разложение церкви) резко возрос интерес к мистическому благочестию, предлагавшему иной путь приближения к Богу. Лютер тоже решил пойти по этому пути, но не потому, что сомневался в авторитете церкви, а потому, что получил от своего духовника, представлявшего этот авторитет, такой совет.

Мистицизм, как и монашество ранее, на время увлек его. Быть может, здесь он найдет путь к спасению. Но и этот путь тоже вскоре завел его в тупик. Мистики утверждали, что человеку достаточно просто любить Бога и что эта любовь дает все остальное. Лютер воспринял эти слова как освобождение – ему не надо было больше вести строгий учет всех своих грехов, как он добросовестно делал это до сих пор, получая в награду лишь чувство неудовлетворенности и отчаяния. Но вскоре он понял, что любить Бога не так-то просто. Если Бог подобен его отцу и учителям, избивавшим его до крови, как он может любить такого Бога? В конце концов Лютер пришел к ужасающему выводу, посчитав, что он испытывает к Богу не чувство любви, а ненависть!

Уйти от этих вопросов и размышлений было невозможно. Чтобы получить спасение, человек должен каяться в грехах, но Лютер видел, что, несмотря на все его усилия, грех выходит за рамки того, в чем он может покаяться. По утверждению мистиков, достаточно любить Бога, но это тоже не очень помогало, так как Лютер был вынужден признать, что не может любить справедливого Бога, требующего отчета о всех его поступках.

На этом этапе духовник, одновременно являвшийся настоятелем, предпринял смелый шаг. Обычно считалось, что священник, переживающий такой внутренний перелом, как это было с Лютером, не может быть пастырем и учителем. Но духовник решил, что Лютер тем не менее должен исполнять именно эту роль. Много веков назад Иероним избежал искушений благодаря работе над древнееврейскими текстами. Лютер сталкивался с иными трудностями, нежели Иероним, но учеба, преподавание и выполнение пастырских обязанностей могли и на него оказать такое же воздействие. Поэтому Лютер неожиданно для себя самого получил назначение на должность преподавателя Писания во вновь открытом университете в городе Виттенберг.

Согласно протестантскому преданию, в монашеские годы Лютер не знал Библии и изучать ее начал только со времени обращения или незадолго до этого. Но это не так. Будучи монахом, он соблюдал уставные часы молитв и поэтому знал наизусть Псалтирь. Кроме того, в 1512 году, после прохождения курса, включавшего в себя изучение Библии, он получил степень доктора богословия.

Столкнувшись с необходимостью готовить лекции на библейские темы, Лютер начал искать в Библии новый смысл, который дал бы ему ответ и на его собственные духовные поиски. В 1513 году он начал читать лекции по Псалтири. Проведя многие годы в чтении псалмов, следующих годичному кругу богослужений, в основу которого положены главные события жизни Христа, Лютер истолковывал псалмы с христологической точки зрения. Когда псалмопевец говорил от первого лица, для Лютера это означало, что словами псалмопевца Христос Сам говорит о Себе. В Псалтири Лютер увидел Христа, переживавшего такие же испытания, как и он сам. Это стало основанием для его великого открытия. Само по себе оно могло бы привести Лютера к признанию распространенного представления, согласно которому Бог-Отец требует суда, а любящий нас Бог-Сын способствует нашему прощению. Но Лютер изучал богословие и знал, что такая дихотомия применительно к Божеству неприемлема. Поэтому утешение, которое он нашел в страданиях Христа, было недостаточным, чтобы облегчить его боль и собственные страдания.

Великое открытие произошло, по всей видимости, в 1515 году, когда Лютер начал читать лекции, посвященные Посланию к римлянам. Позднее он заявил, что преодолеть трудности ему помогла первая глава этого послания. Но далось это ему нелегко. Недостаточно было просто открыть Библию и прочитать, что "праведный верою жив будет". По его собственному признанию, это открытие он сделал после долгой внутренней борьбы и душевных страданий, ибо в начале стиха Рим. 1:17 сказано, что в Евангелии "открывается правда [или справедливость суда] Божия". Эти слова означают, что Евангелие раскрывает праведность – и справедливость суда – Бога. Но Лютеру тяжело было принять именно суд Божий. Как такое послание может быть Благой Вестью? В глазах Лютера Благая Весть могла заключаться только в том, что Бог не исполняет правосудие, то есть что Он не судит грешников. Но в Рим. 1:17 Благая Весть и суд Божий неразрывно связаны.

Лютеру претили слова "правда Божия", и он дни и ночи напролет пытался понять взаимосвязь между двумя частями этого стиха, в котором сначала провозглашается "правда [суда] Божия", а затем утверждается, что "праведный верою жив будет".

Ответ был удивительным. Лютер пришел к выводу, что "суд Божий" не означает, как он думал раньше, наказание грешников. "Правда", или "праведность" праведных принадлежит не им, а Богу. "Правду Божию" получают те, кто живет верой. Она дается им не потому, что они праведны, не потому, что они исполняют требования божественного правопорядка, а просто потому, что того желает Бог. Следовательно, учение Лютера об "оправдании верой" не подразумевает веру как нечто такое, чего мы по требованию Бога должны достигать, чтобы затем получать за это вознаграждение. Оно означает, что вера и оправдание – Божьи дела, дар благодати грешникам. Сделав это открытие, Лютер в предисловии к своим сочинениям на латинском языке писал: "Я чувствую себя рожденным заново и вижу, что передо мной открылись врата небесные. Все Писание обрело новый смысл. С этой минуты слова "правда Божия" больше не пугают меня, а, напротив, вызывают во мне невыразимое наслаждение как выражение великой любви".

Начало бури

В ходе дальнейших событий раскроется иная сторона характера Лютера, но до сих пор он выглядит достаточно спокойным человеком, занятым учебой и духовными поисками. Сделанное им великое открытие, хотя оно и заставило его по-новому взглянуть на Евангелие, не сразу побудило Лютера выступить против того, как понимала христианство официальная церковь. Напротив, монах продолжал заниматься преподавательской деятельностью и своими пастырскими обязанностями, и хотя, по некоторым сведениям, он уже тогда начал пропагандировать свои вновь приобретенные знания, в целом он придерживался традиционного учения церкви. Более того, он сам еще как будто бы не осознавал, до какой степени несовместимы сделанное им открытие и та система покаяния, на которой строились общепринятые богословские и религиозные взгляды.

Методом спокойного убеждения Лютеру удалось привлечь на свою сторону большинство коллег из Виттенбергского университета. Решив, что он должен бросить вызов традиционным взглядам, Лютер составил девяносто семь тезисов для обсуждения в ученых кругах. В них он подверг критике некоторые основополагающие догматы схоластического богословия, надеясь, что их публикация и обсуждение привлекут всеобщий интерес и позволят ему раскрыть сделанное им великое открытие. Но, к его удивлению, ни самими тезисами, ни их обсуждением за пределами университета никто особенно не заинтересовался. Казалось, что выдвинутая им идея, согласно которой Евангелие представляет собой нечто совершенно иное по сравнению с общепринятыми взглядами и которой он придавал первостепенное значение, осталась почти незамеченной.

Затем произошло неожиданное. Лютер написал другие тезисы без особых надежд на то, что ими заинтересуются больше, чем предыдущими, но они вызвали такое сильное волнение, что последствия его в конечном счете отразились на всем христианском мире. Причина совершенно иного отношения к новому варианту тезисов – известных как "Девяносто пять тезисов" Лютера – заключалась в том, что в них подвергались резкой критике продажа индульгенций и ее богословские основания. Не вполне сознавая, что он делает и кого критикует, Лютер выступил против планов обогащения, которые строили могущественные сеньоры и прелаты.

Продажа индульгенций в Германии, вызвавшая протест Лютера, проводилась с разрешения папы Льва X и отвечала интересам могущественной династии Гогенцоллернов, стремившейся к гегемонии в империи. Один из членов этого семейства, Альбрехт Бранденбургский, уже владел двумя епархиями и стремился захватить самое крупное архиепископство Германии – Майнцское. Он начал переговоры со Львом X, одним из самых алчных и праздных пап, глубже других погрязшим в пороке. Они достигли соглашения, по которому за десять тысяч дукатов Альбрехт получал все, что просил. Это была значительная сумма, поэтому папа разрешил Альбрехту провести крупномасштабную продажу индульгенций на его территориях при условии, что половина вырученных доходов отправится в папскую казну. Лев мечтал закончить строительство большой базилики Св. Петра, начатое Юлием II, и нуждался для этого в средствах, которые надеялся получить от продажи индульгенций Альбрехтом. Таким образом, собор, ставший гордостью римского католичества, был одной из косвенных причин протестантской Реформации.

Продажа индульгенций в Германии была поручена доминиканцу Иоганну Тецелю, человеку беспринципному, готовому нарушить любые приличия, лишь бы сбыть свой товар. Так, например, Тецель и его проповедники заявляли, что индульгенции, которые они продают, делают грешника "чище, чем сразу же после крещения", "чище, чем Адам до грехопадения" и что "у креста продавца индульгенций больше силы, чем у креста Христа". Желавшим купить индульгенцию для кого-то из усопших близких обещали, что "как только раздается звон монеты, душа выходит из чистилища" {2} .

Такие заявления вызывали негодование у многих образованных людей, знавших, что Тецель и его проповедники искажают учение церкви. Для гуманистов, сожалевших о широком распространении невежества и предрассудков, деятельность Тецеля была очередным свидетельством глубокого разложения церкви. Выразители немецких национальных чувств в кампании Тецеля видели еще один пример того, как папство ради пиров и роскоши вымогает деньги у немецкого народа, играя на его доверчивости. Но поскольку дело ограничивалось глухим недовольством, продажа индульгенций не прекращалась. Именно тогда Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые "Девяносто пять тезисов". Этими тезисами, написанными на латинском языке, он не рассчитывал, как это было в случае с первыми тезисами, произвести в церкви великое потрясение. После первого опыта он, по-видимому, пришел к выводу, что такие вопросы представляют интерес только для богословов и что обсуждение новых тезисов не выйдет за рамки ученых кругов. Но эти девяносто пять тезисов, продиктованные праведным гневом, обладали большей разрушительной силой, чем первые. Чисто богословским вопросам в них уделялось меньше внимания, и они вызвали благожелательный отклик у тех, кого возмущали эксплуатация Германии иностранными державами и политика попустительствовавших этому немцев, подобных Гогенцоллернам. Кроме того, выступив против продажи индульгенций в Германии, Лютер ставил под угрозу доходы и планы папы и династии Гогенцоллернов. Хотя критика его была относительно умеренной, Лютер не ограничился вопросом о действенности индульгенций и указал, что эта система строится на эксплуатации. Лютер заявил, что если папа действительно способен освобождать души из чистилища, он должен пользоваться этой властью не из каких-то практических побуждений (например, ради постройки церкви), а из чувства любви и делать это бесплатно (тезис 82). По сути, как раз папа должен давать деньги беднякам, у которых продавцы индульгенций вымогают последние сбережения, и поступать так он должен даже в том случае, если для этого ему придется продать базилику Св. Петра (тезис 51).

Свои тезисы Лютер обнародовал накануне Дня всех святых, и они оказали такое воздействие, что эта дата, 31 октября 1517 года, считается обычно началом протестантской Реформации. Текст девяноста пяти тезисов печатники вскоре распространили по всей Германии, причем не только в оригинале, на латыни, но и в переводе на немецкий язык. Экземпляр тезисов с исполненным почтения сопроводительным письмом Лютер отправил Альбрехту Бранденбургскому. Тезисы и письмо Альбрехт переслал в Рим, попросив папу Льва вмешаться. Император Максимилиан пришел в ярость от наглости этого выскочки-монаха и в свою очередь попросил Льва принудить Лютера к молчанию. Тем временем Лютер опубликовал развернутое объяснение своих тезисов, в котором уточнил, что, собственно, он имел в виду в этих очень кратко сформулированных положениях, но при этом подверг систему индульгенций еще более суровой критике и изложил некоторые богословские предпосылки, на которых основывался его протест.

Папа попросил разобраться во всем этом орден августинцев, так как Лютер был его членом. Лютера вызвали на очередное собрание капитула ордена в Гейдельберг. Он прибыл туда, хотя и опасался за свою жизнь, предполагая, что его осудят и сожгут на костре как еретика. Но его приятно удивило, что многие братья-монахи благосклонно относятся к его теориям и что его взгляды находят поддержку среди молодежи. Остальные относились к спору между Лютером и Тецелем как к очередному проявлению соперничества между доминиканцами и августинцами и не хотели ради одной только этой борьбы отрекаться от уже сделанного выбора. В конечном счете Лютер вернулся в Виттенберг, заручившись поддержкой своего ордена и воодушевленный теми, кого он убедил в правоте своих взглядов.

Девяносто пять тезисов Лютера были вскоре напечатаны и разойтись по всей территории Германии.

Тогда папа пошел по другому пути. Имперский рейхстаг, то есть собрание знати, должен был состояться в Аугсбурге под председательством императора Максимилиана. Своим легатом на это собрание Лев назначил кардинала Каэтана, человека очень образованного, перед которым ставилась задача убедить немецких властителей в необходимости организовать крестовый поход против турок, угрожавших Западной Европе, и согласиться на взимание налогов для этой цели. Турок боялись до такой степени, что Рим готов был примириться с гуситами в Богемии и даже согласиться с некоторыми их требованиями. Кроме того, Каэтану поручили встретиться с Лютером и принудить его к отречению от своих взглядов. Если же монах стал бы упорствовать, его надлежало силой отправить в Рим.

Земли, где жил Лютер, находились под управлением Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии, который от имени императора Максимилиана выдал Лютеру охранное свидетельство. Лютер, впрочем, не очень доверял слову императора, так как помнил, что при таких же обстоятельствах и невзирая на императорское охранное свидетельство Яна Гуса сожгли на костре в Констанце. Но несмотря на это, он отправился в Аугсбург, будучи убежденным, что он не может умереть, если того не пожелает Бог.

Каэтан не выполнил возложенную на него миссию. Кардинал отказался обсуждать теории Лютера и потребовал, чтобы он просто отрекся от них. В ответ на это монах заявил, что готов отказаться от своих слов, но только если убедится в своей неправоте. Узнав, что Каэтан не желает обсуждать спорные вопросы, так как получил от папы полномочия на его арест, Лютер ночью тайно покинул Аугсбург и вернулся в Виттенберг, где выступил с призывом о созыве вселенского собора.

Все это время Лютер мог рассчитывать на поддержку Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии и, следовательно, правителя Виттенберга. На этом этапе Фридрих считал себя обязанным защищать Лютера не потому, что был убежден в правоте монаха, а потому, что простая справедливость требовала, чтобы его выслушали и чтобы суд над ним был беспристрастным. Превыше всего Фридрих хотел слыть и запомниться мудрым и справедливым правителем. С этой целью он основал Виттенбергский университет, многие преподаватели которого теперь говорили ему, что Лютер прав и что его ни в коем случае нельзя считать еретиком. По крайней мере до официального суда и вынесения приговора Фридрих был готов ограждать Лютера, дабы не совершилось преступление, подобное сожжению на костре Яна Гуса. Занимать такую твердую позицию было нелегко, так как число и влияние тех, кто объявлял Лютера еретиком, постоянно росли.

В это время умер Максимилиан, и императорский престол освободился. Он был выборным, и теперь коллегии выборщиков-курфюрстов предстояло определить преемника умершего императора. Двумя наиболее могущественными кандидатами были король Испании Карлос I и король Франции Франциск I. Но избрания как того, так и другого опасался папа Лев, так как концентрация власти в руках одного человека поставила бы под угрозу проводившуюся им политику. Помимо Испании, быстро богатевшей в результате притока золота из своих колоний, Карлос уже имел обширные наследственные владения в Австрии, Нидерландах и Южной Италии. Если бы он получил императорскую корону, как правителю в Западной Европе ему не было бы равных. Франциск, хотя он и не владел такими большими территориями, как Карлос, тоже представлял для Льва опасность, так как союз французской короны с германской мог снова поставить папство в зависимость от Франции. Поэтому папе надо было найти другого кандидата, достойного поддержки не в силу его могущества как монарха, а за личные достоинства и авторитет. Учитывая такие критерии, идеальным кандидатом, которого папа мог противопоставить Карлосу и Франциску, был Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонии, пользовавшийся уважением многих германских князей. Если бы Фридриха избрали императором, сложившийся в результате этого баланс сил повысил бы влияние и независимость папы. Поэтому еще до смерти Максимилиана Лев решил обхаживать Фридриха и выставить его кандидатуру на избрание императором.

Но Фридрих был полон решимости защищать Лютера – по крайней мере, до суда и вынесения справедливого приговора. Поэтому Л ев избрал тактику, предполагавшую отсрочку осуждения Лютера И установление более дружеских отношений как с реформатором, так и с его покровителем. Чтобы добиться желаемого сближения, он назначил послом в Саксонии Карла фон Мильтица, родственника Фридриха. В знак особой милости папы Мильтиц привез Фридриху "Золотую розу" {3} . Какого-либо подарка Лютеру папа не прислал, но дал легату указание занимать в отношении непокорного монаха примиренческую позицию.

Мильтиц встретился с Лютером, который пообещал впредь воздерживаться от полемики, если его оппоненты поступят так же. Это привело к краткому перемирию, нарушенному Иоганном Экком, богословом из Ингольштадтского университета, которого возмущали доводы Лютера. Экк был хитрым противником и выступил не против Лютера лично, так как в таком случае он выглядел бы нарушителем заключенного перемирия, а против другого ученого из Виттенбергского университета – Андреаса Рудольфа фон Боденштайна Карлштадта. Карлштадт принял взгляды Лютера, но он был импульсивным человеком, готовым выражать свои новые верования в самых крайних формулировках. Это само по себе делало его более уязвимым по сравнению с Лютером для обвинений в ереси, так что Экк выбрал удачного противника для диспута. Его намеревались провести в Лейпциге, и поначалу темой полемики должны были стать богословские взгляды Карлштадта, а не тезисы Лютера. Но вопросы, предложенные для обсуждения, явно были связаны с тезисами Лютера, поэтому реформатор заявил, что это просто уловка для нападок на него и что он тоже примет участие в дискуссии.

Диспут проводился с соблюдением всех формальностей и продолжался несколько дней. Когда на нем наконец столкнулись Лютер и Экк, стало ясно, что первый лучше знает Писание, а второй чувствует себя более уверенно, когда речь заходит о каноническом законе и о средневековом богословии. Экк умело направлял дискуссию на рассмотрение выгодных для себя вопросов, и в конце концов Лютер был вынужден заявить, что Констанцский собор необоснованно осудил Гуса и что простой христианин, основывающийся на Писании, обладает большей властью, чем все папы и соборы, не имеющие такого основания. Этого было достаточно. Лютер сам заявил о своем согласии с еретиком, осужденным вселенским собором, и даже посмел объявить решение собора ошибочным. Несмотря на всю силу аргументации Лютера, одержавшего верх над своим противником по многим вопросам, победа в диспуте была присуждена Экку, ибо он выполнил поставленную перед ним задачу: доказать, что Лютер – еретик и последователь Гуса.

Так начался новый этап борьбы Лютера, в ходе которого он вступил в открытое противоборство с папством, – теперь ему грозила более серьезная опасность. Но реформатор и его последователи воспользовались благоприятно сложившимися для них политическими условиями – в Германии и за ее пределами росло число тех, кто видел в Лютере поборника библейской веры. Помимо сторонников его богословских взглядов, Лютера поддерживали многие гуманисты и немецкие националисты. Первые в протесте Лютера находили много общего с предлагавшимися ими реформами. Националисты же видели в нем рупор немецкого народа перед лицом попирающего его интересы Рима.

Папа отлучил Лютера своей буллой Exsurge Domine.

За несколько недель до лейпцигского диспута императором был избран испанский король Карлос I под именем Карла V. Карл испытывал к Фридриху Мудрому чувство благодарности за поддержку его кандидатуры, но он был человеком строго ортодоксальных взглядов и не мог терпимо относиться к ереси на своих землях, поэтому его избрание сулило Лютеру неприятности. Фридрих же все больше убеждался в правоте реформатора и продолжал поддерживать его. Но у папы теперь не было причин откладывать официальное осуждение, с которым он раньше медлил из политических соображений. В булле "Exsurge Domine" Лев заявил, что на ниву Господню вторгся "дикий кабан из леса", и приказал сжечь все книги Мартина Лютера; он также предложил ему в шестидесятидневный срок подчиниться римской власти, пригрозив в противном случае отлучением и преданием анафеме.

До Лютера булла добиралась долго. На разных германских землях она вызывала разную реакцию. В одних местах папские указания исполнялись, и книги Лютера публично предавали огню. В других же, наоборот, студенты и сторонники Лютера жгли книги его противников. Когда булла дошла наконец до Лютера, он публично сжег ее вместе с книгами, названными им худшими образчиками пропаганды "папистских доктрин". Это знаменовало окончательный разрыв, и пути назад уже не было.

Важное значение имело то, как поведут себя император и другие германские правители, так как без их поддержки Льву вряд ли бы удалось принудить реформатора к молчанию. Мы не будем останавливаться на всех обстоятельствах связанных с этими сложными политические маневрами. Достаточно сказать, что даже такой убежденный католик, как Карл V, изъявлял готовность сделать Лютера орудием своей политики, когда у него возникали опасения, что Лев слишком благожелательно относится к его сопернику, французскому королю Франциску I. Наконец, после многих перипетий было принято решение вызвать Лютера на заседание имперского рейхстага, который должен был собраться в Вормсе в 1521 году.

В Вормсе Лютер предстал перед императором и многими князьями Германской империи. Председательствующий показал ему несколько книг и спросил, действительно ли он является их автором. Просмотрев их, Лютер ответил, что эти и другие подобные книги написал он. Затем его спросили, продолжает ли он придерживаться взглядов, изложенных в этих изданиях, или же он хочет от них отречься. Наступил трудный для Лютера момент. У него не было страха перед императорской властью, но он боялся Бога. Казалось немыслимым выступить против всей церкви и против императора, власть которого установлена Богом. Монах в очередной раз содрогнулся перед величием Бога и попросил день на размышления.

На следующий день зал заседаний рейхстага был переполнен, поскольку все знали, что должен выступить Лютер. Присутствие в Вормсе императора, которого сопровождал отряд испанских солдат, пренебрежительно относившихся к немцам, раздражало не только простых людей, но и многих германских князей. Лютеру еще раз предложили отречься. Зал замер, и в полной тишине монах ответил, что мысли, высказанные в его сочинениях, в целом соответствуют фундаментальному христианскому учению, которого придерживается не только он, но и его оппоненты. Что же касается некоторых других положений, продолжал он, в них речь идет об угнетении и эксплуатации немецкого народа. От них он тоже не может отречься, к тому же рейхстаг был созван не для этого, а отказ от таких взглядов приведет к еще большей несправедливости. В-третьих, в своих работах он критикует ставшие предметом полемики отдельные взгляды отдельных личностей. Возможно, признал он, в каких-то случаях его высказывания были слишком резкими. Но справедливость их отрицать невозможно, или пусть его убедят в обратном.

Император не хотел вступать в дискуссию с Лютером, поэтому велел очередной раз задать ему вопрос: "Отрекаешься ты или нет?" На него Лютер дал ответ на немецком языке, отбросив латынь, на которой традиционно проводились богословские диспуты: "Совесть моя подчиняется Слову Божьему. Я не могу и не хочу отречься, ибо неправильно и небезопасно идти наперекор своей совести. Да поможет мне Бог. Аминь" {4} . С таким победным заявлением он вышел из зала и вернулся домой.

Сожжением папской буллы Лютер бросил вызов Риму. Теперь же, в Вормсе, он бросил вызов империи. Так что у него были большие основания взывать: "Да поможет мне Бог".

Cифилитик, пьяница, был женат на проститутке... повесился - вполне достойно для реформатора, автора "отредактированной" Библии и исторически знаменитых "прибитых" 95 тезисов

Из книги Вторая Мировая – Великая Отечественная, Том III, стр. 334–338.
Н.П. Ставров. («Август – Принт», Москва, 2006. – 607 с.)

В 1911 году во втором выпуске своих Дневников, в статье «Нечто о тайне беззакония», архиепископ Вологодский Никон (Рождественский) поместил весьма интересные сведения, касающиеся происхождения баптизма. Архиепископ Никон сообщает об одном из важнейших документов средневекового масонства – «Кёльнской хартии»:
«Эта грамота была найдена в архиве главной масонской ложи в Гааге с постановлениями Конвента Вольных Каменщиков, бывшего в Кёльне 24 июня 1535 года. Насколько этот документ важен для самих масонов, видно уже из того, что в 1835 году ими была выбита особая медаль в память 300-летия этой хартии... Но что поразительно, что особенно должно бы обратить на себя внимание верующих – это три из девятнадцати подписей лиц, вполне исторически известных. Вот эти лица: Гарманнус, архиепископ Кёльнский, приложивший все свои усилия, чтобы перевести паству из католичества в лютеранство; адмирал де-Колиньи, бывший главой гугенотов во Франции, и, наконец, знаменитый Филипп Меланхтон, друг Лютера, его сподвижник и самый близкий ему человек. Итак, трое известнейших деятелей Реформации являются отрицателями Христа, врагами Христианства, врагами не только католичества, но и самого лютеранства, с его бесчисленными разветвлениями... Реформация была делом рук масонов. После этого как-то странно звучит название: «Евангелическая Церковь», которое так любят присвоять себе последователи виттенбергского монаха...»1.
В 1521 году Лютер откровенно заявил: «Мы с Филиппом Меланхтоном2 заключили могущественный союз с целью выкорчевать и уничтожить монашеские и священнические обеты». Женившись на монашке, отнюдь не блиставшей благопристойным поведением3 и сквернословившей, как солдат, Лютер писал, перемежая изложение своей веры духовными советами, Иерониму Веллеру (единомышленнику и другу), страдавшему, как и «виттенбергский монах», навязчивыми приступами страха, отчаяния и тоски:
«Забавляйся с моей женой и с другими женщинами, резвись и развлекайся. Всякий раз, когда тебя начнёт одолевать бес печали, ищи спасения в обществе себе подобных . Пей, играй, болтай глупости, одним словом, не позволяй себе грустить. Из ненависти и презрения к дьяволу полезно совершить какой-либо грех, дабы дьявол не смел надеяться, что мы будем терзаться бесполезными угрызениями совести. Тот, кто боится согрешить, уже погиб! Если дьявол твердит тебе: «Не пей!», ты должен ответить ему: «Буду пить, да ещё как! А я возьму и напьюсь!..» Дьявола нужно дразнить, потому что он этого не любит. О, если бы я мог выдумать какой-нибудь особенно страшный грех, чтобы обмануть дьявола, чтобы дать ему понять, что я не признаю греха как такового, что моей совести не ведомы угрызения! Мы обязаны решительно отвернуться от Десяти заповедей и даже не вспоминать о них, потому что именно через них дьявол нападает на нас!..» – Лютер убеждал Веллера прибегнуть к надёжному лечению, то есть «развлечься с женщиной, а то и совершить какой-нибудь грех пострашнее, чтобы показать дьяволу всю меру своего презрения»...
Лютера постоянно мучила тоска, доводившая этого «евангелиста» до состояния сердечных приступов и припадков глубокой депрессии. Но основатель «Новой Церкви» мужественно боролся: «В конце концов я просто прижимал к себе жену и старался изгнать сатанинские мысли, возбуждая плоть».
По своим убеждениям реформатор был типичным социалистом. В ноябре 1525 года этот «евангелист» следующим образом толковал содержание шестой заповеди, запрещающей прелюбодеяние: «Бог оказал миру высокую честь, превратив его в стойло, битком набитое прелюбодеями обоего пола... Ничего удивительного, если бы мы ощутили в себе враждебность к Богу, – ведь это Он вынуждает нас к бесчестию, покрывает нас позором и срамом, не оставляя выхода никому, даже монахам, принявшим обет целомудрия. Бог настолько не доверяет никому из нас, что и предположить не может, что на свете найдётся хотя бы один муж, хранящий верность своей жене, и наоборот».
Лютер обвиняет Бога в том, что он, Мартин Лютер, развратен, и, продолжая святотатствовать, изрекает: «Бог не щадит никого. В этой заповеди он всех мужчин и женщин обвиняет в прелюбодеянии. Он говорит нам, что все мы без исключения бабники...» Яростные ругательства и грязные богохульства вообще характерны для проповедей и эпистол Лютера . Согласно отцу Реформации, мир предстаёт «стойлом для человеческого скота», якобы именно так он и устроен Богом. «Виттенбергский монах» рисует ужасающую картину – таким, по Лютеру, и должен стать мир людей.
Как видим, Лютер, неистовствовавший и неудержимо богохульствовавший, не был оригинален. Собственно, Реформация как религиозное учение стала очередным звеном, этапом богоборческой Революции. Стремление революционера от Реформации видеть человечество «стойлом, битком набитым прелюбодеями обоего пола», закономерно, потому что это – Социализм. Социалистические тенденции вполне отвечают замыслу, направленному на ниспровержение христианского порядка жизни. Социалистическими по своей сути были и деяния Лютера и «евангелическая вера», – ставшая мощнейшим оружием осуществления революции в умах европейцев. Эпоха Реформации, стараниями Лютера, Меланхтона, Цвингли, Кальвина и гуманистов – Эразма Роттердамского, Рейхлина, Гуттена... заметно приблизила Европу к «стойлу», то есть Социализму.
В 1537 году Лютер пережил период, который он впоследствии называл «болезнью духа». Две недели он находился в таком состоянии, что не мог ни есть, ни пить. Лютер признавался, что Бог стал казаться ему врагом: «Невозможно разобраться, дьявол ли Бог или Бог – это дьявол». Отец Реформации видел сатану, являвшегося ему то в виде пылающего факела, блуждающего во мраке ночи, то огромной чёрной свиньёй, бродящей под его окнами. Таковы были труды и дни отца Реформации.
Смерть «евангелиста» была ужасной. В ночь с 17 на 18 февраля 1546 года Лютер после весьма плотного ужина в самом весёлом расположении духа отправился спать. Среди ночи он проснулся, охваченный безотчётным страхом. Когда утром слуга вошёл в спальню, чтобы одеть хозяина, он увидел его труп: Мартин Лютер повесился . Об этом в конце концов стало известно со слов слуг покончившего с собой. Иоганн Кохлей в том же 1546 году издал книгу, в которой цитировал рассказы прислуги из дома главного реформатора. В 1592 году обстоятельства смерти Лютера подтвердились: в Кёльне была издана книга Томаса Боцко, священника-ораторианца, исповедовавшего одного из слуг – очевидца смерти Лютера. События той ночи так потрясли беднягу, что он бежал из протестантской Германии в католический Рим. В 1606 году рассказ слуги ещё раз был напечатан – в Антверпене.
После смерти Лютера и пышных похорон «евангелиста» в Виттенберге Меланхтон – идейный руководитель «пророка» – возвестил в панегирике усопшему: «Нечеловеческая проницательность открыла ему глаза на истину о прощении грехов и спасении одной верой! Этого человека вдохновлял сам Бог, а потому и учение его от Бога. Ушёл от нас возничий колесницы Израилевой... Сохраним же память о нём в наших сердцах и станем продолжателями его дела!»

1 Архиеп. Никон (Рождественский). Мои Дневники. Вып. II. 1911. Сергиев Посад, 1915. С. 107.
2 Меланхтон, Филипп – один из самых известных немецких реформаторов, ближайший сподвижник Лютера. Настоящее имя – Филипп Шварцерд; Меланхтон – калька с немецкого на греческий. Меланхтон был внучатым племянником Рейхлина, который покровительствовал ему, так что «свободомыслие» Меланхтона и его вступление в масонство являлось закономерным этапом деятельности этого «великого гуманиста», весьма усердно разрушавшего остатки Христианства в Германии.
3 В 1528 году некий Иоахим фон Гейден писал ей, напоминая о минувшем: «В Виттенберге ты вела себя, как уличная плясунья. Прежде чем взять Лютера в мужья, ты жила с ним, как проститутка и публичная девка» (Цит. по: И. Гобри. Лютер. Пер. с франц. М., 2000. С. 339–340). Но Лютер был подходящим «супругом» для Кэтхен. В письме от 15 апреля 1525 года он писал: «У меня – сразу три супруги, и каждую из них я любил до безумия...» За два года до этого Лютер заболел, – врач, осмотрев страждущего бессонницей, измождённого жаром и внутренним беспокойством, прописал ему «компрессы из женского молока, смешанного с фиалковым маслом». Эта гремучая смесь не умерила «внутреннего беспокойства», – так как болезнь не могла быть излечена данным лекарством. Вскоре выяснилось, что Лютер недугует «французской болезнью» – сифилисом . Поэтому врач прописал отцу Реформации соответствующее сильное снадобье – «пластырь из оленьего мозга, смешанного с кашицей из вываренных земляных червей, с добавлением очищенного вина и щепотки шафрана» (Там же. С. 338).

Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Возраст: 62 года

Деятельность: богослов, политик, переводчик

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер: биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника - .

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.


В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.


Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.


Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.


Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.


В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».


После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.


Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».
«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».
«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Библиография

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке(1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

Лютер Мартин (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония, - 18 февраля 1546, там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, 31 октября 1517г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви, в том числе догму о том, что духовенство является необходимым посредником в общении человека и Бога. Лютер и его сторонники утверждали, что в католицизме почитание бога подменено почитанием церкви, совершением придуманных духовенством обрядов и поклонением рукотворным предметам культа. Спасение христианина, утверждал Лютер, - не в церковных службах, обрядах, свечах, мессах, песнопениях, иконах и других чисто внешних проявлениях религиозности, а в глубокой и искренней вере в бога. Опираясь на священное писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове божьем", "истинном евангелии". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". То, что относится к религии, - дело совести христианина; источник веры - священное писание, "чистое слово божье" (Лютер перевел Библию на немецкий язык). Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике. В результате отвергались "церковное предание" и сама католическая церковь. Церковь, по его учению, не есть видимое общество верующих, а невидимое общество святых, оправданных и возрожденных. Исходя из такого понимания церкви, Л. отрицал церковную иерархию, таинство священства. Признавал два таинства: крещение и причащение. Отвергал святых, почитание мощей и икон. «Оправданный» человек духовно свободен, поскольку его судьба уже определена Богом, но в земной жизни он должен подчиняться всем ее законам. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви. Подобные тезисы были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя.

В первых семи тезисах Лютер утверждает, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное (4 тезис). Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог (6 тезис).

В последующих десяти тезисах Лютер критикует католический догмат о Чистилище, которое как бы стирает значение смерти (13 тезис).

В тезисах 21-52 Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог (вернее Его произволение) ведает нашим спасением (28 тезис - основа монергизма). Кроме того, купив индульгенцию, грешник не имеет гарантий, что он действительно спасен (30 тезис). Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием (принцип Sola fide).

В последующих 20 тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия (лат. verbum dei ) и Евангелия над индульгенциями (55 тезис). «Истинное сокровище Церкви, - пишет он в 62 пункте, - это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога», которое Бог явил на кресте (68 тезис). Этим закладывается принцип Sola Scriptura

В последних 20 тезисах Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи (75 тезис). В противном случае, почему он до сих пор не отпустил всем грехи? (82 тезис) Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для индульгенций (86 тезис)

В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями (94-95 тезисы).

За эти тезисы он был обвинен Римом в ереси, отказался предстать перед церковным судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви.

Положения учения М. Лютера о реформе церкви.

    Оправдание верой. В католицизме грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью церкви. В лютеранстве каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса Христа.

    Прямой контроль за верой и совестью. Критика претензий духовенства на право посредника между людьми и Богом. Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина.

    Коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство.

    Упрощение обрядов (простота мессы, ликвидация таинств) изменяло жизнь братств, цехов и гильдий, упраздняло значительную часть черного и белого духовенства, избавляло от расходов, связанных с содержанием церкви, вело к секуляризации церковного и монастырского имущества.

Лютер проповедовал учение о «двух царствах», согласно которому надо разграничивать «закон» и «евангелие», т.е. признать самостоятельность государства по отношению к церкви, которая ставилась Л. в зависимость от светских властей. Проповедовал учение о божественной справедливости, понимая ее не как свойство, выражающееся в наказании или воздаянии, но как активность, которая делает человека праведным. Справедливость не зависит от человека, но дается по милости Творца и возвещается Святым Духом. По Лютеру, человеческий разум не способен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Сам разум извращен первородным грехом.

В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. из истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления - духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять внешний мир и спокойствие).

Истинный христианин не нуждается ни в праве, ни в мече, но он должен заботиться о других людях; поэтому, раз меч полезен и необходим для охраны мира, христианин платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. "Если ты видишь, - утверждал Лютер, - что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным (к этому занятию), то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без которых нельзя обойтись..." Главное в том, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах; при соблюдении этого условия "стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд", считал Лютер, могут быть христианами, поскольку власть и меч - служба божья, и потому "они должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их".

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоустановленности власти, данной для наказания преступников, страшной не для добрых, но для злых, Лютер оправдывал светскую власть во всех ее непривлекательных проявлениях. "Знай также, - писал Лютер, - что с сотворения мира мудрый князь - птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко - чего-либо хорошего. ...Если же князю удается быть умным, благочестивым или христианином, то это величайшее чудо, вернейший знак милости Божией для данной страны".

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно существование человечества. Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. "Все, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться, - писал Лютер. - ...Делом совести каждого является то, как он верит или не верит".

Выступая против привилегий католического духовенства, Лютер отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви. Служба священников - распространение божьего слова, поучение христиан; во всех внешних делах они должны подчиняться государству. Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Человек свободно ищет истину, уповая на внутреннюю религиозность; в делах веры невозможно принуждение.

Духовенство не является каким-то особым "чином", независимым от светской власти. Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего католического духовенства.

Положения М. Лютера о разделении духовной и светской властей.

    Учение о «двух царствах». Разграничены религиозная и светская сферы («служба» и «личность»). Религиозная организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог.

    Концепция светского государства и права. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности» или «исполнители») обязаны следовать интересам подданных, руководствуются этическими принципами, нормами естественного права.

    Автономия гражданского права. Оно освобождено от опеки канонического права, но, т.к. не может учесть всего многообразия общественных коллизий, то не должно возводиться в абсолют.

    Разум «наставник закона», поэтому играет важную роль в политике.

    Авторитет светской власти. Институты светской власти освящены божественным авторитетом»; подданные не имеют права на сопротивление власти. Должностные лица уходят, а власть учреждена Богом. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство, прелюбодеяние или ложь.

Значение.

Историческое значение деятельности М. Лютера прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром которого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии, в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Серьезного противника Лютер приобрел себе в лице Иоганна Экка - профессора университета в Ингольштадте, который поносил его как еретика и возмутителя, презирающего папу и распространяющего яд Гуса.

Начал действовать и сам папа. Он послал Лютеру приглашение явиться в Рим. От этого опасного путешествия, результатом которого была бы верная смерть Лютера, удержал его курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, при дворе которого проповедником состоял друг Лютера - Спалатин. Фридрих просто запретил Лютеру поездку в Рим. Тогда папа, не пожелавший вступить в конфликт с Фридрихом, поручил своему представителю в Аугсбурге, кардиналу Кайетану, пригласить к себе Лютера и предложить ему отречься от своих идей, изложенных в тезисах. Лютер явился пред лицом кардинала и в ответ на его требование сказал, что он не может отречься от своих убеждений, потому что они основаны на Священном Писании, которое и самим папой не может быть порвано.

Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви

Упомянутый нами, как серьезный противник Лютера, профессор Экк из Ингольштадта решил нанести удар по учению Лютера, и с этой целью был устроен открытый диспут Экка с д-ром Карлштадтом - сторонником и близким сотрудником Мартина Лютера. Диспут состоялся в июле 1519 года в городе Лейпциге. В то время Лейпциг принадлежал к той части Саксонии, которой управлял не курфюрст Фридрих Мудрый, благосклонно настроенный в отношении Лютера, а сторонник папы герцог Георг. В громадном зале были установлены две кафедры - одна против другой. Присутствовали сливки тогдашнего общества - ученые и аристократы. Присутствовал и сам герцог. Было послано приглашение и Лютеру. Он принял приглашение и прибыл в Лейпциг.

Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов

Диспут начался 27 июня и продолжался до 16 июля. Вначале горячий бой шел между Экком и Карлштадтом, защищавшим идеи тезисов Лютера. Но Экк был много сильнее в слове, и Карлштадт чувствовал, что он терпит поражение. Диспутанты обливались потом. Лютер, видя, что красноречивый оратор Экк наступает, а друг его вынужден отступать, прервал свое молчание и вступил в дискуссию. Это было уже 4 июля, через неделю после начала диспута. Словесная дуэль между Лютером и Экком была ожесточеннейшая. Дискуссия развернулась вокруг главнейшего церковного вопроса того времени - вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов. Лютер доказывал, что папа является главой церкви только по человеческому установлению, а Священное Писание не знает папского господства в церкви. Наконец, Экк задал Лютеру прямой вопрос: "Значит, ты считаешь, что церковные соборы могут ошибаться?". Лютер ответил контрвопросом: "А как вы докажете, что собор не может ошибаться?". Тогда Экк воскликнул: "Если ты так думаешь о соборах, то ты для меня мытарь и язычник!"

Решающее слово Лейпцигского диспута

Это было решающим словом Лейпцигского диспута. Лютер дерзнул высказать сомнение в непогрешимости соборов.

Значит, он такой же "еретик", как Петр Вальдес, как Виклиф, как Гус. Из монаха, протестующего против продажи индульгенций, получился протестант всей системы папской церкви.

Лютер открыл католицизму лицо Реформации

Это был знаменательный день в Лейпциге, когда Реформация раскрыла свое лицо перед всем католическим миром. Лютер увидел путь, которым надлежало ему идти. В Лейпциге перед ним засияли имена Вальдеса, Виклифа, Гуса, с учением которых он был мало знаком. Вернувшись в Виттенберг, он принялся за изучение сочинений Гуса и убедился, что они пропитаны мыслями Августина и апостола Павла. Он писал Штаупицу: Мы все - гуситы, и Павел и Августин тоже гуситы; значит, еще 100 лет тому назад была известна Истина, и ее осудили".

Что еще почитать