Хазары, евреи и киевская русь. Рождение руси

1

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен‚ потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарскогокаганата славяне Приднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице‚ выходили в Каспийское море‚ проникали на юго-восточные его берега и привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

Русский историк В.Ключевский писал: "Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар и пошла бойкая торговля из Приднепровья".

В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян. Сказано об этом в русской летописи: "Хазары брали дань с полян и с северян‚ и с вятичей‚ брали по серебряной монете и по белке с дыма". То есть с каждого жилого дома – по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии‚ очевидно‚ освободились от этой подати‚ о чем сказано в летописи: "Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары... и сказали: "Платите нам дань". Поляне‚ посовещавшись‚ дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта‚ княже: мы доискались ее оружием‚ острым только с одной стороны‚ то есть саблями‚ а у этих оружие обоюдоострое‚ то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель".

Хазары, очевидно, отступились от полян и взамен обложили данью радимичей‚ другое славянское племя. В русской летописи есть упоминание о том‚ что в 885 году "послал Олег к радимичам‚ спрашивая: "Кому даете дань?" Они ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам‚ но платите мне". И дали Олегу по щелягу‚ как раньше хазарам давали".

В каирской синагоге‚ в ее генизе‚ было найдено письмо на пергаменте, которое написали киевские евреи. Современные ученые определили‚ что письмо написано не позднее 930 года‚ и если их заключения верны‚ это означает‚ что самый ранний обнаруженный достоверный документ‚ относящийся к истории Киева‚ написан на иврите и исходит от еврейской общины города.

В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния‚ что некий Яаков бар Ханука – "сын добрых людей, тот, кто дает, а не тот, кто берет" – "стал жертвой жестокой судьбы: его брат пошел и взял ссуду у иноверцев‚ а Яаков стал его поручителем. Брат отправился в дорогу‚ но пришли разбойники и убили его (брата)‚ и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова‚ на шею его наложили железные оковы и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет‚ а еще осталось долгу – сорок монет..."

С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира‚ чтобы собрать недостающие деньги‚ и‚ возможно‚ дошел даже до Каира. "Господа наши... – написано было в письме. – Последуйте доброму обычаю... И Всевышний благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни‚ и принесет избавление вам‚ и нам вместе с вами". В нижнем углу письма имеется пометка тюркскими рунами‚ которую сделал‚ по всей видимости‚ хазарский чиновник: "Хокурум" – "Я прочитал". На основании этого письма можно предположить‚ что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев‚ и в сопроводительном письме указаны их имена – как традиционно еврейские: глава общины Авраам га-парнас, Ицхак, Реувен, Иегуда‚ так и имена хазарские: Кьябар‚ Саварта‚ Манас‚ Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи‚ его населявшие‚ рассеялись по разным странам. Был у них один путь – в Крым. Был другой путь – на Кавказ. Третий путь – возможно‚ в Среднюю Азию‚ в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании; об их потомках упоминал в начале двенадцатого века еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд: "Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей – ученых..."

И был еще‚ конечно‚ путь из Хазарии к Киеву‚ где жили тогда евреи. Русский историк восемнадцатого века В.Татищев‚ которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи‚ сообщал‚ что победитель Хазарского каганата Святослав увел в полон в Киев большое количество хазар и расселил их по разным местам‚ – среди них‚ наверное‚ были и евреи.

2

Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма‚ но и из европейских стран.

Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи‚ которых арабские историки называли раданитами; они вели основную торговлю Европы с Азией. Сказано о них в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов‚ которые говорят по-персидски‚ по-румски‚ по-арабски‚ по-франкски‚ по-андалузски‚ по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с восток на запад морем и сушей. Они возят евнухов‚ служанок‚ мальчиков‚ шелк‚ меха и мечи... На обратном пути они берут мускус‚ алоэ‚ камфару‚ корицу и другие произведения восточных стран..." Раданиты везли товары разными путями‚ в том числе и через славянские земли‚ к хазарам в Итиль‚ а оттуда через Каспий – в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути‚ и в еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" – идущие в Русь.

Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два квартала‚ один из которых назывался Козары‚ а другой – Жидове. Возле второго квартала находились одни из ворот города‚ Жидовские ворота‚ которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев‚ "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских‚ а Ростислав перед Жидовскими вороты".

Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей‚ которые занимались транзитной торговлей‚ что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения‚ но жили преимущественно в городах‚ в особых кварталах. В.Татищев отмечал‚ что в Киеве существовала синагога‚ в которой евреи заперлись во время смуты 1113 года и выдержали осаду до прихода Владимира Мономаха.

В русской летописи говорится‚ что в 986 году евреи из Хазарии – "Жидове Козарстии" – приехали к великому князю Владимиру‚ чтобы склонить его к принятию иудаизма. "А где земля ваша?" – спросил их князь. "В Иерусалиме"‚ – ответили евреи. "А вы разве там живете?" – "Нет‚ – сказали они‚ – ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши... " Тогда Владимир сказал: "Как же вы других учите‚ когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас‚ то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?" И Владимир‚ как известно‚ выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием‚ и митрополит Илларион написал в 1050 году полемическое сочинение против иудейской религии "Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа". Игумен Печерского монастыря Феодосий поучал христиан жить в мире с друзьями и врагами‚ "но со своими врагами‚ а не с Божьими... Божьи суть враги: жидове‚ еретицы‚ держащие кривую веру..." Этот же самый Феодосий "имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им‚ называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа". Евреи его не убили‚ но‚ очевидно‚ спорили с ним и защищали свою веру.

Киевский митрополит Иоанн II запрещал продажу евреям рабов-христиан – из боязни‚ что их обратят в иудейство: "Христианина нельзя продавать ни жидовину‚ ни еретику‚ а кто продаст жидам – беззаконник". Связь с Византией привела к тому‚ что на Русь стали проникать постановления соборов‚ направленные против иноверцев‚ и в уставе князя Ярослава есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с "бусурманкою или с жидовкою".

И, тем не менее, положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками с Подола‚ нижней части города‚ в верхнюю его часть‚ где жили евреи‚ за что они уплатили ему большие деньги. В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось‚ несмотря на мор‚ голод‚ набеги половцев: очевидно‚ туда переселились евреи из Центральной Европы‚ спасаясь от преследования крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям‚ но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев; громили не только бояр‚ но разгромили и еврейский квартал – в 1113 году: "Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского‚ идоша на Жиды и разграбиша". А в 1124 году был в Киеве большой пожар‚ и летопись отмечает‚ что выгорел почти весь город "и Жидове погореша".

У В.Татищева есть упоминание о том‚ что будто бы Владимир Мономах велел в 1126 году "из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением‚ и впредь не пущать‚ а есть ли тайно войдут‚ вольно их грабить и убивать... С сего времени жидов в Руси нет..." Но этот факт оспаривают другие историки.

3

Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом‚ изстраны в страну ездили купцы-евреи‚ даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу‚ в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии‚ который учился в городе Вормсе‚ в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо‚ а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама‚ крупнейшего авторитета французского и германского еврейства‚ либо встречался с ним во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще‚ что некий еврей из Русии‚ у которого родным языком был славянский‚ встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец Исраэль‚ и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве‚ но и в Волынской‚ в Галицкой землях‚ появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея – Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа‚ ключник великого князя: они были участниками заговора‚ который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1240 году они разрушили Киев‚ и многие евреи погибли там вместе с другими жителями‚ а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю‚ очевидно главе общины‚ и на нем выбита такая надпись: "Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались‚ как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас..."

В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен‚ стояли в нем двести домов‚ и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве. Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича‚ правившего во Владимире Волынском‚ летописец отметил: "И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев‚ мужи и жены и дети‚ Немцы‚ и Сурожьце‚ и Новгородци‚ и Жидове... "


В 1062 году побывал на Святой Земле монах Киево-Печерского монастыря Варлаам. В начале двенадцатого века игумен Даниил из Чернигова написал путевые заметки под названием "Странник или Хождения Даниила русскыя земли игумена", первое в русской литературе описание Святой Земли. Даниил встретил там паломников – "русских сынов", среди которых оказались новгородцы и киевляне. Паломники на Руси – "калики перехожие" собирались в "дружины" и шли в Иерусалим через Константинополь: "ходу полтора годы". След от их путешествий сохранился в русских былинах: Добрыня Никитич, например, "игриво играл от Царяграда, другое играл от Иерусалима", или: "Заиграл Добрыня по-умильному да по-унылому, заиграл он по-еврейски..."

Сюжет новгородской былины о Садко – торговом госте имеет свой прототип‚ библейский рассказ об Ионе‚ которого корабельщики сбросили в бурю с корабля. Еще дореволюционные русские ученые отмечали‚ что основой для имени героя – Садко послужило еврейское имя Цадок в значении "справедливый‚ праведный".

***

В двенадцатом-тринадцатом веках в Киевской Руси была переведена с греческого на древнерусский язык "История иудейской войны" еврейского историка первого века новой эры Иосифа Флавия‚ а частичные переводы из Флавия относятся к одиннадцатому веку. Все специалисты единодушно отмечают то влияние‚ которое оказал перевод "Истории иудейской войны" на такие русские литературно-исторические памятники‚ как "Слово о полку Игореве"‚ "Слово о погибели русской земли" и "Задонщина".

На древнерусский язык было переведено и другое еврейское историческое повествование – "Иосиппон". Его перевели с иврита‚ очевидно‚ в двенадцатом веке‚ а отрывки из него включены в русскую летопись "Повесть временных лет" под датой 1110 год. С иврита переводились и библейские тексты из книги Эстер‚ Даниила‚ Песни песней‚ а также сказания о Моисее и царе Соломоне. Влияние этих переводов с иврита прослеживается в тогдашнем языке. Например‚ в переводе "Иосиппона" употреблен глагол "взыти" – взойти‚ подняться – при обозначении движения к Иерусалиму. Это полностью соответствует глаголу на иврите "ала" – подниматься‚ идти наверх‚ потому что на иврите не говорили: "идти в Иерусалим"‚ но – "подниматься в Иерусалим".

В 1282 году для новгородского епископа Климента был составлен еврейско-русский словарь‚ – очевидно‚ была в нем потребность. Словарь назывался так: "Речь жидовского языка‚ переложена на русскую‚ неразумно на разум‚ и в Евангелиях и в Апостолах‚ и в Псалтыри‚ и в прочих книгах".

***

Создатель славянского алфавита Кирилл знал иврит. Когда он создавал новый алфавит – кириллицу‚ то для большинства букв использовал греческие прототипы‚ однако написание четырех букв – "ш"‚ "щ", "ц" и "ч" – позаимствовано из иврита. Сравните написание букв "ш"/"щ" с буквой "ש "‚ а букв "ц"/"ч" с буквой "צ "‚ и вы убедитесь в этом.


Киев основан хазарами в качестве крепости. Первоночально его заселили хазары, славяне и евреи из Европы.В византийском трактате «Об управлении империей» Киев фигурирует под неславянским, возможно хазарским, названием Самватас, что, согласно одной из трактовок, означает «верхние укрепления» (Википедия и др. источники) .....

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен‚ потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарского каганата славяне Приднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице‚ выходили в Каспийское море‚ проникали на юго-восточные его берега и привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

Русский историк В.Ключевский писал: “Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар и пошла бойкая торговля из Приднепровья”.В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян.

Сказано об этом в русской летописи: “Хазары брали дань с полян и с северян‚ и с вятичей‚ брали по серебряной монете и по белке с дыма”. То есть с каждого жилого дома - по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии‚ очевидно‚ освободились от этой подати‚ о чем сказано в летописи: “Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары… и сказали: “Платите нам дань”. Поляне‚ посовещавшись‚ дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: “Не добрая дань эта‚ княже: мы доискались ее оружием‚ острым только с одной стороны‚ то есть саблями‚ а у этих оружие обоюдоострое‚ то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель”.Хазары, очевидно, отступились от полян и взамен обложили данью радимичей‚ другое славянское племя.В русской летописи есть упоминание о том‚ что в 885 году “послал Олег к радимичам‚ спрашивая: “Кому даете дань?” Они ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам‚ но платите мне”. И дали Олегу по щелягу‚ как раньше хазарам давали”.

В каирской синагоге‚ в ее генизе‚ было найдено письмо на пергаменте, которое написали киевские евреи. Современные ученые определили‚ что письмо написано не позднее 930 года‚ и если их заключения верны‚ это означает‚ что самый ранний обнаруженный достоверный документ‚ относящийся к истории Киева‚ написан на иврите и исходит от еврейской общины города.

В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния‚ что некий Яаков бар Ханука - “сын добрых людей, тот, кто дает, а не тот, кто берет” - “стал жертвой жестокой судьбы: его брат пошел и взял ссуду у иноверцев‚ а Яаков стал его поручителем. Брат отправился в дорогу‚ но пришли разбойники и убили его (брата)‚ и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова‚ на шею его наложили железные оковы и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет‚ а еще осталось долгу - сорок монет…”С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира‚ чтобы собрать недостающие деньги‚ и‚ возможно‚ дошел даже до Каира. “Господа наши… - написано было в письме. - Последуйте доброму обычаю… И Всевышний благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни‚ и принесет избавление вам‚ и нам вместе с вами”.

В нижнем углу письма имеется пометка тюркскими рунами‚ которую сделал‚ по всей видимости‚ хазарский чиновник: “Хокурум” - “Я прочитал”. На основании этого письма можно предположить‚ что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев‚ и в сопроводительном письме указаны их имена - как традиционно еврейские: глава общины Авраам га-парнас, Ицхак, Реувен, Иегуда‚ так и имена хазарские: Кьябар‚ Саварта‚ Манас‚ Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи‚ его населявшие‚ рассеялись по разным странам. Был у них один путь - в Крым. Был другой путь - на Кавказ. Третий путь - возможно‚ в Среднюю Азию‚ в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании; об их потомках упоминал в начале двенадцатого века еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд: “Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей - ученых…”И был еще‚ конечно‚ путь из Хазарии к Киеву‚ где жили тогда евреи. Русский историк восемнадцатого века В.Татищев‚ которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи‚ сообщал‚ что победитель Хазарского каганата Святослав увел в полон в Киев большое количество хазар и расселил их по разным местам‚ - среди них‚ наверное‚ были и евреи.
2
Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма‚ но и из европейских стран.Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи‚ которых арабские историки называли раданитами; они вели основную торговлю Европы с Азией. Сказано о них в “Книге путей и государств” арабского географа Ибн-Хордадбха: “Путь купцов-евреев раданитов‚ которые говорят по-персидски‚ по-румски‚ по-арабски‚ по-франкски‚ по-андалузски‚ по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с восток на запад морем и сушей.

Они возят евнухов‚ служанок‚ мальчиков‚ шелк‚ меха и мечи… На обратном пути они берут мускус‚ алоэ‚ камфару‚ корицу и другие произведения восточных стран…” Раданиты везли товары разными путями‚ в том числе и через славянские земли‚ к хазарам в Итиль‚ а оттуда через Каспий - в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути‚ и в еврейских источниках этих купцов называли “голхей русия” - идущие в Русь.Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два квартала‚ один из которых назывался Козары‚ а другой - Жидове. Возле второго квартала находились одни из ворот города‚ Жидовские ворота‚ которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев‚ “Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских‚ а Ростислав перед Жидовскими вороты”.Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей‚ которые занимались транзитной торговлей‚ что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения‚ но жили преимущественно в городах‚ в особых кварталах. В.Татищев отмечал‚ что в Киеве существовала синагога‚ в которой евреи заперлись во время смуты 1113 года и выдержали осаду до прихода Владимира Мономаха.

В русской летописи говорится‚ что в 986 году евреи из Хазарии - “Жидове Козарстии” - приехали к великому князю Владимиру‚ чтобы склонить его к принятию иудаизма. “А где земля ваша?” - спросил их князь. “В Иерусалиме”‚ - ответили евреи. “А вы разве там живете?” - “Нет‚ - сказали они‚ - ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши… ” Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите‚ когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас‚ то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?” И Владимир‚ как известно‚ выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием‚ и митрополит Илларион написал в 1050 году полемическое сочинение против иудейской религии “Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа”. Игумен Печерского монастыря Феодосий поучал христиан жить в мире с друзьями и врагами‚ “но со своими врагами‚ а не с Божьими… Божьи суть враги: жидове‚ еретицы‚ держащие кривую веру…” Этот же самый Феодосий “имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им‚ называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа”. Евреи его не убили‚ но‚ очевидно‚ спорили с ним и защищали свою веру.Киевский митрополит Иоанн II запрещал продажу евреям рабов-христиан - из боязни‚ что их обратят в иудейство: “Христианина нельзя продавать ни жидовину‚ ни еретику‚ а кто продаст жидам - беззаконник”. Связь с Византией привела к тому‚ что на Русь стали проникать постановления соборов‚ направленные против иноверцев‚ и в уставе князя Ярослава есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с “бусурманкою или с жидовкою”.И, тем не менее, положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками с Подола‚ нижней части города‚ в верхнюю его часть‚ где жили евреи‚ за что они уплатили ему большие деньги.

В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось‚ несмотря на мор‚ голод‚ набеги половцев: очевидно‚ туда переселились евреи из Центральной Европы‚ спасаясь от преследования крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям‚ но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев; громили не только бояр‚ но разгромили и еврейский квартал - в 1113 году: “Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского‚ идоша на Жиды и разграбиша”.

А в 1124 году был в Киеве большой пожар‚ и летопись отмечает‚ что выгорел почти весь город “и Жидове погореша”.У В.Татищева есть упоминание о том‚ что будто бы Владимир Мономах велел в 1126 году “из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением‚ и впредь не пущать‚ а есть ли тайно войдут‚ вольно их грабить и убивать… С сего времени жидов в Руси нет…” Но этот факт оспаривают другие историки.
3
Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом‚ изстраны в страну ездили купцы-евреи‚ даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу‚ в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии‚ который учился в городе Вормсе‚ в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо‚ а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама‚ крупнейшего авторитета французского и германского еврейства‚ либо встречался с ним во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще‚ что некий еврей из Русии‚ у которого родным языком был славянский‚ встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец Исраэль‚ и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве‚ но и в Волынской‚ в Галицкой землях‚ появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея - Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа‚ ключник великого князя: они были участниками заговора‚ который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1240 году они разрушили Киев‚ и многие евреи погибли там вместе с другими жителями‚ а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю‚ очевидно главе общины‚ и на нем выбита такая надпись: “Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались‚ как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас…”В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен‚ стояли в нем двести домов‚ и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве.

Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича‚ правившего во Владимире Волынском‚ летописец отметил: “И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев‚ мужи и жены и дети‚ Немцы‚ и Сурожьце‚ и Новгородци‚ и Жидове…

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен, потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарского каганата славяне Поднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице, выходили в Каспийское море, проникали на юго-восточные его берега и даже привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян. Сказано об этом в русской летописи: "Хазары брали дань с полян и с северян, и с вятичей, брали по серебряной монете и по белке с дыма". То есть с каждого жилого дома — по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии, очевидно, освободились от этой подати, о чем и сказано в летописи: "Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары... и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель".

Скорее всего хазары отступились от полян и взамен обложили данью радимичей — другое славянское племя. В русской летописи есть упоминание о том, что в 885 году "послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам Давали".

В каирской синагоге, в ее генизе, было найдено письмо на иврите, которое написали евреи, жившие в Киеве. Современные ученые определили, что письмо написано в первой половине десятого века, и если их заключения верны, то это значит, что самый ранний обнаруженный достоверный документ, относящийся к истории Киева, написан на иврите и исходит от еврейской общины города. В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния, что некий Яаков бар Ханука "стал жертвой злодеяния: его брат взял ссуду у нееврея, а Яаков был его поручителем. И вот поехал его брат в дорогу, но пришли разбойники, и убили его (брата), и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова, на шею его повесили железные оковы, и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет, а еще осталось долгу — сорок- монет..." С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира, чтобы собрать недостающие деньги, и, возможно, дошел даже до Каира. "Господа наши... — написано было в письме. — Последуйте доброму обычаю... И Бог смилостивится над вами и восстановит Иерусалим в ваше время, и принесет избавление вам — и нам вместе с вами". В углу письма имеется пометка тюркскими рунами, которую сделал, по всей видимости, хазарский чиновник. Это первое известное нам слово на хазарском языке, написанное оригинальными тюркскими рунами: "Хокурум", что означает —"Я прочитал". На основании этого письма можно предположить, что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев из Хазарии, и в сопроводительном письме указаны их имена — как традиционно еврейские (например, глава общины — Авраам га-парнас), так и имена хазарские: Кьябар, Саварта, Манас, Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи, его населявшие, рассеялись по разным странам. Был у них один путь — в Крым. Был другой путь — на Кавказ. Третий путь — возможно, в Среднюю Азию, в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании, в городе Толедо: об их потомках"упоминает в "Книге традиций" еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд. И был еще, конечно, путь к Киеву, где жили евреи и до этого. Русский историк восемнадцатого века В. Татищев, которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи, уверяет, что победитель хазар Святослав увел в полон, в Киев, большое количество хазар и расселил их по разным местам, — среди них, наверное, были и евреи.

Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма и Кавказа, но и из европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи, которых арабские историки называют раданитами. Через этих раданитов шла основная торговля Европы с Азией. Сказано о них в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран..." Раданиты везли товары разными путями, в том числе и через славянские страны, к хазарам в Итиль, а оттуда через Каспий — в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути, и в еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" — идущие в Русь.

Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два особых квартала, один из которых назывался "Козары", а другой — "Жидове". Возле второго квартала находились одни из ворот города — Жидовские ворота, которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев, "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты". Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, которые занимались транзитной торговлей, что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения, но жили преимущественно в городах, в особых кварталах. В. Татищев отмечал, что в Киеве даже существовала синагога, в которой евреи заперлись во время смуты в 1113 году и выдержали осаду до прихода Владимира Мономоха.

В русской летописи говорится, что в 986 году евреи из Хазарии — "Жидове Козарстии" — приехали к великому князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма. "А где земля ваша?" —

спросил их князь Владимир. "В Иерусалиме", — ответили евреи. "А вы разве там живете?" "Нет, — сказали они, — ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши..." Тогда Владимир сказал: "Как же вы других учите, когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас, то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?" И Владимир, как известно, выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием, и митрополит Илларион даже написал в 1050 году специальное полемическое сочинение против иудейской религии — "Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа". Игумен Печерского монастыря Феодосии поучал христиан жить в мире с друзьями и с врагами, "но со своими врагами, а не с Божьими... Божьи суть враги: жидове, еретицы, держаще кривую веру..." Этот же самый Феодосии "имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа". Евреи, однако, его не убили, но, очевидно, спорили с ним и защищали свою веру.

Киевский митрополит Иоанн II уже запрещал продажу евреям рабов-христиан, по-видимому, из боязни, что их обратят в иудейство: "Христианина нельзя продавать ни жидовину, ни еретику, а кто продаст жидам — беззаконник". А связь с Византией привела к тому, что на Русь стали проникать постановления соборов, направленные против иноверцев, и в уставе времен князя Ярослава в одиннадцатом веке уже есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с "бусурманкой или с жидовкой".

И тем не менее положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками из нижней части города — Подола в верхнюю его часть, где жили евреи, за что они ему уплатили большие деньги. В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось, несмотря на мор, голод, набеги половцев: очевидно, туда переселились евреи из Центральной Европы, спасаясь от преследований крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям, но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев, громили не только бояр, но разгромили и еврейский квартал — в 1113 году: "Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского, идоша на Жиды и разграбиша". А в 1124 году был в Киеве большой пожар, и летопись отмечает, что выгорел почти весь город "и Жидове погореша".

У В. Татищева есть еще упоминание о том, что, будто бы, Владимир Мономах велел в 1126 году "из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением, и впредь не пущать, а есть ли тайно войдут, вольно их грабить и убивать... С сего времени жидов в Руси нет..." Но этот факт оспаривают другие историки.

Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом, из страны в страну ездили купцы-евреи, даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу, в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии, который учился в городе Вормсе, в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо, а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама, крупнейшего авторитета французского и германского еврейства, либо встречался с ним лично во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще, что некий еврей из Русии, у которого родным языком был славянский, встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец-Исраэль, и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве, но и в Волынской и в Галицкой землях, появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея — Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа, ключник великого князя: оба они были участниками заговора, который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1239 году они разрушили Киев, и многие евреи погибли там вместе с другими жителями, а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю, очевидно, главе общины, и на нем выбита такая надпись: "Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались, как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас..."

В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен, стояло в нем каких-нибудь двести домов, и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве. Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича, правившего во Владимире Волынском, летописец отмечает: "И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев, мужи и жены и дети, Немцы, и Сурожьце, и Новгородци, и Жидове..."

В двенадцатом-тринадцатом веках в Киевской Руси была переведена с греческого на древнерусский язык "История иудейской войны" еврейского историка первого века новой эры Иосифа Флавия, а частичные переводы из Флавия относятся еще к одиннадцатому веку. Все специалисты единодушно отмечают то влияние, которое оказал перевод "Истории иудейской войны" на такие крупнейшие русские литературно-исторические памятники, как "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели русской земли" и на "Задонщину".

На древнерусский язык было переведено и другое еврейское историческое повествование — "Иосиппон". Его перевели с иврита, очевидно, в двенадцатом веке, и отрывки из него уже включены в русскую летопись "Повесть временных лет" под датой — 1110 год. С иврита переводились тогда и библейские тексты — из книги Эсфирь, Даниила, Песни песней, а также сказания о Моисее и царе Соломоне. Влияние этих переводов с иврита прослеживается в тогдашнем языке. Например, в переводе "Иосиппона" употреблен глагол "взыти" — взойти, подняться — при обозначении движения к Иерусалиму. Это полностью соответствует глаголу на иврите "ала" — подниматься, идти наверх, потому что на иврите не говорят — "идти в Иерусалим", но — "подниматься в Иерусалим"

Еще известно, что в 1282 году для новгородского епископа Климента был даже составлен еврейско-русский словарь, — очевидно, была в нем такая потребность. Словарь назывался так: "Речь жидовского языка, переложена на русскую, неразумно на разум, и в Евангелиях и в Апостолах, и в Псалтыри, и в прочих книгах".

Известно, что сюжет новгородской былины о Садко — торговом госте имеет свой прототип — библейский рассказ об Ионе, которого корабельщики сбросили в бурю с корабля. Еще дореволюционные русские ученые отмечали, что основой для имени героя — Садко — послужило еврейское имя Цадок в значении "справедливый, праведный". В примечаниях к сборнику "Новгородские былины" (Изд. "Наука", Москва, 1978 год) сказано, что певцы былин, "употреблявшие форму (имени) Садок, вряд ли знали первоначальное значение древнееврейского имени, совершенно не вяжущееся с образом героя. В их текстах подобное знание никак не отразилось. Скорее всего имя Садок ассоциировалось у них с русскими словами "сад" или "садок" (также и в значении "устройство для содержания живой рыбы")".

Знаменитый создатель славянского алфавита Кирилл знал иврит. И когда он создавал новый алфавит — кириллицу, то для большинства букв использовал греческие прототипы, но написание трех букв — "ш", "щ" и "ц" — он позаимствовал из иврита. Сравните написание букв "ш"/"щ" с буквой "шин" ש, а буквы "ц" с буквой "цади" צ, и вы сразу убедитесь в этом

Восстание древлян - это самое первое из известных противостояний народных масс, засвидетельствованных летописцами. По датам, на период X века, у историков постоянно идут споры, но дата этого выступления установлена точно - это 945 год .

После подавления всех волнений, земли на которых обитали древляне, а именно находящиеся на западе Киевской области, окончательно вошли в состав главного государства. Произошло это при правлении княгини Ольги.

Древляне

Племя древлян располагалось в полесье, на территории современной Житомирской и на западе Киевской области, занимая обширные территории. Их земли граничили с землями полян, которые и населяли Киев с окрестностями.

Летописи отмечают, что долгое время эти племена враждовали между собой. В противостоянии, долгое время поляне находились под гнётом.Но в какой-то момент произошёл перелом в отношениях.

Об этом народе сохранились описания в летописях, и вот что о них известно. Занимались древляне охотой и дерзкими набегами на соседей. Жилища предпочитали ставить прямо в густых лесах. Это были землянки, с крышами, устланными дёрном. Такие домишки хорошо маскировались в зелени.

О нравах этого народа летописец Нестор пишет так: «Жили люди звериным обычаем, ели всё нечистое, браков не имели, но умыкали девиц, срамословили при отцах и при снохах». Их языческие ритуалы были жестоки. Имели своих князей. Воевали своеобразно. Нападали из леса внезапно, отходили - растворялись в лесу. У них была целая система подземных ходов, лазы по двадцать и более метров, имевшие выход наружу у древесных корней. Использовали узкие, долблёные лодки. Пользовались отравленными стрелами.

Только после прихода на Киевский престол Рюрика эпоха древлян заканчивается. Неудивительно, что с растущей властью в Киеве древлянские князья были совершенно несогласны. Категорически отказывались платить дань и постоянно строили планы по захвату Киева.

Но в 883 году Олегу, вошедшему в историю с прозвищем Вещий, удалось подчинить строптивый народ. В летописи есть на этот счёт точные формулировки: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами».

Конечно, великокняжеская власть ещё не устоялась. Игорю, сыну Олега, не раз приходилось демонстрировать свою силу. Покорённое племя взбунтовалось сразу, как только Игорь занял престол, в 913 году. Князь собрал дружину, вторгся в мятежные земли и подверг племя беспощадному истреблению, доказывая всем, что его меч разит не хуже отцовского.

Мужчин убивали.

Имущество забирали.

Женщин вели в рабство.

Чтобы сломить сопротивление племени Игорь решил взять столицу древлян - хорошо укреплённый город Искоростень. Дружина, добравшаяся до города, внезапным ударом обрушилась, не давая шансов спастись жителям. Преследование шло даже по подземным ходам. Горожане дрались самоотверженно, но победили войны Игоря.

Были взяты в заложники.

Дети древлянских князей.

Жрецы.

Старейшины.

Вердикт был прост - если племя не повинуется Великому Князю, заложников ждёт смерть. Причём платёж был увеличен многократно, по сравнению с податью, которую назначил Олег. У древлян не было выхода. Они покорились.

В то время как князь Игорь праздновал победу в стольном Киеве, древляне с затаённой обидой вынашивали план мести.

Восстание 945 года

Предыстория началась в 941 году, когда князь Игорь решается на войну с Византией. Причиной стало несоблюдение императором условий договора, заключённого ещё Олегом. Если верить летописцам, в этот поход Игорь снарядил 10 тыс. судов, но потерпел поражение в этом походе.

Проигрыш не смутил правителя. Через два года, в 943 князь снова выдвигается. В этот раз он нанял в свой флот варягов и печенегов. В этот раз греки предпочли не доводить дело до столкновения. Они сами предложили дань, такую же, как когда-то платили Олегу.

Игорь принял дары. И оставив печенегов разорять Болгарию, возвратился в Киев.

Несмотря на заключение с Византией договоров о мире и торговле, на дары, полученные от греков, Киевская казна была пуста. К тому же среди воинов был слышен ропот. Дружина требовала денежного довольствия.

В ноябре 945 года князь Игорь отправился за данью.


Сборы прошли в обычном порядке и дружина уже выдвинулась домой. Но разговоры с приближёнными людьми, посеяли сомнения в голове правителя. Дело в том, что древляне отказывались входить в войско Киевского князя, не воевали за него. И решил Игорь вернуться, чтобы потребовать с них большую подать.

Князь, видимо, не сомневался, что справится с переговорами и повторным обложением, поскольку отпустил основное войско домой, оставив при себе только небольшую часть дружины.

Князь Игорь принимает решение о повторном сборе дани.

В то время на землях древлян правил честолюбивый князь Мал, желавший для своего народа полной независимости. До теперешнего момента он честно выплачивал дань, так как не имел другого выхода. Но когда он узнал, что Киевский князь идёт повторно, направляясь в столицу Искоростень, он принял решение противостоять ненасытному захватчику.

Мал выслал навстречу Игорю послов, требования которых были проигнорированы. Всё население Искоростени было настроено против властных завоевателей.

Плата была непомерна для местных жителей, а культурное политическое решение конфликта не было достигнуто.

Совет принял решение оказать военное сопротивление. Когда Игорь с дружиной приблизился к городу со своим не большим войском древляне их попросту перебили.

Византийский историк писал, что смерть Игоря была жестокой. Его привязали к согнутым друг к другу деревьям, а после деревья отпустили, попросту разорвав тело князя.

Так восстав против киевского режима, племенной народ накликал на себя огромные беды. Этот бунт отозвался в скором будущем полным разорением и многочисленными смертями.

Князь Игорь погиб при сборе дани.

Подавление восстания

Дальновидный князь Мал, расправившись с малым войском Игоря, построил далекоидущие планы.

Он решил взять в жёны Ольгу, вдову Игоря, и таким образом, «подмять под себя» Киев и земли полянские. Он даже представить себе не мог с какой женщиной предстоит иметь дело.

Ольга, стала правительницей, как опекун малолетнего Святослава, после смерти своего мужа. Но и после того как князь Святослав подрос, и стал править самостоятельно, она продолжала руководить делами государства, пока её сын прибывал в постоянных походах.

В период же первичного вдовства ею овладела жажда мести за мужа своего. Прибывших послов, которых было порядка 20 человек она приказала нести в ладье на руках, будто в знак почести. Но поднесли их не к праздничному столу, а прямо в огромную выкопанную яму, в которую и опустили ладью. Людей живьём закопали вместе с ладьёй.

Со вторыми послами она обошлась не лучше. Тем была приготовлена баня, которую подожгли, когда люди были внутри. Вот такая картинка дошла до наших дней, с тех далёких времён.

Женщина не остановилась на этом. Она отправилась справлять тризну, по погибшему своему мужу, на то место, где он был убит. Древляне ничего опасного не увидели в этом ритуале, и по приглашению княгини ели и пили вместе с Ольгой и её небольшой дружиной. Во время тризны древлян опоили каким-то напитком и они не могли оказать сопротивления. Тогда Ольга приказала их рубить. Летописцы сообщают о пяти тысячах убитых.

Это изображение из Радзивилловской летописи подтверждает действительность событий тех лет.

Летом 946 года княгиня Ольга, вместе со своим малолетним сыном вышла в поход к Искоростеню. Воеводой выступал Свенельд. Киевские войска победили древлян, сначала в бою, а затем в осаде города.

Осада длилась долго - всё лето. Пока княгиня с помощью хитрости смогла спалить город.

Так или иначе

Восстание было подавлено!

Ольга прошлась по всей древлянской земле. Чтобы не провоцировать подчинённый народ, установила фиксированный размер подати и места для сбора дани. В дальнейшем сбор дани был регламентирован.

Старая Ладога в Ленинградской области, особенно ранней весной, навевает воспоминания о "приданиях старины глубокой". Здесь протекала история славянских княжеств. Вспоминается легендарный князь - Вещий Олег, которому по предсказанию "принял смерть от коня своего". Олег объединил земли славянских народов от Великого Новгорода до Киева, прибил щит к стенам сдавшегося Царьграда (Константинополя) в знак победы. Он правил как регент при малолетнем князе Игоре - сыне своего родственника Рюрика. Одержав победы и установив свои законы, "жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами".

Каменная крепость (9 век) в Старой Ладоге, построенная Вещим Олегом. Первоначальная постройка, возведенная его предшественником - князем Рюриком, была деревянной. За века крепость перестраивалась, разрушалась и восстанавливалась.

По легенде, Вещий Олег сам был волхвом, о чем и говорит его прозвище. У древних славян правители обычно были жрецами-волхвами. Князь, обладая тайными знаниями волхвов, покорял народы, и даже могущественный Царьград покорился ему. Только перед своей судьбой князь оказался не властен. Местный кудесник предсказал его смерть.
Мы знаем о Вещем Олеге только по древним летописям, как было на самом деле, сейчас судить трудно.

О победах Олега написано в "Повести временных лет".
"В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим".

Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".

В год 6393 (885). "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал."


Поход на Царьград

О походе Олега на Царьград летописец пишет:
"В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.


Олег прибивает щит к вратам Царьграда

"Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно".

И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".


Здесь ведутся археологические раскопки, зеленая веранда - это археологов

Заключив выгодный мир с Византией, князь издал свод законов, карающих преступников с обеих сторон.
"Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.


Внутри крепости

Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере."

Легенду о смерти Вещего Олега в стихах рассказал А.С. Пушкин. Вдохновил поэта рассказ историка Николая Карамзина, который вошел в книгу "История государства Российского":
"Волхвы, - так говорит Летописец, - предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался"... Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности"


Дачи Старой Ладоги


Иллюстрации Виктора Васнецова к поэме Пушкина, которые вошли в юбилейное издание к 100-летию поэта

Молодой 23-летний Пушкин, заинтересовавшись легендой, написал поэму "Песнь о Вещем Олеге".

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе,

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Время прошло... А смерть от коня не наступила, князь начал посмеиваться над предсказателем.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


Могила-курган Вещего Олега у Старой Ладоги, по версии "Новгородской летописи", по версии "Повести временных лет" - Олег погребен на горе Щековице в районе Киева.

О смерти Олега от укуса змеи говорится в Первой Новгородской летописи.
«И прозваша и Олега вещии; и бяху людие погани и невегласи. Иде Олег к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну (укусила) змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе» .


Вид с кургана князя

Легенду о смерти Олега описывает Михаил Ломоносов в своих исторических трудах "Древняя российская история".
"О смерти его дивное осталось повествование, вероятность по мере древности имеющее. Прежде войны на греков спросил Олег волхвов, от чего ему конец жизни приключится. Ответ дали, что от любимого своего коня умрет. Для того положил он никогда на него не садиться, нижe к себе приводить, но поставить и кормить на особливом месте. Возвратясь из Греции по четырех летах, во время осени об оном вспомнил.

Призвал старейшину конюхов и, жив ли оный конь, спросил. Услышав, что умер, волхвам посмеялся. „Лживы, - сказал, - все ваши гадания: конь мертв, а я жив; хочу видеть кости его и вам показать в обличение”. Итак, поехал на место, где лежали голые кости, и, голый лоб увидев, сошел с коня, наступил на него и молвил: „От того ли мне смерть быть может?”. Внезапно змея, изо лба выникнув, в ногу ужалила, от чего разболелся и умер, княжив тридцать три года. Весь народ много об нем плакал. Погребен на горе Щековице, и могила его видна была во время летописателя Нестора".


Соседние курганы


Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Историк 19 века Николай Карамзин пишет, что подданные оплакивали смерть князя.
"Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. - Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия".


Курган князя на закате

Вспомнились строки из песен "Арии". Так погребали правителей древности, которые правили "огнем и мечом".

В рассветный час шакал о голоде забыл
Следит с холма за мрачной конницей вдали
Сегодня в чёрный день - Владыка мира мёртв
И стар и мал не могут слёз сдержать своих.
Он добрый повелитель, он солнцем был и был Луной.
Империя осталась его вдовой...

Он будет погребён в нефритовом гробу
В степи пустой, где грезит падалью шакал
И тысячи коней, затопчут путь у нему
Что б плач людской сон мертвеца не осквернял...

Что еще почитать