Гражданская страсть поэзия 19 века кратко. Русская Поэзия XIX Века

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт".

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты "золотого века" русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

О сновоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Избранное стихотворение:

В. Жуковский

Избранное стихотворение:

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Избранные стихотворения:

М. Ю. Лермонтов … Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Избранные стихотворения:

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Избранные стихотворения:

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Избранные стихотворения:

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Избранные стихотворения:

А.А. Фет — один из основоположников направления "чистого искусства" в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Избранные стихотворения:

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — "Я лиру посвятил народу своему". Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа .

Избранные стихотворения:

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева - это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой - напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Избранные стихотворения:

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции "чистого искусства" — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

(ГБПОУ «ОзТК»)

Конспект урока

БД2 «Литература»

«Особенности русской поэзии второй половины 19 века»

Преподаватель: А.М. Фахриева

Озерск, 2019


Цель: формирование представлений о поэзии второй половины 19 века.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с особенностями поэзии второй половины 19 века;
  2. расширить представление о литературе как искусстве слова, отражающем жизнь человека и общества;
  3. дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века;
  4. углубить представление о классике, о классической литературе;
  5. развить аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь;
  6. воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.

Ход лекции

Особенности русской поэзии второй половины 19 века

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х – начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это – «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели – утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов – глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных – «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», – это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция – его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

Светлана Григорчук

Пожаловаться

Жизнь и творчество А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Be-

ликого». Пушкин с детства прекрасно владел французским языком. Любовь к родному языку ему привили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. В доме Пушкиных проводились литературные вечера, на которых бывали Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Это способствовало раннему развитию литературных склонностей юного Пушкина.
В 1811 г. Пушкин поступает в открывшийся 19 октября Царскосельский Лицей. В Лицее Пушкин встречает своих лучших друзей - Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера. Воспоминание о лицейском братстве Пушкин пронесет через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин начинает писать: его первые стихотворения датированы 1813 г. Он участвует в литературном обществе «Арзамас» (шутливое прозвище - «Сверчок»), которое выступает за модернизацию русского литературного языка, сближение русской литературы с европейской.
В 1815 г. Пушкин на экзамене в присутствии Державина читает стихотворение «Воспоминания в Царском селе».
В 1817 г. Пушкин оканчивает Лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Поэт живет в Петербурге, сближается с членами тайного «Союза благоденствия», участвует в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа», пишет несколько вольнолюбивых стихотворений. Стихотворения не публиковались, но ходили в списках, и об их существовании скоро стало известно правительству. Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но поэт добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений и весной 1820 г. был отправлен на «мягкую», «воспитательную» ссылку в г. Кишинёв.
Когда Пушкин был уже на юге, в Петербурге была опубликована поэма «Руслан и Людмила» (1817-1820). Поэма принесла Пушкину литературную славу и признание.
В период южной ссылки Пушкин пишет стихи и поэмы в духе романтизма: «Погасло дневное светило...» (1820), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821- 1823). В 1823 г. он начинает работу над романом в стихах «Евгений Онегин». В том же году его переводят в Одессу на службу к генерал-губернатору М. С. Воронцову. Напряженные отношения с Воронцовым привели к тому, что в 1824 г. по доносу генерал-губернатора Пушкина увольняют с государственной службы и переводят в имение родителей Михайловское «под надзор местного начальства».
В Михайловском поэт живет уединенно, напряженно работает: заканчивает поэму «Цыганы» (1824), создает трагедию «Борис Годунов» (1825), пишет третью и четвертую главы «Евгения Онегина» (1825-1826). В январе 1825 г. Пушкина посещает Пущин, в апреле того же года Дельвиг. В Михайловском Пушкин узнает о смерти Александра I, событиях 14 декабря на Сенатской площади, казни декабристов. В сентябре 1826 г. Пушкина вызывают в Москву для разговора с царем. Пушкин признается, что если бы 14 декабря 1825 г. он оказался в Петербурге, то вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь. В ответ на откровенность поэта Николай I прощает его и обещает быть цензором его произведений. Пушкину разрешают жить в Москве, а с 1827 г. и в Петербурге. Он посылает на каторгу в Сибирь стихотворения «И. И. Пущину» (1826), «Во глубине сибирских руд...» (1827), пишет множество философских стихотворений.

Светлана Григорчук

Пожаловаться

Летом 1829 г. Пушкин совершает путешествие на Кавказ, итогом которого становится «Путешествие в Арзрум» (изданное в 1836 г.) В 1830 г Пушкин получает согласие на брак от Н. Н. Гончаровой и уезжает в имение Болдино, чтобы подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынуждает его задержаться на несколько месяцев. «Болдинская осень» становится самым плодотворным периодом в творчестве Пушкина. Он пишет «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и его работнике Балде», около 30 стихотворений, заканчивает «Евгения Онегина».
18 февраля 1831 г. Пушкин венчается с Гончаровой. Он поступает на службу в Иностранную коллегию, получает доступ в государственный архив. Пишет научные труды «Историю Петра» (1831-1833), «Историю пугачевского бунта» (1833). Пушкин создает философские произведения, в которых раскрываются его размышления о соотношении интересов государства и личности, исторического и человеческого, роли судьбы в жизни человека: «Медный всадник» (1833), «Пиковая дама». (1834), «Капитанская дочка» (1836). В конце 1825 г. Пушкин получает разрешение на издание собственного журнала, названного им «Современник».
В последние годы жизни Пушкина обостряются отношения поэта с царем и высшей петербургской аристократией. Защищая честь жены. Пушкин 27 января 1837 г. дерется на дуэли с Ж. Дантесом. Через два дня поэт умирает от полученной смертельной раны.
Пушкин был похоронен близ села Михайловское у стен Святогорского монастыря.

«Поэзия 19-20 веков» - Характеристики перемен в искусстве. Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора). Символизм. С.Городецкий пытался восстановить в поэзии языческое, полуживотное мироощущение наших предков. Бунин, М. Цветаева… З.Гиппиус. Кубофутуристы старались создатьв поэзии «куби-ческое построение словесной массы».

«Русские рифмы» - Рифма с ударением на последнем слоге в строке. Закрытая рифма. Рифма бывает точная и неточная. А.С. Пушкин. Мужская рифма. Раскачайте качели. Разновидности рифм. Влияние европейской поэзии. Рифма. Банальные рифмы. М.Ю. Лермонтов. Способы рифмовки. Стихотворная речь. С.А. Есенин. Наташа поглядела. Н.А. Некрасов.

«Поэзия об осени» - Покой и простор. Серп. Вспомните четверостишья. Листопад. Придумай небольшое стихотворение. Сухие листья. Люблю природу русскую. Кисти ярко-красные вянущих рябин. Соедини название произведения с фамилией автора. Вспомни и вставь пропущенные слова. Поспевает брусника. Скоро осень проснётся. Осеннее ненастье.

«Экспериментальная поэзия» - Предоставить собственные стихотворные опыты экспериментальной литературы. Пал, а норов худ и дух ворона лап. Жалко поклаж. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Ропалический стих. Ад молчал. Изобретателем фигурного стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский.

«Поэзия родной природы» - Русские поэты 19 века о родной природе. А.Н.Плещеев(1825-1893). И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! «Я пришёл к тебе с приветом…». А.А.Фет(1820-1892). В.С.Соловьёв(1853-1900). Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон – даль голубая видна… И.С.Никитин(1824-1861). Поэт глубоко проникся очарованием родной природы.

«Природа в русской поэзии» - Землетрясение. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Темный лес – что шапкой принакрылся чудной. Поспевает брусника, стали дни холоднее. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Унылая пора. Есть в дикой роще, у оврага, зеленый холм. Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

Что еще почитать