Функции культуры в социализации личности. Роль культуры в социализации личности

Усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и освоение различных социальных ролей во взаимодействии с другими людьми представляет собой процесс социализации. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Выделяют следующие процессы и результаты усвоения культуры индивидами: социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и т.п. Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание, и т.д., - человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми.

Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Те малыши, у которых ограничен контакт с матерью, другими людьми (синдром депривации, слепоглухонемые дети и т.д.), не получающие достаточно стимулов для развития, также плохо социализируются без дополнительных вмешательств.

Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и др. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание - это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает).

Социализация - процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация - это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

М. Дж. Херсковиц предложил понятие "инкультурация" - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи - и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия со взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Инкультурация - процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. Социализация и инкультурация формирует социокультурную адекватность личности; и напротив, девиантность (поведение, отклоняющееся от принятых социальных, культурных, правовых норм) проявляется у людей при нарушении социализации, а также в случае разрушения, отмирания социально-культурных норм в обществе. Социокультурно-адекватное поведение личности детерминировано культурной мотивацией (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация, социальные роли и функции личности, статус, престижность, "коллективное бессознательное" и т.п.).

Разные способы ухода за детьми и их воспитания у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.

По А. Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, благодаря которым индивид становится максимально восприимчивым к данной культуре и получает возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, "основная личность" представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры.

Главный постулат концепции Р. Бенедикт - наличие у каждого народа специфической для него "базовой структуры характера", передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим тезисом Р. Бенедикт развивала мысль о том, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют это-су культуры. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин. Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а культивирует суровое воспитание, то в дальнейшем вырастают агрессивные и враждебные люди, склонные к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

Национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В процессе социализации, воспитания, обучения, инкультурации формируется культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, ментальности, архетипы сознания и пр.).

В культурологии используется понятие культурной трансмиссии - это механизм, с помощью которого этническая группа "передает себя по наследству" своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: вертикальная, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; горизонтальная - ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; непрямая трансмиссия - человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.

М. Вебер ввел понятие "сенсотип", фиксирующее особенности мышления, мироощущения, общую направленность той или иной культуры и связанные с этим формирующиеся личностные характеристики. Так, в сенсотипе, свойственном ряду африканских культур, в ходе инкультурации определяющая роль принадлежит танцам, ритуалам; поэтому значительное место отводится тренировке владения телесными ощущениями, умению вырабатывать двигательные стереотипы. В мире европейской культуры важно овладение визуальным восприятием, опосредованным письменными и устными языковыми формами, и на первый план выходит необходимость ориентироваться в мире понятий, идей, идеальных образов. По этой причине западный сенсотип называют символически-визуально-коммуникативным, а африканский - музыкально-хореографическим. Но овладение сенсотипом происходит только при инкультурации - процессе освоения человеком этнической культуры и вхождения в свою этническую общность. В человеческом организме заложены та и другая возможности, а какая из них станет реальностью - зависит от ситуации, от того, в каких условиях вырастает человек. В детстве на первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы культуры, навыки владения своим телом и бытовые знания, трудовые умения, формируются этнические стереотипы поведения и этнический сенсотип. В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.

Важнейшее свойство культуры - это се функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального "Я", различения "своих" и "чужих" по признакам культуры и т.п. Культура характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, механизмов социализации личности.

Как говорил Бердяев: «Человек призван творить культуру, культура также есть его путь и судьба, он реализует себя через культуру. Обреченный на историческое существование, он тем самым обречен на созидание культуры. Человек - существо творческое, творит ценности культуры. Культура поднимает человека из варварского состояния.

Роль культуры в социализации личности обусловлена тем, что культура -- чрезвычайно емкое социальное явление, включающее все институты воспитания и обучения человека, все области науки и виды искусства, оказывающие воспитательное воздействие на человека, а также участие самого индивида в создании духовных ценностей.

Человек становится личностью по мере освоения совокупного социального и культурного опыта, имеющегося в распоряжении общества. Роль культуры в этом процессе поистине огромна, т.к. именно культура, в отличие от генетических механизмов наследования, выступает средством социального наследования информации, своеобразной "социальной памятью" общества. Становление личности, по существу, начинается не с потребления общественных благ и получения возможных "удовольствий от жизни", а с умения жить "для других", со стремления к максимальной реализации своих сил и способностей для общего блага.

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитания в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят, о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества. Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин. Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя. Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Практические задания:

  • 1. Необходимость социализации обусловлена:
    • а) биологической конституцией человека;
    • б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;

Исключите неправильное суждение: в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.

  • 2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе:
    • а) введение индивида в мир культуры данного общества;
    • в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей;
    • г) создание норм социальной стабильности и порядка.
  • 3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

Можно сделать выводы о том, что организм индивида развивался, но никаких социальных свойств (мышления, речи, нравственных, эстетических качеств) он не приобрел. Вне социальной среды личность сформироваться не может. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Так же важным выводом является то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного “Я”, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

4. Объясните с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают больший дискомфорт в современном российском обществе, чем молодые?

Доминирующим фактом в данном вопросе является резкий скачок в сфере информационных технологий, произошел разрыв коммуникативно - информационной функции социализации, поэтому пожилым людям сложнее дается адаптирование, получение нужной информации.

Человек, на протяжении всей жизни находившийся в рамках достаточно жесткой структуры, образованной режимом работы, отношениями с коллегами, борьбой за улучшение материального благополучия, внезапно оказывается за бортом этой структуры, возможно, субъективно его тяготившей, однако делавшей жизнь содержательной - поставлявшей близкие и дальние цели, темы для негодования и надежд, друзей, привязанности… Без этого человека оказывается в пустоте.

Другой важный момент состоит в культивировании в обществе шаблонов социального статуса этой возрастной группы. Многие характерные черты пожилых обусловлены распространенными в обществе негативными стереотипами восприятия стариков как людей бесполезных, интеллектуально деградирующих, беспомощных. И многие пожилые принимают эти стереотипы, снижают собственную самооценку, боятся своим поведением подтвердить отрицательные шаблоны.

Духовная культура – это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых убеждений, взглядов, оценок, моделей поведения людей. Иначе говоря,это зафиксированный в обычаях, традициях, нормах и правилах социальный опыт . Это уровень представлений людей об общественной жизни.

Духовная культура не имеет материального содержания. Она лишь косвенно связана с материальными носителями.

Носители духовной культуры – это, в первую очередь, конкретные личности , малые или большие социальные группы , а также социальные организации и социальные институты . Важную роль в сохранении и распространении духовно культуры выполняют средства массовой информации.

В процессе социализации можно выделить основные функции духовной культуры:

1) информационно-познавательная , связана с усвоением знаний, представлений об обществе;

2) нормативно-поведенческая , определяет дозволенное или недозволенное в процессе совместной деятельности.

3) эмоционально-оценочная , предполагает одобрительные или осуждающие оценки, чувства, переживания по поводу проблем общественной жизни.

Духовную культуру, в зависимости от носителя, можно подразделить на три формы :

1) народная культура – это фольклор (сказки, песни, предания), произведения искусства, созданные непрофессиональными авторами;

2) элитарная культура – включает в себя академическую (классическую) музыку, художественную литературу, изящные искусства;

3) массовая культура – возникла в ХХ веке вместе с развитием средств массовой коммуникации, создающих условия для восприятия культурных ценностей огромными массами населения.

Рассматривая культуру с позиций ее содержания и особенностей развития, можно выделить две важнейшие характеристики :

1) культурная статика – связана с внутренней структурой культуры как целостного явления, состоящего из отдельных элементов;

2) культурная динамика – предполагает изменения , которые происходят с культурой при ее распространении в пространстве (увеличение числа носителей) и времени (продолжительность существования).

Культура, по своим структурным составляющим, отличается богатым многообразием. Она включает в себя, различные нормы и ценности , которые, в свою очередь, выражаются через обычаи , традиции, обряды . Важное место в содержании культуры занимают этикет и язык . Все перечисленные компоненты духовной культуры участвуют в социализации личности, используются в целенаправленном воспитательном процессе.

Нормы – это определенные принципы морали или права, которые люди должны выполнять в течение своей жизни. Нормы отражают дозволенное и недозволенное в социальной жизни.

Ценности – это созданные отдельными социальными группами абстрактные идеалы. Это – нравственные и эстетические ориентиры в человеческой деятельности. В более широком смысле слова это явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.

Обычаи – культурные привычки, поддерживаемые общественным мнением.

Традиции – наследуемые новыми поколениями элементы поведения

Обряды – коллективные действия, поддерживающие традиции.

Этикет – совокупность правил поведения.

Язык – совокупность знаков, символов, используемых членами общества для коммуникации.

Культурные нормы и ценности меняются со сменой типов культур в пределах конкретных регионов. Так, в Западной Европе убийство новорожденного – преступление. В Китае это разрешалось, если семья не в состоянии его прокормить. На Западе не едят кошек и собак, а в каких-то странах это деликатес. Иначе говоря, различные типы культур связаны с культурными различиями разных типов общества.

В функционировании культуры выделяется так называемая культурная трансмиссия как процесс передачи (трансляции) культуры от старшего поколения новому, приходящему ему на смену. Иначе говоря, благодаря трансмиссии культуры обеспечивается ее преемственность , важное условие социализации представителей будущего общества, связанное с передачей коллективного опыта.

В процессе культурной трансмиссии часть накопленного опыта теряется. Однако появляются и новые виды и формы поведения. В совокупности этот процесс видоизменяется, постепенно обрастает совершенно иным содержанием. Происходит поступательное развитие духовной культуры, изменяющее направления социализации личности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шикун А.И.
Основы социологии: электронное пособие для студентов вуза / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 133 с. Рассматриваются осн

Возникновение и этапы развития социологии
Ключевые понятия:социология как наука о социальных системах; предпосылки возникновения социологии; этапы и тенденции развития социологии; современные теории:

Предпосылки возникновения социологии
Стремление к анализу социальных явлений было присуще человеку во все времена. Однако как наука социология возникла только в первой половине XIX века. В это время стал исп

Этапы развития социологической науки
Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа: Первый этапсвязан с появлением первых социоло

Объект, предмет и уровни социологического знания
Ключевые понятия:объект, предмет и категории социологии; социальный, общественный, социетальный;функции и уровни социологического знания; фундаментальная соц

Функции и специфика социологии как науки
Функции социологии весьма разнообразны. Тем не менее, их можно свести к трем основным: 1) теоретико-познавательная (гносеологич

Уровни социологического знания
В соответствии с различными уровнями организации и функционирования общества выделяют основные уровни социологии: 1) макросоциология

Понятие общества в социологической науке
Ключевые понятия: общество как объект социологии; социальные системы; социальные общности, массовые и групповые общности; типология и сферы жизни общества; с

Общество – объект социологического знания
Выделяют основные теоретические подходы к понятию «общество»: 1. Это устойчивая, культурно-историческая форма организации жи

Основные типы и сферы жизни общества
Типология обществаможет быть определена по самым различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках нередко выделяют типы общества, соответствую

Социальные группы и социальная стратификация
Ключевые понятия: социальные группы и социальная стратификация; социальная структура; признаки социальных групп; типология групп, большие и малые группы; вид

Социальные группы в структуре общества
Социальная структура (от лат. structura: строение) – это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ни

Типология социальных групп
Социальная структура включает в себя различные групповые общности людей: 1. Социальные классы и слои общест

Виды и формы социальной стратификации
Современныетеории социальной стратификации рассматривают общество в виде иерархической структуры, на вершине которой находятся привилегированные страты (слои

Национально-этнические и расовые различия
Ключевые понятия: этническая структура, национально-этнические группы; нация, народность, этнос; этнические меньшинства; плюралистические общества, национали

Национально-этнические общности людей
Изучение социально-экономических, социально-политических, духовно-идеологических, социокультурных проблем развития наций и народностей осуществляет социология национальных отношений, или ее еще наз

Национализм, регионализм, расизм
Убежденность в превосходстве своей национальности в сравнении с иными, а поэтому уверенность в ее праве на определенные привилегии за счет других этнических

Пути разрешения национальных противоречий
Известный американский социолог Т. Адорно в 50-х годах провел исследование причин формирования национальных предрассудков. Опросы показали, что респонденты,

Место национально-этнической дифференциации общества в социальной структуре современного общества
3.Что изучает этносоциология? 4. Дайте определения понятий «нация» и «народность». 5. Что такое «национальность».


Ключевые понятия: социальная деятельность;социальные организации и социальные институты; субъекты и объекты социальной деятельности; признаки организаций, ви

Субъекты и объекты социальной деятельности
Взаимодействие с окружающей средой с целью ее преобразования осуществляют субъекты деятельности, непосредственно влияющие на окружающие социальные процессы.

Признаки и виды социальных организаций
Социальные организацииимеют ряд общих признаков, среди которых можно выделить следующие основные: 1) упорядоченное состояние конкретного социального об


Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные базисные потребности. Это стремление выливается в определенн


Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования

Понятия семьи и брака
Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не

Социальные функции и типы современной семьи
Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи, которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, обществ

Ролевые отношения и структура семьи
В семье формируются различные социальные роли, складываются определенные ролевые отношения. Каждый член семьи выполняет специфические

Быт и образ жизни в современном обществе
Можно выделить три основные формы быта, наиболее часто исследуемые социологами: 1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства

Здоровый образ жизни
Социокультурнаяактивность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.


Ключевые понятия: образование и культура; социология образования; экономические, социальные, культурные функции образования; уровни образования; особенности образования в ра

Функции и уровни образования
Основные функции образования можно подразделить на три основные группы: экономические, социальные и культурные. Функции образования могут выступать в качеств

Особенности образования в других странах
Результаты исследования отечественной системы образования желательно сопоставлять с опытом совершенствования системы образования в других странах. Например, во Ф

Социологические теории образования
В социологии известны различные теории современного образования. Они часто рассматривают образование в связи с социальным неравенством. Например, Базиль Бернштей

Общественное мнение и средства массовой информации
Ключевые понятия: общественное мнение, объект и субъект общественного мнения; функции общественного мнения; предмет социологии общественного мнения; средства массовой информ

Понятие и структура общественного мнения
Термин «общественное мнение» функционирует в качестве одной из характеристик социального взаимодействия, по меньшей мере, более восьми веков. Полагают

Особенности функционирования общественного мнения
Влияние общественного мнения на социальные процессы осуществляется через реализацию его основных функций. Функции общественного мнения разнообразны:

Типология средств массовой информации
Массовая информация – это сообщения, ориентированные на большую по численности аудиторию. Они выражаются в различных формах: ●

Влияние СМИ на общественное мнение
Самые различные общественно-политические силы стремятся получить максимально широкий доступ к средствам массовой информации. Нередко «новости» в определенных политических целях созд

Управление социальными процессами
Ключевые понятия: социальный процесс и социальное управление; уровни социальных процессов; общественное сознание и идеология в социальном процессе; структура социального упр

Социальный процесс как объект управления
К понятию социального процесса возможны два основные подходы: 1) социальный процесс – это случайный (статистически в

Структура социального управления
Социальное управление – это многогранный, структурно сложный вид человеческой деятельности. Его можно представить: во-первых, как механизм, с помощь

Принципы и функции управления
Управление обществом и отдельными социальными группами осуществляется на основе накопленного практического опыта, который фиксируется как принципы управления

Социальное взаимодействие и социальные отношения
Ключевые понятия: социальное взаимодействие; социальные связи и социальные отношения; виды и формы социального взаимодействия; социальные интересы и потребности; социальные

Виды и формы социального взаимодействия
Взаимодействие, то естьинтерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах. 1) межличностное (непос

Коммуникации в социальном взаимодействии
Коммуникация(от лат. communication: обмен, связь, разговор)– это процесс передачи информации от одной социальной системы к другой. Это акт

Виды социальной коммуникации
Можно выделить основные виды коммуникации: 1. Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает: χ

Личность как объект и субъект социальных отношений
Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, эта

Личность в системе социальных отношений
Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в ролиобъекта

Этапы социализации личности
Социализация– это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодейств

Социологические теории воспитания
Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида

Социальный статус и социальные роли личности
Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и

Труд как форма социального взаимодействия
Ключевые понятия: труд и трудовая деятельность; социология труда; структура труда; содержание, формы и характер труда; разделение труда; виды и условия труда; стимулы к труд

Структура и функции труда
Структура труда включает в себя следующие основные элементы: 1) личностные компоненты производительн

Социальные проблемы трудовой деятельности
Существенной характеристикой трудового процесса являются условия труда – совокупность технико-организационных, социально-экономических и естественно-природных факто

Социальные конфликты, способы их разрешения
Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения соци

Виды и формы социальных конфликтов
Конфликты подразделяют на виды, в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают: 1) экономические

Причины и пути преодоления конфликтов
Многообразные причины конфликтов, то есть, факторы, определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

Социальные изменения и пути развитие общества
Ключевые понятия:социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к

Социальные изменения и социальные противоречия
Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления: ●в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколен

Соотношение реформ и революций
В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции: 1. Кон

Методологические подходы к социологическому исследованию
Ключевые понятия:социологическое исследование, его виды и формы; программа исследования, функции и структура программы; проблемы, объект и предмет исследования; цель, задачи

Виды и формы социологического исследования
Можно выделить два основных направления в проведении социологических исследований: 1.Фундаментальныеисследования

Структура и функции программы исследования
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические (теоретические), процедурно-мето-дические и организационно-управле

Обоснование проблемы исследования
Разработку программы социологического исследования рекомендуется начинать с уточнения содержания проблем исследования. Проблема исследования(от греч. probl

Определение объекта и предмета исследования
Реальным носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования. Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в кото

Формулирование целей и задач исследования
Каждое научное исследование должно быть целенаправленными, то есть иметь конкретную цель исследования, на которую ориентировано внимание сотрудников социологической группы на протяж

Конструирование гипотез исследования
Осмысливая возможные (ожидаемые) выводы из проводимого исследования, социолог конструирует гипотезы исследования, которые должны предшествовать любом

Интерпретация основных понятий
Необходимым условием изучения любого социального объекта является интерпретация основных, понятий, используемых в исследовании. Интерпретация понятий – это

Методика и процедуры изучения социальных объектов
Ключевые понятия: социологические данные, информация, метод; методы сбора информации; выборка исследования, генеральная и выборочная совокупность; репрезента

Определение методов сбора информации
Использование наиболее эффективных методов сбора информации является важнейшим условием успешного проведения исследования в каждом конкретном случае. Методы сбора информации

Определение методов обработки информации
После сбора информации наступает ее обработка. Этот этап довольно трудоемкий, требует применения технических средств и специальных приемов. От него в значительной степени зависят ко

Анализ и обобщение информации
После обработки собранных данных наступает самый сложный и ответственный этап: анализ и обобщение информации. Анализ

Планирование социальных экспериментов
В социологическом исследовании на заключительном этапе всегда желательно предусмотреть эксперименты, направленные на проверку полученных выводов. Полезно проводить эксперименты по в

Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность»и «выборочная совокупность»
9. Основные типы выборки, используемые в социологическом исследовании? 10. Какие данные необходимы для формирования выборочной совокупности?

Организация социологического исследования
Ключевые понятия: организация исследования; основные организационные принципы проведения работ; стратегический план исследования, виды стратегического плана;

Принципы и способы организации исследования
Организация деятельности исследовательской группы (ее управление) осуществляется, учитывая изложенные ниже наиболее общие организационные принципы: 1) продум

Календарный план и этапы исследования
Важнейшим элементом стратегического плана является календарный план, в котором, сроки их выполнения, ответственные исполнители, источники и объем финансирования, перечисляются важн

Кадровое обеспечение исследовательского процесса
Обучение исполнителей работ в целях повышения их компетентности является обязательным условием подготовки к проведению исследования. Для этого составляется соответс

Социализация - приучение индивидов к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение к общезначимым ценностям, происходящие в процессе воспитания, общения и самосознания. Социализация поддерживается особыми институтами (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы) и внутренними механизмами самой личности.

Уже при рождении индивид получает социальный статус, вытекающий из статуса его семьи, родителей. Рождение ребенка имеет, таким образом, не только биологический или демографический аспект, но и социокультурный. Именно поэтому во всех культурах вскоре после рождения производятся различного рода обряды, означающие посвящение ребенка в культуру данного коллектива и общества. Статус рождения настолько важен, что к некоторым его аспектам индивид остается приписанным всю свою жизнь (этничность, сословность, кастовость). И, конечно, индивид остается «приписанным» культурно к своим биологическим особенностям: пол, раса. По мере своего взросления индивид включается во все новые и новые сферы общения. Эти переходы фиксируют важнейшие этапы жизненного пути человека и сопровождаются соответствующими культурными «метами» и знаками (дни рождения, поступление в школу, совершеннолетие, призыв в армию, вступление в брак). «Меты» фиксируются памятными подарками, что предполагает их длительное хранение. Например, фотография – распространенная форма фиксации социально значимых ролей и отношений между индивидами.

Однако нельзя свести социализирующую функцию культуры лишь к ступеням подготовки к жизни. Культура – один из важнейших факторов структуризации общества, столь же необходимый, как и экономические или политические механизмы. Если в экономике основой отношений выступает собственность, в политике – власть, то в культуре такой основой являются нормы, ценности и значения. По мере усложнения социокультурной среды механизм социализации, его культурное обеспечение становятся все более разнообразными.

Культурные нормы и смыслы определяют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусные градации, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, социальное или профессиональное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения.

Знаковыми носителями социального статуса могут выступать различные факторы: родство, этническое и социальное происхождение, богатство, образование, личные достижения в профессиональной сфере, жизненном опыте, науке, искусстве. Статусные формы культуры сохраняются в любом обществе, хотя и в ослабленном или же трансформированном виде. Важное значение статусная символика имеет в бюрократии, где должности, ранги, этикет – важные факторы организации.

В стабильных социальных структурах статусная символика может длительное время поддерживаться в устойчивом состоянии, оформляя постоянные градации между сословиями, рангами, ступенями бюрократической иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное «просачивание» сверху вниз символов престижа, но с другой – вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, оформляющие социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, формируя новые потребности и вкусы.

Процесс социализации взаимосвязан с процессом инкультурации. Они очень близки по своему содержанию, но смешивать их нельзя.

Социализация означает подготовку человека к жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время, ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах.

Инкультурация обозначает процесс освоения человеком традиций и норм поведения в конкретной культуре. Культура в развитых странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации и инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я – профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою культурно-национальную принадлежность: «Я - русский».

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными – родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание или косвенное наблюдение являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение только тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он наблюдает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а поступают по-другому. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Культура учит нас что, когда и как следует есть.

Социализация – врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность.

Инкультурация – срастание с культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-ые годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» – совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди (вплоть до «ни убий»), на этикет.

Таким образом, два процесса – инкультурация и социализация – развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации и наоборот. Инкультурация достигает своего максимума к старости, социализация же – в молодости и зрелости, а затем чаще всего уменьшается, реже – остается на том же уровне.

Процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Когда оба процесса совпадают, т.е. идут в одном направлении, можно построить единый континуум «социализация – инкультурация».

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Минимальный показатель инкультурации и социализации у так называемых феральных людей – человеческих детенышей, воспитывающихся среди волков и других животных. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума, в который включено усвоение основных социальных ролей, норм языка, черт национального характера. Термин же «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества: не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знании всемирной истории. Итак, инкультурация означает приобретение широкой гуманитарной культуры.

Страница 23 из 32


Роль культуры в социализации личности

Утверждение ценностей культуры в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности есть результат действия закона возвышения потребностей людей, появления возможности (наряду с непосредственно утилитарным) ассоциативно-творческого восприятия действительности, своего рода идентификации субъекта с объектом, которая может быть описана лишь с помощью более широкого, чем понятия "потребность" и "интерес", термина "значение". Другими словами, ценность - нечто более сложное и возвышенное, чем простая заинтересованность человека в предмете своей потребности, особенно трактуемой биологически. Ибо человек, в отличие от животного, удовлетворяет свои потребности через культуру.

Ценности объективны до своему происхождению и содержанию. В процессе социализации личности они неизбежно включают в себя и интерпретацию, опенку содержания в свете интересов общества, общности, группы, самой, личности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры, на которые ориентируется личность.

Культурная ценность - не просто слепок с объекта или его воспроизведение, а своего рода мост между объектом и субъектом, обеспечивающий двустороннее движение информации между ними.

Вторым наиболее существенным компонентом культуры являются социокультурные нормы. Они являются не чем иным, как зафиксированными ценностями, имеющими императивный или предписывающий характер. С точки зрения философско-религиозных учений социальные нормы поведения вносятся в сознание человека посредством воспитания и образования, представляют собой проявление особого нравственного закона или веления Бога. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Однако не все такие нормы мы можем называть социокультурными. Если речь идет об изучении социализации индивидов, то социальными нормами будут являться те, которые выполняют функции регулирования этого процесса, а шире - отношений личности и общества. При этом специфика норм будет заключаться не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов.

Одним из важнейших признаков социальной нормы является ее императивность (повелительность), которая выявляется в том, что поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном этапе жизни, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях, в разных социальных общностях. Так как общество, как и любой социальный организм, развивается, то большая часть норм постепенно утрачивает свое значение для жизнедеятельности людей или видоизменяется, а отдельные из них становятся, как и ценности, общественно значимыми, стабильными на десятилетия и даже целые века.

Любое общество представляет собой систему, включающую различные социальные группы, поэтому специфические интересы этих групп будут также различаться. Необходимо классифицировать различного рода нормы, отражающие специфику субъекта-носителя норм (например, групповые нормы), и их содержание (например, нравственные, религиозные нормы).

Логически и исторически социокультурные нормы также связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности субъекты (общество, общности, группы, личность), учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. Следовательно, норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство, которое осуществляется на разных стадиях и в разных формах социализации. Социокультурные нормы как элемент общественного сознания включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.

Так как социальная норма в определенной степени есть социальная модель поведения людей в конкретных ситуациях, то в ней проявляются и учитываются кроме позитивного содержания еще и существующие противоречия между господствующими формами бытия и теми отклонениями от них, которые неизбежно возникают в реальной практике социализаций конкретных личностей. Например, некоторые нормы отношений молодежи вызывают раздражение у более нравственной части общества.

Как уже говорилось, социальные нормы - не единственные регуляторы взаимодействий личности с обществом и другими людьми. В роли таких факторов выступают ценности культуры, общественные идеалы, жизненные принципы. Именно в них заключается возможность зарождения и опережающего развития новых, более прогрессивных норм общественной жизни. В некоторых сферах общественного сознания, например, в морали, нормы и принципы могут совпадать. Моральные принципы могут выступать в виде наиболее общих моральных норм. Хотя, разумеется, не все нравственные нормы есть моральные принципы.

Третьим компонентом культуры являются верования. Несмотря на все попытки представить основной вопрос философии об отношении сознания и материи, бытия и мышления, природы и духа несущественным, вряд ли можно отрицать, что верования как особая форма мировоззрения, а значит, и культуры прочно занимают свое место и в сознании, и в социальной практике, и в социализации человека.

Гносеологическая граница между званием и верой фиксирована весьма нечетко. Чем больше современный человек познает мир, тем больше возникает белых пятен, которые пока нельзя объяснить. Тем самым увеличиваются основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его социальных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В религиозном сознании именно Бог становится тем опосредующим фактором, который регулирует взаимоотношения между людьми. Вера, а значит, и верования являются формой проявления религиозной культуры конкретного народа. Значение религии и ее института (церкви) на определенных этапах исторического развития менялось от ее полной власти над общественной жизнью до "разделения" с государством на светские и религиозные установления. Практически нет ни одного общества или народа, у которого отсутствовали бы люди, базирующие свои жизненные ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Значит, для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью. Поэтому соблюдение религиозных норм для истинно верующих является не трудностью, а скорее основанием для удовлетворенности своей жизнью.

Если дать верованиям социокультурную оценку, то можно сказать, что в них заключена наиболее глубинная сущность общечеловеческих ценностей и норм жизни. Поэтому для социализации личности, сохранения «человеческого в человеке» религия и верования играют одну из важных ролей.

Фундаментальным, обобщенным элементом культуры являются обычаи. Обычаи - исторически возникший порядок общественной жизни, ставший всеобщим, привычный стиль действий и поступков, господствующий в определенной общности, группе. Например, способ приготовления пищи, одежда, манеры поведения, осуществление различных обрядов, определенная система воспитания детей, отношение к старикам, религиозные верования и т.д. выражают стиль жизни данного народа или общности. В обычаях отражен способ видения социальной реальности в целом: природы, общества, сферы священного. Необходимо учитывать, что обычаи определяют поведение в целом, а потому только в минимальной степени совпадают с моральным порядком общества. В современном российском обществе обычаи и традиции регулируют в основном бытовую неформальную сферу жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере, образовании, организованной системе социализации подрастающего поколения действуют социальные институты и соответственно институциональные ролевые позиции.

Существуют некоторые специфические особенности обычаев и традиций, важные для процесса социализации. Так, в условиях распространения массовой культуры многие обычаи и традиции уходят в прошлое или существенно деформируются. Однако для определенной части нашего общества, особенно населения азиатского региона, традиции и обычаи все еще играют доминирующую роль в регулировании общественных, даже профессиональных отношений. Часто возраст человека дает ему больше прав в решении проблем, чем его социально-профессиональный статус. В условиях урбанизации и массовых миграционных процессов все больше распространяется, особенно в городах, массовая культура, связанная с обычаями так называемого престижного потребления. Описанный Т. Вебленом феномен "показного потребления" объяснял поведение человека желанием обрести социальный статус через приобретение определенного рода вещей. Такое приобретение связано не с жизненными потребностями, а с подражанием определенному социальному кругу лиц. Это может касаться не только материальных вещей, но и форм проведения досуга, воспитания детей и т.д., например стремление родителей дать детям музыкальное образование часто вопреки отсутствию у них музыкального слуха и желания или поголовная "джинсомания", при которой джинсы из рабочей одежды американских фермеров превратились чуть ли не в праздничный наряд для молодежи.

Универсализация обычаев в значительной степени приводит к утрате национальной самобытности общества. Однако давать этому однозначно отрицательную оценку, вероятно, нельзя, так как социально-экономический прогресс вносит свои существенные коррективы в потребности человека и всего сообщества. Эти потребности в первую очередь ориентированы на социальный комфорт, а поэтому имеют больше утилитарное, чем какое-либо другое значение.

Большая часть исследователей процессов социализации сходятся на том, что определяющее значение имеет первичная социализация, осуществляемая семьей. В частности, первичная социализация определяет не только общесоциальные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т.д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка является личностная заинтересованность семейной группы, основанная на кровном родстве. В зависимости от уровня авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного "Я", которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг личной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.

Если рассматривать семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то надо иметь в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различными, вплоть до полного антагонизма. Эта опосредованность делает семейную группу до определенного времени почти единственным интерпретатором культурных ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в будущем. Таким образом, в семье закладывается тип структуры будущего поведения, характера интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтнее будет вхождение индивида и во вторичные группы и в социальную структуру общества.

К социализации во вторичных группах индивид подходит с уже сформированным самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся "образом" общества). В это время он становится членом различных социальных групп: учебных и производственных коллективов, круга друзей и т.д. Существенно изменяется и характер его взаимодействия с этими группами. Если эффективность семейного этапа социализации относительно не зависит от ребенка, особенно в первые годы его жизни, то социализация во "вторичных группах" в равной мере определяется как личностными характеристиками социализирующего субъекта, так и социальными показателями группы, т.е. внешними факторами. Следовательно, можно утверждать, что в процессе социализации во вторичных группах изменение социальных структур происходит и под влиянием личностных социокультурных ценностей.

На этапе социализации во вторичных группах, как правило, выявляется и "раздвоение человеческой сущности", если первичный этап формирования личности заложил в сознание индивида не соответствующие реальности представления. Это несоответствие реальности представлениям о ней может стать источником как асоциального, так и конформистского поведения человека. Однако возникновение отклоняющихся форм поведения связано не только с внутренним конфликтом сознания индивида, но и с характером ориентаций групп, в которые он включается в процессе взросления.



Индекс материала
Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях
Дидактический план
Учение об обществе
Общество как система
Социальная структура общества
Общество и государство
Общество и культура

Что еще почитать