Ф.И. Тютчев основные мотивы лирики

  1. Тема космоса и хаоса
  2. Природа как часть целого

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож, –

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, –
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?..

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков… –
…Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Один из основных мотивов поэзии Тютчева - мотив хрупкости, призрачности бытия. Призрачно минувшее, все, что было и чего уже нет. «Призрак» - обычный образ прошедшего у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья», «призраки минувших лучших дней». От «живой жизни» остаются только воспоминания, но и они неизбежно выветриваются и исчезают: душа осуждена «следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминанья». «Бесследно всё».

Но и настоящее, раз оно непрестанно, неумолимо и полностью исчезает, тоже лишь призрак. Символ призрачности жизни - радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

(«Как неожиданно и ярко...»)

Резко выражено это ощущение в таких стихотворениях, как «День и ночь», где весь внешний мир осознан как призрачный «покров, накинутый над бездной»:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Этот образ повторяется даже в деталях. День отодвигается, как пелена, уходит, «как виденье», «как призрак», - и человек остается в подлинной реальности, в безграничном одиночестве: «На самого себя покинут он», «В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела». Обнажается стихия «ночной души», стихия первозданного хаоса, и человек оказывается «Лицом к лицу пред пропастию темной», «И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое».

Для понимания поэзии Тютчева существенно, что за подобными стихами стоит чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живет поэт, глубокое неверие в силы этого мира, сознание неизбежности его гибели.

Мотив одиночества звучит и в стихах Тютчева о бездомном, чуждом миру страннике (стихотворения «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду...»), о жизни прошлым и отказе от настоящего (в особенности «Душа моя, элизиум теней...»), о поколении, вытесненном из жизни и «занесенном забвеньем» (это не старческие сетования; ср. стихотворение 20-х годов «Бессонница», стихотворение 30-х годов «Как птичка, раннею зарей...»), об отвращении к шуму, к толпе, о жажде уединения, тишины, мрака, безмолвия.

За «философскими» мыслями Тютчева стоит чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном я.

Чувству призрачности мира и своей отъединенности от мира противостоит в поэзии Тютчева горячее «пристрастье» к земле с ее наслаждениями, грехами, злом и страданием и, прежде всего, страстная любовь к природе:

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

Духов бесплотных сладострастья,

Твой верный сын, не жажду я.

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны?..

Ф.И.Тютчев был поэтом трагического и философского восприятия жизни. Такой взгляд на мир определил выражение всех поэтических тем в его творчестве.

Тематика лирики Тютчева

Прожив долгую жизнь, он был современником многих трагических событий не только в России, но и в Европе. Своеобразна гражданская лирика поэта. В стихотворении «Цицерон» он пишет:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир,

Он их высоких зрелищ зритель…

Понимание своего предназначения, стремление понять смысл жизни и круговорот истории отличает лирику поэта. Тютчев, рассматривая исторические события, находит в них более трагического. В стихотворении «14 декабря 1825» поэт выносит свой приговор восстанию декабристов, называя восставших «жертвами мысли безрассудной», которые

«уповали,… что станет вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить!»

Он говорит и о том, что сами декабристы — порождение Самовластья

(«Вас развратило Самовластье»).

Поэт понимает тщетность такого выступления и силу реакции, которая наступила после поражения восстания (» Зима железная дохнула — и не осталось и следов»).

Век, в котором пришлось жить поэту — век железной зимы. В этот век законом становится

Молчи, скрывайся и таи

И мысли и мечты свои…

Идеал поэта — гармония человека и мира, человека и природы, которая дается только верой, но именно веру потерял человек.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры…

«… Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Современный поэту мир потерял гармонию, потерял веру, что грозит будущими катаклизмами человечества. В четверостишии «Последний катаклизм» поэт рисует картину апокалипсиса:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик отобразиться в них!

Поэт предпочитает не говорить о конкретных людских судьбах, давая широкие обобщения. Таково, например, стихотворение «Слезы»:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые…

Россия и русский человек в творчестве поэта

Пожалуй, именно Тютчеву удалось поэтически выразить

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В этом четверостишии все, что мы говорим о нашей стране и по сей день:

  • который не поддается разумному пониманию,
  • особенное мироощущение, которое оставляет нам только возможность верить в эту страну.

А если есть вера, то есть и надежда.

Философское звучание произведений Тютчева

Всю поэзию Тютчева можно назвать философской, потому что, о чем бы он ни говорил, он стремится к постижению мира, мира непознаваемого. Мир таинствен и непостижим. В стихотворении «День и ночь» поэт утверждает, что день — лишь иллюзия, но мир истинный открывается человеку по ночам:

День — сей блистательный покров…

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам смерть страшна!

Именно ночью человек может ощутить себя частицей безграничного мира, почувствовать гармонию в своей душе, гармонию с природой, с высшим началом.

Час тоски невыразимой!…

Все во мне и я во всем!

В тютчевской поэзии часто появляются образы бездны, моря, стихий, ночи, которые находятся и в природе, в человеческом сердце

Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь в заключенье, там — на просторе,

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Философская лирика поэта тесно связана с . Собственно можно сказать, что вся пейзажная лирика поэта проникнута философскими раздумьями. Поэт говорит о природе как об одушевленной, мыслящей части мира, в природе «есть душа,… есть свобода,…есть любовь,… есть язык». Человек связан с природой «союзом кровного родства». Но в то же время мир природы непостижим для человека.

Небо (Мечта о гармонии) противопоставляется земле (одиночеству):

» О как земля, в виду небес, мертва!»

Тютчев-лирик умеет передать малейшие изменения в природе, подметить краткость прекрасных мгновений.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Человек же предстает перед тайной природы «сиротой бездомным».

Трагическое понимание мира Тютчевым

Трагическое мироощущение сказывается в любовной лирике поэта.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь, по его мнению, не только слияние родственных душ, но и их «поединок роковой». Трагическая любовь к Е.Денисьевой, ее смерть отразилась во многих стихах поэта

(«Она сидела на полу», «Весь день она лежала в забытьи», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»).

Продолжая , поэт говорит об огромной силе воскрешения, возрождения, которым обладает любовь

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

Непрестанный поиск ответов на вечные вопросы бытия, умение показать душу человека, затронуть тончайшие струны человеческой души делает поэзию Тютчева бессмертной.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Тютчеву достаточно нескольких строк; солнечные системы, туманные пятна „Войны и мира" и „Братьев Карамазовых" сжимает он в один кристалл, в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо. Этот орешек не так-то легко раскусить: глаз видит, а зуб неймет. Толковать Тютчева - превращать алмаз в уголь», - писал Д. Мережковский.

Сегодня, спустя много лет, мы берем на себя смелость вновь взяться за толкование тютчевской поэзии. Самое главное, что поражает в лирике Тютчева, - это ее философичность, масштабность, склонность к глубоким обобщениям. Даже стихи о природе и любви проникнуты у поэта философскими раздумьями. В раздумьях этих обнажается человеческая душа, открывается трагизм ее земного существования. Человек у Тютчева - это часть природы, венец ее творения, но вместе с тем мироощущение его глубоко трагично, оно отравлено осознанием бренности человеческого бытия. В этом видится поэту извечный конфликт человека и природы.

Природа у Тютчева - живое существо, полное могучих жизненных сил:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Однако язык этот для человека непостижим. Именно об этом поэт заявляет в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах». В природе разлито спокойствие, гармония, разумность и соразмерность: «певучесть есть в морских волнах», стройность в шорохе тростника, «невозмутимый строй во всем». Свобода же человека, этой частички природы, призрачна и иллюзорна. Он осознает свой разлад с природой, не понимая его истинных причин:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Природа для поэта - «сфинкс», своим «искусом» она губит человека, стремящегося познать ее и разгадать ее тайны. Однако все усилия людей тщетны: «Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней». В своем разочаровании, чувстве безнадежности, трагическом мировосприятии Тютчев идет далее, отказываясь видеть смысл в самом «творении Творца»:

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!
(«И чувства нет в твоих очах»)

Точно так же, как и природа, непостижим и сам человек, его внутренний мир. Душа его - это «Элизиум теней», безмолвных и прекрасных, но далеких от реальных жизненных радостей и горестей.

Излюбленные пейзажи Тютчева рисуют картины ночной природы, когда весь мир погружается во мрак, в хаос, окутывается тайной:

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит.

Ночной мгле у Тютчева всегда сопутствует какая-то мертвенность, нега, неподвижность, мир дневной жизни как бы закрыт особой завесой: «Изнемогло движенье, труд уснул...». Но одновременно в ночной тиши просыпается какой-то «чудный еженочный гул». В этом гуле открывается жизнь незримого мира, таинственных, неподвластных человеку сил:

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном.
(«Как сладко дышит сад темно-зеленый»)

Ночной час для поэта - «час тоски невыразимой». И вместе с тем он хотел бы неразделимо слиться с этим зыбким сумраком, ночным воздухом, дремлющим миром:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!
(«Тени сизые смесились»)

Вместе с темой природы необычайно гармонично входит в лирику Тютчева мотив времени, прошлого и будущего. Этой теме посвящено стихотворение «Сижу задумчив и один». Время неумолимо и безвозвратно - человек бессилен перед его властью. Человек - это лишь «злак земной», который быстро вянет. Но с каждым годом, с каждый летом - «новый злак и лист иной!» Однако мотив будущего, понимание бесконечности человеческого существования здесь не уравновешивает пессимистических мыслей поэта. Мотив противостояния вечной жизни природы и конечной, бренной человеческой жизни звучит здесь необычайно остро:

И снова будет все, что есть,

И снова розы будут цвесть,

И терны тож...
Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Не расцветешь!
(«Сижу задумчив и один»)

Сорванный цветок в конце концов завянет - точно так же замирает и живое биение человеческой жизни. Так же бренны и сами чувства любви, блаженства. Человек у Тютчева беспомощен, обезоружен незнаньем перед лицом времени и судьбы:

Увы, что нашего незнанья

И беспомощней и грустней?

Кто смеет молвить: до свиданья

Чрез бездну двух или трех дней?
(«Увы, что нашего незнанья»)

Будучи романтиком, Тютчев поэтизирует и одухотворяет безудержную игру природных стихий - «грохот летних бурь», бунт неистовых морских волн. Поэту «сладок» тихий шепот волн, их чудная игра на солнце. Внятен ему и «буйный ропот» моря, его «вещие стоны». Сердце поэта навсегда отдано своенравной морской стихии, на дне морском он навеки «схоронил» свою «живую душу».

В стихотворении «Волна и дума» морскую стихию поэт сравнивает с миром человеческих мыслей, с порывами сердца. Человеческие думы идут друг за другом, как волна за волной. И в сердце все тот же «вечный прибой и отбой». К философской мысли поэта здесь примешивается щемяще тоскливое чувство: наши земные дела, радости и горести - это лишь «призрак тревожно-пустой».

Мы встречаем в лирике поэта и вполне реалистические пейзажи, которые, однако, полны дивного очарования, особой тютчевской тонкости и изящества. Сравнить их можно разве что с картинами русской природы, созданными Пушкиным.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...
(«Есть в осени первоначальной»)

У Пушкина читаем в стихотворении «Осень»:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Великолепны у Тютчева и весенние пейзажи, когда природа улыбнулась «сквозь редеющего сна». Ничто не может сравниться с красотой первых зеленых листьев, омытых в солнечных лучах, со свежестью весеннего ветра, с голубизной неба, с пением далекой свирели... Сама человеческая душа, казалось бы, просыпается вместе с весенним пробуждением природы.

Таким образом, мир природы в лирике Тютчева - мир таинственный и непознаваемый, мир, противостоящий человеческой жизни и ее преходящим радостям. Природа равнодушно взирает на человека, не позволяя ему проникнуть в свою суть. Любовь, блаженство, мечты, тоска и грусть - все эти чувства преходящи и конечны. Человек у Тютчева бессилен перед лицом времени и судьбы - природа же могущественна и вечна.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Что еще почитать