Энциклопедия технологий и методик. Настройка варгана: как сделать это правильно? Варган из дерева своими руками чертежи


Приходилось ли вам слышать о таком музыкальном инструменте, как варган? Наверняка вы вспомните эти звенящие звуки, которые ассоциируются с севером, тайгой. Возможно, они вызовут у вас ассоциации с Аляской, золотоискателями и индейцами. Или с традиционными гуцулами. А может в самую точку…. С чукчами.

Почти любая из ваших ассоциаций будет правильной, ибо почти каждый народ имеет свой варган. Эти звуки сразу навеивают архаичные мотивы, которые есть у каждого народа. Наверно, сразу в воображении всплывает костер, горловое пение соплеменников. И шаман, который просит духов послать дождь, или благословить на охоту.

Культовый инструмент. Вы можете изготовить его сами, при помощи данной инструкции. Учитывая то, что конструкция до безобразия проста. Вам не понадобится особых знаний или умений. Все, что вам нужно – ваше желание. И пара простых инструментов. А еще желание научиться, ибо сегодня вы встретитесь, лицом к лицу, с таким древним ремеслом, как ковка.

Итак, приступим.

Сначала перед автором сего творения предстал вопрос. Из чего же сделать язычок варгана? Потому что он должен быть одновременно упругим, стойким к безвозвратным деформациям и поломке. Было решено использовать полотно пилы по дереву. Толщина которой 0.86 мм.


С помощью точила была отделена полоска металла. При этом, ее постоянно охлаждали, чтобы не перегрелась и не утратила своих качеств.


После полоска была выровнена и заточена с обеих сторон на том же электроточиле.


Длину заготовки для рамы можно определить, смакетировав ее при помощи обычной алюминиевой проволоки. Которую, в итоге, можно будет распрямить и замерить линейкой.

Для рамки был использован пруток, толщиной 6 мм. Его марка 12Х18Н10Т (Нержавеющая сталь).
Была отпилена заготовка с небольшим запасом. На изгибах рамы, в местах перехода дек в кольцо, протачиваются небольшие шейки.

Далее, нужно зажать заготовку в дрель и придать участкам дек небольшой конус, при помощи наждака.

Изгиб круга выполняется так:
1) Зажимаем заготовку в тисках, с каким-нибудь металлическим предметом, который имеет подходящий радиус.
2) Киянкой, или молотком через деревянную подкладку гнем. Тут важна аккуратность, и не спешите, ибо можно испортить заготовку.


Более острые углы придется сделать с помощью ковки. Для того нужно нагреть металл докрасна. Автор использовал в этих целях газовую плиту.




Позже, конусам была придана квадратная форма, для этого использовался брусок.


Придание кругу окончательного изгиба, опять же нагревая на газу. Опять же ковка.


Конусность дек должна соответствовать конусности язычка.


Придание плоскости двум сторонам круга.


Пропил, придание формы пазу под язычок.
Издревле, человек применял для изготовления варганов различные природные материалы (помимо металлов): кости, дерево...
Вот о деревянных разновидностях варгана и хотелось бы рассказать. Но, к сожалению информации о них крайне мало.
Примерно до конца 80-х годов прошлого века, считалось, что секрет изготовления деревянного агаз-кубыза бесследно утрачен,
пока чисто случайно не обнаружилось, что в одной из глухих деревень есть бабушка, которая не только помнит,
но сама изготавливает и играет на них... (Более подробно об этом можно прочитать в фольклорном сборнике Рахимова Р.Г. (с аудио приложением) там же можно его и преобрести.)
Я же, приведу сдесь лишь ма-аленькую "нарезку-выжимку" из сборника, относительно изготовления агаз-кубыза:

Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева в форме линейки, длина -17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина - 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.

Изготавливается из клёна.
(Выдержка из воспоминаний о разговоре с К.Г. Гариповой)


Гарипова Кафия Гариповна (1910 г. рожд.) играет на своём агаз-кубызе.

...Оказывается на кубыз идет не всякий клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила мол­ния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, ко­торые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент....
- Чем вырезается язычок?
- Обыкновенным ножом, но с некоторыми тонкостями, о которых Кафия-аби почему-то говорила уклончиво, с неяс­ными нюансами, видимо, стесняясь народных терминов. Уда­лось уловить только, что кубыз с уже вырезанным язычком пропитывается жиром обязательно из хвостовой части гуся
или в крайнем случае выдерживается в топленом коровьем масле. Только после этого, по словам мастера-исполнительницы, можно рассчитывать на хорошее звучание инструмента.

После того, как человек освоил дерево и кость, дошла очередь и до более сложных в обработке материалов: различного вида металлы.
Далее, так же будет использована выдержка из сборника Рахимова Р.Г. Башкирский кубыз (маультроммель) (с аудио приложением)

Что же представляет собой современный башкирский кубыз? Рассмотрим "Тимер-кубыз" - металлический варган. На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных мастеров оказалась практически безгранична. Вот как делается классический башкирский тимер-кубыз:

1) В качестве основы кубыза берется металлический стержень диаметром 6 мм и длиной 120-150 мм. Это может быть обыкновенная проволока, но из санитарно-гигиенических соображений металл лучше брать не окисляющийся (нержавеющая сталь, хромированные сплавы).
2) Стержень на наковальне сгибается в форме правиль­ной трапеции без широкого основания со сторонами со сторонами: А=С=35 мм, В= 70 мм.

3) Со сторон "А" и "С" надфилем снимается фаска 0,5 мм.
4) На специальном шаблоне в направлении, указанном стрелками, полукругом изгибается сторона "В".
5) В середине стороны "В" треугольным надфилем выбирается паз для закрепления язычка (типа "Ласточкин хвост"). Ширина паза - 3 мм, глубина - 2-3 мм.
6) Из полоски упругой стали изготавливается язычок длиной 80 мм, толщиной 0,5 мм, шириной у основания 3 мм и на свободной конце 2 мм. Качество звучания кубыза во многом зависит от материала язычка. В Мечетлинском районе встречаются кубызы с язычками из латуни, стали, железа, алюминия и даже серебра.
7) Язычок узким концом вставляется в паз основания и временно закрепляется. Производится предварительная регулировка и настройка: свободный узкий конец язычка должен без малейших зацепов поместиться между сторонами "А" и "С".
8) На гладком конце наковальни легкими ударами мо­лотка под прямым углом постепенно сгибается свободный конец язычка так, чтобы он не выходил за концы сторон "А" и "С".
9) Паз расклепывается, закрепляя язычок наглухо.
10) Специальной металлической полоской устраняются зацепы.
11) Кубыз настраивается путем опиливания тонкого загнутого конца язычка.
12) Сближением сторон "А" и "С" достигается мини­мальный зазор с язычком. От этого, по словам мастера, зависит динамика кубыза.
13) Мелким надфилем производится чистовая обработка и полировка кубыза.

Финалом всех наших шаманских действий (а изготовление варгана другим и быть не может) будет вот такой инструмент:

Да, ещё раз хочу заострить ваше внимание, по поводу выбора корпуса для варгана (кубыза, комуза и т.д)!

Карл Эвленштейн, известен как гастролирующий музыкант, который в 1817 году играл в Лондоне на 16 разнотональных кубызах. Сохранились даже подробности о том, что артист из-за неумеренной игры испортил себе зубы о корпус из окисляющегося металла и не мог более играть "...без великих мучений", после чего переквалифицировался в гитариста.

Ну, на этом всё.
Удачи в варганостроении. Надеюсь, что данный материал будет вам весьма полезен.

Схема-зарисовка "агаз-кубыз" и "темир-кубыз" с пояснениями (с)

Варган - музыкальный инструмент, имеющий богатую историю. Есть данные о том, что появился он в Южной Азии. Аналогичные инструменты встречаются у многих народностей. Давайте рассмотрим, как изготовить варган.

Последовательность изготовления варгана

Сначала необходимо сделать чертеж, займет это не более 20 минут. Обозначьте язычок, например, сиреневым цветом, а скосы пусть будут коричневыми. К слову, при их изготовлении многие сталкиваются с определенными трудностями, но тут уж ничего не поделаешь - новичкам всегда приходится сложно.

2. Немного срежьте по краям, чтобы получилась усеченная трапеция.

Не стоит недооценивать второй пункт - он крайне важен, ведь чем добросовестнее будут сделаны внешние скосы, тем правильнее получатся внутренние, которые будут служить в качестве направляющих. Поэтому постарайтесь подойти к этому серьезно, так как сделать варган непросто, учтите это.

Дальнейшие действия заключаются в следующем: необходимо обработать направляющие с двух сторон, чтобы образовался пропил. Затем следует проделать сверлом отверстие и приступать к изготовлению язычка. Для него вполне подойдет кусок пилы, однако можно взять, например, линейку, выполненную из металла. Далее необходимо доделать рамку с помощью напильника и зафиксировать язычок. Вот и все, вы смастерили варган своими руками. Давайте теперь рассмотрим, как правильно играть на нем.

Как держать варган

На первом этапе вам нужно научиться располагать варган между пальцев таким образом, чтобы вам было комфортно и удобно. Можно держать его как в правой, так и в левой руке, но рекомендуется использовать ту, которая не является у вас основной. Все музыканты располагают варганы в руках по-разному, и это вполне нормально. Но есть специальный способ, рекомендованный новичкам.

Держите варган кончиками указательного и среднего пальцев на изогнутых участках таким образом, чтобы край язычка был направлен в противоположную сторону от вашей руки. Обратите на очень важно. должен находиться на том участке, где зафиксирован язычок. Но ничто не должно мешать его движению. Ваши пальцы не должны препятствовать ему. Данный способ держания варгана может использоваться практически на всех разновидностях инструментов. Он достаточно удобен. На данном этапе вам наверняка захочется скорее узнать, как играть на варгане, но не спешите - начинать нужно с основ.

Как располагать варган при игре

Основную часть инструмента при игре следует располагать между зубами или губами.

Необходимо следить, чтобы между челюстями было место для беспрепятственного перемещения язычка варгана. Обратите на это внимание. Край языка должен находиться примерно в центре рта. При соблюдении всех этих условий звучание инструмента будет идеальным.

Когда варган зажат между вашими зубами, его «голос» получается более выразительным, красивым и продолжительным. В данном положении вы сможете наилучшим образом контролировать звучание. Обратите внимание, что губы не должны сильно прижиматься к инструменту. Если пока что-то не очень хорошо получается, не расстраивайтесь - если уж вы сделали варган своими руками, то и игру на нем наверняка освоите.

Как извлекать звук

Когда вы научились правильно держать инструмент, следует переходить к извлечению звука. Давайте рассмотрим несколько способов.

Первый вариант

Локоть находится в опущенном положении. Указательный палец «смотрит» вверх. Необходимо, чтобы он был немного напряжен. Остальные пальцы сжаты в кулак. Что дальше? Язычок следует задевать подушечкой либо ребром указательного пальца, кисть при этом необходимо сгибать и разгибать.
Данный метод извлечения звука повсеместно применяется в европейских странах и в Америке. Он очень удобен, используя его, можно играть как быстро, так и медленно. Хорошо, если вы не остановитесь на этом варианте, а освоите несколько. Помните, что вы изготовили варган своими руками, значит, вам многое по плечу!

Второй вариант

Локоть находится на одном уровне с плечами или немного выше. Кисть расположена над варганом, расслаблена, спокойно висит над инструментом. Пальцы, за исключением указательного, сжаты в кулак. Это обязательное условие. Язычок задевается указательным пальцем (а именно, ребром), кистью при этом необходимо вращать. Данный метод широко используется в азиатских государствах.

Третий вариант

Локоть находится в опущенном положении. Из пальцев необходимо сделать «лодочку». Далее их следует положить на язычок инструмента. Большой палец должен находиться в стороне. Не пренебрегайте этой рекомендацией. Язычок задевается центром большого пальца, для этого следует сгибать и разгибать руку. Данный метод извлечения звука используется для неторопливой, медленной игры. Также он хорош в тех случаях, когда необходимо спрятать инструмент от наблюдателей или, например, от дождя.

Итак, вы научились изготавливать варган своими руками, а также узнали, как на нем играть. Теперь вы сможете наслаждаться красивым звучанием этого инструмента и чувствовать себя шаманом.

Варган - своими руками

Варган (от древнеславянского варга - рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

Задумал я сделать самодельный варган. Конечно, цели создать по быстрому шедевр варганостроения не было, просто хотелось иметь инструмент, сварганенный своими руками. Задумывался средний по размеру хомус с жестким язычком, для быстрой игры.

Перво-наперво достал и тщательно замерил геометрию всех имеющихся хомусов.

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86 мм.

На наждаке отделил полоску (главное постоянно охлаждать, дабы не нарушить термообработку стали). Выровнял один край.

Все материалы мне удалось купить в магазине. Этакий маркет по станкам, инструментам и материалам. Рамка (или дека) сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т (в переводе на русский нержавейка). Язычок стальной, марки ХЗ:) Насколько я понимаю, на последний обязательно нужна термообработанная высокоуглеродистая сталь (термообработанная значит закаленная и отпущенная до нужной жесткости, высокоуглеродистая, потому что иная не может быть закалена). В бочках, скорее всего, применяют низкоуглеродистые стали (как в арматуре, гвоздях и т.д.) Также на наждаке обработал вторую сторону язычка (на фото промежуточный результат).

Отпилил заготовку и на границе перехода прямого участка в загиб сделал шейки, как на Алтайском комусе.

Теперь надо сделать конусные сужения, лучше всего на токарном станке. Но в домашних условиях я сделал так: зажал заготовку в дрель и, включив её, начал обтачивать на электроточиле (наждаке).

Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную.

Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

Получил вот такую предварительную форму.

Нижнюю поверхность конусов «вывел» на бруске, т.к. это будет рабочая поверхность, производящая звук.

Затем обточил на наждаке грани деки.

Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.

Чтобы быть правильно понятым, хочу, на всякий случай, пояснить, что дека из нержавейки - это чисто моя инициатива. Традиционно деки делают из обычной стали, думаю пойдет любая марка (если не вдаваться в совсем нюансы), ибо рамка не подвергается термообработке. На всякий случай привожу простой способ, как отличить нержавейку – к ней почти не притягивается магнит.

Выковал форму так, чтобы конусность деки соответствовала конусности язычка. Последний заточен с двух сторон, по образу якутских.

Загнул колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте гиба!

Сделал круглую часть рамки плоской с двух сторон.

Разметил место положения язычка.

Пропилил полотном по металлу паз.

С помощью напильника и надфиля придал правильную форму.

С помощью фетрового круга и пасты ГОИ отполировал деку и язычок.

Осталось самое сложное - установить язычок, обеспечив маленький и равномерный зазор с декой. Сначала вбил его на конус, как показано на фото. В этот момент происходит регулировка, если язык ушел на одну сторону его можно поправить, ударяя по этой же стороне хвостовика. Если зазор велик, продолжаю забивать его по центру хвостовика. В этот счастливый момент уже можно пробовать играть, добиваясь яркого звука, но отсутствия стука об деку. Далее края паза завальцовываем молотком (слегка) и обрезаем лишний край.

Работа над ошибками:

Удалось допустить два промаха поменьше и один крайне серьезный.

1. Изначально чересчур загнул прямые участки дек, в результате пришлось разгибать молотком по краям «идеально» подготовленных рабочих поверхностей губок. Потом, правда, все обработал и получилось сносно.

2. Очень плохо гнулся язычок и колено получилось в более толстом месте. Соответственно, его жесткость стала много выше задуманной.

3. Последнее, я планировал исправить так: слегка вставляю язык в конус деки пробую, вынимаю и уменьшаю толщину на наждаке, доводя до нужной. Однако при первой же примерке, я вбил его так, что не смог снять…

Кто заинтерисовался изготовлением и игрой на варгане советую посетить

Идея сделать варган своими руками пришла практически в самом начале моего увлечения игрой на этом необычном инструменте. И чем больше я знакомился с бескрайним разнообразием типов и форм инструментов с разных концов света, тем сильнее крепла эта идея, постепенно начав свое воплощение в эскизах. Описываемая методика является лишь первым опытом автора. Они адаптирована не на кузницу, а на скромно оснащенную домашнюю мастерскую.
Увидев однажды на стеллажах строительного рынка россыпи прутков латуни и нержавейки, я ощутил, как время сильно замедлилось. Вместо привычной урбанистической скачки от одного дела, к другому я стою и с улыбкой идиота любуюсь на "гору" блестящего металла. Так продолжалось некоторое время, пока внутренний голос, помолчав, не молвил, кашлянув "ну и фигли замер, иди, бери". Прикупив там же полотно по дереву, для язычка, отправляюсь по другим делам, но мыслями я уже в мастерской.

Достаю все имеющиеся в наличии варганы, замеряю их геометрию и определяюсь с размерами своего детища.

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86мм. Выбору материала для этих целей посвящена

Сначала отделяем полоску материала с помощью электроточила. Очень важно постоянно охлаждать заготовку, чтобы не нарушить термообработку стали. Затем выравниваем один край полоски.

Также на электроточиле обрабатываем вторую сторону язычка. Оде стороны должны быть остро заточены, как нож. Заточка проводится как с одной, верхней стороны, так и с двух сторон (на фото показан промежуточный результат).

Выбрав форму и размеры будущего варгана надо сделать его го макет из мягкой алюминиевой проволоки. Распрямив её мы узнаем необходимую длину заготовки для рамки. Также мы будем знать расположение мест изгиба. Рамка сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т (это нержавеющая сталь). Отпиливаем заготовку до необходимого размера, оставляя небольшой запас. На границе перехода дек (прямого участка) в кольцо протачиваем шейки, уменьшая диаметр материала.

Теперь, надо сделать конусные сужения дек, лучше всего использовать токарный станок. Но в домашних условиях я делаю так: зажимаю заготовку в дрель и включив её начинаю обтачивать на электроточиле (наждаке) деки.

Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную, зажав заготовку в тисках. Пруток гнется через какой-либо металлический предмет имеющий подходящий радиус.

Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

Получил вот такую, предварительную форму.

Нижнюю поверхность конусов "вывожу" на бруске, т.к. это будет рабочая поверхность, производящая звук.

Затем обтачиваю на наждаке (электроточиле) грани деки.

Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.

Выковываю форму так, чтобы конусность между деками дек соответствовала конусности язычка.

Загибаю колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте загиба!

С помощью электроточила делаю кольцо рамки плоским с двух сторон.

Размечаю место положения язычка так чтобы язычок располагался точно между дек.

Что еще почитать