Что относится к бессознательному по фрейду. Бессознательное у фрейда и лакана

Зигмунд Фрейд

Фрейд,Зигмунд (1856 - 1939)-венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка. По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".

Понятие бессознательного

Сверхсознание,сознание,инстинкты

Самая глубокая и значительная область человеческого разума–это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного. Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих филосовских работак XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире. На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Представление – или всякий другой психический элемент в определенный момент может быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменным снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представление сохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, неизвестно. Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Фотогалерея


Три периода развития учения Фрейда о бессознательном

Зигмунд Фрейд

Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон. Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям. В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых она находилась и в прямой генетической зависимости. Во второй самый прододжительный и самый важный период развития психоанализа определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всех вопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической и прикладной психологии. В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответсвовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного: 1.Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка; 2.Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания; 3.Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания. На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии. Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых других психогенных нервных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии. Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются «бессознательным», как понимал его Фрейд в первый период развития своего учения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека. Такова первая фрейдовская концепция бессознательного. Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимо сознания саомго больного нет и не может быть.

Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов. Во втором периоде бессознательное становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний. Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека. Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир.

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы: 1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода; 2) личные влечения, или влечения «я», их цель – самосохранение индивида. Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме и психике. Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодовления.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос. Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса. Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами. Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно». "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей. «Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно. До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее, чем казалась вначале. Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я». "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности". «Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной. Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я". Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я". Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Фрейд определяет бессознаетльное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответсвующими словесными представлениями. Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".

Как уже отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. «Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, «сферой» человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности». Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.

Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное : представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам , под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения , которое он в качестве условного допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической организации человека.

Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.


Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке «языка» бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов.

Вопрос: «каким образом что-либо становится сознательным?» - н облекает в форму вопроса: «каким образом что-либо становится предсознательным?». Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.

В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением бессознательного и вполне намеренно. Выделенные им психические системы собственно бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях, когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным ; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ

Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: «Оно» (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности; «Я» (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; «Сверх-Я» (Super-Ego) - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - «Оно» - функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия . Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью , которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд может даже показаться, что именно «Я», это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет «Оно» изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не «Я» управляет «Оно», а наоборот, «Оно» исподволь, невластно диктует свои условия «Я».

Для образного описания взаимоотношений между «Я» и «Оно» Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское «Оно» также являет собой лишь видимость подчинения «Я»: как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает волю «Оно» в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское «Я» пытается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром.

Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция «Сверх- Я» или «Идеал-Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины, Во фрейдовской модели личности «Сверх-Я» указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов. Если «Я» - это главным образом представитель внешнего мира, то «Сверх-Я» выступает по отношению к нему как защитник интересов «Оно». По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва «Оно» в социально приемлемый импульс «Я», и в этом смысле как бы солидаризируется с «Я» в обуздании влечений «Оно». Но по своему содержанию фрейдовское «Сверх-Я» оказывается все же близким и родственным по отношению к «Оно», поскольку является «наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений

Оно и самых важных судебных судеб его» «. «Сверх-Я» даже противостоит «Я» как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного сознания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с «Оно», так и со «Сверх-Я».

Хотя Фрейд признавал «наследственность» и «природность» бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там, где было «Оно», должно быть «Я»«. Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.

Подобно многим философам, апеллирующим к понятию, он готов признать за бессознательным эвристическую ценность, то есть рассматривать его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой психики. Однако, в отличие от тех философов, которые усматривают в бессознательном лишь теоретический концепт, способствующий устранению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривает бессознательное как нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания, в рамках психоаналитической философии предпринимается попытка осмысления бессознательного психического посредством выявления его содержательных характеристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

Представление о враждебном существе

Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь

Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), архетип проявляется в христианстве .

Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.

Концепция К. Г. Юнга

Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.

Создаваемые клиентом песочные формы, а также выбор им различных предметов и их расположение на подносе являются актами индивидуального творчества. Многообразие различных вариантов построения песочных композиций отражают не только личные потребности и проблемы клиента, но и характерную для всех людей способность психики к самоисцелению. Процесс песочной терапии включает в себя создание целой последовательности образов, которое способствует переходу клиента на следующие стадии процесса индивидуализации.

Таким образом, песочница является одним из самых интересных и эффективных методов в психотерапии, в котором эмоции и настроения обретают конкретное воплощение в результате использования песка и воды. Исцеление происходит благодаря возможности совершить некое действие, а также из-за высокой степени доверия ко всему, что происходит во время песочной терапии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СГУПС)

Кафедра “Информационные технологии транспорта”

Доклад

По дисциплине “Концепции современного естествознания”

Тема: «Бессознательное в человеке»

Новосибирск - 2011 г

Что скрывает бессознательное?................................................................. 3

Системно-векторная психология............................................................. 3-4

Понимание наших сознательных желаний............................................... 5

Бессознательное по Фрейду.................................................................... 5-6

Вывод…………………………………………………………………………………………………6

Список используемой литературы…………………………………………………..7

Что скрывает бессознательное? Тайны прошлых жизней или память о каждой секунде прожитого в этой? Что-то, что мы сами не хотим или боимся о себе знать? Или подсознание хранит тонны бесценной информации о нашем психическом состоянии так же, как геном владеет шифром физиологии нашего тела? Постигнуть Бессознательное человечество стремится еще с далеких времен Платона. На протяжении многих веков ученые, философы, психологи пытаются разграничить сознание и бессознательное или по крайней мере определить – что это такое? Почему что-то остается в подсознании? Где этот переход от сознания к скрытому от нас бессознательному, и возможен ли он?

И по-прежнему подсознание представляется чем-то поистине непостижимым, загадочным и, возможно, всемогущим, дающим ответ на любой сознательный вопрос. Но самым главным остается другой вопрос – как приоткрыть эту тайну, как сделать его осознанным, как людям использовать все то, что скрыто в них самих? Как соотносится коллективное подсознание с нашим личным? Где есть наше «Я», и как оно взаимосвязано с миллиардами остальных, еще более непостижимых для нас «я» других людей?

Человек живет по одному естественному принципу – принципу наслаждения. Вне зависимости от любых различий между людьми, все хотят одного – получать для себя хорошее и не получать плохое. В этом простом желании заложена вся природа человека. Людей объединяют общие на всех, базовые желания и потребности – пить, есть, спать, дышать… и главное – выжить. Выжить во что бы то ни стало. Выжить и продолжить себя во времени, то есть дать потомство, новую жизнь. Мы сознательно бежим от смерти и цепляемся за жизнь. Но зачем людям эта жизнь дана? Мы проживаем эту жизнь, хотим получать от нее удовольствие, но какое?

В этом уже мы не равны друг с другом: желания к получению удовольствия у всех разные, каждый видит удовольствия по-своему. И так же по-разному воспринимаем мир – если разноцветные картинки и образы влияют на подсознание, то далеко не каждого человека - один впечатляется и мечтает, а другой остается равнодушен. И так во всем, потому что в подсознании каждого заложены различные желания, которые на протяжении всей жизни мы стремимся наполнить, и соответственно нам заданы разные свойства, обеспечивающие наполнение этих желаний.

Если перед человеческим обществом стоит общая коллективная задача выжить, то перед каждым отдельно взятым человеком стоит задача частная – сделать свой вклад в выполнение этой общей задачи, своя роль в движении единого целого. Каким образом это обеспечивается, какую роль в этом играет наше сознание и бессознательное? Как задумала природа слаженное и безошибочное действие множества отдельно взятых «Я»?

Системно-векторная психология определяет человека через его бессознательное желание. Желания – это и есть та основа, которая составляет личность,они, по сути и есть наше подсознание. Каждое «Я» - это набор желаний в подсознании, реализация которых приносит удовольствие. Этот набор желаний составляет природную видовую роль, которая заложена в подсознании человека для выполнения своей функции, обеспечения реализации коллективной задачи выжить. Идеальная, четко отлаженная система взаимодействия людей с внешним миром, когда мы не просто идем на поводу желаний из подсознания, ведущих нас в никуда: мы получаем удовольствие от реализации нашего желания, а реализуя его, выполняем необходимую функцию, которая важна для выживания всего социума.

Где гарантия того, что наши бессознательные желания смогут воплотиться в реальность, и мы сможем выполнить возложенную на нас природой задачу? Физическое и психическое неразрывно связаны, любое наше бессознательное желание подкреплено необходимыми свойствами, одно без другого не существует. Так, если на самой заре человечества первобытная стая нуждалась в человеке, который лучше всех мог отслеживать окружающую обстановку и, заметив опасность, вовремя о ней предупредить, то таким человеком был обладающий самым лучшим зрением, в системно-векторной психологии так называемым зрительным вектором, зрительной эрогенной зоной. . Роль предупреждения об опасности выполнялась им не потому, что была ему кем-то специально назначена, а потому, что он получал удовольствие, инициируя зрительную эрогенную зону наблюдением за окружающим миром, его подсознание, его желание к этому само собой толкало его на выполнение этой важной задачи. Подобным образом человечество существует и сегодня, с той разницей, что за все время существования мы невероятно развили и усложнили окружающий нас мир, а он, в свою очередь, усложнил нас, наше взаимодействие друг с другом и пути реализации желаний. Если в первобытные времена обладатель кожного вектора экономил пищевые запасы, то сегодня кожные инженеры экономят время и пространство, создавая все блага цивилизации – телефоны, самолеты и компьютеры.

Если же все так просто, то почему наше бессознательное само собой не приводит всех и каждого к счастью от реализации и исполнению своих бессознательных желаний? Мы живем по принципу «задано, но не обеспечено». Да, наши желания подкреплены всеми необходимыми свойствами, физическими и психическими, для того, чтобы их реализовать. Но эти свойства требуют развития, большой работы, немалого психического усилия для того, чтобы достигать желаемого. Степень наполнения желания, как сознательного, так и бессознательного, колоссально колеблется от большего к меньшему, чем более мы развиты, чем больший вклад мы можем привнести в развитие общего, тем большее удовольствие от жизни мы будем при этом получать. В этом заключается еще одна гениальная задумка природы – мы получаем больше удовольствия от наибольшей отдачи от нас наружу, в то время как при недостаточном развитии наших свойств мы хоть и сможем получать долю удовольствия для себя, тем не менее, этого никогда не будет достаточно для ощущения полного чувства радости и удовлетворения от жизни. Наша природа, наше бессознательное всегда подталкивает нас ко все большему и большему развитию, мы всегда в погоне за большим удовольствием. Результаты этой погони мы можем видеть во всех достижениях человечества: от изобретения колеса до создания космических кораблей, от самых первых философских рассуждений о природе вещей до Теории Относительности.

Так в чем же проблема? Почему если человеку все дано, изначально все заложено в подсознании, и остается только взять – почему так сложно это сделать?

Наши желания скрыты от нас в бессознательном. Если, к примеру, в первобытные времена зрительнику было достаточно просто наблюдать за миром вокруг для полного исполнения своей роли и получать от этого наблюдения все уготованное ему удовольствие, то что делать сегодня, когда мир вокруг нас драматически усложнен настолько, что мы сами не знаем, чего мы хотим и для чего можем сгодиться в жизни?

Мы понимаем наши сознательные желания . Что может ответить человек на вопрос – чего ты хочешь? Каждый может назвать разное– кто жаждет денег, кто уважения, кто любви, кто славы, кто духовного продвижения… Несмотря на частные различия, все многообразие желаний, все коллективное бессознательное соединено по одному общему направлению - это желание быть счастливым. Что такое счастье? Как можно это желание объяснить сознательно? Какими нашими свойствами обеспечена реализация этого простого, идущего из подсознания, желания – быть счастливым?

Ответы по-прежнему в бессознательном. Каждый понимает счастье по-разному, в зависимости от заданного природой набора бессознательных желаний, отчаянно требующих реализации. Денег и любви одинаково хочет и кожник и зрительник, но реализовать желания им придется разными свойствами, и советы одного не помогут другому.

Системно-векторная психология дифференцирует восемь условных типов характера, восемь векторов, восемь желаний, и открывает скрытые в подсознании сокровища: восемь путей к тому, чтобы быть счастливым, и дает возможность осознать, какой из путей подходит именно вам.

Бессознательное по Фрейду

Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой - «Оно» (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - «Сверх-Я» (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное «Я» - сознание человека - не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Вывод

Нужно понять вот что: сознание есть априори большая ценность, чем бессознательное, если рассматривать эти категории с позиций психоанализа. В случае если бы это было не так, психоанализ не ставил бы перед собой задачи расширить область человеческого сознания.

Список используемой литературы:

Зигмунд Фрейд заложил основы современной психологии. Трансакционный анализ Эрика Берна и большинство постулатов Нейролингвистического программирования основаны на его открытиях. Изучая работу Фрейда «Бессознательное», меня не покидало ощущение дежавью, и подозрение, что за последние сто лет психологи не придумали ничего нового. Разве что переименовали, слегка углубили и расширили. Но Фрейд – не писатель беллетристики.

Читать его мне, человеку не обделенному интеллектом, тяжело и нудно. Чтобы передать, насколько фундаментально он сформировал психологические науки, мне придется сделать то же самое: переименовать, упростить и разбавить картинками. Итак....

Части психики по Фрейду современным языком

Сначала разберемся с терминами. Не важно, как вещь называется, важно, что она означает. Чтобы было приятнее и понятливее, я многие понятия упростил. В 1915 году Фрейд описал в работе «Бессознательное», что наше внутреннее, душевное, наша Психика состояние состоит из трех частей: 1 . Бессознательное : это такая штука, из которой исходят желания и влечения. Сокращение – Ubw (на немецком Unterbewusstsein).

  • Ребенок . Источник бесконечной энергии и силы, стремящийся играть. Основные эмоции Ребенка – веселье или страх.
  • В НЛП это то самое бессознательное, которое мастера НЛП любят просить, взламывать, якорить. Которое все помнит, и ничего не запоминает.
  • В модели пикаперов это рептильная часть мозга, самая древняя, и отвечающая за секс. Якобы рептильная чаcть мозга отвечает последовательно на вопросы: (1) «Это опасно?», если нет – (2) «Это можно съесть?», если нет – (3) «Это можно поиметь?», если нет – (4) теряем интерес. Разумеется, пикаперам нравится третий вопрос, и большинство трюков направлено на рептильный мозг.

2. Предсознание . Сокращение – Vbw (на немецком Vorbewusstsein). Это место обитания убеждений, представлений, эмоций. Предсознание – слишком научное и некрутое название, но наиболее показательное для объяснения процесса Вытеснения. Я бы назвал его совестью или моралью , но оставил изначальный термин из уважения к науке.

  • В трансакционном анализе Берна это Родитель . Строгий такой, всегда приструнивающий ребенка, указывающий, что надо делать, что можно, что нельзя. Это тот, кто дает предписания.
  • В НЛП точного эквивалента не знаю. Им нравится работать с Бессознательным.
  • Это может быть лимбической частью мозга. Местом, где живут эмоции и чувства .

3. Сознание . То самое, умное, сообразительное, которое вы сейчас осознаем. Сокращение – Bw (на немецком Bewusstsein).

  • В трансакционном анализе Берна это Взрослый . Хладнокровный, логично думающий, и спокойно ищущий решения
  • В НЛП это все манипуляции, направленные на подстройку к собеседнику, скрытое воздействие, и работу с Бессознательным.
  • Это может быть Неокортексом. Самым новым эволюционным подарком человеку. Место логики и мышления.

Теперь основные процессы по Фрейду, или как все это работает. Мы будем использовать наши, простые термины.

Побуждения . Фрейд называет их Психическими Актами. Сны, влечение, тревога. Мысли, желания, воспоминания. Фантазии, инстинкты, процессы. Психические Акты – это собирательное понятие, олицетворяющее все, что происходит в нашей психике. Слово Побуждения звучит для меня менее научно и более жизненно.

Цензура . Не всякие Побуждения из Бессознательного хороши на публике. К примеру, желание разбить окно у соседа. Фрейд выяснил, что наша Предсознание выполняет некую функцию цензуры, не пуская всякие «грязные» желания в Сознание. И тогда эти желания становятся вытесненными.

Вытеснение . Это как раз результат работы Цензуры в Предсознании. Не все, что мы желаем бессознательно, пропускается Предсознанием в Сознание. И тогда мы это Побуждение сознательно не воспринимаем. Не «знаем», что оно существует. Но вот загвоздка: Побуждение не пропадает. Стекло все равно разбить хочется. И тогда начинается у нас дискомфорт, доводящий до невроза и неадекватного поведения. И тут начал лечить Фрейд. И тут мы можем начать разбирать его труд «Бессознательное», опубликованное в 1915 году.

Соотношение бессознательного и вытесненного

Как можно познать Бессознательное? Мастера НЛП любят экспериментировать с этой штукой. Обращаются к нему с вопросами, задают простые задачки, и проверяют ответы. К примеру, исходя из предположения, что Бессознательное все замечает, можно его спросить, сколько ступенек в лестничном пролете, и проверить. Таким образом можно мягко выработать доверие к своему Бессознательному, и самому себе. В психоанализе и психотерапии – это преодоление сопротивления, выведение на свет темных тайн нашего прошлого, вытесненного неврозом. Таким образом Бессознательное содержит двоякий опыт:

  • который мы сознательно получили и на данный момент не обязательно помним, как в примере с количеством ступенек, и
  • болезненные переживания, которые наш организм «предпочел» забыть.

Обоснования допущения понятия «бессознательное»

Как доказать, что Бессознательное существует? Все мы знакомы с неподконтрольными нам порывами. Сны, влечение, тревога. Мысли, которые неизвестно откуда возникают, но сознательно нами воспринимаются. А если предположить, что мысли появляются из Бессознательного, со своими закономерностями? Тогда станет ясна связь между этими порывами и к ним ведущими процессами.

Если же на себе испытать пару приемов, когда через воздействие на бессознательные процессы мы можем влиять на сознательные порывы и состояния? К примеру, пройдет ли волнение на интервью, если представить собеседников голыми? Если пройдет, то не доказательство ли это Бессознательного, и что с ним можно работать?

Что еще указывает на существование Бессознательного? СЕЙЧАС мы сознательно можем воспринимать только то, что видим сейчас. Если попросят, мы вспомним, что видели вчера. Ну а до тех пор, информация о вчера находится в памяти, в латентном, бессознательном состоянии. Мы ведь знаем, что под гипнозом можно вспомнить даже то, что мы вчера сознательно не заметили, или забыли. Мастера НЛП утверждают, что с помощью их техник можно научиться добывать эту информацию из Бессознательного и без гипноза.

Страшно как-то

И все-таки многие спросят, зачем в этой белиберде копаться. Можно считать свои ошибки просто неудачей или ударом судьбы, и так будет до тех пор, пока у человека нет знаний о внутренних законах о Бессознательном. Карл Юнг писал: «Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба».

Фрейд: «Тому, кто ошибочные действия нормальных людей считает случайностями и довольствуется старой мудростью, что сны - морская пена, остается только игнорировать несколько загадок в психологии сознания, и тогда незачем будет допускать бессознательную деятельность.

Есть и другая трудность, мешающая познать Бессознательное, и требующее мужества. Человеку свойственно присваивать свои мысли другим людям и даже природе. Мы надумываем другому неблаговидные мотивы, но делаем это через свой опыт. Мы предполагаем, что растениям нравится слушать Моцарта. Это не более чем умозаключением. Также можно предположить, что есть Бессознательное. И тогда придется признать, что всё поведение, которое мы не можем объяснить, как будто принадлежит другому лицу. То есть признать, что я не один, во мне живет несколько людей. От такой мысли мурашки по коже….

Как довериться Бессознательному? Допуск к нему особенный, требующий большого доверия к самому себе. Особенно сложно, когда наблюдаешь за своими привычками. Они удобны, кое где и кое как приемлемы, и отработаны до автоматизма. Только в моменты, когда что-то с их помощью начинает не получаться, человеку приходится сделать выбор. Или сказать, что это судьба или звезды. Или признать, что привычки придется поменять. А они идут откуда-то из внутренней неизвестности, из Бессознательного. Начать заново изучать себя – это путешествие с неизвестным результатом, и потребуется сильное доверие самому себе, чтобы поверить, что в конце дорога самопознания закончится чем-то хорошим, но иногда сознательно непредвиденным.

Многозначность бессознательного

Все Побуждения изначально зарождаются в Бессознательном. Бессознательное содержит с одной стороны переживания и процессы, просто не осознаваемые, латентные, и с другой стороны «вытесненные», не допущенные в сознание. Пример латентной работы Бессознательного можно найти в такой известной технике НЛП как «шестишаговый рефрейминг». В упрощенном варианте человек осознанно задает Бессознательному вопрос, и просит найти решение и осуществить его в жизнь наилучшим для него образом. Если перевести эту технику на язык Фрейда, Бессознательное «латентно» и неосознанно начинает работать и менять действия человека, приводя к сознательно запрашиваемому результату. Это является для меня примером «латентных, временно бессознательных» процессов.

Вытесненные же Побуждения «отличались бы самым резким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание». Они проходит Цензуру, проверку на критерий этого резкого отличия. Если испытание не пройдено, Побуждение не допускается до уровня сознания, остается «вытесненным» в Бессознательном.

Разбирая Бессознательное, Фрейд задается вопросом, как работает мозг. Сохраняется ли Побуждение, допущенное из Бессознательного в Сознание, новой «копией» изначального переживания, и тогда в мозге одна и та же информация записана дважды? Или речь идет о том же материале и локальности, обладающем дополнительным признаком? Фрейд отказывается от окончательных выводов, что сознательные процессы протекают в мозговой коре, а бессознательные в субкортикальных частях мозга.

Тем не менее, в современных любительских постах, особенно о пикапе, принято разделять рептильный, обезьяний лимбический и интеллектуальный (Неокортекс) мозг. Рептильная форма мышления отвечает последовательно на вопросы «Это опасно?», «Это можно съесть?» и «Это можно поиметь?», и является зоной секса и страха. Обезьяний мозг отвечает за эмоции, и интеллектуальный за осознанные решения. Тут сложно не заметить соответствие современных популярных разъяснений и раскладки на бессознательное, предсознание и сознательное.

Существуют ли бессознательные аффекты?

Аффект, в переводе с латинского «душевное волнение» или «страсть» - это (1) сильное кратковременное Побуждение, (2) сопровождающееся реакциями в теле, (3) проявляющаяся обычно в критических ситуациях, на которую мы не можем адекватно среагировать. Как правило это реакция на негативный опыт в прошлом, когда малозначительная деталь запускает ответную реакцию, как бы предупреждая организм о возможном повторении события. Если вы «взрываетесь» от кажущейся со стороны безобидной фразы в вашу сторону, это может быть тем самым аффектом. По мотивам более поздних психоаналитиков, таких как Карен Хорни, я бы назвал аффект внешним проявлением невроза.

Уже по определению аффект, как Побуждение с телесными реакциями не может быть бессознательными. На то оно и телесное, чтобы быть воспринятым. Что же тогда «бессознательная любовь», «бессознательное сознание вины» или «бессознательный страх»?

С любовью просто разобраться. Как ни крути, это форма влечения. По Фрейду влечение может быть только продуктом бессознательного, что прекрасно раскрывает НЛПшник Тимур Гагин в инструкции по основам эротического воздействия.

Чтобы разобраться со страхом, давайте определимся, что такое эмоция ? На тренингах можно услышать, что эмоция – это оценочная реакция на внешнее событие. Оценка – это внутреннее представление, является ли событие положительным или отрицательным, что соответствует представлению Фрейда. Может ли быть аффект, как форма эмоции, бессознательным?

Фрейд приводит пример, что яркое чувство может восприниматься ошибочно. К примеру, влечение, которое всегда исходит из Бессознательного, может быть не допущено в Сознание. Потребность ребенка в близости с отцом может быть вытеснено занятым отцом, который не выделяет времени на общение с ребенком. Или же может быть вытеснено моральными установками, если речь идет уже о другой форме влечения.

В обоих случаях влечению приходится ждать в Бессознательном, пока оно не находит замещающего представления. Активность к объекту влечения превращается в бегство от него. Ближайшее представление для бегства – это избегание опасности. А для избегания опасности соответствующая эмоция – это страх. Так получается, что бессознательное влечение воспринимается как страх, хотя по сути должно было бы ощущаться как любовь. Такой процесс Фрейд называет бессознательным аффектом, когда желание началось и «вытеснилось» обратно в Бессознательное, а сознательно оценивается в совсем другом представлении.

Одной из задач Сознания, согласно Фрейду, является контроль над аффектом. До тех пор, пока Сознание контролирует произвольные моторные движения, психическое состояние индивидуума может считаться нормальным. Гораздо сложнее для Сознания влиять на само возникновение аффекта, где оно вступает в противодействие с Бессознательным.

Экономический подход к описанию вытеснения.

Экономический подход в психоанализе, сформулированный Фрейдом, основан на описании психологической активности в терминах психической энергии. К примеру, вытеснение – это недопускание Побуждения из бессознательном в сознание. Как происходит недопускание? Если верно предположение, что сознательное Побуждение отличается от бессознательного только признаками, но не является новой копией той же информации в мозгу, то этим признаком может быть энергия.

Побуждение становится активным, и может подняться в Сознание, когда ему придается энергия. Источником энергии может быть аффект как защитная реакция, или влечение (интерес). Поскольку любое воспоминание в Бессознательном сохраняет активность, то энергия может отнимается от чего-то другого, а именно от Предсознания. Задача Предсознания - защитить Сознание от натиска Бессознательного. Для создания и поддержания вытеснения требуется постоянное усилие. Таким образом энергия, которая отнимается от Побуждения, затрачивается на противодействие с ним же.

В любительской психологии этот подход Фрейда выражен в лозунгах-задачах «найти себя», «привести себя в гармонию с собой», чтобы освободить внутреннюю энергию и направить ее на достижение своих целей.

Свойства Бессознательного и его продукты

Бессознательное получает информацию через восприятие, и не обладает цензурой. Все пути восприятия остаются свободными. Это перекликается с постулатами НЛП, что подсознание все замечает, даже если мы отвлечены размышлениями.

В то же время Побуждения, вытесненные в Бессознательное, отличаются от сознательно услышанной информации, даже если они имеют одно и то же содержание.

Из чего состоит Бессознательное? Фрейд сравнивает его с «аборигенами», некой суммой из животных инстинктов и вытесненных из сознания детских переживаний, воспринимаемых с возрастом как недопустимых. Инстинкты могут проявляться в виде фантазий. Вытесненные переживания детства - в виде защитных невротических реакций.

Самым интересным мне показались не продукты бессознательного, но что происходит, если Сознание и Бессознательное работают вместе. Бессознательные желания и влечения проходят через Цензуру убеждений в Предсознании, и, как правило, вытесняются обратно, не доходя до сознательного уровня. Но если стремления в Сознании соответствуют бессознательным Побуждениям, возникает сотрудничество. Предсознание воспринимает активность Бессознательного как продолжение намерений Сознания, выключает цензуру и усиливает Побуждения!

Фрейд: «усиленные стремления проявляются все-таки иначе, чем нормальные: они создают способность к исключительной по совершенству деятельности и проявляют такую же сопротивляемость, против возражений, как навязчивые симптомы.»

Бессознательное одного человека может влиять на Бессознательное другого, обойдя его Сознание. По Гагину это проявляется особенно при флирте, или эротическом воздействии. Чтобы возбудить собеседника (и не обязательно другого пола), достаточно упредительно себя внутренне возбудить. Тогда это внутреннее возбуждение передастся собеседнику, даже если он этому сознательно противится.

В чем суть психоаналитического лечения?

Работа психоаналитика заключается в том, чтобы воздействовать на Бессознательное через Сознание. Но эти изменения требуют времени. Процесс трудный и длительный.

Фрейд: «... психоаналитическое лечение построено на воздействии на Бессознательное через Сознание и во всяком случае показывает, что такое воздействие не невозможно, хотя и удается с большим трудом. ... изменение Бессознательного, протекающее самостоятельно под влиянием Сознания, представляет собой трудный и длительный процесс . Если говоришь пациенту об угаданном в свое время вытесненном им представлении, то сначала ничего не меняется в его психическом состоянии. Главное же то, что этим не уничтожается вытеснение и не устраняются его последствия, как можно было ждать, оттого что неизвестное прежде представление стало известным. Наоборот, сперва получается только новое отклонение вытесненного представления. У пациента действительно имеется теперь то же представление в двух формах в различных местах его душевного аппарата: во-первых, он имеет сознательное воспоминание со слов аналитика благодаря сообщению представления, во-вторых, как нам точно известно, он сохраняет в себе в прежней форме бессознательное воспоминание о пережитом. В действительности вытеснение уничтожается не прежде, чем сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием . Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным.»

Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.

Каким языком могло бы разговаривать Бессознательное? Фрейд предполагает, что наиболее полно Бессознательное проявляется через речь шизофреников. При этой болезни изначальное Побуждение после процесса Вытеснения не ищет новых объектов; наступает состояние нарциссизма, неспособности пациентов к перенесению чувств. То есть Побуждение остается направленным на Бессознательное. В результате при шизофрении высказывается через сознательную речь бессознательное состояние пациентов.

Речь становится особенно заботливой, неестественной, манерной, часто направленной на отношение к органам тела. Фрейд называет это «шизофреническим словообразованием», «ипохондрическим языком органов», когда все содержание речи замещается отношением к органам (глазу, руке) или телесным ощущениям (толкнуть, сдвинуть, подменить).

Любой объект, к примеру, стул, может иметь предметное описание, состоящее в активности и тактильных ощущениях (размер, вес, твердость), и словесное описание (сам термин «стул», а может «табуретка»). Фрейд отмечает, что в случае шизофрении слово и вещь не совпадают, что не имеет места в случае невроза.

Тем не менее кажется странным, почему именно словесное описание, обычно находящееся под контролем Сознания, в случае Вытеснения становится основным признаком шизофрении. Фрейд отвечает, что речь идет скорее о попытке организма к выздоровлению и овладению утерянными объектами. Чтобы восстановить потерянную связь с объектом, Сознание обращается к Бессознательному через то, что у него есть – через словесное определение. Этот путь не безопасен:

Фрейд: «Когда мы мыслим абстрактно, нам грозит опасность пренебречь взаимоотношениями между словами и бессознательными предметными представлениями, и нельзя отрицать, что наше философствование в таких случаях приобретает нежелательное сходство по содержанию и форме выражения с мыслительной работой шизофреников.»

Различия сознательных и бессознательных психических представлений.

На основе того же представления, что объект в психическом мире обладает предметным и словесным представлением, Фрейд формулирует основу не только неврозов переноса, но и современное объяснение психологических травм. Бессознательное содержит только предметное силы объектов, его тактильное описание. Предсознание добавляет к нему представление, некую форму оценки. Сознание добавляет словесное представление, благодаря которому мы можем описать объект через речь. Таким образом, при неврозе происходит вытеснение словесного описания, которое при нормальном психическом состоянии должно было бы быть связано с объектом.

Фрейд: «Невыраженное словом представление или не обладающий усиленной активностью психический акт остается тогда в бессознательном - как вытесненный»

Этот постулат лежит в основе современных методов терапии травм, к примеру, после аварии. При аварии пациент может «забыть», или «вытеснить» многие детали происшествия, после чего его могут мучать кошмары, появиться фобии. Для лечения предлагается заново пережить в мельчайших деталях каждый момент происшествия, заново пережить вытесненные эмоции, в результате чего вытесненному предметному описанию дается словесное, событие проходит из бессознательного в сознание, и невроз исчезает.

Очень созвучен постулат НЛП «мы не знаем того, чему нет названия». К примеру, синий и зеленый цвета на японском языке обозначаются одним и тем же словом «ао». Многие японцы старшего поколения эти цвета не различают.

Фрейд сформулировал основы еще одного постулата НЛП, «карта не есть территория». Словесные представления настолько отдалены от предметных, «мышление происходит в процессах столь отдаленных от первоначальных остатков восприятий, что они ничего больше не получают от их качеств и нуждаются в усилении новыми качествами для того, чтобы стать сознательными.»

Немного головоломок напоследок

Да уж, Фрейда сложно перевести на простой язык. Для демонстрации привожу три цитаты Фрейда, и что они могли бы означать.

Фрейд: «...Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его»

Фрейд имеет в виду, что большинство мыслей, побуждений, желаний и воспоминаний мы не осознаем. Они в нас погребены глубоко в мозгу, в памяти, выражаются в спонтанных реакциях, за пределами нашего внимания. Поэтому «бессознательность» процессов является признаком психического. В то же время эти Побуждения могут быть просто латентными, в данный момент нам сознательно не нужными, в то же время я могу «сознательно» воспользоваться ими. К примеру, сейчас воспоминания, что я ел вчера, для меня бессознательны, я из не осознаю. Но если мне нужно, я вспомню сознательно. Поэтому из-за латентности Побуждений бессознательность типична для психики, но не описывает ее полностью.

Фрейд: «То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание».

Эта цитата Фрейда золотая, и является основой НЛП. «Карта не есть территория». «Мы не осознаем предмет, пока не дадим ему название». «Важна не информация, а ее интерпретация.» Фрейд описывает этой фразой, что изначально информация из внешнего мира попадает в Бессознательное, и сохраняется в форме Побуждения. В Предсознании она дополняется информацией из убеждений. И если проходит Цензуру, Сознание дает ему словесное название. То, что сознательно называется словом (слышно), уже далеко от того, что организм почувствовал в начале.

Фрейд: «Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие "шизофренические" речи или новообразования слов».

Основной признак «шизофренической» речи – несовпадение слова и вещи. Побуждения, запертые в Бессознательном, и направленные не на объект, а на само же Бессознательное, выражаются в словах, направленных на части тела. К примеру, шизофреник может говорить о руке, описывая стул. Нечто похожее может происходить при сновидениях, когда одно слово может заменить целое событие.

Что еще почитать