Церковная должность в протестантизме. Пастор,священник-кто это

В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники.

Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом – рассказ в интервью порталу .

Священник Игорь Зырянов

– Отец Игорь, расскажите о своем пути к православию. Что стало определяющим в Вашем решении?

– Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь.

В 1997 году мы с семьей приехали в Усть-Ордынский Бурятский округ как протестантские миссионеры для проповеди Евангелия среди бурят. В 2001 году основали миссию с целью проповеди Евангелия коренным народам Сибири.

Поэтому наша работа была межденоменационной, то есть мы работали с баптистами, пятидесятниками, лютеранами. Я много путешествовал и начал задаваться вопросом: где же – Церковь?

Все эти деноминации заявляют о себе как о “настоящей церкви”. У меня возникли вопросы: какие вообще существуют критерии определения церкви? Что можно и что нельзя называть Церковью? Если люди собрались (5 или 500) и изучают Библию и молятся Богу – это Церковь?

Так называемая “Теория ветвей” меня не удовлетворяла. Мнение, что любой верующий во Христа является частью Церкви, вызывало у меня сомнения, потому что я знал, что буквально 50 лет назад эту теорию никто не знал.

Когда же я прочитал и исследовал православный взгляд на Церковь, то все вопросы у меня исчезли. Апостольская преемственность Православной Церкви – это тот довод, который был определяющим в моем решении перейти в Православие. Преемственность показывает, где есть Корабль спасения, а где нет.

В тот момент у меня еще были вопросы к практике и богословию Православной Церкви, но я понял, что, посвятив почти 20 лет проповеди о Христе, я сам оказался не на Корабле спасения… Не важно при этом, какие проблемы сейчас есть в Православии, – самое главное – это Церковь. Я осознал, чего был лишен: , других таинств Церкви.

– Вы рассказывали, что Ваша бабушка колдовала, Вы потом увлекались . Расскажите об этом опыте. Насколько он опасен? Приведите какие-нибудь примеры. Что Вас оттолкнуло от оккультизма?

– Так как моя бабушка, по-видимому, общалась с нечистыми духами, то она передала это и мне как внуку (распространенная практика у экстрасенсов, связь бабушка-внук). В последних классах школы я активно практиковал различные методы экстрасенсорики. После я выучился на курсах экстрасенсов и получил диплом, который мне дал возможность начать практику.

В нашем городе у меня был свой кабинет, где я принимал людей. Все закончилось после того, как я встретился с протестантским пастором, и он объяснил мне: чтобы быть христианином, нужно принять Иисуса Христа как своего Господина и отречься от всего оккультного. Он показал мне в Библии несколько цитат, которые ясно мне показали, что оккультизм не может быть от Бога. Что любая экстрасенсорика – это проявление бесовских сил. Вслед за тем пастором я произнес молитву принятия Христа и отречения от сатаны.

После этого все мои экстрасенсорные способности исчезли, я даже потом, признаться, пробовал что-то делать, но никакого эффекта не было.

Совершенно ясно, что любой оккультизм – это шаг в сторону сатаны . Те исцеления и чудеса, которые делают экстрасенсы, являются, по сути, заменой болезни на проклятие.

Уже будучи протестантским проповедником, я изучал опыт и практику лечения своих знакомых и незнакомых экстрасенсов. Было очень ясно видно, что человек, прийдя с проблемой сердца, уходил исцеленным, но начинал страшно ревновать свою жену, да так, что через год-два брак разваливался. Или начинал страшно пить, или ударялся в . Те женщины, которые обращались с проблемами здоровья, будучи беременными, почти всегда пожинали плоды магии: болезни детей с самых первых дней.

К сожалению, оккультизм в нашей стране старается нацепить религиозную маску. Все действия делаются в присутствии икон, человека просят креститься, используются молитву и другие. Но это только маска и ложь. Даже само слово “ ” означает “договор”, нам же известно, что ни Христос, ни Святые Апостолы некогда не договаривались с бесами, а изгоняли их.

– С Вами вместе в Православную Церковь вступила Ваша протестантская община. Вы как-то пытались их убедить?

– Еще задолго до перехода в православие, мы в нашей общине начали изучать тему , так как в протестантизме нет таких понятий. Мы решили близко познакомиться с этим православным учением, и, конечно, были удивлены и восхищены его глубиной.

Мы , плакали. После того, как у меня самого созрело решение перейти в православие, я предоставил всем свободу выбора. В православие перешли и наша община, и многие наши друзья и сотрудники в разных городах, но это всегда было их решение . Не мое.

Конечно, мой пример был важен – и люди задумывались: если наш пастор решил быть православным, то, наверное, это не просто так. Было много вопросов, но на них отвечал не я. Каждую неделю к нам приезжали священники: руководитель миссионерского отдела Иркутской Епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев и настоятель храм Святой Троице в п. Усть-Ордынский иерей Сергий Кокорин. Большое им спасибо за то, что они провели с нашей общиной много и много часов, общаясь и отвечая на вопросы. Личность священника очень важна для протестанта, который впервые знакомится с православием. Эти священники показали нам весьма хороший пример пасторства.

– Планировали ли Вы стать православным священником, принимая православие? Как созрело это решение?

– Бог сделал так, что и я, и еще два брата из нашей общины стали священниками. Так как всю свою сознательную жизнь я был миссионером и жизнь нашей семьи была всегда связана со служением коренным народам Сибири, то, конечно, у меня сразу родился вопрос: что я буду делать в Православии? Могу ли я со временем стать священником? Я решил для себя сразу, что при любом ответе я все равно буду православным. Ведь без Корабля спасения как спастись? Как только наша община перешла в православие, нас благословили служить мирским чином обедницу, так как ближайший православный храм от нас находится в 60 км. Полтора года мы интенсивно изучали литургику и догматику Православной Церкви.

Отец Игорь с супругой

– Протестантский пастор и православный священник – есть ли что-то общее? В чем существенные различия?

– Действительно, есть и сходство, и различие. Сходство настоятеля и пастора – в их руководящей деятельности. Они решают финансовые и административные вопросы, причем схожими методами. Общие и ответственность за людей, за местность, в которой расположен Храм.

Но есть и существенные различия.

Во первых, у священника есть сила решения проблем, – это Святые таинства. Исповедь есть и у протестантов, в той или иной мере, но у него нет силы в разрешительной молитве. У меня возникло ощущение, что протестантский пастор пытается решить те же проблемы, что и священник на приходе, но он это делает “голыми руками”, не имея реальных инструментов для решения людских проблем. Священник же облечен благодатью священнодействия.

Если священник – это ходатай за народ, то пастор – это голос Божий для своих прихожан, их духовный руководитель. Пастор гораздо больше властвует и управляет людьми, чем священник, отсюда и постоянные проблемы в протестантизме, связанные с тоталитаризмом и авторитаризмом духовного руководства.

Священник же всем своим служением, словами Богослужения, даже облачением словно говорит – главный здесь Христос, я лишь грешный человек, незаслуженно удостоенный благодати предстоять пред Богом. Пастор же, наоборот, утверждает: если я помазан Богом как пастор, значит и мои слова и действия уже имеют, как минимум, духовный смысл, а как максимум, продиктованы Богом. Кстати. недаром один умный человек сказал, что протестанты, отвергнув Папу Римского, сотворили в каждом приходе своего Папу.

– Планируете ли Вы в дальнейшем вести ? Есть ли в этом какой-то смысл?

– Наш Владыка благословил меня продолжать диалог, что я и делаю. Иначе как свидетельство о Церкви может проникнуть к протестантам? К тому же, зная изнутри проблемы и чаяния протестантов, я гораздо легче, чем другие, могу объяснять им какие-то вопросы. Для этого я открыл в интернете свой блог , даже два . Я не люблю виртуальное общение, но без него не пробиться к людям. Также мой e-mail открыт для всех, каждый может написать и задать вопрос: [email protected] .

Вопросы приходят, и я стараюсь ответить на все. Я знаю протестантов как искренних и посвятивших себя Богу людей и хочу, чтобы каждый из них вернулся домой, в Корабль спасения. Однако стараюсь воздерживаться от давления.

– Чему нам стоит поучиться у протестантов?

– Вопрос для меня сложный, думаю, что могу на него ответить более осознанно лет через 10. Пока я вижу, что многие чаяния протестантов как раз находят ответ в тех или иных Православных практиках. Что я ценю в протестантах? Их искреннюю веру, в служении Богу, глубокое желание угодить Богу.

Чему можно поучиться у них? Никогда не стесняться того, что ты христианин. Например, почти любой протестант, где бы он ни был, в кафе или на банкете, не постесняется помолиться перед едой. К сожалению, я вижу очень мало православных христиан, которые хотя бы крестятся перед едой в общественных местах. Скорее всего, это – временное явление в нашей Церкви, но все же… Второе, чему можно поучиться, – это подход к готовящимся ко . Система оглашения у протестантов весьма развита. Крещеные люди в протестантизме хорошо понимают, что делают, и это дает не только количественный, но и качественный рост общин.

– Что такое в Вашем понимании быть христианином? Когда Вы впервые почувствовали себя христианином? Расскажите об опыте первой встречи с Богом.

– Христианин – тот, кто следует за Христом. Кто уверовал в Господа Иисуса Христа и, осознав свою греховность, стал на путь покаяния. Разница между обычным человеком и верующим – в степени осознания своей греховности.

Для меня христианство было осознанным выбором, который я сделал в 1992 году, в протестантской общине. Хорошо помню, как переживал осознание того, что Бог есть и что Христос умер за мои грехи, какое это вызывало во мне восхищение, покаяние, любовь.

Я старался быть христианином, и это была моя жизнь . Я каялся, читал Библию, служил, молился. Но, знаете, только теперь – в Православной Церкви – я понял, что значит полнота жизни. Можно сказать, что Бога Отца я обрел в 1992 году, а Церковь Мать – только перейдя в Православие. К Библии присоединилось Предание, объяснив мне трудные и малопонятные места; в молитву пришло правило, которое, как строительный отвес, вымеряет сердце, располагая его к покаянию. К покаянию добавилась исповедь, к служению людям присоединились Святые Таинства с силой благодатью Святого Духа. Моя жизнь наполнилась Божией благодатью.

ЦЕРКОВНАЯ ДОЛЖНОСТЬ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ - статус, которым наделяется член протестантской церкви для выполнения обязанностей, связанных с богослужением, миссионерством, деятельностью административно-организационного и хозяйственного характера.

Протестантизм не приемлет иерархию церковного священноначалия (духовенство) в качестве посредника между верующими и Богом. Институт посредничества заменяется практикой так называемых публичных служений. В то же время протестантские церкви имеют должностную структуру, с соответствующими ее чинам званиями и титулованием. В зависимости от выполняемого служения это могут быть статусные категории епископов, пасторов, диаконов, пресвитеров, проповедников и пр. Единообразного уклада не существует. Протестантские служители занимают свои должности путем избрания или назначения, либо при совмещении этих способов, в зависимости от традиций каждого конкретного сообщества. Таинство священства при этом не проводится, хотя может происходить символическое рукоположение и ритуал ординации (введения в сан), дающий право распоряжения в делах церкви. Основные типы церковного должностного устройства в протестантизме - пресвитериальный и епископальный.

Пресвитер (старейшина) - это выборный служитель, который руководит повседневной жизнью общины. Критериями его избрания являются признанное общиной благочестие кандидата, знания и жизненный опыт, организаторские способности. Как правило, пресвитер выступает на богослужебных собраниях в роли проповедника. Заслуги и доверие выполнять наиболее ответственные служения дают право на звание старшего пресвитера. В руководстве религиозных объединений может быть должность председателя или президента. В обращениях к старшим служителям протестантских церквей принято титулование «преподобный».

В протестантских конгрегациях принято также выбирать или нанимать доверенных лиц, не обладающих званием пресвитера, но выполняющих его обязанности, - министров. Проповедники могут не иметь церковного звания, избираться из наиболее авторитетных и теологически подготовленных членов общины. В функции проповедника входят выступления перед верующими на темы, определяемые какими-либо библейскими текстами, и миссионерская работа.

В церквях епископального устройства круг должностей и званий шире. Англиканские и лютеранские церкви практикуют «апостольское преемство» - поставление в должность епископа по преемственной линии, восходящей от какого-нибудь из апостолов. Звание епископа («надзирателя») присваивается с избранием или назначением на соответствующую Ц. д. Епископы возглавляют административно-территориальные объединения общин. Для главы протестантской церкви в масштабах целого государства существует звание архиепископа. Должностные обязанности епископов могут выполнять и лица, не имеющие этого звания, - деканы, пробсты, суперинтенданты (духовные инспекторы). В англиканской церкви заместитель епископа, помощник епископа по управлению какой-либо структурой, а также приходский священник именуются викариями. В лютеранской и ряде других протестантских церквей общим для приходских священников может быть звание пастора.

Брак или безбрачие являются делом личного выбора любого должностного лица в протестантизме. Кроме указанных, в круг служителей протестантских церквей входят члены общины, занятые исполнением функций образования (в воскресных школах, на библейских курсах и т. п.), музыкального сопровождения (канторы-дирижеры, органисты), хозяйственной деятельности.

Многим верующим современным людям хорошо известно слово «пастор». Как разница между пастором и попом, как обращаться к священникам в Церкви, кто такой святой отец?

Пастор, священник, поп в Церкви - какая разница?

Многим верующим современным людям хорошо известно слово «пастор». Оно имеет латинские корни, означает «пастырь», то есть «пастух» и употребляется как аллегория, библейский термин, означающий обязанность священника заботиться о Церкви вообще и о своих прихожанах (своей «пастве», то есть «стаде овец» с церковнославянского) в частности.



История и значение пасторства

Христос в Евангелии много раз называл Себя пастырем. Оказывается, на Востоке пастушеская традиция, способ пасти стадо отличается от славянского: овец не погоняют, а идут впереди них, зовя стадо вперед. Поэтому и Христос говорил, что Его овцы (то есть люди искренние, стремящиеся к Богу, чистые душой или чистосердечно кающиеся) знают Его голос и пойдут за Ним, как овцы Его стада.



Священник и пастор в Католичестве, Православии и Протестантизме

На самом деле, православных батюшек пасторами не называют. Так именуют католических и протестантских священников.


Католическая и Православная Церкви ближе всего друг к другу из иных верований и конфессий. Традиционно христианство делится на три течения:


    Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой - Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.


    Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них - Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская - по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.


    Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект - то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.


Понятие священства в Православии и Католициме различается. Католические пасторы не имеют права жениться вообще, а в православии могут быть женатыми, дать обет безбрачия или совсем уйти в монасытрь, принеся монашеские обеты. Также Исповедь в Православной Церкви личная, священника мы видим перед собой, в Католичестве же священник скрывается, чтобы не смущать исповедника. Кроме того, в Православии нет понятия индульгенции - материальной платы за прощение грехов, - что также использовалось многими католиками в истории во вред (например, широко известна история, когда разбойник купил индульгенцию на любой, совершенный в будущем грех, и тут же убил священника).


В протестантизме, напротив, священник может жениться в любое время, монашества там в принципе нет. А вот в Православии священник должен быть уже женат к моменту принятия сана и второй раз, будучи в сане, жениться не может.



Пастор - священнический чин в Церкви

Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей - например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор - встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор - собрание одной Церкви).


Православная Церковь состоит из трех чинов людей:


  • Миряне - обычные люди, не облеченные священным саном, не работающие в церкви (на приходе). Мирян часто называют «народ Божий».

  • Церковнослужители - это миряне, которые не посвящены в священный сан, но трудящиеся на приходе.

  • Священнослужители, или клирики и архиереи.

По сути, слово «священник» - краткое название всех священнослужителей.
Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять - храма, прихода, епархии).
Духовенство делится на белое и черное:


  • женатое духовенство, священники, не принесшие монашеских обетов;

  • черное – монахи, при этом занимать высшие церковные должности могут только они.

Есть три степени духовных санов:


  • Диаконы - ими могут быть и женатые люди, и монахи (тогда они называются иеродиаконы).

  • Священники - так же, монашествующих священник именуется иеромонах (соединение слов «иерей» и «монах»).

  • Архиереи - епископы, митрополиты, Экзархи (управляющие Поместными небольшими Церквями, подчиняющимися Патриархату, например, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата), Патриархи (это высший сан в Церкви, однако этот человек тоже именуется «архиереем» или «Предстоятелем Церкви»).


Иерархия пасторства

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.


Диакон


К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:


  • белое священство – протодиаконов,

  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.


Священник


Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх - миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники - штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе - протоиерей.


Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.


Звание протоиерея - обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.


Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.


  • Архиерей, в переводе с греческого - начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями - большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия - область, митрополия - город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче - викариями.

  • Высший духовный чин в Православной Церкви - Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).


Обращение к пастору и наименование батюшки, попа


  • К диакону и священнику обращаются - Ваше Преподобие.

  • К протоиерею, игумену, архимандриту - Ваше Высокопреподобие.

  • К епископу - Ваше Преосвященство.

  • К митрополиту, архиепископу - Ваше Высокопреосвященство.

  • К Патриарху - Ваше Святейшество.

В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».


Поп - это обиходное название священника, которое бытовало до революции. К сожалению, после нее это слово стало ругательным и сейчас не используется. Есть шутка, что поп - сокращение от «пастырь овец православных», а еще «собрание батюшек - поп-группа»


Словом «батюшка» обращаются к любому священнику в обиходе, часто перед разговором просят: «Батюшка, благословите».


Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Церкви!


Что еще почитать