Блаженная евдокия кудрявцева. О блаженной евдокии - очарованная душа — livejournal

Паломническая поездка в село Чудиново Октябрьского района. Старое название села - Ячменка. Переименовано было в честь Евдокии Маханьковой (Дуняша Чудиновская), которая обладала Божьей силой и могла совершать необъяснимые чудеса. У неё был дар прорицания и исцеления.
На сегодняшний день Дуняша Чудиновская не канонизирована, но многие её давно считают Святой за чудесные исцеления.

Программа экскурсии:
08:00 - Выезд из Челябинска;
10:00 - Прибытие в село Чудиново, посещение Свято-Вознесенского храма;
11:00 - Посещение могилы Евдокии Чудиновской, свободное время;
14:00 - Выезд в Челябинск;
16:00 - Возвращение в Челябинск.

Чудиново


Чудиново , село, Октябрьский район, Челябинской области

Старинное село, известное с ХVIII в. в числе поселений, относящихся к Кочердыкской слободе. Называется по фамилии первопоселенца Чудинова. В документах упоминается впервые в 1799 г.

За последние 20 лет это небольшое село стало одним из самых почитаемых мест на Урале наряду с Верхотурьем и Ганиной Ямой. Здесь нет ни больших красивых монастырей, ни высоких куполов церквей, однако сюда стремятся сотни южноуральцев и жителей других регионов. Многие едут в Чудиново за исцелением, кто-то просто хочет поклониться могиле местной праведницы Евдокии Маханьковой.

Село Чудиново находится примерно в 100 километрах от Челябинска в Октябрьском районе. Сегодня это обыкновенное село, располагающееся в Октябрьском районе Челябинской области. Оно ничем не отличается от тысячи других сел. И лишь праведница Евдокия Чудиновская повышает интерес к данному месту. Название села очень символично. Ходит много легенд о том, как оно появилось.

Говорят, что приезжавшие в это место новые люди восхищались красотой нашего края, говорили: "какое чудное место!" Эта молва расходилась и по окрестности, потому что Ячменка быстро развивалась как купеческое село с кустарным производством товаров, продуктов питания. Так и пристало к селу новое имя - Чудиново .

Еще по дороге в село можно различить очертание церкви светло-голубого цвета - Свято-Вознесенской . Она расположена в центре села. Последнее время около церкви всегда есть народ, причем это не только местные люди. Сегодня в село приезжает очень много паломников и просто верующих людей. Они приезжают на могилку Евдокии Чудиновской.

О Евдокии, или Дунюшке , как ее ласково именуют верующие, народная память хранит много воспоминаний, преданий и легенд. Ещё живы некоторые свидетели её праведной жизни, хотя их становится всё меньше и меньше.

Из её необычной жизни можно отметить некоторые моменты: Родилась Евдокия в 1870 г. в Челябинском уезде д. Могильная в крестьянской семье. С самого раннего возраста девочка стала молиться необычайно глубоко и сильно, что свидетельствовало о ней, как о Божьей избраннице. Господь с детства вел Евдокию к вершине духовного совершенства через страшные испытания, прикрывая своей благодатью. Семи лет Дунюшка лишилась матери, а вместе с ней – и детства. Новая жена отца невзлюбила её. Вскоре её отдали нянькой в соседнее село. Однажды, когда она шла домой, на неё напал разбойник-отшельник и затащил в глухую лесную избушку для того, чтобы девушка помогала ему по хозяйству. Днём разбойник привязывал пленницу к берёзе. В одну из ночей, проведённых в доме разбойника, ей почудился голос, призывавший Дуню дать обет, что она будет всю жизнь служить Богу. Через несколько дней ей удалось бежать. Спустя пару лет Дуня странным образом обрела икону Божьей Матери, которая теперь хранится в Троицке в храме Дмитрия Солунского.

Всю жизнь провела Евдокия в уединении и молитве. Она работала у людей, молилась в чудиновском храме Вознесения Господня. По преданию, блаженная много путешествовала, посетила Иерусалим, Италию. В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, в которой признали её душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме ещё раз, в 1939 году. Вернувшись, жила в Чудинове, в старости на несколько лет переехала в Троицк, а перед смертью вернулась в село. Умерла Евдокия Чудинова 5 марта 1948 года.

Хотя народная молва ее называет блаженной, но судя по её жизни ей трудно присвоить какой-то вид святости. Ей присущи подвижнический универсализм, т.е. она была настолько духовно одарённой, что её натура не вмещалась в традиционные представления о святости. Этим она схожа с другим нашим покровителем – Симеоном Верхотурским. Подобно Серафиму Саровскому Дунюшка перед смертью говорила своим почитателям, чтобы приходили к ней на могилку и говорили, как живой, о своих нуждах и печалях. И как в ее земной жизни шли к ней мятущиеся люди со своими скорбями и печалями, так и ныне идут с теми же проблемами и получают удивительную помощь от Бога по ходатайству пред Ним Великой праведницы Евдокии Тихоновны Маханьковой.

У каждого человека Родина своя. Для одного это столичный город, для другого – маленькое село, которое является песчинкой на карте России. В Челябинской области такой песчинкой является село Чудиново в Октябрьском районе. Оно находится примерно в 100 километрах от Челябинска. Сегодня это обыкновенное село, располагающееся в Октябрьском районе Челябинской области. Оно ничем не отличается от тысячи других сел. И лишь праведница Евдокия Чудиновой повышает интерес к данному месту. Название села очень символично. Ходит много легенд о том, как оно появилось.

Говорят, что приезжавшие в это место новые люди восхищались красотой нашего края, говорили: "какое чудное место!" Эта молва расходилась и по окрестности, потому что Ячменка быстро развивалась как купеческое село с кустарным производством товаров, продуктов питания. Так и пристало к селу новое имя - Чудиново. Cлавилось оно своими базарами и ярмарками. Раньше здесь жило много купцов, зажиточных крестьян.

Сегодня в Чудиново проживает около 800 человек. Раньше, до 1930 гг. население было больше, так как село Чудиново было районным центром. По дороге в село можно различить очертание церкви светло-голубого цвета. Она расположена в центре села. Последнее время около церкви всегда есть народ, причем это не только местные люди. Сегодня в село приезжает очень много паломников и просто верующих людей. Они приезжают на могилку Евдокии Чудиновой.

Евдокия Маханькова родилась в 1870 году в деревне Могильной Оренбургской губернии, ныне Челябинской области. У неё рано умерла мать. Отец женился на другой женщине. Отношения мачехи и Дуни не сложились. В семь лет отец отправил Евдокию в соседнюю деревню Ячменку работать нянькой. Однажды, когда она шла домой, на неё напал разбойник-отшельник и затащил в глухую лесную избушку для того, чтобы девушка помогала ему по хозяйству. Днём разбойник привязывал пленницу к берёзе. В одну из ночей, проведённых в доме разбойника, ей почудился голос, призывавший Дуню дать обет, что она будет всю жизнь служить Богу. Через несколько дней ей удалось бежать. Спустя пару лет Дуня странным образом обрела икону Божьей Матери, которая теперь хранится в Троицке в храме Дмитрия Солунского.

Всю жизнь провела Евдокия в уединении и молитве. Она работала у людей, молилась в чудиновском храме Вознесения Господня. По преданию, блаженная много путешествовала, посетила Иерусалим, Италию. В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, в которой признали её душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме ещё раз, в 1939 году. Вернувшись, жила в Чудинове, в старости на несколько лет переехала в Троицк, а перед смертью вернулась в село. Умерла Евдокия Чудинова 5 марта 1948 года.

Это необычное место, которое пользуется особым вниманием среди населения (и не только местного). Место, которое исцеляет.

Находясь рядом с место захоронения Дуняши, многие чувствуют себя легче; кто-то понимает, что проблемы, начинают уходить. Чаще к мученице приезжают семьи, которые просят своему ребенку здоровья и женщины, которые не могут иметь детей. К таким местам, никогда не зарастет тропинка.

Евдокии Чудиновой нет на земле уже 55 лет, но легенды о ней ходят одна невероятнее другой. Протоиерей Иоанн, настоятель Свято-Вознесенского храма села Чудиново поясняет, что по сей день она дает покой страждущим, исцеляет больных и увечных.

Программа тура:

08-00 Выезд из Челябинска от офиса Русь-Тревел ул.Кирова 7а (отправление с проезжей части ул. Кирова)
10-00 Прибытие в село Чудиново, посещение Свято-Вознесенского храма
12-00 Посещение могилы Евдокии Чудиновой, свободное время
14-00 Выезд в Челябинск
16-00 Возвращение в Челябинск.

Скидки пенсионерам, детям до 11 лет, готовым группам от 5 человек - 5%.- на тур без акции

В поездку принимаются дети от 5 лет

В стоимость входит: - Туроператор сохраняет за собой право в зависимости от объективных обстоятельств, при этом сохраняя объем и качество оказываемых услуг, изменить порядок проведения экскурсий, объектов питания и размещения!
- При наборе группы менее 19 человек будет подан микроавтобус туристического класса.
- Время в программе является ориентировочным, и зависит от дорожных обстоятельств.

На Кочаковском некрополе - много сюрпризов.

Когда я уже уходил с кладбища, попрощавшись с семейством Толстых Некрополь семейства Толстых , то заметил за оградой на общем кладбище что-то вроде часовенки с золотым куполом.

Просто так часовни на православных кладбищах не ставят. Я нашёл ворота и прошёл вдоль забора. Передо мной открылась открытая часовня за тонкой кружевной металлической решеткой.

Вошел в часовню, которая была ухожена, видно, что кто-то постоянно присматривает за ней. В центре часовни находится импровизированный алтарь и место для свечей.

Слева в часовне находится мемориальная табличка. Оказывается я попал в часовню Евдокии Ивановны Кудрявцевой, более известной как блаженная Дуняша.

Кем была Дуняша, что удостоилась таких почестей?

"Родилась Евдокия Ивановна в селе Старая Колпна Щекинского района, 8 марта 1883 года. Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она, до 18 лет, была такая же, как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, по имени Вячеслав. Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой...

С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест - Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой.

В смутные времена неверия и богоборчества, Евдокию признавали "психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру. Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала.

Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы.

Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду...

В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем" от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.

Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.

До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Илларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку.

Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика.

Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний…

Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество.

Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). для многих она становилась Крёстной матерью. Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице -28 мая 1979 года в возрасте 96 лет."

Похоронена Дуняша была на Кочаковском кладбище, в часовне её могилка скромно располагается в правом верхнем углу часовни. Кроме Евдокии Ивановны внутри часовни - могилы ей родных: Кудрявцевой Александры Васильевны (1924 -1948), Кудрявцевой Нины Гавриловны (1925 - 1979) и Кудрявцева Ильи Тимофеевича (1894 - 1969).

В часовне множество цветов, как живых, так и в корзинах. Видимо кто-то был передо мной в часовне, т.к. горела одна из свечей.

Люди постоянно приходят к ней, кто-то даже подсчитал, что на скромной могилке в тульском захолустье побывало уже более полумиллиона людей. Приезжают из разных стран, многие – специально, узнав о ней из интернета.

"Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам».

Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон.

В этом Святом месте исцеляются, находят поддержку, ответы на многие вопросы, а самое важное - обретают Веру люди, верящие ей и просящие ей заступничества и молитвы. Кто-то просит о помощи в житейских нуждах, кто-то в устройстве личной жизни, кто-то просит Матушкиных молитв об исцелении. Никому Евдокия не отказывает в помощи.

Одна прихожанка решив поздней осенью убрать палые листья с могилки Дуняши, встав на колени совсем забыла о больных коленных суставах, которые ее больше никогда не беспокоили. Другая рассказала, что уже совсем отчаявшись найти работу, со слезами молила Евдокию помочь ей, ведь у нее маленькие дети. Вскоре ее пригласили на хорошо оплачиваемую должность.

Многие, благодаря ей. нашли и соединили свои судьбы.

Особенно любит Евдокия детишек: наставляет, ограждает их от всего плохого, а также помогает в воспитании наших детей в это трудное, полное многих соблазнов время".

Можно верить всему этому или не верить - каждый для себя решает сам. Но вера людская порой может творить чудеса.

Село Чудиново Октябрьского района за последние 20 лет превратилось в место паломничества. Это небольшое село стало одним из самых почитаемых мест на Урале наряду с Верхотурьем и Ганиной Ямой.

Здесь нет ни больших красивых монастырей, ни высоких куполов церквей, однако сюда стремятся сотни южноуральцев и жителей других регионов. Многие едут в Чудиново за исцелением, кто-то просто хочет поклониться могиле местной праведницы.

Чем же прославилось это село, ранее называвшееся Ячменкой? В селе Чудиново находится могила Евдокии Маханьковой. Существует поверье, что праведница Евдокия и после своей смерти благодаря молитвам обращающихся к ней исцеляет. Многие люди из тех, кто приезжает на могилку, причисляют её к лику святых, но в настоящее время эта блаженная не канонизирована. Для процесса канонизации необходимо собрать материалы, касающиеся её жизни и чудес, если таковые, конечно, имели место в действительности.

Найти информацию о праведнице Евдокии несложно. Существуют несколько рассказов о жизни блаженной, но отличить в них правду от вымысла порой просто невозможно.

Один из таких рассказов содержит следующие сведения. Евдокия Маханькова родилась в 1870 году в деревне Могильной Оренбургской губернии, ныне Челябинской области. У неё рано умерла мать. Отец женился на другой женщине. Отношения мачехи и Дуни не сложились. В семь лет отец отправил Евдокию в соседнюю деревню Ячменку работать нянькой. Однажды, когда она шла домой, на неё напал разбойник-отшельник и затащил в глухую лесную избушку для того, чтобы девушка помогала ему по хозяйству. Днём разбойник привязывал пленницу к берёзе. Как-то раз из леса вышел волк и откусил у Евдокии фалангу пальца. В одну из ночей, проведённых в доме разбойника, ей почудился голос, призывавший Дуню дать обет, что она будет всю жизнь служить Богу. Через несколько дней ей удалось бежать. Спустя пару лет Дуня странным образом обрела икону Божьей Матери, которая теперь хранится в Троицке в храме Дмитрия Солунского. Когда Евдокия шла по полю, ей навстречу вышла корова, на рогах у которой была икона Богоматери. После этого Дуня не сомневалась, что посвятит себя Богу.

Когда Дуне было около 20 лет, рядом с Ячменкой поселился странник, лечивший людей. Дуня вызвалась навещать его, а люди стали поговаривать, что она живёт с ним во грехе. Написали донос, из города приехал исправник, чтобы разобраться в происшествии. Начали её пытать, в крепкий мороз вылили на неё 40 вёдер воды. Одна из женщин, стоящих рядом, сказала: «Если Дуня не виновата, пусть моя дочь замёрзнет». Так и вышло: Евдокия выздоровела, а дочь той женщины вскоре умерла.

Всю жизнь провела Евдокия в уединении и молитве. Она работала у людей, молилась в чудиновском храме Вознесения Господня. По преданию, блаженная много путешествовала, посетила Иерусалим, Италию. В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, в которой признали её душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме ещё раз, в 1939 году. Вернувшись, жила в Чудинове, в старости на несколько лет переехала в Троицк, а перед смертью вернулась в село. Умерла Евдокия Чудиновская 5 марта 1948 года.

Местные жители такие рассказы слышали не раз, но считают их недостоверными и не верят в то, что блаженная Евдокия помогает людям излечиться от каких-либо болезней.

Наверное, поэтому, зайдя в храм Вознесения Господня, челябинские паломники увидели лишь десяток людей, присутствующих на утренней службе. Закончив службу, протоиерей Иоанн, настоятель Свято-Вознесенского храма, начал проповедь. Отец Иоанн увещевал паломников в случае беды всегда обращаться к Богу и посещать храм. Никогда не надеяться на помощь колдунов, ведьм, провидиц. Такие люди, по мнению протоиерея, очень сильно развращены.

К могиле Дунюшки приезжают не только паломники, но и люди, которые просят блаженную о помощи. У кого-то сломан позвоночник, у кого-то отказывают ноги. Во многих случаях выздоровление с медицинской точки зрения невозможно, остаётся одно - надеяться на заступничество Евдокии.

Паломники рассказывают, что часто во время посещения могилы Евдокии Чудиновской происходят странные вещи. К примеру, вдруг начинает ярко светить солнце во время дождя. Ещё говорят о том, что Евдокия весьма строга. И если у могилы стоит кто-то, ей неугодный, она может «наказать» его. На кладбище у женщины, стоявшей рядом со мной, от свечи загорелся капюшон, у другой паломницы воспламенился воротник. Что это? Простая неосторожность или знаки свыше?

Отслужив панихиду по Дунюшке, отец Иоанн продолжил проповедь. Но теперь он говорил непосредственно о Евдокии. Рассказал о том, что знает много случаев, когда люди, приезжая на могилу к блаженной Евдокии и прося у той помощи, по вере получали её. Так, одна девушка из Екатеринбурга, просившая Дунюшку излечиться (у неё был сломан позвоночник), через неделю пошла на поправку. Позже она ещё не раз приезжала в Чудиново со словами благодарности.

Другой случай - о чудесном исцелении юноши. Однажды родители привезли одержимого мальчика. Во время панихиды он бегал вокруг могилы. И вдруг кто-то из присутствующих вскрикнул: ребёнок оказался меж прутьев ограды, закатывал глаза и кричал непонятные слова. Его тут же вытащили и стали призывать и просить Евдокию о помощи. Через некоторое время мальчик пошёл на поправку.

На могиле Евдокии постоянно горят свечи. Круглый год в село приезжают паломники из Саратовской, Новгородской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской и других областей. «И каждому из паломников после посещения храма могила Дунюшки принесёт любовь в сердце, покой в душу и облегчение страданий», - обещает отец Иоанн.

Но некоторые утверждают, что блаженная Евдокия не только исцеляла больных, но и предсказывала. Рассказывают, что Дуняша напророчила разорение храма Вознесения Господня. Незадолго до этого она стала избегать посещения церкви, говоря, что скоро придёт время, когда все побегут от церкви. Так и вышло. Вознесенский храм разорили в 30-е годы прошлого века. Теперь он, к счастью, восстановлен.

В одном из преданий упоминается и такой случай. В 1903 году Дуняша побывала в Сарове у мощей преподобного Серафима Саровского. В то время на прославление Преподобного в лике святых приезжал царь Николай II с семьёй. После службы состоялся поминальный обед. Когда царь стал садиться за стол, к нему подошли Дунюшка и Паша Саровская, чтобы подарить вышитые полотенца и салфетки. Царь встал, и стул под ним упал. Он пошутил в адрес засуетившихся вокруг него: мол, не престола же лишился. А Дунюшка ему говорит: «Да, государь. Время уже близко. Готовься, батюшка, к великим мукам».

Но эти случаи провидения Дуняши, как и многие моменты её биографии, официально не подтверждены. Поэтому неизвестно, на самом ли деле встречалась Дуняша с царём Николаем II, находилась ли она в пермской тюрьме и многое другое. Не найдены и метрики Евдокии Маханьковой. Именно поэтому у церкви пока нет оснований для канонизации. Но для тех, кто побывал на её могиле, это неважно. Они почитают праведницу Евдокию и верят в силу её молитв. Ведь порой в жизни случается так, что остаётся надеяться только на чудо.

Письмо нашего читателя.

Раньше не думал, что благочестивые люди, настоящие подвижники и молитвенники, так близки нашей семье. Прежде это была одна из закрытых тем, вероятно, по причине того, что в советское время говорить о вере в Бога старались осторожно. Но и сейчас лишь отрывочные разговоры доходят до меня - не всё сохранилось в памяти людей. И вот, как следует помолившись, я принялся за поиски сведений о них.

Среди семейных реликвий у нас хранится купюра достоинством в три червонца, выпущенная до Великой Отечественной войны. Ее дал моему деду старец Сергий - Сергей Федорович Борисов, покоящийся ныне на Всехсвятском кладбище города Тулы. Это было перед отправкой деда на фронт. Долго молился старец и, передавая деду купюру, сказал:

Будешь тяжело ранен, но домой вернешься.

Другой случай записан со слов бабушки. Ее мать привела к старцу одну из болящих дочерей. Оказавшись в соседней комнате для ожидания, дочь отметила: «Какие красивые напольные часы у него. Наверное, богатые люди подарили». Когда она вошла к старцу, он сказал ей: «Видала, какие часы стоят? Богатые люди подарили...» Но принял ласково, подал духовные советы.

Оказалось также, что и жили мы на одной из улиц частного сектора недалеко от дома, в котором жил старец Сергий. Заглянул я туда. Владелица соседнего дома, которой сейчас за восемьдесят, говорит:

Мне было восемнадцать, когда мы въехали сюда в 1945 году. Конечно, ходили к старцу Сергию древние старички и старушки, но ничего рассказать не могу. Тогда я больше занималась хозяйством и огородом, а все это считала пережитком старины, вот и не обращала внимания.

Тогда я направился в Свято-Ильинский храм, единственный в нашем городе не ушедший после революции в обновленческий раскол. Здесь старец молился, а в притворе в папке лежат распечатанные материалы по истории храма и приходской жизни.

Я работаю тут первый день и ничего сказать не могу, - говорит мне пожилая женщина за свечным ящиком.

Оно и понятно - старец Сергий Борисов к лику святых не причислен, а народное предание интересует не всех. Да и мне самому пришлось бы долго мыкаться, как слепому котенку, в поисках информации о нем, если бы не помогли добрые люди. В мои руки попал журнал «Тульские епархиальные ведомости» № 1 (27) за 1999 год с последней частью статьи, рассказывающей о духовных чадах старца Сергия, о том, как приходилось старцу прятаться от преследования безбожных властей в последние годы своей земной жизни. Было там напечатано и его духовное завещание, составленное в стихотворной форме. Вот отрывок из него:

Я умру, грешный, вы в своих молитвах не забывайте!
Друг друга любите, к отягощенным, скорбным ходите,
Ласковые, добрые слова им носите,
В скорбях им хоть словом помогите.
Как можно чаще пред Господом вздыхайте,
За грехи свои слезы проливайте.Кто чем обидел - забывайте,
Добрым словом или добрым делом им воздавайте…

В том же журнале говорится, что сохранился целый архив семейства Макаевых, на который можно опираться при обсуждении вопроса о будущем прославлении старца хотя бы в лике местночтимых святых. Пусть этот процесс труден и требует определенных затрат времени и сил, но все вполне решаемо.

Родился старец в 1853 году в селе Павшино. В молодости он ходил к старцу преподобному Амвросию Оптинскому, просил его благословения стать монахом. Но старец Амвросий не благословил его жить в монастыре и, испытывая его смирение, дал послушание на два года: каждому встречному поклон давать поясной, а где несколько человек - поклон земной. Первое время в деревне недоумевали: «Что с Сережкой? Ай шутит?» Но потом стало ясно - не шутит. Стала вся деревня над ним смеяться, издеваться. Но и через два года надежде о монашестве не суждено было осуществиться. «Будешь жить в миру. Очень ты нужен людям, а еще больше будешь нужен, когда придут времена испытания веры», - определил его поприще святой оптинский старец. Так и получилось. Вернувшись в свою деревню, Сергей зажил скромно, как все. Но вскоре к нему стали за духовным утешением приходить все больше людей. В 1930-е годы старец Сергий был арестован и какой-то срок провел в заключении. После лагерей он не стал возвращаться в родное село, а жил в Туле. Умер старец Сергий в 1946 году.

Те же добрые люди, давшие журнал со статьей о старце Сергии Борисове, предоставили мне работу протоиерея Игоря Корейши «О почитании православными верующими подвижников благочестия XX столетия», написанную в 2005-2006 годах. В работе рассказывается о Евдокии Ивановне Кудрявцевой, известной в народе как Дуняша, старица Евдокия. Здесь имеется серьезное богословское обоснование для ее канонизации, снабженное народными рассказами о ней, произнесенными перед Крестом и Евангелием.

Родилась Евдокия Ивановна в деревне Старая Колпа, что неподалеку от Ясной Поляны, годы жизни 1886 - 1979, последние из них она провела в психиатрической больнице неподалеку от города Советска, что в Щекинском районе Тульской области. Из-за иносказательных речей и непонятных для многих действий ей приходилось бывать в психиатрических больницах и интернатах.

В молодости Евдокию хотели насильно выдать замуж за нелюбимого человека, но она сбежала из-под венца, кинулась в ледяную воду осеннего пруда, и потом ее видели идущей босой по лесу. Так начался ее подвиг. Замужество, рождение или болезнь детей, уход в иной мир, попечение об учебе и работе - вот круг вопросов, с которыми к ней обращались и получали совет. Самой же ей приходилось жить где придется - в пригородных деревнях, прятаться в городских квартирах. Молилась она в храме Двенадцати Апостолов. О родителях Евдокии ничего неизвестно, хотя многие жития святых показывают - хотя бы один из них был благочестивым верующим человеком.

А вот рассказы, не попавшие в труд протоиерея Игоря Корейши, но полученные из весьма достоверных источников.

Многодетная бабушка одного из моих знакомых вскоре после установления советской власти купила в Москве семнадцать пар калош, надеясь перепродать их в Туле по более высокой цене, - надо было кормить детей. Уже с московского вокзала за ней начал следить сотрудник НКВД, задержал ее возле дома и отобрал покупку - так в то время боролись со спекуляцией. День спустя к бабушке подошла Дуняша со словами:

Ограбили!

Кто? - поинтересовалась та.

И Дуняша стала рассказывать все подробности произошедшего, пересказала и ее мысли.

В другой раз бабушка напекла изо всей муки, что имелась дома, пирогов и стала распределять их среди родных и знакомых. Хотела оделить ими и Дуняшу, но тогда не хватило бы другим... Тогда старица вновь подошла к ней со словами:

Ограбили! Пирожка не дали...

И рассказала ей все подробности. С тех пор ее, женщину с крупными грубоватыми чертами лица, стали побаиваться в семье.

А вот еще один рассказ о Дуняше.

Как-то моя мать пошла по делам, а навстречу ей идет Дуняша, - рассказал мне один пожилой человек. - «Тебе не по делам надо идти, а дома сидеть, пироги печь. Гости у тебя сегодня будут», - говорит она моей матери. Мать не придала этому значения, а ночью в окно постучали. Это оказался призванный на войну отец - их часть разместилась неподалеку, и он отпросился у командира на побывку. Другой раз мать полоскала белье на речке, а идущая мимо Дуняша неожиданно прыгнула в воду и переплыла реку. Вскоре семья получила похоронку, сообщающую о гибели брата во время форсирования Днепра. А потом приболел и я - несколько дней не ел и был на грани смерти. Идущая мимо Дуняша сказала матери: «Иди кормить ребенка». - «Так он же не ест ничего», - ответила она. «Иди и корми, - настаивала Дуняша. - И скажи ему, что на Пасху я дам ему золотое яичко». Мать вернулась в дом, наварила каши, и я поел. Здоровье мое стало налаживаться, а к Дуняше я попал спустя много лет - на ее могилку. Как раз на Пасху было. Был спокойный светлый день, но тут по земле пошел легкий ветерок, как бы открывший травку на могилке. В травке я увидел принесенные ей на могилку яички, и это стало напоминанием о том случае.

Когда моего отца крестили в младенчестве, Дуняша обнесла его вокруг купели. Он вырос, стал талантливым инженером-механиком. Так же она во время крестин брала на руки девочку - теперь она живет счастливо.

Старец Сергий и блаженная старица Евдокия молились за Тулу в грозную годину Великой Отечественной войны - немцы так и не вошли в наш город. Полагаю, найдутся еще замечательные случаи из их жизни, мои же записи не претендуют на полноту.

Двоюродная сестра моего деда стала инокиней Ольгой, Олюшкой, как звали ее в нашей семье. Сейчас трудно сказать, где она подвизалась до революции. Вероятно, в Свято-Успенском женском монастыре, располагавшемся тогда в центре города. К сожалению, теперь на его месте вырос торгово-развлекательный центр. Когда при советской власти монастырь закрыли, инокиня Ольга перебралась в родительский дом. Она была очень красива, и ей не раз делали предложение выйти замуж. Но она свято хранила монашеские обеты и отвергала все ухаживания. Что побудило ее стать монахиней - известно лишь Богу да духовнику. Она заработала государственную пенсию на швейной фабрике, а потом до конца дней трудилась в храме Всех Святых города Тулы, похоронена на расположенном возле храма кладбище. Могилка инокини Ольги затерялась, отошла же она в иной мир после 1957 года. Незадолго до смерти она вымолила, чтобы наша семья смогла переехать в новое жилье. А моя мама, будучи маленькой, читала ей вслух рассказы из книжки Виталия Бианки, полученной за школьные успехи.

Все эти события происходили не так давно и достойны запоминания. Пока же хочется сказать: старец Сергий, старица Евдокия, инокиня Ольга, молите Бога о нас!

Р.Н. Романов, г. Тула.

Что еще почитать