Зачем перед иконой зажигается лампадка. Как правильно зажигать лампаду - святыни россии

О необходимости возжигать лампады

Почему икона, перед которой горит лампада, кажется нам более «глубокой» и «живой»?
Почему этот обычай возжигать перед святыми изображениями лампады издревле существует в православной Церкви?
Еще в Ветхом Завете написано:
«И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев,24;1-4).
В другой книге Ветхого Завета читаем:
“Зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего” (2Пар,13-11).
Но вот прошло время «детоводителя» ко Христу - Ветхого Завета - и с пришествием Спасителя мира было установлено царство свободы в благодати Христовой Церкви. Но возжигание светильников по-прежнему присутствует в жизни Церкви - теперь уже новозаветной. «Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, - говорит учитель церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».Кстати, еще в одной из глав книги Деяний Апостолов пишется, что Святые Апостолы вместе со своими последователями возжигали светильники когда собирались в ночное время для проповеди слова Божьего, для молитвы и преломления хлеба: ”В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян 20;8) - читаем мы там.На Русь практика возжигания лампад пришла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире.
Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Полумрак в храме означает, погруженную в сумрак греха и неведения, человеческую природу. Храм -это место где светит свет веры, свет Божий. Светом для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божьем. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1-5) Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники (Софроний, патриарх Иерусалимский).
Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
1.Во первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
2.Во вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)
3.В третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)
4.В четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому.
5.В пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам его.
6.В шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль покорные нашей воле так пусть пламенем любви и наши души во всех страданиях покорные воле Божьей.
7.В седьмых чтобы напоминать о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше - это наша внутренняя лампадка не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели –горючее которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Перед иконой дома и в церкви горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Перед иконой Спасителя она означает, что Он Свет Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Перед иконой Божией Матери она означает, что Она - Матерь Света и имеет пламенную любовь к роду человеческому, что Она носила огонь Божества. Перед иконами святых она означает пламенную любовь к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни, означает, что они - лампады, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями, наши горячие молитвенники перед Богом, день и ночь о нас молящиеся.
Но почему икона с горящей перед ней лампадой кажется нам гораздо более «глубокой» и «живой», чем икона без лампады?
Православная традиция иконопочитания подразумевает живую связь через образ на иконе с первообразом того, кто на этой иконе изображен, будь то Сам Спаситель мира, Его Пречистая Матерь, или же какой-либо святой. Как такая связь может возникнуть, ведь человек, возжигающий светильник перед иконой находится в нашем падшем мире, святые же лицезрят Господа Славы в небесных обителях, находящихся вне нашего пространства и времени?
Вспомним о всемогуществе Бога-Вседержителя, Который, по словам св. Дионисия Ареопагита, «есть все поддерживающая, связывающая и объединяющая Основа», Который «держит» Своими энергиями и душу пребывающего в иных, райских обителях святого, и душу находящегося в этом мире христианина. Ему, как Причине «соединения всего того, что рассеяно (в горнем и дольнем мире)», ничего не стоит протянуть между ними нить общения, как бы проходящую через освященную в Церкви икону.
Икона, в таком понимании, не проста доска с нанесенными на нее красками, не просто находящееся на этой доске изображение, но неотъемлемая часть более общей таинственной целостности, имя которой - Святая Церковь, а Глава которой - Сам воплощенный Вседержитель мира. Вседержителю же, по самому определению этого слова, все подвластно, и Он волен установить в Своей Церкви правила, стоящие выше логики этого мира. Одним из таких правил и является иконопочитание вместе с возжиганием перед иконой лампады. Смысл этого возжигания можно постигнуть лишь в контексте всей глубины таинственной жизни Церковного организма, постигнуть Святым Духом, Которым этот Церковный организм живет и Который являет нам истину о том, что горящая перед иконой лампада - это богоустановленный атрибут нашей церковной жизни.
Наши благочестивые предки это хорошо понимали. В любом доме, где жили православные христиане, перед святыми образами непременно возжигалась и лампада. В современной Греции, церковная жизнь которой не прерывалась периодом богоборчества, поныне существует традиция возжигать лампады перед иконами в любом офисе. Горящая лампада здесь, как, впрочем, и в любом другом месте является видимым выражение огня нашей любви к Господу и ближнему. Трепетный огонь пламени лампады, видимый перед иконой, будь то дома, в храме и даже в общественном учреждении, знаменует, что Закон Божий – есть светильник человеку во всех сферах его жизни. Огонь лампады является и образом духовного огня, Духа Святого, сошедшего с небес, в огненных языков на святых апостолов. Это символ надежды на искупление грехов и помощь Божию.
Как писал святой Григорий Богослов, «светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамощнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры"».

Молитва на возжигание огня:
Возжги, Господи,
Угасший светильник души моей
Светом добродетели
И просвети мя, Твое создание,
Творче и Благодетелю,
Ты, бо еси невещественный свет мира,
Прими сие вещественное приношение
Свет и огонь, -и воздажь ми
Внутренний свет уму и огнь сердцу.
Аминь

Лампада (греч. «светильник» ) — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения - всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши - горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве Гурьянова Лилия

Свеча и лампада

Свеча и лампада

– А где у свечки перед?

А зачем для молитвы зажигать лампаду или свечу? Почему именно церковную?

Свеча – это тот же костер, на котором в ветхозаветные времена приносились жертвы. Только сейчас мы сжигаем на нем не жертвенных животных, а свое собственное сердце. Это бескровная жертва Нового Завета.

Горящая свеча – символ нашей любви к святому, которому мы посвящаем ее. Если любви нет, зажги хоть десяток свечей, смысла это иметь не будет.

Свеча означает и вечный свет, которым просиял святой великомученик Пантелеимон, и в котором он сейчас пребывает; это свет его жизни, который светит нам.

Свеча – это его пламенная любовь к Богу и к нам, за кого он день и ночь молится у престола Божия.

«157. Молясь, делайте все разумно. Когда подливаете масла в лампаду, тогда представляйте, что Жизнедавец каждый день и час, каждую минуту жизни вашей поддерживает вашу жизнь Духом Святым, и как бы ежедневно чрез сон в телесном, а чрез молитву и слово Божие в духовном отношении, вливает в вас елей жизни, которым горит ваша душа и тело. Когда ставите свечу пред иконою, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча: догорит и потухнет; или что иные заставляют ее гореть скорее, чем следует, страстями, многоядением, вином и другими удовольствиями».

Какие свечи покупать и сколько? Ни Богу, ни святому Пантелеимону мое приношение ни к чему. Если я гордо водружаю на подсвечник большую и дорогую свечу, а рядом старушка смиренно пристраивает самую дешевую свечку, угадайте с трех раз, чей дар будет принят – ее или мой? (Подсказка: ключевые слова в предыдущей фразе – «гордо» и «смиренно», а вовсе не «дорогую» и «дешевую».)

Если в храме имеется подсвечник перед иконой целителя Пантелеимона, то свечу можно поставить на свободное место в нем. Бывает, все ячейки подсвечника заняты, тогда просто положите рядом или в коробочку возле – и вашу свечку поставят, когда освободится место. Если подсвечника возле иконы нет, то можно поставить свечу «о здравии» к «празднику», то есть к иконе, лежащей в центре храма, либо к иконе всех святых.

Зажжем свечу перед иконой, перекрестимся и мысленно попросим: «Святой целитель Пантелеимон, моли Бога о мне, грешном (или о том, за кого просишь)».

Связанных со свечами предрассудков и невесть откуда взявшихся обрядов очень много. Кто-то пугается, когда его свечка потухает. Другому не по себе делается, если с нее обильно стекает и застывает воск. «Не принимает мою жертву», – шепчут испуганно. Как-то раз меня сурово отчитали за то, что поднесла нижний конец свечи к огню другой, зажженной – мол, ворожба это. Да никакая не ворожба, что за ерунда! Слегка расплавьте низ, и свеча встанет прочно и ровно.

Бывает, что человек пристально следит, чтобы его свеча непременно догорела до конца, ее не сняли бы с подсвечника «раньше времени». И уж настоящая скорбь охватывает, когда видят, что подсвечник полностью занят, ставить некуда, и приходится оставить свечу незажженной.

Все это несущественно. Мы принесли свой дар, свою просьбу, свою молитву – и если с чистым сердцем принесли, то она принята. А сколько процентов от нашей свечки сгорит, зажгут ее именно на этой службе, пред нашими ревнивыми очами, либо назавтра – честное слово, совершенно неважно.

Дома свечу нужно тоже поставить на подсвечник. Удобные подсвечники для церковных свечей продаются в иконных лавках.

Домашняя лампада вешается на специально купленном либо самодельном кронштейне (подвесная) или ставится на полочку с иконами (настольная). Лампадное масло продается в церковных лавках. Если оставлять лампаду гореть постоянно (многие, и я в их числе, обычно так и поступают), то полулитра масла хватает примерно на 10 дней. Понятно, что оставлять без присмотра можно только лампаду с хорошо отрегулированным фитилем. Огонек должен быть совсем маленьким, без единого намека на буйный язычок пламени. Для этого аккуратно подтягиваем фитилек до нужной длины. В качестве фитиля можно использовать скрученный кусочек бинта или хлопчатобумажные нитки мулине.

Нагар с фитиля – если масло качественное – достаточно снимать один раз в день, можно пальцами или тряпочкой.

Лампада возле икон совершенно меняет атмосферу комнаты и даже всей квартиры. Лежишь в постели, больная и несчастная, в комнате темно, и лишь лампадка мягко освещает лики икон и разгоняет мрак – в душу нисходят покой и утешение.

Попробуйте, зажгите дома лампаду. Не пожалеете.

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Свеча от Гроба Господня Много, много лет тому назад, когда Флоренция только что была провозглашена республикой, жил в ней человек по имени Раниеро ди Раниери. Он был сын оружейного мастера и знал ремесло своего отца, но не очень-то любил его.Этот Раниеро был необыкновенно

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Свеча Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Из книги Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика автора Штайнзальц Адин

Свеча тьмы «Разве день Г-сподень не мрак, а свет? Он - тьма, и нет в нем сияния»Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика- Если у вас нет возражений, давайте поговорим о тьме. - А что, разве о свете мы уже говорили?- Нет, не говорили. А почему вы спрашиваете? Вы

Из книги 33 предмета, необходимых для счастливой и здоровой жизни автора Блаво Рушель

Восковая церковная свеча Первое, что вам, дорогие читатели, может прийти в голову при виде заголовка этого раздела: при чем тут церковная свеча, когда мы говорим о том, что написано в рукописи курумчинских кузнецов - древней цивилизации, существовавшей тогда, когда

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

5. Свеча на подсвечнике (4:21–25) И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Учитель и свеча (Хинг Ши) Хинг Ши нередко рассказывал своим ученикам о человеке, который был его Учителем. Однажды, когда ученики спросили Хинг Ши о том, какие слова и наставления оставил ему Учитель перед тем, как попрощаться навсегда, Хинг Ши ответил:– Учитель сказал мне:

Из книги Угреша. Страницы истории автора Егорова Елена Николаевна

Свеча Пришла женщина в храм, приобрела свечу, уверенно зажгла её и поставила в подсвечник. Но как только начала читать молитву, та погасла. Женщина смутилась, снова зажгла огонёк и аккуратно поставила её на место. Не успела произнести даже нескольких слов, как огонёк снова

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Угрешская свеча Угреша изначальная В лесу осеннем тишина Необычайна, В ней будто бы заключена От века тайна. И только слышится едва Легчайший шорох: С деревьев падает листва В душистый ворох. Я восхожу лесной тропой На холм высокий, Где дремлет ветер в золотой Траве

Из книги Храм – дом божий автора Плюснин Андрей И.

Угрешская свеча 1 В небе синем колокольня стройная - Белая Угрешская свеча. На Угреше звоны колокольные Как – то по – особому звучат. Издалече слышно величавое Благовестье мощное: «До – о – он! До – о – он!», Исчезают помыслы лукавые, Взор к Творцу Вселенной

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Свеча молитвы Гори, гори, свеча молитвы, И разгорайся всё сильней, Чтоб сети дьявольской ловитвы Не увлекли души моей. Гори, гори, свеча молитвы! Светись, светись, лампада сердца, Любовью к Богу всё сильней, Внимай созвучьям горних скерцо, Забыв о ропоте страстей. Светись,

Из книги автора

Угрешская свеча Подмосковная Угреша, где мне посчастливилось родиться и жить, имеет древнюю и славную историю. Названию «Угреша» около 2000 лет и происходит оно от финно – угорского названия левого притока Москвы – реки, которое означает «луговая река». В VII веке здесь

Из книги автора

Свеча от Гроба Господня Много-много лет тому назад, когда Флоренция только что была провозглашена республикой, там жил один человек, по имени Раньеро ди Раньери. Он был сын оружейного мастера и хотя знал отцовское ремесло, но неохотно занимался им.Этот Раньеро отличался

Из книги автора

Свеча церковная Церковная свеча – это символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.Так как свеча

Из книги автора

«Вратарница» («Неугасимая Свеча») Эту же икону иногда называют Угличской, так как она прославилась в Алексеевском монастыре города Углича в 1894 году. 6 июля этого года в Углич приехал петербургский купец, который долго болел серьёзной болезнью. Купец рассказал настоятелю,

16.12.2017, 14:25

Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники. Это слова святого Софрония, Патриарха Иерусалимского. В Ветхом Завете также упоминается огонь лампады: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда...».

В этой статье мы рассмотрим основные виды лампад, их различия, особенности выбора лампадного масла и как правильно зажигать лампаду дома.

Виды лампад

Лампады бывают настольными и подвесными. И для тех и для других нужны подлампадники. Настольная лампада может стоять на полке ровно и без подлампадника, но бывали случаи, когда из-за перегрева лампада трескалась и масло растекалось. Исключение — керамические лампады. Они надежнее и как правило идут с «ножкой».

Для подвесной лампады необходим кронштейн-держатель. Его прикрепляют к потолку или иконостасу. Данную работу следует проводить мастеру, чтобы горящая лампада на упала.

Считается, что лампада из цветного стекла лучше, чем из окрашенного. Краска с окрашенной лампады может со временем сойти. Цветное стекло не так просто отличить от окрашенного. Обычно, если посмотреть сквозь грани лампады — у окрашенной они прозрачные, а у цветного стекла — того же цвета, что и сама лампада. — из цветного стекла.


Видно, что у красной лампады слева непрокрашенная грань. Это краска. А вот фиолетовая лампада справа — из цветного стекла.

Обычно в постные дни возжигают лампаду темного цвета — синего или зеленого, а в праздники — красную.

Люди также экспериментируют с оливковым или подсолнечным маслом. Но мы такое не пробовали, если у вас есть опыт — поделитесь в комментариях.

Если при горении выделяется гарь — первым делом уменьшите огонек. Если не поможет — следует сменить масло на другое.

Лампада с хорошим маслом может гореть круглосуточно. Однако проследите, чтобы как минимум в 20 см от огня не было икон, дерева, бумаги и других воспламеняющихся поверхностей. Помните, что лампада при горении выделяет капельки масла, которые оседают вокруг, делая поверхности полок воспламеняемыми. Не ставьте лампаду на самый край полки.

Как зажечь лампаду

Налейте в лампаду масло — чуть больше половины.

Вставьте фитиль в поплавок. Фитиль должен свободно двигаться в обе стороны. Проденьте фитиль до середины. Верхний край, тот который будет гореть обмакните в масло.

Затем потяните за сухой конец, чтобы сверху фитиль выглядывал на 2-3 мм.

Поместите поплавок в лампаду так, чтобы весь фитиль оказался смочен маслом.

Зажигать лампаду стоит от церковной свечи, а не от спички. Такая традиция.

Огонь не должен быть большим, не должен коптить. Если огонь слишком большой — потяните за фитиль снизу.

Средний объем домашней лампады — 30 мл. Такого количества масла хватит на 1-2 дня. Когда масло выгорит лампаду следует потушить и почистить. Затем снова наполнить и зажечь. Полулитровой бутылки масла должно хватить на 2 недели.

Лучше всего, когда ваша лампада возжена от Святого огня. Во многих городах на Пасху встречают Благодатный огонь из Иерусалима. Во время такого Крестного хода можно зажечь свечу от огня и принести домой — для лампады. В этом случае, перед очисткой перенесите огонь на свечу, чтобы он не погас, а затем от этой свечи вновь зажгите лампаду.

Магазин Зёрна

Написать комментарий

Отправить

Комментарии

Екатерина 17.02.2018

У нас в храме пользуются обычным подсолнечным (хорошего качества), и я дома так же. Специальным никогда не пользовалась, не могу сравнить. Несколько часов горит отлично, потом надо подправлять.

Андрей 19.02.2018

Екатерина, попробуйте специальное масло для лампад. Можно на пробу 0,5-бутылку купить. Она недорогая.

Тимофей 28.10.2018

Вадим 09.11.2018

Да подсолнечное масло нормальное, я им пользуюсь, не сравнивал с купленным в храме но слышал что подсолнечное быстрее заканчивается.

Вадим 09.11.2018

Да и фитильки можно ждать из марли, тонко нарезать и в жгут скрутить, горят не хуже покупных

Андрей 09.11.2018

Фитильки можно, а вот подсолнечное масло может при сгорании выделять вредные химические вещества. Это вообще зависит от состава и качества очистки. Если чувствуете, что кружится голова - лучше масло поменять.

Игорь 08.12.2018

Самое "правильное" масло для лампады к святым иконам - оливковое натуральное. Оно очень хорошо горит и не засыхает от времени, как например, подсолнечное. От него нет копоти и запах от сгорания приятный растительный. Правда, стоимость такого масла высокая, но ведь мы жертвуем Господу нашему самое лучшее, от чистого сердца.

Александр 16.04.2019

Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции - вместе с православной верой. Hо не в греческих храмах он возник.
История лампадного масла восходит к временам Ветхого Завета, когда Господь Бог заповедал Своему пророку Моисею устроить Ему в скинии собрания светильник: "И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (Лев, 24:1-4).
"И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время” (Исх, 27:20).
Елей, который Господь заповедал возжигать в светильнике, также называют деревянным маслом (1Пар, 27:28).
Елей и деревянное масло - разные наименования одного и того же масла - оливкового. Деревянное масло, в отличие от растительного, получают из плодов, растущих на дереве, а не из семян и трав, - отсюда и название.
Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение.
Почему же теперь мы называем "деревянным” масло, не имеющее к оливковому маслу никакого отношения? Это произошло потому, что постепенно был утрачен первоначальный, истинный смысл этого названия и заменен другим. Причиной такой подмены явилось постепенное оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк, 8:15). Лампада для многих - лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения, и только. И какое масло в ней горит - неважно, лишь бы "подешевле”.
Православным христианам не следует экономить на святыне, употреблять в качестве жертвы Творцу не самое чистое и лучшее, а плохое дешевое техническое масло, зачастую "сдобренное” различными парфюмерными примесями, чтобы отбить запах нефти и керосина. Церковь никогда не благословляла ароматизировать лампадное масло, хотя ароматы и благовония присутствуют в других частях богослужения как обязательный элемент. Чистота - главное требование, предъявляемое Св. Писанием к лампадному маслу. Нечистое масло при помазании у многих вызывает аллергию, а уж об употреблении в пищу его не может быть и речи. При горении запах керосина "пробивает” все парфюмерные добавки, это часто вызывает у людей, долго находящихся рядом с горящей лампадой, плохое самочувствие, головную боль и даже отравление, а помещение постепенно наполняется удушливым смрадом. Плохое масло наносит храмам значительный ущерб, коптя иконы и фрески, а сгорает оно быстрее хорошего масла, так что экономия здесь мнимая.
И все же, настоящее лампадное масло - это деревянное (оливковое) масло, которое уже несколько тысячелетий употребляет Святая Церковь. Только чистое оливковое масло, без примесей и добавок, должно приноситься в жертву Творцу и Богу нашему, как и было заповедано Самим Господом.
Ему же слава во веки веков. Аминь.

Страничка для новоначальных

Лампадка в доме

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях - это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»
Лампадное масло (изначально - оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки. Лампадки бывают разных цветов - красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники - красную.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки. Детей нужно приучать зажигать лампаду.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Нательный крестик

«Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкве, Крест - верных утверждение, Крест - Ангелов слава и демонов язва».

Как много значит наш привычный нательный крестик! И вовсе не важно, сделан ли он из золота, украшен ли дорогими каменьями, или это простенький оловянный крестик, надет ли он на цепочку или веревочный гайтан. Крест - это зримый символ Христианской веры. И в этом высокий смысл ношения на груди креста. «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), - заповедал Своим последователям Христос. И маленький крестик служит опознавательным знаком: этот человек - Христианин. А это значит, что и относиться к крестику надо не как к украшению, но как к святыне.
Святой равноапостольный Царь Константин молил Бога дать знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. И Господь явил на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим победиши». Оружие Креста помогает и каждому из нас в духовных битвах.
При выборе крестика важно его соответствие Православным традициям. Православный крест имеет восьмиконечную форму. Внимательно посмотрите на изображение Распятого Христа: обе Его ноги на Распятии должны находиться отдельно, пробитые двумя гвоздями. Изображение, на котором одна нога лежит поверх другой и обе пробиты одним гвоздем, - католическое.
Крест, купленный не в иконной лавке, нужно освятить на молебне в храме.
Предубеждение, будто бы нельзя подбирать найденные крестики, - не более чем суеверие. Разве можно оставлять крестик лежать на земле! Возьмите его и отнесите в церковь. Если же у вас нет своего крестика, смело можете надевать найденный, этим вы вовсе не возьмете на себя чужой крест, но выразите свое доверие к Богу, Который каждому из нас дает свой крест, и каждому - по силам.

С четками - не спешите! Это не для начинающих, а для уже преуспевших Христиан. Но знать, что такое четки, должен каждый.
Это не просто «счетчик» молитв, а духовное оружие, духовный меч, и оружием этим надо научиться пользоваться. Но всему - свое время…
Один монах сказал, что для него нет ничего дороже, чем четки. Ибо в них каждый узелок связан с Именем Сладчайшего Иисуса.
По четкам удобно творить молитвы: 30, 50, 100 и более раз. Четки делятся по 10 узелков, и нужно читать молитву по количеству четок. Чаще всего по четкам читают Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), но к этой молитве лучше приступать по благословению духовника. Он и определит количество молитв на день. Еще по четкам читают «Богородице Дево, радуйся», а иногда - «Отче наш». Четки помогают сосредотачиваться в молитве, не рассеиваться умом, контролировать свои помыслы. Но ни в коем случае нельзя мирянам молиться по четкам напоказ - от этого может усилиться тщеславие. Поэтому на людях четки лучше перебирать у себя в кармане.
Как выбрать четки. Первое: их лучше приобрести в монастыре, где они плелись с молитвой, или у глубоко верующих людей. Второе: для начала возьмите маленькие, на 30 молитв, четки. Потом уже можно приобрести на 50 или на 100. Маленькие четки удобнее прятать от посторонних глаз. Когда дома молитесь по четкам, после каждых десяти молитв принято делать поясной или земной поклон.
Относиться к четкам надо благоговейно. Известно, что некоторые старцы исцеляли одержимых простым прикосновением четок. Вот какая большая это святыня - четки, ибо они всегда венчаются крестом.
Хорошо приложить свои домашние четки к мощам Православных угодников Божиих. И конечно же, не забудьте взять благословение на четки у своего духовника.

Что еще почитать