Ускоренное возмещение НДС: скрытые угрозы. Подробно о банковской гарантии на возврат ндс Банковская гарантия при возмещении ндс порядок пользования

Комментарий к Письму Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-08/168 «Об отсутствии оснований для уведомления налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения НДС»

Банки выдают налогоплательщикам гарантии для применения заявительного . Обязанность уведомлять банки об освобождении от обязательств по этой гарантии возложена на налоговые инспекции. В обнародованном Минфином России Письме от 04.07.2012 N 03-07-08/168 указано, что единственным поводом для направления такого уведомления является отсутствие у налогоплательщика выявленных нарушений по результатам камеральной проверки его декларации.

Как инспекция освобождает банк-гарант от обязательств

Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий. Напомним, что камеральная проверка проводится инспекцией в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Одним из условий досрочного возмещения НДС является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой НДС предъявлен к возмещению, действующей безотзывной банковской гарантии. В этом случае банк гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученного им (зачтенного ему) в заявительном порядке, если по результатам у налогоплательщика выявят нарушения и досрочное возмещение НДС будет полностью или частично отменено (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Такая банковская гарантия предоставляет возможность применить заявительный порядок возмещения НДС налогоплательщикам, не относящимся к категории крупнейших, которым банковская гарантия не нужна при соблюдении других условий, установленных пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ для досрочного возмещения НДС.

Инспекция примет гарантию только от банка, включенного в особый перечень, который ведет Минфин. Этот перечень подлежит размещению на сайте этого министерства в сети Интернет (п. 4 ст. 176.1 НК РФ).

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков принимаются налоговыми инспекциями как банковские гарантии, выданные самими банками (Письмо Банка России от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, доведено до инспекций Письмом ФНС России от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@).

С 1 января 2012 г. налогоплательщик представляет в инспекцию банковскую гарантию (если таковая необходима) в те же сроки, что и заявление об "ускоренном" возмещении НДС (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).
Если НДС налогоплательщику уже возмещен в заявительном порядке и камеральная проверка завершилась без замечаний, то налоговая инспекция должна в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки сообщить налогоплательщику в письменной форме о ее окончании и об отсутствии выявленных нарушений. А банку-гаранту не позднее следующего дня после отправки указанного сообщения налогоплательщику инспекция направляет письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

В комментируемом Письме подчеркнуто, что подобная ситуация - единственный повод для направления налоговой инспекцией такого письменного заявления в банк-гарант. В иных случаях уведомление инспекциями банков, выдавших банковские гарантии налогоплательщикам в рассматриваемых целях, нормами НК РФ не предусмотрено.

Когда банковская гарантия становится бесполезной

Налоговые органы могут отказывать налогоплательщикам в возмещении НДС в заявительном порядке из-за несоблюдения его условий по формальным признакам. Это не мешает в случае успешного окончания камеральной проверки возместить налогоплательщику НДС в обычном порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Отказать в досрочном возмещении НДС налоговая инспекция может, например, если:

  • неправильно написано заявление;
  • банковская гарантия не удовлетворяет условиям, установленным п. 6 ст. 176 НК РФ, и т.д.

В случае такого отказа банковская гарантия становится бесполезной. Но Налоговым кодексом (ст. 176.1 НК РФ) не предусмотрена обязанность налоговой инспекции уведомлять банк-гарант об освобождении от обязательств по такой гарантии.

Досрочное возмещение налогоплательщику НДС не влияет на ход камеральной проверки его декларации, которая идет своим чередом.

Сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, может превысить сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки. В этом случае налоговая инспекция принимает решение об отмене предыдущего решения о возмещении суммы налога (или о зачете ее в счет задолженностей налогоплательщика), а также решение о возврате (полностью или частично) этой суммы налога как неправомерно предъявленной к возмещению (к зачету) (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).

Кроме того, принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таком привлечении (п. 14 ст. 176.1 НК РФ).

Одновременно с сообщением о принятии указанных решений инспекция направляет налогоплательщику требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм.

В данном случае банковская гарантия - это способ обеспечения уплаты налогоплательщиком (принципалом) налоговому органу (бенефициару) указанной денежной суммы. Банк-гарант обязуется заплатить налог вместо принципала по представлении ему бенефициаром письменного требования об уплате (ст. ст. 368, 369 ГК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения (п. 20 ст. 176.1 НК РФ). Если он выполнит это условие, то "страховка" банка может не пригодиться.

Если налогоплательщик не расплатился, то налоговики на следующий день по окончании срока удовлетворения требования, направленного налогоплательщику, направляют банку-гаранту требование расплатиться за налогоплательщика.

Банк-гарант вправе в порядке регресса потребовать от налогоплательщика возместить деньги, уплаченные налоговому органу по банковской гарантии (но не санкций за нарушение самим банком требований ст. 176.1 НК РФ). Это право, а также сумма, подлежащая возмещению гаранту, определяются его соглашением с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (ст. 379 ГК РФ).

Как уже отмечалось, предоставивший банковскую гарантию налогоплательщик может уплатить излишне полученные в заявительном порядке суммы НДС, а также пени и штрафы. Они указываются в требовании налоговой инспекции, составленном по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения. В такой ситуации, как разъяснено в комментируемом Письме, у налоговой инспекции отсутствует обязанность уведомлять банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Гарантия не пригодилась, а денежки плати

Срок действия банковской гарантии, выданной для целей применения заявительного порядка возмещения НДС, должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (пп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ).

Выдача банковской гарантии является банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). За эту операцию банку-гаранту уплачивается вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Стоимость этой услуги зависит от ряда обстоятельств, включая срок предоставления гарантии, и составляет в среднем от 1 до 10% суммы гарантии.

Перечень условий прекращения банковской гарантии установлен ст. 378 ГК РФ. К ним относятся:

  • уплата бенефициару (в данном случае налоговой инспекции) суммы, на которую выдана гарантия;
  • окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;
  • отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту;
  • отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств .

Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ, не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ).

Как мы выяснили, налогоплательщик, чтобы не платить лишнего, может быть заинтересован в сокращении срока действия банковской гарантии, ставшей бесполезной, в разных ситуациях. Однако в силу положений ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция (бенефициар) обязана обеспечить прекращение действия банковской гарантии (направить банку-гаранту письменное заявление об освобождении его от обязательств) только в одном из рассмотренных выше случаев, а именно если камеральная проверка декларации по НДС завершена успешно.

Причем эта обязанность появилась у налоговиков только начиная с 1 января 2012 г. благодаря поправкам, внесенным в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Данное обстоятельство подчеркнуто в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2011 N А32-34406/2010. В ситуации, рассмотренной судом, налогоплательщику было накладно платить за банковскую гарантию 2% от ее суммы в месяц до февраля 2011 г., поскольку уже в августе 2010 г. общество получило сообщение инспекции об успешном завершении камеральной налоговой проверки декларации без замечаний. Договором банковской гарантии было установлено, что период для расчета процентов (банковской комиссии) может прерываться в случае возврата гарантии до истечения срока ее действия. Поэтому налогоплательщик просил налоговиков вернуть гарантию банку. Но ему было отказано в просьбе. Суд поддержал налоговиков, сославшись на действующее в спорном периоде законодательство.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что возможность прекращения обязательства по банковской гарантии имеется и в случае, если гарантия не пригодилась из-за отказа налогоплательщику в применении заявительного порядка.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А52-3118/2010 рассмотрен следующий спор налогоплательщика и банка с налоговой инспекцией.

В целях выполнения условий применения заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщик в июле 2010 г. представил в инспекцию банковскую гарантию сроком действия по 31 марта 2011 г. В обеспечение гарантии налогоплательщик заложил банку свое имущество по договору об ипотеке.

Инспекция приняла решение об отказе налогоплательщику в возмещении суммы НДС, предъявленной к возмещению в заявительном порядке. Оспорить это решение в судебном порядке ему не удалось. Тогда налогоплательщик в августе 2010 г. обратился в инспекцию с просьбой отказаться от своих прав по банковской гарантии путем направления в адрес банка заявления об освобождении его от обязательств по выданной банковской гарантии, а также возвратить оригинал банковской гарантии гаранту. Инспекция отказала в этой просьбе.

Налогоплательщик обратился к банку с заявлением о возврате уплаченной ему комиссии за предоставление банковской гарантии и о снятии обременения с заложенного имущества. Банк тоже отказал налогоплательщику.

Тогда налогоплательщик обратился в суд с иском к инспекции об обязании ее направить в адрес банка письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Судьи заявили, что перечень условий для прекращения банковской гарантии не исключает возможность ее прекращения по общим правилам прекращения обязательств, установленным гл. 26 ГК РФ.

Согласно ст. 417 ГК РФ если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Бенефициар (инспекция) не может отказаться от своих прав по банковской гарантии по просьбе принципала (налогоплательщика). Вместе с тем в связи с принятием инспекцией решения об отказе в применении заявительного порядка обеспечительное правоотношение не возникло. Это решение является актом государственного органа, на основании которого обязательство по банковской гарантии прекращено в силу п. 1 ст. 417 ГК РФ.

Таким образом, окружной суд отказался обязывать инспекцию направить банку письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии. Тем не менее, по мнению суда, эти обязательства прекращены на основании решения налогового органа об отказе налогоплательщику в применении заявительного порядка.

Тогда банк обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора этого дела. В Определении от 24.08.2011 N ВАС-11102/11 высшие арбитры подтвердили, что обязательство по банковской гарантии прекращено ввиду невозможности исполнения обязательства. Отказав обществу в возмещении сумм НДС, инспекция не воспользовалась банковской гарантией, следовательно, требование об обязании инспекции отказаться от не возникшего у нее права не основано на законе. В передаче дела в Президиум ВАС РФ банку было отказано.

Налоговый учет

Порядок налогового учета расходов клиента банка и зеркального учета доходов банка при предоставлении банковской гарантии в случае, если размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы гарантии, относится к разряду спорных вопросов.

Судебная практика по этому вопросу пока не сформировалась. А письменные разъяснения чиновников бывают противоречивыми.

Так, в Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7 отмечено, что расходы на оплату услуг банков, связанных с производством и (или) реализацией, относятся на прочие расходы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в остальных случаях - на внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам. Особенности налогообложения указанных расходов установлены ст. 269 НК РФ. Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам являются нормируемыми.

Аналогичное (в зеркальном порядке) определение доходов банка в виде вознаграждения за выдачу гарантии в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы дано в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92. Такие доходы учитываются как доходы в виде процентов по долговому обязательству.

Позже вышли письма с иной трактовкой доходов и расходов по договору банковской гарантии.

В Письме Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/1/4 сказано, что если банковская гарантия оплачивается за первый год единовременно, а за второй год поквартально, то расходы клиента банка учитываются равномерно в течение срока, на который приобретается гарантия .

Вывод о равномерном распределении расходов клиента банка в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору в течение срока, на который приобретается гарантия, содержится и в недавнем Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-03-06/4/75.

В Письме финансистов от 17.07.2012 N 03-03-06/1/338 даны аналогичные (в зеркальном порядке) разъяснения о налоговом учете банком его доходов от операций по предоставлению банковской гарантии. Такие доходы необходимо учитывать равномерно в течение срока действия банковской гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств .

Сентябрь 2012 г.

Возмещать НДС из бюджета компаниям обычно не только трудно, но и долго. Этот процесс конечно можно ускорить, но, как это часто бывает, за «сервис» надо платить. А в случае в банковской гарантией можно заплатить две цены. Как этого избежать вы узнаете из статьи.

Уже довольно давно плательщики НДС могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога. Это позволяет им сделать статья 176.1 Налогового кодекса. Название данной нормы указывает на то, что для возмещения долгожданной суммы НДС из бюджета достаточно заявить о своих намерениях. Несомненно, данный «упрощенный» порядок несет в себе много положительных моментов, главный из которых — возможность быстро пополнить свои оборотные активы и не потерять деловую активность на рынке. Этим и объясняется популярность данного метода.

Вместе с тем применение этого порядка возмещения таит в себе скрытые угрозы. А также предъявляет ряд жестких требований к плательщикам НДС.

Кроме этого, поскольку заявительный порядок возмещения НДС явление все же новое, его, как и большинство нововведений, не обошли стороной законодательные пробелы. Восполнять их, как это часто бывает, приходится по ходу действий. Печально только то, что от этих недочетов и двоякости толкования продолжает страдать бизнес.

Общие условия применения «ускоренного» возмещения

По ускоренной схеме возмещения НДС могут работать практически все плательщики этого налога. Но при этом разделяют две категории компаний, которым может быть предоставлено такое право.

К первой категории относятся крупнейшие организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей, а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная категория плательщиков стоит особняком, ведь такие «гиганты» не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. И именно данная категория представляет для нас интерес, поскольку фактически каждый может воспользоваться этим правом.

Хотя в подпункте 1 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса речь идет исключительно о налогоплательщиках-организациях, а в подпункте 2 названной нормы указано «налогоплательщики», все же можно утверждать, что воспользоваться ускоренным возмещением налога также вправе индивидуальные предприниматели.

Как уже было сказано, для получения права воспользоваться заявительным порядком возмещения налога необходимо представить банковскую гарантию. Что же она собой представляет?

Для ответа на этот вопрос сначала проясним суть ускоренного варианта возврата. Она заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца. То есть деньги, которые фирме должна казна, не «зависают» между бюджетом и расчетным счетом компании на срок проведения проверки, а возвращаются в течение двух-трех недель. При этом в процессе проверки заявления налогоплательщика, обратившегося в инспекцию за «ускоренным» возмещением НДС, налоговый орган проверяет только формальные признаки, то есть правильность составления заявления, наличие и законность банковской гарантии и прочее. После этого, если все документы в порядке, инспекция возмещает налог на расчетный счет или делает зачет суммы переплаты по налогу. Но это вовсе не означает, что проверять обоснованность вычетов будут тоже формально. Так что камеральный контроль будет проходить для этой фирмы в общем порядке. И далеко не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся. Именно поэтому государство, в лице налоговой службы, должно гарантированно обеспечить возможность возврата излишне возмещенных денег из бюджета. Как раз для этого и служит банковская гарантия.

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. То есть банковская гарантия обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар - лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция;
  • принципал - основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога;
  • гарант - банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут быть банки, которые включены в специальный перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Минфином России, который публикует его на официальном сайте.

Интересно

Поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. При этом необходимо учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка (письмо ЦБ РФ от 1 июня 2010 г.
№ 04-15-7/2630).

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет;
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральны 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • отсутствие требования Центрального банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Требования к банковской гарантии

Помимо требований, предъявляемых к потенциальным гарантам при ускоренном возмещении НДС, есть еще обязательные требования для самой банковской гарантии:

  • она должна быть безотзывной и непередаваемой;
  • она не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены статьей 176.1 Налогового кодекса;
  • срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;
  • банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

Из всех перечисленных требований остановимся на одном — сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.

Из каких соображений действовали законодатели, установив минимальный срок действия, равный восьми месяцам, не совсем понятно. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет.

Конечно, можно попытаться объяснить столь длительный срок тем, что гарантия должна действовать и в тот период времени, пока компания пройдет все этапы обжалования решения инспекции об отказе в возмещении части суммы или полностью. Но тогда почему именно компания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии в этот период времени? Тем острее встает этот вопрос, когда компания все же докажет правомерность своих вычетов по НДС.

Интересно

Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком при применении заявительного порядка возмещения НДС, законом не определены,
то есть не ограничены.

Кроме этого, нечеткая формулировка о сроке гарантии в кодексе вызывает вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Можно ли ограничиться формулировкой « банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению

Если порассуждать на эту тему, то мы придем к выводу, что подобная формулировка недопустима и гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Согласно статье 190 Гражданского кодекса, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы. То есть вполне допустима ситуация, при которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить, что является несоответствием требованиям.

Продление срока гарантии

Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Представим ситуацию, когда компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии. Наверняка инспектор в этом случае откажет вам в заявительном порядке возмещения НДС. Мотивируют это решение налоговики обычно тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна. Так, в суде был рассмотрен спор по данным основаниям, и правда осталась за фирмой. Арбитры обосновали свое решение следующим образом. Поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. № А19-4801/2011).

Порядок применения «ускоренного» возмещения

Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, нужно в течение пяти дней после подачи декларации направить в инспекцию заявление о применении этого порядка. Какого-либо утвержденного бланка для этого нет, так что заявление составляется в свободной форме.

В заявлении указывают реквизиты своего банковского счета, на который должна поступить сумма возмещения. Кроме того, в заявлении необходимо указать, что фирма обязуется в случае неподтверждения контролерами правомерности вычетов вернуть полученные деньги обратно в бюджет, а также уплатить проценты в случае необходимости.

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении. Для того чтобы сообщить о принятом решении, у налоговиков есть еще пять дней.

Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.

Если на момент возмещения у компании есть недоимка по налогам, штрафам или пени, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС в счет имеющихся долгов. Это решение принимается одновременно с положительным решением о возмещении налога в «ускоренном» режиме. В этом случае возврату подлежит только остаток средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Поручение на возврат налога налоговики направят в казначейство на следующий рабочий день после дня принятия решения о возврате. На перечисление денежных средств у казначейства есть пять дней. Если эти сроки нарушены, начиная с 12-го дня после подачи заявления на сумму невозвращенного вовремя налога начисляются проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Если камеральная проверка декларации выявит, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возврате отменяется. Компания в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные ею в заявительном порядке. Кроме этого, фирме предстоит уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период.

Формула для расчета процентов приведена в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95 и выглядит следующим образом. Сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. При этом, если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Стоит отметить, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

Учет банковской гарантии

Для того чтобы наглядно отобразить, каким образом учитывается в организации получение банковской гарантии, а также операции, связанные с заявительным порядком возмещения НДС, обратимся к примеру.

ООО «Омега» воспользовалось правом на заявительный порядок возмещения НДС, для чего получила банковскую гарантию 2 апреля 2012 года. Сумма вознаграждения банка составила 50 000 руб. и была списана с расчетного счета фирмы в день выдачи банковской гарантии. Инспекция 12 апреля 2012 года. возместила компании НДС в размере 1 000 000 руб. По итогам камеральной проверки было выявлено неправомерное принятие к вычету НДС в размере 100 000 руб. В результате обществу было отказано в возмещении на данную сумму и выставлено требование от 28 мая 2012 года о возврате денежных средств и уплате соответствующих процентов. Компания исполнила требование 1 июня 2012 года. Ставка рефинансирования составила 8 процентов и в рассматриваемый период оставалась неизменной.

Бухгалтер ООО «Омега» сделает следующие проводки:

На 2 апреля:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
— 50 000 руб. - списана сумма вознаграждения банка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76
— 50 000 руб. - вознаграждение банка отражено в составе прочих расходов.

На 12 апреля:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68
— 1 000 000 руб. - отражено возмещение НДС.

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 100 000 руб. - отражена уплата спорной суммы НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
— 2060,27 руб. ((100 000 руб. х (8% х 2) : 365 дн.) х 47 дн.) - отражена сумма процентов, начисленная налоговым органом.

На 1 июня:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
— 100 000 руб. - отражена уплата спорной суммы НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
— 2191,78 руб. ((100 000 руб. х (8% х 2) : 365 дн.) х 50 дн.) - отражена уплата процентов.

Д.А. Начаркин, эксперт «НА»

29.09.2010

В чем состоят особенности правового режима данной гарантии?

Основное обязательство, обеспечиваемое гарантией

Налоговые органы, равно как и иные государственные структуры, зачастую принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщика, возникающих в силу закона 1 .

С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) спектр принимаемых налоговыми органами банковских гарантий расширился.

Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Правом на применение заявительного порядка возмещения налога обладают далеко не все налогоплательщики, а лишь те, которые отвечают следующим признакам:

1) это налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) это налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантию возврата НДС).

Примечательно, что подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, называет «налогоплательщика», а не «налогоплательщика-организацию». Возникает вопрос — обладает ли индивидуальный предприниматель правом на применение заявительного порядка возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить положительно, поскольку:

— подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;

— индивидуальные предприниматели в силу п. 1 ст. 143 НК РФ также являются налогоплательщиками НДС;

— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту об уплате денежной суммы по банковской гарантии 2 напрямую называет индивидуального предпринимателя наравне с налогоплательщиком-организацией в качестве предполагаемого принципала по такой банковской гарантии.

Рассматривая вопрос об участниках правоотношения по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу нашла отражение в соответствующем письме от 01.06.2010 № 04-15-7/2630. Принимая во внимание, что филиал не является юридическим лицом, а также учитывая требования ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Банк России разъяснил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. Дополнительно была подчеркнута необходимость учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка.

Реализация вышеупомянутого права на применение заявительного порядка возмещения налога осуществляется налогоплательщиком посредством подачи в срок не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации в налоговый орган соответствующего заявления. В нем, в частности, указываются:

— реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС;

— обязательство налогоплательщика вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

В течение пяти дней со дня подачи заявления налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком установленных налоговым законодательством требований, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принимает решение о возмещении суммы налога либо решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае образования у налогоплательщика недоимки по налогу, иным платежам либо задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно осуществляет зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

В случае, если «по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке (налог и проценты за просрочку возмещения (если они были перечислены)), а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Причем указанной нормой не предусмотрено особого порядка расчета ставки. Поэтому Минфин России в письме от 05.04.2010 № 03-07-08/95 разъяснил, что формула для расчета процентов будет следующая: сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования ЦБ РФ, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. Если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования ЦБ РФ, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Следует обратить внимание на то, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 270 НК РФ)» 3 .

Таким образом, банковская гарантия возврата НДС представляет собой гарантию, выданную в рамках заявительного порядка возмещения НДС по поручению принципала (налогоплательщика) в пользу бенефициара (налогового органа), в обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика по возврату сумм вышеуказанного налога, излишне перечисленных ему (учтенных им) из бюджета, в установленных законом случаях.

В силу данной банковской гарантии банк принимает на себя обязательство уплатить за налогоплательщика в бюджет суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке суммы НДС, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ.

Указанная гарантия обладает рядом значительных преимуществ для клиента. В частности, возврат суммы НДС производится в более сжатые сроки, чем при общем порядке возмещения данного налога, появляется возможность использования возмещенной суммы НДС в предпринимательской деятельности клиента до завершения налоговой проверки.

Вместе с тем правовой режим рассматриваемой банковской гарантии характеризуется некоторыми пробелами в законодательстве. Основной из них связан с нечеткостью формулировки срока действия банковской гарантии.

Так, например, срок проведения камеральной проверки составляет всего три месяца. В данной связи не слишком ясна позиция законодателя, установившего, что срок действия банковской гарантии не должен быть менее восьми месяцев. Если связать данный критерий с возмездным характером получения банковской гарантии, то можно сделать вывод, что применение заявительного порядка зачета (возмещения) НДС увеличит затраты налогоплательщика. Кроме этого, отказ в применении вычета может повлечь за собой доначисление сумм налога, штрафов и пеней. В результате налогоплательщик может оказаться в очень неприятной ситуации — когда, с одной стороны, будут предъявляться требования со стороны налоговых органов, а с другой — требования банка в порядке регресса за выплаченные суммы по гарантии. Если обеспечением гарантии было имущество, являющееся средством производства или же непосредственно участвующее в процессе производства, то банк может парализовать работу компании, потребовав в судебном порядке наложения ареста на такое имущество 4 .

Кроме того, вышеуказанная аморфная формулировка закона вызывает вопрос: как правильно указать в тексте банковской гарантии срок ее действия? Вправе ли банк указать, что банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению?

На наш взгляд, подобная формулировка будет являться ненадлежащей, гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. Срок действия банковской гарантии является одним из наиболее сложных и спорных вопросов правоприменения 5 . По общему правилу, банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в самой гарантии не установлено иное (ст. 373 ГК РФ). Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Обязанность подачи налогоплательщиком декларации по НДС закреплена в п. 5 ст. 174 НК РФ, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самого налогоплательщика. Соответственно, указание в тексте банковской гарантии следующей формулировки: «В течение восьми месяцев с по НДС, в которой заявлено право на возмещение, что подтверждается отметками налогового органа о принятии», недопустимо 6 . Аналогичная позиция была изложена в свое время в п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии 7 .

Специальные требования к гаранту и банковской гарантии

Действующее законодательство устанавливает ряд требований, относящихся к личности гаранта и к тексту банковской гарантии.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

На основании сведений, полученных от Банка России, указанный Перечень ведется Министерством финансов РФ и размещается им на официальном сайте министерства в сети Интернет 8: (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/).

Для включения в Перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб.;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

5) отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в Перечень, установленным требованиям либо, наоборот, о несоответствии банка установленным требованиям, данные сведения направляются Банком России в Министерство финансов РФ в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в Перечень.

Нельзя не заметить, что установление определенных требований к банкам, уполномоченным на выдачу гарантий возврата НДС, отнюдь не является новеллой действующего законодательства.

Аналогичная модель взаимоотношений государственного органа и кредитных организаций довольно широко используется для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

На основании приказа ФТС России от 01.06.2010 № 1059 «Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций» банки, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, должны быть включены в особый реестр 9 .

Кроме того, банки, гарантии которых принимаются в обеспечение уплаты таможенных платежей, в силу требований п. 2 ст. 343 Таможенного кодекса РФ должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 млн руб.;

4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Банка России о мерах по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Анализ вышеуказанных требований свидетельствует, что требования к банкам, обеспечивающим уплату таможенных платежей, а также к банкам, обеспечивающим возврат НДС, практически одинаковы.

Вместе с тем банки-гаранты в силу ст. 176.1 НК РФ должны обладать бо?льшим минимальным размером зарегистрированного уставного капитала (500 млн руб. против 200 млн согласно ст. 343 Таможенного кодекса РФ).

С другой стороны, банки-гаранты в силу ст. 343 ТК РФ обязаны не иметь задолженности перед таможенными органами, а для банков-гарантов на основании ст. 176.1 НК РФ аналогичное требование не предусмотрено.

Имеется еще одна яркая отличительная черта: ст. 176.1НК РФ не предусматривает соблюдения максимального размера одной банковской гарантии и максимального размера всех единовременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком.

Между тем такие требования довольно часто предусматриваются действующим законодательством в качестве особых условий приема государственными органами банковских гарантий.

В частности, приказом Минфина России от 03.10.2006 № 121н «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей» 10 соответствующие величины были установлены в отношении банков, гарантии которых принимаются таможенными органами. Установление конкретных величин для банков зависит от размера собственных средств (капитала) банка и соблюдения норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) на все отчетные даты в течение последних трех месяцев.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» 11 банковские гарантии принимаются в пределах максимальной суммы одной банковской гарантии, а также при условии соблюдения банком-гарантом максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, установленных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. В основу распределения вышеуказанных максимальных значений на основании приказа Росалкогольрегулирования от 01.06.2010 № 38н «Об утверждении максимальной суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним гарантом» 12 заложен лишь размер собственных средств (капитала) банка на все отчетные даты, также в течение трех последних месяцев.

Безусловно, наличие подобных различий в обязательных требованиях, предъявляемых к банкам, выступающим в качестве гаранта перед уполномоченными государственными органами, несколько дестабилизирует рынок:

— во-первых, для получения статуса уполномоченного банку необходимо каждый раз выдерживать соответствие разным финансовым критериям. Указанные требования могут меняться, и банки вынуждены осуществлять постоянное слежение за динамикой рынка. Это приводит к определенным временным, финансовым и организационным издержкам;

— во-вторых, повышаются репутационные риски банка. Довольно сложно объяснить клиенту, почему гарантии банка принимаются таможенными органами в целях обеспечения уплаты налоговых платежей, но не принимаются налоговыми органами в обеспечение возврата уплаты НДС;

— в-третьих, банки вынуждены соблюдать определенную процедуру включения и исключения из соответствующих реестров, перечней, списков. Каждый раз для включения в очередной список необходимо подготавливать и направлять различные документы, финансовую отчетность, совершать определенные действия, что также довольно неудобно и затратно.

Представляется, что с расширением спектра видов деятельности и операций хозяйствующих субъектов, в обеспечение исполнения которых принимаются банковские гарантии в пользу государственных органов, необходимо унифицировать требования к кредитным организациям и порядок включения их в единый реестр банков, гарантии которых принимаются уполномоченными государственными органами.

Принимая во внимание, что информация о финансово-экономическом положении кредитных организаций аккумулируется в ЦБ РФ, логично возложить обязанность ведения такого реестра именно на Банк России. В свою очередь, это позволит в значительной мере снизить документооборот по документам-основаниям для включения в вышеуказанный список. Исключать кредитную организацию из соответствующего реестра Банк России сможет по итогам анализа соответствующей отчетности.

Возвращаясь к анализу требований, которые установлены налоговым законодательством, отмечаем — банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

1) должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) не должна содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены ст. 176.1 НК РФ;

3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;

5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

О факте выдачи банковской гарантии банк обязан уведомить налоговый орган по месту учета налогоплательщика в срок не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В части, не противоречащей ст. 176.1 НК РФ, к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.

В частности, выпуск подобной банковской гарантии осуществляется на основании заключения между налогоплательщиком и кредитной организацией договора о выдаче банковской гарантии, который может содержать некие особые условия ввиду специфики гарантийного обязательства. Например, для принятия положительного решения о работе с налогоплательщиком банку необходимо проследить динамику возмещения НДС в предыдущие периоды в целях оценки финансового положения налогоплательщика. Для этого необходимо запросить от принципала дополнительный комплект документов.

Вполне возможно, что для выпуска подобных гарантий банки будут включать дополнительные критерии оценки платежеспособности клиента и, соответственно, обязанность дополнительного предоставления документов. Таким образом, кредитные организации, разрабатывая типовые проформы (драфты) банковских гарантий возврата НДС, вправе включить в соответствующие договоры о выдаче банковских гарантий особенности, обусловленные спецификой правового режима самой гарантии.

Выплата по банковской гарантии

В случае, если возмещенная налогоплательщику сумма налога превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного п. 14 ст. 176.1 НК РФ, принимает решения:

— об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке 13 ;

— возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или)

— зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган сообщает о нем в письменной форме налогоплательщику.

Одновременно с сообщением о принятии решения налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержит сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;

2) суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;

3) сумме процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176.1 НК РФ, подлежащей возврату в бюджет;

4) сумме процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ на момент направления требования о возврате;

5) сроке исполнения требования о возврате, установленном п. 20 ст. 176.1 НК РФ;

6) мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, вышеупомянутой суммы налоговый орган не ранее дня, следующего за днем истечения пятидневного срока (установленного для добровольной уплаты суммы, указанной в требовании о возврате), направляет в банк требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом, также в течение пяти дней с даты получения данного требования.

Форма требования установлена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММВ-7-8/268@ «Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии».

Следует заметить, что форма требования налогового органа об уплате сумм по банковской гарантии была введена сравнительно недавно, тогда как возможность выдачи банковских гарантий в обеспечение исполнения обязанности по возврату НДС возникла значительно ранее. В течение практически полугода в направляемых налоговыми органами требованиях не наблюдалось единства в части подлежащих уплате сумм. В большинстве случаев налоговые органы требовали возврата в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм НДС. Однако встречались случаи, когда налоговые органы требовали также уплаты процентов.

На наш взгляд, подобная ситуация обусловлена некоторыми разночтениями по тексту ст. 176.1 НК РФ.

В частности, предусмотрено, что налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм. Если, помимо этих сумм, налогоплательщику были перечислены проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ, то есть за нарушение сроков возврата налога в заявительном порядке, в требовании говорится также о необходимости возврата этих процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Разумеется, в части, пропорциональной доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.

При этом банковская гарантия покрывает только уплату суммы самого налога и не учитывает начисленные проценты. Налоговым органам теперь предоставлено право взыскивать указанные проценты наравне с недоимками, пенями и штрафами, с этой целью изменен подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ (ст. 1 Федерального закона № 318-ФЗ). Соответственно, если величины банковской гарантии оказалось недостаточно для покрытия выданных в заявительном порядке сумм, взыскание обращается на денежные средства на счетах или иное имущество налогоплательщика 14 . Банк не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, когда такое требование предъявлено банку после окончания срока, на который выдана банковская гарантия). В случае, если указанное требование будет оставлено без исполнения, налоговый орган реализует право бесспорного списания со счета банка сумм, указанных в требовании.

Нельзя не заметить, что Федеральным законом № 318-ФЗ не вносятся изменения и дополнения в административное законодательство в целях установления ответственности за нарушение банком обязанности по уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Глава 18 НК РФ, устанавливающая составы правонарушений, подразумевающие ответственность банков, также не называет подобного состава и не устанавливает ответственность за подобное нарушение. Таким образом, ответственность за неисполнение банком требования налогового органа, заявленного в соответствии с п. 21 ст. 176.1 НК РФ, не наступает. Фактически единственным возможным неблагоприятным последствием для банка является бесспорное списание с его банковского счета сумм, указанных в требовании налогового органа.

В течение десяти дней после исполнения обязанности банка по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

При этом в случае нарушения налоговым органом срока направления требования о возврате начисление процентов на суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком на основании требования о возврате, приостанавливается до даты фактического получения данного требования налогоплательщиком.

1 - Например, в обеспечение исполнения обязательств об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением при маркировке алкогольной продукции (п. 4.1 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»). В силу п. 2 ст. 184 НК РФ банковская гарантия может предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

2 - Утверждена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММB-7-8/268@ // Российская газета. 20.07.2010. № 158.

3 - Практический комментарий Основных изменений налогового законодательства с 2010 года по состоянию законодательства на 05.07.2010.

4 - Химичев А. Обеспечено банковской гарантией // Практическая бухгалтерия. 2010. № 2.

5 - Подробнее об этом см. статью С.В. Пыхтина «Условие о сроке банковской гарантии в контексте арбитражной практики» на с. 41.

6 - СПС «КонсультантПлюс». Консультация эксперта: Минфин России. 2010. Номер в ИБ 84942.

7 - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 3.

8 - Официальная информация об этом содержится в письме ФНС России от 16.03.2010 № ШС-22-3/182@ «О перечне банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

9 - Приказ ФТС России от 07.12.2006 (ред. от 30.10.2009) № 1281 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей» // Российская газета. 11.04.2007. № 75.

10 - БНА. 2006. № 46.

11 - СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5748.

12 - Российская газета. 14.07.2010. № 153.

13 - Типовые формы Решения об отмене Решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, Решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, и иных документов, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ, установлены нормативными актами налоговых органов: приказом ФНС России от 27.04.2010 № ММВ-7-3/204@, приказом ФНС России от 23.03.2010 № ММ-7-3/136@, приказом ФНС России от 18.05.2010 № ММВ-7-8/235@ и др.

14 - Разъяснение Управления ФНС России по Удмуртской Республике // http://www..

Налог на добавленную стоимость – обязательный платеж в государственный бюджет, косвенный налог федерального значения, который взимается с на каждом этапе производства товара, а фактически представляет собой надбавку на цену товара (Гл. 21 НК РФ). Налоговое законодательство России предусматривает ситуации возврата НДС субъектам хозяйствования (экспортеры, строительные компании). Поскольку этот процесс может занять 3-4 месяца, то ускорить его можно с помощью банковской гарантии.

Банковская гарантия НДС

    Подбор банка за 24 часа

    Минимальный пакет документов

    В полном соответствии с ФЗ

    На всех этапах вам будут помогать опытные специалисты

Или звоните
8 800 551-44-92
(бесплатно по РФ)

Что предполагает банковская гарантия на возврат НДС?

Процесс возврата НДС включает в себя несколько непростых этапов, что и определяет продолжительный срок процедуры.

  1. Проведение камеральной проверки декларации НДС, и в частности указанной в ней суммы налогового платежа (от 3 месяцев);
  2. Составление решения ФНС о возвращении НДС компании (7 рабочих дней);
  3. Отправка уведомления в региональное отделение казначейства РФ (1-3 рабочих дня);
  4. Перечисление суммы НДС на счет плательщика (от 5 дней).

При таком раскладе налогоплательщик может получить сумму налога не ранее, чем через 3-4 месяца. Чем раньше же средства вернутся в компанию, тем более выше их реальная стоимость, тем больше ресурсов на них можно приобрести.

Банковская гарантия на возврат НДС – документ, который свидетельствует о том, что в случае невозврата излишне возвращенного ему налога в бюджет это обязательство возьмет на себя обслуживающий его банк (гарант).

Преимуществом оформления банковской гарантии выступает возможность возврата НДС в течение трех недель. В этом случае компания оформляет в банке гарантию НДС и передает ее в налоговые органы вместе с заявкой на возвращение налога. Налоговые органы, удостоверенные в выполнении обязательств налогоплательщиком, оперативно проводят камеральную проверку и возвращают ему средства.

Справка! Сроки возврата НДС сокращаются, поскольку теперь налоговым органам не придется точно рассчитывать сумму налога – сумму можно уточнить позже, а плательщик вернет излишек, руководствуясь условиями банковской гарантии.

Кому нужна банковская гарантия на возврат НДС?

О необходимости оформления банковской гарантии НДС в Москва стоит задуматься тем компаниям, которые соответствуют двум условиям:

  1. Их род деятельности дает им право на возврат НДС;
  2. Они не могут ожидать перечисления средств на счет 3-4 месяца.

Использования банковских гарантий по налогу на добавленную стоимость позволяет оптимизировать отношения компании с налоговыми органами, как можно скорее вернуть средства в оборот и, тем самым улучшить процесс, хозяйственной деятельности.

В чем преимущества документа?

Выгоды использования банковской гарантии на возврат НДС получают все три стороны сделки:

  • Организация-плательщик – получает сумму налога на свой счет в течение 3 недель (вместо 12-16 недель);
  • Налоговые органы могут лишь примерно оценить сумму возврата средств плательщику – излишек последний обязательно перечислит обратно;
  • Банк получает возможность заработать на комиссии за услугу.

Стоимость банковской гарантии НДС

Гарантийное обеспечение возврата налога на добавленную стоимость обладает умеренной стоимостью. В зависимости от того, какой финансовый институт выберет клиент комиссия может составлять от 2 до 8% от суммы возвращенных средств.

Важный момент! В редких случаях российские банки требуют представления залога или поручительства при получении банковской гарантии.

Документы для оформления банковской гарантии НДС

Если компания решила заявить о необходимости возврата НДС в Москваона должна подготовить обширный пакет документов для представления в банк на оформление банковской гарантии:

  • Учредительные документы – учредительный договор, устав и др.;
  • Бухгалтерская отчетность по кварталам за последний год;
  • Реестры бухгалтерских счетов по контрагентам и основным средствам.

Поскольку возврат НДС может касаться не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей на ОСНО, то им потребуется подготовить:

  • Ведомости, с отражением потоков денежных средств в кассе и на расчетном счете компании;
  • Книга доходов и расходов, а также данные управленческого учета (для ИП);
  • Свидетельство о регистрации фирмы.

Важный момент! Помимо стандартного пакета бумаг, налогоплательщик должен подготовить подтверждение своего права на возврат налога, а также заявление.

Срок рассмотрения документов банком-гарантом составляет порядка 7 рабочих дней. Основной критерий предоставления обеспечения – стабильное финансовое положение компании.

Этапы оформления банковской гарантии по НДС

Если налогоплательщик решит взять на себя все мероприятия по оформлению банковской гарантии, то ему придется столкнуться с немалым числом сложностей. Первоначально придется выбрать коммерческий банк, который должен будет соответствовать таким требованиям:

  • Иметь лицензию Банка России на выдачу гарантий;
  • Обладать стабильным финансовым положением;
  • Отличаться правом выдачи гарантий, который принимаются государственными органами.

Справка! Список банков, которые имеют право выдавать банковские гарантии физическим и юридическим лицам можно найти на сайте Минфина России.

После того, как финансовый институт определен, потребуется собрать документы, правильно их оформить, передать на рассмотрение и ожидать решения банковской комиссии. При этом, далеко не всегда банк безоговорочно предоставляет гарантийный документ.

Чтобы исключить вероятность отказа стоит воспользоваться услугами организаций-посредников (кредитных брокеров), которые оперативно оформят банковскую гарантию в течение 5 дней и исключат вероятность отказа даже для небольших, новых компаний. Как воспользоваться их услугами:

  • Подать онлайн-заявку с указанием в ней контактного номера телефона;
  • Обсудить с представителями посредника условия получения банковской гарантии и комиссионные;
  • Передать брокерам документы;
  • Получить на руки готовый документ.

Важный момент! Банковская гарантия действительна в течение 8-ми месяцев – за этот период компании необходимо добиться возврата НДС, иначе документ придется переоформлять заново. Только в том случае, если плательщик перечисляет излишне возвращенный налоговый платеж в казну в течение нескольких месяцев равными платежами гарантийное обеспечение будет действовать до окончания этого процесса (ст. 378 НК РФ).

Если в ходе камеральной налоговой проверки обнаружатся ошибки в заполнении документов на НДС, то банковская гарантия аннулируется. При этом плательщику дают 5 дней на исправление выявленных неточностей.

Банковская гарантия по НДС – это документ, который позволяет государству гарантированно получить излишне возвращенный НДС, а компании – ускорить процесс возврата налога до 3 недели влить средства в оборот, повысив эффективность производственного процесса. Процент платежа за такую банковскую услугу составляет 2-8%, а величина комиссионных брокеру – от 0,5 до 5%.

Банки в г. Москва в которых можно получить услугу: Банковская гарантия НДС

АО "СМБСР Банк" Москва

Московский филиал «СМБР БАНК» является дочерней структурой одного из крупнейших японских банков Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Финансовая корпорация «Сумитомо Мицуи» ...

Адрес: 123317, Москва, Набережная Пресненская, 10,

КБ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (ООО) Москва

Банк "НОВОЕ ВРЕМЯ" осуществляет краткосрочное, средне- и долгосрочное кредитование предприятий среднего и крупного бизнеса, предоставляет кредиты в режиме овердрафта, финансирует...

Адрес: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 5

Регистрационный номер: 3492

Одна гарантия не должна превышать: None руб.


Максимальная сумма всех действующих гарантий: None руб.

На данный момент заключение банковской гарантии дает возможность быть уверенным, что при наступлении форс- мажорной ситуации или ликвидации предприятия, заявитель получит компенсацию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это относительно новый продукт, предлагаемый всеми финансовыми учреждениями при оформлении особо крупной сделки. Этот новый продукт произвел фурор на экономическом рынке и быстро приобрел популярность среди всех компаний.

Особенности

Под банковской гарантией понимается способы обеспечения исполнения данных обязательств, при котором кредитная организация выступает гарантом уплаты компенсации в случае ликвидации или невыполнения обязательств иной стороной.

Действующая статья 176.14 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет всем физическим и юридическим лицам, которые уплачивают в государственный бюджет НДС, получить право на возмещение такого рода платежа.

Этот легкий порядок получения денежных средств имеет массу преимуществ, самым главных из которых является возможность срочного пополнения оборотного актива. Это позволяет не потерять деловую хватку и активность на соответствующей нише.

Именно это позволяет банковской гарантии быть популярной среди широкого населения. Но несмотря на такие преимущества, к желающим получить возмещение предъявляются ряд требований, которые должны исполняться.

Усугубляется это тем, что в законодательстве не прописаны нормы заявления и поэтому нововведения пока не имеют завершенный характер. Все пробелы пополняются постепенно, что негативно отражается на активах предприятий.

Банковская гарантия на возврат НДС по статистике занимает лидирующую позицию. Образец такого документа можно получить в любой кредитной организации или иных компаниях, предоставляющих такого рода услугу.

Правом на получение банковской гарантии вправе воспользоваться несколько категорий организаций.

К первой категории можно отнести только крупные компании, у которых уплаченный налог за прошедший налоговый период составляет не менее 10 миллиардов рублей. При этом такая организация должна существовать на момент подачи соответствующего заявление не менее трех лет.

Такие учреждения вправе быть созданы государственными органами. Они же пользуются активной поддержкой правительства Российской Федерации.

Ко второй группе относятся все остальные категории компаний, которые вместе с уплатой налога предоставили банковскую гарантию. Такой возможностью может воспользоваться практически каждый, поэтому данная категория намного интересней.

Необходимость оформления

Банковская гарантия необходима для уменьшения срока возмещения НДС. Принцип работы такого правового документа заключается в том, что финансовые средства возвращаются на расчетный счет компании в течении двух недель.

Для получения компенсации налогоплательщику необходимо пойти в Налоговую инспекцию и написать соответствующее заявление. Если все правильно будет оформлено, то банковская гарантия позволит получить возмещение НДС в короткие сроки, и ФНС выплатит налог на расчетный счет.

Но несмотря на простоту операции, ФНС проверяет все документ тщательно. И все расчеты производит в течение некоторого промежутка времени. Узнает обоснованность востребованной суммы.

И в некоторых случаях не факт, что все заявленные суммы подтвердятся документально. Налоговая служба обязана обеспечить возвратность излишне уплаченной суммы в государственный бюджет.

В операции по банковской гарантии участвуют несколько лиц:

  1. бенефициар. Им выступает любое лицо, в пользу которого совершен платеж. При возврате НДС таким лицом выступает Налоговая служба;
  2. принципал. Основной должник. Таковым становится компания, заявившая требования возврата;
  3. гарант. Выступает кредитная организация, которая несет ответственность за исполнение принципалом обязательств.

Гарантами могут быть только те кредитные организации, которые имеют на это соответствующую лицензию и занесенные в специальный список финансовых учреждений на сайте Министерства финансов. К таковым банкам и страховым фирмам предъявляются требования.

К таковым относят :

  1. наличие лицензии не менее пяти лет;
  2. собственный актив кредитной организации не менее миллиарда рубле;
  3. соблюдение всех норм и правил оформления;
  4. отсутствие требования Центробанка по оздоровлению финансового учреждения;

Видео: Обоснование предлогаемой цены

Условия банковская гарантия на возврат НДС

Основным условием банковской гарантии становится безотзывной и непередаваемый характер.

Остальные же требования при ускоренном возмещении следующие:

  1. не может прописывать дополнительные документы, не вписанные в статье 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
  2. время действия такого правового документа не должно быть ранее, чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации в соответствующее учреждение;
  3. сумма, на которую выдается, обеспечивает полное исполнение обязательств по возврату в государственный бюджет суммы сбора;
  4. допускается списание денежных средств с расчетного счета гаранта при неисполнении им в определенный срок требования.

Как получить

Для получения такой возможности необходимо предоставить пакет документов для рассмотрения кредитной организацией. Документы мало чем отличаются от стандартного пакета при оформлении кредитных обязательств предприятием.

В него включаются:

  1. регистрационные документы, в том числе и различные свидетельства, подтверждающие платежеспособность компании;
  2. устав организации о назначении ответственного лица, а также паспортные данные руководителя;
  3. бухгалтерские проводки и анализ отчетности за последние 12 месяцев;
  4. реестры и расшифровки бухгалтерских проводок при взаимодействии с контрагентами;
  5. все справки по передвижению денежных средств со счета на счет;
  6. сведения об имеющимся имуществе владельца предприятия, в том числе и при залоге;
  7. справки, подтверждающие право на получение возврата.

Для принятия решения кредитная организация вправе запросить иные документы, если посчитает нужным.

Каждое финансовое учреждение предъявляет определенные требования к заявителю и заемщику. Исходя из предоставленного пакета документов, срок рассмотрения достигает 3-10 рабочих дней.

Цена вопроса

Стоимость услуги рассчитывается индивидуально, исходя из срока предоставления гарантии, суммы обязательств и ее вида.

Также цена зависит от группы риска при оценке обратившейся компании банком. Варьируется цена в пределах 1-10 процентов от окончательной суммы.

Нюансы

Требования к поручителю устанавливается действующим Налоговым Кодексом Российской Федерации. Финансовая организация должна входить в перечень компаний, публикуемых в Министерстве Финансов.

Время, на которое выдается банковская гарантия, заканчивается позже 8 месяцев после подачи заявления. В соответствии с законодательством Налоговая инспекция обязана сообщить в кредитное учреждение об отказе по заявленным требованиям или по правам бенефициара только в случае не подтверждения заявленной суммы.

Мало того, по требованию налоговой организация обязана вернуть полученные ранее денежные средства. При невыполнении такого обязательства в пятидневный срок, поручительство становится невыполнимым по Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Но Федеральная Налоговая служба на должна извещать кредитную организацию о прекращении срока действия договора или его ликвидации.

Даже если об этом попросит налогоплательщик. Часто происходит ситуация, когда компания ежемесячно вносит сумму за поручительство, но гарантия уже не нужна. Компания уплачивает комиссию до окончания срока действия юридически правового документа.

Что еще почитать