Стиль картины письмо с фронта. Сочинение по картине лактионова "письмо с фронта"

Великая Отечественная война. Сколько горя и страданий она принесла людям. Сколько спето грустных песен о ней, сложено стихов и нарисовано картин. Есть среди них жуткие и пробирающие до дрожи, а есть такие, в которых читается надежда. Именно полотно Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта» показывает те приятные моменты, которые могли случиться в те времена.

Мы видим небольшую группу людей. Они собрались на пороге чьего-то дома. Двое детей, мальчик и девочка, женщина, девушка и солдат. В руках у ребенка видно клочок бумаги. По всей видимости, солдат принес письмо из фронта от мужа женщины. По выражениям их лиц понятно, что вести хорошие. Они радостно улыбаются и предвкушают скорое возвращение мужа и отца домой. Солдат это его боевой товарищ. Он ранен, поэтому и был отпущен домой на выздоровление. Девушка весело засматривается на него. Он оперся об стену и смотрит на мальчика. Из его сигареты идет дым. Женщина очень впечатлена такими известиями, что даже не смогла сама прочесть письмо. В ее руках виден конверт и очки. Девочка, молча, слушает брата и радуется, что у папы все хорошо.

За этим приятным и восторженным моментом не сразу заметны обтертая стена дома и проломленный пол. Тяжело им приходится без мужской силы. Но солнышко и письмо дают надежду на ближайшую победу и возвращение героев домой. Все скоро наладится, нужно только верить.

2 вариант. Сочинение — описание по картине Лактионова Письмо с фронта. 7 класс

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, — ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.

Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта — письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка — наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все — от мала до велика — живут одной мыслью — о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.

Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины — это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.

Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.

Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.

Кажется, будто все герои картины — члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном — о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

3 вариант. Сочинение — описание по картине Лактионова Письмо с фронта. 7 класс

Во время Великой Отечественной войны многие мужчины нашей страны уходили воевать, покидая свои дома. Со своими родными они общались в основном по переписке. Полученные с фронта письма бережно хранили и много раз перечитывали. Они были очень дороги для их получателей.

Людей в стране настолько сплотила общая беда, что со всеми своими горестями и радостями они делились с соседями. Картина А. Лактионова «Письмо с фронта» — яркий тому пример. Центральное место на картине занимают крыльцо многоквартирного жилого дома и часть подъезда. Его входная дверь широко распахнута. За ней видна городская улица с двухэтажными домами и большими деревьями.

На небе много кучевых облаков, но летний день довольно солнечный. Главный герой картины – сидящий на крыльце маленький мальчик. На вид ему не дашь больше семи лет. Со всех сторон его обступили мама, сестра, девушка и солдат. Они с большим интересом смотрят на мальчика, который читает им долгожданное письмо своего отца.

В письме отец сообщает родным о своей фронтовой жизни, о победоносном наступлении наших войск, об отваге своих однополчан и своей награде, полученной за проявленное им в бою мужество. Эти новости соседи принимают с радостью. А мальчик, гордясь своим отцом, готов читать строки из его письма снова и снова.

4 вариант. Сочинение — описание по картине Лактионова Письмо с фронта. 7 класс

На картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» изображена реалистичная сцена. На ней собрались люди, скорее всего это соседи семьи, куда принесли письмо с фронта. Бабушка, держащая в руках очки и конверт от письма, женщина со светлыми волосами и красной повязкой на руке, мужчина, который, скорее всего ветеран войны, вернувшийся, из-за ранения домой. Он покуривает сигарету, вероятно, расстраиваясь, что так мало успел сделать для любимой Родины. И маленькая девочка с длинными косами, которая стоит, прижавшись к стене, слушает. Все они внимательно, с радостью слушают то, что читает маленький мальчик. На лицах людей возникает улыбка, видимо, новости действительно хорошие. Скорее всего их отец здоров. А для семьи и нет ничего важнее. Каждый, присутствующий на картине, верит и ждёт, что скоро война закончится, любимые люди вернутся домой с победой, что начнется мирная жизнь. Что скоро вернётся отец, починит проломившийся от старости пол, починит покосившийся дом.

Картина написана в светлых тонах, она заставляет думать, что всё будет хорошо. Этот холст, как вестник, того, что Победа близка, что скоро все ужасы закончатся, с фронта вернутся наши ребята и над людьми снова будет мирное небо. Такие картины оставляет хороший отпечаток в душе того, кто смотрит на неё. С одной стороны, она заставляет задуматься и вспомнить об ужасах того времени, а с другой, появляется ощущение гордости, за наш народ, который смог всё преодолеть, вынести. Великий народ, который смог встать на ноги после таких разрушений. Как же прекрасно, что мы живем в свободное время, с мирным небом над головой. И за это мы должны быть благодарны людям того времени. Пусть мы всегда будем помнить и чтить наших героев.

5 вариант. Сочинение — описание по картине Лактионова Письмо с фронта. 7 класс

Одной из центральных тем поэтов, художников, писателей и музыкантов двадцатого века является Великая Отечественная война. Не минула эта тематика и творчество Александра Ивановича Лактионова, одного из известных художников того времени.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что на написание картины «Письмо с фронта» художника вдохновила встреча с раненым солдатом, который искал необходимый ему адрес с целью передачи письма с фронта от боевого товарища его родным. Радостные лица людей, наконец-то получивших весточку, и стали определяющим ориентиром Александра Ивановича.

Мальчик читает письмоНа картине изображено пятеро человек. При мимолетном взгляде на картину в память сразу врезается мальчик, читающий письмо. Судя по выражению его лица, читает он внимательно, стараясь не ошибиться. Рядом с ним стоит женщина в темной юбке и платке. Мне представляется, что это его бабушка, до этого с нетерпением ожидавшая весточки от сына. Судя по очкам в ее руке, от волнения она не смогла прочесть написанное. На картине также присутствуют еще две женщины – это мама мальчика и его сестра. Изображен и раненый, курящий сигарету, солдат, выполнивший поручение своего товарища.

Если всмотреться в их лица, то можно увидеть улыбки, означающие, что письмо обрадовало семью, наполнило их души надеждами о скором возвращении и победе. Их вера в долгожданное спокойное будущее отображает и погода: двор освещен солнцем, как и сердца изображенных.

Мне очень понравилась эта картина. На ней изображено общее настроение не одного народа нашей страны. Это надежда на светлое, полное радостей будущее. Где отсутствует страх потерять близких и мучительное ожидание новой весточки.

Но глядя на картину, невольно вспоминаются двадцать семь миллионов людей, не вернувшихся домой. Надеюсь, что о войне люди будут думать из-за произведений искусства, рассказов ветеранов, но не столкнувшись с этим бедствием лицом к лицу.

6 вариант. Сочинение — описание по картине Лактионова Письмо с фронта. 7 класс

Лактионов Александр Иванович – народный художник, живописец, график. Больше всего наград и достижений получил за свое воспроизведение «Письмо с фронта». Эта картина появилась на общем обозрении в 1947 году и сразу стала знаменитой. На данный момент она на почетном месте в Третьяковской галерее.

Автор на этой картине показал то, что как раз было очень близко и, как говорится, задевало за живое каждого, кто на нее смотрел. На полотне мы видим небольшой круг людей, которые собрались на пороге дома и внимательно слушают, как мальчик читает письмо. Это письма из фронта. И лишь выражения лиц, с которыми все слушают, помогает нам понять, что новости хорошие. Возможно, там написано о предстоящей победе и скором возвращении домой.

Мальчик, читающий письмо, сидит на стуле в центре собравшихся людей. В доме, опершись на двери, с обеих сторон, стоят маленькая девочка и женщина. По все видимости это мама этих детей. На улице стоит солдат с палочкой. Видимо, это он и принес письмо от своего боевого товарища. А рядом с ним девушка, опершись на забор, слушает мальчика с замиранием сердца. Наверное, это девушка, которая очень ждет своего возлюбленного с поля боя живым и невредимым.

На картине изображен красивый солнечный день. Небо ясное и слегка прикрытое легкими тучками. Двор, где читается письмо, залит солнечным светом. Если бы не тема полотна, то и на первый взгляд никто и не подумал, что идет война, гибнут люди, рушатся судьбы. У всех только одна надежда на скорое празднование победы и возвращение мужей, сыновей домой живыми.

Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. И хотя уже осталось мало очевидцев тех действий, но история будет вечно. Мы никогда не должны забывать того что было и всячески стараться не допустить этого снова.

Лактионов Александр Иванович - народный художник, живописец, график. Больше всего наград и достижений получил за свое воспроизведение «Письмо с фронта». Эта картина появилась на общем обозрении в 1947 году и сразу стала знаменитой. На данный момент она на почетном месте в Третьяковской галерее.

Автор на этой картине показал то, что как раз было очень близко и, как говорится, задевало за живое каждого, кто на нее смотрел. На полотне мы видим небольшой круг людей, которые собрались на пороге дома и внимательно слушают, как мальчик читает письмо. Это письма из фронта. И лишь выражения лиц, с которыми все слушают, помогает нам понять, что новости хорошие. Возможно, там написано о предстоящей победе и скором возвращении домой.

Мальчик, читающий письмо, сидит на стуле в центре собравшихся людей. В доме, опершись на двери, с обеих сторон, стоят маленькая девочка и женщина. По все видимости это мама этих детей. На улице стоит солдат с палочкой. Видимо, это он и принес письмо от своего боевого товарища. А рядом с ним девушка, опершись на забор, слушает мальчика с замиранием сердца. Наверное, это девушка, которая очень ждет своего возлюбленного с поля боя живым и невредимым.

На картине изображен красивый солнечный день. Небо ясное и слегка прикрытое легкими тучками. Двор, где читается письмо, залит солнечным светом. Если бы не тема полотна, то и на первый взгляд никто и не подумал, что идет война, гибнут люди, рушатся судьбы. У всех только одна надежда на скорое празднование победы и возвращение мужей, сыновей домой живыми.

Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. И хотя уже осталось мало очевидцев тех действий, но история будет вечно. Мы никогда не должны забывать того что было и всячески стараться не допустить этого снова.

Советский художник Александр Иванович Лактионов известен правдоподобностью своих картин, он не изучал технику старых мастеров, он имел собственный взгляд на живопись и следовал, в первую очередь, призыву Бродского быть ближе к натуре.

Когда гремела Великая Отечественная война, художник не принимал участия в боях. Его творческая натура изнемогала от невозможности изобразить главные сражения, показать настоящих героев. Но он нашел выход: решил написать полотно, на котором был бы показан один из моментов мирной жизни на войне/ Такие минуты очень ценили бойцы. К этому его подвело знакомство с солдатом, который нёс весть от своего сослуживца его семье. Такие минуты становились огромным событием для каждой советской семьи тех годов - ведь так они узнавали, что их близкий любимый человек жив. Люди тыла существовали, надеясь, что это страшное время скоро пройдет и не повторится более.

Полотно создавалось два года: с 1945 по 1947. Художнику позировал его близкий друг, тоже живописец, которому довелось побывать на войне, рядом с ним были его родственники и соседка.

Сюжет полотна довольно прост: боец получил ранение в одном и сражений и попал в госпиталь, после выписки он понес письмо от фронтового товарища его семье. Солдат был встречен радостно, письмо решено было прочитать вслух. Даже соседка пришла в квартиру, чтобы узнать вести. Солдат решил остаться тоже. Они все уселись в проеме двери. Старушка, которая надела очки и собралась читать, вероятно, мать бойца, сидящие рядом девчонка и мальчишка - его дети.

Мать солдата первая узнала весточку и передала его мальчонке, чтобы тот прочитал его всем собравшимся вслух. Он гордится заданием, чувствует себя взрослым и стремится показать всем, что уже научился неплохо читать. Чтоб было комфортно, чтеца расположили на высоком стуле, рядом стоят остальные. Все смотрят в его сторону. В положении сестры виднеется некая зависть к брату. Она бы тоже хотела быть в центре. Соседка с улыбкой, но сочувственно смотрит на девочку. Эта женщина носит красного цвета повязку на предплечье, какую давали дружинникам, следившим за полетами врага. Скорее всего она только вернулась домой, а, быть может, только уходит на дежурство. У бойца перевязана правая рука и проблемы с ногой, он оперся на палку, облокотился на косяк, курит и с интересом слушает мальчугана.

Понятно, что письмо добралось до семьи с задержкой, ведь тот, кто его доставлял, сначала побывал в госпитале, а потом еще ехал к адресатам. Но в позах слушающих чувствуется некое облегчение: раз есть письмо, значит тот, кто его писал жив и здоров. Вокруг создалась очень теплая, дружественная атмосфера.

Общее настроение картины подчеркивается ярким светом солнца, которое наполняет все полотно. Особенно ярко освещает оно лицо сына, заостряя внимания на том, что сейчас он здесь самый главный. Совсем недавно он стал пионером, теперь на шее у него аккуратно повязан красный галстук. Мальчик очень гордится своим положением и не снимает галстук, придя домой, демонстрируя его всем. У дочки красивые косы, которые смогли не отстричь в страшные голодные годы. Бабушка одета в тёмного цвета юбку и светлую блузу. На ногах у нее домашние тапки, которые она от волнения позабыла поменять на другую обувь. О подвигах солдата говорит множество наград на его груди.

Семья живет в стареньком доме. Война не дает возможности сделать хотя бы небольшой ремонт. Сейчас у жителей другие желания.

На втором плане полотна виднеется небольшой солнечный двор. Дома в нем старенькие, маленькие, с печным отоплением. По двору ходит какой-то солдат. Наверное, он в отпуске. Это напоминание, что время на картине военное.

На заднем плане изображено светлое небо с белыми облаками. Только что пролетел самолет, оставивший след. Пилот выполнял мертвую петлю. Наверняка, неподалеку находится летная часть или училище, которое готовит будущих бойцов неба.

На данном полотне художнику удалось остановить прекрасное мгновение общего семейного счастья. Где-то далеко гремит война, рушатся города, умирают люди, но в данный момент это как будто забылось и люди полны счастья и радости. Смотря на картину, зритель начинает верить, что страшная война больше не повторится, и еще больше ценить своих близких, наслаждаться возможностью быть рядом с ними.


Эта картина занимает в моём сердце место особенное. Да разве только в моём. Иначе и быть не может. Картина появилась как раз в год моего рождения. Такое ощущение, что от неё веет временем, которое я со всем основанием могу считать моим временем. Ну а если мы все родом из детства, то для меня эта картина знаменует и начало меня самого. Да так оно и есть, по сути. Для меня на ней все до последней детали настоящее.

Всё настоящее. То есть я вижу на ней людей таковыми, каким они и были тогда, какими я их видел и запомнил. Такими, какими их удержала в моём сознании моя цепкая детская память.

Я иной раз так к случаю вижу в телесериалах, снятых в наши дни про военные и послевоенные годы, вроде бы тех же людей, правда с куда более фотогеничными лицами, и даже одетыми так, как одевались в те далёкие времена. И не верю. И лица совсем не те, и отутюженные гимнастерки, кажется, пошитые лишь для того, чтобы подчеркнуть сексапильность главных героинь, и вся манера поведения и весь говор – всё не то, все не так, всё ненастоящее. Не верю. И перехожу на другой канал.

А вот на картине Лактионова всё настоящее. Это застывшая живописная правда. Она вся дышит тем временем. Она замечательно всем своим теплом, весенними ароматами и звуками передает настроение царившие в умах и настроениях людей, для которых страшная война отсчитывала уже последние свои дни, передаёт дух того времени. Вот поэтому и не отпускает от себя эта картина.
*****

Александр Лактионов творил свое произведение, можно сказать, по живому. Замысел зрел у него долго. Нет, он не был на фронте. Поэтому он и не мог описать какую то батальную сцену с риском где-то что-то наврать. Он был уже в возрасти. Его эвакуировали с семьей в Среднюю Азию. А потом он вернулся. Дали ему жилище. Более чем удивительное. Не поверите, в келье Троицко – Сергиевской лавры. То есть поначалу это даже была и не келья, а ниша для орудия. Вот из этой ниши и сделали коммуналку. И не одну. И не надо возмущаться. Людям в разрушенной стране нужно же было где-то жить. Вот Лактионов и жил в бывшей орудийной нише с женой и двумя детьми.

А замысел зрел. И даже не замысел, а сама идея. Идея передачи настроения своего времени. Времени страшного нашествия на нашу страну. И вот однажды в городе он встретил на улице фронтовика. Раненного. Тот искал адрес своего товарища. Нёс весточку от него семье, вполне сознавая всю её ценность.

Художник помог ему найти дом. А потом произошло то, что мы видим на картине. Вот после этого его и озарило. Вот, именно то, что он искал. Лучшего и придумать было нельзя.

А для того, чтобы это чудное видение дышало правдой и трогало со всею болью и радостью душу каждого, кто бы не посмотрел на картину, он изобразил на ней людей, которых он знал, как нельзя лучше. Вот бабуля справа – это его тётя, изображающая мать сына-фронтовика.

Дети? А это собственные дети художника. Мальчика он только так слегка состарил, если можно так сказать. Сыну его было только семь лет, а на картине мы видим уже пионера, которому доверили чтение драгоценной вести. А девочка – сестра, облокотившись о косяк двери, внимательно слушает, что пишет её отец. И поза её мне говорит о том, что она страшно завидует своему братцу. Почему не она? Почему не ей было доверено читать строки её родителя? Она же старше!

А девушка рыжеволосая – это соседка художника по коммуналке. У неё на рукаве красная повязка с буквами ПВО. То есть военнообязанная. Может быть и зенитчица.

А солдат – это друг художника и сам художник. Он мне сильно напоминает моего отца. Он тоже был ранен в руку. И он тоже был комиссован вчистую. И он тоже смолил вот такие же цигарки, что ему прибавляло в моих глазах притягательную мужественность и мужское начало, к которому принадлежал и я, совсем ещё мелкий малец. Он на картине так снисходительно – отечески смотрит на сына своего друга, ещё не вернувшегося с войны.

И двор тоже настоящий. Он мне сильно напоминает Московский дворик на Арбате. И сам я тоже вырос вот точно в таком дворике. Нет ни мостовой из мощеного камня, ни асфальта. А есть весенняя майская травка, пробившаяся к свету после долгой зимы. Эта травка майской зелени тоже знаменует радость новой жизни после долгий страданий военных лет и чудовищного напряга всей страны.
*****

Обидно то, что картина эта как-то подзабыта. И имя Лактионова уже и немногим что-то скажет. Обидно и жаль. Зато в послевоенные годы картина была известна всем. Её знали все.

Да, есть в ней, по-моему, некая нарочитость, постановочность и даже плакатность. Есть! Ну и пусть! Ну и что! Зато художник попал в самое дорогое для всех живших в те времена. Картина стала «души изменчивой приметой», перенесенной так удачно и своевременно художником на полотно. Она трогала до слёз. Она задевала самый чувствительный нерв людей того времени.

И легко понять по чему. Миллионы мужчин ушли на войну. И сколько из них не вернулось. Страдали безмерно долгие четыре года, конечно, и те, кто пребывал в тылу. Но те, кто вынужденно покинул свои семьи, своих жён, детей, престарелых родителей, были в непосредственном соприкосновении с жестоким и безжалостным врагом, с теми, кто вознамерился стереть наш род с земли. Они, прежде всего, подвергали свои жизни смертельной опасности. И отдавили свои жизни. Ради спасения не только всей страны, но и своих самых близких и дорогих людей.

И когда приходила весточка с фронта, это, прежде всего, означало, что дорогой тебе человек жив. А весть приходила с линии раздела между жизнью и смертью. И всё равно, чтобы ни сообщали строки письма. Главное – это было то, что начертала строки рука отца и мужа. Главное – это то, что написавший эти строки, был жив. И родственная связь навечно не прервалась. И есть надежда, что она и не прервётся.

У картины интересная судьба. Да она стала известна, знаменита и всенародно любима. По праву. А этого могло бы и не произойти. Если бы не вмешательство, не удивляйтесь, самого Сталина. А дело было так.

После войны в Третьяковке была организована Всероссийская выставка художников. Отбор шёл самый суровый. «Письмо с фронта» было представлено тоже. И была представительная комиссия. И мнения по поводу этой картины, как говорится, разделились. Да, тема хорошая, патриотическая. Никто и не возражал. Если бы только … Ну сами судите. Сюжет как-то уж очень мелодраматический, если не сказать слезливый. Ну нет никакого героического пафоса. А посмотрите на эти прогнившие, провалившиеся доски пола. А ещё и осыпавшаяся штукатурка, обнажившая кирпичную кладку. А на выставку придут еще и иностранцы. И что же они подумают о нашей стране – победителе, увидев этакую нищету? Нет, не пойдёт.

А к этому прибавим ещё и ревность, и паучью свару, которая присутствовала и в этой художественной среде. Почему нет, если она присутствовала в литературной среде. Почему ей не быть в среде художников? Вы помните знаменитый ответ Сталина на жалобу одного чиновника на то, что Союз писателей – этот такая банка пауков. Ну, вождь ему и ответил. «А других писателей, товарищ, у меня для вас нет» Ну а чем Союз художников был хуже? Всё то же самое было и там. К слову сказать, у меня такое ощущение, что и на Прозе ру всё тоже самое. Те же пауки. И кто на себе не почувствовал их злобных укусов.
*****

Картину допустили всё же на это всероссийское мероприятие. Но поместили на какое-то проходное место под лестницей. Как бы стесняясь. С глаз долой, а то как бы чего не вышло. Вспомним незабвенного Беликова. А потом пришла ещё и правительственная делегация во главе с Ждановым. А он был в то время Председателем Верховного Совета РСФСР. Обходя выставку, он с трудом мог протиснуться в этом месте под лестницей. Потому как перед картиной стояла зачарованная толпа. Остановился и Жданов. А потом картина исчезла. И сам Лактионов не знал, куда она делась. А она одна была на просмотре у самого Сталина в Кремле.

Посмотрел Сталин и почувствовал, и увидел то, что не увидели и не почувствовали чиновники-устроители выставки. И он в отличие от чиновников от живописи был тоже очарован. Правдой, которая во всём её сиянии исходила от картины. Он почувствовал, как это изображение тронет душу всего народа. Да так, как, возможно ни одна другая картина на выставке.

И после этого «Письмо с фронта» оказалась на самом видном месте. И стала знаменита на всю страну. Её изображение вошло в наше сознание, оно появилось во всех календарях и букварях, и стало той самой картинкой, с которой начинается Родина. Попал художник. Дотронулся до самых чувствительных струн всего нашего многострадального народа.

Ну а после Лактионов получил Сталинскую премию. Да не какую-то, а первой степени. Ну а дальше всё пошло-поехало. Имя художника оказалось раскручено, как нельзя лучше. Посыпались заказы. Прощай коммуналка в Загорске. Потому как дали квартиру на Тверской. А потом награды. Звание профессора и народного художника. Ну и как последняя точка – вечное упокоение на элитном Новодевичьем кладбище. Вот так.

В моих словах нет иронии. Всё перечисленное было вполне заслужено. Лактионов был хорошим художником. Чтобы убедиться в этом, посмотрите и другие его картины. И для меня тоже эта картина дорога. И не только потому, что она нам показывает настоящий облик того времени. В картине, как я уже писал, всё настоящее. И одежды, и лица, и душа тоже. Всё это прекрасно.

Вот и мои ближайшие родственники тоже были на фронте. Дед и отец. Но никаких весточек с фронта от них в нашем семейном архиве нет. Потому как моего отца призвали совсем молодым, до знакомства с моей матерью. Да и воевал он совсем немного. Ранили и едва только руку не ампутировали. А потом и комиссовали.

А дед Сергей Иванович ушел в ополчение, ничего о том не сказав семье. Они были в деревне. Думал, что эта война не надолго. Ушёл добровольцем. И больше никаких вестей. Кроме одной. Много месяцев спустя пришло извещение. Пропал без вести. И всё.
*****
Я долгое время думал, что на картине мы видим ещё один московский дворик. То есть дворик моего собственного детства. А таких двориков в те времена на окраине Москвы было множество. Но это оказался совсем не московский дворик. Это дворик города Загорска, или как его снова именую сегодня Сергиев Посад. Там и поныне на его окраинах и вокруг монастыря мы увидим похожие дворики. Знаю, потому что ездил в этот город в 70 км. от Москвы бесчисленное количество раз.

И мне кажется совершенно символичным, что этот дворик со всеми его обитателями находится в притягательном центре всей нашей духовности. Святое место, на которое покусился страшный враг. Да вот только зубы обломал, о чем свидетельствует письмо, которое бережно держит в руке мальчик.

На этот наш важнейший ныне монастырь совершались не раз набеги вражьей силы. И грабили, и разрушали, и жгли его не раз. Из этой точки исходила невидимая сила, укреплявшая православный и воинских дух всего нашего народа. Духовная сила, объединившая, в конце концов, земли нашего обширного отечества.

Здесь же стены монастыря с его защитниками выдержали непрерывную осаду в 16 месяцев в смутные времена и не сдались. Выдержали. А после пришёл и конец Смутному времени.

И французы тоже хотели вдарить в святое сердце Руси в известные годы. Да только Бог был с нами: не дошли до него иноземцы, уже хорошо пограбившие Кремль. Потерялись – заблудились. – и вернулись, откуда пошли.

А вот и ещё волнующий душу факт. Наташа Ростова. Мы помним эту добрую, искреннюю, сердобольную девочку. Не вынесло её жалостливое сердце и весь их семейный дворянский скарб - фарфор, ковры, бронзы - был снят с подвод для того, чтобы спасти раненых солдат – героев Бородино и вывести их из пустеющей Москвы.

Она и знать не знала, что среди раненых был князь Андрей. Обоз длинной вереницей отправился в их загородное имение и по пути сделал остановку. Где? А вот это самое удивительное. В Сергиевом Посаде! Вот там и открылась тайна. Сам рок судил им снова встретиться в этом городе, в доме близ стен монастыря. Потрясающая сцена. Слёзы подступают к глазам. И радость, и горе. А потом... А потом во всём огромном романе именно здесь прозвучит одна из самых пронзительных и печальных нот. Нет нужды пересказывать.

А вот на картине «Письмо с фронта», написанной всё в том же месте, звучит радость. Это месяц май. А это значит идут последние дни войны. И ещё чуточку и покончили мы с ней счеты. И по всей видимости, письмо это последнее. И скоро дети увидят своего родителя, который принесёт им Победу. Ещё одно грозное нашествие было отражено. И жизнь продолжается.

Рецензии

Большое,просто огромное спасибо за слова! Вы не представляете что для меня эта картина.она висела долгое время у нас вдоме на почетном месте.Никогда не устаю удивляться своей мамой она же ничего не знала об этой картине,а повесила дома в 50-х годах.Я на ней все узнаю и все мне знакомы,это мои соседи,и солдат с фронта тоже сосед.Увидел сейчас не могу остановиться и плачу,в какой замечательной стране мы живем! Геннадий какие слова Вы нашли! Низкий поклон и здоровья вам.

Что касается самой картины Она действительно привлекательна самой простотой сюжета и его правдивостью.И это действительно МАЙ! Прозрачный теплый воздух,чистое небо,освобожденное от стервятников. И в центре картины в ослепительном солнечном свете мальчик.бойко читающий отцовское письмо,написанное трудным почерком химическим карандашом в натруженных не гнувшихся пальцах.Все взоры присутствующих обращены именно к этому ребенку,у них в сердцах надежда,которая уже выросла и укрепилась,надежда на скорое окончание войны и возвращение бойцов домой.А мальчик это символ будущего,их будущая опора.А в письме, написанным с фронта, не о тяжелых буднях самых кровопролитных днях тяжелой войны,не о геройствах,и не подвигах.Там о будущей светлой жизни в самой прекрасной стране,стране одолевшей беду.А вот продавленную половицу и стены свидетельство отсутствия мужской руки в доме я заметил уже позже.Мне по душе был именно пейзаж мирного двора,прозрачного неба расчерченного новыми видами самолетов.Словом, живет эта картина в сердце как и в сердце у моего сверстника Геннадия Мартынова и это моя надежда на таких, как он.Выстоявших в нелегкой борьбе за умы, обрушившейся на нас.Мы ни на мм не сдвинулись от правого дела как и наши отцы.И ни на миг не усомнились в их честности.

Я с таким вниманием прочёл Ваш отклик, Александр. И если мы в одном возрасти, то и понимание у нас должно быть. Оно и есть. И от этого у меня тепло на душе. Мы дышали одним воздухом. Мы прочувствовали это время. Мы его свидетели. И поэтому так близка нам эта картина. ОНа про нас. Я родился в Москве. И мое детство прошло почти на краю Москвы. И я отчётливо помню людей того времени. Начиная с того, как они одевались, какие у них были лица. И даже то, какие цигарки курили в то время мужики. Вот таких я и вижу на этой картине. Саму правду вижу. И дворик этот ну совсем такой, в котором прошло мое детство. Без асфальта, с желтеющими тропинками. Я зримо погружаюсь в ту эпоху.Картина на все времена. И я долгое время был уверен, что это Московский дворик. Нет, Загорский, или сергиевопосадский дворик. Да какая разница. Таких двориков у нас были миллионы во всей обширной стране. Тем-то и ценна эта картина. Этот нехитрый пейзаж - олицетворение всей страны.Сердечное Вам спасибо за тёплый отклик, Александр.
информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


Увидев репродукции некоторых знакомых картин, наша память неожиданно возвращает нас в прошлое. Полотно Александра Лактионова «Письмо с фронта» , ставшее визитной карточкой художника - яркое тому подтверждение. Многие из нас в школьные годы писали сочинения об этой картине, но не многие знают удивительную его подлинную историю.


Немного о художнике

Родом художник из Ростова-на-Дону. О своих детских годах и семье он позже напишет: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». Мальчишкой он любил рассматривать репродукции картин в старых дореволюционных журналах, мечтая о том, как обязательно когда-то станет художником.


Отец семейства работал на ростовском заводе, а к концу жизни - на железной дороге. Именно с его легкой руки маленький Саша очень рано начал рисовать. Уже в четыре года он настолько точно и объемно изображал предметы, что на его рисунки и на него самого приходил посмотреть народ со всей округи. Безусловно своей любовью к живописи Лактионов обязан своему отцу, который и сам неплохо рисовал. «Я кузнец, - говорил он, - но ты у меня, Сашок, видать, будешь художником!»

Лактионовы, старший и младший, годы спустя, были безмерно счастливы, когда 16-летний Александр поступил в художественную школу. Сбылось желание отца и мечты сына: «Для меня началась пора светлых праздников в жизни и в искусстве... Ростовская школа дала мне очень много... Я понял, что могу быть только художником и другого пути в жизни у меня нет».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219411238.jpg" alt="Переезд на новую квартиру. 1952 год.. Автор: Александр Лактионов." title="Переезд на новую квартиру. 1952 год..

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты выяснили, что у Лактионова особое зрительное восприятие окружающей среды. На этот счет один очень крупный в офтальмологии специалист сказал, что у Лактионова совершенно особое устройство глаза. Он мир воспринимает стереоскопически. И от того, что он по-другому видит, он и пишет так же.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417361.jpg" alt="Письмо с фронта. 1947 год. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Александр Лактионов." title="Письмо с фронта. 1947 год. Государственная Третьяковская галерея.

Проблема решилась сама собой, когда летним солнечным днем 1943 года художник повстречал раненного солдата, несшего письмо сослуживца его семье. Солдат, опираясь на палку, с плащ-палаткой через плечо, увидев Лактионова, подошел и попросил помочь найти нужный ему адрес. Художник тут же предложил его провести. По дороге завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга весточку. Лактионов привел бойца к нужному дому и увидел, как того сразу же обступили родные друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже словечко. Замысел картины тут же сформировался в образы и сюжет. Художник немедля принялся за работу. На написание картины ушло около двух лет, так как работал над ней живописец лишь в солнечные погожие деньки, что бы как можно реальнее передать свет и тень.

В дальнейшем эта работа прошла путь, что называется - «от тернии к звездам». Во времена советской власти, чтобы картина дошла до зрителя, перед открытием выставки собиралась комиссия, решавшая судьбу полотен художников. Строгий отбор, где ценились художественность и глубина образов, мастерство и многие другие тонкости пройти удавалось с трудом. На такое рассмотрение строгих рачителей нравственности и идейности в искусстве попало и «Письмо с фронта», выставленное в 1947 году в центре экспозиции Третьяковки.

И вот на этот холст, висевший на центральной стене - набросились буквально все члены комиссии. «Почему? А как показана советская семья на этом полотне? Что это за дом такой, стена с облупленной штукатуркой, проломленное крылечко, люди как-то бедно одеты, женщина в растоптанных шлепанцах? И это мы так представляем советскую семью, советскую действительность?! А как иностранцы будут ходить, и что они подумают о нашей замечательной родине?». Организаторы выставки обомлели, им и в голову не могло прийти, что таким образом, можно судить о картине. Но на всякий случай стали уговаривать и упрашивать возмущенных членов консилиума. Разрешить то - разрешили, только велели перевесить куда подальше.

Голос народа

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416564.jpg" alt="Портрет архитектора А.Н. Душкина. Автор: Александр Лактионов." title="Портрет архитектора А.Н. Душкина.

Лактионов, будучи художником фундаментальным, не только глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенять некоторые их методы живописи. Он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Самостоятельно изготавливал краски по старинными рецептами. Холсты грунтовал особым грунтом, позволяющим сделать полотна долговечнее.

Что еще почитать