Римско-католическая церковь лурдской божией матери. Католическая церковь лурдской божией матери Храм лурдской божией матери

Х рам Лурдской Божией Матери — римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге.
Она была построена в 1903-1909 годах для нужд французской католической общины по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича.

Так храм смотрится с улицы Маяковского. Своим основание церковь Божьей Матери Лурдской обязана французам, которые в конце XIX века жили в составе многонациональной католической общины в Санкт-Петербурге.
Начиная с 1891 года, они отправляли многочисленные прощения Александру III, затем Николаю II с просьбой разрешить строительство еще одного католического костела в честь Божьей Матери. Спустя 8 лет усилия французов увенчались успехом: Николай II позволяет своим указом построить церковь, но при условии, что из городской казны не будет потрачено ни рубля.

Храм построен в формах романского зодчества с использованием элементов северного модерна.
Для облицовки здания предполагалось использовать кирпич и природный камень. Однако в 1903 году в связи с окончанием строительства Троицкого моста через Неву администрация фирмы «Батиньоль», построившей мост, предоставила церкви значительное количество неиспользованного гранита.

Это обстоятельство позволило Бенуа изменил систему строения и вместо трех нефов, требующих установки колонн и арок, сделать один железобетонный свод. Имеющийся гранит решили использовать на облицовку.

Внутреннее убранство составляют большие морские раковины для воды при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова.

Церковь не закрывалась в годы советской власти. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда также не нанесли сильных разрушений зданию.

Удивительно, но в 1957 году, для нужд храма, был приобретен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker», и был установлен на хорах.

Вручение розария Св.Доминику

Почему церковь так названа?
В середине XVIII века во Франции жила больная девочка Мария-Бернарда Субиру, которая 11 февраля 1858 года на берегу реки Гавы собирала хворост, но вдруг налетел порыв ветра и раздвинул ветви кустов в гроте прибрежной скалы, где маленькая девочка увидела образ Девы Марии.

С февраля по июль 1858 г. Бернадетта 18 раз видела Пресвятую Деву,
которая, являясь, учила ее молитве, призывала к покаянию за грешников и просила сообщить местным властям, что на этом месте должна быть построена церковь.

Во время одного из явлений Божия Матерь указала Бернадетте чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей.

В 1958 г. у этого источника совершилось пять исцелений.

Позже девушку посчитали безумной и отправили лечиться, а доступ к гроту закрыли.

Только по прошествии веков, в 1925 году, Мария-Бернардя Субиру была канонизирована.

Католическая церковь Лурдской Божией Матери - действующий католический храм в центре Санкт-Петербурга. Памятник архитектуры начала XX в.

Строительство храма велось в период с 1903 по 1909 гг. для нужд католической французской общины города. Архитектурный стиль здания - смесь северного модерна и неороманского стиля. Высота здания вместе с колокольней - 30 м. Тип здания - базилика. Авторы проекта: архитекторы Леонтий Николаевич Бенуа (представитель знаменитого рода Бенуа), Мариан Марианович Перетяткович. Освятил храм епископ Римско-католической церкви в Российской империи Ян Феликс Цепляк.

Во внутреннем интерьере храма сохранились: скульптуры, включая мраморный бюст Иисуса Христа; надалтарная картина работы художника Эрнеста Карловича Липгарта (на ней изображены: Богородица с младенцем, Архангел Михаил, французские святые); установленный в 1957 г. орган неоготического стиля, который был изготовлен в 1910 г. фирмой "E. F. Walcker" в Германии; люстры; морские раковины при входе и др.

Интересно, что в период с 1938 по 1992 гг. эта церковь была единственным действующим католическим храмом города.

Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в Екатерининской церкви на Невском. Во французском посольстве уже в 1860 возник замысел отдельного храма для соотечественников, и тогда же арх. Н. Л. Бенуа создал проект здания в готическом стиле. Однако лишь в октябре 1898 послу гр. Монтебелло удалось, благодаря русско-французскому сближению, добиться Высочайшего разрешения на строительство французами собственного костела. Сперва для него отвели Манежную площадь, но из-за протестов Православной Церкви и общественности летом 1900 был куплен за 67 тыс. руб. участок подальше от центра, в Kовенском переулке. Здесь, в том же году, по проекту арх. О. И. Тибо-Бриньоль, члена общины, из дерева была выстроена небольшая временная приходская церковь.
По просьбе настоятеля патера А. Кюни акад. Л. Н. Бенуа сочинил в 1902 проект трехнефной базилики в романском стиле с отдельной высокой башней-колокольней. По этому проекту, отличавшемуся живописной композицией, здание 23 июня 1903 и было заложено в присутствии посла гр. Монтебелло. Оно возводилось на пожертвования и доходы от лотереи. Прежде всего была выстроена крипта с временным перекрытием, что позволило сразу начать богослужение. Теперь это нижний зал костела.
Французская фирма Батиньоль пожертвовала общине много финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, а Черноморский завод - цемент, что, в конечном итоге, привело к изменению первоначального проекта. В 1908 Л. Н. Бенуа и его ученик М. М. Перетяткович составили новый вариант, предложив вместо нефов зал, перекрытый железобетонным сводом, и фасад, облицованный грубоколотым гранитом, что придало зданию облик в стиле модерн. Измененный проект потребовал повторного утверждения, при этом возникли юридические трудности, преодоленные благодаря вмешательству французского посольства. Строительством руководил сам Перетяткович, главным подрядчиком был опытный инженер С. Н. Смирнов, конструкции исполнило товарищество „Железобетон“. На 30-метровой колокольне повесили колокол, отлитый на заводе К. Орлова. Чаши для святой воды были сделаны из морских раковин.
Освящение костела во имя Французской Божией Матери (Notre Dame de France) произвел 22 ноября 1909 епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти.
Внутри костел был оформлен прилегающими готическими колоннами. Запрестольный образ „Жанна д’Арк - защитница Франции“ написал в 1916 известный художник-академист Э. К. Липгарт (в 1957 образ заменили картиной „Вручение ключей ап. Петру“ Захарова). В храме хранятся частицы Креста Господня и некоторые святыни, переданные после закрытия собора св. Екатерины.
В этой церкви отпевали представителей семьи Бенуа и многих петербуржцев французского происхождения. Община перед революцией насчитывала 1500 прихожан.
Престольный праздник сегодня отмечается 11 февраля, ранее отмечался 15 августа, в день Успения.
Настоятелем в 1907-1935 состоял патер-доминиканец Жан Амудрю. До августа 1941 богослужения вел о. Кловис Флоран, высланный из СССР после разрыва отношений с Францией.
Церковь не действовала в 1922-1923, но затем не закрывалась (ибо по-прежнему была приписана к французскому посольству) и долгое время была единственной действующей католической церковью в Ленинграде. В ней в эти годы молились главным образом поляки.
Во время блокады богослужения прекратились и только осенью 1945 возобновились. С этого времени храм носит имя Лурдской Божией Матери. В 1997 интерьер украсили витражи на библейские сюжеты, изготовленные И. Байковой.

Храм Лурдской Божией Матери - римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге.

Храм Лурдской Божией Матери построен в 1909 году для нужд французской католической общины. Освящен 5 декабря 1909 года епископом Иоанном Цепляком. С 1938 по 1992 годы этот храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Санкт-Петербурге.

Храм построен в формах романского зодчества с использованием элементов северного модерна. На основном массиве здания покоится тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, увенчанная гранёным куполом. Облицованный грубоколотым гранитом фасад завершён щипцовым фронтоном. Свод церкви выполнен из железобетона.


Внутреннее убранство составляют большие морские раковины при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова. Первым надалтарным образом была копия Мадонны Рафаэля. В 1916 году её заменила картина, написанная Э. К. Липгартом, изображающая Богородицу с Младенцем, архангела Михаила и ряд французских святых.

В конце 1940-х и конце 1960-х годов в храме производился капитальный ремонт. Колонны были обработаны под искусственный мрамор, приехавшие из Латвии мастера расписали стены и своды церкви и алтарной части. На фото - вход в храм

В 1957 году для нужд храма Лурдской Божией Матери в бывшей церкви при евангелической больнице был приобретен орган немецкой фирмы Валкер, после капитального ремонта он был установленный на хорах.

В 1958 году художником Захаровым написан новый, вероятнее всего на обратной стороне прежнего, надалтарный образ «Вручение Иисусом Христом ключей от Церкви святому апостолу Петру».

В 1981 году был отреставрирован интерьер часовни Лурдской Богоматери.

В 1990-х годах был проведён капитальный ремонт церкви, расчищен цокольный этаж, установлен новый алтарь, лавки, мозаично-расписные витражи, побелены стены, смонтирована звукоусилительная аппаратура, значительно перестроен приходской дом.

22 ноября 2009 года община торжественно отметила столетие освящения храма Лурдской Божией Матери .

В безбожные советские времена и в первый год посткоммунистической власти католическая церковь Лурдской Божией Матери был единственным культовым заведением, в котором местные и приезжие приверженцы западной ветви христианства могли в открытую, на законных основаниях реализовать свои религиозные потребности. Все остальные католические храмы, соборы, церкви, костёлы, монастыри в городе на Неве были запрещены к служению и переоборудованы под народнохозяйственные нужды или просто уничтожены.

Начиная с 1992 г. ситуация начала круто меняться, культовые сооружения возвращаются к первоначальному предназначению. И храм Лурдской Божией Матери уже не смотрится одиноким особняком на религиозной карте северной столицы, к нему, как и прежде, тянутся верующие-католики. 22 ноября 2009 г. храм Лурдской Божией Матери Санкт-Петербурга торжественно отметил столетие освящения заведения.

Конструкция и интерьер храма Лурдской Божией Матери

Возведён храм Лурдской Божией Матери в 1903-1909 гг. по проекту Л. Бенуа и М. Перетятковича, известных архитекторов. На основной массив конструкции была установлена четырёхгранная башня-колокольня, которую завершили гранёным куполом. Фасад облицовали оставшимся от только что построенного Троицкого моста грубо колотым гранитным камнем, с завершением щипцовым фронтоном. Церковный свод установили железобетонный. Внешне получилась стилизация, при которой части объёма как бы выразительно врастают друг в друга. Налицо превалирование северного модерна с важными дополнениями из романской стилевой копилки средневековой южной Франции.

Интерьерно церковь Лурдской Божией Матери Санкт-Петербурга - это прежде всего морские раковины больших размеров при входе, малая и большая люстры, 14 стояний крестного пути Спасителя, бюст Иисуса Христа из мрамора работы скульптора Фёдорова. И, конечно же, надалтарный образ Богородицы с младенцем, архангелом Михаилом и рядом французских святых работы Э. Липгарта, который в 1916 г. сменил копию «Мадонны» Рафаэля. В 1958 г. художник Захаров написал новый надалтарный образ на тему вручения Спасителем апостолу Петру ключей от Церкви. Годом ранее на хорах был установлен изготовленный в 1910 г. немецкой фирмой E. F. Walcker неоготический орган на два десятка регистров.

Реставрация

В первое десятилетие постсоветской России храм Лурдской Божией Матери Санкт-Петербурга - костел на Ковенском переулке капитально отреставрировали, в частности расчистили цокольный этаж, установили новый алтарь, а также лавки, витражи, побелили стены, установили звукоусилительное оборудвоание, существенно переоборудовали приходской дом.

Первоначально католическая церковь Лурдской Божией Матери предназначалась для нужд традиционно многочисленной французской диаспоры, в большинстве своём исповедовавшей католический обряд. Понятно, что с течением времени целевая аудитория претерпела кардинальные изменения. Не изменилось только покровительство Богородицы, являвшейся в середине XIX в. четырнадцатилетней Бернадетте Субиру в окрестностях Лурда - города на севере Пиренейских гор.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Что еще почитать