Растительный мир.

Разные географические (природные) зоны Земли характеризуются определенным сочетанием тепла и влаги, почвами, растительным и животным миром и, как следствие, - особенностями хозяйственной деятельности их населения. Это зоны лесов, степей, пустынь, тундры, саванны, а также переходные зоны лесотундры, полупустынь, лесотундры. Названия природным зонам традиционно даются по преобладающему типу растительности, отражающему важнейшие особенности ландшафта. Закономерная смена растительности - индикатор общего увеличения тепла. В тундре средняя температура самого теплого месяца в году - июля - не превышает + 10°С, в тайге она колеблется в пределах + 10... + 18°С в полосе лиственных и смешанных лесов + 18...+20°С, в степи и лесостепи +22...+24°С, в полупустынях и пустынях - выше +30 °С. Большинство животных организмов сохраняют активность при температуре от 0 до +30°С. Однако наилучшими для роста и развития считаются температуры от + 10°С и выше. Очевидно, что такой тепловой режим характерен для экваториального, субэкваториального, тропического, субтропического, а также умеренного климатических поясов Земли. Интенсивность развития растительности в природных зонах зависит также от количества осадков. Сравните, например, их количество в зоне лесов и пустынь (см. карту атласа). Итак, природные зоны - это природные комплексы, занимающие большие площади и характеризующиеся господством одного зонального типа ландшафта. Они формируются преимущественно под влиянием климата - особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной зоне присущ свой тип почв, растительности и животного мира. Внешний облик природной зоны определяется типом растительного покрова. Но характер растительности зависит от климатических условий - теплового режима, увлажнения, освещенности, почв и т.д. Как правило, природные зоны вытянуты в виде широких полос с запада на восток. Между ними нет четких границ, они постепенно переходят одна в другую. Широтное расположение природных зон нарушается неравномерным распределением суши и океана, рельефом, удаленностью от океана. Дадим характеристику главным природным зонам Земли, начиная от экватора и двигаясь в направлении полюсов. На всех материках Земли, кроме Антарктиды, расположены леса. Лесные зоны имеют как общие черты, так и особые, свойственные только тайге, смешанным и широколистным лесам или тропическому лесу.

К общим чертам лесной зоны относятся: теплое или жаркое лето, довольно большое количество осадков (от 600 до 1000 и более мм в год), крупные полноводные реки, преобладание древесной растительности. Наибольшее количество тепла и влаги получают экваториальные леса, занимающие 6 % суши. Им по праву принадлежит первое место среди лесных зон Земли по разнообразию растений и животных. Здесь произрастает 4/5 всех видов растений и обитает 1/2 всех видов животных суши. Климат экваториальных лесов жаркий и влажный. Средние годовые температуры +24... + 28°С. Годовая сумма осадков более 1000 мм. Именно в экваториальном лесу можно встретить наибольшее количество древних видов животных, например земноводных: лягушек, тритонов, саламандр, жаб или сумчатых: опоссумы в Америке, поссумы в Австралии, тенреки в Африке, лемуры на Мадагаскаре, лори в Азии; древними животными являются и такие обитатели экваториальных лесов, как броненосцы, муравьеды, ящеры.

В экваториальных лесах богатейшая растительность располагается в несколько ярусов. В кронах деревьев обитает множество видов птиц: колибри, птицы-носороги, райские птицы, венценосные голуби, многочисленные виды попугаев: какаду, ара, амазона, жако. У этих птиц цепкие лапки и крепкие клювы: они не только летают, но и прекрасно лазают по деревьям. Животные, обитающие в кронах деревьев, также имеют цепкие лапы и хвост: ленивцы, обезьяны, ревуны, летучие лисицы, древесные кенгуру. Самое крупное животное, обитающее в кронах деревьев, - это горилла. В таких лесах обитает множество красивых бабочек и других насекомых: термитов, муравьев и т.д. Разнообразны виды змей. Анаконда - крупнейшая змея в мире, достигает длины 10 м и более. Многоводные реки экваториальных лесов богаты рыбой. Наибольшие площади экваториальные леса занимают в Южной Америке, в бассейне реки Амазонки, и в Африке - в бассейне реки Конго. Амазонка - самая полноводная река на Земле. Каждую секунду она выносит в Атлантический океан 220 тыс. мі воды. Конго - вторая по водности река мира. Экваториальные леса распространены также на островах Малазийского архипелага и Океании, в юго-восточных районах Азии, на северо-востоке Австралии (см. карту в атласе). Ценные породы деревьев: красное дерево, черное, желтое - богатство экваториальныхлесов. Заготовка древесины ценных пород ставит под угрозу сохранение уникальных лесов Земли. Космические снимки показали, что в ряде районов Амазонии уничтожение лесов идет катастрофическими темпами, во много раз быстрее, чем их восстановление. При этом исчезают многие виды уникальных растений и животных.

на тему "Животный и растительный мир планеты Земля"

На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:

Палеозой - древняя жизнь;

Мезозой - средняя жизнь;

Неозой - новая жизнь.

Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.

Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.

В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.

Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.

Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.

И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.

Современная теория эволюции построена на теории Дарвина, поэтому ее называют неодарвинизмом. Заслугой Дарвина было установление механизмов эволюции. Эволюция состояла в естественном отборе организмов, наиболее приспособленных к внешним условиям, и постепенном накоплении приобретенных признаков. Эти признаки не рассеиваются в последующих поколениях, из-за дискретного наследования генов по законам Менделя. Идеи Дарвина широко обсуждались - частично из-за неточности в определении и понимании терминов (наследственность и приспособляемость), частично из-за неправильного толкования этих слов популяризаторами. И потом, естественный отбор должен занимать достаточно большие промежутки времени.

Динозавры мелового периода.

Аллозавр.

Аллозавры появились в позднем юрском периоде (около 150 млн. лет назад), жили и на протяжении раннего мелового периода (около 112-104 млн. лет назад). По сравнению с юрскими меловые аллозавры были более мелкими: взрослые особи при росте около 2 метров достигали 6 м длины и весили более 1 т. У аллозавров был очень большой череп, на котором располагались бугорчатые гребни. Возможно, они служили местом крепления мышц. В почти метровых челюстях росли острые зазубренные зубы. Передние трехпалые конечности аллозавров были короче задних и заканчивались 3 острыми когтями. Сильные задние конечности были приспособлены к бегу, но при падении массивные туловище и голова не позволяли аллозавру подняться. Держались аллозавры, по-видимому, стаями успешно нападая на гораздо более крупных динозавров. Первый скелет аллозавра был найден около Мельбурна, в Австралии, а затем в США и в Северной Африке.

Энанциорнис.

Энанциорнис - поздние меловые птицы, жившие 70 миллионов лет назад. Его хорошо развитый плечевой пояс и элементы крыла говорят о неплохих летных способностях, однако имел зубатый клюв. Энанциорнис не имеет близкого сходства с другими меловыми и даже кайнозойскими птицами. Ископаемые остатки известны из Аргентины и Узбекистана, где в 1986 году палеонтолог Л. Несов нашел многочисленные скелеты энанциорнисов.

Муттабурразавр.

Муттабурразавр был крупным растительноядным динозавром, жившим в раннем меловом периоде, 110 миллионов лет назад. Свое название он по названию городка Муттабурра в Австралии, где был найден его единственный неполный скелет. Девятиметровые муттабурразавры, весившие около 4 тонн, ходили на четырех ногах, но были способны подниматься на две ноги, чтобы достать листву. Череп этого динозавра имеет удивительное полое выпуклое рыло, которое, возможно служило резонатором. Предполагается, что муттабурразавры могли издавать резкие трубные звуки. По своему строению они сходны с игуанодонами. У, них также 3 средних пальца, которые объединены подушечкой удобной при ходьбе. Очень мощные челюсти были усажены острыми зубами с режущими краями. Возможно, основу пищевого рациона муттабурразавры составляли цикадовые деревья.


Рыбы живут в воде, они изумительные пловцы. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают и длиннее крокодила. Одни рыбы плоские, другие похожи на трубки. Однако все рыбы имеют общие отличительные признаки.

Коралловые рыбы.

У кораллового рифа в чистой голубой воде плавают тысячи ярко окрашенных рыбок. Многоцветные и разнообразные по форме кораллы похожи на каменный подводный сад. Вода на мелководье хорошо прогрета и изобилует пищей.

Морские охотники.

Многие морские животные питаются растениями, однако среди них есть и свирепые, смертельно опасные хищники. Эти хищники питаются мясом, то есть они не вегетарианцы.

Глубоководные рыбы.

В глубинах моря царят непроглядная тьма и холод. Там не растут растения, трудно отыскать пищу, однако некоторые создания живут и в таких необычных условиях.

Жизнь под оболочкой .

У многих обитателей прибрежной полосы и морского дна мягкие тела защищены оболочкой. Животные эти многообразны по размеру и форме, среди них есть гигантские крабы и крошечные едва заметные невооруженным глазом креветки.

Кто такие насекомые?

Насекомые в основном не велики. Их тело состоит из трех частей: голова, грудь (середина) и брюшко (задняя часть). У насекомого шесть ног и два усика. Тело его защищено прочной оболочкой.

Бабочки.

В теплый летний день бабочки порхают с цветка на цветок в поисках нектара. Прекрасные узоры на крыльях бабочки состоят из тысяч находящих друг друга ярких чешуек.

Мелкие животные.

Существует множество мелких созданий, не умеющих летать и не являющихся насекомыми. Днем они, как правило, прячутся среди растений или камней, а на охоту выходят сразу после дождя или ночью.

Охотники.

Многие млекопитающие плотоядные. Это означает, что им приходится ради пропитания ловить других животных. Звери-охотники вооружены острыми когтями и зубами и обычно умеют очень быстро бегать. Некоторые животные охотятся в одиночку. Другие выслеживают добычу совместно.

Горы

Горы - это самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что их вершины прячутся в облаках. Среди гор много скалистых, крутых, с глубокими долинами. Но есть и горы пониже, более плавных очертаний.

Вулкан.


Эволюция.

Земле миллионы лет, и она постепенно меняется. Примитивные существа первыми появившиеся на планете, развились в новые, разнообразные формы жизни. Этот процесс называется эволюцией. Эволюция-это историческое изменение формы организации и поведения живых существ в ряду поколений.

Эволюционная теория даёт объяснение той совокупности признаков, которые характеризуют всё живое на Земле. По мере развития науки стали накапливаться данные, противоречащие идее неизменности видов.

Геологические исследования показали, что жизнь на Земле существует не несколько тысяч лет, как считалось раньше, а многие миллионы лет.

Были найдены ископаемые остатки древних животных и растений, сходных с современными, но в то же время отличающихся от них по многим особенностям строения. Это могло свидетельствовать о том, что современные виды есть изменённые потомки давно вымерших видов.

Землетрясение.

Верхний слой Земли, земная кора, подобен гигантской мозаике, собранной из множества звеньев. Он состоит из огромных, сцепленных друг с другом частей, которые находятся в постоянном, очень медленном движении. И когда их движение теряет плавность, Земля вздрагивает. Это называется землетрясением.

Причины землетрясений бывают разные: тектонические, вулканические, представляющие наибольшую опасность, а также обвальные, наведенные и др.

Большинство землетрясений, как на суше, так и под дном океана относятся к группе тектонических.

Интенсивность землетрясения на поверхности земли измеряется в баллах по двенадцатибальной системе. Чем меньше интенсивность толчков, тем меньше разрушений и меньше баллов. При двенадцати баллах - полное разрушение. Наука, занимающаяся землетрясениями - сейсмология.

Заключение.

Мир создавался многие многие годы. И это еще не предел, человечество и природа продолжают совершенствоваться и создавать новые виды. И кто знает, что еще будет создано и как изменится человечество через многие миллионы лет.

Почему наблюдается такое большое разнообразие в распространении видов растений?

Современная природа

Известно, что условия жизни на Земле беспрерывно изменялись, и это вызывало изменение жизни вообще, и растительного мира в частности.

Для того чтобы представить, как происходил этот процесс, рассмотрим последнюю эру - кайнозойскую - и коротко остановимся на событиях, в течение которых сложилась наша современная природа .

Кайнозойская эра

Это время носит название четвертичного периода кайнозойской эры , продолжавшегося около миллиона лет до нашего времени. Ему предшествовал третичный период этой эры длительностью около 70 миллионов лет.

Третичный период

В течение третичного периода произошло значительное изменение климата - от жаркого в начале периода, до умеренного к концу его. С начала четвертичного периода наступает еще большее похолодание - великая зима , как называют ледниковые эпохи этого периода.

События, связанные с похолоданием, охватили огромную площадь, далеко выходящую за пределы территории нашей страны и не ограничивающуюся даже Северным полушарием.


Ледниковый период

Весь органический мир Земли испытал действия ледникового периода. Свидетельства об изменении растительного и животного мира в третичное и послетретичное время находят в различных местах нашей страны.

В течение первой половины третичного периода на Украине, в Южном Поволжье, Средней Азии и на Южном Урале росли пышные тропические и субтропические леса. Даже на севере, у Ледовитого океана, находят остатки широколиственных лесов, свойственных умеренно-теплому климату Северного полушария.

Однако в северных и северо-западных областях европейской территории находки следов этой богатой растительности сравнительно редки.

По-видимому, большинство остатков жизни третичного периода здесь было уничтожено последующей деятельностью ледников в четвертичный период.

О богатстве третичного растительного мира судят по остаткам жизни, сохранившимся в местах, где разрушительная деятельность ледников не проявлялась вовсе, или там, где до настоящего времени сохранились остатки ледника. Например, остров Гренландия и сейчас представляет мощный ледник до 2 километров толщиной.

Лишь на самой южной части острова есть растения, но их насчитывают всего около полутора десятков видов - намного меньше, чем в самой северной тундре. Зато ископаемых растений здесь найдено свыше 200 видов. Да и каких растений! Большинство из них - теплолюбивые формы.

Климат Гренландии, очевидно, был намного теплее современного климата Московской области. Много остатков растительного мира третичного периода обнаруживается также в местах с вечной мерзлотой .

В областях, расположенных значительно южнее, например на Дону, найдены остатки третичного леса .


Там, наряду с каштанами, буками, грабами и дубами, росли платаны, тюльпанное дерево, кипарисы, увитые виноградом и другими вьющимися древесными растениями теплых стран. На Южном Урале найдены остатки пальм.

Интересно, что третичная растительность под Архангельском мало отличалась от растительности более южных мест. Это было время, когда, по выражению Ломоносова,

южных земель травы на Севере вживались.

Климат от севера к югу был несравнимо более однообразный, чем теперь.
Медленно изменялся этот богатейший мир. В связи с постепенно усилившимся похолоданием в третичное время и особенно в ледниковые эпохи четвертичного периода тропические леса сменялись подтропическими и лесами умеренной зоны.

Теплолюбивые растения или гибли, или сохранялись лишь в защищенных от холода местах, или, наконец, приобретали холодостойкость.

Растения третичного периода

Участки, защищенные от влияния севера горами, нередко сохраняли много теплолюбивых форм. Так, в западном Закавказье-в районе Батуми, в Талыше - у берегов Каспия, на границе с Ираном или на южном берегу Крыма сохранились в естественных условиях растения, подобные существовавшим в третичное время на широте Москвы и севернее.

Очень интересен по составу растений и животных Дальний Восток. Здесь не было послетретичного оледенения и поэтому сохранилось много третичных форм. Но как превосходно приспособились они к современным условиям этих мест!

Тропики встретились тут с северной тайгой. Лианы толщиной в руку оплетают сосны, ели, кедры. Лимонник, актинидия, несколько видов дикого винограда образуют непролазные дебри. Уссурийская тайга! Здесь бархатное дерево, маньчжурский орех, амурская акация, тисе растут рядом с пихтой, лиственницей, сосной.

Недаром И. В. Мичурин в своих работах по гибридизации растений широко использовал уссурийские дикие яблони, груши, виноград, актинидии, сочетающие теплолюбивую природу третичного периода с исключительной выносливостью к холодам, приобретенной в связи с приспособлением к условиям похолодания Приморского края.

Изменение климата

Как же происходило изменение климата от теплого к холодному и наступила великая зима? Климат постепенно становился прохладней. Выпадавший в горах современной Скандинавии, Финляндии и на севере Сибири за зиму, снег не успевал растаять в течение лета. Год от года его накапливалось все больше. Снег от давления новых слоев превращался в лед.

Постепенно ледники росли в толщину. Под собственной тяжестью они сползали с гор, образуя огромные ледяные потоки. Течение ледника было в сотни раз медленнее, чем реки, имеющей дно с таким же уклоном. Ледниковая река, сползая с гор, еще больше замедляла свое движение, задерживаемая неровностями рельефа. Это была большая сила!

Двигающиеся ледники превращали миллионы тонн твердых кристаллических пород в окатанные булыжники, растаскивая их на огромных пространствах, особенно на северо-западе Европейской части. Там, где двигался ледник, всюду встречаются следы колоссальной его работы - и в рельефе поверхности Земли и в огромных скоплениях валунов, глины, песка.

На своем пути он, конечно, разрушал все палеонтологические архивы этого периода, перепахав землю, пересортировав пески и глины. Там, где не проходил ледник непосредственно, титаническую работу производила вода. Вид поверхности за время ледниковых эпох существенно изменился.

Чем было вызвано такое похолодание? Геологи полагают, что перемена климата произошла в связи с изменением поверхности Земли. В течение третичного периода имели место мощные горообразовательные процессы. Земная кора пришла в движение, вызванное накоплением энергии в глубине ее.

В разных местах земного шара поднялись ввысь огромные цепи гор: Памир и Гималаи, Кавказ и Крым, Балканы и Карпаты, Альпы и Аппенины, Кордильеры и Анды. На Земле происходила геологическая революция .

Конечно, это не могло не вызвать крупных изменений в направлении ветров и морских течений. Одним из последствий этих изменений и было наступление похолодания в третичном и четвертичном периодах.

Движение ледника

Границы ледника постоянно менялись. Во время самого большого оледенения льды доходили до того места, где сейчас расположен Днепропетровск. Другой ледяной язык приближался к району Петербурга. Льды двигались в соответствии с рельефом местности, огибая возвышенности, на которых нередко сохранялась растительность, например хвойные или лиственные леса.

На протяжении ледникового периода иногда наступали длительные потепления, и тогда растения, оттесненные на юг, снова двигались к северу. Но кончалась так называемая межледниковая эпоха, и снова ледник наступал, уничтожая растительность, поселившуюся на освобожденной от льда площади.

В Европейской части было по крайней мере три оледенения и между ними две межледниковые эпохи: первая продолжительностью свыше 100 тысяч лет, а вторая - свыше 60 тысяч. Оледенения же продолжались 100, 75 и 35 тысяч лет.

Последнее (третье) оледенение закончилось около 13 тысяч лет назад. Наступило послеледниковое время - современная эпоха, в которую начал складываться современный растительный мир.

При наступлении ледника жизнь полностью не уничтожалась, она местами сохранялась, особенно на возвышенностях, которые нередко огибались ледником. Жизнь была довольно богатой и разнообразной у самой кромки ледяных полей, главным образом там, где ледник вторгался языком далеко на юг.

Вот как описывает эту жизнь у южных границ ледника М. А. Мензбир, один из крупнейших русских натуралистов, подробно исследовавший вопрос о развитии органического мира Русской равнины в третичный и четвертичный периоды кайнозойской эры:

Летнее утро. В чистом воздухе на заднем плане видны необозримые, пропадающие вдали поля, тогда как граница ледника, неясная от грязного тающего льда, большими и малыми языками выбегает на южные части Русской равнины. Разной величины и глубины ручьи бороздят ее, унося из-под ледников ил, гравий, и их густая сеть блестит на солнце… На более низменных участках потоки, встречая котловины, образуют озера или, застаиваясь на несколько менее глубоких площадках, развиваются в болота, и те и другие зачастую обрамлены кустарником и камышом, а на возвышенных участках синеют лиственные и хвойные леса. На фоне ледяных полей виднеются черные точки - это мускусные быки, отыскивающие участки со скудной растительностью, а на площади суши скучилось разнообразное богатое животное население. Нередко от окраин ледника по болотистым низинам видны стада северных оленей. По лесным опушкам двигаются мохнатые тяжелые мамонты, огромные на высоких ногах мохнатые носороги; глубоко в лесу, по мелким полянам, держатся дикие быки, лоси, олени, здесь же их враги: медведи и рысь.

Если в самом близком соседстве с ледником животный мир был довольно богатый, то, конечно, не бедной была и растительность, так как все животные существуют, в конечном итоге, за счет зеленых растений. О существовании же животных в ледниковые и межледниковые эпохи свидетельствуют многочисленные находки костей огромных мамонтов, шерстистых носорогов и других животных.

Холодолюбивые горные растения

Из растений, находившихся в ближайшем соседстве с ледником, очень интересны те, которые пришли сюда вместе с ним. Когда ледник, образовавшийся где-то в горах, стал спускаться вниз, он погнал перед собой много холодолюбивых горных растений .

Они спускались с гор все ниже и ниже и, выйдя на равнину, двинулись впереди ледника и дошли до широт Ивановской, Горьковской областей и южнее. Когда же происходило потепление и ледник отступал, эти растения следовали за ним и снова уходили к северу. Нередко они опять взбирались в горы или участвовали в образовании растительности тундры, когда ледник покидал обширные равнины севера.

Большинство этих растений, приспособившихся в течение миллионов поколений к существованию в суровых условиях, уже не могло оставаться в более южных районах, откуда ушел ледник.

Низкие температуры стали им необходимы. Но некоторые из растений, пришедших с ледником, остались и после его ухода. Это были растения, поселившиеся в условиях, более или менее соответствующих их природе. Таково, вероятно, большинство растительного населения моховых болот, некоторые травы ельников, сосновых боров.

Понятно, что при этом изменялась приспособленность растений и их наследственность. Из древних растений такого рода можно назвать стелющуюся по земле карликовую березку, изредка встречающуюся по большим моховым болотам в Верхнем Прикамье, в Приветлужье, на Средней и Нижней Оке, клюкву и голубику (гонобобель), пахучий багульник.


К ним относится и толокнянка (медвежья ягода)-кустарничек с распростертыми по земле ветвями, листьями и ягодами, похожими на брусничные, часто встречающийся по сосновым борам, и другие.

Миграция растений

Большинство растений , живших во времена оледенения у кромки льдов, ушло далеко на север, следуя за отходившим ледником, так как им теперь становилось слишком жарко. Из таких растений, главным образом, и составилась растительность тундры.

По мере потепления климата на север двинулись многие растения: по речкам и ручьям продвигались к северу черная ольха, различные ивы, тальники, много трав, растущих по берегам рек, на пойменных лугах и речных обрывах. Травы, поселившиеся на освободившихся от оледенения местах, сыграли большую роль в накоплении органического вещества и образовании первых послеледниковых почв.

Основоположник учения о почве В. В. Докучаев впервые доказал, что почва - это не кладовая с запасами питательных веществ для растения, как думали раньше, а природное образование, возникшее исторически из неорганических веществ под влиянием климата, при деятельном участии растений и животных. Наши почвы возникли в послетретичное время, после того, как ледник основательно перепахал землю, а климатические условия позволили растениям развиваться.

Роль деревьев в почвооброзовании

Большую роль в заселении территории, освободившейся от ледника, сыграли деревья. Они придали нашей растительности определенный отпечаток и оказали существенное влияние на почвы.

Но наибольшее значение в процессе создания различных почв имели травы. На юге, где образовались степи, шел процесс накопления черноземов. В более северных широтах важную роль в создании почв играли луговые травы.

Чтобы лучше представить себе, как шло формировался современный растительный мир на территории Евразии, остановимся лишь на наиболее знакомых деревьях и только отчасти коснемся трав.

Известно, что каждое растение имеет свои более или менее широкие границы приспособляемости к условиям температуры, влажности, освещения и т. д. Такие условия в природе могут быть и наиболее благоприятными (оптимальными) и менее благоприятными, но не вызывающими гибели вида.

В последнем случае растения могут существовать, но широко не распространяются.
Если мы с этой точки зрения будем рассматривать растения какой-либо области, то убедимся, что там имеются представители влажных и сухих, холодных и теплых мест, нуждающиеся в различных почвах и освещении.

Одни из них чувствуют себя как дома, вполне акклиматизировались, то-есть приспособились к данному климату, другие же, хотя и живут здесь, но их приспособление к данным условиям недостаточно прочно. Среди них есть и вымирающие, исчезающие формы и такие, которые, проникнув из соседних областей, начинают усиленно распространяться.

Это - вновь акклиматизирующиеся виды. Движение видов растений никогда не прекращается.
Так, в движении, происходило и заселение освобождающихся от ледников просторов. В процессе этого заселения, в зависимости от условий жизни, складывались отношения, благоприятные для одного вида и неблагоприятные для другого. Растения, приспособившиеся лучше, вытесняли менее приспособленные. Возникали различные растительные сообщества.

Со временем состав сообщества изменялся, в нем поселялись новые виды растений, по-иному влиявшие на окружающую среду и прежде всего на почву. Изменения растительности вызывались вековыми колебаниями климата, которые беспрерывно происходили в послеледниковое время.

Смена пород деревьев

В разные периоды то таежный еловый лес, наступая на юг, оттеснял дубы, то дубравы проникали к северу, то шла борьба между дубравами и степью, то увеличивалась или уменьшалась площадь
болот.

В сложном движении растительности, происходившем при населении территории центральных европейских областей, выделялись следующие главные направления: с севера и северо-востока, с юго-запада, с юга и юго-востока.

Но это движение не было равномерным и однородным: оно осуществлялось в зависимости от условий, в частности от того, как освобождалась от ледника соседняя территория, как изменялся климат.

С юга пришла обыкновенная сосна. В ледниковую эпоху она росла на Приволжской возвышенности (Жигули), в теперешней Воронежской области и, вероятно, севернее и восточнее, в местах, где не было ледника.

После ухода ледника, с потеплением климата, сосна стала передвигаться из этих мест к северу, успешно заселяя большие пространства.

С двух направлений - с запада и северо-востока, из-за Урала, - шли ели. Они стали соперниками сосен, особенно на глинистых почвах. Поселяясь благодаря своей теневыносливости под пологом светолюбивых сосен, ели сравнительно быстро оттеснили их. Таким образом, сосны и другие светолюбивые деревья явились пионерами, создавшими условия для образования еловых лесов.

Сосна и ель - далекие потомки теплолюбивых деревьев, приспособившиеся к более суровым условиям. Однако у ели теплолюбивость в известной степени сохранилась и проявляется в раннем периоде ее жизни: молодая елочка хорошо развивается под покровом других деревьев и гибнет на открытом месте.


С сосной этого не бывает, и вы, вероятно, обратили внимание, что молодые соснячки часто растут именно на открытых местах - им нужно много света, а морозов они не боятся. Зато сосны не имеют соперников на песчаных почвах: своим длинным корнем они берут воду из глубоких слоев, недоступных для корней елей, распластанных под самой поверхностью земли.

В результате этих особенностей сосна заняла песчаные пространства, образовав там боры, а ель расселилась на глинах и суглинках. Кроме того, сосна широко распространилась по болотистым местам, в которых ель не может жить из-за обилия влаги и недостатка в почве кислорода.

Там, где местами сталкивались две волны елей - с запада и из-за Зауралья, например в Горьковской, Ивановской, Кировской и некоторых других областях, - можно и сейчас встретить растущие рядом сибирские и европейские ели, а также помеси между ними, возникшие путем переопыления этих видов.

Из-за Урала вместе с сибирской елью пришла очень похожая на нее, но еще более теневыносливая, чем ель, пихта, с мягкой хвоей и шишками, торчащими вверх словно свечи на вершине дерева. Однако пихта не продвинулась далеко на запад и к югу. На правом берегу Волги ее уже не встретишь: жаркое летнее солнце южных областей препятствует ее распространению.

Лиственница, это интересное светолюбивое дерево с опадающей на зиму хвоей, пришла также с северо-востока, из-за Урала, и добралась до верховьев реки Керженца и среднего течения Ветлуги в Горьковской области.

Ее здесь немного, а южнее она встречается совсем редко, главным образом лишь в искусственных насаждениях - садах и парках.

Раньше многих других деревьев в средней полосе появилась береза, но двигалась она с юга. Холода ледникового периода оттеснили ее к далеким южным границам Русской равнины, в Крым, где теперь она почти не растет.

Однако здесь остались следы широкого распространения березы в ледниковое время. В сохранившихся остатках от костров в местах поселения древних людей были обнаружены березовые угли.

Климат Крыма тогда был много холоднее. Когда наступило потепление, береза ушла на север. Сейчас ее лишь изредка можно встретить лесах южного берега Крыма. Но какой она кажется здесь жалкой и хилой по сравнению со своими северными сестрами!

Почему береза, раньше других деревьев заселив центральные области Европейской части, не образует теперь сплошных березовых лесов?

Береза - светолюбивое дерево, поэтому, как и сосна, заселяет прежде всего открытые места. Но под пологом леса она растет плохо: березовому молодняку там слишком темно. Зато под березками легко поселяются елочки, которые затем поднимаются и постепенно вытесняют приютившие их деревья. Со временем на месте веселой, звенящей березовой рощи зашумит глухим гулом еловый лес.

Вместе с пришла и . Распространение этого быстрорастущего дерева также тесно связано с продвижением ели. Как и береза, осина является деревом, которое создает условия для расселения елей, а при вырубке елового леса или после лесных пожаров в числе первых заселяет освободившиеся места. Поэтому березовые и осиновые леса считают временными.

И многие широколиственные деревья - , ясень, а также и дикая - пришли, очевидно, с юго-запада, откуда-нибудь с предгорий Карпат, где они укрывались в суровую пору ледников. Эти виды сохранились и на Кавказе, но что-то помешало им двинуться оттуда на север, возможно, широкая полоса степи.

Деревья - спутники дуба, очевидно, не образовывали самостоятельных лесов. Лишь кое-где в южных областях центральной полосы встречаются сейчас небольшие липовые рощи. Широколиственные деревья обычно составляют примесь в дубовых и других лесах, но распространение их неодинаково.

Ясень дошел только до Волги, клен же нередко встречается и несколько дальше. Севернее других растет вяз. Липа, как правило, является подлеском в хвойных лесах более северных областей, хотя размеров большого дерева здесь не достигает.

Подлесок и травы дубрав

В дубраве в качестве обычно растут различные кустарники, также пришедшие вместе с дубом: орешник, (подробнее: ) бересклет, крушина, жимолость, калина и другие.

Замечательны дубравные травы, зацветающие, лишь только спадет снег, и быстро отцветающие, когда дубы зазеленеют. Тут и с цветами, постепенно меняющими розовую окраску на голубую, и изящные, качающиеся на тонких стебельках белые и желтые ветреницы, и хохлатки с кистью красновато-фиолетовых, грязновато-пурпурных или бледножелтых цветов, и красивые нежнорозовые зубянки.

Первые цветы дубравы- подснежники - знает каждый, побывавший хоть раз ранней весной в дубовом лесу. Позднее, когда дубняк зашелестит молодыми листьями и в лесу станет темнее, зацветет белыми цветами душистый ясменник, высоко поднимется борец с бело-синими цветами и огромными вырезными листьями и много других растений.

Состав трав в дубраве очень однородный. Некоторые ученые предполагают, что многие из этих трав присоединились к дубу в послетретичное время. Они считают, что в дубраву эти первоцветы или некоторые из них попали с высокогорных лугов.

Похолодание заставило их спуститься вниз, в горные долины, куда пришли с севера, укрываясь от холода, дубы. При потеплении дубы снова двинулись на север, северо-восток, прихватив с собой подснежники. Конечно, это только предположение. Но многие из этих растений или близкие к ним виды и сейчас встречаются в высокогорных лугах.

Если столкновение и привело к тому, что они поделили между собой территорию в зависимости от качества почв, то еще более интересным явилось столкновение дубрав с еловыми раменями. И те и другие предпочитают более или менее плодородную почву, обе породы выносливы, но дуб требует больше тепла, чем ель. Последняя может вытеснить дуб своей теневыносливостью, но это случается редко.

Решающее значение в продвижении дуба на север сыграли колебания климата. В течение послеледникового времени были времена теплее и холоднее, суше и влажнее. В связи с этим границы дубовых лесов изменялись. Дуб наступал на север при потеплении и отступал на юг при похолодании.


Дубовый лес

Эту картину смены дубовых лесов еловыми раменями в Поветлужье (Горьковская область) очень ярко описал профессор С. С. Станков:

Ботаник, впервые попавший в эти леса, несколько недоумевает; он несколько озадачен. Стоишь в такой , смотришь на травянистые покровы и переносишься мысленно в южные горьковские дубравы: травы под ногами все почти те же. А поднимешь голову и заглянешь вверх, - ель и да иногда осина спорит с ними по высоте. Внизу - дубрава, а вверху - тайга… Такое замечательное сложение наших елово-пихтовых раменей говорит о той борьбе, которая шла и идет между елью и дубравами. Ель в связи с изменением климата наступала с северо-востока на дубравы, ее сопровождала сибирская пихта. Дуб исчез из Поветлужья, и его место заняли ель, пихта; но не ушли и упорно растут в таких лесах травянистые спутники дуба. Медуница и сныть, звездчатка и ясменник документально свидетельствуют о том, что когда-то, давно, над таким травянистым ковром шумели не остроконечные верхушки елей, а кудрявые, тенистые кроны лип и дубов.

В пользу елей действовал и человек, вырубавший дуб как ценное дерево. От дубовых лесов прошлого сохранились (особенно вблизи крупных городов) лишь небольшие остатки.

В результате беспощадной, хищнической вырубки дуба в дореволюционные годы там, где сохранился лес, на месте дубрав нередко шумит зябким шелестом осина, а понизу - ковер из дубравных первоцветов.

Дубравы должны тщательно охраняться и расширяться путем новых посадок дуба, самого ценного лиственного дерева центральных областей.

Липа двигалась вместе с дубом, с юго-запада, но, повидимо-му, ее распространение все же шло и с востока, так как она раньше появилась в Кировской и Горьковской областях, а уж затем в Московской.

Но откуда это известно? В каких летописях записаны эти путешествия растений? Источники, по которым изучалось развитие растительного мира по эрам и периодам - различные окаменелости и следы прошлого, сохранившиеся в виде отпечатков в твердой породе или кусках янтаря, - для этих целей мало пригодны. Ведь здесь счет времени ведется уже не на миллионы и десятки миллионов лет, нестолько лишь на тысячи.

Прекрасным архивом, свидетельствующим о переселении растений, является . В торфяном болоте хорошо сохраняются в течение долгого времени плоды и семена деревьев и трав, но особенно хорошо и в большом количестве сохраняется пыльца растений.

Каждое цветковое растение имеет пыльцу, отличающуюся по форме от пыльцы других видов. Изучая под микроскопом пыльцу, сохранившуюся в торфяниках, можно довольно точно определить, как менялся состав растений, окружавших болота, а также установить и время этих изменений.

Летописи, хранящие эти сведения, имеются в большом количестве. Они охватывают события, относящиеся ко времени, когда возникли первые торфяники, то-есть около 7000-8000 лет назад.

Читать эту книгу научились лишь недавно, но способ ее чтения совершенствуется, становится все более доступным и уже дает возможность более подробно и точно узнать о передвижениях наших зеленых друзей по территории страны в период формирования современной растительности.

Передвижение степной растительности

Подобными же способами удается проследить и передвижение степной растительности (то с севера на юг, то в обратном направлении), вызванное колебаниями климата. Установлено, например, что в период от 2500 до 4500 лет назад степи заходили далеко на север (в Европейской части они распространялись местами до широты Вологды).

Степь победительницей наступала на лес. Это было сухое и теплое время, способствовавшее развитию травянистой растительности степного характера, накапливающей много перегнойных веществ. По мере накопления этих веществ и под влиянием изменения климата в сторону сухости луговые почвы постепенно переходили в черноземные степи.

Луговые травы вытеснялись степными, имеющими несколько иной режим жизни. Плотный слой из корней и корневищ трав - дерновина- затруднял распространение деревьев. Травянистая растительность опушки леса мешала возобновлению лесов.


Но если влажность климата становилась большей, температура понижалась, у деревьев возникало преимущество перед травами. Влажная земля лугов и степей, обнажаемая и разбиваемая животными, давала приют семенам древесных растений.

Создавались условия для возобновления леса на почвах, образованных травами. Под прикрытием осин и берез двигалась с севера ель, по сухим местам распространялись сосновые леса. Степь отступала к югу.

Постепенно ели превратили дерновые почвы в белесый подзол, однако не все степные травы исчезли с поля битвы. До сих пор по светлым борам в местах, где уже давно нет степи даже поблизости, нередко встречается много настоящих степных растений. Эти остепненные боры - живые памятники прошлого, свидетельствующие об иных временах, иных условиях существования растений в нашей стране.

Так сменялся растительный мир на Европейской равнине. Нечто подобное происходило в Сибири и в других местах. Причин, вызывающих беспрерывные изменения в живой природе и, в частности, в составе растений, очень много, и они бывают очень глубокими. Каждая область имеет свои особенности истории растительности, и многое из этой истории еще ожидает внимательного исследования.





-...

Читать полностью

Уникальная карта "Животный и растительный мир Земли" издана в нашей стране впервые. Это первое географическое пособие ребенка. Около 300 высокохудожественных иллюстраций передают все своеобразие и красоту животного и растительного мира Земли. Красочные ландшафты и рельефы суши, завораживающие воды Мирового океана, панорамы льдов, картинки вулканов и водопадов, даже условные обозначения - все это художественные образы, близкие ребенку. На герой Маленький Гений предлагает юным исследователям весело провести с ним время. Родители могут играть с ребенком, давать интересные задания, путешествовать вместе с Маленьким Гением. Карта высоко оценена заслуженными учеными нашей страны. Полезность карты неоспорима, так как пробуждает у ребенка огромный интерес, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру Земли.
- Самые знаменитые горы, реки, водопады и вулканы;
- Более 300 реалистичных иллюстраций животных и растений;
- Забавный герой, путешествующий по карте;

Размер: Уникальная карта "Животный и растительный мир Земли" издана в нашей стране впервые. Это первое географическое пособие ребенка. Около 300 высокохудожественных иллюстраций передают все своеобразие и красоту животного и растительного мира Земли. Красочные ландшафты и рельефы суши, завораживающие воды Мирового океана, панорамы льдов, картинки вулканов и водопадов, даже условные обозначения - все это художественные образы, близкие ребенку. На герой Маленький Гений предлагает юным исследователям весело провести с ним время. Родители могут играть с ребенком, давать интересные задания, путешествовать вместе с Маленьким Гением. Карта высоко оценена заслуженными учеными нашей страны. Полезность карты неоспорима, так как пробуждает у ребенка огромный интерес, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру Земли.
- Самые знаменитые горы, реки, водопады и вулканы;
- Более 300 реалистичных иллюстраций животных и растений;
- Забавный герой, путешествующий по карте;
- Интересные дополнительные сведения.
Формат карты в развернутом виде: 1500х950 мм.

Скрыть

Открытый урок по географии для 7 класса

Тема: " "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Урок географии в 7-м классе.

Тема: " Растительный и животный мир Земли "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Цели урока.

1. Учебно–познавательная – Выяснить разнообразие видов растений и животных, выявить связь природных условий с растениямии животными.

2. Развивающая – формировать творческое и аналитическое мышление, развитие умений работать с географической информацией – атласами, картами, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.

3. Воспитывающая – понимание необходимости сохранения видов, умение задавать вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Оборудование : учебник, атлас, карта растительного и животного мира, природных зон.

Основное содержание: флора и фауна Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Закономерности распространения животных и растений.

Метод урока: иллюстративно- объяснительный.

Тип урока: изучение новой темы.

Структура урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Приготовьте все необходимое, что может понадобиться нам сегодня на уроке: дневник, атлас, учебник и тетрадь. 2.Изучение нового материала.

Идет положительный настрой учащихся на разговор. Объясняются цели и задачи урока, записывается тема урока на доске.

На какие вопросы мы должны ответить в конце урока:1.Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?

3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?

Поговорим о значенииживотных и растений для человека и планеты в целом. Рассмотрим, какое влияние оказываетчеловек на растительный и животный мир.

Ученики высказывают свое мнение, отвечают на поставленные вопросы учителя. Вместе обсуждают ответы.

Учитель: Мы в разговоре столкнулись с новыми понятиями «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие». Давайте посмотрим, что означают эти понятия на стр.66 учебника и запишем их в рабочую тетрадь.

«флора» - это совокупность видов растений.

«фауна» - это совокупность видов животных.

«биоразнообразие» - разнообразие видов живых организмов в биосфере.

«биомасса» - общая масса живых организмов.Биомасса - это количество живого органического вещества (растений, животных, грибов, бактерий) , который разделяется на фитомассу (массу растений) , зоомассу (массу животных) , микробную массу. Средняя величина биомассы на единице поверхности суши составляет 0,5 кг/га.Биомасса Мирового океана в 1000 раз меньше, чем биомасса обитателей суши, и составляет 3.9109 т,

Организмы континентальной части

· Зеленые растения - 2400 млрд тонн (99,2 %)

· Животные и микроорганизмы - 20 млрд тонн (0,8 %)

Организмы океанов

· Зеленые растения - 0,2 млрд тонн (6,3 %)

· Животные и микроорганизмы - 3 млрд тонн (93,7 %)

Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах. На Земле существует от 100 до 250 тысяч видов грибов.

Растений - 300 тыс. видов.Животных- 1,5 млн. видов. Учитель: А теперьвспомним, что такое природная зона, как связаны животные и растения с природными условиями. На этом этапе урока идет работа с картами атласа: климатической, картой природных зон.

На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Вместе с тем возрастает и количество видов растений. Тундра с лишайниками и мхами (до 500 видов) сменяется хвойными и широколиственными лесами, затем степями (до 2000 видов) и субтропической растительностью (свыше 3000 видов). Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах (свыше 8000 видов). Высота деревьев достигает 110-120 м. Растения растут в несколько ярусов, эпифиты покрывают деревья. Количество и разнообразие видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору. В лесах животные расселены в различных ярусах. Наивысшей плотности жизнь достигает при большом разнообразии строения организмов, т. е. при различной приспособленности видов к условиям совместного существования. Поэтому наибольшая плотность жизни наблюдается в биогеоценозах, где виды связаны цепями питания. Между организмами идет жесточайшее состязание за обладание пространством, пищей, светом, кислородом.

Биомасса Мирового океана. Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Объем воды в Мировом океане в 15 раз больше возвышающейся над уровнем моря суши. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Теплопроводность воды больше теплопроводности воздуха в 20 раз. Океан замерзает только у полюсов, но и подо льдом существуют живые организмы Вода – хороший растворитель. В состав воды океана входят минеральные соли, содержащие около 60 химических элементов. И, что особенно важно для жизни растений и животных, в ней растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Водные животные также выделяют при дыхании углекислый газ, а водоросли в процессе фотосинтеза обогащают воду кислородом.Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды – до 100 м. Поверхность океана в этой толще заполнена микроскопическими одноклеточными водорослями, образующими микропланктон (греч. «планктос» -- блуждающий). На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.

В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Океан не так богат жизнью, как недавно еще предполагали.

Воздействие человека на биомассу планеты. Человечество представляет собой небольшую биомассу в биосфере, но оно оказывает на нее грандиозное воздействие. Масштабы деятельности человечества расширяются благодаря постоянно растущей численности людей, стремительному ускорению научно-технического воздействия на природную среду.В развитии биосферы наступил такой период, когда человек должен планировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она не нарушала сложившиеся в этой гигантской экосистеме закономерности, не способствовала сокращению биомассы.Биомасса Земли-1800 млрд т.

Давайте выявим особенности живых организмов в разных природных зонах: Сообщение 1: Влажныеэкваториальные леса.

Во время каждого сообщения учащиеся работают с картой, показывая на ней объекты, и идет показ слайдов.

Сообщение: саванны.

Сообщение: пустыни.

Сообщение: степи.

Сообщение: смешанные и широколиственные леса.

Сообщение: тундры.

Учитель: Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные.

Ученики выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том,что эти животные живут на разных материках.

На данном этапе урока идет работа с картами атласа: картой природных зон, климатической, картой строения земной коры.

Далее ребята вместе с учителем делают вывод, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека. Вывод можно записать в тетрадь.

Учитель: Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. Перечислите мне растения и животных, которые исчезли или их мало осталось. Скажите, а что делают люди для того, чтобы эти животные и растения выжили?

Ученики называют представителей растительного и животного мира, которые оказались на грани вымирания, ведется разговор о Красной книге.

1. Охарактеризуйте биомассу суши. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Какое влияние оказывает деятельность человечества на биомассу Земли?

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте заполним таблицу, разделите тетрадь на две колонки. Запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю о растительном и животном мире», а во вторую колонку « Что я узнал сегодня нового о растительном и животном мире».

Учащиеся заполняют таблицу, вместе с учителем сравнивают ответы.

4.Домашнее задание .1) & 18. Составить кроссворд по природным зонам.

2) Можно написать творческое сочинение о природной зоне.

Что еще почитать