Проблема любви в пьесе вишневый сад. Анализ произведения «Вишневый сад» с точки зрения проблемы стиля

Что такое счастье

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место?

Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.

Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»

Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?

Дело,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.

Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».

Тест по произведению

Что такое счастье

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место?

Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.

Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»

Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?

Дело,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.

Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».

Тест по произведению

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 г., на стыке эпох, когда во всех сословиях в России ощущалось ожидание крупных и решительных перемен. И в своем последнем произведении А. П. Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его новаторство.

У этой пьесы довольно несложный сюжет, поскольку все действие разворачивается вокруг проблемы, кому достанется вишневый сад. Герои пьесы объединены именно этим образом - символом сада, который является своеобразным воплощением их прошлой, настоящей или будущей жизни. С развитием сюжета постепенно раскрывается и характер персонажей пьесы, и эта неспешность, неторопливость позволяет автору показать внутреннюю конфликтность человеческой души.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальным конфликтом пьесы является конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая линия сюжета - социально-романтическая. Сам А. П. Чехов говорит устами своих героев: «Вся Россия - наш сад». Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад. Дворянство, которое привыкло праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях после отмены крепостного права. И имение Раневской заложено и перезаложено, она давно «спустила» свое состояние, но в силу привычки не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, но Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и скорее всего просто боится думать о настоящем. Но она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной жизнью, и ее можно понять, но ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения и полнейшей ничтожности во всем. Важной деталью в обрисовке характера Гаева является то, что в его возрасте ему штаны продолжает надевать его старый лакей Фирс. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах», он произносит длинные речи, и это является лишь пародией на культурного и образованного человека. В русской классической литературе Гаев стал завершающим этапом в галерее «лишних людей».



Явной противоположностью владельцам вишневого сада становится Лопахин, «хищный зверь», по определению Пети Трофимова. Энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина противопоставлены беспечности и непрактичности старых владельцев вишневого сада. Он - потомок крепостных крестьян, тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду», и поэтому он минует, купив имение. Петя Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен».

Слезы Раневской потрясают Лопахина, он понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Его душа рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх.

Свое будущее герои видят по-разному. Раневская считает, что ее жизнь кончена. Аня и Петя видят в этом некий шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад стал ярким символом прожитого, и с ним уходят и Раневская, и старый Фирс, которого забывают в пустом, заколоченном доме.

И сюжет, и герои, и проблематика пьесы показывают нам Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Пассивный мечтатель и идеалист Петя Трофимов вряд ли сможет изменить жизнь, недаром его зовут «облезлым барином». Но, по мнению А. П. Чехова, именно Петя должен сменить Лопахина, ведь именно в его уста автор вкладывает мысль о том, что «вся Россия - наш сад». А. П. Чехов был глубоко убежден в том, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря, и А. П. Чехов предвидел и ждал ее.

Пьеса «Вишневый сад» стала итогом творческого пути писателя. Этой пьесой при помощи сюжета, героев и проблематики А. П. Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое Тургеневым в романе «Отцы и дети». За многие годы, прошедшие со временем отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с исторической арены. Новый владелец вишневого сада тоже не является у А. П. Чехова положительным героем. Хотя он является, конечно же, более жизнеспособным и обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью такие, как он, несомненно, к сожалению, уничтожают духовные ценности.

Один из самых ярки режиссеров- постановщиков пьесы в 1970е г Анатолий Эфорс сказал:

«Мы ушли от привычного лирического быта и открыли дорогу странному трагизму, который в этой пьесе заложен. Чистый, какой- то даже наивный трагизм. Детская разногласица в минуту грозящей опасности».

Этот наивный трагизм особенно заметен на примере 3го действия: бал в доме устраивается именно в тот день, когда решается на торгах судьба вишнёвого сада. Варя танцует, плача, Раневская и Петя говорят о том, что значит Выше или ниже любви, осыпая друг друга упреками, и одновременно далея, А затем Петя, рассерженно удалившийся после разговора падает с лестницы. Это- проявление того самого принципа, по которому Чехов собирается писать водевиль, заканчивающийся смертью. Так возникает жанровое своеобразие, позволяющее передать и жалость по отношению к персонажам, и гнев, и сочувствие к ним, и их осуждение- все то, что вытекало из идейно- художественного замысла автора.

Особенностью пьес Чехова является их кажущаяся бесконфликтность. В пьесе «вищневый сад» нет резкого противостояния характеров, ослаблены элементы занимательности фабулы, пьеса строится на остросюжетном драматическом действии.

В вишневом саде в жизни персонажей нет явных катастроф- если не считать аукциона, о котором, впрочем, все знают заранее. Действие пьесы протекает 6 месяцев. Чем заняты герои? Раневская, Гаев, Аня, Петя Трофимов? Только разговорами. Трудятся лишь Лопахин и Варя- да и то где- то за сценой. Ничего не происходит. Герои плывут по течению. Нет событий, а жизнь разбита. Почему? Кто виноват? Вроде бы никто, а вместе с тем, все.


Проблематика и поэтика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Своеобразие жанра.

Комедия «Вишневый сад» (1903)
1. На примере комедии «Вишневый сад» хорошо видно, в чем состоит новаторство чеховского театра.
В пьесе нет единого сюжетообразующего события, нет единого конфликта. Можно сказать, что в сюжете преобладают «центробежные» силы, а не «центростремительные», как в традиционных драматических сюжетах.
Формальный толчок к развитию сюжета - конфликт Гаева и Раневской с Лопахиным (по поводу продажи вишневого сада). Но по ходу действия становится очевиден мнимый характер этого конфликта. Продажа вишневого сада - сюжетный элемент, не связывающий, а наоборот, отделяющий линии героев друг от друга. Героев нельзя разделить на положительных и отрицательных, и даже на безусловно главных и второстепенных. У каждого из них своя жизненная драма (трагикомедия), свои проблемы (причем по типу эти проблемы чем-то схожи), свой «сюжет в сюжете», по-особому связанный с вишневым садом. Первое время на сцене как бы «ничего не происходит»: создается ощущение «бессобытийности». Основная суета вокруг вишневого сада начинается не сразу. Главным сюжетообразующим элементом является не какое-
нибудь событие, не сама интрига, а мысль автора, выраженная в подтексте, на уровне «подводных течений».
2. У каждого из героев свой конфликт - внутреннее несоответствие характера. Желаемое не соответствует действительному, мотивировки не соответствуют действиям, самооценка героя не соответствует производимому на других впечатлению, слова героя не соответствуют его делам (Раневская - любящая женщина, мать, всех предает, пускает
по миру; Лопахин, любя и жалея этих людей, пирует на поминках сада; Петя Трофимов часто говорит что надо работать, но сам он - «вечный студент»; после слов «давайте помолчим» продолжается бессодержательная болтовня.
Но все эти конфликты имеют между собой нечто общее - это трагикомедия несостоявшейся судьбы. Перед нами герои, потерявшие свое прошлое, настоящее (кроме Лопахина, но и он не рад своей удаче) "и будущее, потерявшие себя.
Раневская, Лопахин и другие постоянно играют затверженную роль, навязанную им обществом и культурой. Они усвоили язык понятий и стиль поведения, характерный для их социальных групп, за их риторикой почти не видно индивидуальности,
личности.
Герои «Вишневого сада» часто высмеивают, а иногда даже обличают друг друга. Каждый из них хорошо видит слабости другого, но не может критически отнестись к самому себе.
Символична судьба старого слуги Фирса. Все уезжают, оставляя его на произвол судьбы: забыли человека. Одновременно Фирс - воплощение прошлого: оставили свое прошлое, потеряли себя. Пьеса заканчивается словом Фирса: «недотепа», которое можно отнести к
каждому из героев.
«Подводные течения».
Каждый герой живет своей внутренней жизнью, мало зависящей от сюжетных поворотов и от реплик других героев. Интонация не соответствует смыслу высказывания: слова произносятся «машинально», а интонация выражает состояние героя
Лейтмотивные реплики героев. Герои часто повторяют одинаковые или похожие по смыслу реплики, которые можно назвать лейтмотивными. Например, Гаев постоянно разговаривает сам с собой о бильярде, а иногда бессмысленно спрашивает: «Кого?» Этот
комический прием показывает, что герой живет в своем отдельном мире, не замечая, что происходит вокруг.
Нарушение диалога. Диалог не выстраивается, герои отвечают друг
другу невпопад, каждый говорит «о своем», «не слыша» других.
Это указывает на разобщенность людей: все герои одинаково глухи к чужим проблемам, нарушены контакты, межличностные связи.
Таким образом, в пьесе появляется сквозной мотив глухоты. Фирс - реально, физически глухой человек - становится символической фигурой. Более того, Фирс, парадоксальным образом, едва ли не самый отзывчивый из героев: преданный своим хозяевам, продолжает трогательно заботиться о них, ухаживает за Гаевым, которому 51 год, как за младенцем («Опять не те брючки надели»). Он отвечает невпопад, потому что в самом деле слабо слышит, а у других героев глухота не физическая, а душевная. Их положение в каком-то смысле хуже, чем положение Фирса, поэтому он по праву называет их «недотепами».
Роль символов в пьесе
Символика - важный элемент чеховской драматургии. Центральный символ в пьесе -
вишневый сад.
Стук топора сопровождает музыка, которую заказывает Лопахин, - символ новой
жизни, которую должны увидеть его внуки и правнуки.
Жанровое своеобразие пьесы
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. В чем выражается комедийное начало?
1. Основу конфликта составляют нелепые противоречия в характерах и ситуациях.
2. Часто используются грубо-комические, даже гротескно-фарсовые элементы.
3. В монологах героев часто используется прием абсурдизации.
Яркий пример - обращение Гаева к шкафу:
«Дорогой многоуважаемый шкаф!..» и т. д. Судя по контексту, Гаев
хочет сказать о книгах, которые в этом шкафу находятся, о роли этих
книг в его жизни (см. текст). Но свойственная этому герою нелепая
манера выражаться превращает пародийно-публицистический монолог
о книгах в абсурдно-фантасмагорический «диалог со шкафом».
Тем не менее, общее настроение комедии - грустное и финал невеселый. В принципе, это традиционно для русских комедий.
Но есть в пьесе «Вишневый сад» что-то еще, «мешающее» назвать ее комедией. Этот элемент лучше всего охарактеризовать как лиризм, лирическое начало. Лиризм проявляется в монологах всех героев, даже комических. Каждый из них по-своему несчастен, грустит о бессмысленно протекшей жизни и о своем бесприютном существовании.
Таким образом, пьесу можно назвать лирической комедией, а некоторые исследователи называют ее даже лирической драмой. Это указывает на важную тенденцию в развитии драматургии: в XX в. драма как средний жанр вытесняет традиционные «крайние» жанры, известные в классической драме (вспомните два значения термина
«драма»): она может нести в себе и трагические мотивы, и комические, и даже сочетать их в пределах одного сценического эпизода.

Вишневый сад. Пьеса «Вишневый сад» написана на тему разорения дворянского гнезда, переходящего в руки разбогатевшего крестьянина-купца. Но за частной бытовой коллизией здесь раскрываются эпохальные перемены: смена дворянской культуры буржуазной, разрыв культурных традиций, разные жизненные и духовные ориентации людей на стыке эпох. Жизнь предстает в движении, отражены исторические перемены (1861г.) и неизбежные радикальные сдвиги в социальной и личностной психологии. Прошлое вызывает острую ностальгию не только у разорившихся дворян, но и у людей иных социальных и поколенческих групп: у Лопахина, у Ани Раневской. Уходят в прошлое не одни недотепы-дворяне. Уходит культура, побуждавшая людей жить не только по расчетам выгоды, но и по законам красоты. Для купца сад – лишь предмет дохода, либо убытка. Для дворян он символ красоты российской земли – всегда дорогой для русского человека символ отечества, веры в свою страну и свои силы. На наших глазах происходит разрыв времен и традиций (19-20 и 20-21вв.). Вот почему победа Лопахина над Раневской и Гаевым не представляется окончательным торжеством, полной победой делового человека. И свидетельством исторической незавершенности пьесы становится самочувствие победителя. Лишь на один час после закончившихся торгов он переживает чувство успеха и торжествует. В другое он сам рефлексирует по поводу своей социально-преобразующей миссии: «надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…» Персонажи лишены типовой определенности. Раневскую и ее брата нельзя назвать лишь бездельниками, праздными, легкомысленными людьми. Все это им присуще. Но в них есть и чувствительность, доброта, достоинство, патриотизм. Они могут принимать драматизм ситуации легко, поэтому их социальная легкомысленность даже привлекательна. Лопахин не похож на типичного купца, у него нет неприязни к господам, он хранит благодарную память о них, он привязан к их усадьбе. Слово «недотепа» применимо ко всем персонажам пьесы, всем им присуща некоторая уязвимость. С этим качеством пьесы связана ее жанровое своеобразие. Пьеса нерндко исполнялась как драма и воспринималась читателями как драма, хотя по своей природе это лирическая комедия. Ей присущ лиро-драматический и комедийно-юмористический пафос одновременно. Действ. лица вызывают у читателя то сочувствие, то насмешку, то восхищение, то иронию. Чехов создает эту игру «тональной светотени» неожиданными столкновениями людей; их неадекватными ситуации высказываниями; репликами, брошенными «для себя», никому не обращенными. В пьесе нет строгого деления героев на положительных и отрицательных. Авторская оценка их характеров лишена однозначности. Главная коллизия чеховких пьес – это общее недовольство строем жизни, страстное ожидание перемен. В пьесах Ч. много символов, символичны целые сцены и эпизоды: оставленный в заколоченной усадьбе в финале «В.с.» Фирс. Символичны топосы – дом и сад. Символичны звуки – звук лопнувшей струны во втором акте «В.с.», удар топора по вишневым деревьям в заключении пьесы. Символичны и некоторые лирические и комические средства: паузы, недомолвки, эксцентрические трюки и т.п.

«Вишневый сад» — это социальная пьеса А.П. Чехова о гибели и вырождении российского дворянства. Написана она была Антоном Павловичем в последние годы жизни. Многие критики говорят, что именно эта драма выражает отношение писателя к прошлому, настоящему и будущему России.

Первоначально автор планировал создать беззаботную и смешную пьесу, где главной движущей силой действа станет продажа имения с молотка. В 1901 году в письме супруге он делится своими задумками. Ранее он уже поднимал подобную тему в драме «Безотцовщина», однако тот опыт признал неудачным. Чехов хотел экспериментировать, а не воскрешать сюжеты, погребенные в письменном столе. Процесс обнищания и вырождения дворян проходил перед его глазами, а он наблюдал, создавая и накапливая жизненный материал для создания художественной правды.

История создания «Вишневого сада» началась еще в Таганроге, когда отец писателя вынужден был продать родовое гнездо за долги. Видимо, Антон Павлович испытал нечто похожее на чувства Раневской, поэтому так тонко вник в переживания, казалось бы, выдуманных героев. Кроме того, Чехов лично был знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже пожертвовал усадьбой, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение. Его ситуация – одна из сотен. Вся харьковская губерния, где не раз бывал писатель, обмелела: дворянские гнезда исчезали. Вот такой масштабный и неоднозначный процесс привлек внимание драматурга: с одной стороны, крестьяне освободились и получили долгожданную свободу, с другой, благосостояния эта реформа никому не прибавила. Столь явный трагизм нельзя было игнорировать, легкой комедии, задуманной Чеховым, не получилось.

Смысл названия

Поскольку вишневый сад символизирует Россию, можно сделать вывод, что автор посвятил произведение вопросу об ее судьбе, как Гоголь написал «Мертвые души» ради вопроса «Куда летит птица-тройка?». По сути, речь идет не о продаже имения, а о том, что будет со страной? Не распродадут ли ее, не вырубят ли ради выгоды? Чехов, анализируя ситуацию, понимал, что вырождение дворянства, опорного сословия для монархии, сулит России смуту. Если эти люди, призванные своим происхождением быть стержнем государства, не могут нести ответственности за свои поступки, то страна пойдет ко дну. Такие мрачные мысли подстерегали автора на обратной стороне затронутой им темы. Оказалось, что его героям не до смеха, как и ему самому.

Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» в том, чтобы донести читателю идею произведения – поиски ответа на вопросы о судьбе России. Без этого знака мы бы воспринимали комедию, как драму семьи, драму из частной жизни или же притчу о проблеме отцов и детей. То есть, ошибочное, узкое толкование написанного не дало бы читателю и через сто лет понять главное: мы все в ответе за свой сад, независимо от поколения, убеждений и социального положения.

Почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией?

Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.

Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.

Основная идея

Идейно-тематический смысл пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее. Чехов показывает ошибки и несостоятельность прошлого, пороки и хищную хватку настоящего, но на счастливое будущее он все же надеется, показывая возвышенных и в то же время самостоятельных представителей нового поколения. Прошлого, какое бы прекрасное оно ни было, не вернуть, настоящее слишком несовершенно и убого, чтобы его принять, поэтому надо вложить все силы в то, чтобы будущее оправдало светлые ожидания. Для этого все должны постараться именно сейчас, не откладывая.

Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.

Тема произведения

  1. Автор использовал образ, хорошо знакомый каждому из нас и понятный для каждого. Вишневые сады у многих есть и по сей день, а тогда они были и вовсе незаменимым атрибутом каждого имения. Они расцветают в мае, красиво и благоуханно отстаивают отпущенную им неделю, а потом быстро опадают. Так же прекрасно и скоропостижно опало дворянство, некогда опора Российской Империи, погрязшая в долгах и нескончаемых полемиках. Что до дела, эти люди были неспособны оправдать возложенные на них надежды. Многие из них своим безответственным отношением к жизни лишь подтачивали основы Российской государственности. То, что должно было бы быть вековой дубравой, было лишь вишневым садом: красивым, но быстро улетучившимся. Плоды вишни, увы, не стоили того места, которое они занимали. Так раскрылась тема гибели дворянских гнезд в пьесе «Вишневый сад».
  2. Темы прошлого, настоящего и будущего реализуется в произведении благодаря многоуровневой системе образов. Каждое поколение символизирует время, ему отведенное. В образах Раневской и Гаева отмирает прошлое, в образе Лопахина хозяйничает настоящее, ну а будущее ждет своего дня в образах Ани и Петра. Естественный ход событий приобретает человеческое лицо, смена поколений показывается на конкретных примерах.
  3. Важное место занимает и тема времени. Его сила оказывается разрушительной. Вода камень точит – так и время стирает в порошок человеческие законы, судьбы и убеждения. Еще недавно Раневская и подумать не могла, что ее бывший крепостной поселится в усадьбе и вырубит сад, передававшийся Гаевым из поколения в поколение. Этот незыблемый порядок социального устройства рухнул и канул в лету, на его месте водрузился капитал и его рыночные законы, в которых власть обеспечивали деньги, а не положение и происхождение.
  4. Проблематика

    1. Проблема человеческого счастья в пьесе «Вишневый сад» проявляется во всех судьбах героев. Раневская, например, пережила в этом саду немало бед, но счастлива вновь вернуться сюда. Она наполняет дом своей теплотой, вспоминает родимые края, ностальгирует. Ее совсем не волнуют долги, продажа имения, наследство дочери, в конце концов. Она счастлива забытыми и вновь пережитыми впечатлениями. Но вот дом продан, векселя погашены, а счастье не спешит с приходом новой жизни. Лопахин говорит ей о спокойствии, но только тревога нарастает в душе. Вместо освобождения приходит подавленность. Таким образом, что для одного счастье – несчастье для другого, все люди по-разному понимают его сущность, поэтому им так сложно ужиться вместе и помочь друг другу.
    2. Проблема сохранения памяти тоже волнует Чехова. Люди настоящего безжалостно вырубают то, что составляло гордость губернии. Дворянские гнезда, исторически важные сооружения, гибнут от невнимания, стираются в небытие. Конечно, деятельные коммерсанты всегда найдут аргументы, чтобы разрушить неприбыльное старье, но так бесславно погибнут исторические памятники, памятники культуры и искусства, о которых будут жалеть дети Лопахиных. Они будут лишены связей с прошлым, преемственности поколений, и вырастут Иванами, не помнящими родства.
    3. Проблема экологии в пьесе не остается без внимания. Автор утверждает не только историческую ценность вишневого сада, но и его естественную красоту, его важность для губернии. Все жители окрестных деревень дышали этими деревьями, и их исчезновение – маленькая экологическая катастрофа. Местность осиротеет, зияющие земли оскудеют, зато люди заполонят каждый пятачок неприветливого пространства. Отношение к природе должно быть столь же бережным, как и к человеку, иначе все мы останемся без дома, который так любим.
    4. Проблема отцов и детей воплощается во взаимоотношениях Раневской и Анечки. Видно отчуждение между родными людьми. Девушка жалеет непутевую мать, но ее образа жизни разделить не хочет. Любовь Андреевна балует дитя нежными прозвищами, но не может понять, что перед ней уже не ребенок. Женщина продолжает делать вид, что та ничего еще не понимает, поэтому беззастенчиво строит свою личную жизнь в ущерб ее интересам. Они очень различаются, так что и не делают попыток найти общий язык.
    5. Проблема любви к родине, точнее, ее отсутствия тоже прослеживается в произведении. Гаеву, например, безразличен сад, он заботится лишь о собственном комфорте. Его интересы не поднимаются выше потребительских, поэтому судьба отчего дома его не волнует. Лопахин, его противоположность, тоже не понимает щепетильности Раневской. Однако он не понимает и того, что сделать с садом. Он руководствуется только меркантильными соображениями, ему важны прибыли и расчеты, но не сохранность родного дома. У него ярко выражается лишь любовь к деньгам и процессу их получения. Поколение детей мечтает о новом саде, старый им ни к чему. Здесь же проявляется и проблема равнодушия. Вишневый сад никому не нужен, кроме Раневской, да и той нужны воспоминания и старый уклад, где она могла бы ничего не предпринимать и жить счастливо. Ее безразличие к людям и вещам выражено в сцене, где она спокойно пьет кофе, выслушивая новость о смерти своей няни.
    6. Проблема одиночества терзает каждого героя. Раневскую бросил и обманул любовник, Лопахин не может наладить отношения с Варей, Гаев – эгоист по природе своей, Петр и Анна только начинают сближаться, и уже очевидно, что они затеряны в мире, где некому подать им руку помощи.
    7. Проблема милосердия преследует Раневскую: никто не может ее поддержать, все мужчины не просто не помогают, а не щадят ее. Муж спился, любовник бросил, Лопахин отнял имение, брату на нее наплевать. На этом фоне она сама становится жестокой: забывает Фирса в доме, его заколачивают внутри. В образе всех этих бед кроется неумолимая судьба, которая немилосердна к людям.
    8. Проблема поиска смысла жизни. Лопахина его смысл жизни явно не удовлетворяет, поэтому он так низко себя оценивает. Анну и Петра этот поиск только ожидает впереди, но они уже петляют, не найдя себе места. Раневская и Гаев с потерей материальных благ и своей привилегированности теряются и не могут сориентироваться вновь.
    9. Проблема любви и эгоизма хорошо видна на контрасте брата и сестры: Гаев любит только себя и особо не страдает от потерь, а вот Раневская всю жизнь искала любви, но не нашла, и сама по пути ее растеряла. Только крохи пришлись на долю Анечки и вишневого сада. Даже любящий человек может стать эгоистом после стольких лет разочарования.
    10. Проблема нравственного выбора и ответственности касается, прежде всего, Лопахина. Ему достается Россия, его деятельность способна ее изменить. Однако ему не хватает моральных основ для осознания важности его действий для потомков, осознания ответственности перед ними. Он живет по принципу: «После нас — хоть потоп». Ему не важно то, что будет, он видит то, что есть.

    Символика пьесы

    Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.

    Эпизоды изображают обычные бытовые ситуации, «мелочи жизни», через которые мы и узнаем о главных событиях пьесы. У Чехова смешано трагическое и комическое, например, в третьем действие Трофимов философствует, а затем нелепо падает с лестницы. В этом можно усмотреть определенный символизм авторского отношения: он иронизирует над героями, ставит под сомнение правдивость их слов.

    Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.

    Композиция

    Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.

    Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.

    Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.

    Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.

    Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.

    Новаторство Чехова — драматурга

    Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.

    Система образов

    У Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова, но есть внесценические герои (например, парижский любовник, ярославская тетушка), которые важны в пьесе, но Чехов не выводит их во «внешнее» действие. В этой драме нет разделения на плохих и хороших героев, зато есть многогранная система персонажей. Действующих лиц пьесы можно разделить:

  • на героев прошлого (Раневская, Гаев, Фирс). Они умеют только сорить деньгами и размышлять, не желая ничего менять в своей жизни.
  • на героев настоящего (Лопахин). Лопахин – простой «мужик», который с помощью труда разбогател, купил имение и не собирается останавливаться.
  • на героев будущего (Трофимов, Аня) – это молодое поколение, мечтающее о высшей правде и о высшем счастье.

Герои «Вишневого сада» все время прыгают от одной темы к другой. При видимой диалогичности они не слышат друг друга. В пьесе целых 34 паузы, которые образуется между многими «никому не нужными» высказываниями героев. Неоднократно повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая дает понять, что герои не меняются, они стоят на месте.

Действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишневых деревьев начинают цвести, а заканчивается в октябре. Конфликт не имеет ярко выраженного характера. Все основные события, решающие будущее героев происходят за сценой (например, торги имения). То есть Чехов полностью отказывается от норм классицизма.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что еще почитать