Применение современных материалов в дизайне. Новые материалы в отделке помещений и дизайне интерьеров


Принято считать, что инновации - главный двигатель текущего успеха любого предприятия. Понятие «инновация» означает: «перемена, изменение, обновление, внесение нового»18. И действи-тельно, весь наш мир, в сущности, постоянно пребывает в процессе непрерывного изменения и обновления. Промышленность смотрит на процесс инноваций как фактор, способствующий развитию и процветанию. Зачастую термины «дизайн» и «инновации»
ДИЗАЙН В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОММЕРЦИИ
/73
используют как взаимозависимые. Возможно, оттого, что и тот, и другой обладают определенной долей неоднозначности, используются в широком смысле и синонимичны понятию креативности19. По сути, связь дизайна и инноваций не так проста, и потому, чтобы ее понять, необходимо прояснить значение каждого из терминов.
Поскольку инновационный процесс означает изменения, инновации могут осуществляться в любом контексте. Уэст и Фарр в своей книге об инновациях в работе дают им такое определение: «намеренное внедрение и применение в рамках деятельности человека, группы или организации новых идей, процессов, продуктов или процедур, предназначенных для того, чтобы принести значительную пользу человеку, группе, организации или обществу»20. Таким образом, в производственном контексте справедливо говорить, например, об инновациях процессов, управленческих, рыночных, технологических инновациях и т.д.
Ранее все перечисленные виды относили к категории промышленных технологических инноваций. Фримен определяет инновации как процесс, который состоит из технологического, дизайнерского, производственного, управленческого и коммерческого аспектов деятельности, необходимых для вывода на рынок нового (или усовершенствованного) продукта или для внедрения нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования (рис. 2.2)21.
Многие определения инноваций указывают на тесную связь между инновациями и процессом разработки продукта. На рисунке 2.3 наглядно показано, как различные виды инноваций могут возникать на различных этапах разработки нового продукта. Джонс

Рисунок 2.2 Взаимосвязь инноваций
Власть дизайна
/74
выделяет два вида инноваций - революционный и поэтапный22. Поэтапный (иначе - низкий инновационный) уровень означает постепенное совершенствование продукта посредством серии шагов или разработки различных вариантов одного продукта. Революционные (радикальные) инновации - это скачки или значительные перемены, зачастую требующие сопутствующих серьезных изменений в самой организации либо в ее работе с целью ее адаптации для успешного внедрения инноваций23. Таким образом, революционные или поэтапные инновации способны повлиять на любой этап процесса дизайна и разработки продуктов.
Зачастую процесс дизайна играет главную роль в процессе продуктовых или технологических инноваций, а также способствует процессным или рыночным инновациям. Например, компания Cambridge Display Technology Company разработала светоизлуча-ющие полимеры, применение которых в производстве телевизоров означало бы возможность выгнуть экран телевизора и/или придать ему любую биоморфную* форму. В электронных приборах экраны, выполненные из таких полимеров, могли бы полностью заменить традиционные:

БиОМОРФИЗМ - НОВЕЙШИЙ СТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ XXI ВЕКА. ПРЕДЛАГАЕТСЯ КАК НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЙ И ЭРГОНОМИЧНЫЙ СТИЛЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕКА. ПРИШЕЛ НА СМЕНУ КОНСТРУКТИВИЗМУ. АПОЛОГЕТЫ ЭТОГО СТИЛЯ ЧЕРПАЮТ СВОЕ ВДОХНОВЕНИЕ У ПРИРОДЫ, ЗАИМСТВУЯ У НЕЕ ОБТЕКАЕМЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И РАЦИОНАЛЬНО ВНЕДРЯЯ ИХ В АРХИТЕКТУРУ. - ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
Дизайн в промышленности и коммерции /75
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВИД ПЛАСТМАССЫ ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАВАТЬ МИРИАДЫ ОРИГИНАЛЬНЫХ ФОРМ И МОНИТОРОВ, ТОЛЩИНОЙ В ОДИН МИЛЛИМЕТР, НО ПРИ ЭТОМ БОЛЕЕ ЛЕГКИХ И ПРОЧНЫХ, ЧЕМ ИХ ПРЕД-ШЕСТВЕННИКИ из СТЕКЛА. НАНЕСЕНИЕ ТОНКОЙ ПЛЕНКИ ЭЛЕКТРОДОВ
НА ПЛАСТМАССУ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО ЭКРАН СТАНОВИТСЯ СВЕТООТРАЖАЮЩИМ. ПОДОБНЫЕ ПОЛИМЕРЫ УЖЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДИСПЛЕЙНЫХ ЭКРАНОВ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ И КПК КОМПАНИЯМИ, ВРОДЕ PHILIPS И SEIKO EPSON. БОЛЕЕ ТОГО, В CAMBRIDGE DISPLAY TECHNOLOGY COMPANY СЧИТАЮТ, ЧТО «ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ СПОСОБНА В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНИТЬ БУМАГУ. ОНА НЕ ТОЛЬКО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТОНКАЯ И ГИБКАЯ, НО НА НЕЙ ЕЩЕ МОЖНО ЛЕГКО ОБНОВ- „ . ЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ»24.
Таким образом, поскольку дизайнеры Philips и других компаний используют данное изобретение в процессе дизайна и разработки продукта, оно приведет только к инновации продукта. Разрабатывая возможные варианты использования этого материала, дизайнеры могут способствовать рыночным инновациям или инновациям процессов производства, например в разработке новых способов производства уже существующих продуктов.
Концепцию дизайна как центрального элемента технологи-. ческих инноваций можно проиллюстрировать по аналогии с вариантом, предложенным Роем и Брюсом в модели, показывающей роль дизайна и разработок (рис. 2.4). Спектр применения дизайг на в организациях и разработке новых продуктов значительно шире, чем принято считать. В книге «Победить благодаря дизайну» (Winning by Design) утверждается: в то время как изобретения и инновации подразумевают технический прогресс существующее го уровня техники в определенной сфере, итогом процесса дизайна обычно становится создание вариантов в рамках этого существующего уровня техники. «Иногда дизайн ведет совсем не к техно-логическим изменениям, а просто к появлению продукта с новыми характеристиками - другой формы, в другом стиле, с другим рисунком или отделкой, например «новый дизайн стула или формы кузова автомобиля»25.
Так, Пиатер назвал дизайн модной одежды созданием неинновационных новинок26. Пример тому - коллекция весна/лето-98 Исси Мияке, модельера, который,
ПОДХВАТИВ ИДЕЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЧУЛОК, СПРОЕКТИРОВАЛ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ФАСОНОВ ОДЕЖДЫ, СДЕЛАННЫХ НАПОДОБИЕ ГИРЛЯНД ИЗ ВЫРЕЗАННЫХ ИЗ БУМАГИ КУКОЛ - КАЖДАЯ ПРЕДЫДУЩАЯ СОЕДИНЕНА с ПОСЛЕДУЮЩЕЙ. ЭЛЕМЕНТЫ ВЫКРОЙКИ БЫЛИ ОТДЕЛЕНЫ ДРУГ
ОТ ДРУГА, НО ШВЫ ОСТАВАЛИСЬ НЕДОДЕЛАННЫМИ, И ИХ МОЖНО БЫЛО
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/ 76

Источник: Р. Рой и М. Брюс. «Дизайн продукта, инновации и конкуренция в британской обрабатывающей промышленности - история, цели и методьи (Roy, R. Product design, innovation and competition in British manufacturing - background, aims and methods / R. Roy, M. Bruce // Working Paper WP-02. - Milton Keynes: Design Innovation Group, Open University, 1984).
Рисунок 2.4. Процесс технологических или промышленных инноваций и роль дизайна и разработок
/77

Рисунок 2.5. Отношения между дизайном и инновациями
РАЗРЕЗАТЬ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ЛИНИЯМ ПЕРФОРАЦИИ И ЗА СЧЕТ ЭТОГО ВАРЬИРОВАТЬ ФОРМУ РУКАВА, ВЫРЕЗ И ДЛИНУ. УДАЧНО НАЗВАННАЯ JUST BEFORE (С АНГЛ. - «ПОЧТИ ГОТОВАЯ») КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЛА НАМЕРЕННУЮ НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ. ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА ТАКОЙ ОДЕЖДЫ СТАНОВИЛАСЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЦЕССА СОЗИДАНИЯ. По СЛОВАМ НЭНСИ НОКС, ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИССИ МИЯКЕ, «ВЕСЬ СМЫСЛ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЗВОЛИТЬ ЖЕНЩИНЕ ВЫБРАТЬ ТОТ ВАРИАНТ, КОТОРЫЙ ЕЙ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ, И ТОГДА В ОДЕЖДЕ ОТРАЗИТСЯ ЧАСТИЧКА ЕЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ. ХОТЯ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫКРОЙКИ И ВЫРЕЗАЮТСЯ ИЗ ОДНОГО КУСКА ТКАНИ, РЕЗУЛЬТАТ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕПЬ ОБЩЕГО С ВЫРЕЗАНИЕМ ПЕЧЕНЬЯ ФОРМОЧКОЙ»27.
Таким образом, дизайн и инновации дополняют друг друга: ди-зайн не только является центральным элементом технологических и продуктовых инноваций, но и оказывает еще более широкое влияние на продукт. Зато охват сфер управления, в которых могут применяться инновации, значительно шире. В сущности, вместе дизайн и инновации являются движущей силой любого успешно-го предприятия (рис. 2.5). Нам всем прекрасно известны примеры такого взаимодействия: циклонный пылесос Dyson (Джеймс Дай-сон, 1980-е годы), [Мае (Джонатан Айви, 1998 год), первый стул из стальных трубок (Мис ван дер Роэ, 1930 год), карта лондонского метро (Генри Бек, 1933 год). Можно сказать, что такое взаимодействие инноваций ведет к созданию новой ценности посредством рождения новых товаров.
Дизайн впечатлений от восприятия бренда
Как уже было сказано выше в этой главе, дизайн содействует как ценовым, так и неценовым факторам. И на самом деле, все чаще мы наблюдаем тенденции, свидетельствующие, что в основе конкуренции между компаниями лежат неценовые факторы - прежде
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/ 78
всего к таковым относится индивидуальность компании или продукта в том виде, в котором она выражается в определенном бренде.
За последние 50 лет не раз подчеркивалась значимость корпоративного имиджа и идентичности, а первую определенную корпоративную идентичность разработал Петер Верен для компании AEG (1907-1914 годы) (рис. 2.б)28. В наше время большая работа по развитию теории корпоративной идентичности/имиджа/индивидуальности была проделана дизайнером Уолли Олин-сом, издавшим за последние 20 лет целую серию публикаций на эту тему.
Суть взаимосвязи между дизайном и корпоративной идентич-ностью заключается в той роли, что берет на себя дизайнер, когда создает символы и образы, при помощи которых происходит репрезентация группы: «Любая группа людей неизменно приобретает собственную уникальную идентичность, неповторимую индивиду-альность и образ поведения, отличные от суммы индивидуальностей людей, входящих в нее, и несводимые к ней»29. Традиционно труд дизайнера использовался для того, чтобы перенести индивидуальные ценности в корпоративную идентичность. С течением времени

Неистощима, своими наметанным взглядом они видят в окружающем мире немного больше, чем прочие. Так что им проще заметить потенциал для оформления интерьера у материала, при взгляде на который такая мысль не возникает

Именно дизайнеры превращают необычные материалы в оригинальные украшения для дома в виде столиков, кресел и полок. Их эксперименты часто превращаются в предметы массового потребления. Или становятся уделом оригиналов, которым не хватает соли в повседневной жизни.

Материал первый: автомобильный углерод

Создатели интерьеров часто берут материалы из областей, которые никак не связаны с дизайном и искусством в общем. Так, автомобильная и авиационная промышленность принесла создателям мебели такое соединение, как углеродное волокно. Материал обладает повышенной легкостью, прочностью, игнорирует температурные воздействия и перепады погоды.

Самым интересным и оригинальным изделием, на которое пошло углеродное волокно стал стул, названный Carbon Chair. Его авторами являются Бертьян Пот и Марсель Вандерс. Сиденье, а также спинка объекта сделаны вручную, а в качестве каркаса выступает конструкция из эпоксидной смолы.

Вторая интересная идея, которую воплотил Эндрю МакКонелл из дизайн-студии Disguincio & Co - это , сделанные из того же углеродного волокна. Из функционального элемента дома этот объект превратился в самый настоящий арт-объект, которым можно любоваться бесконечно, поражаясь фантазии ее создателя.

Материал второй: пестрый и светится

В двухтысячных внимание дизайнеров привлек материал, который называется метакрил. Это один из видов пластика, который легко обрабатывается механическим путем. Также его преимущество заключается в том, что для создания предметов из него может быть задействовано абсолютно любое цветовое решение.

В 2006 году Sawaya & Moroni выпустила яркие интересные канделябры под названием Maua Huni. Они объединили в себе отголоски реальных прототипов предметов из истории, но в этом исполнении они прекрасно вписываются в современный интерьер . Метакрил обладает способностью светиться в месте среза. Так что теплое пламя свечи дополняется мягкой неоновой подсветкой, и это позволяет ощутить дух волшебства.

Материал третий: небьющееся стекло

Не смогли мастера интерьера пройти и мимо такого материала, как плексиглас (прозрачное акриловое стекло, если описать его другими словами), придуманное для удовлетворения потребностей строительства. Именно его использовали для создания космического эффекта в интерьерах 60-х годов. Именно в это время мир увидел прозрачные футуристические стулья и светильник Acrilica.

В наше время возвращение к традициям привело к созданию удивительного объекта. Это «жидкий» тающий стол, выполненный известным дизайнером Захи Хадид. Столик сделан из двух типов акрилового стекла: на его создание пошли прозрачный и полупрозрачный материалы.

Несмотря на создающееся при первом взгляде ощущение, столешница сверху абсолютно ровная и гладкая. Прозрачность придает композиции легкость, а формы сделаны в виде имитации таяния льда, так что зритель остается зачарованным этим необычным эффектом.

Материал четвертый: изоляционный и практичный

Полимер Cocoon разрабатывался как инновационный материал с высокими изоляционными качествами для дальнейшего активного использования в строительстве, а в итоге попался на глаза дизайнерам и открыл себя в новом качестве с совершенно другой стороны.

В 60-е годы, когда футуризм был в моде, Flos начала продавать придуманные Акилле и Пьерджакомо Кастильони настольные лампы Taraxacum. Именно этот опыт стал первым в послужном списке необычного полимера.

Десять лет назад инициативу перехватил Марсель Вандерс, который придумал и воплотил в жизнь необычную, инопланетную по внешности люстру Zeppelin. При взгляде на нее возникает ощущение, что каркас запутан в нескольких слоях паутины. Такой элемент дизайна совершенно точно привлечет внимание в любом интерьере.

Материал пятый: прочная и уединенная

Это материал отличает достаточно высокая стоимость. Но за эти деньги потребитель получает прекрасное обивочное полотно алькантара, внешним видом более всего напоминающее замшу, но при этом:

  • прочное;
  • легкое;
  • не вытирающееся;
  • легко отмывающееся;
  • не выгорающее от солнечных лучей.

Самой яркой новинкой из материала признано кресло Peekaboo, выпущенное фирмой Blå Station из Швеции. У него металлический каркас, наполнитель из полиуретана, обивка из алькантары и особая ширма сверху. Она помогает в любой момент отгородиться от внешнего мира и остаться наедине со своими мыслями. Такой дизайн приглянется мыслителям или любителям медитировать, максимально отгородившись от суетности окружающего мира.

Материал шестой: подвижный и ультрасовременный

Laokoon - это уникальный , ультрасовременный, модный и оригинальный по виду и по структуре. Материал является детищем одноименной компании из Венгрии, работающей под руководством Сентирмаи-Жоли Жужанном. Это на самом деле очень необычный и стильный объект. В его основе конструкция из двигающихся пластин из обычной пластмассы или же экологически чистой пробки. Плотность и расположение элементов каждого полотна позволяют регулировать прозрачность материала и создавать из него разнообразные фигуры, сгибая материал в разные стороны.

Среди возможностей материала создание таких сложных и необычайно красивых текстур:

  • змеиная кожа;
  • поверхность моря;
  • перья птицы.

Фирма не остановилась на достигнутом и пустила материал на такие изделия, как светильники четырех типов. Два из них обладают стеклянной основой (Baabel и Medusa), обновленная оригинальная версия светильника Ensoo и еще одна необычная авторская версия изделия, названная Drop.

Материал седьмой: искусственные смолы

Синтетические массы, в частности, смолы, также получили свое место в мире . Гаэтано Пеше пустил их на создание оригинального стола Tavolone. Дизайнер взял форму, в которую залил смолу разных цветов. Он позволил материалам перемешаться и переплестись в случайном виде, так что получилось совершенно индивидуальное и неповторимое творение.

Дизайн-студия из Италии Cedr/Martini провела собственный эксперимент и выяснила, что можно создать не менее интересный и оригинальный стол. Так на свет появился объект Pangea. Он выполнен в технике, которая напоминает образования из природы - наросты в виде сталактитов в пещерах. «Природный» вид изделия смешивается с футуристическими нотками, так что зрителю остается лишь удивляться, откуда в головах дизайнеров берутся такие решения.

Материал восьмой: бесшовный и долговечный

Дональд Смокум, работавший в 70-е годы в лаборатории DuPont, изобрел новый удивительный материал с поразительными свойствами и назвал его Corian. Эта разработка отличается:

  • длительным сроком службы;
  • уникальной прочностью;
  • широким спектром цветовых решений;
  • возможностью создавать бесшовные поверхности.

Дизайнеры с мировым именем не зря отдают предпочтение этому прочному и красивому материалу . С ним работают Заха Хадид и Рон Арад. Любое творение, вышедшее из-под их умелых рук, становится настоящим украшением интерьера и интересным акцентом в нем, будь то журнальный столик или даже целая кухня.

Индустрия дизайна интерьеров развивается семимильными шагами, на рынок выходят инновационные технологии, новые строительные и отделочные материалы. Они презентуются на периодически устраиваемых выставках и прочих тематических акциях. Новые технологии в дизайне интерьера позволяют сделать жилье более функциональным и комфортным. Они применяются на всех этапах: начиная от разработки дизайн-проекта и заканчивая интерьерным оформлением помещения.

При составлении проекта, предшествующего ремонту квартиры, загородного дома, ресторана, магазина или офиса, учитываются следующие аспекты:

  • размеры помещения;
  • функциональное назначение;
  • стиль дизайна;
  • отделка стен, пола и потолка;
  • декорирование оконных проемов;
  • системы вентиляции, отопления, водоснабжения;
  • освещение;
  • выбор цветовой гаммы;
  • расположение мебели, бытовой техники и предметов декора.

В последнее время дизайнеры при разработке проекта используют метод 3D моделирования. Он позволяет собрать все аспекты воедино и создать наглядную, реалистичную модель будущего интерьера как в целом, так и в детализации. Особенно это актуально для элитного ремонта и помещений, в которых предполагается перепланировка.

Ноу-хау в отделочных материалах

Отделочные материалы играют значительную роль в создании современного интерьера. С их помощью можно осуществлять смелые дизайнерские проекты, отличающиеся красотой, комфортабельностью и многофункциональностью.

Плитка

Новые технологии в сфере дизайна плитки имеют 4 основные тенденции:

  1. текстурированная плитка;
  2. имитация других материалов;
  3. поп-арт;
  4. укладка плитки в стиле пэчворк.

С помощью современных технологий можно создавать керамогранитную плитку, имитирующую оникс, мрамор, перламутр, металл и даже ткань. А имитация дерева позволяет сэкономить на отделке интерьера в современном эко-стиле.

Модные яркие акценты можно создать с помощью плитки в стиле лоскутной техники пэчворк. Она отлично сочетается с отделкой в пастельных тонах. Кроме этого, сегодня актуальна отделка с изображениями сюжетов комиксов. Она подойдет для интерьера в стиле поп-арт.

Крион

Крион – это акриловый камень, произведенный с использованием инновационных технологий. На ощупь он напоминает натуральный материал, но имеет более теплую фактуру. Крион чаще всего используется для интерьерных и экстерьерных работ для создания обтекаемых форм без стыков. Такая отделка не позволяет скапливаться грязи.

Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Сегодня дизайнеры вновь вернулись к использованию обычной фанеры. С помощью современных технологий обработки этот материал обрел вторую жизнь. Из него изготавливают стеновые и потолочные панели, напольное покрытие, столешницы.

Фанера отличается прочностью, экологической безопасностью, эстетичностью и влагоустойчивостью. Она хорошо поддается окрашиванию, позволяя создавать оригинальные интерьерные композиции.

Цифровые технологии

Мы живет в эру цифровых технологий. Достижения прогресса диктуют свои правила и в сфере дизайна интерьеров. С появлением новых качественных стандартов жизни изменяется и привычное для нас жилое пространство. Цифровые новинки делают жизнь удобнее и комфортнее. Их использование помогает экономить время на решение различных бытовых задач. Учитывая эстетику пространства, они помогают создать в доме или офисе уютную атмосферу и психологический комфорт. Это очень важно, ведь дома и на работе человек проводит большую часть своего времени.

Среди цифровых новинок в дизайне интерьеров актуальны следующие изобретения:

  • цифровые обои отделочный материал под названием Pac Man создали австрийские специалисты, работающие в студии Strukt Design Studio, чтобы лицезреть удивительный визуальный эффект, нужно в полной темноте направить на стену луч видеопроектора, изображение может изменяться по желанию хозяина дома;
  • новая шведская технология в дизайне под названием Hembio воплощена в идее создания развлекательно-полезной площадки, которая включает в себя аудио-, видеосистемы и бытовую технику;
  • ученые — сотрудники американской лаборатории Нью Йорк Таймс изобрели цифровое зеркало и назвали его Snow White, оно визуально и акустически подсказывает смотрящемуся, какой галстук больше подходит к определенному костюму, какие предметы гардероба у вас есть и т.п., устройство функционирует через Всемирную сеть;
  • в нашей стране в последнее время большую популярность завоевала технология «», она позволяет человеку максимально взаимодействовать с жилым пространством посредством передачи информации с мобильных устройств на датчики, регулирующие отопление, освещение и другие инженерные системы, обеспечивающие комфорт в доме.

Безусловно, новые технологии делают нашу жизнь лучше. Но при принятии решения об организации жилого пространства нужно взвесить все «за» и «против». Возможно, не следует перегружать интерьер техническими новинками, а выбрать пару-тройку актуальных концепций. Тогда ваш дом не потеряет уют и не превратится в высокотехнологичный офис.

Разработка новых материалов, способствующих росту производительности труда и повышению их функциональности, стала основной движущей силой инноваций в последние годы.


Согласно данным документа Industrial Technologies arm of the Research and Innovation department of the European Commission, до 70% всех новшеств в области архитектуры и дизайна связаны, так или иначе, с сырьём и веществами, имеющими обновлённые или улучшенные свойства.

Доктор Саша Питерс (Dr Sascha Peters) – специалист из Германии, консультант по инновациям и материалам. И ещё, генеральный директор Haute Innovation, компании, помогающей внедрению в практику новых процессов и разработок. Кроме того, Питерс – автор книги Material Revolution: Sustainable Multi-Purpose Materials for Design and Architecture.

В этой статье, уважаемые гости Музея Дизайна, мы предлагаем вам ознакомиться с обзором интервью доктора Питерса, данного им на одном из сайтов в начале 2012 года.

Темой этого разговора являлись возможности материалов, которые в ближайшие годы будут играть заметную роль в развитии архитектуры и дизайна.

Сверх высокопрочный бетон

Казалось бы, что обычные и высокопрочные бетоны должны полностью удовлетворять всем требованиям современного зодчества. Но традиционные составы имеют ограничения по минимальной нагрузке.

Сверх высокопрочный бетон (например, Tim Mackeroth FALT lamp) позволяет получить 40%-е уменьшение толщины строительного элемента по сравнению с обычным.

Это достигается путём определения при помощи специального математического моделирования оптимальной плотности частиц для каждого конкретного случая.

Цель – увеличение прочности при сжатии. Отпадает необходимость применения дорогостоящих добавок, вследствие чего снижаются материальные затраты. Повышается устойчивость к различным внешним воздействиям.

Морские мячики

На побережье тёплого средиземного моря течение выбрасывает в большом количестве скатанные из водорослей Posidonia Oceanica коричневые комочки, получившие название шаров Нептуна.

Фирма NeptuTherm нашла им применение в качестве недорого утеплителя для крыш и деревянных стен. Большую роль играет то обстоятельство, что эти водоросли не гниют и безвредны для человека.

Структуры из полых сфер

Одним из вариантов создания эластичных геометрических форм является способ заполнения их объёмов высокопрочными полыми сферами. Этот материал получают путём нагрева шариков из металла или керамики.

За счёт испарения полимера внутри сфер образуется полость. Спекая разные материалы, можно получить разную по свойствам продукцию.

Пористость и толщина стенок также влияют на физические и эксплуатационные характеристики сфер. Структура шариков и наличие внутренней пустоты снижают их теплопроводность и повышают прочность, уменьшают на 40% – 70% массу материала по сравнению с такой же сплошной структурой.

Самоупрочняющиеся термопластические материалы

Обычный способ повышения механической прочности пластмасс состоит во внедрении в их состав армированных волокон, служащих упрочняющей основой.

Но существует и другой путь – совершенствование и упорядочение молекулярной структуры самого материала без применения армирующей основы.

Большинство характеристик пластиков, полученных обоими способами, примерно, равны. Прочность и жёсткость у самоупрочняющихся термопластов в несколько раз выше.

Выше у них и стойкость к высоким температурам, износостойкость. Другие преимущества: меньший вес, возможность полной утилизации, вдвое меньшее тепловое расширение.

Электроактивные полимеры

Электроактивными называются пластмассы, способные под воздействием электрического разряда менять свои геометрические размеры, например, сокращаться или удлиняться, увеличивать или уменьшать объём. Изучение этих материалов активно ведётся в различных лабораториях.

Так, разрабатывается искусственная мышца, рассматриваются возможности изменения конфигурации летательных аппаратов и т.д. В разработке подобных пластиков изучаются различные подходы к производству, структуре, так как от этого зависит получаемый результат.

Композиты из кокосовой древесины

В последние годы, для того, чтобы избежать вырубки ценных тропических лесов, были разработаны методы использования древесины с плантаций кокосовой пальмы.

Такой материал оказался подходящим для использования в мебельной промышленности и изготовления напольных покрытий. Кокосовое дерево не образует годовых колец.

Эта порода на срезе имеет характерную пятнистую структуру, из-за которой голландский производитель Kokoshout назвал его Cocodots, или «кокосовые пятна».

В производство поступает более твёрдая периферийная часть дерева (слой до 5 см в глубину от внешней поверхности ствола). Этот материал может сжиматься, набухание от влаги небольшое, твёрдость выше, чем у дуба.

Композит изготавливается путём присоединения к МДФ плите (производится из опилок лиственных пород и связующих материалов) толщиной 12-18 мм накладок из кокосовой древесины.

Материалы на основе грибов

Пока одни исследователи сосредоточили своё внимание на применении натуральных армирующих волокон и наполнителей в композитах, ряд разработчиков и производителей обратились к теме выращивания строительных и конструкционных материалов.

Пример – ecovative design. Этот разработчик использует метод связывания грибов с органическими отходами, без использования сырой нефти.

Производственный процесс включает обработку целлюлозы в виде шелухи пшеницы и риса, связываемой лигнином. На этой подложке культивируются грибные мицелии.

Микроскопические нити грибницы, подобно тому, как это происходит в природе, пронизывают весь объём материала органических отходов, прочно скрепляя его в жёсткий пенопласт.

Биопластика на основе молочной кислоты

Полилактид (ПМК) известен, как один из важнейших видов исходной массы для получения полимеров, его свойства сравнимы с ПЭТ.

Биопластики, вообще-то, в сыром виде в качестве материала непосредственно не используются. Они входят в состав рецептур вместе с различными наполнителями.

Ассортимент и количество последних определяется назначением и областью применения конечного продукта.

Хотя этот материал известен на протяжении уже 90 лет, широкомасштабное его применение фирмой NatureWorks началось относительно недавно.

Светоотражающий бетон

В областях, где важную роль играют вопросы безопасности и в области моды используется большая часть объектов с поверхностями, отражающими падающий свет.

Есть тенденция применения таких материалов в дизайне обуви. И, уж совсем недавно, на них обратило внимание искусство.

Бетон, обладающий свойством светоотражения, известен под маркой BlingCrete. Его назначение – служить маркером опасных зон (бордюры, ступени, края платформ).

Можно представить его применение для установки элементов систем, помогающим слабовидящим людям ориентироваться в тёмное время суток.

Luminoso – значит светлый

Если между тонкими древесными полотнами поместить стекловолокнистую ткань и склеить под прессом этот слоёный пирог, то получим изделие под названием Luminoso.

С 2008 года этот бренд находится в производстве. Его поверхность герметична. Степень светопроницаемости зависит от выбора породы древесины, марки стеклоткани, величины зазора между слоями. Этот материал используется для панелей с подсветкой и других целей.

Что еще почитать