Православные символы и знаки и их значение. Христианские символы и знаки добавить свою цену в базу комментарий

: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках.

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.


Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.
Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.
Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.


Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.


Роза

Роза: Святая , Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.


Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе - "рыба"). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест - символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога - Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна - самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них - евангелисту Матфею - соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды - такой же, как на государственном Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему - шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов - как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

Почему рыба – символ христианства

ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

Что символизирует якорь

Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

Знак святых

Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

Христианский символ Троицы

Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

Голубь в христианстве

Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

Значения:

  • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
  • стая голубей – верующие;
  • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
  • пара голубей – любовь и крепкая семья.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


Крест «Виноградная лоза»

Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

Библейские символы

Самые распространенные:

  • антихрист – дьявол;
  • белые одежды – праведность Христа;
  • бодрствовать – хранить веру;
  • бросать пыль к небу – негодование;
  • венец – награда;
  • ветер – война;
  • ворота – место суда;
  • глина – человек;
  • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
  • звезда – ангел;
  • змей – сатана;
  • лев – сила;
  • плоть и кровь – человеческое разумение.

Символ Иисуса Христа

Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

Символика храма

Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

Форма храма:

  • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
  • круг – нерушимость Церкви;
  • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

Форма купола:

  • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
  • в виде луковицы – пламя свечи.

Цвет купола:

  • золотой – посвящен Христу;
  • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
  • зеленый – Троице.

Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.

Христианство - одна из трех мировых мировых религий. Великое множество христианских символов можно найти в самых разных произведениях искусства и архитектуры. Церковь издревле пользовалась символами для разъяснения поучений, поскольку тогдашняя паства была в основном неграмотной. Средневековое искусство или искусство Возрождения изобиловали символами, особенно часто христианская символика встречается на витражах и стенных росписях соборов Европы. Самыми распространенными символами являются нимб, указывающий на святость того, чью голову он окружает, и крест -универсальная эмблема христианства.


Латинский крест

Латинский крест (crux immissa) представляет собой самый простой тип креста. Поперечная линия делится вертикальной пополам и располагается на одной трети вниз от вершины вертикали. В католицизме распространен крест в виде распятия, а протестанты предпочитают пустой крест, символизирующий воскресение. Многие средневековые церкви были построены в форме латинского креста (вертикали соответствовал главный неф), создавая символический образ креста Иисуса.

Греческий крест

Очень ранняя форма христианского креста, греческий крест (crux quadrata) является предшественником латинского. Его поперечная и вертикальная линии имеют равную длину и пересекаются в середине. Греческий крест происходит из Древнего Вавилона, где был символом солнечного бога Шамаша. Греческий крест не является символом распятия, скорее, он символизирует четыре стороны света, куда распространяется Евангелие, а также четырех евангелистов. Греческий крест, вписанный в квадрат, олицетворяет мировую власть церкви.

Перевернутый крест

Перевернутый крест называют крестом святого Петра. По католическому преданию, святой Петр был распят головой вниз, поскольку считал себя недостойным того же распятия, что и Христос. Предполагается, что римские папы наследуют святому Петру, поэтому перевернутый крест стал символом папства, его изображения украшают папский трон и папские надгробия. Часто рядом с перевернутым крестом помещают два ключа, символизирующие ключи к Царствию небесному, которые были обещаны святому Петру. Кроме того, ключи являются символом власти папы римского.


Крест Голгофы

Крест Голгофы представляет собой латинский крест, стоящий на трех ступенях. Они символизируют Голгофу - холм, расположенный недалеко от ворот Иерусалима, на котором был распят Христос, и Виа Долороза - улицу, по которой пролегал путь Христа к месту казни. Нисходящие ступени символизируют три библейские добродетели: веру, надежду и милосердие. Такой крест часто ставят на могилы и называют ступенчатым. Крест Голгофы иногда украшают покровом или саваном, наброшенным на поперечину.

Звезда

В христианской традиции звезда, сияющая в ночи, символизирует стремление души к искуплению.Она означает,что Божественные наставления и мудрость приходит только с небес, а не из земных пределов. В Библии говорится о Христе как об Утренней звезде. Вифлеемская звезда открыла волхвам тайну рождения Иисуса и указала дорогу в Вифлеем. Симметричная шестиконечная звезда ассоциируется с Девой Марией («Морской звездой»). Когда Марию изображают как Царицу небесную, ее рисуют с короной из 12 звезд на голове, что символизирует 12 апостолов.


Триумфальный крест

Этот крест, помещенный на шар — державу, символизирует триумф Христа, он встречается на изображениях Христа-спасителя мира (Salvator Mundi). До христианизации правители - язычники держали в руках державу, чтобы показать, что они обладают властью над всеми творениями. Христианские владыки добавили к державе крест, чтобы показать, господство Христа над всем миром и триумф христианства над язычеством.


Ихтис

По - древнегречески ichthys означает «рыба». Это акроним, составленный из первых букв греческого выражения Iesous Christos, Theou Yios Soter («Иисус Христос, сын Божий, спаситель»). Ранние христиане использовали знак ихтиса, который состоял из двух сходящихся дуг и напоминал рыбу, в качестве секретного символа. Им отмечали ниши в катакомбах, где встречались преследуемые властями христиане. Рыба и ее символическое значение несколько раз упоминаются в Евангелии. Некоторые из учеников Христа были рыбами, и Он говорил о них как о «ловцах человеков». Пятью хлебами и двумя рыбами Иисус накормил пять тысяч человек. Говоря о том, кто по решению Бога после конца света пойдет в рай, а кто-в ад, Он сравнил это с работой рыбака, сортирующего улов и оставляющего хорошую рыбу после того, как выбросил плохую. В древности Отцы церкви называли последователей Христа pisculi («рыба»).

Святая чаша

Считается, что святая чаша - это сосуд, из которого пил Иисус во время Тайной вечери. Согласно христианской легенде, позднее апостол Петр использовал чашу для совершения мессы. После смерти святого Петра чаша переходила по наследству от одного папы римского к другому, пока не дошла до Сикста ІІ, у которого римский император Валериан потребовал выдать все сокровища церкви. Папа Сикст ослушался и переда чашу на хранение святому Лаврентию.Тот спрятал реликвию в своем доме в Испании. Затем чаша попала к испанским монархам и находилась у них до тех пор, пока в 1200 г. Король Альфонс ІХ не вернул реликвию испанской церкви. Существует совершенно другая легенда, в которой чаша Тайной вечери является святым Граалем и в ней хранили кровь Христа, пролитую во время распятия. В католицизме вино, освященное во время мессы, становится кровью Христовой, поэтому святая чаша и святой Грааль представляют собой вместилища крови Иисуса Христа в прямом и символическом смысле.

Агнец Божий

Агнец Божий (Agnus Dei) - это одно из имен Иисуса Христа в Новом Завете. Оно используется, чтобы указать на роль Христа как агнца (ягненка), принесенного в жертву для искупления грехов мира. Сама идея агнца,возможно, ведет свое происхождение от жертвоприношения, совершавшихся во время еврейской Пасхи, когда белого ягненка приносили в жертву, а его кровь предлагали Богу в качестве искупления за грехи.Точно так же христиане верят, что своей кровью Иисус, как чистый агнец Божий, искупил грехи человечества. Литания - молитва, обращенная к Богу во время католической мессы, - начинается со слов «Агнец Божий»: Agnus Dei, qui tolli speccata mundi, miserere nobis … («Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи…»). Агнец Божий - символ чистоты, невинности и возрождения. Его рисуют с нимбом вокруг головы и со знаменем, на котором изображен красный крест на белом фоне, что символизирует воскрешение.

Голубь

В христианской традиции голубь означает чистоту, простоту и искупление грехов. Голубь символизирует Святой Дух, одну из ипостасей Святой Троицы наряду с Богом Отцом и Богом Сыном (Иисусом Христом). Как символ Святого Духа голубь присутствует на картинах, изображающих крещение Христа, указывая на его божественную сущность. После крещения Хлодвига, который правил франками в V в., в баптистерии Реймского собора было повешено изображение голубя, сделанное из золота. Когда речь идет о мученичестве, голубь означает, что Святой Дух награждает мученика терпением, необходимыми для перенесения страданий. Кроме того, голубь символизирует церковь, через посредство которое Святой Дух действует на земле. Образ голубя, несущего оливковую ветвь, если он помещен на саркофаге или памятнике, означает мир ушедшей душе. Этот символ взят из сказания о Ное и Великом потопе, в котором говорится о голубке, принесшей Ною оливковую ветвь,- свидетельство того, что потоп окончился.

Троица

В главном догмате христианского учения о Святой Троице утверждается, что Бог существует вечно и един в трех лицах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Дух Святой. Вера в Святую Троицу существует во всех формах христианской религии. Концепция Святой Троицы появилась в самых ранних трудах отцов церкви. Впервые термин «Троица» по отношению к Богу был употреблен Феофилом Антиохийским - христианским писателем, жившим во ІІ в. Римский теолог Тертуллиан (Начало III в.), развивая учение о Троице, ввел понятия «личность » («лицо») и «сущность». Он разъяснял, что Отец, Сын и Дух Святой «Единицы по сущности и, тем не менее, различаются как Лица». Первый Никейский собор состоявшийся в 325 г., утвердил доктрину Святой Троицы и сформулировал Символ Веры, единый для всех христиан, согласно которому Христос, «рожденный от Отца прежде всех веков », «единосущен Отцу». Трикветра, образованная тремя переплетенными дугами, представляет собой языческий символ, принятый христианством для обозначения Троицы и вечности.

Хризма (хрисмон, хи-ро) - монограмма Христа, состоящая из двух начальных букв греческого написания его имени - хи и ро, скрещенных между собой. Пожалуй, это один из самых старых христианских символов: хризму находят в катакомбах и на кладбищах, где хоронили ранних христиан. Согласно легенде, именно хризму император Константин Великий увидел во сне в ночь перед битвой с Максенцием. Константин сделал этот символ своей эмблемой, поместив его на императорский штандарт вместо орла. После победы Константин разрешил исповедование христианской религии, а перед смертью сам принял христианство.

Святое Сердце

Святое сердце - это символ физического сердца Христа и его божественной любви ко всему человечеству. В христианском искусстве его изображают как пылающее божественным огнем сердце, рассеченное кровоточащей раной от удара копья и окруженное терновым венцом. Раны и терновый венец символизирует распятие Христа и его жертву во имя спасения человечества, а окружающее пламя означает преображающее пламя любви. Поклонение святому сердцу существует в римской католической церкви.

Этот символ изначально включал три буквы греческого написания имени Иисуса - йоту, эту и сигму, замененные в Средние века латинскими буквами. Святой Игнатий Лойола использовал монограмму IHS в качестве эмблемы ордена иезуитов. В наше время она символизирует облатку причастия. Солнечные лучи вокруг означают дароносицу - украшенный сосуд, на котором подносят облатку. Солнечные символы, возможно, использовались и ранее, во время римских ритуалов. Согласно другому толкованию, IHS - аббревиатура от латинского выражения Iesus Hominum Salvator («Иисус -Спаситель человечества»).

В основе этой религии лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в котором является Священное Писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Известно, что не только апостолы, но и сам Иисус Христос относит к себе как свой символ и прообраз воздвигнутого Моисеем в пустыне медного змия (Иоан. 3:14; Лук. 24:27). Отцами церкви, начиная с Варнавы, каждая подробность в Ветхом Завете толкуется как символ или прообраз того либо другого факта христианской истории. Во время гонений христиане создали для себя особый символический язык. Найденные и описанные до сих пор символические изображения первых веков относятся отчасти к ересям, но главным образом - к древней христианской церкви. Уже Апокалипсис содержит в себе массу символов, изображающих отношения первобытной церкви к тогдашнему римскому государству, и наоборот. Во II веке христианские символы украшают уже не только места религиозных собраний и молитвы, но и частную домашнюю жизнь. Обмен символическими изображениями, образами или иконами среди христианам нередко заменял условные знаки о принадлежности к вере. Лилия и роза составляют постоянную принадлежность Св. Девы Марии в ее изображениях; св. Георгий поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает большей частью главы святых.

В настоящее время общее число христиан превышает 1 млрд. человек. Это вероучение имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм.

Символы веры христианства

Краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых церковь предписывает каждому христиа­нину. Согласно церковной традиции «Символ веры» составлен апостолами, на самом деле это текст более позднего происхождения: он был сформулирован на Никейском вселенском соборе 325 года и переработан между 362 и 374 годами, послужив поводом для разделения христианских церквей на католическую и православную ветви.

Аллилуйя!

Торжественное восклицание, произошедшее от древне­еврейского «гиллел» - «хвалите бога». Это слово было общим восклицанием радости и ликования в еврейском богослужении. Им начинаются и заканчиваются некоторые псалмы. Этот возглас и по сей день употребляется в богослужении христианской церкви.

Аминь

«Истинно», «да будет». Употребляясь в различных случаях, это слово имеет одно и то же значение. Оно служит подтверждением ответа и согласием для совершения уступки. Оно иногда переводится словом «истинно» и часто употреблялось Господом, когда он изрекал некую важную и непреложную истину. В христианской церкви слово «аминь» служит красноречивым и возвышенным символом заключения псалма или богослужения.

Алтарь

В христианской церкви алтарь символизирует собой одновременно и гробницу Христову, и место его воскресения и вечной жизни. Христианский алтарь представляет собой каменный или деревянный стол изящной работы. Он помещается в центре храма и является в нем главным местом. По правилам литургии, алтарь должен быть обращен на восток - на Иерусалим, Святую землю, где Христа распяли.

Ангелы

Как посланники Бога ангелы являются посредниками между небом и землей. Это промежуточные существа, которые неподвластны земным законам времени и пространства, их тела не из плоти и крови. Они подобны природным духам Средневековья - сильфам, ундинам, саламандрам и гномам, - которые властвуют над стихиями, но не имеют души. Согласно христианскому учению ангелы в иерархии стоят ближе к человеку, чем к Богу. В Откровении Иоанна ангел является евангелисту и показывает «святый» город Иерусалим, «приготовленный как невеста». Иоанн падает на колени, чтобы поклониться ангелу, но ангел говорит: «Не делай сего; ибо я - сослужитель тебе, и братьям твоим».

Архангелы

Один из высших ангельских чинов.

Архангел Михаил, посланник божьего суда, изображается в виде воина с мечом; архангел Гавриил, посланник Божьей милости, несущий Благую весть, - с лилией в руке; архангел Рафаил, Божий целитель и хранитель, - как пилигрим с посохом и котомкой; архангел Уриэль, огонь Божий, его пророчество и мудрость, - со свитком или книгой в руках.

Архангел Хамуель - это глаза Господа; архангел Иофиель - его красота; архангел Задиель - его правда.

Библия

Так в христианской церкви называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Библия разделяется на два отдела - Ветхий Завет и Новый Завет. К первому принадлежат книги, написанные в дохристианское время на еврейском языке и почитаемые священными как евреями, так и христианами. Ко второму принадлежат книги, написанные на греческом языке боговдохновенными мужами христианской церкви - апостолами и евангелистами. Библия уже сама по себе - символ принадлежности к христианству.

Бог

Творец неба и земли и промыслитель Вселенной. Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. 1:8).

Бог существует в трех ипостасях: как Отец, Сын и Дух. Как философская категория - это существо всеблагое, милостивое и милосердное и вместе с тем карающее людей за их грехи или же милующее их вследствие праведной жизни. Бог - символ добра и совершенства и в этом качестве противостоит Злу в образе дьявола, искушающему человека, подталкивающему людей к совершению дурных поступков (см. Дьявол).

В церковной живописи Бог-Отец изображается в виде Предвечного старца, с длинными белыми волосами и развевающейся бородой.

Виноград

В христианском искусстве виноград выступает как символ евхаристического вина и потому крови Христа. Виноградная лоза - это общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на библейской метафоре, в частности, в притче Христа о виноградной лозе: «Я есмь истинная виноградная лоза...» (Ин. 15:1-17).

Волхвы

Во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь иудейский (Матф. 2:1-2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии - на это евангелист не дает никаких указаний. Волхвы заявили, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться. Поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, они «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода (после этого произошло Вифлеемское избиение младенцев). О них сложился целый цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трех рас человечества. Позже предание называет их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар, и подробно описывает их наружность.

Голубь

Христианский символ Святого Духа. Дух Святой - третье лицо Святой Троицы. Священное Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о лице, отличном от Бога-Отца и Бога-Сына.

Личные свойства Святого Духа изображены евангелистом Иоанном (15:26): «Он от Отца исходит и Сыном посылается».

Гостия (просвирка)

Представляет собой круглый пресный хлебец, который священник освящает во время причастия или мессы. Его название произошло от латинского слова «hostia», означающего жертву или пожертвование.

Гостия и особенно вместе с чашей символизирует жертву Христа на кресте.

Грааль

Сосуд, в который Иосиф Аримафейский якобы собрал кровь из ран Иисуса Христа при распятии. История этого сосуда, приобретшего чудодейственную силу, была изложена французским писателем начала XII века Кретьеном де Труа и спустя век более подробно Робертом де Вороном на основании апокрифического Евангелия от Никодима. По преданию Грааль хранится в горном замке, он наполнен священными гостиями, служащими для причастия и придающими чудесные силы. Фанатичные поиски реликвии рыцарями-крестоносцами во многом способствовали созданию легенды о Граале, обработанной и оформленной при участии многих авторов и достигшей кульминации в сказаниях о Парсифале и Галааде.

Дева Мария - Богородица

Мать Иисуса Христа. Дочь Иоакима и Анны. Жена Иосифа.

Наиболее трепетный и всеобъемлющий образ христианства.

Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и, во всяком случае, отражают веру христианского общества с древних времен.

Звезда Вифлеемская

Незадолго до Рождества Христова, а именно в 747 году после основания Рима, на небе можно было увидеть чрезвычайно редкое сочетание Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией, т. е. халдейских волхвов.

В следующем году к этому сочетанию присоединился Марс, который еще более усилил необычайность всего явления. Таким образом, Вифлеемская звезда, которая привела волхвов в Иудею, - явление вполне оправданное.

Кадило

Один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для воскурения фимиама в особенно торжественных случаях.

Колокола

Один из необходимых атрибутов церковной деятельности. Колокольным звоном созывают верующих на богослужение. Звук колокола санктуса на алтаре во время причастия извещает о приходе Христа.

Ковчег

Деревянный ящик больших размеров, в котором Ной и его семья спаслись от всемирного потопа, прихватив с собой «каждой твари по паре». Строго говоря, это сооружение судном никак нельзя назвать, в лучшем случае - баржей. Но, как бы ни расценивать этот агрегат, свою историческую задачу он выполнил: спас человечество и фауну планеты для будущей жизни. Легенду о Ноевом ковчеге христианство рассматривает несколько иначе, чем иудаизм. Ной является одним из главных патриархальных «типов» Христа. Ранние отцы Церкви и апологеты сравнивали потоп с христианским крещением. Ковчег был частым сюжетом в христианском искусстве с самого его начала. В римских катакомбах он олицетворял новую христианскую концепцию Воскресения. В Библии конец Всемирного потопа символизирует голубь, который приносит Ною в ковчег оливковую ветвь.

Нимб

Блестящий кружок, который древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали над их головами, обозначая, что это высшие, неземные, сверхъестественные существа. В иконографии христианства нимб с древнейших времен стал принадлежностью изобра жений ипостасей Пресвятой Тро­ицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божьего и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установи­лись нимбы особого рода. Например, лик Бога-Отца помещался под нимбом, имевшим вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен. Нимбы святых или других божественных персон, как правило, круглые и без орнаментов.

Пасхальная свеча

В христианстве свеча символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения Иисуса.

Свеча горит сорок дней - с Пасхи до Вознесения. На Вознесение ее гасят, что символи­зирует уход Христа с земли. Кроме того, свеча изображает свет Христа, восставшего из мертвых, и новую жизнь, а также огненный столп, который сорок лет вел народ Израиля.

Рай

Слово персидского происхождения, означавшее буквально «сад».

Различают два рая:

1) «земной», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия, «на востоке» (от того места, где написана эта книга, то есть, вероятно, Палестины), в стране Эдемской;

2) небесный - «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда, до воскресения тел на земле и всеобщего суда, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одну лишь непрестанную радость и блаженство.

Распятие(крест)

Древняя и наиболее жестокая и позорная казнь, которую римляне применяли исключительно к величайшим преступникам: изменникам и злодеям.

Казнили за городом на возвышении. После бичевания кожаной плетью преступника прибивали к кресту размером 3- 4,5 метра из кипариса или кедра.

Кресты бывали равносторонними, вытянутыми вверх или в виде греческой буквы «тау» - Т. Мучения страждущих на кресте длились до трех суток.

Такой казни был подвергнут Иисус Христос

Роба(багряница )

Ярко-красное или пурпурное одеяние, носимое первыми лицами церкви как один из символов страданий Христа на суде и, следовательно, символ страстей Господних.

«Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу... И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Матф. 27:27-31).

Страшный суд

Вера в Страшный суд была в христианской церкви всеобщей и постоянной.

Подтверждением этому служат первоначальные символы частных древнейших церквей. Пастыри и учителя церкви, начиная с апостольских времен, и сами твердо хранили, и другим поколениям передавали вселенскую веру в будущий всеобщий суд.

По словам св. Поликарпа Смирнского, «кто будет говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны».

Страшный суд должен начаться после того, как ангел вострубит в трубу, созывая на суд и живых, и мертвых.

Терновый венец

Венец из колючих ветвей терновника, который солдаты надели на Христа перед тем, как Его распять, был пародией на праздничный венок римского императора. «А воины отвели Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали весь полк; и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!» (Мк. 15:16-18). Христа, распятого на кресте, обычно изображают в терновом венце.

Троица

Христианство учит, что «Единый Бог троичен».

Доктрина, согласно которой Бог един, однако, по словам Матфея (28:19), проявляется в трех лицах - Отец, Сын и Святой Дух; эта теория была обоснована Августином в его трактате «De Trinitate» (по-лат. «О Троице»). Троица, могла изображаться в виде идеограммы - например, трех соединенных кругов. Бог-Отец первоначально изображался в виде символического ока или руки, простирающейся из облака, возможно, держащей корону. Святой Дух наиболее часто символизировался голубем. В живописи голубь парит прямо над головой Христа. Другой, менее распространенный тип, который существовал вместе с данными, изображает Троицу в виде трех человеческих фигур.

Христос Иисус

Это слово собственно значит «помазанник» и представляет собою греческий перевод еврейского «машиах» (мессия).

Во времена до рождения Христа евреи ожидали видеть в Мессии национального вождя, избавителя от власти римлян, праведного, непобедимого и вечного царя из дома и града Давидова (в эпоху борьбы еврейства с Римом являлось много лжемессий - политических агитаторов на религиозной подкладке. О явлении лжехристов и лжепророков предупреждал своих учеников сам Спаситель). Первым лицом, прямо возвестив­шим о Себе как об обетованном Мессии-Христе, был Божественный Основатель величайшей по своей нравственной высоте и своему историческому значению религии - христианской, Иисус Христос из Назарета Галилейского.

Церковь

В христианской символике церковь имеет несколько значений. Ее основное значение - Дом Бога. Она также может пониматься как Тело Христово. Иногда церковь связывают с ковчегом, и в этом смысле она означает спасение для всех ее прихожан. В живописи церковь, помещенная в руки святого, означает, что этот святой»был основателем или епископом данной церкви.

Однако церковь в руках св. Иеронима и св. Григория означает не какое-то конкретное здание, но Церковь вообще, которой эти святые оказали огромную поддержку и стали ее первыми отцами.

Четки

Нитка с нанизанными на нее деревянными, стеклянными, костяными, янтарными и иными зернами (шариками), увенчанная крестом.

Назначение их - служить пособием для счета молитв и поклонов, на что указывает и самое название их «четки» - от глагола «честь», «считать». Употребление их в православной церкви присвоено лишь монашествующим лицам обоего пола и архиереям.

Что еще почитать