Появление вотчины на руси. Характеристика положения великих князей в древнерусском государстве

В X столетии на территории Киевской Руси появились первые феодалы, которым принадлежали большие земельные наделы. Тогда же в русских документах появляется слово вотчина. Это особая правовая форма древнерусского землевладения. До конца XIII столетия вотчина была основной формой владения земельным участком.

Происхождение термина

В те далекие времена землей можно было обзавестись тремя способами: купить, получить в дар, унаследовать от своих родственников. Вотчина в Древней Руси - это и есть земля, полученная третьим способом. Слово произошло от древнерусского «отчина», что означало "собственность отца". Такая земля не могла передаваться дядям, братьям или кузенам - в счет шло только наследование по прямой линии. Таким образом, вотчина на Руси - это и есть имущество, переданное от отца к сыну. Под эту же категорию попадало наследство дедов и прадедов по прямой линии.

Бояре и князья получали вотчину от своих предков. Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель.

Правовые аспекты

Вотчина - это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали. Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них.

Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство.

Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми.

Что входило в понятие вотчины

Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси - это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому.

Боярская вотчина

Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам - боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр.

Феодальная вотчина

Такая форма землевладения, как поместье, возникла в XIII веке. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее.

Возникновение поместий

В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц.

В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели.

Две формы землевладения

Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения.

Земельные законы середины XVI века

Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю.

Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию.

Итоги поместной реформы

Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели:

  • поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе;
  • не допустить переход «служебных» земель в частные руки.

Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи.

Развитие частного землевладения

Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Например, в 1624 году Московский уезд насчитывал поместных земель около 55% от всех имеющихся сельскохозяйственных угодий. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания.

Уездные общества

Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ.

Имение

В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования. Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина». Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение». С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам.

», как владение на более широком праве собственности.

В течение известного нам по документам времени (XV – XVII столетия) вотчинное владение постепенно ограничивается, окончательно сливаясь в начале XVIII с поместным. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей. Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри. При Иване Грозном указами 1562 и 1572 всем князьям вообще запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины. По наследству эти вотчины могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя.

Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы. Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы. Когда же Московская Русь стала в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, то и все вообще вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 г. со всяких 100 четвертей (50 десятин в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника. Ограничено было, далее, одновременно с княжескими вотчинами, но в меньшей степени, и право распоряжения служилыми вотчинами (1562, 1572). Женщины получали из них только часть «как можно прожить», а мужчины наследовали не далее 4 колена.

Деревенский двор. Картина А. Попова, 1861

Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри, то, при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом XVI века, значительная часть их ушла из рук вотчинников. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа были установлены судебниками Ивана Грозного и Федора . В 1551 было запрещено продавать вотчины в монастыри, в 1572 – давать на помин души в богатые обители; в 1580 дано родичам неограниченное право выкупа, «хотя кто и далеко в роду», а за неимением их определено выкупать вотчины из монастырей на государя. В XVII в. правительство начинает еще внимательнее следить, «чтобы земля из службы не выходила». Служба с поместий была точно регламентирована: неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621).

По способу приобретения различались вотчины родовые или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и купленные . Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин (1627); по указу 1679 отнято право завещать вотчины, мимо детей, братьям, родственникам и чужеродцам. Так как указы XVI в. о неотдаче вотчин в монастырь не исполнялись, то в 1622 правительство признало не выкупленные до 1613 вотчины за монастырями; позволено было и впредь давать вотчины в монастыри, не только условно до выкупа, а в 1648 безусловно запрещено монастырям принимать вотчины, под угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно.

Указом Петра I о единонаследии 23 марта 1714 было определено впредь «как поместья, так и вотчины именовать равно одно, недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния подготовлена была, как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом – постепенного расширения права пользования поместьями.

Литература о вотчинах : С. В. Рождественский, Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. (Спб., 1897); Н. Павлов-Сильванский, Государевы служилые люди (Спб., 1898); В. Н. Сторожев, Указная книга Поместного приказа (движение законодательства по вопросу о вотчинах; М., 1889).

Образование древнерусского государства на территории расселения восточных славян пришлось на период IX , X вв. Происходил этот процесс параллельно с разложением родоплеменного строя. В каких-то областях, например в Киевском и Новгородском княжествах, развитая социальная структура имела место уже к I Xв. В других областях, в тоже самое время, господствовали родоплеменные отношения. Параллельно с образованием государства происходило расслоение достаточно однородной социальной структуры славянских племен и выделение привилегированных сословий. В начальный период, пока были живы нормы родоплеменного строя, формирующаяся сословная структура была достаточно мягкой. Переход в более привилегированное сословие (за исключением княжеского) за личные заслуги был обычным делом. Со временем сословная структура становилась все более жесткой.

Высшим сословием в Древней Руси являлись князья . Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.

Вторым по рангу привилегированным сословием выступали бояре . Данная группа образовалась из земских и княжьих бояр . Земскими боярами являлись лучшие люди каждой земли (старейшины, крупные землевладельцы). Княжескими боярами или княжьими мужами назывались члены старшей дружины князя. С XIв различие стирается, в силу того, что княжьи бояре оседают на землю и становятся землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы переходят в разряд княжьих мужей. Земли, принадлежащие боярам, назывались вотчиной и передавались по наследству. Как правило, наряду с землями, боярам принадлежало большое количество подневольных людей (холопы, челядь).

Следующим после бояр сословием были дружинники, или младшая дружина . К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XII I в для младших дружинников используется название слуги . С XVв младших дружинников называют дворяне . К привилегированным сословиям также относилось духовенство (до Xв волхвы, с Xв священники).

Представители низшего свободного сословия носили название люди и составляли основную массу населения Древней Руси. К нему относились купцы, ремесленники, свободное сельское население и свободные горожане. При необходимости именно из этого сословия формировалось ополчение, являющееся наиболее многочисленной военной силой Древнерусского государства.


К следующему сословию относятся смерды и закупы . Положение данного сословия носило промежуточный характер между свободными людьми и рабами. Смердами являлись либо княжеские, либо государственные (в случае Новгородской республики) крестьяне. Они владели наделами земли, которую могли передавать по наследству. Уходить с земли не имели права. В отсутствие наследников земля отходила князю. К закупам относились люди, заключившие с феодалом договор и попавшие в зависимость за долги. На период отработки долга закупы попадали в довольно существенную зависимость от феодала.


Низшим сословием являлось рабское. Рабы назывались холопы и челядь . К холопам относились рабы из местного населения. Попасть в рабство можно было за преступления, за долги, в результате продажи себя в присутствии свидетелей, в результате женитьбы на холопе или челяди. Также холопами становились дети рожденные рабами. К челяди относили рабов, захваченных в результате военных походов на соседние племена и государства.

Основными занятиями восточных славян с древнейших времен были земледелие, охота, рыболовство, собирательство, бортничество. Вспомогательную роль играла торговля.

Земледелие восточных славян накануне образования у них государства и в период Киевской Руси обнаруживает территориальные варианты. Существовало две системы земледелия :

в южном ареале земледелие было основным занятием; здесь достаточно рано на базе переложной (залежной) системы возникло двуполье , а подсечно-огневое земледелие трансформировалось в пашенное ; большую роль играло домашнее скотоводство ;

на севере наряду с земледелием важнейшую роль играли охота , собирательство и рыболовство , по-прежнему господствовали перелог и подсечно-огневая система .

Сельское хозяйство Киевской Руси . На севере основным земледельческим орудием была деревянная соха с железным наконечником, т.к. здесь были серые таежные подзолистые почвы с тонким слоем гумуса, и землю не переворачивали, а лишь рыхлили. На юге использовались плуг и рало. Для рыхления пашни употреблялась деревянная борона. О развитом пашенном земледелии свидетельствует ремесленное производство сельскохозяйственных орудий на продажу: при раскопках обнаружены кузнечные мастерские XII-XIII вв., в которых найдены серпы, косы, лемехи.

В качестве тягловой силы на севере использовалась лошадь, устойчивая к укусам лесных насекомых и одновременно вполне способная тащить сравнительно легкую соху. На юге использовался более выносливый и сильный вол.

Разнообразен был состав сельскохозяйственных культур. Высевались рожь, просо, овёс, пшеница, гречиха, горох, полба, мак, лен. Чем дальше на север, тем большие площади занимали рожь и овес. Из огородных культур были известны репа, капуста, бобы, лук, чеснок, хмель, из фруктовых деревьев – вишня и яблоня. Несмотря на постепенное относительное увеличение сельскохозяйственного производства, урожаи собирались низкие. Частыми явлениями были недород и голод, подрывавшие крестьянское хозяйство.

Что касается прав на землю, то верховным распорядителем ее считался великий князь. Вообще же все обрабатываемые земли по характеру землевладения делились на две части:

общинные земли ; их было подавляющее большинство, – это земли, принадлежащие общинам, точнее, общины считали их своими , но князь мог перевести общинные земли во второй разряд;

вотчины – частные земли, находящиеся в собственности либо князя (княжеские вотчины), либо бояр (боярские вотчины); вотчины передавались по наследству (отсюда и название); жители вотчин платили хозяевам земли феодальную ренту оброк (натуральная плата, чаще всего – часть урожая).


Вотчины в Киевской Руси. Вопрос о времени появления и формах феодального землевладения на Руси – один из самых ключевых и важных, поскольку неразрывно связан, во-первых, с проблемой самобытности российской цивилизации, во-вторых, с вопросами выбора исторического подхода при изучении российской истории.

В XIX – начале ХХ вв. историки отрицали феодализм в Древней Руси как таковой. Отчасти это было связано с узким пониманием феодализма только как социального строя, характеризующегося крепостным правом и вассалитетом, но главным образом с тем, что сами проблемы социально-экономического развития историков волновали мало. Сам же «факт» использовался в процессе построения неких спекулятивных моделей исторического развития. В итоге отсутствие феодализма в Древней Руси славянофилы называли в числе коренных отличий России от Европы, а западники этот же факт увязывали с отсталостью России, что подтверждало их идею о необходимости двигаться по западному пути. Н.П. Павлов-Сильванский доказал наличие феодальных отношений в Древней Руси (на материалах XV-XVI вв., ретроспективно обнаруживая феодализм и в более ранний период), тем самым подтвердив марксистскую теорию русскими данными. Советские историки ударились в другую крайность – желая искусственно сблизить тенденции развития России и Европы (попутно удревнив не очень древнюю русскую историю), они находили феодальные отношения в Древней Руси с ее основания, ссылаясь на «Русскую правду», наличие вотчин и прочие косвенные свидетельства.

Вотчины Киевской Руси действительно являются феодальной формой землевладения, они обнаруживают четкие аналогии с феодами-аллодами Западной Европы этого же времени. Однако: 1) вотчины на Руси появились не ранее XI в., при Владимире, возможно – при Ярославе, и это были княжеские вотчины; боярские частные земли появились не ранее второй половины XI в.; в это время феодализм в Европе имел, по меньшей мере, пятивековую историю; 2) вотчинных земель на Руси было очень немного, и они были невелики; 3) в качестве вотчин в Киевской Руси упоминаются города, пастбища, на которых пасутся княжеские стада, но мы почти ничего не знаем о вотчинной пашне ; 4) вотчины на Руси – по-видимому, первая по времени форма феодального землевладения, тогда как на Западе аллод появился вследствие долгого развития бенефициального землепользования. Иными словами, феодализм в Киевской Руси, вероятно, все же был, но это был особый феодализм, и он не являлся системообразующим и даже сколь-нибудь характерным фактором социально-экономического устройства.

В целом древнерусское земледелие характеризуется натуральным характером (произведенная в хозяйстве продукция в нем же и потреблялась) и экстенсивным развитием (рост объемов производства достигался увеличением обрабатываемых площадей). Указанные особенности не были проявлениями каких-либо национальных черт или технологической отсталости, а диктовались географическими условиями – наличием свободных земель, большими пространствами, низкими урожаями.

Возникновение княжеской власти в условиях еще недостаточно развитого, натурального хозяйства вкупе с неослабевающей опасностью набегов степняков, варягов и других соседей стало причиной формирования городских поселений, в большинстве своем, не как центров ремесла и торговли , а как военно-административных центров . Именно поэтому, несмотря на большое количество городских поселений в Киевской Руси (в Северной Европе Русь называли Гардарикой – страной городов), ремесло здесь в сравнении с Европой было недостаточно развито. К основным особенностям русского ремесла следует отнести слабую специализацию, отсутствие ремесленных корпораций, сочетание ремесла с другими занятиями . В наибольшей степени ремесло было развито в городах, стоящих на торговых путях – Киеве, Новгороде, Смоленске, Полоцке.

Ремесло в Киевской Руси. Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья, черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали . Изделия русских ювелиров и кузнецов ценились во всей Европе. Значительное развитие получили в древнерусских городах гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное ремесла. Но в целом историки насчитывают в Киевской Руси чуть более 60 специальностей (в одном Париже того же периода – около 300). Общественное разделение труда в стране было слабым. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10-30 км., а продукция городских ремесленников редко проникала в деревню.

Русь возникла на торговых путях («путь из варяг в греки», волжский путь, донской путь), естественно, что торговля играла важную роль в структуре экономики Древнерусского государства. Киев и Новгород – главные торговые города Руси – по численности населения, по оценкам историков, превосходили большинство городов Северной и Западной Европы. Однако и русская торговля имела ряд специфичных черт. Во-первых, торговля была транзитной , русские реки имели важное транзитное значения для торговли между Северной Европой, Арабским Востоком и Византией. Большие объемы торговли достигались перепродажей на Руси чужих товаров чужим купцам. Поэтому русская торговля имеет этническую специфику: купцы (гости ) были представлены, как правило, варягами, арабами, евреями, армянами и т.д., но не славянами. Вывозились лен, кожи, пушнина, воск, мед, рабы. Ввозились предметы роскоши, оружие, пряности, ткани. Торговля обслуживала потребности социальной элиты . Большинство населения не было втянуто в торговлю – хозяйство в целом оставалось натуральным, а избыточный продукт изымался в виде дани государством.

В силу слабой распространенности товарного обмена в качестве денег использовались скот (даже княжеская казна называлась скотницей ), меха, арабские дирхемы и византийские динарии. Лишь при Владимире Святославиче, с развитием товарных отношений, началась чеканка собственно русских монет – золотников . При Ярославе Мудром чеканили русские серебряные монеты – серебряники . И золотники, и серебряники, имели очень ограниченное хождение, и вряд ли могут считаться русской валютой того времени. Гораздо более широкое хождение имели гривны – куски серебра.

Система денежных единиц в Киевской Руси. В «Русской правде» упоминаются гривны, куны , ногаты , резаны . Нумизматы выяснили, что куна, ногата и резана есть части гривны: По весу одна гривна равнялась 20 ногатам, 25 кунам или 50 резанам. Однако сама гривна не имела четко определенного веса.

Считается, что во второй половине Х в. сформировалось две денежно-весовых системы: северная и южная. В северной системе большую роль играли западные монеты, к их весу приспосабливалась местная гривна. Южная система была привязана к византийской легкой литре . Легкая литра равнялась 163,728 г серебра. Южнорусская гривна равнялась 68,22 г, куна – 2,73 г., ногата – 3,41 г., резана – 1,36 г.

Налоги на Руси собирались с сельских общин – натуральными продуктами, с городов – серебром. Дань собиралась с общины, а не с каждого жителя, исчислялась с «дыма» (т.е. хозяйства). Города (городские общины), судя по всему, платили заранее установленную сумму (как известно на примере Новгорода). При первых князьях дань собиралась полюдьем – князь с дружиной сам собирал дань, объезжая подвластное ему население. После убийства в 945 г. Игоря во время полюдья его вдова Ольга, которая управляла Русью за своего малолетнего сына Святослава, установила уроки (заранее объявляемое количество дани) и ввела повоз – теперь данники должны были самостоятельно свозить дань на погосты (торговые места, поселки, где дань можно было обменять). Однако повоз, по всей видимости, использовался только на территориях, близких к Киеву. На окраинах государства продолжало действовать полюдье. Дань киевскому князю платили только жители общинных земель, жители вотчин (как городов, так и сельских районов) дани не платили.

Итак, хозяйство Киевской Руси базировалось на земледелии, имеющем натуральный характер. Ремесло, как и вообще товарные отношения, в целом были развито относительно слабо, а торговля была по преимуществу транзитной. Тем не менее, уже в этот период на Руси зарождаются феодальные отношения.

«Вотчиной» (от слова «отец») в средневековых русских документах могли назвать любое наследство. Но чаще это слово употреблялось в конкретном контексте, и так оно используется историками-медиевистами. Как юридический термин, понятие вотчины применялось до XVIII века, и еще на протяжении столетия – как условное наименование.

Каждый да держит отчину…

Такая формулировка приведена в решении . Речь шла о неприкосновенности соседних владений. Соответственно, под «вотчиной» князья разумели контролируемые каждым из них на тот момент земли вместе с населяющими их людьми.

Слово употребляется в разных изданиях «Русской Правды» и ранее. По этим документам можно понять, что вотчина – владение крупного феодала (князя или боярина), которое он получил в наследство от предков и которое закреплено за его родом.

Это понятие включает не только земельный надел, но и обязательно подданных, живущих на нем. Вотчинник обладает по отношению к ним особыми правами – получает платежи, требует повинности, осуществляет суд.

Изначально вотчиной именовали только владения киевских князей. То есть понятие по сути приближалось к «территории государства». Затем так же стали называть владения богатых бояр и удельных князей. Таким образом, вотчина представляла собой государство в государстве, и владелец получал право на осуществление части государственных функций. В числе прочего, он мог раздать часть земель своим слугам «в кормление», то есть в качестве вознаграждения за службу. Но вотчинным такое владение не становилось – его можно было передать по наследству, но лишь при условии, что наследник устроит сюзерена и тоже будет ему служить.

Вотчину можно было получить другими способами: получить в наследство, в подарок, купить или завоевать.

Не совсем собственность

Большинство историков указывает, что вотчина уже в XI веке представляла собой частную собственность боярина. Это не совсем так. Владение принадлежало не человеку, а роду. Им можно было распоряжаться (до продажи и дарения включительно), но только с согласия семьи. Закон оговаривал права наследников (супруги, детей, братьев) на вотчинное владение. Но верно, что боярин мог иметь несколько вотчин на значительном удалении друг от друга, причем его владения могли быть на земле одного князя, а службу он при том нес у другого. Этим вотчина отличается от феодального поместья, которое тоже можно было передать по наследству, но лишь при условии несения службы в пользу высшего сюзерена земли.

Вотчинные права достигли максимума в эпоху феодальной раздробленности. Усиление же центральной власти же почти сразу вступило с этими правами в противоречие. В XVI веке в Московском государстве начинается ограничение прав вотчинников. поступил еще проще – сократил количество вотчинных бояр, подвергнув их репрессиям и конфисковав владения в пользу короны. В период

Что еще почитать