Почему на руси особенно почитается святой николай угодник. «Русский бог»

Почитание святых и молитвы к ним - существенная часть православной веры. Отношения со святыми для христианина всегда носят характер не только личной встречи, но и соприкосновения со святостью вообще: ревностью, жертвенностью, милосердием, смирением, воздержанием в своих совершенных, "эталонных" образцах. Именно такую важную ступень в становлении церковных представлений о святости представляет собою служение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

На первый взгляд, может казаться неожиданным, почему святитель Николай для православной традиции значит так много? От времени его жизни, конца III - начала IV в., до наших дней не дошло ни образцов его проповеди, ни богословских творений, ни свидетельств заслуг в части церковного управления - того, что составило славу учителей и подвижников ранней Византии, времени называемого иначе эпохой великих отцов. И, невзирая на это, почитание святителя Николая столетие за столетием находит особый отклик в сердцах. Образ его оказывается известен далеко за пределами Православия: его чтят мусульмане и язычники-буддисты, видящие в седом старце со строгим и вместе участливым ликом воплощение доброго покровительства. Особенно же распространилось почитание свт. Николая в русском народе, так что многие в России и за ее пределами приписывают святому русское происхождение и искренне бывают удивлены, узнавая, что по крови он - грек или малоазиец.

Пожалуй, всего проще было бы остановиться на этом и объяснить широчайшее почитание свт. Николая "выбором сердца", "народным обычаем", тем, что "исторически повелось и сложилось". Но литургическая и богословская традиции Церкви свидетельствуют ровно о том же: о чрезвычайно важном значении, придаваемом памяти Мирейского архипастыря. В четверговые дни по Уставу, вместе с воспоминанием, творимым святым апостолам, в церквах полагается также совершение еженедельной службы в честь свт. Николая. Причем правило это, как показали исследования, имеет самое древнее происхождение и перешло к нам из Греческой Церкви.

На многих древних иконах святой изображается вместе со Спасителем и Пресвятой Богородицей, по левую руку от Спаса. В молитвенных возгласах и отпустах его имя упоминается в числе первых, наряду со св. Иоанном Предтечей. Этим подчеркивается "старшинство" Николая Чудотворца в соборе святых. Народное представление о нем, как о втором заступнике после Божией Матери, таким образом получает вполне официальное подтверждение в свидетельствах канонического характера.

Так что же могло послужить основанием к этому? Житие святого здесь не дает однозначных ответов. Отдельные образы и эпизоды его довольно традиционны и часто повторяются в православной агиографии: с детства был предизбран Господом и удивлял всех чистотой и праведностью, явил образцового и ревностного пастыря, помогал людям, ходатайствовал перед властями за народ. "Три узельцы злата", пожертвованные обезумевшему от бедности отцу, готовому послать дочерей на блуд, или избавление от казни трех невинно осужденных человек, или спасение во время шторма нескольких моряков у берегов Ликии... Кажется, что это в сравнении с исключительным проповедническим даром св. Иоанна Златоуста, вселенскими заслугами св. Василия Великого, вдохновенным богословием и стоянием за истинные догматы св. Григория Назианзина? Будет ли оценена неброская, "домашняя", отеческая добродетель одного из епископов в сравнении с такими ярчайшими явлениями своего времени, как просвещение светом Евангелия целых народов и стран, христоподражательная жертва тысяч мучеников, аскетические подвиги и ангельские собеседования отцов-пустынников? На фоне всего вышеупомянутого даже наиболее известный житийный пример, в котором св. Николай в порыве негодования бьет по щеке лжеучителя Ария, выглядит не более, чем частным эпизодом, ибо победу православного, троичного исповедания на I Вселенском Соборе обеспечит не это, но блестящая богословская аргументация и полемический дар св. Афанасия, авторитет в Церкви папы Сильвестра и свт. Спиридона Тримифунтского, выдержка и организационный талант св. равноап. Константина.

И, тем не менее, Церковь поминала и продолжает поминать "в первых" св. Николая Чудотворца, отнюдь не риторически именуя его "правилом веры", "образом кротости" и "вещей истиной". Ситуация загадочная и заставляющая предполагать влияние неких поистине чрезвычайных обстоятельств и факторов. Отчасти это напоминает широкую всенародную славу другого святого, единого со святителем Николаем времени, - великомученика Георгия Победоносца : весьма общая внешняя канва житий и, подобно лавине, - распространение всенародного почитания, богатство идеальных содержаний и смыслов, влагаемых церковной традицией в воспоминание обоих угодников Божиих.

Параллель эта неслучайна, ибо при всей разности образов одного и другого святого (св. Георгий - олицетворение победоносного, "добре воинствующего" начала; святитель Николай - начала отеческого, "малого доброделания"), оба рождены той эпохой, в которую Церковь Христова переходит к новому своему образу и раскрытию, воплощению начал положительного, духовно упорядоченного жизнеустройства, сложению всеобъемлющего "универсума образцов", которыми мог бы руководиться верующий в самых различных обстоятельствах своей жизни. До сих пор, в условиях гонений, существование христиан напоминало жизнь в осажденной крепости: отстоять веру было почти исключительной задачей. Внешние институты и формы по этой причине оставались неразвиты, теперь же от Церкви требовалось ни много, ни мало, произвести из своей среды обновленную и освещенную Евангельскими принципами идею существования мира . Противостояние с государством, обществом, культурой отходило в прошлое и каким при этом должно было показать себя христианство? Строгим моральным судьей и соглядатаем? Новым владыкой, переменяющим порядки в свою пользу и требующим беспрекословного преклонения перед собою? Собранием людей, мало интересующихся происходящим вокруг, с интересами и воззрениями не от мира сего? Движением религиозных фанатиков-анархистов, требующих упразднения и переустройства всех старых норм?

Натиск гонений стихал, но отыскать себя в новых и по-видимому более благоприятных условиях оказывалось по-своему сложно. Добродетель и святость, по сути, должны были заново раскрыться и засиять перед современниками Константина, чтобы в переменяющемся окружении история христианства смогла победоносно продолжиться. Должны были найтись те, кто выступит вперед и собственным дерзновенным примером укажет другим торные тропы к спасению и совершенству. Именно по этой причине рубеж III и IV вв. оказывается так богат на великие имена и свершения: всякое делание, будь то осмысление догматов, освоение пустынножительства, устроение повседневной жизни церквей и епархий или общественные обязанности христианина, приходилось открывать вновь; примеры же, в которых благочестие и чистота жизни оказывались засвидетельствованы от Бога сверхъестественными дарами и чудотворениями, оказывались для Церкви поистине многоценными и спасительными.

Имена некоторых святых, отличившихся в той или иной добродетели, по этой причине становятся в среде христиан нарицательными, как имя великомученика Георгия, ставшего для всех последующих времен олицетворением мужества, ратной доблести и заступления слабых от супостата, или св. Иоанна Златоуста как достигшего вершины проповедничества и нравственного пастырского наставления. Святителю же Николаю в этом ряду столпов и основоположников православной традиции принадлежит место народного утешителя, покровителя и помощника в самых различных житейских нуждах и затруднениях. Таким он и вошел в церковную память: всегда проникновенным и близким, спешащим творить добро и утолять скорбь, сочувствующим беде и непреклонным к греху (на Руси, как в образе св. Николы Можайского, также передается идея его крепкого стояния с мечом в руках за веру и Церковь). Многочисленные же случаи помощи, совершаемой по его молитвам, удостоверяют, что христианская ревность к памяти святого не тщетна, но второе имя, данное Церковью, "Чудотворец", воистину отражает в себе главное отличительное дарование его в торжествующем соборе угодников Божиих и "профессиональную обязанность" - творение чудес Божиих в прославление имени Всевышнего в человеках.

Православные Четьи-Минеи в день празднования св. Николая гласят: "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего - восток и запад и все концы земнии ведят чудотворения его". После этого кажутся второстепенными и малозначащими высказываемые историками сомнения относительно личности святителя Николая, достоверности его присутствия на Вселенском Соборе или о возможности соединения в одном житии подробностей жизни сразу двух или даже трех Николаев, епископов, живших в различное время.

Поднявшаяся в последнее время особенно в западном христианстве волна "демифологизации", а по существу огульной критики и субъективных оценок церковной истории и святцев не может достичь большей правды, чем та, на которую опирается благодарная народная память, а в крайнем случае лишь подорвать доверие к идеалу абсолютных любви, заботы и милосердия. Ведь и утверждение, выдаваемое многими сегодня за факт, о том, что никакого перенесения мощей, чудесным образом устроенного самим святителем, из Мир Ликийских в итальянский Бари не было, а было банальное похищение их у греков в 1087 г. венецианской армией, - так вот, даже это не может отменить или оспорить другого непреложного исторического свидетельства: корабль со святыней достиг берегов Италии ровно 9 декабря, в день памяти Чудотворца.

Итак, всякие козни и домыслы мира побеждаются святостью. Празднование, которое Русская Церковь ежегодно с торжественностью отмечает 8/22 мая, остается для нас свидетельством особого смотрения Божия о памяти Своего великого угодника. Как прежде, так и теперь св. Николай продолжает нести в истории свою неусыпную вахту "старшего" в небесном полку святых покровителей и чудотворцев.

На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев)-наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга.

Святой Николай Чудотворец издревле является покровителем матросов и тех странников (водителей), кто в пути и разъездах. Святой Николай помогает нищим и блаженным, несчастным, сирым и убогим - он их официальный заступник и представитель на небесах. Жизнь Святого Николая Чудотворца - это доказательство того, что "блаженны нищие, ибо они будут на небесах".

Сам Чудотворец вел простую и весьма аскетическую жизнь, раздал все свои богатства (на которые мог жить, припеваючи) нищим и нуждающимся, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости (именно он стал причиной отмены казней нескольких безвинно оболганных людей), учил своей жизнью любви и состраданию. Сам Святой Николай Чудотворец тоже в середине своей жизни нищенствовал, у него даже не было своего дома, но даже после его назначения по указке самого Господа Бога епископом Ликии, он кушал только один раз в день - вечером.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова) в 258 г., был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.

Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошел до такой крайности, что ради денег решил своих красавиц-дочерей толкнуть на путь греха.

Услыхав о том, как бедствует он, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видел, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашел их - и никак не мог поверить своему счастью, он тер пальцами монеты, и убедившись, что это настоящее золото, недоумевал, откуда оно взялось. Поблагодарив Господа, он выдал замуж свою старшую дочь и дал за ней богатое приданое.

Святой обрадовался и так же ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Бог устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна.

Когда святой Николай, тихо ступая, подошел к дому и бросил в окно узелок, бедняк бросился за ним, догнал и стал целовать его ноги, а священник просил сохранить все в тайне.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.

Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.

Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу около 351 года. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.

В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне.

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Молитвы. в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882).

Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии Икона Софии, Премудрости Божией София Премудрость Божия Икона. перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

19 декабря православные верующие отмечают день памяти Николая Чудотворца. В старину на Руси этот день считался большим праздником, как и у многих других славянских народов. Названий у него было множество: Николин день, Никола морозный, Никола холодный, Никола зимний. Считалось, что в это день сам Николай Чудотворец сходит с небес и лично обходит всю нашу землю, одаривая детишек подарками накануне Рождества. Культурологи считают, что такой народный образ Николая Угодника трансформировался впоследствии в сказочного Деда Мороза.

Отмечали праздник широко: накрывали столы на всю деревню, в складчину. Заранее варили пиво. Накануне по дворам ходили ряженые, во главе с высоким и статным мужчиной, который изображал самого Николая-Чудотворца. Ряженые одаривали детишек сладостями и мелкими подарками, сами в ответ получали дары, и несли их в следующий дом, где также поздравляли и одаривали всех. Через «Николая» парни передавали гостинцы любимым, а девушки одаривали своих суженых.

Был также обычай отмечать «Никольщину» – праздник, на который собирались старшие мужчины, главы семейств и представители деревенских родов. Для него варили много пива и браги, а обильное угощение накрывали в складчину. Праздник длился 2-3 дня и на нем часто решали дела всей деревни и заключали важные договора.

Кем был Святитель Николай

Что касается образа Святителя Николая, то это не просто один из множества почитаемых православных святых. Исторически так сложилось, что Николай Чудотворец стал самым почитаемым на Руси святым, третьим по важности и значимости, после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. С уверенностью можно сказать, что нет ни одного храма, где его икона не занимала бы видного и почетного места. И половина бабушек в церкви вам с полной убежденностью скажут: «Наш он, русский, родненький, на Руси жил, и нас теперь особо оберегает!».

На самом деле, Святитель Николай родился в 270 году в Ликии, так называлась местность на юге Малой Азии. Сейчас там расположены турецкие провинции Анталья и Мугла. А в то время Ликия была греческой колонией.

Семья, в которой родился святой Николай, была весьма знатной и состоятельной. Его родители-христиане воспитали сына так, что он с самого детства намеревался полностью посвятить себя служению Богу. Когда Николай подрос, он стал чтецом, а затем и священником в том храме, где настоятелем был его дядя, епископ Николай Патарский. Он стремился к аскетической и уединенной жизни. После смерти родителей будущий святой раздал свое наследство бедным и отправился в паломничество в Иерусалим. По пути он совершил множество чудес, по его горячим молитвам к Богу излечивались больные и прекращались шторма. В молодости Николай собирался посвятить себя служению Богу в Сионской обители, но Господь призвал его к иному служению: пойти в мир, к людям. Через некоторое время после возвращения из паломничества будущий святой Николай стал архиепископом в городе Мира – столице Ликии. Но даже оказавшись на столь высоком посту, он оставался необычайно чутким к чаяниям простых людей.

И девицам приданое, и мужику помощь

«Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком, удивительным по простоте, – говорит специалист по церковному искусству, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский . – Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берёт. И вот он, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трёх вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает этому слову, святитель Николай сам оказывается не месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета. Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи лошадь с телегой. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные ризы, одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. И вот в народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю как минимум два праздника в году, а Кассиану – раз в четыре года, 29 февраля».

Все эти утешительные, умилительные рассказы говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, который сложился в житии святителя Николая, это образ человека живого, находящегося в гуще жизни, для которого евангельский идеал – не нечто умозрительное, а то, что он воплощает в конкретных ситуациях, которые приводит жизнь. Замечательно, считает профессор СФИ, что в этом хотят видеть не просто образ христианина, но и, конечно, образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником.

Это, конечно, приводило и к большим перегибам в почитании святителя Николая, когда народ, не будучи просвещен, начинал воспринимать его на уровне Богоматери и даже Христа.

«На севере, пусть редко, но можно встретить даже особый ряд икон в иконостасе, где место Христа в центре занимает святитель Николай, а все остальные святые обращаются к нему. Но на это не надо смотреть слишком строго, это проявление народной непросвещённой веры, этих людей никто не просвещал, и это понятно. С другой стороны, им хотелось видеть такого яркого, глубокого и одновременно простого человека таким центром для подражания: видимо, это было то, чего в окружающей жизни не очень хватало», – рассказывает Александр Копировский.

Почему так почитаем образ Николая Чудотворца

Почитание святителя Николая развилось не сразу, а после перемещения его мощей в XI веке из малазийского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. «Ни для кого не секрет, что переносили эти мощи не торжественно, как, скажем, мощи Александра Невского из Владимира в Петербург, которые сам царь нёс на плечах, сопровождаемый громадным крестным ходом. Мощи святителя Николая увозили тайно, спасая их от иноверцев, от мусульман. Но даже такое, исторически совсем не триумфальное событие способствовало развитию почитания этого святого в христианском мире. Это почитание актуализировало многие евангельские смыслы, которые нужно было проповедовать не в виде лекций или текстов, а именно через образ человека», – говорит эксперт.

Образ святителя Николая стал, прямо как поется в его тропаре, «правилом веры», то есть образцом веры, «образом кротости». И важно не забыть о третьей части, которую обычно опускают, – «учителем воздержания». Эти три качества позволяют многое понять о христианской жизни, многому научиться.

«Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная, - говорит Александр Копировский. – Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, как о слепой вере. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его чётких, не расплывчатых формулировках».

Фото: Википедия

При этом он считается и «образом кротости». Как напоминает профессор СФИ, иногда думают, что кротость – это что-то такое очень сладкое и слабое. Но не надо излишней сентиментальности. Кроткий человек – это человек чистого, ясного, открытого духа. В этом святитель Николай похож на Христа, сказавшего: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Не будем забывать, что кротость Христа не мешала ему в каких-то случаях проявлять достаточную твёрдость и даже гнев.

Александр Копировский: «Когда мы обращаемся к святителю Николаю, размышляем о его образе, я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем в различные тексты его жития. Примечательно, что в иконах он узнаваем сразу, легко, хотя сами эти иконы невероятно разнообразны. В Третьяковской галерее есть потрясающий образ конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде: это такой мудрец с огромным лбом. Есть удивительно простые, кроткие, даже немножко улыбающиеся лики, а есть более строгие; есть где у него больше седины, есть где меньше. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты».

Что значит «учитель воздержания»? Это не значит, что святитель Николай – такой аскет, умерщвляющий плоть, не спящий, не едящий и так далее. По словам Александра Копировского, его пример показывает, что воздержание не сводится к еде и сну, но учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе не плохо, но чего делать не надо, а значит, как избирать главное.

«В духовной жизни очень важно оказываться вовремя в нужном месте, а для этого нужно целостно двигаться вперед, не растрачиваться, – говорит он. – В этом отношении интересен рассказ о его избрании епископом. Как тогда часто бывало, епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбирать. В конце концов, поскольку не было согласия, кто лучше, кто хуже, решили избрать того, кто придёт раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех. Ведь это тоже воздержание: не опаздывать в храм, не приходить позже, а приходить гораздо раньше, и не с какой-то дисциплинарной целью, а потому что сердце туда влечёт».

И это оказалось достаточным, чтобы весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек, который так радеет о богослужении. Не об организации служб, а просто о том, чтобы быть с Богом.

«В христианском мире мнения по поводу историчности образа святителя Николая разделились, – говорит Александр Копировский. - Западный мир пришёл к выводу, что исторических свидетельств о нём слишком мало, чтобы принимать всё, что сложилось за века в народном почитании. Многие видят в нём собирательный христианский образ, а не конкретного человека. Считают, что даже если в основе этого образа и был конкретный человек, то очень многое к нему как бы приписали, приложили. Но для нашей жизни вопрос о его историчности не самый существенный. Конечно, важно узнавать какие-то реальности об этом житии. Но главное – надо больше открывать Евангелие, чтобы увидеть, что истоки почитания святителя Николая – в образе и жизни Христа».

На самом деле, Святитель Николай родился в 270 году в Ликии, так называлась местность на юге Малой Азии. Сейчас там расположены турецкие провинции Анталья и Мугла. А в то время Ликия была греческой колонией.

Семья, в которой родился святой Николай, была весьма знатной и состоятельной. Его родители-христиане воспитали сына так, что он с самого детства намеревался полностью посвятить себя служению Богу. Когда Николай подрос, он стал чтецом, а затем и священником в том храме, где настоятелем был его дядя, епископ Николай Патарский. Он стремился к аскетической и уединенной жизни. После смерти родителей будущий святой раздал свое наследство бедным и отправился в паломничество в Иерусалим. По пути он совершил множество чудес, по его горячим молитвам к Богу излечивались больные и прекращались шторма. В молодости Николай собирался посвятить себя служению Богу в Сионской обители, но Господь призвал его к иному служению: пойти в мир, к людям. Через некоторое время после возвращения из паломничества будущий святой Николай стал архиепископом в городе Мира – столице Ликии. Но даже оказавшись на столь высоком посту, он оставался необычайно чутким к чаяниям простых людей.

И девицам приданое, и мужику помощь

«Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком, удивительным по простоте, – говорит специалист по церковному искусству, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский . – Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берёт. И вот он, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трёх вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает этому слову, святитель Николай сам оказывается не месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета. Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи лошадь с телегой. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные ризы, одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. И вот в народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю как минимум два праздника в году, а Кассиану – раз в четыре года, 29 февраля».

Все эти утешительные, умилительные рассказы говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, который сложился в житии святителя Николая, это образ человека живого, находящегося в гуще жизни, для которого евангельский идеал – не нечто умозрительное, а то, что он воплощает в конкретных ситуациях, которые приводит жизнь. Замечательно, считает профессор СФИ, что в этом хотят видеть не просто образ христианина, но и, конечно, образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником.

Это, конечно, приводило и к большим перегибам в почитании святителя Николая, когда народ, не будучи просвещен, начинал воспринимать его на уровне Богоматери и даже Христа.

«На севере, пусть редко, но можно встретить даже особый ряд икон в иконостасе, где место Христа в центре занимает святитель Николай, а все остальные святые обращаются к нему. Но на это не надо смотреть слишком строго, это проявление народной непросвещённой веры, этих людей никто не просвещал, и это понятно. С другой стороны, им хотелось видеть такого яркого, глубокого и одновременно простого человека таким центром для подражания: видимо, это было то, чего в окружающей жизни не очень хватало», – рассказывает Александр Копировский.

Почему так почитаем образ Николая Чудотворца

Почитание святителя Николая развилось не сразу, а после перемещения его мощей в XI веке из малазийского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. «Ни для кого не секрет, что переносили эти мощи не торжественно, как, скажем, мощи Александра Невского из Владимира в Петербург, которые сам царь нёс на плечах, сопровождаемый громадным крестным ходом. Мощи святителя Николая увозили тайно, спасая их от иноверцев, от мусульман. Но даже такое, исторически совсем не триумфальное событие способствовало развитию почитания этого святого в христианском мире. Это почитание актуализировало многие евангельские смыслы, которые нужно было проповедовать не в виде лекций или текстов, а именно через образ человека», – говорит эксперт.

Образ святителя Николая стал, прямо как поется в его тропаре, «правилом веры», то есть образцом веры, «образом кротости». И важно не забыть о третьей части, которую обычно опускают, – «учителем воздержания». Эти три качества позволяют многое понять о христианской жизни, многому научиться.

«Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная, - говорит Александр Копировский. – Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, как о слепой вере. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его чётких, не расплывчатых формулировках».

При этом он считается и «образом кротости». Как напоминает профессор СФИ, иногда думают, что кротость – это что-то такое очень сладкое и слабое. Но не надо излишней сентиментальности. Кроткий человек – это человек чистого, ясного, открытого духа. В этом святитель Николай похож на Христа, сказавшего: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Не будем забывать, что кротость Христа не мешала ему в каких-то случаях проявлять достаточную твёрдость и даже гнев.

Александр Копировский: «Когда мы обращаемся к святителю Николаю, размышляем о его образе, я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем в различные тексты его жития. Примечательно, что в иконах он узнаваем сразу, легко, хотя сами эти иконы невероятно разнообразны. В Третьяковской галерее есть потрясающий образ конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде: это такой мудрец с огромным лбом. Есть удивительно простые, кроткие, даже немножко улыбающиеся лики, а есть более строгие; есть где у него больше седины, есть где меньше. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты».

Что значит «учитель воздержания»? Это не значит, что святитель Николай – такой аскет, умерщвляющий плоть, не спящий, не едящий и так далее. По словам Александра Копировского, его пример показывает, что воздержание не сводится к еде и сну, но учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе не плохо, но чего делать не надо, а значит, как избирать главное.

«В духовной жизни очень важно оказываться вовремя в нужном месте, а для этого нужно целостно двигаться вперед, не растрачиваться, – говорит он. – В этом отношении интересен рассказ о его избрании епископом. Как тогда часто бывало, епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбирать. В конце концов, поскольку не было согласия, кто лучше, кто хуже, решили избрать того, кто придёт раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех. Ведь это тоже воздержание: не опаздывать в храм, не приходить позже, а приходить гораздо раньше, и не с какой-то дисциплинарной целью, а потому что сердце туда влечёт».

И это оказалось достаточным, чтобы весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек, который так радеет о богослужении. Не об организации служб, а просто о том, чтобы быть с Богом.

«В христианском мире мнения по поводу историчности образа святителя Николая разделились, – говорит Александр Копировский. - Западный мир пришёл к выводу, что исторических свидетельств о нём слишком мало, чтобы принимать всё, что сложилось за века в народном почитании. Многие видят в нём собирательный христианский образ, а не конкретного человека. Считают, что даже если в основе этого образа и был конкретный человек, то очень многое к нему как бы приписали, приложили. Но для нашей жизни вопрос о его историчности не самый существенный. Конечно, важно узнавать какие-то реальности об этом житии. Но главное – надо больше открывать Евангелие, чтобы увидеть, что истоки почитания святителя Николая – в образе и жизни Христа»

19 декабря весь христианский мир отмечает праздник святителя Николая. Святитель Николай один из самых почитаемых святых на Руси. В каждой православной семье наряду с иконой Господа Иисуса Христа и Божией Матери обязательно есть и икона свт. Николая. Более того, об особом отношении к святителю говорит и тот факт, что в каждой области России есть деревня Николаевка или поселок Никольское. Ну, и, наверное, в каждой русской семье есть Николай. Все это говорит об особом почитании святого в нашей стране. Но от куда такое почитание? Почему на Руси почитают святого, жившего на рубеже III-IV столетий в Византии. На этот вопрос мы попробуем ответить в нашей статье.

Сначала посмотрим, что мы знаем о святом?

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье

Малоазийского полуострова). Годы жизни: 260−343 гг. Был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, которые долго были бездетны, давших обет посвятить его Богу. Со дня своего рождения Николай творил чудеса. Например, мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Предания и Священного Писания, был послушным и добрым мальчиком. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских (Малая Азия, относящаяся в то время к Византии). Именно из-за места служения святого Николая называют — Мирликийский или Мир Ликийский. Сейчас Миры входят в состав Турции, находятся на юге Антальи.

Сам Чудотворец вел простую и весьма аскетическую жизнь, раздал все свои богатства нищим и нуждающимся, исцелял людей от болезней и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости (именно он стал причиной отмены казней нескольких безвинно оклеветанных людей), учил своей жизнью любви и состраданию.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой — в 325 году он боролся за чистоту православного вероучения на I Вселенском соборе, созванном святым равноапостольный Константином, на котором была осуждена ересь Ария.

На Руси имя Николая Чудотворца или Николая Угодника получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры, захваченного турками, мощи святого были вывезены в Италию. В XI веке Византия переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости поруганием святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром, поэтому их и вывезли в Италию. В город Бари их привезли 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого. Интересно заметить, что именно 9 мая в 1945 году закончилась Великая отечественная война. И это не случайность, так как наш народ усердно молился о даровании мира и чудо произошло!

Кроме того, в те же годы (XI век) письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына.
«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках.

Около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону — повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII—XIV вв. святой Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держит в правой руке меч, а в левой — храм, и считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, называемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII—XX вв. еков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

Итак, почему же на Руси один из самых известных святых святитель Николай Чудотворец? Думаем, что описанные в статье личный пример святой жизни подвижника, его чудеса, сотворенные при жизни и после смерти уже дали ответ на вопрос. Ну, и одно из чудес, свидетелями которого являетесь сейчас вы. Разве не чудо, что мы с вами встретились и сейчас говорим о святителе Николае?
Святитель отче Николае, моли Бога о нас!

Что еще почитать