Нравственное воспитание на уроках русской литературы. Нравственные уроки русской литературы XIX века Нравственные уроки в современной литературе

Действительно, очень быстро и незаметно пролетел десятый класс. За этот учебный год, я думаю, каждый из нас извлёк для себя какие-либо уроки, узнал много нового, интересного и полезного. Мне очень запомнились уроки литературы. Было очень интересно рассуждать на уроках, почему какой-либо герой поступил именно так, а не иначе. За год мы прошли много хороших произведений: "Обломов" Н.И.Гончарова, "Гроза" Островского, "Отцы и дети" Тургенева,"Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, "Война и мир" Л.Н.Толстого и многие другие произведения.

Я хочу сказать "Спасибо" поэтам, чьи произведения мне понравились и запомнились. Это Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Мне понравились их произведения из любовной лирики. ("На заре ты её не буди", "Сияла ночь").

Безусловно, все произведения нас учат чему-либо, из каждого из них можно сделать выводы. Самый глубокий след в моей душе оставили два произведения: это "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С.Лескова и "Преступлении и наказание" Достоевского.

Говорят, что люди учатся на своих ошибках, а в своей повести Н.С.Лесков учит нас на чужих ошибках. С помощью образа Катерины он передаёт нам те последствия, к которым может привести такое поведение, как у главной героини. Любовь к Сергею ослепила Катерину, из-за него она пошла на несколько ужасных преступлений: убийство мужа, свёкра и племянника. Нет, автор не хотел сказать нам, что любить нельзя. Он показал нам, к каким последствиям может привести слепое подчинение одному человеку, когда совсем не задумываешься о своих окружающих, о том, какой вред можешь принести им ты. Своей любви можно добиться всегда, просто нужно искать для этого другие меры, ни в коем случае не убийство. Я думаю, что это произведение послужит для меня уроком на всю жизнь.

Второе произведение это психологический роман "Преступление и наказание". Он читается не легко, так как там присутствуют монологи, размышления, воспоминания, но всё же роман очень интересный и познавательный. Главный герой - Родион Раскольников - личность весьма своеобразная. В нём сочетаются противоположные качества: жалость к родным, к своей сестре и бессердечность по отношению к старухе-процентщице. Действительно, все мы глядим в Наполеоны и Родион - тоже. После совершения убийства, когда его мучила совесть, он говорил сам себе, что из-за Наполеона погибла многомиллионная армия (что из-за него они участвовали в войне) и Наполеону за это никто ничего не сделал, а он убил одну жалкую старушонку и уже жалеет об этом. Но убийство ни к чему хорошему не привело, а только заставило Раскольникова мучаться и терзать себя угрызениями совести.

Эти два произведения произвели на меня большое впечатление, и я думаю, что буду перечитывать их снова и снова. Спасибо Вам за те жизненные примеры, которые Вы преподнесли нам в своих замечательных произведениях!

Конспект урока по литературе

Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ с.Найтоповичи Унечского района –

Скорибченко Валентина Николаевна

Группа №88

Тема: Итоговый урок. Нравственные проблемы русской литературы 19 века.

Предмет_____литература_____9 класс__________________

УМК В.Я.Коровиной

Урок №___102_________________________

Тип урока: урок рефлексии

Цель : активизировать познавательную деятельность старшеклассников, вовлекая их в аналитическую, творческую работу;

Способствовать формированию у обучающихся собственной нравственной оценки прочитанного и услышанного;

Развивать художественный вкус школьников, ассоциативное мышление, умения сравнивать, обобщать, выделять главное, обосновывать свою точку зрения;

Воспитывать нравственные качества личности.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование : компьютер, проектор

Ход урока:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности ;

Вы получили задание повторить знания о прочитанных произведениях в этом учебном году и подумать над вопросами. Прочтите их вслух и скажите, какой вопрос вызвал наибольшее затруднение.

    Что интересного и полезного вы узнали из курса русской литературы XIX века?

    XIX и XXI века?

    В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений

2) этап актуализации и пробного учебного действия ;

Дайте связный, аргументированный ответ на вопрос, показавшийся вам наиболее интересным.

3) этап локализации индивидульных затруднений;

На вопрос, показавшийся вам трудным, мы ответим вместе.

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

Есть ли у вас предположения, как будет называться тема нашего урока?

Мы определили тему нашего урока. Какие вопросы, по-вашему, нужно рассмотреть, чтобы наиболее полно раскрыть главный вопрос темы? По мере погружения в тему урока заполните таблицу. Заполните таблицу:

Предлагаю при построении проекта использовать метод кластера.

Нравственные проблемы русской литературы XIX века

Работа в парах.

5) этап реализации построенного проекта;

Соедините элементы кластера линиями, стрелками и аргументируйте это соединение примерами из произведений.

- В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений? Этого элемента не хватает в нашем кластере. Эти слова произнес В.Г.Белинский в отношении пушкинского гения - «лелеющая душу гуманность».

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

Как вы считаете, все ли тайны произведений XIX века вы уже раскрыли?

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Вы пришли с любимыми книгами. Прочитайте выбранный вами отрывок из книги – кульминационный момент жизненного испытания героя. Ответьте на вопрос «В чем общечеловеческая значимость проблем, вопросов, тем, поднятых литературой XIX века?». Сверим с эталоном: как об этом сказано в учебнике литературы.

8) этап включения в систему знаний и повторения;

Игра «Узнай произведение по его финалу»

Одинаково или по-разному воспринимали вечные нравственные ценности, отраженные в русской классической литературе читатели XIX и XXI века?

Что общего вы заметили в прочитанных вами произведениях современной русской и зарубежной литературы и русской классике?

В чем общность и разница в восприятии таких понятий как честь, долг, любовь, благородство, гордость, достоинство, жизнь, смерть и др. нашими современниками и русскими писателями XIX века?

Какие спектакли и фильмы, основанные на русской классике, вы видели? Дайте им оценку.

Какие общие проблемы и художественные открытия объединяют русских и зарубежных писателей?

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Чем знание русской классической литературы может помочь читателю, который не свяжет свою будущую профессию с гуманитарными дисциплинами?

Заполните и сдайте таблицу:

-Комментирование оценок урока.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Домашнее задание: - Сформулируем домашнее задание. Составьте похвальное слово ЛИТЕРАТУРЕ

Следующий урок – защита проектов.

Программа курса

внеурочной деятельности

«Нравственные уроки русской литературы»

7«А», «Г», 8 «А», «Г» классы

34 часа

Разработчик:

учитель русского языка

и литературы

Фурзикова Ольга Юрьевна

Данный курс предназначен для учащихся7-8-х классов, проявляющих интерес к литературе и желающих расширить знания по курсу русской литературы (изучение внепрограммных произведений). Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).

Основные задачи курса:

Подготовка учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;

Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (на основе анализа литературных произведений);

Научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, поступки сверстников и одноклассников;

Развитие личностных качеств: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.;

Совершенствование навыков анализа прозаических текстов.

В системе образования и воспитания данные занятия несут для учащихся большое воспитательное значение. Школа и жизнь взаимосвязаны. Мир вокруг нас стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость, бесстыдство; перестают ценить такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. В наше время для того, чтобы сохранить добрые человеческие качества у учащихся, нужно всерьез заниматься их нравственным воспитанием.

Сегодня ни один ребенок не должен потерять те духовные ценности, которые познал сам, своим умом, с товарищами и педагогами, направлявшими его на познание этих ценностей.

Уроки нравственности проходят при активном сотрудничестве самих учащихся, используются разные формы проведения: диспуты, дискуссии, конференции, презентации, обсуждение фильмов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения являются:

    умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

    умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений;

    умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;

    самостоятельное выполнение различных видов творческих работ по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом.

Метапредметные результаты:

    овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

    приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;

    умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

    приобретение коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются:

    в способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимания культурной ценности литературного творчества; понимание места литературы в ряду других искусств;

    в умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

    в приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

    в восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном тексте;

    в способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Вводный урок. Нравственное осмысление вечных проблем в русской литературе.

Уроки милосердия, внимательного отношения к окружающим.

Н.Кожевникова. Сборник рассказов «Окна во двор».

В.Распутин «Уроки французского».

В.Железняков «Чучело». История, воплощенная в кино.

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В.Астафьев. Повесть«Людочка».

Б.Екимов. Рассказ «Ночь исцеления»

Б.Екимов. Рассказ «Продажа».

В.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

Уроки внимательного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Т.Крюкова. Повесть «Костя+Ника».

А.Геласимов. Рассказ «Жанна»

М.Петросян. Роман «Дом, в котором…»

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Уроки любви и жалости, ответственности за братьев наших меньших.

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».

Ю.Яковлев. Рассказ «Разбуженный соловьями»

Ю.КазаковПовесть«Арктур – гончий пес».

Ю.Коваль.Повести «Недопёсок», «Алый».

«Мать – самое уважительное, что ни есть в жизни» (В.Шукшин). Уроки любви материнского сердца.

В.Шукшин «Материнское сердце».

Л.Улицкая. Рассказ «Дочь Бухары»

В.Токарева. Рассказ «Я есть, ты есть, он есть»

Л.Куликова. Рассказ «Свиделись»

В.Крупин «Молитва матери»

Б.Екимов «Говори, мама, говори…»

Уроки патриотизма и преданности своей Родине.

Э.Казакевич «Звезда»

В.Богомолов. Повесть «Иван».История, воплощенная в кино.

Д.С.Лихачев. Статья «Раздумья о Родине»

Э.Веркин. Роман «Облачный полк»

Итоговое занятие: составление, презентация и защита собственного списка произведений, обращенных к нравственным проблемам.

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».

Что еще почитать