Можно ли ходить на кладбище в воскресение. Когда лучше проведать усопших на поминальную неделю

Наверное, у каждого человека есть хотя бы один родственник или друг, которого уже похоронили. Люди всегда уделяют максимум внимания своим близким. Даже после смерти человека присутствует желание навещать его гробницу и заботиться о его покое. Но многие не знают, как посещать кладбище правильно. Существуют дни, когда идти на кладбище можно, и даже нужно. И, наоборот, когда проведывать умерших лучше не надо.

Когда можно ходить на кладбище:

  • в день похорон;
  • на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
  • каждый год в день ухода человека из жизни;
  • в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
  • Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
  • 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
  • Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;
  • Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Когда нельзя ходить на кладбище:

  • православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
  • Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
  • считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
  • женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом. Но есть и другое мнение, что такие памятные даты, как день рождения или день Ангела, тоже служат поводом для поминовения ушедшего из жизни. В эти дни можно еще и священника на могилку пригласить. Существуют также некоторые суеверия и правила поведения на погосте.

Как вести себя на кладбище

Если вы запланировали поездку на кладбище, не стоит надевать одежду ярких цветов. Самыми подходящими будут черный или белый. Также можно подобрать из своего гардероба вещи заглушенных тонов. Ноги должны быть закрыты: одевайте штаны или длинную юбку. Обувь тоже должна быть закрытой. Голову желательно покрыть головным убором или накинуть платок.

Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь.
Не плюйте и не мусорьте. А если вам захочется по нужде, найдите подходящее для этого место за территорией кладбища.
По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.
Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.
Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).
Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.

Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Когда посещать кладбище, каждый человек определяет для себя сам. Конечно, ходить в такие места чуть ли не каждый день не рекомендуется. Но и забывать о своих близких тоже не нужно. Поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце. В ситуации когда вы живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой. Ставить эту свечу нужно в средней части храма с левой стороны.

Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы. Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином.

При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище – это священная земля, место покоя усопших.

Одним из самых важных элементов культуры каждого народа является поминание усопших. В сокровищницах народной и философской мысли можно найти немало мудрых изречений на эту тему, но даже без них не нужно объяснять важность этого обычая, идущего из глубины веков и незримо связывающего друг с другом все человеческие поколения. Особую важность поминание приобретает для тех, у кого потеря родных и близких – ещё свежая рана. Посещение кладбищ для них – это один из способов справиться со своим горем.

С народным обычаем солидарны все религии мира, однако они же предупреждают и о нежелательности частых посещений кладбищ, а православная церковь, например, даже разделяет т.н. «дни радости» и «дни печали», выпадающие на Пасху (один из главных христианских праздников, посвящённых воскресению Христа). С религиями согласны и экстрасенсы, утверждающие, что кладбище – это средоточие мёртвой энергетики, и человек, слишком часто посещающий его, не только воспринимает её в полной мере, но и несёт т.н. «мёртвую землю» к себе домой. Поэтому так важно, по их мнению, ничего не брать с кладбища, а по возвращении с него (после уборки могил или их посещения в определённые дни) обязательно вымыть руки и вытереть ноги, оставив эту землю за порогом.

Поскольку с обычаем поминания мёртвых связано немало примет, суеверий и самых противоречивых сведений, особенно в сельской местности, неудивительно, что очень часто можно услышать вопрос, адресованный в равной степени и православным священникам, и обычным пожилым людям: когда можно и когда нельзя ходить на кладбище? Что удивительно, ответы бывают самыми разными. Например, на вопрос, можно ли посещать кладбище на Пасху, один священник ответит отрицательно, другой скажет, что это не по канону, но тем не менее не возбраняется, а в деревнях же, напротив, нередко бытует мнение, что можно. Кроме того, бытуют рассказы о том, как и сами батюшки посещали на Пасху кладбища и святили там куличи (такую историю, например, рассказывает настоятель храма в п. Максаковка, Республика Коми, отец Игнатий). Кто же прав и по каким же дням на самом деле нужно посещать место последнего покоя?

«Машина времени»

Начнём с Пасхи – точнее, с рассказа не о ней, а о её истории в ХХ веке (это поможет понять природу некоторых обычаев, распространённых на постсоветском пространстве по сегодняшний день). До революции 1917 года она была не просто большим религиозным праздником, но ещё и праздником государственным, к которому согласно закону 1897 года давалось четыре выходных дня (пятница и суббота Страстной недели, предшествующей Пасхе, и понедельник и вторник следующей). Таким образом жители дореволюционной России получали маленькие пасхальные каникулы. Первые семь дней после праздника назывались «пасхальной неделей», а после неё начиналась т.н. Радоница (или Радуница) – древнейший народный праздник поминовения мёртвых, возникший ещё в дохристианскую эпоху и чуть ли не единственный (за исключением, пожалуй, Троицы), полностью воспринятый и поддержанный православием. Точно определённого дня для Радоницы не было: её отмечали и в первое воскресенье после Пасхи, и в следующий за ним понедельник, и во вторник. Единственное, что можно отметить в этой связи, было общее для всех местностей правило: поминали мёртвых (и соответственно посещали кладбище) не позже 9-го дня после Христового Воскресения.


О повсеместном распространении Радоницы говорит хотя бы то, что в русском языке она имеет 14 диалектных синонимов, в украинском – 5, в белорусском – 7, а в приграничном украино-польско-белорусско-русском Полесье её называют «Деды радостные». На последнее название, кстати, стоит обратить внимание, как и на некоторые синонимы типа «Бабский Великдень» или «Мертвецкий Великдень», прижившиеся в украинском языке. После крещения Руси народное сознание накрепко связало Пасху как празднование воскресение Сына Божьего и обещанное им через Писание воскресение всех мёртвых в Судный день, что способствовало возникновению следующей трактовки: Пасха – это общий праздник для всех живых и мёртвых; в этот день Бог отпускает души на землю, чтобы они вместе с живыми отпраздновали этот день, и разрешает им побыть вместе целую неделю. На Радоницу же души возвращаются обратно, и это также было закреплено в некоторых названиях-синонимах этого праздника: «Проводы» (или «Проводки») – в украинском языке и «Навьи проводы» – в русском. То есть, Пасха стала символом объединения мёртвого и живого мира, подкреплённым евангельским рассказом о сошествии в эти дни Иисуса в ад и освобождении из него всех грешников, и Радоница воспринималась как её естественное продолжение: живые люди провожают души мёртвых родственников обратно на кладбище. Несмотря на то, что это было неканоническое толкование сути праздника, церковь не препятствовала ему и даже в чём-то его поощряла – например, предпочитала называть «мёртвых» «усопшими», в чём народное сознание видело лишнее подтверждение своей правоты. Единственное, от чего она предостерегала верующих – это от излишнего разгула и размаха при праздновании, свойственного славянской душе (особенно после строгого Великого поста).

Как известно, Советская власть не очень жаловала православную веру и её служителей, и это ещё мягко сказано. Выдернув из контекста фразу Карла Маркса о религии как об «опиуме для народа» (при этом совершенно забыв, что во времена Маркса опиум являлся болеутоляющим средством, а его наркотические свойства были выявлены позже), она восприняла её как лозунг и начала действовать в соответствии с ним. В годы гражданской войны священнослужители были одними из первых, кто подвергался различным репрессиям, и даже поиски патриархом Тихоном (В. И. Беллавиным (1865-1925)) компромисса между Советской властью и церковью не имели особого успеха. Никакие его уверения в лояльности церкви к власти, никакая помощь во время изъятия ценностей в помощь пострадавшим от голода 1920-1921 г.г. (Тихон разрешил «жертвовать на нужды голодающим» церковную утварь и украшения, «не имеющие богослужебного употребления») не могли отменить факта анафемы 1918 года и публичного осуждения им действий Советской власти в период революции и гражданской войны. Реакция была соответствующей: храмы и церкви закрывались и осквернялись, а все прежние праздники объявлялись «пережитком старого режима» и запрещались. Естественным образом в этот список попала и Пасха: открытое её празднование на государственном уровне было запрещено (как, собственно, и Радоницы). Исключение делалось лишь для стариков, но против них (как и против верующих различных возрастных категорий, воспитанных в соответствующей среде и не поддававшихся атеистической пропаганде) Советская власть использовала моральное давление, блокируя добровольцами подступы к уцелевшим церквям в субботу и воскресенье. Логика была не только в недопущении прихожан: для оцепления привлекались активные беспартийные, сочувствующие Советской власти, комсомольцы и коммунисты, и среди них обязательно должны были найтись (и находились) знакомые и друзья тех, кто шёл на богослужение, которые сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Нетрудно понять, что последствия для верующих могли быть самыми неприятными и плачевными.

Такое положение дел приводило к тому, что люди под предлогом «посетить могилки» начинали в пасхальный день идти на кладбища, где отмечали Пасху вместе со своими умершими родными и близкими. Это не противоречило народному пониманию Пасхи, о котором мы уже упоминали, и способствовало её окончательному объединению с Радоницей, пусть и в несколько искажённом под воздействием внешних обстоятельств варианте. Так и родился обычай, до сих пор вводящий в заблуждение очень многих жителей постсоветских стран.

Так продолжалось до 1941 года. Во время войны, когда СССР искал не только материальной, но и моральной поддержки где только мог и в чём только мог (известно, что в ночь на 19 ноября 1942 года перед наступлением советских войск под Сталинградом специальный самолёт втайне даже облетел их позиции, имея на борту мощи знаменитого полководца Тамерлана), отношения власти и церкви заметно потеплели. Сталин не раз имел в своём кабинете долгие беседы с местоблюстителем патриаршего престола, а затем патриархом Московским и всея Руси Сергием (И.И. Страгородским, (1867 – 1944)), а 4 апреля 1942 года как раз перед очередной Пасхой был издан указ, официально разрешавший её празднование и позволявший всем желающим, несмотря на комендантский час и режим светомаскировки, находиться на улицах всю ночь.

Последствия этого распоряжения сохранились в архивах российского ФСБ. Так, согласно донесениям сотрудников НКВД, в ту ночь в одной только Москве праздничные службы посетили около 85 тыс. человек, причём в некоторых храмах их число достигало до 4-6 тысяч. Вряд ли это число было преувеличенным: в ведомстве прекрасно знали, какие последствия для исполнителей могут повлечь за собой недостоверные сведения такого рода. Конечно, многие скептики сразу истолковали этот шаг как, говоря современным языком, очень грамотную пиар-акцию, призванную не только обеспечить поддержку власти советских верующих, но и получить дополнительные очки в глазах союзников по антигитлеровской коалиции, но верующим-то было совершенно всё равно. В тех же донесениях сохранились тщательно записанные в тот день слова благодарности Сталину, которые произносили посетители московских храмов, и они были совершенно искренними.

После войны Пасху уже не запрещали официально, хотя противодействие её празднованию в довоенном духе всё равно оказывалось, особенно в глубинке. Свидетелем одного такого празднования стал в 1961 году учитель математики в сельской школе, будущий всемирно прославленный писатель А. И. Солженицын, отразивший свои впечатления в одном из рассказов цикла «Крохотки». Во многих, даже не воцерковленных семьях родилась традиция домашнего празднования Пасхи (и в архивах РИА «Новости» сохранилось немало любительских фотографий на эту тему), после чего люди отправлялись на кладбище в тот же день поминать своих родных и праздновать с ними. Так довоенный обычай ещё более укрепился в сознании советского человека.

Вплоть до распада СССР отношение к Пасхе представляло собой удивительную двойственность, присущую самой сути Советской власти. Начиная с 70-х годов ХХ века, ближе к празднику в магазинах начинал продаваться т.н. кекс «Весенний», очень-очень напоминавший по своей форме пасхальный кулич, а государственные типографии – сначала московские, затем и областные – выпускали пасхальные открытки. Надписей на них типа «Поздравляем с Пасхой», конечно же, не было, но пасхальные элементы неизменно присутствовали. Праздничные богослужения по-прежнему привлекали толпы людей, и в Москве часто доходило до того, что в субботу отменялись маршруты автобусов и троллейбусов, проходивших мимо наиболее посещаемых храмов: их посетителей было так много, что они не умещались ни в помещениях, ни внутри ограды и запруживали тротуар и проезжую часть. С другой стороны, Пасху по-прежнему не признавали официально, следующие за ней дни были рабочими, а меры воздействия стали более изощрёнными и весьма действенными. Например, в ночь с пасхальной субботы на воскресенье по телевидению (или в сельском клубе) намечался показ какого-нибудь популярного заграничного кинофильма (чаще всего французского боевика или комедии), а в глубинке устраивались крупные дискотеки. Естественно, зачастую выбор делался не в пользу богослужения. Подобное отношение было и к поминовению мёртвых: поскольку традиционные для этого дни были рабочими, возник обычай «Родительского дня», для которого стихийно выбрали выходной 7-й день после Пасхи – воскресенье. Сохранялось и посещение кладбища на Пасху, тем более что многие погосты в глубинке находились непосредственно при церквях, и таким образом люди убивали сразу двух зайцев. Те же, кто был вынужден уехать из родных мест, старались ездить на могилы родственников во время отпуска, что привело к тому, что кладбища посещались не в какой-то определённый день, а в любой удобный.

Сложившиеся под влиянием реалий обычаи привели к тому, что когда с распадом СССР в 1991 году церковь стала открыто указывать на недопустимость бесконтрольного посещения кладбищ, это привело к многочисленным вопросам и путанице. Её отголоском до сих пор служит упомянутое нами разное понимание одного и того же праздника жителями постсоветской провинции и разномыслие православных священников по этому поводу. Впрочем… разномыслие ли?

Когда же правильно посещать кладбища на Пасху?

В наши дни ответ на этот вопрос представляет собой два с виду взаимоисключающих подхода. С одной стороны, церковь, говоря о «днях радости» и «днях печали», категорически не советует смешивать их друг с другом. Логика проста: посещая кладбище в пасхальный день, сложно удержаться от скорби по безвременно ушедшим, и даже обещание грядущего воскресения мало способно утешить человека. Между тем суть Пасхи – это прежде всего радость от победы над смертью, и именно так трактуют его все праздничные песнопения и молитвы. Церковь по-прежнему приветствует посещение кладбища в пасхальные дни, но советует это делать так, чтобы не смешивать одно с другим – то есть, проще говоря, идти к усопшим родным на Радоницу, называемую ещё Фоминой неделей. Вопрос в другом – как быть, если 9-й день после Пасхи по-прежнему рабочий? Ответ на него можно найти в дореволюционных народных традициях: как мы уже рассказывали, Радоницу в разных уголках России отмечали в любой из трёх дней – первое воскресенье после Пасхи (7-й), понедельник (8-й) и вторник (9-й). Церковный устав разрешает молиться за усопших с понедельника. Лучше всего, конечно же, ходить на кладбище на 9-й день – это вполне согласуется с не противоречащими христианской традиции народными представлениями о посещении мира живых душами умерших, – но если такой возможности нет, то вполне допустимо сходить на погост в воскресенье или в понедельник. Единственное, от чего предостерегают священнослужители – не стоит ходить на кладбища после Радоницы, то есть, в среду и остальные дни: это просто бессмысленно с христианской точки зрения. Разве что по желанию…

С другой стороны, в Библии и церковном православном уставе действительно нет запрета посещать кладбище именно на Пасху, и с формальной точки зрения ходить туда в этот день можно. Но, как мы уже рассказали, это противоречит духу праздника, а в споре между формой и сутью предпочтение всегда следует отдавать именно сути. Кроме того, есть ещё один немаловажный нюанс: на время пасхальной недели в храмах не поминают усопших и не читают сорокоуст, откладывая это до Радоницы. Если же кто-нибудь умирает на Пасху, церковь расценивает это как Божью милость и благодать, и отпевание умершего производится по пасхальному чину, не так, как в другие дни. Перед посещением кладбищ же священники советуют зайти в храм, помолиться за усопшего и самому причаститься.

Что же касается упомянутой нами истории о посещении священником кладбища в день Пасхи, это действительно произошло несколько лет назад в одном из российских городов по наказу настоятеля и, скорее всего, имело своей целью не поддержание традиции, а ненавязчивое просвещение. Известно, что многие священнослужители, разъясняя своим прихожанам деликатные тонкости празднования Пасхи и Радоницы, не говорят о прямом запрете посещения кладбища на Пасху (они и не могут об этом говорить), а лишь выделяют приоритеты и иначе расставляют смысловые акценты – мол, лучше будет, если вы сделаете так…

Когда ещё можно ходить на кладбища?

Помимо Радоницы, есть ещё несколько дней в году, когда ходят на кладбище:

  1. день похорон умершего человека (что само собой разумеется).
  2. 3-й, 9-й и 40-й день после его смерти.
  3. ежегодно в день ухода человека из жизни.
  4. мясопустная (первая вселенская родительская) суббота, после которой начинается масленица.
  5. 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста.
  6. Троицкая (вселенская родительская) суббота – день перед праздником Троицы.
  7. Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Во многих российских областях, а также на Балканах, эти субботы считались главными днями поминовения умерших предков, которые, согласно народным представлениям, также, как и на Пасху, приходят в гости к своим родным. После посещения кладбища предполагается домашний поминальный ужин, состоящий обычно из непарного количества блюд, и т. н. «дедовский вечер», на протяжении которого стараются вести размеренные разговоры и вспоминают всех ушедших. Для их душ откладывают понемногу от каждого блюда, зажигают свечу и ставят её в зерно, в отдельную рюмку наливают алкоголь. По окончании вечера посуду со стола обычно не убирают до следующего дня.

Нередко в сельской местности можно встретить также обычай ходить на кладбище за несколько дней до поминального воскресенья или в период между 1-м и 9-м мая, когда традиционно ходили убирать братские могилы воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, а заодно и навести порядок на могилах родственников. Священники по этому поводу говорят так: мол, чёткого расписания, когда ухаживать за могилами, не существует, однако лучше всего придерживаться сложившихся традиций.

Однозначно не рекомендуется церковью посещать кладбища на главные христианские праздники – Рождество, Благовещение и прочие. Если же в эти дни умер кто-нибудь из близких, то для решения этой коллизии лучше обратиться к православному священнику, хотя надо сказать, что народное сознание, оказывавшееся перед подобным выбором, не мудрствовало лукаво и часто выбирало посещение кладбища с погребением, мотивируя свой выбор известной поговоркой «Смерть да родини не ждут години». Однако ни священники, ни экстрасенсы, ни народная мудрость не советуют ходить на кладбища после заката, а всяческие высказывания типа «свои вреда не причинят, так что на погосте можно даже переночевать» расцениваются ими как суеверия. Также можно встретить совет не посещать кладбища даже в установленные дни:

  1. беременным.
  2. тем женщинам, у которых наступили месячные (хотя этот совет не строгий, и в конце концов церковь оставляет окончательное решение на усмотрение самих женщин).
  3. в день рождения усопшего, который лучше всего также провести в кругу семьи, вспоминая о нём добрым словом.

Как нужно вести себя на кладбище

Православная церковь не приветствует устойчивые народные традиции:

  1. есть и пить на кладбище во время посещения могил с целью помянуть усопших.
  2. лить водку в могилу.
  3. оставлять на могиле еду.

Согласно канону, в дни посещения кладбища следует прибрать могилу, зажечь свечу, помолиться за душу усопшего (ради этого можно пригласить священника) и просто помолчать в память о нём. Поминальный обед/ужин лучше всего сделать дома. Нельзя наступать на могилы и перепрыгивать через них, убирать на чужих могилах, если об этом не попросят родственники похороненных в них, и уносить что-либо с кладбища. Если вы что-то обронили, то лучше его там оставить. Если обронённый предмет очень важен, забирая его, нужно положить что-либо взамен (конфеты, цветы, печенье) – то есть, «откупиться от смерти», как говорят экстрасенсы, иначе в доме скоро появится покойник. Обязательно следует после посещение кладбища вымыть руки, очистить свою обувь от «мёртвой земли» и тот инструмент, которым убирали на могиле. Также поощряется в этот день давать милостыню, а припасённую для кладбища еду рекомендуется раздать голодным и нищим на «помин души».

Заключение

Поминание усопших – очень важная часть человеческой культуры, но не менее важно делать это правильно. К сожалению, никто не может знать, правы ли народные обычаи и предписания церкви или нет, и поведение человека в дни поминовения – это отголоски его тайных надежд и веры в то, что всё в конце концов будет хорошо для всех. А коль так, то лучше всего отмечать поминальные дни с обязательным посещением кладбища так, чтобы потом не было стыдно за своё поведение или за незнание чего-либо – ни перед живыми, ни перед мёртвыми.

У многих вызывает интерес: почему же всё-таки нельзя ходить на кладбище в воскресенье? Подоплека в том, что традиция посещать кладбища по воскресеньям возникла в эпоху Советского союза. Когда повсеместно закрывались храмы и соборы. Люди чувствовали необходимость собраться, пообщаться о душе, вечности, духовности.

Существовала потребность помянуть усопших дорогих сердцу людей. И так как возможности как таковой не было справить эту печальную потребность. Люди шли на кладбище, где оставляли поминальное угощение, вспоминали усопших. До гонения на религию этими вещами занималось духовенство.

Люди отправляли молебны за усопших в храмах и соборах, справляли тризны. И главным днем для посещения церкви было воскресенье. В этот день народ, завершив все бытовые и хозяйственные дела в буднюю неделю, посвящали богослужениям.

Как уже говорилось, в советские времена за отсутствием храмов, народ перенес свои духовные метания на территории кладбищ. В нынешние времена, когда церкви, храмы и соборы восстановлены, а религия перестала быть гонимой уже нет необходимости в посещении кладбища в воскресный день.

Если вы испытываете желание помянуть своих усопших близких, всегда можно обратиться в церковь. А для ухода над захоронением можно выбрать любой другой день, кроме воскресенья.

Церковное объяснение рассказывает почему нельзя ходить на кладбище в воскресенье

В церковных календарях четко указаны дни поминовения усопших, когда необходимо посещать кладбища. Одним из таких дней является Радуница. Этот праздник совершается во вторник после Пасхи. В этот день служится заупокойная служба, заказываются панихиды и сорокоусты в помин усопших душ. Главным поминальным обрядом должно являться молитве.

Ведь только в разговоре с Богом очищается душа. Поэтому не стоит ходить в воскресный день на погост, лучше проведите его в храме. Молясь за упокой души дорогого вам человека. На кладбище лежит только бренное тело, а вот бессмертные души нуждаются в совсем другом поминовении.

Считается плохим значением, потому, что из старых поверий было рассказано:

  • Не хоронят в воскресный день.
  • Не молятся о покойной душе.
  • Воскресный день стоят в церкви и принимают крещение. А после обеда батюшка отпускает грехи, грешным и провинившимся людям.
  • Это молитвенный день, в который не делают подобных вещей. Даже Ведуны знают об этом.

В наши дни это придание актуально как никогда. Ритуальные услуги, которые предоставляют некоторые специальные компании, хорошо знакомы с этой темой. И не позволяют себе нарушать обычаи. Дабы не накликать беду, ни себе ни другим работающим людям связанным по захоронению.

И так, когда же можно посещать кладбища?

  • В день погребения, то есть непосредственно в день похорон.
  • На третий, девятый и сороковой дни после дня смерти.
  • Ежегодно в годовщину смерти человека.
  • В Радуницу.
  • Мясопустную субботу, что идет за неделю перед Великим постом.
  • Каждую субботу Великого поста.
  • Суббота перед Святой Троицей.
  • 1-я суббота ноября, которая называется Дмитровской субботой.

В каких случаях не стоит посещать кладбища в воскресенье

  • Пасха, Рождество, Благовещение, Троица — на эти праздники ходят в храмы.
  • Не ходят на кладбище после заката солнца

Из поминальных обрядов на кладбище не нужно устраивать застолий с едой и напитками. Уместней будет зажечь свечу, вспомнить усопшего.

Не гуляйте по чужим могилам, не поднимайте с захоронений какие-либо предметы.

Придя домой обязательно умойтесь, смойте с обуви кладбищенскую землю и вымойте инструмент, который применяли в уборке.

Являлись священными местами, а любое нарушение спокойствия, не говоря уже про разрушение могил, считалось кощунством, осквернением памяти похороненных и неуважением к своим предкам. Такие правила поведения сохранились и сегодня.

По христианским обычаям, место захоронение человека отмечается небольшим холмиком, на котором установлен крест. Этот религиозный символ может быть начертан на надгробной плите, а может быть установлен над памятником.

Церковь не называет покойных «умершими», а предпочитает употреблять слово «усопшие», подразумевая то, что наступит время, когда Всевышний оживит верующих, а могила и станет местом воскрешения. Именно по этой причине ее необходимо держать в чистоте и порядке.

Навещая место захоронение близкого, вы должны зажечь свечу и совершить литию – то есть осмысленно помолчать некоторое время. В это время ваши добрые мысли и воспоминания об ушедшем будут гораздо лучше любых слов. Если вы хотите совершить чин литии, то вы можете пригласить священника.

Сами вы можете прочесть акафист об упокоении усопших или обычную молитву. Многие священники говорят о том, что молитва лучше слез и рыданий по умершему. После этого приведите могилу в порядок: почистите памятник , подрежьте цветочные кусты. Ни в коем случае не накрывайте стол и не пейте на могиле близкого – этим вы оскорбите его память. Обычай оставлять еду на кладбище является языческим – гораздо лучше, если вы отдадите ее нуждающимся.

Перед тем, как отправиться на кладбище, необходимо посетить храм для того, чтобы подать записку с именем умершего близкого – тогда не только вы, а вся церковь будет просить высшие силы за дорогого вам человека. Хорошо, если вы сможете не только присутствовать на службе, но и причаститься.

В какие дни нужно ходить на кладбище?

В году есть определенные дни, когда Церковь поминает всех покойных. К таким дням относятся вселенские родительские субботы. Назвать точную дату этих дней нельзя, так как они исчисляются, исходя из пасхального цикла. Вот самые значимые из них:

  1. За восемь дней до наступления Великого Поста православные верующие отмечают субботу мясопустную.
  2. Вторая, третья и четвертая суббота во время Великого поста носит название родительской.
  3. Троицкая родительская суббота – девятый день после Вознесения, перед днем Святой Троицы.

Перед каждым этим днем в церковных храмах проходят заупокойные всенощные бдения, которые вы можете посетить. Однако это не все дни, установленные Русской Православной Церковью. Ходить на кладбище и поминать своих предков принято в следующие дни:

  1. Радуница – отмечается во вторник после Пасхи.
  2. Дмитриевская родительская суббота. Первоначально этот день был установлен в память о Куликовской битве, но сейчас в эту субботу поминают всех погибших воинов. Дмитриевской считается суббота перед восьмым ноября.
  3. 9 мая – поминовение усопших воинов.

В эти дни, помимо молитвы, полезно жертвовать церкви и нуждающимся. Помните о том, что ходить на кладбище и поминать умерших близких можно не только в вышеперечисленные дни, но и в Дни их рождения, смерти и именин. Также вы можете посещать кладбище тогда, когда сами захотите пообщаться с близким человеком, принести ему цветы или помолиться на месте захоронения.

Энергетика кладбища является очень опасной для живого человека. Из-за такого утверждения люди век за веком придерживались традиций, связанных с поведением в этом месте. Чтобы уберечь себя от негатива, не подвергать опасности собственные жизнь и здоровье, необходимо знать приметы про кладбище. Их существует много. Даже скептики прислушиваются к ним и придерживаются. С миром мертвых шутить не стоит, а кладбище - это их дом. Никогда нельзя точно сказать, к каким последствиям может привести тот или иной неосторожный поступок со стороны человека, потому желательно относиться к этим приметам внимательнее.

Правила поведения на кладбище следует знать каждому

Специфика поведения

Приметы на кладбище, как и само место, обладают сильными мистическими свойствами. Самые большие проблемы возникают у тех, кто оскверняет могилы или занимается воровством. Если человек случайно спотыкается возле могилы, то это не предвещает ничего хорошего, в скором времени его может настигнуть беда. В значении приметы говорится, что после случившегося стоит быстро покинуть кладбище, руки и лицо умыть святой водой. Уберечься от нежеланных последствий поможет молитва «Отче наш», прочтенная три раза. Неважно, где человек будет это делать возле кладбища или храма, важны только его искренние помыслы.

Разберем другие распространенные суеверия:

  • не говорите вслух про свои успехи и достижения, находясь на территории кладбища. Можно лишиться этого, оставив все здесь;
  • не считайте деньги. Если они упали случайно, не стоит прятать их обратно в кошелек или карман. Отнесите их на могилу к родственнику, можно тезке. Это поможет отогнать возможную нищету и преждевременную смерть. Помните, что любая вещь, упавшая на кладбище, больше не принадлежит ее владельцу;
  • нельзя приносить в дом вещи с кладбища, даже ценные. Забирая вещи у мертвых, можно накликать на себя или своих родных беду и болезнь. Носовые платки оставляют на месте похорон, за пределы кладбища их выносить нельзя;
  • запрещается фотографироваться на кладбище. Негативная энергетика, присутствующая на снимках, останется с человеком и никто не знает, к каким последствиям это приведет.

Сломанное надгробие

Ничего хорошего не предвещает ситуация, когда памятники или кресты падают без видимых на то причин. Это говорит о незавершенных делах покойника в этом мире, что-то тревожит его, не дает покоя. Памятники, испорченные не по вине человека, предвещают скорую смерть еще одного из членов семьи. Сломанный крест, трещина на постаменте, просевшая земля, образовавшая яму - все это может говорить о том, что родственникам покойного стоит опасаться за свою жизнь. Внимательно осмотрев место обвалившейся земли, можно определить, на какого человека смерть делает свое указание:

  • южная сторона - к смерти мужчины;
  • северный бок - умрет женщина;
  • восточная сторона - гибель пожилого человека;
  • западная - под угрозой жизнь маленького ребенка.

Покосившееся надгробие — к беде

Кошка у могилы

По одной из легенд наших предков, души передают информацию в мир живых через животных: птиц, кошек, собак. Самым таинственным и опасным посредником являются кошки.

В доме, по факту смерти одного из жителей, питомцев необходимо было изолировать, чтобы у духа умершего не было возможности переселиться в тело своего любимца.

Приход кошки на кладбище по приметам можно трактовать так:

  • если кошка гуляет возле могилы или ложится на нее, необходимо покинуть это место, оно может оказывать сильное, разрушающее ауру, влияние на человека;
  • кошка с черным окрасом - на прогулке ведьма или не упокоенная душа умершего в грехах;
  • кошка с белый окрасом - это душа праведного человека, может предвещать болезнь или опасность;
  • пробегающая мимо могилы кошка не предвещает никакой беды - это чья-то душа пришла увидеть умершего.

К кошке на кладбище стоит относиться уважительно. Нельзя бить или прогонять ее. Дайте ей лучше какой-то гостинец, так вы отвлечете животное от себя.

Кот на могиле сигнализирует о сильной негативной энергетике места

Разрешенные и запрещенные дни визитов

Мы всегда стараемся уделять максимальное количество внимания и заботы своим родным и близким. Когда умирает дорогой сердцу человек, мы навещаем его и продолжаем хлопотать о его покое. Не всем известны правила посещения кладбища.

Ходить на кладбище стоит:

  • в день похорон;
  • на третий, девятый и сороковой день после захоронения;
  • в день смерти человека;
  • в поминальный день;
  • в мясопустную субботу;
  • во вторую, третью и четвертую субботы поста;
  • в день накануне празднования Святой Троицы;
  • в первую субботу ноября.

Не стоит посещать кладбище:

  • на праздники Пасхи, Благовещения, Рождества Христова;
  • нельзя отмечать на кладбище Троицу, в этот период необходимо посетить церковное место;
  • женщинам не стоит посещать кладбище в менструальный период или же в период вынашивания ребенка.

Заключение

Кладбищенские приметы - серьезная вещь, к которой стоит относиться с осторожностью, даже если вы не суеверный человек. Можно не верить в приметы, но необходимо почтительно относиться к посещению места упокоения душ.

Каждый обряд, который связывают с умершими, появился неслучайно.

Задумайтесь над этим, неспроста на протяжении многих веков народы придерживаются этих традиций.

Что еще почитать