Лотос - национальный цветок индии. Символы индии

Всем известно, насколько сильно индусы почитают природу. Причем священными в этой стране считаются не только животные, но и растения. О том, какие именно, и поговорим в этой статье. Также разберемся с тем, какие вообще существуют почитаемые растения в разных странах мира.

Священное дерево Ашваттха

Это малоизвестное у нас, но священное растение в Индии. Здесь оно является символом Жители этой страны считают, что ветки данного растения могут отгонять от человека злых духов, а его листья исполняют желания. В древности древесину ашваттхи использовали для изготовления ритуальных чаш. Ученым-исследователям известны два архаических мотива, связанных с этим растением. Первый представляет собой человека на ашваттхи, пытающегося достать плод. Это считалось символом религиозного познания. Также в древности индусы часто изображали рядом с упомянутым растением коня. Считается, что именно под этим ашваттхи снизошло откровение на Будду.

Туласи

В ряде почитается еще одно интересное растение - туласи (базилик). Ему поклоняются как жене Вишну. Согласно легенде, она когда-то была супругой одного из демонов. В базилик ее превратил сам Вишну. Впоследствии он же на ней и женился. Представляет собой туласи растение с яйцевидными зелеными листьями. Помимо всего прочего, его используют и как лекарственную траву.

Из этого священного растения часто изготавливали четки, так как оно, согласно легенде, отгоняет от человека все несчастья и злые силы. Туласи - растение, о котором рассказывается в одном из индийских эпосов. Однажды почитаемый в народе мудрец случайно порвал свои четки, изготовленные из базилика, и попросил слугу починить их. Тому было некогда, и он пообещал заняться этим на следующий день. Однако мудрец приказал ему отремонтировать их немедленно. «Если бы ты знал, как опасно находиться в этом мире без них, ты бы задрожал от страха», - сказал он.

Удумбара и ньягроха

Удумбара - священное растение в Индии, почитаемое как символ изобилия. Когда-то давно из него изготавливали троны для царей, разного рода амулеты и чаши. Плодоносит удумбара три раза в год, отсюда и ее сакральное значение.

Ньягроха - одна из разновидностей смоковницы. Интересной ее особенностью является то, что она выпускает которые, достигнув земли, прорастают с образованием новых стволов. В результате получается так, что одна крона растет сразу на целой роще стволов. Согласно легенде, сам Вишну когда-то выбрал это священное растение. В Индии считается, что этот бог плавает посреди первозданного океана именно на листке упомянутого древа.

Священный лотос

Это самое почитаемое в буддистских странах растение, символ религии. Индусы считают, что душа человека, развиваясь, расцветает подобно этому цветку. Тьма ила там, где зарождается это растение, считается символом материального мира. Пробиваясь сквозь толщу воды, лотос являет миру настоящее духовное преображение. Если говорить на тему «Священные растения Египта», то здесь мы так же встречаем этот цветок. Жители этой страны придают ему то же сакральное значение, что и индусы. Как священный лотос, человек, отбросив все наносное, пробившись сквозь дебри жизненных перипетий, должен встать на путь расцвета и самосовершенствования. Именно этот цветок является и национальным символом самой Индии.

Роза

Это еще одно священное растение в Индии. Существует предание, согласно которому, человек, принесший царю розу, имел право на исполнение любого желания. Принцессы Индии часто гуляли по благоухающим садам, прорезанным канавками, в которых текла розовая вода.

Почитаемые растения у инков

Разумеется, не только индусы имеют традицию почитания разного рода растений. Поклонялись представителям флоры и другие народы мира. Священное растение инков, к примеру, кока. Когда-то представители этого американского народа использовали ее в своих религиозных ритуалах и приписывали ей самые разные магические свойства. Древние народы, населявшие Анды, использовали его не только в ритуальных целях, но и в качестве денежного эквивалента, для лечения болезней и даже для жевания. Представляет собой это с прямыми тонкими ветками и в настоящее время используется как сырье для приготовления кокаина. В середине прошлого века комитетом ВОЗ было принято решении о признании жевания коки токсикоманией. После этого растение начали повсеместно искоренять. Широко известный всем напиток "Кока-Кола" содержит некоторые непсихоактивные алкалоиды из листьев упомянутой культуры.

Священные растения славян

У наших предков также существовала традиция почитания деревьев. Так, дуб считался Перуновым деревом силы и никогда не вырубался даже под ниву. Именно он у славянских народов символизировал Помимо этого дуб считался отображением Верхнего Мира и деревом долголетия. В священных рощах он был зачастую главенствующим. Под дубами устраивали праздники и трапезы. Из этого дерева вырезался посох для вождя племени, передаваемый по наследству.

Ветками лещины славяне отгоняли нечистую силу, а верба считалась обереговым деревом. Священные растения славян - также хмель и ромашка. Первый, разумеется, был покровителем празднеств, а вторая - символом любви и верности (любит - не любит). Также весьма почитаемой у наших предков была и плакун-трава. Ее использовали в качестве оберега и для поиска кладов. Считалось, что она «укрепляет» удачу. Березу славяне считали символом Начала Жизни.

Витекс священный

Это растение, в наше время часто используемое в качестве лекарственного, в народе называют Авраамовым деревом. У иудеев растение почитается как дарующее молодость. Согласно легенде, когда-то именно под ним отдыхал праотец всех евреев Авраам. Для достижения эффекта омоложения нужно просто посидеть под ним, вдыхая аромат его цветов. В разные времена из веток и стволов этого кустарника делали посохи священники.

Все его части являются целебными и используются в народной медицине и косметологии. Свежий сок этого растения используют для излечения таких недугов, как импотенция и депрессия. Отвары пьют для избавления от разного рода кожных проблем и в качестве контрацептивного средства. Помимо этого, ими лечат заболевания селезенки, печени, мастопатию, миому и бесплодие. Можно использовать это растение и для снятия усталости ног. Для этого его листья кладут в обувь. Не рекомендуется давать настои и отвары из каких-либо частей этого растения детям до 12 лет.

Востребован витекс священный не только в медицине, но и в кулинарии. К примеру, в арабских странах этот куст называют «перец яростный» и используют в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Почитаемые растения имеются практически у каждой народности мира. Возможно, в наше время им и не придают того сакрального смысла, как в древности, но они по-прежнему не забыты и любимы. В Индии и других восточных странах и сегодня слагаются песни и стихи о лотосе, а одним из символов нашей страны является белая березка.


Национальный цветок.

Национальный цветок Индии — лотос (nelumbo nucifere). Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времен он считается счастливым символом индийской культуры.

Лотос — священный цветок, символ красоты, чистоты, стремления к cолнцу, свету. Этот образ пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями.

В различных традициях реализация потенциальных возможностей изображается как распускание цветка на поверхности вод; на Западе — это роза или лилия, на Востоке — лотос. Космический лотос выступает как образ творения, возникновения мира из первоначальных вод или из пустоты; это особый универсальный принцип, управляющий миром и развивающейся в нем жизнью.

Этот символ имеет солярный и лунарный аспекты; он одинаково близок воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Лотос — это результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды, это Космос, поднявшийся из водного хаоса, подобно Солнцу, взошедшему в начале времен, «мир развивающейся жизни в вихре перерождений» (Дж. Кэмпбелл). Это время — прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие.

Лотос символизирует жизнь человека, как и Вселенной, при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, — душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа. Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.

С образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра». Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он — начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.

С лотосом связана супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала («лотосная»). Трон в виде лотоса — атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, «Жемчужине Лотоса», явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым — так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей, «цветут удивительные лотосы разных цветов».

Цветы в Индии символизируют единство страны, а также ее разнообразие, жизненную силу ее народа и его щедрость, - у страны не может быть лучшей визитной карточки, чем ароматное многоцветие ее цветов.

Один дарованный цветок, или их букет, освещают душу и обещают удовольствие. Цветы во многих индийских традициях ассоциируются с Творцом, религией, поклонением, а также многочисленными мифами и легендами. Цветы всегда были неотъемлемой частью культуры Индии, во всех празднованиях у них есть своя почетная роль. Помимо восхищения красотой формой, текстурой и ароматом цветка, народ Индии верит в заключенное в нем волшебство, в хрупкую душу цветка.

Почитаемый индийский поэт, музыкант, философ и общественный деятель, обладатель Нобелевской премии по литературе (1913), Рабиндранаат Тагор (Rabindranath Tagore) так описывает цветы в его книге “The Crescent Moon”:

The Flower-School

Когда грозовые тучи загрохочут в небе и прольются июньские дожди,
Влажный восточный ветер пролетит по пустоши,
Гудя в полых трубах бамбука,
Тогда выйдут цветы, вдруг, из ниоткуда,
И запляшут в неудержимом радостном танце.
Мама, я думаю, цветы ходят в школу под землей.
Они учат свои уроки за закрытыми дверями,
И если они захотят выйти, прежде, чем настанет их время,
Их наставник ставит их в угол.
Потом пройдет дождь и у них наступят каникулы.
Ветки зарукоплещут в лесу, и листья зашумят
На свежем ветру, и грозовые тучи захлопают в свои оргомные ладоши,
И цветочные детки выбегут в своих розовых, желтых и белых платьях.
Знаешь, мама, их дом на небе, там, где звезды.
Разве ты не видишь, как они хотят попасть туда?
А занешь ли ты, почему они так спешат?
Конечно, я знаю, к кому они тянут свои руки;
У них тоже есть мама, как у меня.

В индуизме существует обычай поклонения богам, который называют Пуджа (‘Pooja’), он совершается регуларно (иногда несколько раз в день) и сопряжен с медитацией. Во время церемонии люди поклоняются цветами и гирляндами божествам, к которым обращаются, в надежде обрадовать их и получить в ответ их благословение.

Цветы вдохновили многие архитектурные стили в Индии; в них видели образцы формы для дворцов и храмов. Их копируют в практиках йоги, переносят в дизайн украшений, рисунок на тканях, рельефы зданий. Многие цветы употребляют в пищу или применяют в медицине.




Лотос - национальный цветок Индии, и, конечно, он имеет огромное значение в мифологии и религии. Он является атрибутом многих богов и божеств, или связующим звеном между ними. Богиня красоты и благоденствия Лакшми изображается сидящей на розовом лотосе, а богиня мудрости и красноречия Сарасвати - на белом.

Лотос ассоциируется с богом Брахмой, создателем, который изображается сидящим на лотосе, который вырастает из пупка другой его ипостаси, бога Вишну.

Символическое изображение лотоса является центральным элементом в узорах янтр (визуальный инструмент для концентрации внимания при медитациях), а также во многих других декорациях, религиозных и бытовых. Для буддистов лотос символизирует благословение, плодородие, богатство, знание и просветление.

На юге Индии растет душистый вид вьющегося жасмина (yuthika на санскрите), его вплетают в косы для красоты и аромата. Истории и песни Кришны полны упоминания жасмина, например, “Kalita-lalita-vanamala ”. Kalita значит "красивый и удивительный", и относится к описанию гирлянды Кришны, сплетенной из лесных цветов. Эту гирлянду сплела Радха, жена бога Кришны, из цветов бели (beli или жасмин Самбак), чамели (chameli) и юхи (juhi), - видов жасмина, а также листьев базилика (тулси - Ocimum и Ocimum inflorescence).

Цветы украшают не только религиозные праздники и обрядовые действия, но обязательны на празднованиях дней рождений, свадеб, годовщин и других частных и общественных мероприятияй.

В индийской культуре бракосочетание значит не только соединение двух человек, но, прежде всего, соединение двух семей. Значение и влияние решения именно семей, а не отдельных их представителей (жениха и невесты) настолько велико, что мнения брачующихся обычно и не спрашивают, а молодые люди заранее согласны с выбором старших.

Я не могу представить себе свадьбу без обилия цветов. Они необходимы чтобы скрепить связь людей, и на каждом этапе брачной церемонии имеют свой священный смысл. Я с удовольствием проиллюстрирую свои слова фотографиями со своей собственной недавней свадьбы.

Традиционная индийская свадьба начинается с досвадебной церемонии украшения жениха и невесты, в кожу втирается ароматная смесь из пудры турмерика, масел жасмина, розы и других ароматных масел. Потом наступает обряд Mehendi, в процессе которого руки и ступни разрисовываются узорами из хны. Считается, что чем дольше держится узор из хны, тем крепче будет любовь жениха к своей жене.

Свадьбы проходят в доме жениха или в большом зале, чтобы вместить многочисленных гостей. Прибытие жениха - очень важный обряд, обычно, жених в специальном свадебном наряде приезжает на свадьбу на коне, слоне или автомобиле, украшенном цветами.

Невеста встречает жениха с гирляндами Jaimala/Varamala. Вскоре после их встречи, они обмениваются цветочными гирляндами.

Считается, что кто первым наденет гирлянду на своего партнера, тот будет главой семьи.

На юге Индии есть обычай “Onam”, это один из крупнейших праздников в провинции Kerala, а также в некоторых частях Tamil Nadu. Праздник посвящен уборке риса и длится 10 дней. В первый день празднования приготавливаются специальные украшения из цветов - Pokkallam - ковры из цветов.

Rangoli (ковер из живых цветов на полу в гостиных или дворах) создается женскими руками для приглашения духа короля Mahabali, в честь которого празднуется Onam. Мужчины дома помогают в сборе цветов для ковра.

Практически каждое растение в Индии имеет свою религиозную символику и значение. Индийские традиции очень красивые и многогранные, а особенное место в ней занимает лотос.

Лотос в индийском древнем культурном наследии является цветком, которому придается огромное значение. Лотос тесно связан с обычаями и верованиями людей, поэтому индуизм невозможно представить без этого цветка, так как он помогает понять культуру и мировоззрение людей, которые исповедуют эту религию.

Лотос – один из самых главных символом в индуизме

Цветы имеют важное значение в индийской религии. Внимательный турист может заметить, что практически все верховные боги в Индии изображаются с лотосом. Этот цветок подчеркивает колоссальную энергию и чистоту, которые предназначены для созидания. Лотос олицетворяет собой источник жизни и сила, а его семена являются символом плодородия, воскрешения и рождения. По этой причине лотос включают в траурные атрибуты, которые используются на похоронах, так как лотос в таком случае указывает на духовное воскрешение человека после смерти или его перерождение.

Обычно лотос растет в мелких озерах и чистых гаванях, но может и цвести в грязной воде, оставаясь незапятнанным и чистым. Куберу, Сарасвати, Брахма, Вишну и Лакшми индусы ассоциируют именно с этим цветком. Лакшми часто рисуют на розовом лотосе, тогда как Сарасвати изображается сидя на белом лотосе. На других картинках можно увидеть, как из пупка Вишну распускается цветок. Такой же распущенный бутон представляет Брахму – создателя всего сущего на земле.

Государственный и литературный символ

Лотос также может говорить о мудрости человека, поэтому стебель лотоса используется на страницах индийской литературы. В ней заключается осанка и красота героев, которая может сравниваться с этим растением, например, в известном двустишье Калисады лицо девушки сравнивается с распускающимся цветком, а глаза как темно синие цветы во время цветения.

Кроме широкого распространения в символах, лотос еще известен своими целебными свойствами. Лотос используется в качестве тонизирующего средства и антисептика для лечения большого количества заболеваний нервной и сердечнососудистой системы. Также лотос увековечен на монетах и орнаментах Индии. Большой распустившийся цветок розового лотоса является символом индийском провинции, расположенной на берегу Ганга.

Окт 27, 2016 Юля

(Nelumbo nucifera). Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времен он считается счастливым символом индийской культуры. Начиная с древних времен и по сегодняшний день лотос – самое упоминаемое в индийской литературе.

Несомненно, все прекрасны. Но не каждому цветку выпадает считаться священным. Даже среди лотосовых, обычных в Азии и в Африке, такой чести удостоился только лотос, науке известный как орехоносный, растущий в Индии, в медленных водах священной Ганги. Чистота и красота лотоса - вот то, что делает его священным. Действительно, растет лотос обычно в мутной, почти стоячей воде или на болотах. Каждый вечер лотос закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть.
Тому причиной - особая структура его лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Вода собирается в капли и стекает, собирая при этом с листа все, что может его загрязнить случайно. Это связано с особым углом, под которым расположены микроволокна листьев к воде.

Символ лотоса - чрезвычайно сложный, разветвленный. Он означает и истоки жизни, и ее порядок, творческое начало, духовный путь и нирвану. Ядро же символики - чистота лотоса. Растущий из илистого дна речки, корень символизирует все низкое - материю, темноту. Длинный стебель подобен душе, стремящейся к свету. И цветок - это дух, чистый и устремленный к Солнцу. В Индии изображения лотоса повсюду - это и капители колонн в храмах, и , и индийских женщин. Ведь считается, что изображение лотоса целебно, оно может просветлять и давать защиту. Из цветка лотоса родилась Лакшми, супруга бога . На троне в форме лотоса сидят многие боги индуизма, позе лотоса обучаются йоги. А из семян лотоса, вырастающих с орех величиною, делают четки. Белый лотос непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке. На лотосе восседает и покоится Брахма. Вишну -демиург вселенной держит в одной из четырех рук лотос. “Лотосовые богини” изображаются с цветком лотоса в волосах. Обильный дождь из лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный лотос.

Лотос орехоносный впервые был описан Карлом Линнеем в 1753 г. как один из видов рода кувшинка (Nympaea). А в качестве видового Линней использовал местное название лотоса на острове ШриЛанка - nelumbo. Сейчас лотос выделен также в отдельное семейство лотосовых, которое включает в себя только один указанный род с двумя видами, - распространенным главным образом в Азии лотосом орехоносным с розовыми цветками и американским лотосом желтым (N. lutea), цветки которого, как можно понять из названия, имеют желтую окраску.

Что еще почитать