Байпас – это важная деталь в отопительной системе, которая важна для точной регулировки подачи теплоносителя в радиаторы. В таком случае насосное оборудование монтируется на отдельном трубопроводе. Перед установкой необходимо узнать, что это такое байпас в системе отопления. Это простое приспособление выполняет те же функции, что и радиаторная обвязка, и способно оптимизировать работу всей схемы отопления.
Данное изделие позволяет оптимизировать функционирование конструкции
Байпас – это перемычка, включающая участок трубы, монтирующаяся в определенных местах обвязки. Чтобы больше узнать о том, что такое байпас в отоплении, стоит учитывать, что данный конструкционный элемент чаще востребован в однотрубных схемах. В них перемещение теплоносителя выполняется от одного прибора отопления к другому с последующим возвратом остывшей жидкости в коллектор.
Механизм монтируется на радиаторе между входом и выходом. Это приспособление перепускает через себя часть жидкости для регулирования расхода на конкретном приборе. При этом нет необходимости в полном отключении конструкции.
Монтаж байпаса предусматривает следующие положительные стороны:
На подобное оборудование должны быть определенные сертификаты. Перед покупкой стоит осмотреть изделие на наличие коррозии, вмятин или сколов. Места резьбы должны хорошо закручиваться и легко откручиваться.
Полезный совет! Особой надежностью должен обладать кран устройства. Он может быть штоковым или шаровым.
Определившись для чего нужен байпас в системе отопления, можно начинать монтажные работы. При этом производятся расчеты, а также подбираются комплектующие. Материал труб в идеале должен совпадать с материалом основной магистрали. Диаметр регулятора должен обладать меньшим размером, чем сечение главного трубопровода.
Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом. В ветки подачи и обратки врезаются тройники и устанавливается подготовленная перемычка. Для возможности замены радиаторов без слива всей системы на вход и выход из прибора также монтируются шаровые краны. Затем трубы заполняются теплоносителем.
Обратите внимание! Функционирование регулятора производится при помощи кранов. Один кран монтируется на трубе. Это шаровой кран, который ограничивает подачу воды в аварийной обстановке. Другие два крана монтируются на горизонтальных магистралях.
В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.
К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:
Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.
Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками:
При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.
Для минимизации теплопотерь требуется применение байпаса в системе отопления. Что это такое и для чего он нужен нужно узнать до в системе принудительного отопления. Насос необходимо устанавливать на байпасе, а не на обратной трубе. Также требуется установка , который нужен для предотвращения изменения направления движения теплоносителя.
При монтаже обязательно учитывайте следующие моменты:
В качестве запорной арматуры применяются шаровые краны для плавной регулировки теплоносителя.
Статья по теме:
Данный агрегат устанавливается в большинство замкнутых систем отопления, поэтому крайне важно знать, как его правильно выбрать и рассчитать. Наш обзор вам в помощь!
В отопительной системе часто используется bypass режим. Что это за режим помогут понять схемы, представленные выше. Установка клапана позволяет устранять проблемы, которые возникают при появлении воздуха в отопительных приборах.
Обводная конструкция с клапаном способствует:
Оборудование с обратным клапаном применяется для работы циркуляционных насосов. При запуске клапан открывается, пропуская через себя часть жидкости. После выключения насоса клапан закрывается и препятствует перетеканию жидкости в обратном направлении. Если нет электричества, то с помощью клапана перекрывается подача теплоносителя на насос, а открывается на главной магистрали.
В жилом доме теплые полы соединяются с котлом, от которого идет горячий водопровод и отопление. При этом температура воды для всех конструкций будет равной. Чтобы вода в была не такой горячей, используются специальные смесительные узлы. Для предотвращения сильного скачка давления в узел устанавливается байпас с клапаном. В этом случае используется трехходовой смеситель для регулировки количества охлажденной воды. Вода перемешивается в узле и при помощи насоса перемещается в коллектор водяного пола.
Статья по теме:
Перед началом работ следует изучить возможные схемы укладки и подключения. Вам в помощь специальная публикация нашего портала.
В классическом варианте однотрубной системы байпас монтируется рядом с радиаторами. При использовании для отопления твердотопливных котлов байпасная перемычка чаще используется на всю систему отопления дома.
Установка производится по направлению теплоносителя:
Установка байпаса не считается трудоемкой, если тщательно изучить работу и нюансы монтажа. При правильном подборе комплектующих, отопительная система будет более энергоэффективной и надежной.
Тепловой насос для отопления дома: цены, критерии выбора и нюансы монтажа
Байпас для отопления
Ранее мы уже рассказывали о . Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен. Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования. При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.
Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах. Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали. Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.
Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:
Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:
В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования. Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает . Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.
Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном
Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.
Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:
Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.
Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.
Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:
То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.
Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.
Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.
Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:
Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх. Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.
Байпас на радиаторе отопления
На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками. Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.
Функции обвода, установленного перед радиатором:
В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.
Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.
Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.
По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.
Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе
Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.
Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.
Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения. При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя. А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.
А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:
Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.
Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.
Для примера рассмотрим устройство байпаса в . Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм. Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями. При этом сбалансировать систему будет проще.
Эта незначительная, на первый взгляд, деталь оптимизирует теплоотдачу греющего узла, поэтому байпас в системе отопления не только желателен – он необходим. Перемычка (кусок трубы) монтируется в тепловую трассу параллельно радиаторам отопления. В зависимости от поставленных задач данный компонент используется либо в виде прямого участка, замыкающего подающий и обратный трубопроводы, либо как обводная линия.
Чтобы понять, зачем используется байпас, что это такое в отоплении, следует рассмотреть варианты его применения:
Когда речь заходит о смешивающих узлах, установка байпаса в системе отопления необходима для связывания подачи и обратки, здесь также используется трехходовой термостатический клапан. Отрезок трубы нужен для направления в камеру клапана жидкости из обеих магистралей, чтобы на выходе образовалась вода с заданными температурными параметрами.
Перемычка в сопровождении трехходового клапана позволяет использовать принцип смешивания на следующих участках сети:
В частности, малый контур с внедрением байпаса защищает твердотопливный котел от выступления конденсата во время его разогрева.
Байпасный узел, используемый в обвязке твердотопливных агрегатов, используется в качестве элемента безопасности. Пример: выставлен максимальный обогрев, топка полная, и в это время прекращается подача электроэнергии. В подобной ситуации, характерной для отечественных эксплуатационных условий, до возобновления электропитания вода в радиаторах уже остынет. Котел в это время все еще будет горячим, ведь в нем продолжается переработка топлива. Как только включится насос, холодная среда попадет в котловую рубашку, вследствие чего чугунная секция лопнет – скажется возникший температурный шок. В данных условиях трубная перемычка крайне необходима.
Аналогичный алгоритм смешивания с помощью клапана и перемычки используется в теплых полах при обустройстве распределительной гребенки. После достижения температурной нормы в греющих контурах трехходовой кран перекрывает поступление от котла, носитель прогоняется насосом по внутренней тепловой линии через байпас.
Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.
Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.
Узел может быть собран двумя способами:
В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.
Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:
Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).
Многоэтажки, заселенные еще в советские времена, имеют однотрубное отопление на базе вертикальных стояков, присутствующих во всех квартирах. Здесь распределение теплоносителя обеспечивается благодаря высокому давлению и усиленной скорости потока среды.
В таком сценарии обе подводки – это элементы соединения радиатора с единственной магистралью, между ними и врезается байпас. Перемычка имеет небольшое смещение относительно оси стояка, благодаря чему вода попадает в батарею, а не течет по легкому пути. Решение работает следующим образом:
Подобное решение принято использовать в двухэтажном жилом строительстве. Несмотря на то, что вертикальный стояк обслуживает только пару радиаторов, верхний желательно оснащать байпасом. Причина – несоразмерность производительности бытовых и промышленных циркуляционных насосов.
Если исключить прямую байпасную перемычку, полный объем носителя, пройдя через батарею, остынет сильнее, чем в описанной схеме. Разница температур приведет к тому, что в каждую следующую квартиру будет поступать все меньше тепловой энергии, крайняя практически не будет прогреваться.
Именно поэтому байпас так важен при обустройстве вертикального однотрубного теплоснабжения. Двухтрубные разводки основываются на самостоятельных магистралях для остывшей и горячей среды, здесь перемычка не нужна.
Небольшая мощность циркуляционного насоса, установленного в загородном доме, компенсируется большими пропускными способностями и диаметром трубопровода.
Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:
Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.
Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.
Байпас – это кусок трубы идентичный отрезку магистрали, устанавливаемый в ключевых ее местах. Устанавливают его только в однотрубных контурах, обеспечивающих течение только по одному трубопроводу, который берет начало от котла и возле него заканчивается. При этом, вода сначала уходит от теплогенератора в направлении всех радиаторов дома, а затем, отдав им свое тепло, возвращается к нему.
Главным отличием двухтрубных систем от своих одноконтурных аналогов, является возможность разделения на отдельные потоки подаваемого и возвращающегося к котлу теплоносителя. Поэтому, для двухтрубной системы нет необходимости устанавливать байпас. А в случае с одним контуром, когда и подача и обратка нераздельны и идут одним потоком, он просто необходим.
Такая обводная конструкция монтируется на контурах из одной трубы, которая может идти в 2 плоскостях: вертикальной и горизонтальной. А значит, и байпас может устанавливать по-разному. Вертикальные контуры имеются в строениях высотой 2 и более этажа, горизонтальные – в частных одноэтажках и квартирах.
В зависимости от функций, которые возлагаются на такую обводную конструкцию, выбирается место ее установки: на насосе, который гонит теплоноситель по трубе или на отдельных радиаторах.
Независимо от места монтажа, обводной элемент обеспечивает непрерывность течения жидкости в трубопроводе независимо от исправности основных агрегатов. В отопительном контуре, байпас представляет собой запасной канал, по которому жидкость продолжает циркулировать в контуре, а значит, в нем не возникнут перепады и скачки давления.
В зависимости от места установки устройства – на батарее или насосе, необходимый диаметр обвода может варьироваться.
На насосе монтируется обвод меньшего или идентичного с основной трубой диаметра. Между этими вариантами нет принципиальной разницы так как его главная задача всего лишь поддерживать циркуляцию теплоносителя при внештатных ситуациях хотя бы самотеком, например, когда работающий от сети насос не получает питания вследствие временных перебоев с электроснабжением.
В этом случае, заузить сам контур невозможно, а диаметр патрубков отходящих от трубопровода не играет главной роли. При прекращении работы насоса, течение сквозь него теплоносителя полностью остановится, в связи с чем, при идентичных сечениях его трубы с магистралью, обводной элемент не поменяет направление течения воды. А в случае необходимости течения воды сквозь насос, достаточно просто перекрыть движение теплоносителя при помощи шарового крана на магистральном трубопроводе.
А вот в условиях монтажа байпаса прямо на батареях, его диметр играет главную роль, так как он должен оптимально сочетаться с другим оборудованием. Во-первых, по сравнению с патрубками, стыкующими радиаторы с основной магистралью, обвод должен быть на 1 размер меньше в диаметре. Во-вторых, сами отводы к радиаторам отопления требуются напорядок меньшего калибра, чем основная труба.
Таким образом, обеспечивается работа по следующей схеме:
В случае совпадения диаметров выводных патрубков с диаметром обвода, в радиаторы не будет попадать достаточное количество воды и их теплоэффективность уменьшится. А если диаметр обвода превысит аналогичный показатель патрубков, течение теплоносителя остановится полностью.
Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе:
Уменьшение диаметра патрубков относительно основной трубы дает дополнительное ускорение течения теплоносителя , что заставляет его интенсивнее двигаться и в самом радиаторе, отдавая ему тепловую энергию более равномерно и эффективно.
Например, в полипропиленовой системе отопления, диаметр главного трубопровода равняется 32 мм, а значит, нужны патрубки, распределяющие воду по радиаторам диаметром 25 мм. К такой системе подойдет обвод диаметром 20 мм. Он сможет обеспечить протекание воды по оптимальному маршруту с наименьшими потерями тепловой энергии.
При наличии в отопительном контуре насоса, он устанавливается прямо на обводную деталь. Это обычная практика, когда в гравитационный контур – одиночный трубопровод, в котором теплоноситель циркулирует самотеком, монтируется электрический насос.
Он разгоняет скорость течения воды по трубам и этим повышает КПД всей отопительной системы. Это происходит благодаря тому, что за счет высокой скорости течения теплоносителя он успевает пройти весь контур, не потеряв большую часть тепловой энергии.
На практике это выражается в том, что в последний радиатор контура приходит нехолодная или еле теплая вода, а достаточно горячая, которая еще имеет достаточное количество тепловой энергии, чтобы обеспечить прогрев помещения, в котором он установлен.
байпас в однотрубной системе
байпас на линии сетевого насоса
Существуют 2 варианта установки байпаса совместно с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды в одиночном трубопроводе: на новый или старый контур. Разницы между ними ни при монтаже ни при работе отопления нет.
При монтаже байпаса совместно с насосом, необходимо соблюдать следующие правила:
Потому что с клапаном контур начнет функционировать так:
Таким образом, создается повышенное давление теплоносителя на тарелку клапана именно после насоса, потому что скорость потока за ним всегда быстрее. По идее, когда насос выключается, теплоноситель уже не воздействует на клапан, который в этом случае не перекрывается.
Это дает возможность жидкости двигаться самотеком по магистральному трубопроводу, не попадая в обвод. Но в действительности, байпас с клапаном функционирует не так как нужно.
Проблема в том, что тарелка клапана генерирует чрезмерное сопротивление сопоставимое целому метру трубы. В условиях гравитационного контура, вода не сможет его преодолеть, и ее циркуляция прекратится полностью.
Прежде чем монтировать обвод в сочетании с обратным клапаном, нужно знать, что на самом деле монтаж насоса на нем не даст никаких преимуществ.
В том случае, если клапан заменяется стандартным шаровым краном, появляется возможность направлять вектор течения воды в контуре.
байпас с насосом
Для того, чтобы установить в отопительный контур байпас с насосом, потребуется следующий набор деталей:
Перед радиатором обводной элемент устанавливает на случай, если внутри него вода по каким-либо причинам перестанет циркулировать, тогда по обводу ее циркуляция во всем остальном контуре продолжится, несмотря на неисправность одного из элементов.
Он выполняет следующие функции:
В системах отопления с одним главным контуром, вода в нем циркулирует, последовательно отдавая тепло 1, 2 и последующему радиаторам. Таким образом, с прохождением через каждый следующий радиатор, тепловая энергия воды уменьшается, а значит, первый элемент отопления будет нагреваться значительно лучше чем последний.
Монтаж байпаса в отоплении позволяет смешивать горячий теплоноситель, из магистрали идущий напрямую с меньшими потерями энергии с тем, который заходит в радиаторы и теряет ее, что позволяет частично компенсировать эти потери прямо на ходу, не дожидаясь его возвращения непосредственно к теплогенератору.
Устройство байпаса:
Правила монтажа:
Отопление и вентиляция
От автора: здравствуйте, дорогие друзья! Если вы впервые занялись обустройством отопления и начали искать информацию по этому поводу, то уже убедились, что существует множество неизвестных ранее нюансов, которые необходимо учесть. Например, некоторые не могут сразу разобраться с тем, какие именно элементы конструкции необходимо устанавливать.
Источник: https://kermi.center
Конечно, с основными составляющими все понятно: , трубы, радиаторы - все это в той или иной степени вам знакомо. А вот по поводу других элементов могут возникнуть вопросы. К примеру, байпас в системе отопления что это такое? Зачем его устанавливать и как это сделать? Ответы на эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье.
Байпасный обвод - это элемент системы отопления, который значительно облегчает процесс эксплуатации и обслуживания трубопровода. Он представляет собой отрезок трубы, который закрепляется таким образом, чтобы у теплоносителя был дополнительный маршрут для тока.
Как правило, байпасы размещаются в тех местах, где подключено какое-либо оборудование: радиаторы, котлы, насосы и так далее. При этом на отделяемое изделие устанавливаются запорные вентили. При их перекрытии теплоноситель вынужденно пойдет по альтернативному пути - через байпасный обвод.
Для чего нужен дополнительный маршрут? Тут стоит сразу сказать, что подобные обходные пути предусматриваются на однотрубной системе отопления. Принцип работы этой схемы заключается в том, что радиаторы подключаются к контуру последовательно, друг за другом. Теплоноситель, выходя из котла, должен пройти через каждый из них, чтобы дойти до самого последнего, и уже оттуда вернуться в нагревательный бак.
Но представьте, что на каком-то участке такого трубопровода возникла неполадка. Например, потекло место соединения одного из радиаторов с подающей трубой. Понятно, что самое естественное действие в такой ситуации - отключить от системы вышедшее из строя оборудование и произвести его ремонт.
Но проблема в том, что при последовательном перекрытие подачи воды в один из них автоматически отключает и все остальные, расположенные далее по контуру. И хорошо еще, если дело происходит в относительно теплое время года.
А вот посреди зимы подобные ситуации чреваты не только легким дискомфортом для проживающих в доме людей. Теплоноситель в остановленной системе отопления в условиях окружающей отрицательной температуры сначала остынет, а затем замерзнет.
Как все вы знаете, при превращении в лед вода расширяется. Поскольку это будет происходить внутри труб, эти элементы системы могут деформироваться, особенно в местах соединений. В итоге при повторном запуске отопления вы можете получить прорыв трубопровода и полное нарушение работоспособности отопления.
Понятно, что подобные ситуации лучше предотвратить, чем исправлять. И вот тут в дело вступает байпас, который может стать настоящим спасением. При отключении одного из радиаторов теплоноситель просто пойдет по байпасному обводу. Тем самым ток воды в системе не будет прекращен. А значит, и описанных выше последствий можно не бояться.
Впрочем, обходной путь может пригодиться не только при вынужденном ремонте. Иногда бывает так, что батареи отопления чрезмерно горячи. Это частая ситуация во многоквартирных домах, поскольку централизованная система не может подстроиться под каждую оттепель. В результате в квартире становится очень жарко.
Тут-то и пригождается возможность перекрыть один из радиаторов. Во-первых, при использовании байпаса, как уже говорилось выше, не будет нанесено ущерба другим батареям. Во-вторых, не будет факторов, повышающих давление внутри системы, поскольку ток теплоносителя не нарушится.
В общем, от установки байпаса сплошные плюсы. Но немаловажно знать подробно, какие бывают разновидности этого элемента, и как производится их установка в систему отопления.
По своей функциональности все байпасные обводы делятся на три разновидности:
Все типы отличаются друг от друга как конструкцией, так и принципом работы.
Самый простой вариант - это нерегулируемый байпасный обвод. Он представляет собой просто отрезок трубы, вмонтированный в трубопровод, без каких-либо дополнительных регулирующих элементов. Проход теплоносителя по этому участку никак не управляется. Как правило, такой метод обустройства обводящего маршрута применяется совместно с подключением радиаторов к системе отопления.
Байпас может быть установлен как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При монтаже очень важно учитывать фактор гидравлического сопротивления. В каком пути оно ниже, по тому маршруту и пойдет жидкость. Отсюда следуют следующие правила:
Регулируемый вручную байпасный обвод представляет собой все ту же трубу, но в этом случае на ней установлен запорный шаровый кран. В открытом режиме такой байпас не оказывает влияния на диаметр внутреннего просвета магистрали. Следовательно, не создается и излишнего гидравлического сопротивления току теплоносителя. Поэтому такой вариант обводящего маршрута является оптимальным.
Кроме того, применение шарового крана дает возможность регулировать объем нагретой воды, проходящей по обходному пути. Вентиль можно закрыть либо полностью, либо частично. При абсолютно перекрытом шаровом кране весь поток теплоносителя устремляется в радиатор, и наоборот.
При принятии решения об установке байпасного обвода с ручной регулировкой необходимо учесть два момента:
Байпасный обвод с ручным управлением может устанавливаться как рядом с радиаторами, так и в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Но не забывайте, что оба варианта допустимы лишь при использовании в частном доме.
Автоматический байпасный обвод устанавливается в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Тут следует сразу прояснить вот какой момент. Циркуляция теплоносителя в системе отопления может осуществляться двумя методами:
Как вы понимаете, принудительная система циркуляции является оптимальной. Но тут есть подвох. Для работы циркуляционного насоса необходима бесперебойная подача электроэнергии. Если в доме внезапно отключается электричество - а подобное, согласитесь, случается не так уж редко, особенно в небольших поселках - то оборудование просто прекращает действовать. Соответственно, останавливается работа и всей отопительной системы.
Конечно, для оперативного решения подобных ситуаций можно заранее приобрести и подключить резервный генератор. Но все мы знаем про законы подлости - оборудование может не сработать в самый ответственный момент. Да и мощности его может не хватить надолго, а ведь кто знает, сколько времени займет ремонт линии электропередачи.
Вот на такие случаи и необходимо предусмотреть обходной маршрут для теплоносителя, чтобы система циркуляции автоматически переключалась с принудительной на естественную. Именно в этом состоит назначение данной разновидности байпаса.
Когда насос работает, байпасный обвод перекрыт, поэтому теплоноситель идет через циркуляционное оборудование. В случае прекращения подачи электроэнергии подающее устройство останавливается, и жидкость устремляется в отопительную магистраль по обходному маршруту.
Если вы решили установить в доме систему водяных теплых полов, то без байпасного обвода не обойтись. он является обязательным элементом смесительного узла.
Дело в том, что нагрев теплоносителя в отопительном баке происходит до достижения температуры около 80 градусов. Если настолько горячая жидкость пойдет в пол, вы просто не сможете по нему ходить, поскольку он будет обжигать. Соответственно, необходимо как-то регулировать температурный показатель.
Здесь на помощь приходит трехходовой клапан. Он отделяет количество теплоносителя, необходимое для прогрева системы теплого пола до 45 градусов, не более. Остальная жидкость уходит по байпасному отводу. При этом в нее подмешивается уже охлажденная вода, и все это дело дружно возвращается в котел для дальнейшего подогрева.
С чисто технической стороны монтаж байпаса осуществляется так же, как и присоединение любого другого участка трубы. Это зависит от того, из какого материала сделан трубопровод. Например, в случае с металлопластиком или полипропиленовыми трубами установка осуществляется с помощью фитингов - в первом случае они либо скручиваются друг с другом, либо прессуются, во втором - припаиваются. Если же речь идет о стальных трубах, то работы происходят с применением сварочного аппарата.
При установке необходимо соблюдать несколько требований. О каждом о них уже упоминалось выше, но лучше свести все в одну систему:
Для процедуры монтажа вам понадобятся фитинги-тройники, патрубки и запорные краны (если предусмотрен их монтаж). На входном патрубке ставится либо шаровой кран, либо вентиль, либо сочетание шарового и автоматического устройства. На выходной патрубок монтируется запорное устройство - кран или вентиль.
В процессе сборки важно полностью исключить возможность протечки. Необходим полный контроль над герметизацией стыков. Если монтаж производится с помощью резьбовых соединений, то уплотните их с помощью ФУМ-ленты. Для этого лучше применить метод сухой скрутки.
Сначала соединяете части фитинга, считая при этом, сколько оборотов получилось сделать. Затем раскручиваете соединение, наматываете на резьбу два слоя ФУМ-ленты и скручиваете обратно. При этом количество оборотов должно быть точно таким же, как и во время «примерки». Конечно, накручивание будет происходить более туго, но именно это вам и нужно. Подобный подход поможет обеспечить герметичность места соединения.
Дорогие друзья, теперь вы точно знаете, что такое байпас, и нужен ли он в вашей конкретной ситуации. Успехов вам в обустройстве системы отопления, и тепла вашему дому! До новых встреч!
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня