Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так —
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
У меня ль плечо —
Шире дедова,
Грудь высокая —
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою;
Что работаю —
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?
Пускай дом его —
Чаша полная!
Я ее хочу,
Я по ней крушусь:
Лицо белое —
Заря алая,
Щеки полные,
Глаза темные
Свели молодца
С ума-разума…
Ах, вчера по мне
Ты так плакала;
Наотрез старик
Отказал вчера…
Ох, не свыкнуться
С этой горестью…
Я куплю себе
Косу новую;
Отобью ее,
Наточу ее,-
И прости-прощай,
Село родное!
Не плачь, Грунюшка,
Косой вострою
Не подрежусь я…
Ты прости, село,
Прости, староста:
В края дальние
Пойдет молодец:
Что вниз по Дону
По набережью,
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылой-травой
Расстилается!..
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося…
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохните,
Как по Груне я
Сохну, молодец!
Нагребу копен,
Намечу стогов;
Даст казачка мне
Денег пригоршни.
Я зашью казну,
Сберегу казну;
Ворочусь в село —
Прямо к старосте;
Не разжалобил
Его бедностью,-
Так разжалоблю
Золотой казной!..
(No Ratings Yet)
поэт
Его называли поэтом-самоучкой, потому что он не получил образования. Кольцову еще не было 12 лет, когда его отец, воронежский торговец скотом, взял его из второго класса уездного училища и сделал своим помощником в торговых делах. Случайно купленная на базаре книга стихов И. И. Дмитриева потрясла юношу: он страстно полюбил стихи и вскоре начал писать сам.
Прочитав в сборнике стихов А. Дельвига произведения, написанные на манер русских песен, он все больше начал склоняться к этому роду поэзии. В песнях Кольцова зазвучали голоса простых русских людей. Задушевно, то с тоской, то с радостью, поет пахарь, косарь, жница, поселянин, красна девица и молодец-удалец.
Трудно было приказчику, торгующему на базаре скотом, мечтать о поэзии и писать стихи. Быть может, и потерялся бы его поэтический талант в грубости торгашеского мира, если бы не счастливый случай. В 1830 году Кольцов по торговым делам оказался на заводе, принадлежавшем отцу Н. В. Станкевича – известного литератора и общественного деятеля.
Станкевич услышал стихи Кольцова и напечатал некоторые из них в «Литературной газете» и в журнале «Листок». Он познакомил Кольцова с известными писателями того времени. В 1835 году на средства, собранные по подписке, удалось издать сочинения А. В. Кольцова. Сборник его стихов имел успех и был одобрен А. С. Пушкиным, который незадолго до гибели пригласил Кольцова к себе. А в своем журнале «Современник» Пушкин напечатал стихотворение поэта «Урожай».
Несмотря на то, что талант Кольцова был признан всеми передовыми людьми того времени, жизнь его оставалась нелегкой. Деспотичный отец заставлял поэта заниматься нелюбимым делом – торговлей.
Вдали от писателей, без друзей, чужой среди родных, поэт чувствовал себя одиноким и несчастным. 29 октября 1842 года Кольцов умер от чахотки.
(Отрывок)
…У меня ль плечо -
Шире дедова,
Грудь высокая -
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри чёрные
Лежат скобкою;
Что работаю -
Всё мне спорится!
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Чёрному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришёл:
Я пришёл сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и по́перёк
С ней хотелося…
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Крылов Иван Андреевич
баснописец, прозаик, драматург, журналист
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье отставного капитана. Образование он получил скудное, но с детских лет в нем жила жажда знаний. Он много читал. Настойчивость и упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Рано лишившись отца, он вынужден был работать, чтобы прокормить мать и младшего брата.
Крылов долго искал свой путь в литературе, написал даже несколько трагедий и комедий.
Одним из крупнейших событий русской литературной жизни XIX века было появление в печати первых его басен. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко и мощно. В 1809 году выходит его первая книга басен. Всего Крылов написал более 200 басен, которые объединил в девять книг.
Иван Андреевич был одним из первых русских писателей, в произведениях которого впервые зазвучала подлинно народная речь. Благодаря связи языка Крылова с языковыми традициями русского народа, многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест» и др.
Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так —
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
У меня ль плечо —
Шире дедова,
Грудь высокая —
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою;
Что работаю —
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грунюшку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грунюшку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?
Пускай дом его —
Чаша полная!
Я ее хочу,
Я по ней крушусь:
Лицо белое —
Заря алая,
Щеки полные,
Глаза темные
Свели молодца
С ума-разума…
Ах, вчера по мне
Ты так плакала;
Наотрез старик
Отказал вчера…
Ох, не свыкнуться
С этой горестью…
Я куплю себе
Косу новую;
Отобью ее,
Наточу ее,-
И прости-прощай,
Село родное!
Не плачь, Грунюшка,
Косой вострою
Не подрежусь я…
Ты прости, село,
Прости, староста:
В края дальние
Пойдет молодец:
Что вниз по Дону
По набережью,
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылой-травой
Расстилается!..
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося…
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохните,
Как по Груне я
Сохну, молодец!
Нагребу копён,
Намечу стогов;
Даст казачка мне
Денег пригоршни.
Я зашью казну,
Сберегу казну;
Ворочусь в село —
Прямо к старосте;
Не разжалобил
Его бедностью,-
Так разжалоблю
Золотой казной!..
Творчество Алексея Васильевича Кольцова посвящено крестьянской жизни, патриархальному укладу русской действительности первой половины XIX века.
Стихотворение написано в 1836 году. Его автору 27 лет, год назад вышел его дебютный сборник стихов (единственный прижизненный, как оказалось потом), дела отца позволяют ему бывать в Москве и Петербурге, обзавестись литературными знакомствами. По жанру — песня, размер — пятисложник, белый стих, без деления на строфы. Лирический герой — славный крестьянский парень, который кручинится вместе со своей суженой: ее отец («старый хрен») не дает согласия на их свадьбу. А без благословения родительского Грунюшка замуж идти не хочет, да и негде молодым будет укрыться от гнева старосты.
Форма стихотворения взята из русского фольклора. «Родиться в сорочке» — устойчивое выражение, примета счастливого будущего ребенка. Отрицание «без сорочки» усиливает горечь героя. Общеизвестна история первой юношеской любви поэта к крепостной девушке, с которой его разлучил отец. Только в «Косаре» «не пара» как раз юноша, а не Груня. Многоточия, вопросы, восклицания придают монологу героя экспрессивности.
Описание внешности героев дано в сказочной традиции: плечо шире дедова, в лице — кровь с молоком, кудри черные по последней моде лежат «скобкою». У нее же: лицо — заря алая. Себя он называет «молодцем». Повторы: несчастный день, бесталанный час, не возьму я в толк. «Не подрежусь я» — в этих словах герой выдает степень своего горя, даже Груня боится, что он с собой что-то сделает. Вторая половина стихотворения — широкая картина крестьянской жизни, честного неустанного труда, щедрой природы, степного приволья и раздолья. Приставочные глаголы: пораскинулась, понадвинулась. Составные слова: ума-разума, прости-прощай, ковылой-травой, сам-друг. Сравнение: коса, как пчелиный рой, молонья (молния).
Завершается произведение мечтами героя о будущем: он своим трудом заработает «денег пригоршни», знать, тогда отдаст за него староста Грунюшку. Видно, что герой не сдается, хочется верить в благополучный исход истории, но, скорее всего, в итоге с «косою вострою» он совсем уйдет из «родного села».
Стихотворение «Косарь» — лирическая песня, созданная на основе личных впечатлений самобытным поэтом А. Кольцовым, уроженцем Воронежа. Сильное фольклорное начало превратило ее в поистине народную песню.
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее — и пели. Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели. Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, еще более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми, ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами. Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведенными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового. Я сказал: — Хлеб-соль, здравствуйте. Они приветливо ответили: — Доброго здоровья, милости просим! Поляна спускалась к оврагу, открывая еще светлый за зелеными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись: — Ничего, они сладкие, чистая курятина! Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни. Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу. Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекраснее. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса. Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:Ты прости-прощай, любезный друг,
Говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —
Говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:
Коль не любишь, не мил — бог с тобою,
Коли лучше найдешь — позабудешь! —
И по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:
Ах, коли лучше найдешь — позабудешь,
Коли хуже найдешь — пожалеешь!
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с биографией А.В.Кольцова и его песней “Косарь”.
2. Знакомство с понятием “песня” и выявление ее черт в произведении “Косарь” на формальном, лексическом, синтаксическом уровне.
3. Введение понятия “инверсия”.
4. Развитие навыка выразительного чтения поэтического текста.
5. Пополнение словарного запаса учащихся.
6. Развитие устной речи учеников.
7. Воспитание уважения к народу-труженику.
Тип урока – изучение нового
Основной метод – частично-поисковый
Мы продолжаем изучать произведения, объединенные тематикой “Образ нашей Родины в поэзии”.
Немало поэтических произведений посвятил этой теме А.В.Кольцов. Сегодня на уроке мы познакомимся с его песней “Косарь”. Биография А.В.Кольцова поможет нам глубже понять его творчество.
Установочные вопросы: на какие темы пишет произведения А.В.Кольцов? Почему он выбирает именно такую тематику?
А.В.Кольцов родился в г. Воронеже. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот, ходил по судам. Труд являлся основой жизни А.В.Кольцова. Отец считал, что для ведения торговых дел достаточно знать только грамоту, поэтому запрещал сыну учиться, считая это занятие пустой тратой времени. А.В.Кольцов вынужден был читать украдкой. А в 16 лет начал украдкой писать стихотворения.
Современников привлекала народность его стихотворений. Они отличались от подделок под народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика.
Самая значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения Кольцова положены на музыку.
Учащиеся устно отвечают на установочные вопросы.
Установочный вопрос: какие чувства навевает это стихотворение?
(Дети устно отвечают на поставленный вопрос.)
Ребята, это стихотворение не только современники А.В.Кольцова, но и сам поэт считает песней. Но почему? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ текста на лексическом, формальном, синтаксическом уровне.
Итак, наша цель – проанализировать стихотворение на разных уровнях и выявить черты песни.
А сначала давайте запишем определение понятия “песня”.
Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.
Беседа с учащимися
– Стихотворение называется “Косарь”. Каково лексическое значение этого слова? (Тот, кто косит траву.)
Слово “бесталанный” является устаревшим, его значение – “несчастный”.
Ребята, какие черты песни вы можете отметить, проанализировав лексический уровень текста? (Выражение чувств, эмоций, переживаний лирического героя, сюжетность.)
Дети самостоятельно письменно анализируют первые 4 стиха песни и определяют размер, которым написано стихотворение – 3 стопный хорей.
Учитель: хорей в переводе с греческого обозначает “плясовой, пляска, хор, хоровод”.
Какие признаки песни можно отметить сейчас? (Тексты, написанные хореем, предназначены для пения.)
Учитель: найдите синтаксические конструкции, повторяющиеся в тексте. Можно ли считать, что этот прием делает похожим текст на песенный? (Такие повторения напоминают припев в песне.)
На синтаксическом уровне “народность” этой песне придает инверсия.
Определение инверсии учащиеся записывают в тетрадь.
Инверсия – нарушение общепринятого в данном языке порядка слов.
Давайте попробуем найти в тексте инверсию. (“Не возьму я в толк”, “Без сорочки я родился на свет”, “На лице моем” и т.д.).
Скажите, а “народность” песне на лексическом уровне что придает? (Употребление устаревших слов, эпитетов, характерных для фольклора, таких выражений как ковыль – трава, ума – разума.)
Такую же роль играют в песне ударения, не соответствующие литературной норме (По набережью, вдоль и поперек.)
Так для чего же А.В.Кольцов пишет именно песню? Для чего нужны оттенки народности в песне?
Наводящий вопрос: для того, чтобы выразить чувства, мысли народ сочиняет стихотворения или песни? (Песни.)
Следовательно, песня А.В.Кольцова приравнивается к песне народной. Поэт говорит языком народа, выражает его ценности, а именно, ценности народа-труженика.
Непреходящие, истинные ценности – вот, что важно для народа. У косаря нет имени – это образ собирательнй, это образ человека из народа, для которого любовь (к женщине, к Родине), удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни.
Учитель раздает детям карточки для самостоятельного выполнения заданий. Приложение 1 .
Выучить определение понятий песня, инверсия , подготовиться к терминологическому диктанту.
Подготовить выразительное чтение песни.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня