Картина «Юный живописец» И. И

TATLIN публикует последнюю главу из книги Василия Кандинского «О духовном в искусстве».

Полным тайны, загадочности, мистическим образом возникает из «художника» творение. Освобожденное от него, оно получает самостоятельную жизнь, делается личностью, независимо духовно дышущим субъектом, который ведет и материально-реальную жизнь, который есть существо. Это не есть, стало быть, безразлично и случайно возникшее явление, живущее также безразлично в духовной жизни, но, подобно каждому существу, это - явление в свою очередь творящими дальше, активными силами обладающее. Оно живет, действует и участвует в создании описанной духовной атмосферы. Из точки зрения этой внутренней исключительности и рождается ответ на вопрос, хорошо ли или плохо художественное произведение. Если оно «плохо» или слабо по форме, то это значит, что эта форма плоха или слишком слаба, чтобы вызвать чисто звучащую душевную вибрацию какого бы то ни было рода 1

Точно так же в действительности не та картина «хорошо написана», которая верна в valeur"ax (неизбежных французских valeur"ax ) или как-нибудь особенно, почти научно разделенная на теплые и холодные тона, но та картина написана хорошо, которая живет полной внутренней жизнью. А также «рисунок хорош» только тот, в котором ничего не может быть изменено без того, чтобы не нарушилась эта внутренняя жизнь, совершенно не обращая внимание на то, не противоречит ли этот рисунок анатомии, ботанике или еще какой-нибудь науке. Здесь вопрос не в том, не оскорблена ли какая-нибудь внешняя (а потому только и неизменно случайная) форма, а только в том, употребляет ли художник эту форму, как она существует по внешности, или нет. Точно так же и краски должны быть применяемы не потому, что они существуют в этом звуке в природе или нет, но потому, что нужны они в этом звуке в картине или нет. Коротко говоря, художник не только уполномочен, но и обязан обходиться с формами так, как это необходимо для его целей. И не только анатомия или что-либо подобное, но также и принципиальное опрокидывание этих знаний ненужно, но полная неограниченная свобода художника в выборе его средств 2

Эта необходимость есть право на неограниченную свободу, которая немедленно превращается в преступление, как только она уходит с этой почвы. С художественной стороны право на это есть помянутая внутренняя плоскость. Во всей жизни (а значит, и в искусстве) - чистая цель.

А в частности бесцельное следование за научными данными никогда не может быть так зловредно, как бесцельное их опрокидывание. В первом случае возникает подражание природе (материальное), которое и может быть применено для различных специальных целей 3 Во втором случае возникает художественная ложь, за которой, подобно всякому греху, тянется длинная цепь, гадких последствий. В первом случае моральная атмосфера остается пустотой. Он ее делает подобной камню. Второй - ее наполняет ядом и чумой.

Живопись - искусство, а искусство вообще не есть бесцельное создание вещей, растекающихся в пустоте, но есть сила и власть, полная целей, и должно служить развитию и утончению человеческой души, движению треугольника. Оно есть язык, которым говорят в только ему одному доступной и свойственной форме душе о вещах, которые для души - хлеб насущный и который онa только и может получить в этом виде.

Koгда искусство отказывается от этой задачи, то пустота остается незаполненной, так как нет другой власти и силы в мире, которые бы могли заменить искусство 4 И всегда во времена интенсивной душевной жизни делается и искусство жизненное, так как душа и искусство связаны между собою неразрушимой цепью взаимодействия и взаимоусовершенствования. В те периоды, когда душа запущена и заглушена материальными воззрениями, безверием и вытекающими отсюда чисто практическими стремлениями, возникает взгляд, что искусство не дано человеку для определенной цели, но что оно бесцельно, что искусство существует только для искусства (L"art pour L"art ) 5

Тут связь между искусством и душой наполовину анестезируется. Но это скоро отмщается, потому что художник и зритель (говорящие друг с другом на языке души) перестают понимать друг друга и последний поворачивается к первому спиной или смотрит на него как на акробата, ловкость и находчивость которого приводит его в удивление.

Прежде всего художник должен стремиться переменить это положение, через признание своего долга искусству, а значит, и самому себе и не считать себя господином положения, а слугою высших целей, обязанности которого определенны, нелики и святы. Он должен воспитать себя и углубиться в собственную свою душу, беречь эту свою душу и развивать ее, чтобы его внешний талант мог одеть что-нибудь, а не быть как потерянная перчатка с неизвестной руки, только подобием руки.

У художника должно что-нибудь быть, что ему надо сказать так как не овладение формою есть его задача, но приноровление этой формы к содержанию 6

Художник вовсе не какой-то особенный баловень судьбы. У него нет права жить без обязанностей, его работа трудна и часто становится для него крестом. Oн должен знать, что каждый его поступок, каждое чувство, мысль образуют неосязаемый тончайший материал, из которых возникают его творения и что он потому если и свободен, то не в жизни, а только в искусстве.

Отсюда уже само собой является, что художник трижды ответствен по сравнению с нехудожником: во-первых, он должен вернуть обратно данный ему талант; во-вторых, его поступки, мысли, чувства образуют, так же как и у всякого человека, духовную атмосферу и так, что они могут либо просветить, либо отравить ее, в-третьих, эти поступки, мысли, чувства есть материал для его творений, которые вторично воздействуют на духовную атмосферу. Он не только и том смысле король, как называет его Sar Peladan , что велика власть его, но в том, что велика его и обязанность.

Если художник есть жрец «Прекрасного», то это Прекрасное тоже ищется при помощи того же принципа внутренней ценности, который встречали мы повсюду. Это «Прекрасное» ищется также только при масштабе внутренней великости и необходимости, который нам не изменил во всем пути до сих пор.

То прекрасно, что соответствует внутренней душевной необходимости. То прекрасно - что внутренно прекрасно 7

Один из первых борцов, один из первых душевных композиторов в искусстве нынешнего дня, из которого уже вырастает искусство завтрашнего дня, М. Метерлинк говорит: «Нет ничего на земле, что больше жаждет прекрасного и что само легче становится прекрасным, как душа... Потому-то так немногие души не подчиняются господству души, отдавшейся красоте8

А «то свойство души есть масло, которое облегчает медленное, едва видимое, временами внешне застревающее, но неизменно постоянное движение духового треугольника вперед и вверх.

1 Например, так называемые «безнравственные» произведения или вовсе не способны вы звать никакой душевной вибрации (тогда они по нашему определению, и не художественны), или, обладая в каком бы то не было отношении верной формой, вызывают и душевную вибрацию. Тогда они «хороши». Если же они и помимо этой душевной вибрации рождают чисто телесные, низкие свойства (как принято у нас называть), то отсюда не следует, что надо относиться отрицательно к произведению. а не к субъекту, его низменно воспринимающему.

2 Базирована должна быть эта неограниченная свобода на почве внутренней необходимости (которая называется честностью). И этот принцип не есть только принцип искусства, но и жизни. Этот принцип есть как бы величайший меч сверхчеловека на борьбу с мещанством.

3 Конечно, если это подражание природе принадлежит руке художника, живущего духовно, то оно и не может быть никогда совершенно мертвой передачей природы. И в этой форме может душа говорить и не быть услышанной. Как противопример печально известным головам Denner’a (Alte Pynakothek в Мюнхене) могут служить хотя бы пейзажи Canaletto.

4 Эта пустота может легко заполнится именно ядом и чумой.

5 Этот взгляд есть один из идеальных агентов таких времен. Он есть бессознательный протест против материализма, который всему хочет поставить практическую цель. Тут опять ясно сказывается, как сильно и неискоренимо искусство, а также и сила человеческой души, которая жива и вечна.

6 Наверное, ясно, что здесь речь идет о воспитании души, а не о необходимости насильно втискивать в каждую вещь сознательное содержание или насильно одевать в художественные одежды это придуманное содержание! В этих случаях ничего бы не возникло, кроме бездушной головной вещи. Уже и выше было сказано: полно тайны рождение художественного творения. Нет, если жива душа художника, то и нет надобности поддерживать ее, помогать ей головной работой н теориями. Она сама найдет, что ей сказать, хотя бы и самому художнику в минуту творчества это «что» было вполне неясно. Внутренний голос души подскажет ему также, какая форма ему нужна и где ее добыть (внешняя или внутренняя «природа»). Всякий художник, работающий, как это говорится, по чувству, знает, как внезапно и для него самого неожиданно ему становится противной придуманная им форма и как «как бы сама собою» на место этой обратненной становится другая, верная. Беклин говорит, что настоящее художественное произведение есть как бы импровизация, значит, расчет, построение, предварительная компоновка не может быть не чем иным, как ступенями, по которым достигается цепь, которая н для самого художника может быть неожиданной.

7 Под этим прекрасным разумеется не внешняя или даже внутренняя ходячая мораль. а все то, что и в самой неосязаемой форме утончает и обогащает душу. А поэтому в живописи, например, внутренне прекрасна всякая краска, потому что всякая краска родит душевную вибрацию, а всякая вибрация обогащает душу. А потому, наконец, внутренне прекрасно может быть все, что «внешне безобразно». Так в искусстве, так и в жизни. И потому в жизни нет ничего безобразного в своем внутреннем результате, т. е. воздействии на душу другого.

8 Von_der innern Schönheit S. 187 (К. Robert Langewiesche Verlag Düsseldorf und Leipzig).

Архипова Юлия Равильевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ№14город Иркутск

УМК «Перспективная начальная школа»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Работа с картиной

Задачи урока:

  • повторить цели и особенности построения таких типов текста, как описание и повествование;
  • учить письменно составлять текст-повествование и текст-описание с опорой на зрительный образ;
  • уточнить, что такое текст-рассуждение и чем он отличается от повествования и описания;
  • учить рассуждать, через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения, на материале репродукции картины Ивана Фирсова «Юный живописец»;
  • развивать память, мышление, внимание, речь учащихся, обогащать словарный запас через умение работать с дополнительными источниками информации;

Метапредметными результатами урока является формирование следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Самооценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием дополнительных источников информации (словари);

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проговаривание изучаемых алгоритмов (умение составить текст через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание). рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Информационные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (учебник, словари)

Анализ и передача информации;

Применение и представление информации;

Знаково-символические универсальные действия :

- использование знаково-символические средств, условных обозначений;

Формирование умения моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ деталей репродукции картины)

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей,

Построение логической цепочки рассуждений,

Доказательство;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать(умение учитывать другое мнение и позицию);

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение владеть диалогической формой коммуникации.

Оборудование, наглядность:

Учебник Каленчук М.Л., Чураковой Н.А., Байковой Т.А. Русский язык 4 класс, 2 часть;

Учебник Чураковой Н.А. Литературное чтение 4 класс, часть 1;

Условные обозначения (словари: толковый, этимологический, орфографический; «Музейный Дом», работа в паре)

Предметным результатом является освоенный опыт составления текста-повествования и текста-описания с опорой на зрительный образ.

Ход урока

  1. Организационный этап

Задачи: обеспечить комфортную обстановку работы и положительный эмоциональный настрой учащихся. Приветствие, организация внимания.

Приветствие гостей

- Ребята, необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

(Видеть вас мы очень рады!)

- Ребята, я желаю вам успехов. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели, ваша наблюдательность и ваш личный опыт. Улыбнитесь, мы начинаем урок русского языка.

2. Определение темы, постановка цели урока.

  • На доске вы видите условные знаки, которые помогут вам определить, какой сегодня урок? Сегодня урок развития речи. Чему мы учимся на таких уроках? Чем они полезны? Назовите глаголы на каждую букву слова УРОК!
  • У -….учимся решать орфографические задачи;
  • Р -… развиваем речь, внимание, память; рассуждаем; работаем со словарями
  • О -….отвечаем, обсуждаем, обобщаем, открываем тайны языка;
  • К -….контролируем, корректируем.
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке развития речи? (Текст)
  • 3. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Задачи: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала; активизировать мыслительные операции

  • Что знаем про текст?

1.Текст – это рассказ, сообщение, в котором все предложения связаны по смыслу, т.е. подчинены какой-то теме. Происхождение слова текст найдите в словаре. (Этимологический словарь, стр.162) Текст – всякая связная законченная речь (литературное произведение, сочинение, а так же отрывок из них.\\ От латинского ТЕКСТУМ – ткань, соединение, связное изложение. Близк. родств – ТЕКСТОВЫЙ, дальн. родств – КОНТЕКСТ (законченная по смыслу часть текста))

  1. Какие типы текстов различают?

(повествование, описание, рассуждение)

  1. В тексте-повествовании преобладают …. Глаголы. Какова цель такого текста?
  2. В тексте-описании прилагательные. Какая цель у текста –описания?
  3. Что такое рассуждение? (по учебнику, стр. 11, 13, 15)

Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.

Рассуждение – объяснение какого-либо явления с опорой на наблюдение.

  • Сегодня мы продолжаем работу по теме «Текст». Будем учиться составлять разные тексты, с опорой на зрительный образ; рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. Работать будем, как обычно, дружно и активно. Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.
  • Словарная работа , (работа с орфографическим, этимологическим словарями)

к-ртина п-л-тно

- Где мы можем узнать правописание данных слов? (Орфографический словарь, стр.126)

К какой теме относятся эти слова? (искусство)

Какие ещё слова из словаря «Пиши правильно» мы можем отнести к теме «Искусство»? (Натюрморт, пейзаж, портрет ).

Что вы перечислили? (жанры живописи).

Где мы можем узнать происхождение слова жанр ? (Этимологический словарь, стр. 159)

Сегодня мы работаем с картиной, жанр которой вы попробуете определить сами. Откройте учебник (Русский язык, часть 2, на стр. 16.)

4. Работа по теме урока

- Отправляемся в « Музейный дом». (Учебник Литературное чтение 4 класс, часть1)

Рассмотрите репродукцию картины И.И.Фирсова. МУЗЫКА

Как называется картина?

В каком году написана картина? (1767 год)

Как называется музей, в котором картина находится в настоящее время? (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва )

Иван ФИРСОВ. «Юный живописец». (1767 г.) ГТГ

Кто изображён на картине? (Изображён мальчик-живописец перед мольбертом. Он пишет портрет девочки ).

Где мы узнаем определение слова мольберт ? (Толковый словарь, учебник Русский язык 4 класс, 2 часть, стр.174 )

- В каком жанре выполнена картина? (затруднение)

Искусствоведы признают работу Фирсова «Юный живописец» самой первой русской бытовой картиной .

Так, в каком жанре выполнена данная картина ? (В жанре бытовой живописи, бытовая картина ). По уровню художественного мастерства картина Фирсова «Юный живописец» признана шедевром.

- Работа по учебнику. Ответы на вопросы. (Учебник Русский язык, 2 часть, стр. 17, упр.4)

Теперь мы более детально рассмотрим данную репродукцию. А помогут нам в этом вопросы из упражнения 4.

Сколько примерно лет юному художнику? А его модели? Кто ещё изображён на картине? (Девочке 4-5 лет; мальчику – лет 11-12. На картине так же изображена молодая женщина. Возможно, это мама или няня (гувернантка) девочки.)

Можешь предположить, что чувствует маленькая девочка? Легко ли ей неподвижно сидеть на месте? Долго ли она уже позирует? Почему так думаете? (Девочка явно устала позировать. Возможно, она хочет встать, побегать. Поиграть. В её возрасте трудно усидеть на одном месте. А возможно, она хочет поскорее посмотреть на работу художника. Судя по тому, что портрет на холсте у художника близится к завершению, девочка позирует давно и, быть может, не первый раз. )

Попробуй догадаться, что говорит девочке молодая женщина и почему она грозит ей пальцем? (Женщина грозит пальцем, чтобы та не вертела головой и сидела смирно. Возможно, она просит девочку потерпеть ещё немного, объясняет, что портрет уже почти закончен и обещает, что девочка его увидит.)

Что можно сказать о характере мальчика, судя по его позе и жестам? Он чувствует себя за мольбертом уверенно, как настоящий художник, или держится нерешительно, как начинающий художник? Рассмотри, как мальчик держит кисть; обрати внимание на палитру и другие кисти в его левой руке. - Палитра (Толковый словарь, стр.177) (Мальчик держит кисти и палитру привычным жестом. Его поза свободна и естественна, в ней чувствуется привычка к работе живописца: одну ногу он поставил на мольберт, а его рука с палитрой и кистями опирается на колено этой ноги. Он уверенно пишет кистью и оценивающе смотрит на результаты своей работы. У мальчика внимательный взгляд художника – это видно даже в таком ракурсе (юный живописец изображён почти спиной к зрителям).

На полу у ног мальчика стоит этюдник . (Толковый словарь, стр.188)

- Сможешь описать комнату-мастерскую юного живописца? Какие предметы говорят об увлечении её владельца? Обрати внимание на фигурку из папье-маше . Догадываешься, для чего она нужна художнику?

(Мастерская юного художника не очень велика, но кажется просторной, так как в ней мало мебели. Кроме большого мольберта, стула, на котором сидит мальчик, и скамеечки для ног в комнате есть стол. На столе можно разглядеть книги, рисунки, гипсовую скульптуру (женский бюст) и фигурку из папье-маше. Этот манекен нужен, скорее всего, для того, чтобы учиться изображать фигуру человека. О том, что владелец этой комнаты – художник, свидетельствуют практически все предметы: мольберт, этюдник, лежащий на полу, всё, что находится на столе, а так же картины на стене)

Как тебе кажется, эта картина написана в 18-м или в 20-м веке? Какие детали помогли тебе догадаться? (Судя по одежде людей, изображённых на картине, можно говорить, что картина написана в 18 веке. Молодая женщина и девочка одеты в длинные платья и чепцы. На мальчике – камзол, короткие штаны, чулки.)

Физминутка для головного мозга и глаз

1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.

2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.

3. Валеологический массаж (на снятие мышечного напряжения).

  1. Работа в парах

- Продолжаем наше исследование. Выполним письменное задание (стр.18) (Зарисовка в черновик.)

Договоритесь в паре, кто какое задание будет выполнять.

Психологический настрой

Возьмём друг друга за руки, скажем наш девиз. (Я желаю тебе удачи! Я желаю тебе добра! Если будет трудно, я тебе помогу!)

Задание 1 Письменно описать комнату юного художника. (Составить короткий текст-описание с опорой на вопросы, стр.18-19.)

Задание2 Письменно рассказать о том, что происходит в мастерской.(Составить короткий текст-повествование с опорой на вопросы, стр.19)

картина художник

холст мастер кисти СЛОВАРЬ

полотно (Толковый словарь, стр.180) живописец СИНОНИМОВ

работа

Взаимопроверка.

  1. Проверка выполнения задания

Итак, проверим, какие тексты у вас получились.

Задание 3. Устно порассуждать на тему «Насколько серьёзным является для мальчика его увлечение живописью?»

(Юный художник работает увлечённо и уверенно. Мальчик чувствует себя взрослым, причастным к искусству. Он относится к своему занятию серьёзно, увлечённо и ответственно.) - Как вы думаете, какое будущее у этого мальчика? Кем он станет, когда вырастет?

  1. Домашнее задание. 1). Дописать свой текст. 2 ) Упр.5, стр. 20. Составить устно текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях»
  2. Обобщение. Итоговая рефлексия.

Что нового для себя узнали? (Я узнал… я понял…)

Что показалось трудным?

Что было интересным?

Сегодня на уроке мне….(ребята продолжают предложение, например: было интересно узнать о

Дома я расскажу о …. (ребята продолжают предложение).

Оцените свою работу на уроке с помощью знака-символа. На следующих уроках мы продолжим учиться составлять интересные тексты разных видов. Хочу всем вам сказать спасибо за интересные ответы, за хорошую работу. Молодцы!


Слово очаровательно является кратким прилагательным . В данном случае оно образовано от слова ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ и является кратким прилагательным среднего рода единственного числа.

Предложения со словом очаровательно

Яннис подносил корзиночки с хлебом, очаровательно выглядывая из-за края покрытого скатертью столика, и чаевыми зарабатывал достаточно денег, чтобы позволять себе медвежонка, игрушечную радиоуправляемую машинку и выполненную из прочного пластика модель кубка чемпионата мира по футболу.

Мандолина капитана Корелли - Луи де Берньер

С каким важным видом эта маленькая фея старалась казаться куда более взрослой и рассудительной, чем я, когда говорила: «Какой глупый мальчик!» – и смеялась так очаровательно , что я забыл об обиде, заключенной в этих словах, и только радовался, любуясь ею.

Я взглянул на нее, и мне показалось, по ее очаровательно -капризному виду, что она не очень склонна доверять своему другу и защитнику; но тут послышался удар колокола; мистер Спенлоу сказал, что это первый звонок к обеду, и повел меня переодеться.

Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. Книга 1 - Чарльз Диккенс

Он был очаровательно простодушен, и было ясно, что говорит он все это для того, чтобы внушить нам бодрость и чтобы Агнес поверила его обнадеживающему сообщению об отце; и все же нам было очень приятно его слушать.

Не знаю, было ли это разумно, но, во всяком случае, это было очаровательно и соответствовало их натуре.

Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. Книга 2 - Чарльз Диккенс

Это было очаровательно !

Ребекка - Дафна Мурье

Очаровательно , очаровательно !

Очаровательно , – вежливо поддакнули юнцы.

О дивный новый мир - Олдос Хаксли

– Но они очаровательно поют.

О дивный новый мир - Олдос Хаксли

На данной странице находится информация о том, какой частью речи является слово «очаровательно». Согласно правилам русского языка, слово очаровательно является кратким прилагательным. Надеемся, теперь у вас не осталось вопросов, к какой части речи относится слово очаровательно. Кроме того, на данной странице вы сможете посмотреть примеры предложений со словом очаровательно.

Сочинение по картине: И. И. Фирсова "Юный живописец".
Картина "Юный живописец" была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств. Долгие годы не было установлено авторство полотна. И лишь в двадцатом веке доподлинно стало известно, что это творение русского художника И.И. Фирсова, который занимался оформлением спектаклей, в том числе первой русской оперы, пышных празднеств, устраиваемых вельможами.
И только одна картина И.И.Фирсова дошла до наших дней, поражая не свойственным тому времени мастерством создания жанровой живописи. Фирсова можно назвать основоположником этого направления в русской живописи.
Картина проста и незамысловата. Юное дарование, художник, рисует портрет. Натурщицей ему служит такая же юная особа. Девочке трудно усидеть на месте. Ее глаза горят озорством и лукавинкой. Ей хочется соскочить и посмотреть, что же делает мальчик за мольбертом. Но строгая мама грозит ей пальцем, призывая к терпению и усидчивости. И девочка, сдерживая свой порыв, прижалась к матери. А юный художник так увлечен своим творчеством, что не замечает ничего, кроме своего творения.
На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты.
И.И. Фирсов с удивительным мастерством "загромождает" свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность.

История картины И. И. Фирсова "Юный живописец".
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру.
Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.
По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов - первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме "Юный живописец" не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия.
Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Фирсов со своим "Юным живописцем" занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.
В XIX веке "Юный живописец" числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись "A. Losenko 1756". Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски "I. Firsove".
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и "Юный живописец" был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.
Сохранилась еще одна работа, подписанная Иваном Фирсовым, - декоративное панно "Цветы и фрукты", датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец. Но в этой работе, грубоватой и ученической, трудно найти сходство с виртуозной живописью "Юного живописца". Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. "Юный живописец" остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

Класс: 7

Вводный урок русского языка по теме “Наречие” в 7 классе (на основе учебного комплекса под редакцией М.М.Разумовской).

Цель урока: повторить изученное в 1-5 классах о наречии; создать целевую установку у учащихся на изучение всей темы;

  • знать : общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки наречия, синтаксическую функцию наречий в предложении, роль наречия в речи и художественном тексте;
  • уметь : определять грамматическое значение наречия, его синтаксическую роль в предложении, употреблять наречия в речи, составлять текст типа описания - описание осеннего пейзажа Е.Волкова “Октябрь”.

Оборудование урока: презентация PowerPoint “Наречие как часть речи”, мультимедийный проектор, музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Октябрь” (урок по календарно-тематическому планированию идет в конце осени), раздаточный материал, предварительное задание учащемуся – подготовить материал о происхождении слова “наречие”, приложения.

В скобках даны ответы учащихся.

Ход урока

I. Создание мотивационной установки у учащихся.

Какие части речи мы уже изучили? (существительное, глагол, прилагательное, числительное).

Может, хватит и этих частей речи и не стоит изучать наречие?

Прочитайте предложения.

Шел снег, а светит солнце. Оно пригревает, поэтому снег не тает.

Имеют ли предложения смысл? Что нужно уточнить? (В 1 предложении, видимо, надо уточнить время (когда совершилось действие), а во втором уточнить, каким образом грело солнце, т.е. здесь необходимо использовать наречия)

Слайд №3

Например:

Вчера шел снег, а сегодня светит солнце. Оно пригревает слабо , поэтому снег не тает.

Для чего в речи нужны наречия? (делают речь более точной, дают более точное представление о месте, времени и образе действия).

II. Определение цели урока учащимися.

Наречие – это часть речи. По каким 3 признакам характеризуем любую часть речи, так называемые “три кита”? (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).

Исходя из этого, определите цель нашего урока (учащиеся определяют самостоятельно цель урока).

  • что мы должны знать : общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки, синтаксическую роль наречия;
  • что должны уметь: находить наречия в тексте, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.

Определим, что узнаем и чему научимся в результате изучения этой темы, какие разделы будем изучать, определим роль наречий в тексте, продолжим работу по развитию речи – описание пейзажа и состояния человека.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Необходимо выяснить общее грамматическое значение наречия.

Как определили в предложении, что это наречие (вчера, сегодня, слабо)? (по вопросу).

Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и задайте вопрос к наречию.

Вопросы пишем вместе, поставим цифру I .

Итак, на какие вопросы отвечает наречие? (наречие отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, в какой мере, в какой степени).

2. Как вы думаете, какой изначально был корень в слове “наречие”? (-реч-).

С интересной историей этого слова познакомит ученик, обратившийся к Этимологическому словарю.

Слайды № 8,9,10

Приложение №1

Из истории наречия

НАРЕЧИЕ – старое слово.

Термин НАРЕЧИЕ встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -РЕЧ-, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово “наглаголие ”.

Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия - определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и называли adverbium Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad -ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как “приглаголие ”.

Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость.

Выдающийся лингвист А.Пешковский говорил, что “в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном”.

3. При какой части речи находится наречие? (при глаголе). А что обозначает глагол? (действие предмета) Что же будет обозначать наречие, относящееся к глаголу?

Слайд №11

Например:

Разгораться медленно - чем выражено главное слово (глаголом), что обозначает глагол (действие предмета); что же обозначает наречие, находящееся при глаголе? наречие + глагол (признак действия) - запись в тетрадях.

Ученые подсчитали, что наречия, обозначающие признак действия, составляют 78 % всех значений наречий. Но наречия дружат не только с глаголами, но и с другими частями речи. Что же тогда они будут обозначать? Проанализируем примеры.

  • прогулка пешком – чем выражено главное слово? (существительным) Что обозначает существительное? (предмет) Что будет обозначать наречие? сущ.+ наречие (признак предмета) Таких наречий немного: яйцо всмятку, кофе по-турецки, сон наяву, дом напротив, шапка набекрень и др.
  • довольно приятный – чем выражено главное слово? (прилагательным) Что обозначает прилагательное? (признак предмета) Что будет обозначать наречие? наречие + прилаг. (признак признака)
  • слишком громко - чем выражено главное слово? (наречием) Что обозначает наречие? Нар.+нар. (признак признака)

4. Проверить, насколько хорошо усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа. Вы сами оцените свои знания и умения, проверите по образцу, как вы поняли эту тему.

Слайд №12,13

Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с наречиями - 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца; укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.

Приложение №2

Сказка об одуванчиках

Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

А сердитая Зима неподалеку пряталась - в глухом лесу. Выглянула она из своего укрытия, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом, запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.

5. Учащиеся сверяют ответы с доской.

Слайды № 14,15

Какие были затруднения при нахождении наречий? (сказка наяву, взгляд исподлобья).

6. Итак, что же такое наречие? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

Слайд №16

Запись в тетради:

I. Обозначает признак действия или признак признака (редко признак предмета); где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, в какой мере, в какой степени).

II. Определение морфологических признаков наречия.

Решить эту задачу поможет шуточное стихотворение влюбленного чудака, который отправил послание любимой девушке.

Слайд №17

Оно заканчивалось так:
Но однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду .
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке,вдалекой, вдалеку.
Мы поселимся вместе с тобой
Наверху, наверхе, наверхой.

Почему это послание вызывает смех? (Чудак пытался изменить слова, которые не могут изменяться).

Попробуйте определить род, число, падеж наречия. Сделайте морфологический разбор наречия, почему нет и не может быть окончания? (не изменяется)

Вывод (учащиеся делают самостоятельно): морфологическим признаком наречия является его неизменяемость, не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается.

Запись на доске: II. Не изменяется.

Слайд №18

III. Определение синтаксической роли наречия, запись предложения.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
А.Плещеев

Объясните знаки препинания, найдите наречие, определите синтаксическую роль.

III.-.-.-.-. наречие является обстоятельством, редко может быть и определением: сон наяву, взгляд исподлобья.

Слайд №19

IV. Итоговое обобщение по опорным записям по схеме. Монологический рассказ на лингвистическую тему о наречии.

IV. Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.

Тема “Наречие” рассчитана на 25 часов, что же будем знать и уметь в результате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и посмотрим в разделе “Наречие”, что нам предстоит изучить. Может, обойдемся и без этих знаний?

Создание проблемных ситуаций.

1) “Степени сравнения наречий”.

Слайд №20

Из какой темы знакомо нам это понятие? (“Имя прилагательное”) Зачем необходима эта тема? (правильно образовывать степени сравнения наречий)

Исправьте: *Дни бегут более быстрее (быстрее или более быстро)

2) С помощью каких морфем образуются новые слова? (приставки, суффиксы)

Слайд №21

Как надо написать:

Как отличить наречие от существительного с предлогом, прилагательного с предлогом?

Слайд №22

г) двигаться (на)встречу – надеяться (на)встречу с другом

(с)начала подумай - (с)начала урока

день прошел (в)пустую – (в)пустую комнату

видеть (в)дали – (в)дали моря

(Учащиеся будут ошибаться и увидят, что прежних знаний им недостаточно и эта тема им, конечно, необходима).

Тема сложна тем, что многое надо учить наизусть, запоминать, поэтому постоянно будем обращаться к словарю.

V. Ситуация “педагогизации”.

Представьте, что вы мои коллеги. Какие формы контроля знаний после изучения разделов вы бы предложили учащимся и почему? (тест – “Степени сравнения наречий”, словарные и выборочные диктанты, в конце изучения темы – итоговый тест, устный зачет и контрольный диктант) - все эти формы контроля внесены в технологическую карту учителя.

VI. Составление текста типа описания – описание осеннего пейзажа (работа по картине Е.Волкова “Октябрь”).

Важно грамотно писать, не менее важно грамотно, точно, образно говорить, и помогут нам в этом в том числе и наречия.

Прочитайте строфы из стихотворений (раздаточный материал). Какова роль наречий? Какие тропы использованы авторами? Какую смысловую нагрузку несут наречия? Как происходит действие? Как передается настроение?

Приложение №3

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.Пушкин

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н.Некрасов

Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
И.Бунин

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Бальмонт

Вспомните и приведите примеры из стихотворений, где есть наречия. Какова роль наречий в тексте? (Наречия делают нашу речь более точной и выразительной, они “живописуют” действие, дают более точное представление о месте и времени, образе действия, помогают передать мироощущение поэта).

Слайд №23

Работа по картине Е.Волкова “Октябрь” под музыку П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”. Составьте описание картины, используя наречия; передайте настроение картины.

Приложение №4

Материал для учителя

Лучшим произведением Е. Волкова является картина "Октябрь", написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже "Осень". Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.

Е. Волков на картине “Октябрь” изобразил самый настоящий октябрьский пейзаж. Осень здесь вступила в свою финальную стадию, когда листья с большинства деревьев уже опали, а те, что остались, уже не пожелтеют… На переднем плане изображена тропинка. По ней уже давно никто не ходил. Всюду грязь, смешанная с засохшими желтыми листьями. И тут же в контрасте – яркие березки с голыми ветками. Они будто охраняют вход в эту природную обитель. На заднем плане неширокая речка, на берегу которой стоит человек в черной одежде. Картина выполнена в светлых тонах, но без ярких оттенков, она источает умиротворение и спокойствие. Кажется, это легкий намек на то, что такая гармония возможна только наедине с самим собой и природой. И лишь красивые березки на переднем плане охраняют взаимопонимание, которого достигла природа со своим главным творением – человеком.

Чтение работ.

VII. Итог урока. Обобщение. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? В чем испытывали затруднение?

VIII. Домашнее задание:

1) параграф 12, подготовить рассказ о наречии с примером из стихотворения,

2) (по выбору) упражнение №205 в учебнике или сочинение-миниатюра “Осенний день” (“Осеннее настроение”) – можно в стихах (в своей работе используйте наречия)

Что еще почитать