Икона сорокоуст. Почему после заказа сорокоуста о здравии через несколько дней заболеваешь

В православной традиции есть много служений, значение и содержание которых не всегда понятны обычному человеку. К примеру, очень много вопросов возникает по поводу того, что такое сорокоуст и когда его заказывают.

Сорокоуст считается очень мощным служением. Проводится он о здоровье или упокоении души умерших. Историки говорят, что изначально сорокоустом называли служение, которое проводилось одновременно в сорока церквях, расположенных неподалеку друг от друга. Сейчас же под сорокоустом понимают упоминание имени человека во время сорока молитв.

Что такое сорокоуст о упокоении?

Сорокоуст об упокоении рекомендуется заказывать о новопреставленном, то есть человеке, после смерти которого не прошло 40 дней. В православной традиции считается, что после смерти человеческая душа не имеет возможности за себя, поэтому не может раскаяться в грехах. В этом случае душе умершего остается надеяться только на молитвы близких людей и заступников.

Сорокоуст эффективен только в течение сорока дней, пока душа усопшего проходит через испытания. В сороковой день проходит суд, и решается вечная участь души, после чего заступническая молитва сорокоуст не нужна.

Можно ли заказать сорокоуст о здравии себе?

Основным условием, чтобы о человеке можно было молиться молитвой сорокоуста, является то, что человек должен быть крещен. Записку о просьбе молиться можно подавать как о других людях, так и о себе. Сорокоуст о здравии заказывают на полгода или на год с просьбой молиться о здоровье или душевном покое.

Влияние сорокоуста на человека будет тем выше, чем больше людей будет молиться. Поэтому лучше подавать записку о сорокоусте сразу в несколько церквей.

Как правильно заказать сорокоуст?

Сорокоуст заказывают в любой день, кроме периода . В Великий пост лучше просто подавать записки о здравии или упокоении.

Записку для сорокоуста отдают вечером или рано утром. Если нет в этот день богослужения, то передают на алтарь.

Сегодня часто в интернете при запросе «сорокоуст о здравии в трех церквях» обнаруживается множество вариантов «правильных» свойств этих молитв: помогают от порчи и сглаза, по словам народных целителей, избавляют от тяжелых болезней, прощением нейтрализуют врагов и недоброжелателей, восстанавливают энергетические оболочки, основываются на мощной энергетике и прочее.

От всего этого становится очень грустно.

Однажды в бытность мою пономарем перед Божественной литургией в праздник Крещения Господня я взобрался на колокольню позвонить к службе. Спустившись в притвор, не мог протиснуться в храм, так как из него в массовом порядке сплошным потоком выходили люди. Я недоумевал. Но потом оказалось, что батюшка перед службой сделал объявление: сначала служится Литургия, потом по заамвонной молитве – великое освящение воды и уже на улице после этого окропление святой водичкой.

После этого половина народа вышла из храма! Люди стали вокруг церкви и терпеливо (в крещенский-то мороз!) ждали, пока закончится эта непонятная длинная служба, наконец-то священник выйдет на пятнадцать минут покропить их и баночки и можно будет вернуться домой. Раздражались, говоря колкости в адрес батюшки: мол, почему так долго, почему не сокращает службу, не жалеет мерзнущий народ и прочее.

А в это время для них же в храме шла самая главная служба – Литургия, и небеса открывались, и благодать Святого Духа для спасения человечества пресуществляла Святые Дары…

Все это очень страшно.

В моей священнической практике был случай, когда по окончании службы в храм зашел мужчина, который хотел купить свечи. Я в это время был возле церковной лавки, и что-то будто бы толкнуло меня поинтересоваться, зачем ему свечи. Он честно ответил: еду к бабке, жизнь замучила и прочее, в общем надо спасаться. Я говорил ему о том, что нужно войти в храм, поставить свечи, помолиться в тишине Богу о своем или, если он желает, мы помолимся вместе, отслужим молебен. Но мужчина и слушать не хотел, у него была цейтнотная спешка. Бабка его ждала! Я тогда сказал, что свечи ему не продам. Он начал меня обзывать, мол, что я за священник, если не могу страждущему больному человеку помочь, в данном случае поехать к бабке.

Еще один пример. В одном из сел, где я служу, храм освящен в честь Рождества святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед храмовым праздником довольно часто я слышу вопрос: «Це ж у вас скоро храмове свято – Івана Купала?» И обязательно 7 июля нужно массово идти на гуляния, жарить шашлыки, прыгать через костер и т. д.

К чему я это все рассказываю? Здесь довольно глубокий корень. Тут кроется очень серьезная проблема, о которой нужно говорить. В чем она состоит? Сегодня древнеславянское язычество уже не существует как религия, но в народном сознании оно все еще укоренено как некий отпечаток-след, являющийся составляющим элементом национального менталитета. И, что тяжелее всего признавать, это язычество смыкается с церковной православной обрядовостью, порождая в духовном отношении искривление, своего рода болезнь – «псевдоцерковную магию».

Сорокоуст в трех церквях – явление того же порядка.

Древнеславянское язычество – это довольно аморфная несистематическая религия с неразвитой иерархией. Ее использовали по потребности (необходимость в хорошем урожае, в успехе военного похода, защита от климатического бедствия), и основывалась она на поклонении тем силам природы, от которых напрямую зависел древний славянин.

Потому язычество у наших предков – явление сугубо вещественное, материальное. В нем нет ничего духовного. Отсюда и магия, как реализация языческих культов в обрядовой форме, имеет свою жесткую структуру. Она абсолютно формально математична и направлена не в сердце и душу человека, но вовне. Например, чтобы на огороде росли овощи, нужно только в строго определенное время встать перед рассветом (если проспал, уже ничего не получится!), обойти определенное количество раз свой земельный участок, проговаривая конкретный заговор. Также и в псевдоправославной магии: сорокоуст в трех церквях, тридцать три свечи нужно поставить за здравие и спокойно иди домой, у тебя будет все хорошо. Формальный обряд выполнен, «аура очищена».

Почему появилась эта псевдоцерковная магия? Конечно же, это проделки нечистого духа. Самое большое желание сатаны – осквернить святыню. Именно поэтому бабки, гадалки, ворожеи, водительствуемые бесами, используют в своих магических ритуалах иконы, заговоры с поминанием имен святых и т. д. Довольно часто в священнической практике батюшка сталкивается со следующим предложением: «Покрестите ребенка, а то нам к бабке надо ехать, а она некрещеных не принимает». Почему бабка не принимает некрещеного человека? Потому что для такого Царствие Божие закрыто. А крещеного принимает, потому что задача беса – надругаться над святыней. В данном случае над Таинством Крещения.
Кстати говоря, был случай, когда ворожея не приняла ребенка, крещенного священником «Киевского патриархата», родители пытались ее убедить в том, что дитя крещено, но она упорно стояла на своем – «ребенок не крещен».

Есть такой случай в житии блаженного Андрея Юродивого…

Женщина пошла к магу, чтобы разобраться в своих личных проблемах. Он приготовил водичку, что-то пошептал над ней, что-то влил в нее и сказал женщине окропить ею святые иконы, находящиеся в доме. После этого женщине стало хуже. Она пошла к святому Епифанию – ученику блаженного Андрея Юродивого, и он, помолившись, показал ей в духовном отношении, что женщина сделала со святыми иконами. Оказывается, они все были окроплены нечистотами.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). В данном случае святой апостол говорил о тех людях, которые недостойно, без должного благоговения и разумения о святыни Евхаристии, причащаются. В Ветхом Завете есть следующее повествование: «Наддав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–3).

Потому не будем приносить пред Господом огонь чуждый.

Конечно, можно заказывать сорокоусты и в трех храмах, и в десяти, и в большем количестве. Это хорошо и важно. В результате призывается молитвенно, через великое Таинство Бескровной Жертвы благодать Божья на человека. Но с чем, с каким чувством, с каким духом заказывается сорокоуст? С духом благоговейного страха Божия? С духом трепетной и кроткой сыновьей любви к Нему? Сын ли это вопиет к Отцу Своему Небесному: «Отче, помоги мне. Пропадаю без тебя!» Или происходит нечто другое – вложение в кадильницу церковную чуждого ей и даже враждебного элемента язычества, поиска оправдания собственного греха? Что в таком случае получает человек? Только, как Наддав и Авиуд, – гнев Божий. Ведь человек, который подходит к Чаше (а сорокоуст имеет прямое отношение к Евхаристии) недостойно, с мыслью о бабке, о магии, о языческих ритуалах – богохульник и осквернитель святыни. И что может быть хуже этого?!

Потому нам следует помнить, что мы в Теле и Крови Христовых ищем и находим прежде всего утраченное общение между Богом и человеком. Это единственная и самая важная цель человеческой жизни. В ней спасение и душ, и тел наших.

Вспомним слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под «этим всем» подразумеваются земные материальные блага, которые и так щедро дает Бог человеку.

Иерей Андрей Чиженко

Нередко в жизни происходит так, что человек не может справиться с неблагоприятной ситуацией, страдает от навалившихся проблем, да и просто тонет в рутине повседневных забот. Конечно, большинство невзгод и мелких неурядиц проходят сами, но бывают и такие перипетии, что человек не может найти для себя выхода из сложившегося положения. Что же делать в такой ситуации? Многие находят утешение, приходя в церковь, когда общаются с Богом посредством молитв.

Одна из самых эффективных и действенных молитв это Сорокоуст за здравие . Но тем не менее, человек, желающий заказать сорокоуст за здравие, сталкивается с множеством вопросов можно ли подать требу с просьбой о молитве себе, стоит ли заказывать молебен в трёх церквях или обойтись одной, можно ли подавать записки с просьбой о здравии своих врагов и многие другие.

Что представляет собой Сорокоуст о здравии

Для начала давайте разберёмся, что представляет собой Сорокоуст. Сорокоуст — это такая особая церковная молитва, выступающая как обращения к Богу о здравии человека или просящая об упокоении души усопшего. Необходимо знать, что Сорокоуст за здравие можно заказать только за крещёного человека.

Как происходит совершение богослужения

Сорокоуст за здравие совершается священнослужителем в течение сорока богослужений . Каждый раз при служении литургии священнослужитель вынимает частицу из просфоры за каждого человека, треба на кого передана на Сорокоуст за здравие. Далее читается особая молитва с просьбой омыть грехи каждого человека, кого был упомянут и все вынутые частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой.

Затем, когда служба заканчивается, чаша с частицами выносится на и прихожане вкушают Тело и Кровь Христову. В том случае, если вы обратились в церковь, где литургия проходит не каждый день, чтение сорокоуста может продолжаться несколько месяцев.

Как подать прошение о проведении сорокоуста о здравии

Заказывать Сорокоуст о здравие можно с любой частотой и неограниченное количество раз также заказать молитву можно не только на срок длиной сорок дней, но и больше, например, на полгода или год, существует даже вечное поминовение Чтобы правильно заказать Сорокоуст нужно пойти в любую церковь, двери которой открыты для посетителей и обратиться в церковную лавку и сделать заказ- написать на листке бумаги о ком вы просите- полное имя человека, данное ему при крещении, за кого будут читать молитвы и его нужды («болящий», «страждущий») или помощи в тяжёлой жизненной ситуации. Писать такую записку следует разборчивым почерком, рядом с именами писать уточнения:

  1. о детях до семи лет: «младенец»
  2. о детях после семи лет: «отрок»
  3. .о военнослужащем: «воин»
  4. о больном: «болящий» или «страждущий»

Собираясь в церковь, помните, что ваша одежда должна быть скромной и не вызывающей, женщинам при этом также необходимо покрыть голову косынкой.

По каким причинам заказывают сорокоуст о здравии

Сорокоуст о здравии заказывают с разными целями и пожеланиями:

Я хоть и считаю себя верующим человеком, но в церковь особо не ходила, но тут как-то навалилось всё- с работой проблемы, с мужем пошел разлад после двадцати лет совместной жизни- вот подруга и посоветовала мне пойти в церковь и заказать сорокоуст о своем здравии, ну я еще о здравии мужа заказала. Как-то не надеялась даже, что поможет, со временем и забыла об этом, как вдруг все постепенно в жизни начало налаживаться- помирилась с мужем, предложили другую должность с большим окладом, ну и самое главное- у нас с мужем будет ребенок скоро, а ведь у меня уже десять лет стоит диагноз-бесплодие первой степени. Спасибо, Господи, тебе за все!

Сорокоуст-это просьба к Всевышнему о помощи в решении своих проблем, как духовного, так и физического свойства.

Сорокоуст о здравии врагов

Беда пришла откуда не ждали- сын, умница, отличник, домашний мальчик, начал употреблять наркотики. Сколько слез выплакала, словами не описать просто, и просила, и умоляла, и на коленях стояла и к лучшим врачам обращались- всё без толку.

Тут меня бес попутал- начала от отчаяния уже бегать по гадалкам и ворожеям всяким, но только хуже все становилось, а материнское сердце болит и никакого просвета впереди, но слава Богу, посоветовала мне одна пожилая женщина заказать сорокоуст о здравии сына моего. И,знаете, пусть не сразу, очень постепенно начало все налаживаться- сам,по собственному желанию лег в хорошую клинику, пролечился, сейчас у нас стойкая ремиссия. Я каждый день молюсь о здравии той женщины, которая посоветовала мне молебен заказать и Бога благодарю, что мои молитвы услышал.

Валентина

Не все осведомлены о том, что молиться можно не только о родных и близких и о себе, но и о врагах . Однако следует помнить, что подавать записки можно, только когда вы полностью простили человека и исключительно с благими намерениями. Широко распространено заблуждение, согласно которому такая церковная молитва, заказанная врагу, бумерангом вернёт ему все зло, которое он совершил в адрес человека, заказавшего молитву. Это в корне неверно и неправильно, не следует заказывать сорокоуст о здравии с такими помыслами, поскольку церковная молитва в таком случае рассматривается, как некий инструмент отмщения.

Влияние совершения сорокоуста на жизнь человека

Изменения в жизни человека, на которого читается молитва происходят уже после двух-трёх первых служб. Во многих православных писаниях и книгах говорится о том, что когда кто-то заказывает молебен за себя и других она практически объявляют нечистой силе открытую войну. Поэтому первое время следует готовиться к мелким неприятностям, ссорам с окружающим и недопониманию с близкими. Но, как правило, все это проходит когда истекают семь полных дней богослужения.

Сорокоуст о здравии в 3 церквях

Бытует мнение, что для усиления силы и эффективности Сорокоуста о здравии, его необходимо заказывать в 3 церквях. Сорокоуст о здравии в 3 церквях обычно заказывают тяжелобольному человеку или для тех, кто хочет избавиться от магического воздействия: снять глаз или порчу. Заказывать такие сорокоусты следует до захода солнца. Молитва, читаемая в трёх храмах, имеет более выраженный эффект, так как положительное влияние сорокоуста на человека будет сильнее, потому что молиться за него будет большее количество человек. Однако, следует помнить, что христианство- это в первую очередь внутренний смысл, нежели внешняя форма. Церковная молитва отнюдь не отменяет необходимости посещения церкви, личного покаяния и стремления к Богу.

Подаяние прошения о своем здравии

Записку с просьбой о молитве можно подавать и о себе. Сорокоуст о здравии можно читать только за крещёного человека- это главное условие совершения молитвы. Если вы оказались в сложной жизненной ситуации, чувствуете, что запутались и не знаете, что делать дальше, идите в церковь и подайте записку о сорокоусте за здравие о себе. Но помните, что богослужение- это ни в коем случае не эзотерический обряд. Если вы хотите, чтобы молитвы действительно помогали: постоянно посещайте церковь, исповедуйтесь и причащайтесь. Исключительно через любовь к Богу снисходит на нас благодать Божия.

Размер пожертвования за сорокоуст о здравии

Размер пожертвования за проведение молебна зависит от нужд и потребностей конкретного храма. Во сколько конкретно обойдётся вам заказ молебна точно сказать нельзя. В каких-то храмах цена может быть чуть больше, в некоторых меньше, но, в любом случае, универсальной, фиксированной цены не установлено и сумма этого пожертвования остаётся на ваше усмотрение. В подавляющем большинстве случаев минимальное пожертвование стоит приблизительно 250- 300 р.

Страдаете ли вы от болезни, терпите ли сложности в сердечных делах, испытываете ли вы материальные затруднения, чувствуете ли — молебен о здравии в этих и многих других случаях поможет вам преодолеть ваши неприятности.

Поставила сорокоуст за своё здравие, так как время подходило к родам, а беременность была тяжёлая, да и сынок в животе сидел ножками вперёд. Врачи пророчили кесарево, мне же очень хотелось родить самой. И вот, в назначенный час, пришло моё время рожать и все прошло просто как по маслу, как потом мне говорили врачи: таких лёгких родов с моим гестозом беременных и узким тазом никто не ожидал. Каждый день благодарю Бога об услышанных моих молитвах.

Сорокоуст о здравии это особый вид молитвы и именно поэтому он имеет такое мощное положительное воздействие на жизнь и здоровье человека. В народе ходит множество хороших отзывов о сорокоусте .

Огромное множество людей как молодых, так и пожилых, с совершенно разными проблемами и невзгодами, с разным социальным и материальным положением, с абсолютно разными взглядами на жизнь заказавшие сорокоуст отметили положительное его влияние на жизнь и здоровье человека кто-то оправился от тяжёлой болезни, кому-то повезло в работе, кто-то разобрался в себе, кто-то обрёл личное счастье. Но самое главное — это поддержка Всевышнего, снисхождение Благодати Божией, Господней помощи и Божией любви.

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется "седминами и сороковинами". "Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами". Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресение), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия - вынимаются частички.

Сорокоуст "О здравии", заказывают не только за здоровье наших близких, особенно о тяжелобольных, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой.

Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
Впишите всех, кому Вы желаете здравия, спасения и благоденствия.

Сорокоуст - ежедневное молитвенное поминание в течение сорока дней.

Число сорок - знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провёл в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времён установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты "о здравии" заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы за живых на Литургии, на молебнах и при чтении псалтыри.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется "седминами и сороковинами". "Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами".

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее?..» Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).

Что еще почитать