Флаг настоящий славянский древней какой. Когда на Руси появился государственный флаг? Когда флаги появились в Европе

За время правления Династии Романовых флаг государства Российского менялся несколько раз. Сначала Петром I был принят, так называемый, Андреевский флаг. Этот флаг одновременно был символом и государства и флота. Затем, уже гораздо позже, Петр I принял в качестве основного флага государства бело-сине-красный флаг. 11 июня 1858 года Александром II в качестве официального флага Российской Империи был принят черно-желто-белый флаг или романовский. Этот флаг был государственным до 28 апреля 1883 года. В этот день Александр III в указе "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого. При Николае II флаг претерпел небольшое изменение: в верхнем левом углу бело-сине-красного флага появился черный двуглавый орел на золотом поле. После Октябрьской Революции 1917 года бело-сине-красный флаг перестал быть основным символом Российского государства. И лишь в 1993 году приказом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина бело-сине-красный флаг вновь стал символом уже Молодой России.

Черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской Империи был введён Указом Александра II от 11 июня 1858 года. Цвета флага означали следующее: Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ - вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, - вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских - символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины - Православной веры. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских - это цвет Святого Георгия Победоносца - символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за "други своя", за Землю Русскую, - той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг - золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, - становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь - грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага - белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус "государственного". Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, "подчеркнуто монархический и германофильский характер". Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили "позорное германофильское подражательство" в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.

Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю».

Данное документальное свидетельство разрушает один из аргументов позднейших критиков бело-сине-красного флага. Они не упускали случая утверждать, что этот флаг был учрежден Петром I именно для торгового, частного флота и поэтому государственным флагом признан быть не может. Однако бело-сине-красная расцветка флага возникла в связи со строительством корабля «воинского». Тем более первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника русского военного флота. Расположение цветов на флаге «Орла» было, конечно, не таким, какое позднее собственноручно начертал Петр Великий. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные. В последней трети XVII века флаг такого рисунка довольно прочно закрепился на мачтах больших и малых русских судов. Доказательством тому служит то, что в конце века, когда уже появились петровские геральдические новации, временно под этим флагом русские корабли ходили на Азов.

Летом 1693 года молодой Петр направился в Архангельск, где впервые в жизни увидел морские корабли. Английские и голландские парусники как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море. Флаги на иностранных кораблях были достаточно просты по рисунку, не утяжелены надписями, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

Вскоре молодой царь принял решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии.

Только в середине сентября Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы архиепископу три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой – «флаг царя Московского» и два поменьше, с иерусалимскими прямыми крестами.

Полотнище «Флага царя Московского» разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона. Примечателен в отношении цветовой гаммы и один из флагов с крестом. Он был белым, с вшитым красным иерусалимским крестом. Любопытно то, что флаг имел длинный бело-сине-красный хвост. Наконец, третий флаг, изготовленный из белой шелковой материи, имел квадратную форму и в него был вшит желтый крест. Эти три флага, сыгравшие немалую роль в позднейших спорах, выступают как три загадки, на которые мало кто обращал внимание.

Тогда возникает еще один вопрос, – не в Архангельске ли были изготовлены и другие флаги, в частности, – бело-сине-красный? Уезжая из Москвы, Петр наверняка не имел с собой бело-сине-красного стяга. Его тогда еще попросту не существовало, и нет никаких известий о геральдической деятельности молодого царя, относящихся к этому времени. Не было перед глазами никаких образцов, которые заставили бы заработать воображение. Однако все это разом появилось в Архангельске.

По другим источникам – сам царь Петр, работавший в конце 90-х гг. XVII в. на судоверфях Амстердама, вернувшись в Россию, учредил флаг по типу голландского триколора, но с иным порядком чередования цветов. В начале XVIII в. он описывался так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотом с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия». Торговым флагом в 1693 – 1700 гг. считался белый стяг с двуглавым черным Орлом.

«Голландская» версия у многих создает устойчивое впечатление о том, что Петр придумал бело-сине-красный стяг под впечатлением пребывания в Голландии. Но Петр отправился в Голландию в 1697 году, тогда как флаг появился несколькими годами ранее. Конечно, знакомство Петра с голландским морским флагом, как и с флагами других стран, к этому времени уже состоялось – в архангельском порту наблюдал он их немало, но той глубокой симпатии к Голландии, которую Петр привез из европейского путешествия, еще не было. И поэтому утверждение о том, что влияние голландской геральдики было главной и единственной причиной появления бело-сине-красного стяга, мягко говоря, сомнительно. На самом деле, создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем старым крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года.

Первые несколько лет после своего появления «флаг царя Московского» – бело-сине-красный стяг с нашивным орлом – был только царским корабельным штандартом, и русские корабли по-прежнему бороздили реки и моря под крестовым флагом. Так продолжалось до 1697 года, когда Петр ввел на флоте новый флаг – трехцветный, но без нашивного двуглавого орла.

Почти десятилетие на рубеже XVII – XVIII вв. трехцветный бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. С ним Русская армия и флот совершали Азовский поход 1696 г. Он развевался на корме корабля «Крепость», совершившем в 1700 г. переход из Азова в Стамбул, доставившем в Турцию русского посла для заключения перемирия с Османской Империей. Под этим знаменем русская гвардия в 1700 г. героически защищалась под Нарвой. Бело-сине-красные знамена несли русские войска в 1701 – 1704 гг. в сражениях при Эрестфоре, при штурме Нотебурга и взятии Нарвы. В 1716 г. этот флаг реял на флагмане «Ингерманланд», когда Петр I командовал соединенным флотом России, Голландии, Дании и Англии, готовившим военную операцию против Швеции.

Но постепенно в ходе Северной войны 1700 – 1721 гг., сначала в армии, а затем и на флоте (в 1703 – 1712 гг.), утвердился «штандарт во образе креста Святого Андрея» – Андреевский флаг, являющийся по всеобщему признанию одним из красивейших в мире. А 20 января 1705 г. Петр I именным указом даровал бело-сине-красный флаг только торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный флаг на коммерческих судах указывали на их государственную принадлежность России и в этом «национальном» значении были известны всему миру. При этом бело-сине-красные цвета на флоте не исчезли. После утверждения Андреевского флага они сохранялись в корабельных и галерных вымпелах.

В основном бело-сине-красную символику имела сухопутная армия России в Петровскую эпоху. Армейские офицеры носили отличительный знак – широкий бело-сине-красный офицерский шарф, который являлся как бы малым подобием национального флага.

В послепетровское время в России, под влиянием немецкого окружения царствующих особ, национальные цвета почти «потерялись». После крушения наполеоновской Франции и образования в 1815 г. «Священного союза» эта тенденция еще более усилилась. Получилось так, что Россия, Пруссия и Австрия в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета. У Пруссии был черно-белый флаг, черные и желтые полосы имели флаги многих немецких княжеств. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны на немецкие образцы, эти цвета также приобрели государственное значение. Что касается бело-сине-красных цветов, то они постепенно становились народными – ими украшались ярмарки, выставки, народные гуляния на масленицу. В соответствии с дипломатическим протоколом Российский национальный флаг лучше знали за рубежом, нежели внутри страны. Бело-сине-красные флаги вывешивал в 1856 г. Париж при заключении Парижского мирного договора, а также Варшава и Рига, встречая императора Александра II. Однако 11 июня 1858 г. император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях». Вместе с тем, поскольку народная молва связывала бело-сине-красные цвета с именем Петра Великого, они сохраняли свое значение и почитались как исторические, «петровские». В качестве официального (государственного) флага России триколор был утвержден накануне коронации Николая II в 1896 г. Тогда красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый - цвет свободы и независимости. По другой трактовке цвета флага означают единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии (России). Расположение полос Российского Государственного флага, остававшееся неизменным на протяжении веков, совпадает с древним пониманием строения мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – мир божественный. В другом понимании значение расцветки Российского Государственного флага звучит так: белый цвет – Вера, синий цвет – Надежда, красный – Любовь.

Последний флаг Российской Империи. Бело-сине-красный с черным двуглавым орлом на золотом поле в левом верхнем углу, представлявший собой олицетворение лозунга "Единение Царя с народом". Он был создан по почину Государя Императора Николая II во время Первой Мировой Войны в 1914 году. Следующая выдержка из журнала "Летопись Войны" 1914-15 гг. описывает это событие: "Святость души нашего народа в настоящую тяжелую годину сопровождается полным слиянием и единением его с мыслями и чувствами Государя Императора. Вот почему Его Императорское Величество изволил воочию засви-детельствовать о сем перед всем миром, и отныне, в знак тесного единения Православного Царя с Его верным народом, в русском национальном флаге у древка между белой и синей полосами (на четверти общей величины у каждой) будет вечно красоваться Императорский Штандарт (желтый квадрат с черным, российским гербом). Это Великая Царская милость всему Русскому народу".

Говоря о государственном флаге России, нельзя не вспомнить, что первым стягом на Руси был красный. Именно под ним выходили в походы боевые дружины князей Олега и Святослава. Сначала на красном флаге было изображение двузубца, но с принятием христианства его заменил крест. В эпоху раздробленности земель стягов было великое множество, каждое княжество имело свой символ.

Первой попыткой поднять единый, общерусский флаг стала в сентябре 1380 года. Тогда русское воинство объединилось под стягом с ликом Христа. Никоновская летопись сообщает нам, что князь шел на Мамая под знаменем багряно-красного цвета.

Особое место занимает стяг «Всемилостивейшего Спаса». Под этим знаменем штурмовал Казань, при царице Софье оно участвовало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и Северной войне со шведами.

А вот привычный для нас бело-сине-красный флаг появился по велению царя Алексея Михайловича как знамя для первого русского боевого корабля - фрегата «Орел», спущенного на воду в 1668 году. Судно строили голландцы, и им же было поручено придумать флаг для него. Они долго не думали и создали его по своим трафаретам, только порядок цветов поменяли относительно родного, нидерландского. Задачи как-то обосновать выбор цветов флага не было: главное, не быть похожим на другие знамена и визуально от них отличаться.

Главным учредителем нашего знамени стал . Царь сам начертал образец флага и определил порядок на нем горизонтальных полос. И в январе 1705 года был издан соответствующий указ, по которому на всех торговых судах должен был подниматься бело-сине-красный флаг. Этот флаг украшал и военные корабли русского флота до 1712 года, а потом был введен Андреевский флаг.

В нашей истории есть еще один флаг, который появился в 1858 году. А в 1865 году Александр II издал именной указ, в котором говорилось, что черный, оранжевый (золотой) и белый цвета являются «государственными цветами России». В дальнейшем этот флаг получил название имперского. Однако этот символ так и не был утвержден. Просуществовал он до 1883 года.

Появление имперского флага вносило путаницу. В 1883 году, во время коронации нового императора Александра III, «двоевластие» закончилось. Было заявлено, что и для украшения, и для всех официальных случаев должен использоваться только красно-сине-белый флаг.

Тогда же три цвета флага получили и официальное толкование. Красный стал символизировать державность, синий - цвет Богоматери и белый - цвет свободы и независимости. Кроме того, цвета символизировали также и содружество Белой, Малой и Великой России.

Царский триколор был отвергнут советской властью. В апреле 1918 года государственным флагом был утвержден красный флаг с серпом и молотом, который официально просуществовал 73 года.

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР утвердила официальным символом России трехцветный флаг, а указом президента РФ Б. Н. Ельцина от 11 декабря 1993 года было утверждено положение о государственном флаге Российской Федерации.

Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории.

Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю. Ну, а история флага нашей Родины не просто интересна, а, я бы сказала, даже уникальна.

Изначально у древних русичей вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».


С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.



Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение».

По сути знамя - это стяг, но с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны. В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу Царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий). По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет - целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет - от двуглавого орла, жёлтый - от золотого поля герба, а белый - цвет святого Георгия.

И вот уже в 1883 году по велению Императора Александра III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный - именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Народных Республик Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, Императора Николая II отрекли от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.

Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)

История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит »). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.

«Выступи полк… и подъяша стяг » (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша» , это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.

Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов» , его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа » (Никоновская летопись о Куликовской битве).

В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.

Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно» … После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века

Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.

Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.

Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола» . Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия - «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».
В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?». В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было.
Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.

Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.

«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех ». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович , водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.

Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта – гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.

Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека. На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне , держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.

Гербовое знамя. 1696 год.

Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным. Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.

Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные , долгие».
Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.

Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий , впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна , но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты , а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.

К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона , под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.

Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова , двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах , на щите – небольшой чёрный орлик . Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.

Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.

Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать .

Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче , поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении гербами бытовых предметов знати.


Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия» . Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий , которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах» . Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.

Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь» . Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл» , яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных» . Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме» кормового флага , «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.

2017-04-01

В статье будет написано о том, какие были флаги России за всю историю, потому что для большинства граждан нашей страны флаг всегда был только тот, который есть и сейчас. Ну, и конечно, стоит упомянуть о флаге , про который тоже знают многие. А вот о том, какой был символ (а флаг относится к государственной символике) нашей страны, не знают вовсе.

Стяги Древней Руси

Для начала нужно чётко определить, что следует понимать под флагом. Флаг - это официальный символ государства на таком же уровне, что герб и гимн. С самого своего основания у российского государства был флаг. Начинать историю следует с самого начала, а именно, с Древней Руси. Самым первым знаменем, под которым были объединены дружины князей Вещего Олега и Святослава, был красный стяг. Следующим ранним знаменем считается изображение двузубца, которое выбрал князь Святослав Великий после победы над Хазарией, символом которой являлся двузубец.

После крещения Руси двузубец был заменён на изображение креста на Голгофе, а с появлением раздробленности у каждого княжества имелся свой флаг. Первым попытался создать новое общее знамя Дмитрий Донской. Это был красный стяг с ликом Христа. Именно с этим знаменем он одержал победу на Куликовском поле.

Во времена правления Ивана Грозного стяг выглядел следующим образом: на части, которая была лазоревого цвета, изображён Святой Михаил верхом на коне. На другой части молочно-белого цвета было изображение Христа. Стяг имел кайму брусничного и макового цветов.

Первое гербовое российское знамя было утверждено царём Алексеем Михайловичем в 1668 г. вместе с первым русским флагом. Основным цветом знамени был молочно-белый с алой каймой, на нём было изображение двуглавого орла и гербов принадлежащих царю земель, а на обрамлении написана легенда. Флаг был прямоугольным полотнищем, на котором был изображён крест синего цвета, а полученные части были белого и красного цветов по диагонали. В первый раз флаг был поднят на русском корабле "Орёл". Почему же именно тогда появился триколор? Именно в те времена произошло объединение Малой, Белой и Великой Руси.

Пётр Первый 20 января 1705 г. издал указ, обязывающий торговые корабли поднимать трёхцветный флаг: бело-сине-красный. Царь самолично сделал образец и установил расположение полос. Также Петром был установлен "Российский Штандарт", в котором давалось описание герба Российского государства.

В 1742 г. для коронации Елизаветы Петровны было сделано знамя, представлявшее собой жёлтое полотнище с изображением на двух сторонах двуглавого орла чёрного цвета, которого окружали овальные щитки с 31 гербом, которые символизировали принадлежащие государству земли. 11 июня 1858 г. указом Александра II был создан новый флаг, который состоял из горизонтально расположенных полос чёрного, жёлтого (золотистого), белого цветов. "Гербовый" был выполнен в таком же цветовом оформлении.

Но такое изменение флага привело к тому, что стали возникать дискуссии о том, какой флаг следует считать государственным, - утверждённый Александром II или который был предложен ещё Петром. 28 апреля 1883 г. Александр III велел считать государственными белую, синюю и красную полосы, а чёрно-жёлто-белый - цветами императорской фамилии.

Император Николай II в 1896 г. создал Особое совещание при министерстве юстиции, на котором обсуждался вопрос о Российском флаге. Совещание постановило, что данное цветовое сочетание имеет все основания для того, чтобы быть государственным. И триколор получил официальное объяснение: красный цвет олицетворял державу, синий был цветом Богоматери - покровительницы России, белый - свободы и независимости государства.

После революции Временное правительство продолжало использовать прежний флаг, и потом его какое-то время не меняла и советская власть. 8 апреля 1918 г. Я. Свердлов на заседании ВЦИК предложил сделать государственным символом флаг красного цвета, который оставался национальным на протяжении 70 лет. Новый образец был утвержден постановлением Президиума ВЦИК 1 апреля 1937 г., который был разработан по поручению советской власти, художником А.Н. Милькиным. На новом флаге был изменён стиль аббревиатуры, которая находилась в левом верхнем углу: раньше она была выполнена золотым цветом в витиеватой манере, теперь же предлагалось её сделать простыми золотыми буквами.

Впоследствии власти СССР решили, что было бы правильным внести небольшую корректировку в государственный символ для того, чтобы флаг отражал суть социализма. Решено было разместить на флагах эмблему СССР - серп и молот с пятиконечной красной звездой, при этом основной цвет оставался красным с голубой полоской, которая занимала восьмую часть ото всего размера флага. Красный цвет символизировал героизм советского народа, его борьбу с капитализмом, серп и молот - это содружество рабочих и колхозных крестьян. А почему была выбрана именно пятиконечная звезда? Потому что она олицетворяла торжество коммунизма на всех пяти континентах.

22 августа 1991 г. было принято решение считать официальным флагом России дореволюционный триколор, а 11 декабря 1997 г. было принято Положение о государственном флаге Российской Федерации. И это не удивительно, почему в качестве национального символа был выбран именно этот вариант: под трёхцветным флагом проходило сопротивление путчу в 1991 г. В 1994 г. президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором было Постановление о том, чтобы 22 августа сделать Днём Государственного флага РФ. Праздник был предложен для воспитания уважительного отношения к государственным символам всеми жителями страны.

25 декабря 2000 г. президент Владимир Путин подписал Закон, в котором говорится, что флаг РФ должен представлять собой полотнище прямоугольной формы с тремя горизонтальными полосами одного размера - белой, синей и красной. Надругательство над флагом считается преступлением. Единого трактования значения цветов нет, но самой популярной считается следующая:

  • белый - это благородство и чистота;
  • синий - верность и честность;
  • красный - мужество, смелость.

Как видно, российский флаг имеет богатую историю, которая показывает, как менялось понятие об устройстве государства, национальных ориентиров. Многие даже и не знали о том, что важные политические события могут отражаться на государственной символике. Но можно увидеть небольшую закономерность: практически всегда присутствовал красный цвет, который был символом героизма, а синий и белый приняты позже. Триколор во все времена являлся олицетворением единства российских земель. Правда, в советское время основной идеей было единство всех классов и повсеместное утверждение коммунизма.

Для чего нужно знать флаги за всю историю? Для того чтобы было понимание о том, как важно для страны иметь свой государственный символ, который служит отражением основных ценностей государства и демонстрирует независимость России от других стран. Флаг - это не просто разноцветное полотнище, у него есть свой собственный путь развития, и он имеет важное значение не только на государственном уровне, но и для народа.

Что еще почитать