Что такое «святой дух. Кто такой Святой Дух? Священный дух

Дух Божий, Помощник, Утешитель. В иудейской религии действующая сила божественного вдохновения. В христианстве момент троицы, означающий нисхождение непосредственного знания и благодати. В некоторых языках ветер и дух обозначается одинаково. К. Юнг пришел к выводу, что архетипом этого образа является волнистая, холмистая земля, покрытая высокой травой, колеблемой ветром. В этом образе Дух ощущается как творящий, космический, природный ветер. Во многих мифологических сюжетах проникновение в человека Духа Святого делает его совсем другим. В иудаизме, например, человек становится мужественным, неудержимым, способным к несепию царского сана. В христианстве Дух Святой открывает тайну любви и добра. Дух близок к познанию. В христианском предании распространен сюжет, в котором Дух Святой играет на священных писателях и святых как на «музыкальных инструментах». В современных представлениях Дух Святой связывается с получением откровения, совпадающего с -экстатической религиозностью ранее достаточно умеренных верующих. Духи - мифологические существа, которые связываются с трансфизическими состояниями человека. Развитые представления насчитывают 7-12 духовных состояний, высшие из которых невозможно понять человеку из-за свойств, отсутствующих в нашем мире. Обычно выделяют астральное, эфирное, ментальное, нирванное и другие состояния. Иногда духи противопоставляются богам как духовным сущностям более высокого, но принципиально отличного от последних плана. В буддийской традиции только человек способен в цепи перерождений достигать высоких духовных степеней, включая и абсолютное состояние - нирвану. В современной традиции считается, что существует ряд духовных миров - измерений, нахождение в которых определяется содержанием духовности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Святой Дух

(Holy Spirit). В НЗ третье лицо Троицы; в ВЗ сила Божья.

ВЗ. В ВЗ дух Господа (riiah yhwh ; LXX: to рпеита kyriou) есть выражение Божьей силы, продолжение самого Бога. С его помощью Бог совершает свои могущественные деяния (напр., ЗЦар 8:12; Суд 14:6 и дал.; 1 Цар 11:6). Поэтому понятие "дух" в ВЗ иногда выражено оборотами, относящимися к другим проявлениям Божьей силы, как, напр., "дела рук Его [Божьих]" (Пс 18:2; 101:26); "слово Господа" (Пс 32:6; 147:15,18) и "дух премудрости" (Исх 28:3); "мудростьБожия" (ЗЦар3:28); "духразумения" (Иов 32:8). И др.евр. словоriiah, и греч. рпеита ассоциируются со словами "дыхание" и "ветер"; в древних культуpax эти явления были связаны с невидимой духовной силой, т.е. "духом" (ср. Ин 3:8). Очевидно, что творящее слово Божье (Быт 1:3 и дал.) тесно связано с Его творящим дыханием (Быт 2:7). "Дух Божий" и обе эти идеи равнозначны. Дух Божий, выступающий посредником в творении, основа жизни людей и животных (Иов 33:4; Быт 6:17; 7:15).

В ВЗ Дух Божий это, прежде всего, дух пророчества. Дух Божий вдохновлял пророков. Эта сила иногда вводила людей в транс, но всегда сообщала пророкам Божью волю, крую они открывали людям ("так говорит Господь"). Иногда пророк называется "человеком Божьим" (1 Цар2:27;ЗЦар 12:22ит.д.).В Ос 9:7 пророки названы "вдохновенными". В ВЗ постоянно звучит мысль о том, что пророки вдохновлялись Духом Божьим (Чис 11:17; 1 Цар 16:15; Мих 3:8; Иез 2:2).

Понятие "Святой Дух" встречается в ВЗ дважды (Пс 50:13; Ис 63:1011,14), и оба раза речь идет о Святом Духе Божьем, из чего становится ясно, что имеется в виду сам Бог, а не Святой Дух, как Он называется в НЗ. В ВЗ отсутствует идея о полуавтономном Божественном лице Святом Духе. Скорее здесь можно найти специальные выражения, обозначающие дело Божье, которое совершается вместе с людьми и через них. Дух Божий так же свят, как Его слово и имя; все они стороны Его откровения, и поэтому противостоят всему материальному и человеческому. В.з. авторы, в особенности пророки, с нетерпением ожидали, когда Бог, Который свят ("среди тебя Святый", Ос 11:9), изольет от Духа своего на всякую плоть (Иоил 2:28 и дал.; Ис 11:1 и дал.; Иез 36:14 и дал.) и человек станет святым. Мессия (раб Яхве) это тот, на ком " почиет дух Господень" (Ис 11:1 и дал.; 42:1 идал.; 63:1 идал.). Его приход знаменует время спасения (Иез 36:14 и дал.; ср. Иер 31:31 и дал.).

Межзаветный иудаизм. В межзаветном иудаизме идея "Святого Духа", как ее понимали позднее, в н.з. время, еложилась не сразу. После того как в.з. пророки возвестили приход Духа в мессианскую эпоху спасения, в иудаизме возникает представление о том, что дух пророчества в Израиле кончился вместе с последними библейскими пророками (Книга Варуха [Сирийская рукопись], 85:3; 1 Мак 4:46; 14:41; ср. Пс 74:9). Время от времени звучит надежда на то, что начинается новая эра, в особенности в апокалиптическом движении, где обычно приветствовали мнимого мессию и/или пробуждение пророческого духа (ср. Деян 5:3 и дал.). В этом смысле очень показательна кумранская община: она считала себя причастной к исполнению мессианских упований Израиля и полагала, что призвана приготовить "пути Господу" (Ис 40:3; ср. 1QS 8.1416). Кумранская литература свидетельствует и о том, что дух пророчества все больше и больше воспринимался как "Святой Дух Божий" (1QS8. 16; Дамасский документ II. 12). Понятие "Святой Дух" иногда встречается в книгах ВЗ (4 Езд 14:22; Ис 5:14), но, как и в раввинистических сочинениях, оно обычно означает "Божий дух пророчества". Т.о., мессианские чаяния иудаизма, в т.ч. и упования на то, что Бог изольет Дух свой (напр., 1 Енох 49:3, цит. Ис 11:2; ср. Пророчества Сивиллы, III, 582, основанные на Иоил 2:28 и дал.), неотделимы от убеждения, что вместе с исчезновением последних пророков Святой Дух перестал обитать в Израиле. Святой Дух понимался как Божий Дух пророчества, крый будет ниспослан очистившемуся Израилю в новом веке, когда придет Мессия.

Книги премудрости расширили представления о Святом Духе, в частности через персонификацию премудрости, поскольку эта идея переплеталась с идеей Духа. Уже в Притч 8:22 и дал.; Иов 28:25 и дал. премудрость предстает как более или менее независимая сторона силы Божьей (как посредник творения), и она наделена чертами, крыми в НЗ наделен Святой Дух. Премудрость "вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю" (Сир 24:3). Она дыхание силы Божьей (Прем 7:25); своей премудростью Бог "устроил человека" (Прем 9:2). Господь излил премудрость " на все дела Свои и на всякую плоть" (Сир 1:910). Более того, премудрость исполнена Духа и неотделима от Него (Прем 7:22; 9:1; ср. 1:5). Т.о., евреи н.з. времени были знакомы с этими идеями, поскольку они выражены в НЗ, идеями, крые коренятся в этих представлениях, но идут дальше них и приводят к неожиданным выводам. Иисус учил, что Его мессианство и помазание Духом предсказаны в ВЗ (Лк 4:18 и дал.; цит. Ис 61:12), и называл Дух Божий Духом Святым (Мф 12:32), как принято в межзаветном иудаизме. Этот Дух предсказывал через пророков, что грядущий Мессия принесет спасение и Дух изольется на всякую плоть. Иисус углубляет это представление о Святом Духе, говоря о Нем как о личности (Ин 15:26; 16:7 и дал.), через Которую Бог действует в Церкви.

НЗ. Н.з. учение о Святом Духе коренится в представлениях о том, что Дух Божий есть выражение Божьей силы и пророческого духа. Иисус и вслед за Ним Церковь соединили эти идеи, исходя из того, что Святой Дух это эсхатологический дар Божий. Марию осенила "сила Всевышнего", т.е. Святой Дух (Лк 1:35; ср. 9:35); этот образ перекликается с в.з. рассказом о том, как облако покрыло скинию, "и слава Господня наполняла скинию" (Исх 40:35; в Ис 63:11 и дал. Божье присутствие названо Святым Духом Божьим). Лука рассказывает о власти Иисуса изгонять бесов "перстом Божьим" это в.з. выражение означает силу Божью (Лк 11:20; Исх 8:19; Пс 8:4). Эта сила и есть "Дух Божий" (Мф 12:28), т.е. Святой Дух (Мф 12:32). Во время крещения Иисуса на Него сошел Дух Божий (Мк 1:10; "Дух Божий", Мф 3:16; "Святой Дух", Лк 3:22), подтвердивший, что Он сын Божий и Мессия (Мф 3:31 и дал.). Иисус возвратился от Иордана, " исполненный Духа Святого" (Лк 4:1), и после искушения начал служение "в силе духа" (Лк 4:14). Вслед за Иоанном Крестителем Иисус возвестил, что приблизилось Царство Божье (Мф 4:17; ср. 3:1) и его приближение отмечено присутствием Святого Духа (Мф 12:28 и дал.) в знак грядущего спасения (Лк 4:18 и дал.; Деян 10:38).

С самого начала своего служения Иисус осознает себя ЦаремМессией, победителем и в то же время страдающим рабом из в.з. пророчества (Ис 42:1 и дал.; ср. Мк 10:45); в иудаизме эти идеи не смешиваются. Мессия должен благовествовать Божью волю и спасение в будущем веке. Это более величественное обетование, чем "суд народам", крого чаяли евреи. В своей проповеди в назаретской синагоге Иисус признал себя Мессией, о Котором пророчествовал Исайя (Ис 61:12а). Читая Св. Писание, Он остановился на словах "проповедовать... день мщения" (хотя слова из Ис 61:1 "исцелять сокрушенных сердцем" вошли в Его поучение из Мф 5:4). Эта мысль звучит и в словах Иоанна Крестителя: тот ли Он, "Которому должно придти" (Лк 7:1823). Иоанн Креститель возвестил, что Иисус "будет крестить Святым Духом и огнем " в знак приближения нового века (спасения и суда, Лк 3:15 и дал.; обратите внимание на связь между судом и огненным "крещением" в Лк 3:17). Но Иисус подчеркивает положительный, спасительный смысл грядущего нового века. Его символизирует крещение Святым Духом (Деян 1:5; 11:16).

Иисус относится к Святому Духу как к личности. Это особенно видно в Ин, где Дух назван "Утешителем" (т.е. Заступником, Защитником). Сам Иисус был первым Утешителем (Ин 14:16) и после своего ухода обещал послать ученикам другого Заступника Духа истины, Святого Духа (14:26; 15:26; 16:5). Святой Дух будет обитать в верующих (Ин 7:38; ср. 14:17), наставит учеников "на всякую истину" (16:13), научит их всему и напомнит им все, что Он говорил им (14:26). Святой Дух будет свидетельствовать об Иисусе, и ученики тоже должны свидетельствовать о Нем (Ин 15:2627).

В Деян 2:14 и дал. ап. Петр объясняет, что во время Пятидесятницы исполнилось пророчество Иоиля и Бог излил Дух на всякую плоть (Иоил 2:28 и дал.). Дух излился на евреев и на язычников (Деян 10:45; 11:15 и дал.), и обратившиеся смогли получить дар Духа для спасения через покаяние и крещение во имя Иисуса Христа (Деян 2:38). По словам Петра, для обратившихся исполнилось пророчество Иоиля, обещавшего дар Святого Духа: "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш " (Деян 2:39; Иоил 2:32). Апостолы несли свое служение, исполнившись Святого Духа (4:31; 6:5; 7:54 и т.д.), и Святой Дух (в Деян 16:7 Он назван Духом Иисуса) направлял новорожденную Церковь (Деян 9:31; 13:2; 15:28; 16:67). В ранней Церкви силой Святого Духа совершались исцеления и изгнание злых духов. Как обещано в Иоил 2:28, в только что созданной Церкви были видения и пророчества (Деян 9:10; 10:3; 10:3; 10:10 и дал.; 11:2728; 13:1; 15:32). Опыт ранней Церкви подтвердил, что наступила мессианская эпоха.

Ап. Павел учил, что Святой Дух, излившийся в новое время, творит новую жизнь в верующем, и этой объединяющей силой Бог созидает христиан в Тело Христово (Рим 5:5; 2 Кор 5:17; Еф 2:22; ср 1 Кор 6:19). Из Рим 8 видно, что для ап. Павла дух Дух Божий и Дух Христов это и есть Святой Дух (ср.: дух пророков в 1 Пет 1:10 и дал. назван Духом Христовым), и эти выражения, как правило, взаимозаменимы. "Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его " (Рим 8:9); но " все, водимые духом Божьим, суть сыны Божии" (Рим8:14). Мы все имеем доступ кОтцу "водномдухе" (Еф 2:18), ибо мы " одно тело и один дух "(4:4). Мы все крестились одним духом в одно тело, и "все напоены одним Духом" (1К0р 12:13). Верующий получает духа усыновления или "сыновства" (Рим 8:15), духа Сына Божьего (Гал 4:6), Которым мы взываем: "Авва Отче!" это сыновнее обращение к Отцу впервые употребил единородный Сын Божий (Мк 14:36).

Верующие объединены "в жилище Божие" Духом (Еф 2:22). Каждому дана благодать по мере дара Христова (Еф 4:7; ср. Рим 12:3), и Христос поставил одних пророками, других апостолами, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф 4:11) для созидания Тела Христова. И Дух дает разные духовные дарования для различных видов служения (1 Кор 12:45,7), все для общего блага. Во всем должна быть любовь. Плоды Духа любовь, радость, мир (Гал 5:22 и дал.). Бог заключил новый завет (Иер 31:31 идал.; Иез 36:14 и дал.; 26)всердцах людей завет Духа (2 Кор 3:6 и дал.). Верующие получили залог Духа (2 Кор 1:22; 5:5; Еф 1:14), имеют "начаток" Духа, они "запечатлены обетованным Святым Духом" (2Кор 1:22; Еф 1:13; 4:30). Эти выражения указывают на внутреннее напряжение нового века: новый век наступил, и дух излился, однако все творение ожидает окончательного завершения. Хотя "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии " (Рим 8:16) и имеем начаток духа (Рим 8:23), мы ожидаем усыновления (8:23). Пока же у христиан есть Утешитель Дух, Который "ходатайствует засвятыхповолеОтца" (Рим8:27).

Патристическая и средневековая теология. Патриотический период привнес мало нового в библейские представления о Святом Духе. Апостольские мужи развивали н.з. идею о том, что Дух действует в Церкви, вдохновляет пророков и проявляется в разных служениях (Варнава, 12:2; св. Игнатий. "К Филадельфийцам", 7:1). В "Учении двенадцати апостолов" описываютсястранствующие христианские пророки, но со временем это духовное дарование становится чистой абстракцией. В патристической теологии постоянно звучит мысль о том, что дух в.з. пророчества это тот же Святой Дух, вдохновлявший апостолов(Юстин. "Диалоги", 17; 51; 82; 87; Ириней Лионский. "Против ересей", II, 6.4; III, 21.34); апостолы это "носители духа" (pneumatophoroi), как некогда называли в.з. пророков (Ос 9:7; LXX). Еще в IVв. н.э. считалось, что Святой Дух наделял Церковь силой и даже вдохновлял авторов некрых неканонических писаний.

Хотя "троичная" формула из Мф 28:19 встречается уже у апостольских мужей, первый, кто употребил слово "Троица" по отношению к Божеству, был Феофил Антиохийский (" К Автолику", 2:15). Тертуллиан говорил о божественной природе Святого Духа. Вокруг этой идеи внутрицерковные споры велись целое тысячелетие. Тертуллиан стремился примирить противоречия между авторитетом Духа в Церкви и авторитетом апостольского предания и Св. Писания как полученного откровения. Одно время он находился под влиянием монтанизма: монтанисты возвещали постоянное присутствие Духа в Церкви. Однако Церковь отвергла монтанизм в пользу объективного авторитета апостольского предания, отраженного в Св. Писании. Позиция Церкви, выступавшей против монтанистской ереси, привела к оскудению пророчества и других духовных даров. В " Каноне Муратория" (строки 75 и дал.) говорится, что число пророков строго определено. Ипполит Римский в "Апостольском предании" возвышает харизматических лидеров над церковной иерархией, но ограничивает понятие пророка лишь каноническими пророками. В кон. IV в. Иоанн Златоуст говорил, что духовные дары остались в прошлом.

Перед Никейским собором Церковь была поглощена знаменитыми "христологическими спорами" и уделяла мало внимания учению о Святом Духе. В Никейском символе веры говорится о вере в Святого Духа, но ничего не сказано о Его божественности и отношении с Отцом и Сыном. Этот вопрос стал центральным в Церкви в кон. IVв. На Константинопольском соборе Никейский символ был дополнен определением о Святом Духе: "Ив Духа Святого Господа животворящего, от Отца исходящего; Ему с Отцом и Сыном воздаем поклонение и славу". Разгорелись споры вокруг вопроса об источнике Духа, в частности, не следует ли Его считать исходящим от Отца и Сына. Вслед за Августином, крый учил об исхождении Духа "и от Сына" (полат. filioque), в 589 г. на соборе в Толедо Западная церковь добавила это определение к НикеоЦареградскому символу веры. Восточная церковь отвергла учение о filioque, и Символ веры создал конфессиональную основу для раскола между Востоком и Западом, крый фактически уже произошел.

Хотя в Церкви обсуждались и другие вопросы, касавшиеся Святого Духа, западных теологов попрежнему больше всего интересовал вопрос об исхождении Духа. Ансельм Кентерберийский продолжил эти споры в эпоху схоластики. Ансельм считал, что разум лучше всего доказывает истинность христианского учения о Троице. Хотя многие не соглашались с этим аргументом, [Зап.] Церковь поддерживала учение о filioque. Петр Ломбардский отстаивал filioque, ссылаясь на Св. Писание, и Четвертый Латеранский собор вновь утвердил троичную формулу и filioque. Хотя Фома Аквинский считал,что тайна троичности относится к числу тех истин, крые одним разумом без веры постигнуты быть не могут, тем не менее он подтвердил, что Дух исходит от Отца и Сына, находящихся в нерасторжимом единстве. Эти дебаты продолжались вплоть до XV в., когда Флорентийский собор вновь попытался объединить Западную и Восточную церкви. Он подтвердил догмат о filioque, и хотя для того, чтобы преодолеть разногласия с Восточной церковью, в Символ веры были внесены незначительные изменения, Греческая православная церковь не приняла новый символ. Католическая церковь осталась на прежних позициях, и разногласия между Западом и Востоком в этом вопросе существуют по сей день.

Реформация. Средневековая теология придавала большое значение проявлениям Святого Духа, включая освящение и "просвещение" верующих, но лишь деятели Реформации открыто признали, что Дух действует в Церкви. Отчасти это было связано с отвержением католического догмата, согласно к-ром у церковное предание гарантирует правильное истолкование Библии и истинность вероучения. Эта позиция привела к тому, что в реформатской теологии центральную роль стали играть идея sola Scriptura ("только Писание") и действие Духа в спасении, а не католическое учение о "непрерывной преемственности, восходящей ко Христу". Лютер отрицал религиозный экстаз (субъективная уверенность в прямом руководстве Духа без помощи Св. Писания или церковной иерархии), но ставил Дух выше церковной иерархии и считал, что Дух действует через Слово (Евангелие), прежде всего в проповеди и таинствах, и потому участвует в спасении, воздействуя на душу и призывая человека довериться Христу. Сама вера это мистический дар Божий, благодаря к-ром у верующие mit Gottein Kuche werden (" сливаются с Богом воедино "). Без благодати и действия Духа человек не может быть принят Богом или получить спасающую веру ("О рабстве воли", 1525). Это делает Святой Дух с помощью Слова Божьего. Т.о., спасение даруется Божьей милостью. Лютер хотел сказать, что проповедь Слова (Евангелия) это прежде всего действенное Слово Божье, к-рое звучит после того, как Дух подействовал на сердце слушателя. Для Лютера Слово главное таинство, ибо вера и Святой Дух приходят через евангельскую проповедь и учение (Рим 10:17); крещение и Тайная вечеря суть "таинства Слова", поскольку они возвещают Слово Божье. Лютер отдавал предпочтение устной проповеди, но считал, что она совместима с записанным Словом. Христианекая проповедь должна быть верной Св. Писанию, а чтобы быть верной Св. Писанию, Церковь должна проповедовать.

Слово Божье (прежде всего вопло!ценный Логос) это проводник Духа. Человек должен донести смысл Св. Писания до людей, а Бог вселяет в их сердца свой Дух. Таким образом слово Св. Писания становится Словом Божьим ("Лекции о псалмах"; "Лекция на Послание к римлянам"). Св. Писание невозможно понять без действия Духа.

Дух неизбежно приходит туда, где звучит Слово Божье. Дух не действует в отрыве от Слова. Лютер не принимал различения между словом "внешним" и словом "внутренним". С другой стороны, он отвергал католическое учение о том, что Дух и церковные обряды едины, а таинства действенны сами по себе (ex opere operato). Так, Христос присутствует в таинствах и в Св. Писании через Дух, и лишь когда Христос присутствует в Слове посредством Духа, оно становится живым Словом Божьим. В противном случае Св. Писание было бы буквой закона и исторической хроникой. Но Дух превращает Слово Божье в Благую весть (противостоящую закону). Дух не прикован к Слову; Он причастен вечной славе Божьей и существует отдельно от Слова и нашего мира. Открывая волю Божью, Дух приходит вместе с Его Словом.

Меланхтон был ближайшим сподвижником Лютера, хотя в их подходах к теологии наметились некрые различия. Меланхтон оставлял человеку больше свободы для ответа на евангельский призыв, но вслед за Лютером подчеркивал первостепенную роль Духа в спасении. В споре о "действительном присутствии" Христа в евхаристии Meланхтон проявил больше гибкости, чем Лютер, но в принципе встал на сторону Лютера, что явствует из Аугсбургского исповедания и "Апологии Аугсбургского исповедания". Цвингли отошел от идей Лютера и Меланхтона в вопросе о действии Духа в таинствах, отрицал необходимость крещения и свел смысл Вечери Господней к воспоминанию о жертве Христовой. Радикальные деятели Реформации тоже разошлись во взглядах с Лютером и Меланхтоном: они ставили непосредственное откровение выше Св. Писания. Религиозные "мечтатели" (Schwarmer) осуждали лютеран и католиков за их приверженность букве Св. Писания и предлагали взамен поверять Библию религиозным опытом.

Кальвин учил, что Дух возрождает человека, просвещает его разум, чтобы он мог принять дары Христовы, и запечатлевает их в сердце. Под действием Духа сердце раскрывается навстречу Слову и таинствам. Кальвин пошел дальше Лютера. Он утверждал, что не только устная проповедь Слова посредник Духа, но сама Библия по своей сути Слово Божье ("Женевский катехизис"). Дух действует во время чтения Св. Писания так же, как и во время проповеди, и Слово Божье то, что проповедуют или читают, действенно благодаря Святому Духу. Божественное происхождение Св. Писания удостоверено свидетельством Духа; Св. Писание это Слово Божье, к-рое Бог дал людям с помощью Духа через ограниченную человеческую речь. Поэтому экзегет должен уяснить, зачем Бог дал нам Св. Писание (напр., при современном применении ВЗ, "Наставления в христианскойвере", 2.8.8). Высшеедоказательство подлинности Св. Писания состоит в том, что в нем говорит сам Бог, т.е. в тайном свидетельстве Духа ("Наставления...", 1.7.4). Свидетельство Духа стало печатью на наших сердцах, запечатлев "очистительнуюжертву Христа". Святой Дух это сила, с помощью крой Христос приводит нас к себе ("Наставления...", 3.1.1). Хотя Кальвин отверг рациональные доказательства как средство удостоверить истинность Св. Писания, межконфессиональные споры привели к определенному окостенению реформатской мысли, и реформатские теологи вынуждены были разрабатывать схоластические доказательства, чтобы преодолеть субъективизм теории удостоверения истинности у Кальвина (ср. "Дортскиеканоны").

В XVII в. последователи голландского теолога Якоба Арминия выступили против строгого кальвинизма. Арминий стремился смягчить суровую доктрину Кальвина о предопределении, допуская, что человек даже волен отвергнуть дар Божьей благодати. Дортский синод осудил взгляды Арминия, но они имели широкое хождение в Англии. Английский проповедник XVIII в. Дж. Уэсли был воепитан на арминианстве. Благодаря ему методизм принял отчетливо арминианский характер. Уэсли считал, что в деле спасения Бог сотрудничает со свободной волей человека, но не воздействует на него силой. Бог не просто дает человеку оправдывающую благодать, и человек не просто получает эту благодать через веру. Скорее это единый процесс: Бог дает благодать, а человек ее принимает. Поеле этого Святой Дух продолжает действовать, освящает человека, и верующий ощущает сердцем Его могущественное дыхание. Бог "дышит" в душе человека, и душа "дышит Богом" через это духовное общение Бог поддерживает свое существование в нашей душе. Освящение это возрождение человека по образу Божьему в праведности и святости. Оно производится Духом через веру, дарует спасение от греха и совершенство в любви. Добрые дела необходимы как продолжение веры; "полное освящение" и самосовершенствование цель каждого христианина.

Новое время. Если пуританство породило движение квакеров, делавших акцент на субъективном восприятии Святого Духа ("внутренний свет" Дж. Фокса), так что Св. Писание стало лишь вторичным источником познания и веры (Р. Баркли. "Апология истинно христианской теологии"), то методизм XVIII в. предложил более взвешенный подход к действию Святого Духа. Позднее методизм отводил центральную роль Духу после обращения. Современное движение святости, представленное церквями, входящими в Христианскую ассоциацию святости, развивает методистские взгляды на действие Духа поеле обращения.

В XX в. возродилось пятидесятничество, к-рое тоже развивало методистские представления об освящении. Оно выросло из "вторичного опыта" и придавало большое значение "крещению Святым Духом ", видя в нем завершение двуступенчатого процесса спасения.С самого начала " говорение языками " было объявлено главным доказательством крещения Духом, хотя внимание пятидесятников привлекали и другие "дары Духа", особенно исцеление. Начав с фундаментализма и библицизма, пятидесятничество переросло в т. н. харизматическое движение, к-рое охватило весь протестантизм и даже проникло в католицизм. Представители этого движения обычно рассказывают о своем " крещении Духом", и считается, что говорение языками важнейшее проявление этого опыта.

Одно из важнейших открытий XX в. в понимании природы Святого Духа связано с учением К. Барта. Барт был реформатским теологом и лидером движения неоортодоксии (т.н. диалектической теологии, или теологии кризиса), направленного против либерализма XIX в. Он и его последователи порвали с теологией классического либерализма, основанной на религиозном опыте и самопознании (Шлейермахер, Ритчль, Фейербах). Барт подчеркивал "бесконечное качественное различие" между Богом и человеком и пророчески говорил "нет" "всякому человеческому самодовольству". В его сочинении "Послание к римлянам" говорится о "кризисе" теологии: все, что человек знает о Боге, открыл ему сам Бог. Барт развивал идею об откровении Бога о самом себе ("Церковная догматика", 1/1 и 1/2). Вопервых (и это главное), Иисус воплощенный Логос, Слово Божье. Слово Божье присутствует в проповеди Евангелия и "в словах Писания " (ср. с учением Лютера о Духе и Слове). Слово Божье это сам Бог, явивший Себя в Св. Писании. Писание свято, и оно есть Слово Божье, поскольку посредством Духа оно было и будет для Церкви свидетелем божественного откровения. Это свидетельство не есть само откровение. Вера в Иисуса, в особенности в Его воскресение, осуществляется посредством Святого Духа. Субъективное восприятие "в Духе" есть аналог объективного восприятия "во Христе". Божья благодать проявляется и в объективном откровении Бога во Христе, и в субъективном усвоении человеком этого откровения через Дух. Согласно Св. Писанию, Бог, открываясь нам, просвещает нас Святым Духом в познании Слова Божьего. Излияние Духа это откровение Божье. В этой реальности мы вольны быть детьми Божьими, познавать, любить и восхвалять Его. Дух как субъективная реальность Божьего откровения делает возможным и реальным существование христианства в мире, ибо, замечает Барт, " где Дух Господень, там свобода " (2Кор 3:17). Боготкрывает себячеловеку и тем самым делает человека свободным (" Евангельская теология").

Заключение. В этой статье мы попытались показать многообразие христианской мысли о природе Святого Духа. Есть чтото парадоксальное в том, что этот дар Божий так часто был предметом разногласий и разделений в Церкви. Будущее представляется не менее сложным, чем прошлое, поэтому нам стоило бы смиренно вспомнить о Божьем веемогуществе и нашей слабости.

Поскольку Бог во Христе ознаменовал мессианскую эпоху излиянием Святого Духа, связь человека с Богом изменилась навсегда. Отныне закон не может быть средством притеснения или лишения прав. Иисус проповедовал мессианское благовестие: освобождение пленным, прозрение слепым и Благую весть бедным; новый закон жизни теперь начертан в сердцах людей. Поэтому мы должны опасаться всякого нового законничества, к-рое использует Св. Писание для того, чтобы уничтожать и притеснять, превращая благовествование Христово в мертвящую "букву". Мы должны сознавать, что Писание богодухновенно и Дух животворит. Лишь тогда Св. Писание принесет нам пользу. Дух нельзя считать принадлежностью элиты или знаком отличия. Евангелие Иисуса Христа это весть о том, что Святой Дух излился на всякую плоть. Все, кто злоупотребляет Св. Писанием и Духом, должны услышать призыв Божий: "Обетование обращено ко всем, кто близко и кто далеко, их столько, сколько Господь позовет ".

Христианство воспринимает бога своего как единого, но при этом представляется он тремя лицами – Отцом, Сыном и Святым духом. То есть Святой дух является одной из ипостасей Творца, являющейся частью Святой Троицы. Вновь обратившимся в христианскую веру сразу бывает сложно разобраться в природе Бога, основа кажется замысловатой. Так что такое Дух Святой, разберемся подробнее.

Что же такое Святой Дух?

Итак, православие учит нас тому, что почитаем мы сразу всю святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа, потому что все они – единый наш Бог. Понять это проще простого. Как еще воспринимают Троицу? Отец Дух Святой - это ум, Сын Божий – это слово, сам же Святой Дух – это душа, а все это единое целое. Даже в обычном понимании ум, душа и слово не существуют по отдельности.

Некоторые толкователи Библии объясняют Святой Дух как «действующую божью силу», которая не знает препятствий ни материальных, ни духовных. Так, говоря «солнце вошло в дом», не имеют в виду, что само светило оказалось в комнате, а просто проникли его лучи и освещают все вокруг. Само же Солнце не изменило свое местоположение. Так и Бог наш посредством Святого Духа может находиться сразу во многих местах. Это утверждение значительно укрепляет веру христиан. Все знают, что Бог вездесущ, он никогда не оставляет детей своих.

Дух Святой избавляет от грехов

Одно из действий Святого Духа – обличать верующих во грехе, причем еще в то время, когда сам грех не совершен. С самого раннего детства объясняется, что такое грех, каких поступков не надо совершать. По писанию мы уже рождаемся грешниками на этот свет. Все знают легенду об Адаме и Еве, с той самой поры грех передается уже при рождении в нашем теле. В течение жизни каждый верующий должен искупить первородный грех, и помогает в этом ему Святой Дух.

Нет ничего проще, чем строго следовать основным заповедям. Вести праведный образ жизни. Все согласятся, что христианские ценности вполне совпадают с общечеловеческими. Каждый вменяемый человек вполне может контролировать свое отношение к миру, поведение. Ведь на самом деле, избавившись от злобы, зависти, гордыни, тщеславия и лени, можно обрести покой и удовлетворение жизнью. Не обманывайте ближних, проявляйте любовь к ним и заметите, как снизойдет благодать.

Сошествие Святого Духа

Само событие сошествия Святого Духа на Апостолов празднуется в Пятидесятницу. Духов день – на пятьдесят первый день от пасхи, после Воскресения Господня. В этот день, первый после Троицы, верующие отдают свое почтение Святому Духу, прославляют животворящую сущность, при помощи которой Отец-Бог наш «изливает благодать на чад своих». В церкви читаются особые молитвы, проходят службы. Считается, что на верующих в этот день исходит благодать Божья.

Сошествие Святого Духа не было чем-то неожиданным. Еще при земной жизни о нем поведал своим ученикам Спаситель. Заранее объяснял апостолам о необходимости распятия Божий сын. Святой дух, как он говорил, прибудет для спасения людей. И вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме в Сионской горнице собралось более 100 человек. Была здесь Дева Мария, жены-мироносицы, ученики Христовы.

Сошествие произошло внезапно для всех собравшихся. Сначала появился некий шум над горницей как от сильного ветра. Этим шумом наполнилось все помещение, и тут собравшиеся увидели языки пламени. Этот удивительный огонь совсем не обжигал, а имел удивительные духовные свойства. Все, кого он касался, чувствовали необычайный подъем духовных сил, некое воодушевление, огромный прилив радости. И тут все стали громко возносить хвалебные речи Господу. При этом заметили, что все могут говорить на разных языках, которые не знали раньше.

Проповедь Петра

Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.

Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел апостол Петр. Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.

Праздник Святой Троицы

Ежегодно церковь отмечает праздник Святой Троицы, совпадает он с Пятидесятницей. Вспоминают грандиозное событие сошествия Святого Духа. В этот день было заложено основание христианской церкви, прихожане укрепляются в вере, обновляют дары, ниспосланные святым Духом при таинстве Крещения. Благодать божья каждому дает все самое возвышенное, чистое, светлое, обновляет внутренний духовный мир. Если в ветхозаветном учении верующие почитали только Бога, то теперь они знали о существовании самого Бога, единородного Сына его и третьей ипостаси – Духе Святом. Именно в этот день много веков назад узнали верующие, что такое Дух Святой.


Традиции на Троицу

Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.

Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.

Храм Святого Духа. Сергиев-Посад

Первые храмы, посвященные святому Духу и Троице, появились только в XII веке. На Руси первый храм во имя Сошествия Святого Духа появился в Радонежском боре. В 1335 году выстроил его скромный инок Сергий, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, он-то хорошо знал, что такое Дух Святой. Постройка послужила основой для возведения на том месте Троице-Сергиевой лавры. Теперь это крупнейший духовный центр в России. Сначала был возведен небольшой деревянный храм и несколько келий. С 1423 года на месте том возвышается крестово-купольный, четырехстолпный Троицкий собор. На протяжении многих веков отстраивался здесь архитектурный ансамбль Лавры.

Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука . Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: , спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс называется эволюцией (от плотной материи к более тонкой, незримой). В этом процессе Он все обращает (возвращает) к Себе. А выдох Бога – это процесс инволюции (от тонкого к более плотной материи), где Он проявил в творении всего существующего, ибо все из Него произошло. Он есть начало и конец всему. Святой Дух поддерживает жизнь всего существующего, защищает законы Бога и приводит их в исполнение, воздает по справедливости и милосердию. Он все вокруг животворит, лелеет, утешает и вразумляет, лишь бы мы перенесли свой взор на Него и попросили Его о милости.

Святой Дух — путеводитель и наставник, друг и помощник. Он защищает нас за правду и отдает себя как дар в помощь всему живому и людям. Ибо Бог обещал нам помощь Святого Духа гонимым за Него и дарование Святого Духа всем просящим о том. Дух Божий – есть вдохновение, порыв к Вечной жизни. Он открывает или проявляет себя миру по своему благоволению. Он является благоуханием и Светом Бога. Святой Дух – есть личностное и безличностное существующее. Он себя открывает как личным выражением жизни, образом Бога и Богом, а безличностью Святой Дух себя проявляет как неведомой, незримой силой.

Как стяжать Святой Дух

Святой Дух – есть порыв Любви Бога или сила Любви Бога. Дух Божий – есть красота и свет Божественной Истины, которая находится во всем существующем. Святой Дух – есть свобода и бесстрашие, а не дух рабства и боязни. Он делает нас праведниками, уводя наше сердце, достоинство и честь от греха, безумия, страсти и невежества. Дух Божий, так же как и Господь, близок к нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас с Богом. Все духовные подвижники стяжали (притягивали) Святой Дух, посредством духовных практик, и таким образом они обретали подобие Бога. Стяжая Дух Божий, они одухотворялись или обожествлялись, становились одно целое с Богом.

В нашей жизни мы можем притягивать Святой Дух: когда мы правильно мыслим, делаем мудрый шаг или совершаем благой поступок по отношению к людям и миру; вспоминаем о Боге; исполняем Его Волю и т. п.

Совершая такие действия, срабатывает : «подобное притягивает подобное» или закон притяжения: «куда или на кого мы обращаем свой внутренний взор, то это нас и поддерживает», такова Воля Бога. На духовном пути развития, когда мы, что-либо осознаем, то в этот момент к нам устремляется Святой Дух и закрепляет в нашем разуме и сердце истинное знание. Святой Божий Дух воздействует на нашу душу, который нас делает мудрыми и любящими, сострадательными и милосердными, нежными и ласковыми. Он возвещает нам весть от Бога и дает вдохновение на благое деяние. Святой Дух делает человека целителем, верующим, смиренным, пророком или возвестителем Воли Божьей. Когда Святой Дух овладевает нами в полной мере, мы становимся орудием Божьего промысла в этом мире.


Метки: ,

Изначально еврейское слово руах , как и греческое пнеума , означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В Новом Завете слово пнеума встречается в пяти значениях:

  1. в основном значении - «ветер» - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет…» (Ин 3:8 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; сравним Евр 1:7: «делающий ангелов Своих ветрами» - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
  2. неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа» : «Дух бодр…» (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55). Дух апостола Павла «возмутился» при виде Афин - «города, полного идолов» (Деян 17:16). Божий Дух «свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии» (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Дух без порока (1Фес 5:23) и т.д.;
  3. слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23) и «духи, находящиеся в темнице» (1Пет 3:19);
  4. в Библии говорится и о недобрых Духах : злых Духов (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно «нечистыми» Духами (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными Духами (Деян 16:16), а также «духом немощи» (Лк 13:11), Духом усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказательном значении;
  5. обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух» .

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ

Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее.

До того как из первоначального хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). В нем было творческое начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Дух — это дыхание Бога, творящее жизнь.

Иов 27:3; 33:4; Пс 103:29 и след.

Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен «слову» (логос) , бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(Иоан.1:1 и след.)

Это творящее Слово - Сам Христос.

45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
(1Кор.15:45)

Тождество Христа и Святого Духа выражено Павлом в словах:

«Господь есть Дух» (2Кор 3:17).

Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Святой Дух — это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеческой жизни.

Это признается еще Ветхим Заветом. Божий Дух дает человеку разумение.

8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
(Иов.32:8)
20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
(Неем.9:20)
5 Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!
(Агг.2:5)

  • Человеку следует довериться этому Духу (Пс 142:10)
  • Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеческие усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6)
  • Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, например художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10; 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.)
  • Часто Дух Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23);
  • 70 старейшин получили часть Духа, почившего на Моисее (Чис 11:17)
  • На Елисее «опочил» Дух Илии (4Цар 2:15)
  • Прежде всего Дух Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; 42:1)
  • На Иисуса Дух Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16)
  • Силой этого Духа Он исцелял и благотворил (Деян 10:38).

Этот Дух, воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им:

«Примите Духа Святого» (Ин 20:22).

Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога.

Поэтому Иисус мог сказать:

«Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).

В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

Представитель Христа на земле.

В Своих прощальных речах (Ин 13:31 - 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия.

Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них.

Таким образом христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17).

Мир не принимает Святого Духа «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3; ср. Ис 63:10).

Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Святому Духу путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Святого Духа ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше».

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Лук.24:49)
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
(Деян.1:4)

Сошествие Святого Духа.

Сошествие Святого Духа (Деян 2 глава) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Святого Духа, его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Святого Духа. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение.

Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество

Деян 2:37-47; 4:32 - 5:11

Воздействие сошедшего Святого Духа.

а) вселяясь через Святого Духа в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Иоан.16:14)

Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собственном опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас».

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
(Иоан.14:20)

Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутренним миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос».

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2:20)

Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
(Иоан.16:13)

Святой Дух - это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса.

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасительном подвиге.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
(Иоан.15:26)

Верующий человек познает через Святого Духа совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:3-5)

Отныне он - «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!»

17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2Кор.5:17)

Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14).

Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!»;

15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
(Рим.8:15)

б) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары.

Так, ученикам, на которых Святой Дух снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе.
Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:4)

Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии.

В первых христианских общинах это были самые разнообразные дары Святого Духа, которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении .

Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д..

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
(1Кор.12:8-10)

Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии.

11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1Кор.12:11)
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
(Еф.4:7)

Все множество даров дается одним Святы Духом.

4 Дары различны, но Дух один и тот же;
(1Кор.12:4)

И когда в Откр 1:4; 3:1; 5:6 говорится о семи Божьих Духах, находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство Духа во всех его проявлениях;

в) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, подчиняется новому закону Духа, освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти».

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Рим.8:2)

Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу».

4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
(Рим.8:4)

  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им снизошёл Святой Дух.

    Что еще почитать