Что подшивать к журналу операций 9. Отражаем операции по санкционированию расходов

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее – Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н .

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н . Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);
  • пункт 167 Инструкции № 174н дополнен бухгалтерской записью, отражающей принятие учреждением обязательств за счет средств созданного им резерва отложенных обязательств (дебет счета 0 502 99 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 502 01 000).


Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2017 год

10.1 Основные нормативные документы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во Проспект, 2006.

2. "О бюджетной классификации Российской Федерации". Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

4. Инструкция по бюджетному учету. Утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н.

10.2. Учет лимитов бюджетных обязательств

Учет санкционирования расходов бюджетов - это учет сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Учет сумм лимитов бюджетных обязательств ведется на счете 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств". Учет принятых бюджетных обязательств осуществляется на счете 050201000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года". Учет бюджетных ассигнований производится на счете 050301000 "Бюджетные ассигнования".

Учет по данным счетам осуществляется в течение всего финансового (бюджетного) года. По окончании финансового года остатки по счетам на следующий год не переносятся.

Органы, организующие исполнение бюджетов, бюджетные учреждения ведут учет утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, изменений, вносимых в течение текущего года, переданных и принятых в течение года бюджетных обязательств, учет лимитов бюджетных обязательств в пути на счете 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств". Этот счет конкретизирован следующими счетами:

050101000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств";

050102000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств";

050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";

050104000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств";

050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";

050106000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути".

Операции по счету 050100000 отражаются в бюджетном учете на основании первичных документов, предусмотренных Инструкцией (4) .

Аналитический учет операций по счету 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств" ведется в разрезе органов, организующих исполнение бюджета, распорядителей и получателей средств бюджета в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств.

Карточка ведется главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, органами, организующими исполнение бюджета, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Для данной карточки определен следующий состав обязательных реквизитов и показателей:

в заголовочной части: дата карточки; получатель лимитов бюджетных организаций (ЛБО): наименование органа, организующего исполнение бюджета, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (главного распорядителя (распорядителя), получателя); наименование бюджета; вид средств; отправитель ЛБО: наименование органа, организующего исполнение бюджета, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (главного распорядителя (распорядителя), получателя); наименование бюджета; единица измерения (по ОКЕИ);

в оформляющей части: подписи, расшифровки подписей главного бухгалтера, начальника отдела и исполнителя (с указанием должности); дата.

Данные карточки формируются нарастающим итогом с начала года на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по кодам Бюджетной классификации Российской Федерации для каждого органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, и на основании расходных расписаний, доведенных органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, до распорядителей и получателей средств бюджета.

Учет полученных и переданных лимитов бюджетных обязательств ведется обособленно (на отдельных карточках).

В качестве справочной информации в графе "Примечание" карточки могут быть отражены сведения об объемах финансирования.

Счет 050101000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств главными распорядителями бюджетных средств, органами, организующими исполнение бюджетов и изменений, вносимых в течение текущего года, на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

По кредиту счета 050101000 отражаются суммы утвержденных лимитов бюджетных обязательств, внесенные изменения (суммы увеличения со знаком плюс, суммы уменьшения со знаком минус) по главным распорядителям бюджетных средств в корреспонденции с дебетом счета 050301000 "Бюджетные ассигнования".

По дебету счета 050101000 учитываются суммы распределенных лимитов бюджетных обязательств, внесенные изменения (суммы увеличения со знаком плюс, суммы уменьшения со знаком минус) по распорядителям, получателям бюджетных средств в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050104000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств".

Инструкция по бюджетному учету (4) предусматривает следующие требования по заполнению уведомления о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822).

Данный документ составляется органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета (главным распорядителем (распорядителем), и направляется соответственно главному распорядителю (распорядителю, получателю) бюджетных средств.

В заголовочной части уведомления указывается наименование органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (главного распорядителя, распорядителя);

по строке "Кому" - наименование получателя уведомления; главного распорядителя (распорядителя, получателя);

в строке "Приложения" - наименования документов, являющихся приложениями к уведомлению о лимитах бюджетных обязательств.

Заполнение строки "Специальные указания" осуществляется в случае необходимости. Например, при сокращении главному распорядителю лимитов бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств бюджета, установленным органами государственного финансового контроля, данному главному распорядителю направляется уведомление на сумму заблокированных лимитов бюджетных обязательств с пометкой в строке "Специальные указания", "Блокировка лимитов бюджетных обязательств".

В графе 1 указываются коды по Бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, которые должны быть идентичны кодам бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи по главным распорядителям, распорядителям, получателям бюджетных средств;

в графе 2 - объемы лимитов бюджетных обязательств, утверждаемые главному распорядителю (распорядителю), получателю на год с учетом внесенных изменений по состоянию на дату формирования уведомления о лимитах бюджетных обязательств;

в графе 3 - текущее изменение (уменьшение или увеличение) лимитов бюджетных обязательств относительно лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных главному распорядителю (распорядителю), получателю.

В конце документа по графам 2 и 3 указываются итоговые объемы лимитов бюджетных обязательств.

Последняя страница уведомления подписывается руководителем органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета (главным распорядителем, распорядителем).

Первый экземпляр уведомления о лимитах бюджетных обязательств остается в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета (у главного распорядителя, распорядителя), второй экземпляр направляется соответствующему главному распорядителю (распорядителю, получателю).

Каждая завершенная страница нумеруется по порядку.

При заполнении уведомления устанавливаются следующие контрольные соотношения: суммы изменения лимитов бюджетных обязательств, указанные в графе 3, не могут быть больше лимитов бюджетных обязательств, указанных в графе 2, в целом и по каждой отдельной строке.

Счет 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" предназначен для учета распорядителями бюджетных средств, органами, организующими исполнение бюджетов, сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных им главными распорядителями бюджетных средств, на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) в установленном порядке.

По дебету счета 050102000 учитываются суммы лимитов бюджетных обязательств, а также внесенные изменения (суммы увеличения со знаком плюс, суммы уменьшения со знаком минус), переданные получателю бюджетных средств в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050104000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств".

По кредиту счета 050102000 отражаются суммы полученных от главного распорядителя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, а также внесенные изменения (суммы увеличения со знаком плюс, суммы уменьшения со знаком минус) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств".

Счет 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" предназначен для учета получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями) органами, организующими исполнение бюджетов, доведенных до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком плюс, сумм уменьшения со знаком минус), на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

По дебету счета учитываются суммы принятых обязательств в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года", а по кредиту счета - полученные лимиты бюджетных обязательств в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств".

Счет 050104000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств" используется для учета главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, органом, организующим исполнение бюджета, сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком плюс, сумм уменьшения со знаком минус), переданных главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств соответственно распорядителям, получателям бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

По кредиту счета отражаются переданные лимиты бюджетных обязательств в соответствии с Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счетов 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" распорядителем - получателю бюджетных средств; 050101000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" главным распорядителем - распорядителю, получателю бюджетных средств.

На счете 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, органы, организующие исполнение бюджетов, учитывают суммы лимитов бюджетных обязательств, а также внесенные изменения (сумм увеличения со знаком плюс, сумм уменьшения со знаком минус), полученные в соответствии с Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Полученные лимиты бюджетных обязательств отражаются по дебету счета 050105000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" (распорядителями бюджетных средств), 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" (получателями бюджетных средств).

Счет 050106000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути" предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств, органами, организующими исполнение бюджетов, сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, а полученных распорядителями, получателями бюджетных средств - в периоде, следующем за отчетным, по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

По кредиту счета 050105000 отражаются суммы лимитов бюджетных обязательств в пути в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств".

При поступлении документов по доведению лимитов бюджетных обязательств счет 050105000 дебетуют в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств", счета 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств".

")? На основании каких первичных документов будет организован учет (по лимитам бюджетных обязательств, по принятым бюджетным обязательствам, по бюджетным ассигнованиям, по подлежащим исполнению бюджетным обязательствам)? В каких формах по ОКУД необходимо осуществлять аналитический учет санкционирования расходов?

Порядок ведения бюджетного учета санкционирования расходов бюджета определен разделом 5 части 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция 148н).

С учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Федеральным законом от 28.04.2009 N 76-ФЗ, рассмотрим санкционирование расходов при организации исполнения федерального бюджета только на текущий финансовый год.
В соответствии с п. 239 Инструкции N 148н номер счета санкционирования расходов бюджета текущего финансового года формируется с отражением в разряде 22 номера счета кода аналитического учета - 1.

Операции по получению лимитов бюджетных обязательств и принятию бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет КРБ 150115000 Кредит КРБ 150113000 - суммы бюджетных обязательств, полученных в установленном порядке получателем бюджетных средств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

2. Дебет КРБ 150113000 Кредит КРБ 150113000 - детализация получателем бюджетных средств показателей доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

3. Дебет КРБ 150113000 Кредит КРБ 150211000 - суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года.

Операции по получению бюджетных ассигнований и принятию бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных бюджетных ассигнований, оформляются следующими бухгалтерскими записями (данные корреспонденции отражаются только в отношении публичных нормативных обязательств):

1. Дебет КРБ 150315000 Кредит КРБ 150313000 - суммы бюджетных ассигнований, полученных в установленном порядке получателем бюджетных средств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

2. Дебет КРБ 150313000 Кредит КРБ 150313000 - детализация получателем бюджетных средств показателей доведенных ему бюджетных ассигнований по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

3. Дебет КРБ 150313000 Кредит КРБ 150211000 - суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета за счет доведенных бюджетных ассигнований, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года.

Операции по санкционированию расходов по приносящей доход деятельности оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет КРБ 250411000 Кредит КРБ 250412000 - суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений);

2. Дебет КРБ 250412000 Кредит КРБ 250212000 - суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений).

При уменьшении лимитов, ассигнований, обязательств обратные проводки не оформляются. В данном случае делаются проводки по принципу "красное сторно" со знаком "минус" (п. 239 Инструкции N 148н).

Одной из основных задач бюджетного учета санкционирования расходов является обеспечение соблюдение требования ст. 162 БК РФ, в соответствии с которой получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. По завершении текущего финансового года остатки по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Однако следует учитывать, что операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств, то есть в текущем финансовом году дополнительно должны быть отражены обязательства по не исполненным обязательствам прошлого года.

Документальное оформление

Бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными назначениями по приносящей доход деятельности, принятых учреждениями обязательств, осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (п. 239 Инструкции N 148н). При исполнении федерального бюджета документооборот по санкционированию расходов определяется Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н (далее - Порядок N 87н).

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержден приказом Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н). В соответствии с Порядком N 104н лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) доводятся главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета Расходными расписаниями (Реестрами расходных расписаний).

Таким образом, принятые получателем средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) будут отражаться в бюджетном учете на основании расходных расписаний (реестров расходных расписаний).

В соответствии с п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

Принятие бюджетных обязательств;

Подтверждение денежных обязательств;

Санкционирование оплаты денежных обязательств;

Подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исчерпывающий перечень первичных документов, устанавливающих факт принятия бюджетного обязательства, на основании которых в бюджетном учете должно производиться отражение операций по санкционированию расходов на федеральном уровне, не определен. Таким образом, для организации своевременного и полного отражения в бюджетном учете всех принятых расходных бюджетных обязательств учреждение самостоятельно должно определить перечень первичных документов, используемых для подтверждения соответствующих бухгалтерских проводок. Данный документ может быть разработан и утвержден бюджетным учреждением в рамках учетной политики с учетом положений Порядка N 87н.

В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Следовательно, бюджетные обязательства должны быть приняты до совершения сделки (совершения определенной хозяйственной операции) на основании договора, соглашения, заявления на выдачу аванса из кассы бюджетного учреждения и так далее. Накладные, акты, счета-фактуры могут служить только для подтверждения денежных обязательств (подтверждения факта исполнения сделки). Кроме того, принятие бюджетных обязательств в бюджетном учреждении предусматривает сравнение принимаемых обязательств с доведенными по конкретному коду бюджетной классификации лимитами бюджетных обязательств (бюджетными ассигнованиями). Таким образом, документы, на основании которых может быть принято бюджетное обязательство, до их подписания руководителем бюджетного учреждения должны быть завизированы ответственным за ведение учета по санкционированию расходов на предмет оценки на соответствующую дату объема прав в пределах утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств и сметных назначений. Сразу после визирования руководителем учреждения вышеуказанных документов в бухгалтерии оформляются соответствующие бухгалтерские проводки по принятым бюджетным обязательствам.
Таким образом, бюджетное учреждение может принимать бюджетные обязательства на основании следующих документов.

При начислении заработной платы, пособий, компенсаций и иных выплат бюджетные обязательства могут приниматься на основании расчетных ведомостей, приказов руководителя по дате утверждения соответствующих документов (коды КОСГУ 211, 212, 262 и т.д.).

При расчетах с подотчетными лицами бюджетные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по утвержденному руководителем авансовому отчету (коды КОСГУ 212, 220, 300 и т.д.).

При начислении единого социального налога, страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджетные обязательства могут приниматься к учету ежемесячно в последний день месяца на основании данных соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета (код КОСГУ 213, 226 и т.д.).

По заключенным государственным контрактам (иным договорам, заключенным в соответствии с действующим законодательством) на поставку нефинансовых активов, выполнение работ, оказание услуг бюджетные обязательства могут приниматься к учету при поступлении соответствующих контрактов в бухгалтерскую службу в размере договорной стоимости (коды КОСГУ 220, 300).

Бюджетные обязательства также могут приниматься на основании счетов (счетов-фактур), если договор не оформлялся или договором не предусмотрены конкретные суммы обязательств.
Основаниями для принятия обязательств также могут быть постановления судебных (следственных) органов и другие документы, устанавливающие обязательства бюджетной организации.
Суммы предварительной оплаты при приобретении нефинансовых активов, работ, услуг операциями санкционирования не отражаются, так как принятые бюджетные обязательства должны быть отражены в бюджетном учете до осуществления кассовых расходов. Для санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетное учреждение представляет в финансовый орган вышеуказанные документы, а также документы, подтверждающие факт исполнения сделки с учетом требований пп. 15 п. 5 и п. 6 Порядка N 87н.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств (п. 6 ст. 219 БК РФ).

Аналитический учет

Регистром аналитического учета по счетам учета лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований является Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (форма 0504062) (п. 241, 252 Инструкции N 148н).

Аналитический учет операций по счетам 050400000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности" ведется в Карточке учета сметных назначений по приносящей доход деятельности (п. 260 Инструкции N 148н). До утверждения данной формы бюджетное учреждение, по нашему мнению, может вести аналитический учет в регистре, разработанном самостоятельно.

Для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064) (п. 249 Инструкции N 148н). По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хенкеева Делгер

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Компания "Гарант ", г.Москва

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета.

Журнал операций по счету "Касса".

Применяется для учета движения денежных средств в кассе учреждения. Записи в указанном регистре производятся ежедневно на основании отчета кассира.

Журнал операций с безналичными денежными средствами , который является регистром учета движения средств по лицевому счету учреждения.

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами.

В нем учет ведется линейным способом по каждому подотчетному лицу в сумме выданного аванса, произведенного расхода, сданного в кассу остатка неиспользованного аванса. Записи в этом регистре производятся на основании авансовых отчетов.

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками формируется по каждому договору с поставщиками и подрядчиками и предназначен для аналитического учета производимых с ними расчетов в сочетании с синтетическим учетом. Регистр ведется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг по каждому поставщику и подрядчику.

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов.

Журнал операций расчетов по оплате труда составляется на основании сводных расчетно-платежных ведомостей с приложенными к ним первичными документами (табель учета рабочего времени, приказы руководителя и др.).

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов используется для списания с бюджетного учета и внутрихозяйственного перемещения объектов основных средств, нематериальных активов, для учета сумм начисленной за отчетный период амортизации. Бухгалтерские записи в данном регистре составляются на основании соответствующих актов о списании нефинансовых активов и накопленной на дату списания суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.

Журнал по санкционированию

Журнал по прочим операциям

В нем учитываются финансово-хозяйственные операции, которые не нашли отражения в других Журналах.

Все Журналы операций имеют одинаковую форму. Для того чтобы в Главной книге было видно, из какого Журнала операций занесены показатели, каждому из них присваивается порядковый номер, что должно найти отражение в приказе учреждения "Об учетной политике". Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером учреждения, а также исполнителем, который составил данный Журнал операций, с указанием должности.

Ежемесячно обороты по счетам из Журналов операций записываются в Главную книгу в следующей последовательности:

  • 1) все обороты из Журнала операций с безналичными денежными средствами переносятся в Главную книгу;
  • 2) из Журнала операций по счету "Касса" в Главную книгу переносят все обороты. Исключение составляют получение наличных денежных средств с лицевого счета в кассу учреждения и внесение наличных денежных средств из кассы учреждения на лицевой счет;
  • 3) из Журнала операций расчетов с подотчетными лицами в Главную книгу не переносятся обороты по выдаче и возврату подотчетных сумм, отраженные в Журнале операций по счету "Касса";
  • 4) из Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками переносятся те обороты, которые не включают операции по оплате, отраженные в соответствующих Журналах операций;
  • 5) из Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам переносятся обороты, включающие операции по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;
  • 6) из Журнала операций расчетов по оплате труда переносятся все обороты, за исключением операций с безналичными и наличными денежными средствами;
  • 7) из Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов и Журнала по прочим операциям в Главную книгу переносятся обороты, которые не были перенесены в нее из предыдущих Журналов операций.

Правильность отражения в Главной книге оборотов из Журналов операций проверяется следующим образом:

  • - сумма остатков на начало соответствующего периода по дебету всех счетов должна быть равна сумме остатков по кредиту всех счетов на начало этого периода;
  • - сумма оборотов по дебету всех счетов за соответствующий период должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов.

Хранение документов

При организации хранения документов о деятельности учреждения помимо Закона о бухгалтерском учете необходимо руководствоваться положениями НК РФ и приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", где указаны сроки их хранения.

Например, согласно вышеназванному документу уставы, положения организации (типовые и индивидуальные) должны храниться:

  • а) по месту разработки и/или утверждения - постоянно;
  • б) в других организациях - 3 года (после замены новыми).

К документам постоянного хранения (до момента ликвидации организации) относятся: сводная годовая отчетность, аналитические документы к ней; передаточные, разделительные, ликвидационные балансы; сводные годовые отчеты об исполнении бюджетной сметы; отчеты по перечислению денежных сумм в государственные внебюджетные фонды; документы о переоценке основных средств и оценке стоимости имущества; годовые налоговые декларации.

Лицевые счета работников по расчету заработной платы и документы, подтверждающие применение льгот, подлежат хранению в течение 75 лет.

Обороты по счету отражаются нарастающим итогом сначала года и дают полную информацию пользователям об исполнении сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (плана финансово-хозяйственной деятельности) и о принятых учреждением обязательствах. Данные по счету 0 500 00 000 служат основанием для заполнения Отчета об исполнении учреждением плана его финансово–хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и Отчета о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738).

Тема 7. Принципы формирования и раскрытия информации в отчетности бюджетной организации.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом МФ РФ от 25 марта 2011 г. N 33н, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Отдельные положения по составлению отчетности в БУ

Бухгалтерская отчетность подразделяется на промежуточную (к которой относится квартальная) и годовую. Она составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года в рублях, с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Квартальная отчетность составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения).

Бухгалтерская отчетность представляется:

    в орган государственной власти (государственный орган),

    орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель).

Форма представления бухгалтерской отчетности может быть как на бумажных носителях, так и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки. Учредитель, при определении порядка предоставления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа, предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде бюджета, утвержденные финансовым органом ППО, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Учредитель и любой иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его бухгалтерской отчетности и по просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, а также в левом верхнем углу титульного листа Баланса проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя. В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о поступлении бухгалтерской отчетности направляется учреждению в виде электронного документа.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности. В случае, если эта дата совпадает с праздничным (выходным) днем, бухгалтерская отчетность представляется учреждением не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.

Финансовый орган и учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления.

Что еще почитать