Что написано пером, того не вырубишь топором: Смысл пословицы, значение. Не вырубишь топором

Пословица: Что написано пером, того не вырубишь топором.

Варианты написания:

  • Что написано пером, то не вырубишь топором.
  • Что написано пером — не вырубишь топором.

Похожие по смыслу русские пословицы:

  • Что напишет писака, не слижет и собака.
  • Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Русская пословица «Что написано пером, того не вырубишь топором» имеет аналоги на латинском языке:

  • Littera scripta manet. — Написанная буква остается, написанное не пропадет.
  • Et semel emissum volat irrevocabile verbum. — И едва ты его произнес, улетает невозвратное слово. (латинское изречение XV века).
  • Verba volant, scripta manent — Слова улетают, написанное остается.

Возник уже и современный вариант пословицы: «Что написано клавиатурой — не выдолбишь арматурой» 🙂

Происхождение:

Считается, что возникла эта старинная русская пословица в момент распространения письменности на Руси. В то время всему, что написано (будь то письмо или документ), придавалось огромное значение. Написал князь приказ — его нужно было непременно огласить простому народу. Документ обсуждению не подлежал и был обязательным к выполнению. Написано — значит законно, «железно» и поменять нельзя.

Смысл, значение

Одна из самых популярных и употребляемых по сей день пословиц! Пословица русская, но имеет аналоги на латинском языке (см. выше).

Основное значение высказывания в том, что все написанное на бумаге и ставшее известным людям, изменить нельзя. Это касается документов, заверенных подписью, литературных произведений, писем и интернет-сообщений. В русском языке есть похожая по смыслу пословица, но относящаяся к устной речи: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Обе пословицы указывают нам на ценность и весомость слова. Они имеют скрытый призыв следить за речью, взвешивать решения и только потом высказывать мысли или выражать их в письменной форме.

Пословица применима также и к деловой сфере. Документы, закрепленные подписями, вступают в юридическую силу и приобретают официальное значение. Передумав, человеку будет крайне сложно изменить ситуацию. Не поможет даже топор.

Словом, если написанное вступило в силу и стало известно людям, то его уже не изменить, не исправить.

22 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: объясни смысл пословицы что написано пером, того не вырубить топором

Ответ от Дурость
Это старинная русская пословица. Появилась она тогда, когда письменность на Руси только появлялась. Поэтому написанным словам придавалось очень большое значение.
Например, князь писал приказ, который зачитывался простому народу. Этот приказ ставал обязательным для выполнения и обсуждению не подлежал. Если написано — значит законно, «железно», ничего изменить нельзя.

Ответ от Chelovek
Если написанное вошло в силу или стало известно, то этого уже не изменить, не исправить; приходится смириться. Говорят, когда придают большое значение документу или тому, что написано, зафиксировано. Пословица свидетельствует о высокой народной оценке письменного слова, которому придается значение документа, обязательства.

Ответ от Европейский
я просто крутой и всё

Ответ от Прососаться
это значит пиши внимательно без ошибок и не чёоркаааааай

2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Что написано пером, того не вырубишь топором (значение) — пословица про то, что ошибки в написанном и опубликованном тексте (статье, документе и т.д.) трудно исправить.

Пословица указана в книге «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1853 г.) (раздел — «Грамота») — «Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором», «Написано пером, не вырубить и топором», «Напишешь пером, что не вывезешь волом»

Примеры

Герцен Александр Иванович (1812 — 1870)

«Былое и думы» (1868 г.) — «Случившееся стоит писанного — его не вырубишь топором»

Чехов Антон Павлович (1860 — 1904)

Письмо В.М. Лаврову 10 апреля 1890 года Москва — «Обвинение Ваше - клевета. Просить его взять назад я не могу, так как оно вошло уже в свою силу и его не вырубить топором «

Дополнительно

Книга «Пословицы русского народа» (1853 г.), В.И. Даль

Цитаты: Русский язык | Литература | Русские пословицы | Люди

Что написано пером не вырубишь топором на youtu.be

  1. Смысл пословицы что написано пером того не вырубить топором

  2. ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, ТОГО НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ.
    Если написанное стало известно, вошло в силу, его уже не изменишь, не исправишь. Но бумага - о, бумага не свой брат - неравен час, влепишь, пожалуй, такое словечко, что и сам после рад не будешь; а поправить, мое почтение - отдумай. Справедливо сказано: что написано пером, того не вырубишь топором. Железное, Уральцы. Покуда я приказчик, никто у меня прислуги не отымет, а с этой должности вы меня не имеете права сместить.- Имею.- А должок-то, двадцать-то тысяч? - Возьми вексель.- Нет-с! что написано пером, то не вырубишь топором. Решетников, Глумовы.
    Давай сюда! Проворней! (берет и читает). А словами Приказывал аль нет? В письме не пишет Всего, и дельно; писано пером, Не вырубишь и топором. Он пишет: <А про мое здоровье Павел скажет». Островский, Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Мы видели две: ни легитимисты не возвратились к временам Людовика XIV, ни республиканцы - к 8 термидору. Случившееся стоит писанного - его не вырубишь топором. Герцен, Былое и думы. Обвинение Ваше - клевета. Просить его взять назад я не могу, так как оно вошло уже в свою силу и его не вырубишь топором. Чехов, Письмо В. М. Лаврову, 10 апр. 1890.
    Из XVIII в.: Стихами я пишу и рифму ставлю туже: Так чем же я людей великих в знанье хуже? Я так же, как они, скрыплю моим пером И слов не вырубит никто и топором. И то и се, июнь, двадцать вторая неделя.
    - Симони: Написано пером ъ, не высечешь и топором ъ; Снегирев: Написано пером, не вырубишь и топором; Даль: Что написано пером, того не вырубишь топором; Михельсон: Что написано пером, того не вырубишь топором; Рыбникова: Что написано пером, того не вырубишь топором

что написано пером, не вырубишь и топором,смысл пословицы

Ответы:

Смысл: если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано. Примеры из литературы: 1) Кузьмичёва всё стояла рядом с Полыниным и, щупая пальцами записку, всё не решалась отдать её. Что написано пером, того не вырубишь топором: отдашь, потом не воротишь. Может, она потом и пожалеет, - подумала она о Галине Петровне, - да будет поздно (К. Симонов, “Случай с Полыниным”); 2) Но бумага - о, бумага не свой брат - влепишь, пожалуй, такое словечко, что и сам после рад не будешь.. Справедливо сказано: что написано пером, того не вырубишь топором (И. Железнов, “Уральцы”); 3) - Это что, - кивнул Бурденко на бумагу, - можно подписать карандашом? - Лучше бы чернилами, - улыбнулся Детка. - Написанное пером, как говорится, не вырубишь топором (П. Нилин, “Только характеры”)

Потому что ты напишешь ручкой никак не стереть.

    Что написано пером, того не вырубишь топором. См. БОЛТУН ЛАЗУТЧИК …

    Ср. Вам, конечно, небезызвестно выражение: scripta manent. Я же... присовокупляю: semper manent, in secula seculorum! Да, господа, литература не умрет!.. Все, что мы видим вокруг нас, все в свое время обратится частью в развалины, частью в навоз… …

    Что с возу упало - не вырубишь топором - (от посл. Что с возу упало, то пропало что потеряно, утрачено, того не вернёшь; и Что написано пером, то не вырубишь топором если написанное стало известно, вошло в силу, его потом не изменишь) в знач. первой посл … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    ПЕРО, перья мн. перие ср., церк. птичья одежа, замест шерсти. Перо состоит из стебла и махавки, махалки или бородки; стебло: из комля, ствола или дудки с серодцевиной или душкой, и из репицы. Дудка оканчивается комлем, который сидит в теле. Дудка … Толковый словарь Даля

    ПЕРО, а, мн. перья, ьев, ср. 1. Роговое образование кожи у птиц полый стерженёк с пушистыми отростками по бокам. Маховые перья (на крыльях). Пуховые перья (пух). Опахало из страусовых перьев. Набить подушку пером (собир.: перьями). П. пух (перья… … Толковый словарь Ожегова

    Еже писахъ, писахъ (настойчивость, непреклонное упрямство). Ср. «Еже писа̀хъ писахъ!» выговорилъ князь упавшимъ голосомъ. Кто сказалъ эти слова? Уклончивый римскій чиновникъ! Вамъ они врядъ ли пристали... Искренность вашу я безусловно признаю, но … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Падеж - Падеж грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам высказывания или к высказыванию в целом, а также всякая отдельная граммема этой категории (конкретный падеж). Падеж существительного обычно отражает… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Не из чести переносят вести. Кто станет доносить, тому головы не сносить. Лазутчик, что отопок: обносил да и бросил. Слушалыцику да подоконечнику гроб, да могила, да третье кадило! Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. Прикормленный… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Лат. поговорка: написанная буква остается (т. е. против письменных улик трудно спорить, от написанного нельзя отречься); соотв. русскому: что написано пером, того не вырубишь топором) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ср. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего, а кто ненавидит ручательство, спасен. Пр. 11, 15. Ср. Не забывай благодеяний поручителя, ибо он дал душу свою за тебя. И. Сир. 29, 18. Рука: подпись собственноручная, или при безграмотности… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Сегодня рассмотрим выражение: «Что написано пером, не вырубишь топором». Его прошлую и настоящую жизнь. И подумаем над тем, как изменили высокие технологии судьбу слова.

История

Раньше, когда еще книгопечатания не существовало, процесс производства книги был жутко трудоемким, и писцы сильно страдали. Так как книги были редким товаром, то, соответственно, их ценность была значительно выше сегодняшней. Хотя некоторые книголюбы могут не согласиться и указать на порой космические цены в магазинах. Все это так, но ценность древних книг превосходит даже самые смелые фантазии.

Другими словами, когда люди только стали пользоваться письменностью, то ценность слова, зафиксированного на бумаге, была высока. Когда же Иоганн Гутенберг совершил революцию и открыл книгопечатание, то возникновение книги из чуда превратилось в технологический процесс. Но, правда, массово доступна печатная продукция стала только в XVI веке, если говорить о Европе, а в России в то время только вышла первая печатная книга, называлась книга «Апостол», ее готовили долго и кропотливо. Как мы знаем из учебников истории, грамотный человек встречался в России редко вплоть до XX века, когда Советская Россия объявила решительную войну безграмотности. Поэтому книги и не могли распространяться легко и свободно, как в Европе, где образованных людей было значительно больше. И, если бы не необходимость индустриализации, то никто бы и не озаботился проблемой грамотности населения страны.

Читатель думает, наверное, что мы сильно отклонились от темы, но нет, все это непосредственно касается пословицы «написано пером - не вырубишь топором». Потому что дает понять, какую роль играло печатное слово в нашем царстве-государстве.

Значение

Источники говорят, что основной смысл сводится к истине: если что-то приобрело популярность в написанном виде, то исправить уже ничего нельзя. Из этого, кстати, можно извлечь определенный моральный вывод: если человек не уверен, то ему лучше ничего не подписывать, ибо бумаги с подписью имеют, как правило, юридическую ценность, тогда как устные договоренности такой силы не имеют. Поэтому надо быть крайне внимательным. Так что уважение к выражению «Что написано пером, не вырубишь топором» люди сохраняют и в наши дни, признавая за подписанными бумагами почти реальную силу, хоть она и кажется порой несправедливой, абстрактной и глупой.

Деловые отношения

На самом деле, чернила, ручки и бумага позволяют организовывать совместное человеческое бытие. Представим, что нет никаких договоров, и мы полагаемся только на честное слово той стороны. Ведь начнется подлинная анархия, потому что многие люди с удовольствием поменяли бы условия сделки, ведь рынок, как и жизнь, крайне переменчив. Но нет, так делать нельзя, ибо контракт уже подписан, а стороны ударили по рукам. В таком случае выражение «Что написано пером, не вырубишь топором» стоит на страже наших интересов, а разросшаяся бюрократия - это только оборотная сторона процесса. Руководитель большой страны не может за всем лично уследить, вот и возникают различные явления, которые никому не нравятся, но сделать с ними решительно ничего нельзя. Опыт Китая нас в этом убеждает.

Обесценивание слов в цифровую эпоху

Но есть и хорошая новость. Все еще верно утверждение, что настоящая литература - это та, которая опубликована в издательстве на бумажном носителе. Хотя и это ненадежный критерий: не все, что вышло в свет, можно считать литературой в высоком смысле слова. Но оставим споры по этому вопросу, ибо они бесконечны и глубоко субъективны. В контексте нашей темы важно только то, что устойчивый оборот «Что написано пером, не вырубишь топором», смысл которого мы разбираем, все еще актуален не только для юридических операций, но и для русской словесности.

Профессиональным писателем может считаться только тот, чьи книги публикуются, и человек живет литературным трудом. А все остальные попадают в категорию любителей. Они лишь мечтают о том, чтобы о них узнала публика. Хотя, что касается популярности, порой у сетевых авторов большая аудитория, чем у тех, кто считается серьезным писателем. Поэтому о современной жизни поговорки «Что написано пером, не вырубишь топором» нельзя сказать ничего определенного, но «Пациент скорее жив, чем мертв».

Даже сегодня, когда у каждого есть под рукой волшебная кнопка «delete», проблема «написанного пером» все равно существует: ты не успел и оглянуться, а уже твой не слишком приличный текстик, написанный под влиянием эмоций, пошел гулять по стенам френдов и статусам фолловеров.

Интернет - страшная штука: это не книга, которую готовят к изданию годами, и даже не газета, над которой, кроме тебя, потрудятся еще как минимум пару человек. Здесь ты со всемирной славой или вселенским позором один на один. Когда тебя растащили на цитаты сотни пользователей, никакое «издание второе, переработанное и исправленное» уже не спасет. Поздно: текст ушел жить собственной, часто незавидной, жизнью. Брякнул что-то нелицеприятное насчет друга-товарища, спародировал преподавателя, резко среагировал на школьные новости… Утром вроде как пожалел, зашел почистить стену - ан все, уже «не вырубишь топором».

Всякий активный пользователь интернета знает: жить в сети можно по-разному. Можно заботливо и методично подчищать эмоциональные записи, неудачные комментарии, нелепые картинки или неряшливые мысли. Можно заранее спланировать, каким именно ангелом (демоном, божеством, убожеством) ты будешь являться виртуальным знакомым. А можно легко отпускать самого себя в интернет-вечность, в надежде, что тот, кто когда-нибудь прочтет твои записи, поймет тебя правильно.

И это только кажется, что опасность быть обнаруженным в своих не слишком причесанных текстах - опасность сегодняшнего дня.

Она существовала всегда, ровно столько, сколько существует написанный текст, особенно если текст этот частный, непричесанный, вроде бы как не предназначенный для публикации.

Например, текст письма.

С личной перепиской в России двести лет назад было особенно строго. Во-первых, письма читала цензура, поэтому в них либо старались не писать «ничего такого», либо слали цидулки не почтой, а с проверенными людьми. Во-вторых, чуть только адресат или адресант начинали звучать в обществе - появлялась опасность посмертной публикации писем, а значит - последующих изданий и переизданий всех этих интимностей и частностей, которые мы допускаем в «личке».

Кстати, многие из тех, кто вел обширную личную переписку, умело распоряжались получившимся архивом: завещали потомкам, дарили, продавали, передавали в музеи в обмен на запись в реестре дарителей. А кто-то особенно расчетливый еще и подчищал его - совсем как сегодня подчищают стены в соцсетях.

Вот, например, сколько будет жить на свете наука о русской литературе, столько будет занимать в ней почётное место одна милая и расчётливая женщина.

Обыкновенная псковская помещица: несколько сотен душ, уютная просторная усадьба, старый парк и хорошая библиотека.

Трое сыновей — двое служат, третий пока при маменьке, две дочери, умницы и красавицы. Всё бы хорошо, да перспектив — никаких: жизнь в столицах не по карману, а провинция — тесна и скучна. Ни тебе беседу составить, ни остроумием блеснуть, ни время с пользой провести. Жизнь, прожитая зря — как огня боялась этого Прасковья Александровна Осипова .

Поэтому когда в соседнюю деревушку заботливое правительство сослало стихотворца Пушкина, наша помещица расценила это как дар Божий.

Нет, вы только не подумайте: она и вправду полюбила его как сына. Если и был в её чувствах расчёт, то — нечаянный. Этот смуглый кучерявый сосед имел над ней власть безграничную: каждое его слово Прасковья Александровна ловила с немым обожанием, каждую просьбу старалась предупредить, каждую мысль торопилась увековечить.

Двери её уютного дома перед Пушкиным были распахнуты всегда — и не только перед ним. Все московско-петербургские друзья поэта — Дельвиг, Языков, Пущин, Плетнёв — безоговорочно получили те же права дорогих гостей в доме Осиповых.

Теперь всё было как в сказке. Прасковья Александровна очутилась в самом эпицентре русской литературы. И она сама, и её дети получили счастливую возможность видеть и слышать самые первые шаги тех веяний, которые спустя несколько месяцев сотрясали культурный мир обеих столиц. Литература теперь рождалась здесь, под крылом тётушки Осиповой. И она была безупречной повитухой.

Поэты платили ей любовью и преданностью: еженедельные пространные письма, исполненные сыновней любви и почтения, посвященные П. А. стихи и поэмы, шедевры альбомной лирики, сердечные тайны и писательские секреты — всему этому Прасковья стала полноправной хозяйкой.

И, надо сказать, хозяйкой её воспринимали и другие.

Именно Осиповой писала безутешная вдова Пушкина письмо с просьбой разрешить ей приехать поклониться праху мужа — поэта похоронили в родовом склепе рядом с Тригорским. И Осипова… не позволила. В её глазах Натали была первой и единственной виновницей несчастья — и никакого прощения.

Предсмертная воля самой Прасковьи Александровны потрясла её безутешных детей: незадолго до смерти она попросила сына сжечь все письма и бумаги, которые бережно хранились в библиотеке. Все: и письма двух мужей, Вульфа и Осипова, записки детей, хозяйственные расчёты…. Все. Кроме одной стопки. Писем Александра Сергеевича Пушкина.

Это был великолепный ход.

Прасковья уходила в мир иной не помещицей, не матерью, не женой, не «патриархальной старушкой», принимающей гостей в милой усадебке.

Она уходила адресатом великого поэта.

Жизнь была прожита не зря.

А вот Наталья Николаевна Пушкина насчет своих писем к мужу распорядилась иначе. Говорят, незадолго до смерти она попросила сыновей сжечь ее письма к Пушкину. Может быть, старший сын поэта Александр так и поступил. Может быть, они сгорели в пожаре его дома. А может быть, их не было и вовсе среди бумаг, оставшихся после Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Эти письма просто не нашли. Но они точно были - многие из писем самого Александра Сергеевича написаны «в ответ».

В общем-то, Наталью Николаевну можно понять. Пушкинской дуэли ей так и не простили. Можно себе представить, в каком свете истолковывали бы строки ее писем, которые писались поначалу, между прочим, восемнадцатилетней юной девушкой, бесприданницей, не очень-то и влюбленной в будущего мужа. Что говорить: даже малюсенькая, в несколько слов, приписка, сделанная ее рукой по-французски к письму матери, исследованная вдоль и поперек, дала повод будущим читателям чужих писем сказать, мол, поверхностна и глупа была Натали.

Были классики, которые никогда и ничего не удаляли из своих «лент». Думаю, многие из нынешних пользователей соцсетей оценят эту отчаянную смелость - оставить написанным все то, что ты считал нужным писать в разные периоды своей жизни. Например, эпистолярное наследие Антона Чехова - это четыре тысячи четыреста писем, только найденных, возможно, какие-то листы еще ждут своих исследователей по частным коллекциям. Умирая, классик не делал никаких распоряжений по поводу своих писем, хотя были среди них всякие: и те, которые красили его, и те, которые сегодня с удовольствием публикует желтая пресса в рубрике «истории прошлого».

Многие ли из нас с легкостью оставят после себя свои стены в соцсетях, свои блоги и свои ролики на ютьюбе неотцензурированными?

Анна Северинец

Что еще почитать