Что изучает социология физической культуры. В

    2.Цели социологии спорта
    3.Категории социологии физической культуры и спорта
    4.Международный комитет социологии спорта
    5.Задачи социологии физической культуры и спорта
    6.Социологические проблемы
    7.Заключение
    1.Введение
    Социология спорта - отрасль социологии , изучающая спорт и спортивные
    достижения как социальное явление и описывающая структуру спорта,
    его функционирование и развитие.
    Одна из дисциплин, составляющих социологию, является социология спорта . Одним из главных объектов социологического исследования является анализ общества достижений и его связи с достижением высоких результатов и принципом достижения. Социология спорта, как можно констатировать в самых общих чертах, стремится вскрыть связи между занятиями спортом и соответствующими им общественными структурами. Существование взаимосвязи между определенным устройством общества и принципом спортивных достижений является основной элементарной предпосылкой спортивно-социологического исследования. Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности.

2.Цели социологии спорта

·Изучение роли, функций и значения спорта в
жизни людей и социума;

·Появление и распространение спорта в различных типах социума;

·Изучение процесса социализации в современном спорте;

·Исследование влияния власти на ограничения для включения в спорт и успешного участия в нем как участников, организаторов, так и зрителей;

·Изучение форм изменчивости спорта, как ответа на общественные изменения;

·Содействие пополнению понятийного аппарата социологии.

Социология спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания узкоспециальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Следует отметить, что из всех наук, изучающих физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук.

3.Категории социологии физической культуры и спорта
Можно назвать несколько категорий социологии физической культуры и спорта, по мнению некоторых специалистов, они являются основными объектами изучения этой науки:

·соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации;

·физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека;

·спорт - особую разновидность соревнований, подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.

Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:

А) частями указанных ранее объектов;

Б) их разновидностями, формами проявления.

Данная наука сложилась в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 20-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:
- выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и др.);
- имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);
- ведет активную подготовку профессиональных кадров (училища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).
Для изучения процессов развития и становления социального института ФКС, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с прочими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивается как самостоятельное научное знание, основанное на конкретных социологических исследованиях и обобщениях научных достижений в иных областях, исследующих физическую культуру и спорт как объект научного познания: теории, психологии, педагогики.
Тем не менее четко определяется предмет социологии ФКС: социальные отношения, механизмы взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.
Таким образом, в настоящее время социология ФКС является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания. Социологические исследования позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретные социологические исследования дают возможность анализировать состояние потребностно- мотивационной сферы общества в области физической культуры и спорта, оценивать реальные отношения людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.
Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры к совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.
Цель научной дисциплины "Социология физической культуры и спорта" - исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами .
4.Задачи социологии ФКС
можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер. В этой связи разделим их на две группы.
I группа -- объективные факторы, определяющие массовость физкультурно- спортивных занятий. К ним относятся:
- уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
- подготовка профессиональных кадров, их численность и качество обучения.
II группа - субъективные факторы, влияющие на разрешение проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:
- формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
- формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;
- воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Не менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта.
Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена - вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.
В связи с определением цели и приоритетных задач социологии ФКС можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии ФКС построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных закономерностей и тенденций развития в современном обществе.
Социология ФКС, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.
Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Социология ФКС выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция .
Мировоззренческая функция социологии ФКС заключается в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология ФКС призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической сферы отрасли, социология ФКС выполняет свою организационно-управленческую функцию.
Современный период развития социологии ФКС ознаменован многочисленными комплексными социологическими исследованиями, посвященными исследованиям развития и функционирования физической культуры и спорта, а также их влияния на формирование личности, определения критериев сформированности физической культуры личности.
В социологии ФКС как молодой науке в настоящее время пересматриваются сложившиеся подходы к оценке значимости спорта в современном социуме. Новые социально-экономические условия развития общества поставили перед физкультурно-спортивным движением проблемы формирования других ценностных ориентаций, образцов поведения, смыслов, стиля жизни.
5.Международный комитет социологии спорта
Первые тексты в области социологии спорта появились еще в начале 1920 годов, в Европе и Северной Америке, однако эта дисциплина не развивалась до 1960 годы.

Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в очень помог Международный комитет социологии спорта (International Committee for the Sociology of Sport (ICSS)) при ЮНЕСКО, который был создан в 1965 и включал в себя представителей наук о физическом воспитании и представителей социальных наук. Именно с этим событием многие социологи связывают возникновение социологии спорта как самостоятельной дисциплины. В дальнейшем комитет стал официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более 40 стран мира.

С 1966 года Международный комитет социологии спорта стал проводить международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта. С 1966 ежегодно издавался журнал International Review of Sport Sociology. C 1978 Северо-Американское общество по социологии спорта издает журнал Review of Sport and Leisure.

За последние тридцать лет теории социологии спорта развивались и применялись к различным видам спорта в разных странах. В настоящее время социология спорта располагает множеством работ, учебников и справочников, написанных в Европе и Северной Америке.

В последнее время исследованиями в области социологии спорта занялись в Южной Америке и Африке.

В нашей стране социологией спорта занимается О.А. Мильштейн, он является одним из создателей современной российской социологии спорта.

6.Социологические проблемы
Одной из основ
и т.д.................

Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

Выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);

Имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

    ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей


Социология спорта (sociology of sport) - социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии.

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российская государственная академия физической культуры,

Цель научной дисциплины “Социология физической культуры и спорта” – исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами. Задачи социологии ФКС можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения.

Социология ФКС, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.

Столяров В.И. - зав. кафедрой философии и социологии РГАФК, д.ф.н., профессор.

Что касается наиболее важных философско-социологических проблем спорта, которые будут особенно актуальны в XXI в., то к их числу в первую очередь я отношу проблему гуманизации, повышения духовно-нравственной ценности современного спорта.

При ее обсуждении, как правило, высказываются две точки зрения. Согласно первой из них всякое соперничество является антигуманным. Еще в 1706 г. Бернарден де Сен-Пьер в работе "Мысли о воспитании" утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: "Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости". Негативное отношение к спортивным, как и к другим, соревнованиям в системе воспитания детей высказывал основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен категорически возражал против организации олимпийских соревнований детей, поскольку, по его мнению, это "было бы непрактичным и опасным".

В настоящее время более широко представлена другая точка зрения. Ее сторонники считают, что соревновательный спорт выполняет важные социокультурные функции, в том числе и для детей, причем признают (фактически, а не декларативно) лишь одну модель спорта, которая наиболее ярко представлена в спорте высших достижений.

Решение проблемы гуманизации современного соревновательного спорта в первую очередь как раз и предполагает поиск моделей гуманно организованного соперничества, которые имеют высокую культурную, духовно-нравственную ценность. В настоящее время известен ряд таких моделей. Одна из них - спартианская - разработана мной и в ходе практического использования с 1991 г. показала свою высокую гуманистическую ценность.

С проблемой гуманизации современного спорта тесно связан и широкий круг философско-социологических проблем олимпийского движения, касающихся "идеологии" этого движения в XXI в.

Матвеев Л.П. - зав. кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта РГАФК, д.п.н., профессор .

Едва ли найдется подлинно серьезный футуролог-социолог, который не понимал бы, что наметить реалистический прогноз будущего спорта нельзя в отрыве от обоснованного прогноза будущего Человека (человечества). Я буду исходить из того, что человечество - по крайней мере в обозримом будущем - кардинально не изменит свой эволюционно сложившийся вид, формировавшийся и совершенствовавшийся на протяжении многих тысячелетий, не превратится в сборище биокиборгов, продуцируемых посредством генной инженерии и кибернетико-механических ухищрений. Если это так, то ничего "апокалиптического" со спортом не произойдет, и он не исчезнет из культурных ценностей человечества.

Что касается действительных перспектив спорта, то, рассуждая о них, представляется необходимым кроме прочего иметь в виду его все более многообразную дифференциацию. Единоликого спорта давным-давно уже не существует. И дело тут не только в том, что он издавна подразделился на общедоступный спорт (который при определенных условиях бывает массовым) и спорт высших достижений (очень небольшой по числу задействованных в нем спортсменов). Тот и другой тоже подразделились на специфические разделы и типы спортивной деятельности: первый - на базовый (главным образом "школьный") спорт, физкультурно-кондиционный спорт (часто его стали именовать "спорт для всех"), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный спорт; второй - на профессионализированный супердостиженческий спорт и профессионально-коммерческий спорт (как сфера "спортивного бизнеса"). Есть и другие градации спорта. Поэтому рассуждать сейчас лишь о "спорте вообще" - значит не видеть реальных закономерностей дифференциации многогранного спортивного движения в обществе.

Пилоян Р.А. - проректор по научной работе МГАФК, д.п.н., профессор.

До недавнего времени доминировала точка зрения, что занятия спортом развивают человека только психофизически. Современные исследования показывают, что спорт, помимо влияния на тело и психику занимающегося оказывает воздействие на его интеллект и нравственность. Причем не опосредованно, а напрямую. Поэтому пора избавиться от примитивного понимания чемпионов как индивидов, наделенных лишь гипертрофированной мышечной массой и целеустремленностью в ущерб нравственности и интеллекту.

Важным для понимания сущности спорта является и признание нескольких его разновидностей. Есть спорт для всех, а есть спорт для немногих - спорт высших достижений. Последний, в свою очередь, включает в себя олимпийский, коммерческий и некоммерческий. Все эти разновидности спорта выполняют преимущественно только им присущие социальные функции.

Спорт для всех приобщает людей к ценностям физической культуры, воспитывает и позволяет им более ярко раскрыться в труде, искусстве и в любой другой деятельности, повышает качество их жизни.

Олимпийские игры были в древности и остаются сейчас противовесом и альтернативой войне. Участие в них демонстрирует миролюбие тех государств, которых представляют спортсмены. В свою очередь, победа отражает психофизическую, интеллектуальную и нравственную уникальность атлета, поскольку он ради мира и спокойствия на земле в честном противоборстве демонстрирует пределы человеческих возможностей.

Конечно, в спорте существует множество проблем: естественно -искусственный отбор, стремление достигнуть высокий результат любой ценой, эксплуатация спортсменов и др. Однако многие из них порождены отсутствием полноценной теории спорта, несовершенством Олимпийской Xартии и жаждой некоторых функционеров обеспечить свое благополучие за счет эксплуатации труда, таланта и мужества спортсменов.

Ким В.В. - президент Федерации бокса студентов России, мастер спорта, д.п.н., профессор, Тюменский государственный университет.

В порядке дискуссии я хотел бы поставить две социально-философские проблемы спорта.

1. В настоящее время МОК - мощная структура производства, за спиной которой стоят международные промышленные корпорации, диктующие политику, правила игры и условия деятельности всех спортивных организаций. Работа МОК в указанном направлении превратила его в гигантскую монополию спорта, цель которой - получение прибыли путем производственной эксплуатации спортсменов, особенно из слаборазвитых и развивающихся стран.

МОК ведет скрытую двойную игру. С одной стороны, рекламируя высшие идеалы Олимпийских игр, возбуждает национальные интересы стран блеском золотых медалей, а, с другой - нарушая Олимпийскую Xартию, превратил любительский спорт в отрасль производства, где главный источник - прибыли и основная профессия - спортсмен с его высочайшими рекордами и результатами. Сверхприбыли являются главной причиной диктата МОК на международном спортивном рынке с жесткими правилами и регламентациями. Олимпиады и крупные международные соревнования стали профессиональным шоу-бизнесом. Вся система вступительных и членских взносов, заблаговременные платежи (иногда за год до открытия соревнований) на участие в различных спортивных турнирах и прочее также подчинены финансовому благополучию МОК и его подразделений.

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-1.jpg" alt="> Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-2.jpg" alt="> Тема лекции: Социология физической культуры и спорта как наука, история ее"> Тема лекции: Социология физической культуры и спорта как наука, история ее возникновения и развития 2

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-3.jpg" alt=">Основные вопросы лекции: 1. Социология ФКС как наука 2. Общее представление о социологии"> Основные вопросы лекции: 1. Социология ФКС как наука 2. Общее представление о социологии физической культуры как учебной дисциплине 3. Социологическая интерпретация понятий «спорт» и «физическая культура» 4. История возникновения и развития социологии ФКС 4. 1. Становление и развитие социологии физической культуры и спорта за рубежом 4. 2. Вклад отечественных ученых в становление и развитие социологии ФКС 3

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-4.jpg" alt=">Основные понятия: ü социология ü объект и предмет науки ü методы"> Основные понятия: ü социология ü объект и предмет науки ü методы ü функции ü уровни социологического познания ü теоретические парадигмы ü макроуровень и микроуровень ü объективное и субъективное ü общество ü культура ü воспитание 4 ü образование

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-5.jpg" alt="> Вопрос 1. Социология физической культуры как наука, ее объект и предмет ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-6.jpg" alt="> Становление социология физической культуры и спорта как науки когда? и"> Становление социология физической культуры и спорта как науки когда? и где? почему? В начале XX века Бурное развитие физической В Западной Европе культуры и спорта (ФКС) и США Оформление ФКС в самостоятельный социальный институт Влияние ФКС на общественную жизнь Развитие общей социологии 6

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-7.jpg" alt="> Можно ли считать Социологию ФКС самостоятельной научной дисциплиной? ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-8.jpg" alt="> Самостоятельность науки обусловлена ее спецификой Объект Функции "> Самостоятельность науки обусловлена ее спецификой Объект Функции Предмет науки Место и Цель роль в системе наук Методы и Содержание средства 8

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-9.jpg" alt="> Объектом социологии ФКС является физическая культура и спорт как социальные "> Объектом социологии ФКС является физическая культура и спорт как социальные явления Предметом выступают социальная обусловленность всех явлений в области физической культуры и спорта (социальные отношения, взаимодействия, структуры, роль и место ФК в жизни людей) 9

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-10.jpg" alt=">Цель социологии ФКС: выявить структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий "> Цель социологии ФКС: выявить структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, изучить роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно спортивной деятельности 10

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-11.jpg" alt="> Задачи социологии ФКС можно свес ти к решению следующих социально значимых"> Задачи социологии ФКС можно свес ти к решению следующих социально значимых проблем: Ø управление развитием данной социальной сферы Ø интеграция физкультурно спортивной деятельности в образ жизни населения страны Ø разрешение социальных проблем спорта, спортивной деятельности 11

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-12.jpg" alt=">Методы и средства: методы конкретных социологических исследований адекватные объекту теоретические"> Методы и средства: методы конкретных социологических исследований адекватные объекту теоретические методы фундаментальной социологии 12

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-13.jpg" alt=">Содержание: Первая часть исследует развитие физической куль туры как общественного явления"> Содержание: Первая часть исследует развитие физической куль туры как общественного явления и направлена на изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры Вторая часть направлена на изучении спорта как социокультурного феномена, его противоречий, основных за кономерностей и тенденций развития в современном обществе 13

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-14.jpg" alt=">Место социологии ФКС в системе наук и ее функции ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-15.jpg" alt="> Место социологии ФКС в структуре социологического знания q. Теоретическая"> Место социологии ФКС в структуре социологического знания q. Теоретическая социология q. Теории среднего Социология физической уровня культуры и спорта q. Эмпирическая социология 15

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-16.jpg" alt=">Место социологии ФКС в системе общественных наук Политология Философия "> Место социологии ФКС в системе общественных наук Политология Философия Социология физической культуры и спорта Экономика Право 16

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-17.jpg" alt="> Место социологии ФКС в системе спортивных наук Направленность"> Место социологии ФКС в системе спортивных наук Направленность изучения возможностей физической культуры и спорта Социология ФКС Спортивные науки «развитие личности» «функциональная всех вовлеченных в эффективность» физкультурно спортивную отдельного человека деятельность 17

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-18.jpg" alt="> Функции социологии ФКС Универсальные: Специфические: "> Функции социологии ФКС Универсальные: Специфические: Теоретико-познавательные Функция поддержания функции общественных связей – описательная – объяснительная – эвристическая Идейно-воспитательная функция Мировоззренческая функция Организационно- управленческая функция 18

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-19.jpg" alt="> Признаки институционализации социологии ФКС Существует группа людей, которые считают"> Признаки институционализации социологии ФКС Существует группа людей, которые считают себя социологами спорта и другие признают их позицию Издаются книги, учебники по социологии спорта, в периодических журналах печатают статьи Имеют место комитеты, организации, объединяющие социологов спорта и представителей смежных дисциплин Выше перечисленные организации проводят конференции, семинары, на которых идет обмен опытом 19

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-20.jpg" alt="> Социология физической культуры – это самостоятельная отрасль научного знания, изучающая "> Социология физической культуры – это самостоятельная отрасль научного знания, изучающая социальные отношения, взаимодействия, структуры, роль и место физической культуры и спорта в жизни людей 20

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-21.jpg" alt=">Социология физической культуры тесно связанна с другими науками, но имеет собственную специфику, определяемую наличием"> Социология физической культуры тесно связанна с другими науками, но имеет собственную специфику, определяемую наличием собственного объекта и предмета исследования, изучение которых обеспечивается собственными методами и средствами 21

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-22.jpg" alt="> Вопрос 2. Общее представление о социологии физической культуры и спорта как учебной"> Вопрос 2. Общее представление о социологии физической культуры и спорта как учебной дисциплине 22

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-23.jpg" alt="> Чем обусловлен интерес к социологическим проблемам в сфере физической культуры и спорта?"> Чем обусловлен интерес к социологическим проблемам в сфере физической культуры и спорта? превращение ФКС в важное социально значимое явление противоречия, характерные для современного физкультурно спортивного движения возможности использования спорта для формирования здорового образа жизни общества и спортивного стиля каждого из его членов 23

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-24.jpg" alt="> Зачем изучать социологию ФКС? Решение любых задач, стоящих перед человеком или группой"> Зачем изучать социологию ФКС? Решение любых задач, стоящих перед человеком или группой людей, невозможно без понимания человеческих взаимоотношений Любому человеку для реализации себя в профессии (в т. ч. специалистам в области физической культуры и спорта) недостаточно только профессиональных знаний 24

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-25.jpg" alt=">В каких вопросах должен разбираться специалист в области ФКС? «Кто"> В каких вопросах должен разбираться специалист в области ФКС? «Кто МЫ и каково Социальная иерархия наше место? » Как это Особенности функционирования работает? социального института ФКС Понимание жизненных стратегий К чему МЫ людей стремимся? Спортивные интересы, потребности и мотивация Почему МЫ поступаем именно так? 25

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-26.jpg" alt="> Принципиальное отличие науки от учебной дисциплины Для науки предмет познания"> Принципиальное отличие науки от учебной дисциплины Для науки предмет познания – это результат процесса познания. Предмет науки носит исторический характер, т. е. определяется реальностью Для учебной дисциплины предмет познания является исходной, отправной точкой с целью создания целостного представления о ней 26

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-27.jpg" alt="> Вопрос 3. Социологическая интерпретация понятий «спорт» и «физическая культура» ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-28.jpg" alt="> Понятие «физическая культура» наиболее часто употребляется в двух значениях: "> Понятие «физическая культура» наиболее часто употребляется в двух значениях: как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни как специфическая реальность, как социальный процесс овладения специфическими культурными ценностями 28

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-29.jpg" alt=">Физическая культура в широком смысле: – это органическая часть (отрасль) культуры"> Физическая культура в широком смысле: – это органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения 29

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-30.jpg" alt=">Физическая культура в узком смысле: – это часть культуры личности, основу"> Физическая культура в узком смысле: – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования 30

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-31.jpg" alt=">Физкультурная деятельность: – определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также «занятиями"> Физкультурная деятельность: – определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также «занятиями физическими упражнениями» 31

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-32.jpg" alt="> Этимология понятия «спорт» Происхождение и Современное значение: первоначальное значение: "> Этимология понятия «спорт» Происхождение и Современное значение: первоначальное значение: доминирует: «результат, происходит от сравнение результатов в старофранцузского и соревновании» английского слова “de sporte” сохраняется первоначальный смысл означает «развлечение, «зрелище, игра» увеселение, забава» 32

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-33.jpg" alt=">Важнейшие дефиниции в определении понятия «спорт» в различных науках: Ø Соревновательная деятельность и "> Важнейшие дефиниции в определении понятия «спорт» в различных науках: Ø Соревновательная деятельность и подготовка к ней Ø Игровая деятельность Ø Специализированое воспитание Ø Социальная деятельность 33

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-34.jpg" alt="> Социология ФКС рассматривает понятия «физическая культура» и «спорт» как социальные явления"> Социология ФКС рассматривает понятия «физическая культура» и «спорт» как социальные явления во всех аспектах их проявления 34

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-35.jpg" alt="> Спорт - это уникальный социальный институт развития, распро странения и освоения культуры"> Спорт - это уникальный социальный институт развития, распро странения и освоения культуры двигательной деятельности чело века и человечества, выступающий как средство и форма выявления и социального признания высших психических и духовных способ ностей индивида икоманды 35

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-36.jpg" alt="> Соотношение понятий «спорт» и «физическая культура» в социологии ФКС v."> Соотношение понятий «спорт» и «физическая культура» в социологии ФКС v. Физическая культура – это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека v Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры, представляющая собой это комплекс социальных явлений, складывающийся на основе спортивных соревнований и в связи с ними 36

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-37.jpg" alt="> Вопрос 4. История возникновения и развития социологии физической культуры и спорта ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-38.jpg" alt=">Отдельные вопросы о социальных проблемах спорта и значимости физических упражнений нашли отражение:"> Отдельные вопросы о социальных проблемах спорта и значимости физических упражнений нашли отражение: Донауный период Современная наука Древнегреческие философы Г. Спенсер Г. Зиммель Философы утописты М. Вебер М. Шелер Философы эпохи Возрождения Ф. Знанецкий 38

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-39.jpg" alt="> Становление социология физической культуры и спорта как науки Возникновение"> Становление социология физической культуры и спорта как науки Возникновение Бурное развитие (научное (институционализация) осмысление проблем) в 1965 г. создан Международный комитет социологии спорта в начале 1920 х гг. (International Committee for the появляются Sociology of Sport) при ЮНЕСКО научные труды по с 1966 г. проводятся международные социологическим семинары, конференции и симпозиумы проблем по социологии спорта, издается журнал физической International Review of Sport Sociology культуры и спорта C 1978 года Северо Американское общество по социологии спорта издает журнал Review of Sport and Leisure 39

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-40.jpg" alt=">Направления исследований: спорт и социализация спорт и социальная стратификация спортивные"> Направления исследований: спорт и социализация спорт и социальная стратификация спортивные субкультуры спорт и девиация спорт и СМИ спорт и насилие спортивная политика и национальная идентичность спорт и глобализация 40

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-41.jpg" alt="> Вопрос 4. 1. Становление и развитие социологии физической культуры и спорта за"> Вопрос 4. 1. Становление и развитие социологии физической культуры и спорта за рубежом 41

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-42.jpg" alt="> Основные центры научных исследований за рубежом: Канада Ø"> Основные центры научных исследований за рубежом: Канада Ø University of Waterloo in Canada Ø University of Toronto Северная Америка Ø Северо Восточный Университет в Бостоне Ø Иллинойский Университет (University of Illinois) Европа Ø Лестерский Университет(Leicester University) и Loughborough University, Англия Ø University of Jyväskylä, Финляндия Япония Ø Tsukuba University Новая Зеландия Ø University of Otago 42

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-43.jpg" alt=">В сфере социологии спорта в настоящее время издаются 4 журнала: "> В сфере социологии спорта в настоящее время издаются 4 журнала: International Review for the Sociology of Sport (IRSS), «Международный обзор социологии спорта» Sociology of Sport Journal (SSJ), «Журнал социологии спорта» Journal of Sport and Social Issues (JSSI), «Спорт и социальные вопросы» Culture, Sport, Society Leisure Studies, «Исследования культуры, спорта, социального досуга» Japanese Journal of Sociology of Sport, «Японский журнал социологии спорта» 43

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-44.jpg" alt=">Международные исследования в сфере социологии ФКС направлены на: изучение ценностей и норм"> Международные исследования в сфере социологии ФКС направлены на: изучение ценностей и норм доминирующих, появляющихся из других культур и субкультур в спорте; исследование влияния власти и стратифицирующей природы спорта на возможности и ограничения для включения в спорт и успешного участия в нем как участников, организаторов, так и зрителей; изучение путей изменения спорта в ответ на социальные изменения в обществе; содействие формированию политики, которая будет гарантировать, что мировой спорт будет оказывать все меньше и меньше негативного влияния на социальные и природные процессы. 44

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-45.jpg" alt=">Пути реализации мировоззренческой и организационно управленческой функций социологии ФКС: осуществление экспертной поддержки"> Пути реализации мировоззренческой и организационно управленческой функций социологии ФКС: осуществление экспертной поддержки органов государственной власти, предоставление отчетов и докладов по положению дел в социальной сфере заявления о правах и социальной ответственности спортсмена проведение исследований для групп, стремящихся преодолеть неравенство по половому, классовому, этническому, возрастному признакам пропаганда развития личности в противовес моделям спортивной эффективности, существующим в физическом образовании и спортивной науке поддержка лучшего в применение человеческих и природных ресурсов 45

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-46.jpg" alt="> Вопрос 4. 2. Вклад отечественных ученых в становление и развитие социологии ФКС">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-47.jpg" alt="> Предпосылки: Начиная с 1930 х гг. физкультурно спортивное движение формируется"> Предпосылки: Начиная с 1930 х гг. физкультурно спортивное движение формируется как массовое в советской России Возникает потребность изучения эффектив ности физкультурно спортивной деятельности, исследования мо тивов, интересов, значимости и места физической культуры в об разе жизни советских людей 47

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-48.jpg" alt=">Этапы разви тия отечественной социологии ФКС (по О. А. Мильштейну) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-49.jpg" alt="> I этап с послереволюционных лет до начала 1960 х годов: осмысление,"> I этап с послереволюционных лет до начала 1960 х годов: осмысление, теоретическое обобщение социальных функций фи зической культуры начиная с 1930 х годов социологические ис следования проводятся в рамках истории физической культуры начиная с 1960 х годов в рамках теории физической культуры 49

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-50.jpg" alt="> II этап с начала 1960 х до начала 1970 х "> II этап с начала 1960 х до начала 1970 х годов: проведение конкретных социологических исследований (КСИ), обусловленных значительным развитием раз личных сторон жизни советского общества, в том числе физической культуры и спорта 50

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-51.jpg" alt=">III этап с начала 1970 х до середины 1980 х годов:"> III этап с начала 1970 х до середины 1980 х годов: теоретическое обобщение многообразных конкрет ных социологических исследований в сфере физической культуры, раскрытие тенденций, закономерностей ее развития и функциони рования определение предмета соци ологии физической культуры, его рамок связь с другими наука ми: общественными, естественными и спортивно педагогическими 51

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-53.jpg" alt="> Отечественные ученые, внесшие вклад в становление и развитие социологии ФКС В. А. Артемов,"> Отечественные ученые, внесшие вклад в становление и развитие социологии ФКС В. А. Артемов, Т. И. Кукушкин, В. И. Жолдак, О. А. Мильштейн, И. В. Вишневский, Н. А. Понаморев, Т. Х. Титма, В. И. Столяров, Л. И. Лубышева 53

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-54.jpg" alt="> qсформулирован ряд важных теоретико-методологических положений например, что развитие"> qсформулирован ряд важных теоретико-методологических положений например, что развитие спорта, его содержание и функции определяются конкретными историческими условиями 54

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-55.jpg" alt="> qпроанализированы проблемы физкультурно-спортивной деятельности как элемента образа жизни различных групп населения и "> qпроанализированы проблемы физкультурно-спортивной деятельности как элемента образа жизни различных групп населения и определены пути их решения 55

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-56.jpg" alt=">qпоказана важность, актуальность решения социологических проблем гуманизации современного спорта и олимпийского движения ">

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-57.jpg" alt="> qпроведен ряд социологических исследований, в результате которых получена важная информация о состоянии"> qпроведен ряд социологических исследований, в результате которых получена важная информация о состоянии олимпийского образования детей и молодежи, о положении дел в отечественном массовом спорте и спорте высших достижений и т. д. 57

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-58.jpg" alt="> Вывод: Ø Сегодня социология ФКС – это бурно развивающаяся отрасль"> Вывод: Ø Сегодня социология ФКС – это бурно развивающаяся отрасль научного знания как в нашей стране, так и за рубежом Ø Значимость социологического познания физической культуры и спорта постоянно возрастает, что свидетельствует о повышении роли и степени влия ния физической культуры и спорта на жизнь современного человека и общества 58

Src="https://present5.com/presentation/3/187298164_442872694.pdf-img/187298164_442872694.pdf-59.jpg" alt=">Вопросы для подготовки к семинару: 1. Спорт как социальное явление и как объект научного"> Вопросы для подготовки к семинару: 1. Спорт как социальное явление и как объект научного познания. Специфика социологического анализа физической культуры и спорта. 2. Научный статус социологии физической культуры и спорта, ее объект, предмет, методы. 3. Взаимосвязь социологии спорта с другими науками о спорте. 4. Социология физической культуры и спорта в структуре социологического знания. 5. Основные понятия курса: «спорт» и «физическая культура» , их соотношение и содержание на современном этапе развития российского общества и спорта. 6. Исторические аспекты возникновения и развития 59 социологии ФКС

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - направление социологии, связанное с изучением места и роли физич. культуры и спорта в системе обществ. отношений, их соц. сущности, закономерностей их развития и функционирования в различн. конкретно-историч. условиях. Основными направлениями социологич. анализа физич. культуры и спорта (Ф.К. и С.) являются: изучение ее обществ.-историч. природы, соц.-экономич. детерминированности, места и роли в обществ. жизни; процессов взаимодействия и взаимовлияния Ф.К. и С. с др. формами деятельности - трудовой, образовательной, досуговой и др.; соц. функций ФК и С; изучение места ФК и С в образе жизни и культуре основных соц.-демографич. групп об-ва; анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию массовой ФК; исследование воздействия спортивного зрелища на массовую аудиторию; изучение специфики процессов формирования личности, включенной в сферу спортивной деятельности, особенностей ее личностной структуры. К основным соц. функциям физич. культуры и массового спорта относятся: физич. совершенствование человека, оздоровительная, воспитательная, производственная, рекреационная, разумной организации досуга, коммуникативная, соц. интегрирования. Применительно к спорту высших достижений выделяются такие функции, как соревновательная, социализирующая, политич., престижная, зрелищная. Ф.К. и С. выступают как сфера самосовершенствования и самоутверждения человека, их рассматривается как важное направление соц. политики. Роль Ф.К. и С. в жизни об-ва, характер их воздействия на человека выходят далеко за рамки функции развития физич. качеств. Физич. совершенствование индивида влечет за собой важные последствия для самых различн. сфер его жизнедеятельности: производственной (развитие и совершенствование человека как главной производительной силы об-ва, повышение его работоспособности); оздоровительной (сохранение и укрепление здоровья, удлинение активного периода жизнедеятельности человека); досуговой (рациональная свободного времени с использованием активных форм отдыха, профилактика нарушений и борьба с различн. формами девиантного поведения) и др. Принципиальное значение имеет социально интегрирующая функция Ф.К. и С. Она реализуется в развитии таких социально значимых черт, как коллективизм, способность к общению и переживанию. Совместные занятия Ф.К. и С. оказывают воздействие на формирование и укрепление малых групп, развитие внутригруппового общения, стабилизацию морально-психологич. климата в коллективе (производственном, в семье). Важнейшей для С.ф.к. и с. задачей является изучение факторов наиболее полной реализации гуманистич. потенциала данной формы соц. деятельности в жизни каждого человека, объективных и субъективных условий достижения подлинной массовости Ф.К. и С. К первой группе факторов относятся уровень развития материальной базы Ф.К. и С, подготовка соответствующих квалифицированных кадров; ко второй - переориентация обществ. и индивидуального сознания в отношении ценностей физич. культуры, формирование устойчивых мотиваций физич. совершенствования, превращение оценки уровня развития физич. культуры в один из критериев оценки уровня культуры человека в целом. Особое место в структуре С.ф.к. и с. занимают проблемы спорта высших достижений, к-рый, в отличие от массового спорта, выходит за рамки досугового времяпрепровождения и является своеобразной трудовой деятельностью, направленной на достижение максимально высоких рез-тов. Современная спортивная как способ самореализации личности - это не просто проявление физич. сил человека, "игры мышц и мускулов", а в большинстве случаев проявление и утверждение личностного потенциала в единстве духовного и физич. начал. Лит.: Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М., 1974; Степовой П.С. Спорт, идеология. М., 1984; Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. Вып. 1. Спорт, воспитание. М., 1988. ИМ. Быковская, Н.Г. Валентинова.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА" в других словарях:

    Казанский государственный университет культуры и искусств - Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

    МИЛЬШТЕЙН Олег Александрович - (р. 1936) российский социолог. Один из создателей современной российской социологии спорта. Кандидат педагогических наук (1967), доцент (1968). Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1999). Член Международного комитета… … Социология: Энциклопедия

    Жолдак, Владимир Иванович - (1928 г. р.) выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (1952). Специалист в области социологии физической культуры и спорта, управления физкультурно спортивным движением и организации производственной… …

    Исмаилов, Асомиддин Исмаилович - (1949 г. р.) выпускник Таджикского института физической культуры (1972), социологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1996). Специалист в области теории юношеского спорта, социологии физической… … Большая биографическая энциклопедия

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - в классической социологии определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и… … Социология: Энциклопедия

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России на 2010-2011 года - … Википедия

    Список научных журналов ВАК Минобрнауки России с 2010 года - … Википедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Виноградов, Петр Алексеевич - (28. 06. 1858, Москва 18. 03. 1910, Москва) Окончил МУЖВЗ, в 1885 получил звание клас. худ. арх. Работал на строительстве Александровских казарм (Подольское ш., 8), в 1887 95 университетских клиник на Девичьем Поле. В 1895 97 работал участ. архит … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Социология физической культуры и спорта Учебник , Лубышева Л.. Приведены основные понятия и категории социологии как науки об обществе, общее представление о социологии физической культуры и спорта, ее месте в системе социальных наук. Рассмотрены…

Что еще почитать