Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.
Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его
Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.
Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.
После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.
После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.
Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.
Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.
Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.
Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.
Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.
Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.
А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.
Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.
Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.
Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.
Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.
Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.
Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.
И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.
Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.
Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.
Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.
Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.
И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.
При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.
Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.
Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.
Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.
Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…
Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.
Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.
Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.
Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».
Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона. Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить. К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен.
В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.
Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.
Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.
Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.
Средняя общеобразовательная школа № 141
Тема: Тема чести в произведениях русских писателей
XIX века.
Класс: 10 «Б»
Руководитель: Шульман Нина Николаевна
Москва 2003 год
Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно- воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.
Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.
Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести
Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это
происходит и к каким приводит результатам.
Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в
обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно
относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не
захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына
Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -
говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да
потянет лямку, да понюхает пороху, да
Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает
необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся
начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы
не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не
сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,
так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который
однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему
господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу
грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его
искренней любовью к мальчику.
Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.
Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.
Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.
Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В
Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.
Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который
посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.
Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они
адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,
что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев
вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь
девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.
Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство
Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не
думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.
Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем, что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес ему предательский удар шпагой.
Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.
Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя
и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра
Андреевича Гринева.
Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить участь мужа, чтобы не сдаться врагу.
Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с
презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою
собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.
Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что
сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А
еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него
замуж.
Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных родителей.
Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,
просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.
Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга
оберегать доверенного ему Петрушу.
Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его, так как тоже имел милосердие и честь.
Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с пренебрежением.
Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость восторжествовала и у повести счастливый конец.
Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с
позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.
Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его
образованности и социального положения.
Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о
нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт
М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая
честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который
сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр
Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою
собственной жизни.
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»
Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.
История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.
Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений
Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной
ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был
невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее
недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить
над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело
заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.
Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом, заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»
Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.
Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести
«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить
свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.
Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом».
Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение
Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал
презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника
действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание
доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им
владели болезненное самолюбие и эгоизм.
Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей мести.
Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был свидетелем его испуга.
Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков».
В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на
дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким
по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.
Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить
только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность
и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению
к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.
Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия
дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него
извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает
стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей
Печорина.
Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная
Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».
Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским
размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел
обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.
Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и
порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,
поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.
Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов
опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою
честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы
из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит
Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но
не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.
В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает
собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.
Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради
своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали
его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.
Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно
раскаивается, но жизнь его уже разбита.
Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама жизнь.
В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»
Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.
Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.
Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.
Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа
он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,
наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.
«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.
Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,
занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к
карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и
отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству
и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при
Павле.
Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся
своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,
независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по
наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде
Курагина, для которого нет понятия чести.
Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при
Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в
бегство войско
Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.
Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с
Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не
вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его
благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.
Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.
В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее
неопытность и понимая также, что любит только ее.
Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.
Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.
Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и
естественность многому его научили. Нравственная чистота народа,
способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для
Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его
духовной силы.
На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.
Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,
Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.
Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство.
Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь
справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В
этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства
Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к
солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.
Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.
В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга.
В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.
Список использованной литературы.
1. А. С. Пушкин:
«Капитанская дочка»
«Евгений Онегин»
«Выстрел»
2. М. Ю. Лермонтов
«Смерть поэта»
«Герой нашего времени»
«Маскарад»
3. Л. Н. Толстой.
В салоне Анны Павловны Шерер появляется толстый молодой че-ловек в очках. Это Пьер Безухов. В лице хозяйки — беспокойство и страх. Что, собственно, ее напугало? Взгляд молодого челове-ка — умный, робкий, наблюдательный и — главное — естественный, который прежде всего и отличал его от всех, находящихся в гостиной. Естественный человек среди всего искусственного, среди кукол. А если вспомнить массивность Пьера, то не напомнит ли он вам Гулливера среди лилипутов? Во всяком случае, Андрей Болконский имел все основания ска-зать Пьеру: «...ты один живой человек среди всего нашего света».
Пьер — живой. В этом его сила, но и его сла-бость: живой — значит ранимый.
Не только для князя Андрея, но и для Пьера на первых порах характерным оказывается «наполео-новский комплекс». Пьер даже видел «величие ду-ши» Наполеона в том, что «для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека». (Не находите ли вы в этих рассуждениях опре-деленное сходство с теориями Раскольникова?)
В своих исканиях Пьер идет иным путем, неже-ли князь Андрей. Он обращается не к рациональ-ному, а к нравственному началу в человеке. Это новый тип героя в русской литературе, сочетающий высокую интеллектуальную культуру, интерес к философским проблемам с цельностью натуры, ис-кренним демократизмом, природной добротой.
Пьер проходит через кутежи, масонство, филан-тропию (благотворительность, помощь нуждающим-ся), увлечение Наполеоном, которого сначала считал «величайшим человеком в мире». Только Отечест-венная война приобщает его к народной правде. Пьер обретает душевное равновесие, лишь постигая народный взгляд на жизнь и отрекаясь от индиви-дуалистического сознания. В плену при непосред-ственном, тесном общении с простыми людьми, с Платоном Каратаевым к Пьеру приходит ощущение внутренней свободы.
Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного, психологического об-лика русского патриархального крестьянина, свойст-венные ему смирение, покорность, непротивление злу насилием и т. д. Высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой Каратаев является воплощением лучших народных черт — добра, трудо-любия, человечности. Бесспорно, что самому Толсто-му Платон Каратаев был очень близок. Платон, сказано в романе, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и оли-цетворением всего русского, доброго и круглого».
Для Толстого круглое представляло идеал совер-шенства, внутренней гармонии, но одновременно в нем заключено представление о замкнутости и огра-ниченности. Пьер же строил свою жизнь более широко и более осознанно, чем это могло быть у Каратаева.
В данном случае не только толстовские герои, но и сам автор сталкивался с труднейшей проблемой. «Мысль народная», в истолковании Толстого, требо-вала отказа не только от индивидуалистического, но, но существу, и вообще от индивидуального начала. Провозглашался принцип «роевой» жизни, при котором люди, как пчелы, должны были со-обща делать одно дело, никак не выделяясь из общей массы. Пьер, принимая этот принцип, пыта-ется быть таким же, «как все». И князь Андрей старается приобщиться к естественной, народной стихии (найти в себе то, что есть «в каждом сол-дате»). Существенно, что для них это движение не вниз («к толпе»), а вверх, к постижению высокой народной правды, к народу, нравственные нормы которого становятся для них образцом. Но отка-заться от интеллектуальной жизни, от продолже-ния поисков истины они не в состоянии, потому что иначе они потеряли бы свою человеческую индивидуальность.
В работах ряда литературоведов уже было заме-чено, что истина для автора «Войны и мира» за-ключается в сопряжении общечеловеческих ценно-стей, воплощенных в образах главных героев рома-на, с ведущими принципами народной жизни.
Чувствуется, что новое направление деятельности Пьера не одобряет и писатель. Получилось так, что герой романа возвращается к уже преодоленным, казалось бы, стремлениям к единоличному пере-устройству общества. Толстой пишет: «Это было продолжение его самодовольных рассуждений об его успехе в Петербурге. Ему казалось в эту минуту, что он призван дать новое направление всему рус-скому обществу и всему миру». Материал с сайта
Писатель убежден, что этого сделать нельзя. По-чему же он снова возвращает Пьера к тем «самодо-вольным» мыслям, которые должны были бы ос-таться в прошлом? Да потому, что один из люби-мых героев Толстого все время в пути, он не ос-танавливается в своих поисках и неустанно ищет истину — бьется, ошибается, начинает и бросает, опять начинает и опять бросает, и вечно борется... Очень хочется напомнить еще раз слова Толстого: «А спокойствие — душевная подлость».
Пьера восторженно слушает сын Андрея Болкон-ского — пятнадцатилетний Николенька. Мечта о сла-ве, об известности, владевшая когда-то его отцом, проявляется в нем с недетской силой. Мысль о ге-роях древних веков его воодушевляет: «Я сделаю луч-ше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Поистине, все повторяется в этой жизни...
Пьера Безухова, несомненно, ожидают тяжелые жизненные испытания. Большой, трудный путь ис-каний, «проб и ошибок» открывается и перед Николенькой Болконским. Эпилог романа-эпопеи не столь-ко подводит итог повествованию, сколько намечает новые перспективы, что совершенно естественно для жанра, в котором написана «Война и мир».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
Писатель объединил в нем лучшие человеческие качества, показал через призму событий мирового масштаба личные переживания персонажа, духовное становление личности.
Закончив «Войну и мир», Лев Николаевич говорил, что готов потратить на написание романа всю жизнь, лишь бы оно нашло отклик в сердцах соотечественников, чтобы к произведению обращались и через 20 лет, и через 30. Мечты автора эпопеи исполнились: спустя полтора века роман заставляет читателей во всем мира задуматься о смысле жизни.
Лев Толстой подошел к созданию очередного нетленного труда с присущей педантичностью. «Война и мир» - это пять тысяч листов черновиков и семь лет напряженной работы. Автор в попытках найти истину о войне потратил месяцы на изучение документов, книг и журналов о событиях 1812 года, даже посетил поля боев в Бородино.
Сначала писатель собирался создать роман о ссыльном декабристе, где действие разворачивается в середине 19 столетия, затем передумал и вернулся на 25 лет вперед, потом отодвинул рамки к началу войны с и, наконец, остановился на 1805 году.
Великое художественное творение вошло в историю еще и как новый литературный формат. Лев Николаевич упорно искал необычный тип подачи, в итоге презентовал читающему миру жанр, которого еще не было – роман-эпопею, объединивший десятки судеб в свете значительных исторических событий.
Рядом с центральными персонажами прозаик поселил Пьера Безухова. Незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова через 10 лет, проведенных за границей, вернулся в родные пенаты. С молодым человеком читатель знакомится в салоне Анны Шерер – это первый выход Пьера в свет. Общество с брезгливостью и иронией смотрит на наивного бастада с его нелепой внешностью, манерами и прямолинейными высказываниями.
После смерти отца Пьер Безухов вступает в наследство и обретает статус завидного жениха, ударяется в кутежи и разгул. Вскоре прощается с холостяцкой жизнью, взяв в жены Елену Курагину, известную как Элен. Ошибка в выборе спутницы жизни очевидна – глупая, расчетливая дама к тому же не отличается целомудренностью, изменяя мужу направо и налево.
Потрясением для Пьера становится новость о любовной интрижке с приятелем Федором Дороховым. Защитить честь способна только дуэль, на которой неуклюжий и безобидный Безухов, вынужденный законами общества стреляться, чудесным образом ранил соперника. Жить с Элен Курагиной больше невыносимо, и молодой человек расходится с женой.
С самого начала Лев Николаевич представляет персонажа человеком мятущимся, который пытается ответить на вечные вопросы о смысле жизни, предназначении, любви и ненависти. Духовные искания набирают обороты после измены и дуэли, в итоге Пьер увлекается масонством. Но и здесь ждет разочарование: вместо высших мотивов Безухов раскрывает истинные цели движения – подняться в обществе, завладеть «мундирами и крестами», хорошо провести время в модных салонах.
Прийти в себя после пережитой личной драмы помогают события 1812 года, разрушившие идеалы героя. Пьер Безухов на войне видит героизм солдат и тоже следует их примеру, обнаруживая в душе смелость, мужество и способность жертвовать. Бородинское сражение наглядно показывает Пьеру, как простые люди без лишних размышлений о смысле бытия защищают родную землю.
Безухов принимает решение остаться в оккупированной столице, наивно полагая, что убьет Наполеона. Но попадает в плен, где случается судьбоносное знакомство с крестьянином Платоном Каратаевым.
Мудрость и высокая духовность солдата меняет отношение Пьера к жизни и обществу. Удивительно, но лишь в плену герой обретает спокойствие, принимает себя и недостатки других: понимает «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».
Однако простой путь полного принятия бытия не для Пьера, он видит выход в нравственном обновлении общества и решает вступить в ряды тайной организации. На любовном фронте судьба преподносит Пьеру подарок – ответные чувства и счастливую семейную жизнь. Хотя прежде чем пара воссоединилась, прошли годы.
Впервые 13-летнюю девушку с открытой и доверчивой душой Пьер увидел в гостях у Ростовых. Очень долго Безухов относился к ней как к ребенку, с интересом наблюдая за развитием и становлением личности. Наташа, обрученная с близким другом Пьера , предала жениха, чуть не сбежав с охмурившим ее Курагиным, братом Элен. Предательство повергает Безухова в шок, к тому же чувствует некую причастность к падению героини, ведь был еще женат на Элен.
Но вскоре девушка очнулась от чар Курагина и погрузилась в омут сильнейших переживаний. Безухов поддержал Наташу – и через эти страдания рассмотрел чистую душу героини. Чувства зарождались постепенно, лишь после смерти Болконского, общаясь с Ростовой, понял, что полон любви к этому чистому, высокому существу. В конце романа Наташа Ростова принимает от Пьера Безухова предложение руки и сердца, а спустя годы супруги растят четверых детей.
Лев Толстой никак не мог определиться в имени одного из ключевых персонажей романа. Прежде чем стать Петром Кирилловичем Безуховым, у него трижды менялись «паспортные данные»: в набросках представал то князем Кушневым, то Петром Медынским, то Аркадием Безухим. А когда автор задумывал произведение про декабристов, герой носил имя Петр Лобазов. Причем, конкретного прототипа Пьер не имеет, как признавался писатель, персонаж во многом похож на него самого.
Во внешности героя отсутствует аристократичность. Читатели знакомятся с упитанным молодым человеком со стриженой головой и в очках – словом, ничего примечательно. Угрюмое, несколько глупое лицо, иногда с выражением провинившегося человека мгновенно меняет улыбка – тогда Пьер становится даже красивым. Нелепость образа, рассеянность вызывает у окружения насмешки. Однако наблюдательные люди замечают хоть и робкий, но умный взгляд.
Толстой заключил в персонаже все самые лучшие характеристики, сделав его эталоном на все времена. Блестящее образование, доброта, готовность броситься на помощь, благородство, простодушие и доверчивость – с первых страниц Безухов вызывает симпатию. Даже к противнику на дуэли не испытывает ненависти, наоборот, оправдывает Дорохова – кто знает, возможно, и Пьер мог бы оказаться на месте любовника жены.
Роман отражает эволюцию характера Пьера Безухова. Из наивного и ведомого превращается в самодостаточного человека. Персонажу удается-таки прийти к внутренней гармонии.
Перенести на экран роман великого российского писателя пытались еще в эпоху немого кино. Первую картину режиссера Петра Чардынина зритель увидел в 1913 году. К середине века киноверсию эпопеи успешно представили американцы – фильм получил три номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус».
Советские власти решили дать ответ иностранцам, поручив дело «государственной важности» режиссеру . На создание картины потратили шесть лет и 18 миллионов рублей. Как итог – главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар».
«Война и мир» вдохновила представителей киноиндустрии на создание двух сериалов. Первый вышел на канале BBC в 1972 году, сценарий которого расписали на 20 серий. Постановка телеверсии 2007 года объединила несколько стран – Россию, Германию, Францию, Италию и Польшу. А спустя почти 10 лет за дело вновь взялась корпорация BBC, явив миру , включающий шесть эпизодов.
Великолепная картина Кинга Видора, снятая по роману Толстого, объединила блистательных актеров. Роль Пьера Безухова досталась Генри Фонде, хотя планировали снимать . Но мужчина наотрез отказался составить компанию на съемочной площадке в образе Наташи Ростовой. Позже актриса говорила, что вжиться в столь сложную роль удалось с трудом.
Сергей Бондарчук никак не мог определиться, кому отдать роль графини Ростовой. Мэтру кино привели балерину – девушку нежную и хрупкую, но блондинку, тогда как у толстовской героини волосы темные. Людмила не прошла пробы, но получила второй шанс. На экранах зрители видят актрису в парике. Бастарда Безухова исполнил сам режиссер, а друга Андрея Болконского сыграл обаятельный .
В сериале 1972 года мятущегося героя представил , да так убедительно, что актеру вручили премию BAFTA.
Авторы телесериала «Война и мир» 2007 года позволили себе отойти от сюжетной линии произведения российского классика, переиначив некоторые моменты. Так, Элен Курагина скончалась от страшной болезни (в книге – к смерти привели последствия аборта), а на дуэли Николай Ростов выступил секундантом Пьера (на самом деле был помощником противника). Да и Наташа Ростова в исполнении не похожа на описанный в романе образ.
(Андрей Болконский) и (Наташа Ростова). А эволюцию характера Пьера Безухова продемонстрировал .
«Мы все знаем, что такое зло для себя»
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!»
«Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости»
«Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё»
«Главное жить, главное любить, главное верить»
«Вы, такая порода людей, которые приходят к людям, когда им хорошо, чтобы испортить им настроение»
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня